Эффект кулешова как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 06.09.2024

Тарелка горячего супа, ребенок в гробу и девушка на диване глазами актера Мозжухина — голод, скорбь, желание. Точнее, не совсем глазами и не совсем Мозжухина, — так кинорежиссер и теоретик Лев Кулешов при помощи трех статичных планов, склеенных с одним и тем же портретом, доказывает, что содержание последующего кадра может полностью изменить смысл предыдущего. Так, в , рождается кинематограф.

1. Актриса Хохлова идет по Петровке.

2. Артист Оболенский идет по набережной Москвы-реки (оба улыбаются и идут навстречу друг другу).

3. Встреча у памятника Гоголю.

4. Белый дом в Вашингтоне.

5. Пречистенский бульвар, Оболенский и Хохлова уходят.

6. Оболенский и Хохлова поднимаются по ступеням храма Христа Спасителя.


Способы работы с пленкой, изобретенные Кулешовым и Эйзенштейном, разумеется, редко использовались в чистом виде, но положили начало эпохе монтажных экспериментов — режиссеры учились комбинировать приемы, подчиняя их собственным авторским методам. Больше всего агитационные возможности монтажа восхищали Дзигу Вертова — первым решившего отказаться от титров в качестве элемента литературного повествования и передавать смысл исключительно кинематографическими средствами — через приемы визуального сопоставления и ассоциативного монтажа. Его кинематограф — авангард на службе у режима, экспериментальные гимны труду, собранные из документальных фрагментов жизни советских граждан.


В XXI веке, пожалуй, все уже в курсе, что с помощью видеомонтажа можно создавать целые альтернативные реальности и параллельные миры. С современными возможностями съёмки, компьютерной графики и спецэффектов возможности кинематографа стали совершенно безграничными. Но так было не всегда.

Немногие знают, что одним из первооткрывателей удивительных свойств монтажа стал русский режиссер Лев Кулешов, именем которого назван знаменитый эффект Кулешова. Лев Кулешов настаивал на том, что кинематограф – это самостоятельное искусство. И именно монтаж, а не игра актёров, мастерство декораторов или качественная работа видеооператора является основой кино.

Знаменитый эксперимент Кулешова

Для доказательства своей точки зрения в 1929 году Кулешов провел свой знаменитый эксперимент, показав своим коллегам по кинопроизводству небольшую видеонарезку. В ней три раза повторялся портретный кадр с актером Мозжухиным. Между повторами на экране чередовались три других кадра: один — с тарелкой супа, другой — с умершим ребенком, третий — с красивой женщиной.

Все зрители интерпретировали эмоции актера по-разному во всех трех случаях. Они посчитали, что в первом случае персонаж испытывает голод, во втором – печаль, в третьем – влечение. Однако выражение лица Мозжухина не менялось на протяжении всего видеоряда: ведь кадр был один и тот же.

В чем заключается эффект Кулешова

Суть эффекта Кулешова — в том, что при сопоставлении двух кадров они приобретают новый смысл. В случае с видеоэкспериментом зрители интерпретировали эмоции актера на основании того, что им показывали на экране потом. Таким образом, конкретная последовательность кадров влияла на то, как ее воспринимала аудитория.

Эффект Кулешова получил мировую известность и вошел в учебники по кинематографии. Примеры применения этого эффекта можно найти в кинокартинах самых известных мировых режиссеров – в том числе Альфреда Хичкока и Стэнли Кубрика.

Впоследствии режиссер продолжил свои исследования свойств монтажа и совершил новые открытия, которые также описал в своей книге “Искусство кино”. Правда, в основе этих открытий лежит тот же принцип, что и в исходном эксперименте с Мозжухиным: соединение различных фрагментов съёмок даёт возможность сконструировать иллюзорную, кинематографическую реальность.

Творимая земная поверхность

Этот эксперимент Кулешова еще называют географическим. Во время съёмок “Проекта инженера Прайта” великий режиссер выявляет еще одну удивительную закономерность: если соединить кадры, снятые в разных местах, можно создать на экране иллюзию локации, которой не существует в реальности. К сожалению, оригинал видео, на котором был поставлен эксперимент, не сохранился. Известно, что в нем участвовали актеры Оболенский и Хохлова. Последовательность кадров в видеоряде была следующей:

  1. Актриса идет по московской улице Петровка мимо “Мосторга”.
  2. Актер идет по набережной Москвы-реки.
  3. Оболенский и Хохлова встречаются у памятнику Гоголя, оборачиваются и куда-то смотрят.
  4. Белый дом в Вашингтоне.
  5. Оболенский и Хохлова стоят уже на Пречистенском бульваре, о чем-то договариваются и уходят.
  6. Герои поднимаются в Храм Христа Спасителя.

В результате сопоставления этих кадров у зрителей возникало впечатление, что актеры попадают в Белый дом.

Творимый человек

Оригинальный видеоряд этого эксперимента также не сохранился. Известно, что Лев Кулешов снимал части тела различных женщин, а затем при помощи монтажа составлял эти кадры в одну последовательность. У зрителей, в свою очередь, возникало впечатление, что на экране они видят одну и ту же женщину. Именно этот эффект мы наблюдаем в кино, когда в каких-то сценах актёров заменяют дублёры. В кадрах с лицом мы видим самого исполнителя роли, а в кадрах с дублёрами — спину, затылок и другие части тела, по которым человека узнать сложнее. При этом зритель не задумывается о том, что он видит двух разных людей – для него на экране по-прежнему один персонаж.

Как применить эффект Кулешова?

Больше примеров того, как использовать в монтаже эффект Кулешова, можно увидеть вот в этом выпуске Мовави Влога . Там же можно найти практические советы и инструкции по тому, как правильно склеивать кадры в нашем Movavi Video Editor.

Кстати, для читателей блога у нас действует специальная 10% скидка на Movavi Видеоредактор Плюс по промокоду SUPERBLOG:


Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

Ключевое свойство монтажного эксперимента классика кинематографа — режиссера Льва Кулешова — обнаружение нового смысла при сопоставлении двух кадров, не связанных между собой изобразительно и идейно.

Является ли кинематограф искусством? Пытаясь найти ответ на один из фундаментальных вопросов, мучавших режиссеров и теоретиков кино в ранние годы, Лев Кулешов пришел к выводу, что отличительным признаком любого вида искусства является сила впечатления, которое оно оказывает на публику. Например, в живописи это композиция цвета и формы, в музыке — композиция тонов и звука.

Эксперимент режиссера Льва Кулешова

Художественно-выразительные средства, за счет которых достигается максимальное воздействие на зрительское сознание, — это инструменты, вызывающие у нас те или иные эмоции.

Кулешов считал, что подлинность любого вида искусства определяется наличием характерного средства выражения. Для кинематографа, который объединил в себе художественные и технические приемы живописи, фотографии, музыки, театра, таким отличительным приемом стал монтаж. Впрочем, в монтаже справедливо отметить сходство с последовательностью сцен в литературном произведении, в сценарии. Склейки сцен как переходы между главами формируют у нас целостное представление о происходящем.

Разбираемся в особенностях эффекта Кулешова, его неизменной практичности и тонкостях зрительского восприятия.

Новый смысл

Кроме примера с кадрами тарелки супа, мертвого ребенка и соблазнительной женщины, Кулешов в своих статья описывает также другую ситуацию, при перестановке последовательности сцен в которой выражение лица актера остается неизменным. Человек получает письмо, распечатывает его и читает. В следующем кадре мы видим текст письма, из которого узнаем об измене его любовницы, а затем наблюдаем крупный план актера, на лице которого написано переживание убитого горем влюбленного.

Режиссер Лев Кулешов об Эффекте Кулешова

Получается, что актер может совершенно не знать, какие причины заставляют его пережить горе, радость и т.п., и что в кинематографе любое выражение чувства актера не зависит от причин этих чувств. При таком подходе значение актерской игры несколько обесценивается. Мы знаем множество примеров загадочных взглядов в камеру, смысл которых уточняется благодаря техническим и художественным средствам выразительности — наплыву камеры и следующей за ним монтажной склейки, которая демонстрирует, что так поразило героев.

Примеры наплыва камеры в кино


Другие эксперименты Кулешова в области построения монтажных фраз основаны на первом приеме, с уточнением места и детали. Ситуация, когда герой идет где-то по коридору, а потом нам показывают общий план города (или наоборот), присутствует в открывающей сцене многих фильмов. Однако именно наблюдения, описанные Кулешовым в 20-х годах прошлого века, привели к установлению закономерностей, без которых мы не мыслим построение монтажной фразы. В несохранившемся географическом эксперименте за счет монтажа создавалась иллюзия единого места действия. Два актера (Хохлова и Оболенский) идут навстречу друг другу по Петровке, вдоль Москвы-реки, около памятника Гоголю, гуляют на Пречистенском бульваре, поднимаются по ступеням Храма Христа Спасителя. В этот визуальный ряд с видами Москвы был вставлен кадр Белого дома в Вашингтоне. В ходе эксперимента все, кто смотрел его, пришли к мнению, что герои входят в Белый дом.

Вставки общих планов в контекст действий героя, безусловно, не всегда служат для того, чтобы запутать зрителя. Чаще они применяются в качестве идентификаторов конкретной локации. В кино их можно разделить на два вида:

На первый взгляд в подобном примере трудно заметить очевидное влияние Кулешова. Однако в основе своей он обращается к аксиоме, открытой Кулешовым: два кадра, не равные по значению, при определенной последовательности способны привести к возникновению в умах зрителей условного третьего.

Особенности восприятия

Применяя на практике эффект Кулешова, кинематографисты сталкиваются с особенностями зрительского восприятия. С одной стороны, им возможно манипулировать, выстраивая определенную последовательность сцен, некую линию настроения, по которой заранее просчитываются эмоциональные переживания зрителя. С другой — вероятность не угадать зрительские ожидания достаточно высока.

  1. Снимались отдельные сцены по сценарию и в пределах каждой сцены выискивались наилучшие результаты в игре артистов, в движении различных предметов, в постановке художником декораций и в производстве съемки оператором.
  2. Заснятые сцены проявлялись и печатались и затем склеивались по тому порядку, который был намечен автором сценария, то есть картина собиралась по литературной последовательности сюжета в сценарии.
  1. Актеры хорошо играли, но ведь это искусство театра!
  2. Художник великолепно поставил декорации, но ведь это искусство художника!
  3. Оператор хорошо снял ленту, но это умение оператора-фотографа!
  4. Наконец, занимательность сюжета, но это искусство литератора!


Определенная зависимость между чередуемыми сценами оказывает наибольшее эмоциональное воздействие на зрителей. То есть для впечатления главным образом важно не то, что заснято в данном куске, а как сменяются в картине один кусок за другим, как они скомпонованы. Скажем, ритмично смонтированные кадры могут подсказывать нарастание конфликта и вызывать при просмотре волнение, чувство растерянности, а могут служить иллюстрацией безмятежной увлеченности. Прочтение смысла сцены зависит от контекста ситуации и субъективного зрительского восприятия.


Учитесь брать в кадре то, что вам нужно,
а не то, что само попадает в кадр.

Лев Кулешов.

Писала про принципы монтажа, которые должен знать каждый и поняяла: начать нужно с основателя русской школы кино — Льва Владимировича Кулешова.

Эффект был выведен в ходе эксперимента, который заключался в следующем.

Коллеги по кинопроизводству интерпретировали монтажные склейки как один с разным, но ожидаемым смыслом: первом случае актер Мозжухин испытывает чувство голода и привлечен хорошим обедом. Во втором случае Мозжухин опечален смертью ребенка. В третьем — очарован молодой девушкой. Хотя, напомню, лицо актера одинаково во всех трех случаях.

Этот эксперимент наглядно доказал, как кадр предыдущий может изменить смысл под влиянием кадра последующего.

Географический эксперимент в ходе которого все, кто смотрел его, пришли к мнению, что герои входят в Белый дом.

В 1 и 2м кадре актеры улыбнулись и пошли навстречу друг-другу:

Смонтировано же было так. что создавалось ощущение, что перед нами расчесывается одна единственная женщина и все части тела принадлежат ей.

Читайте также: