Что желает видеть беовульф перед смертью
Роман основан на киносценарии Нила Геймана и Роджера Звари
Юный воин Беовульф отправляется за море, чтобы избавить народ Хродгарда от злобного монстра Гренделя.
В жестоком поединке Беовульф побеждает чудовигце, а потом и его мать, коварную русалку-оборотня, проникнув в ее логово на дне моря.
Мир и спокойствие в стране восстановлены, и Беовульф становится королем…
Однако известный сюжет древнегерманского эпоса обрастает неожиданными и интригующими подробностями.
Иной раз легенды для меня что звери. Дикие и домашние, виды вымирающие и процветающие… Живут на земле истории старые, как акулы, и сравнительно новые, Как люди или кошки.
Золушка к примеру, завоевала земной шар так же, как крысы или коровы. Ее обнаружишь в любой культуре. Иные сказания — к примеру «Илиада» — напоминают мне жирафов. Редко встретишь, но, коль уж встретишь, сразу распознаешь. Есть — были! — истории вымершие, как мастодонты или саблезубые тигры, от которых и костей не осталось, чтобы восстановить облик ископаемого. Умерли люди, сочинившие их, некому их более рассказывать. Иной раз кое-какие останки обнаруживаются. От «Сатирикона», к примеру, дошли до нас кое-какие обрывки.
Такая судьба могла постичь и «Беовульфа».
Уже более тысячи лет минуло с тех пор, как гуляла по свету сага о Беовульфе. Прошло время — и все забылось. Перестали пересказывать ее, сохранилась она лишь в рукописях, которые хрупки, недолговечны и, как известно, очень хорошо горят. Манускрипт «Беовульф» помечен огнем.
Но ему посчастливилось выжить. Его обнаружили и выпестовали, он ожил, как иногда случается с животными исчезающих видов.
Первая Моя встреча с Беовульфом состоялась через триста лет после приобретения манускрипта Британским музеем. На стене классной комнаты я увидел и прочитал заметку из какого-то английского журнала о Беовульфе, Гренделе и кошмарной Тренделевой мамагие.
Второй раз Беовульф встретился мне в серии «Аи-СиКомикс». Этот пестрый петух с бронированной мошонкой и в шлеме с рогами, не пролезающими ни в какую дверь, направо и налево крошил в лапшу всевозможных змеев и монстров. Много внимания я ему не уделил, однако темой заинтересовался и познакомился с нею глубже в издании «Пенгвин-классикс». Б результате мы. с Роджером Эвари пересказали легенду в виде кинофильма.
Вращаются колеса времени. Беовульф покинул «красную книгу» вымирающих видов, распространяется по планете, видоизменяется. Появилось уже несколько экранных версий в разных жанрах, от научной фантастики до пересказа, в котором Грендель — первобытное племя вроде неандертальцев. И это очень неплохо. Разные рекомбинации, неожиданные вариации ДНК. Иные из этих историй люди запомнят, другие забудутся. Нормальное течение событий.
Когда нас с Роджером спросили, не думаем ли мы-, что наш фильм вызовет к жизни роман на ту же тему, мы сначала ответили отрицательно. Мы. полагали, что люди просто-напросто вернутся к старой легенде, перечитают ее. Мне, однако, очень приятно признать свою ошибку; версия, созданная Кэтлин Р. Кирнан меня радует.
Автор вернулась к легенде, обратилась к сценарию и создала сагу, гудящую в голове медом и кровью, сагу для декламации у костра, разведенного на вершине холма или в болотистой низине. Сагу о героизме, о у/швом огне и ог-1 ненном блеске золота, о любви и насилии. Эта старая сказка не заслуживает забвения, она живет, пока люди интересуются героями и монстрами, светом и тьмой. Эта сказка обращается к каждому из нас.
У каждого из нас свои демоны.
Беовульф считал своим демоном Гренделя.
Не было людей, мир не возник еще, космос зиял черною бездонностью Гинунгагапа[1]. Далеко на севере — промерзшие пустыни Нифльхейма[2], а на крайнем юге — пылающие печи гиганта Сурта[3], названные Муспелльсхеймом[4]. В безграничной пустоте Гинунгагапа ледяные северные ветры встречались с теплыми южными бризами, снежные вихри таяли, сыпались дождем, и вырос из них Имир, всех Ледяных гигантов родитель[5]. Великаны дали ему имя Аургельмир — Голосом Гранит Дробящий.
Из того же снега летучего родилась и первокорова Аудумла. Молоком своим сладким вскормила она Имира, языком своим шершавым вылизала из соляной скалы первого из всех богов, Бури.
Сын Бури, Бор, родил трех сынов от гигантессы Бестлы. Звали их Один[6], Вили и Be. Эти трое сильных сразили великого Имира и бросили тело его в мертвое сердце бездны Гинунгагапа. Из крови его сотворили они озера, реки и моря, из костей создали горы. Массивные зубы Имира стали валунами и камнями, облака поплыли из мозга его, череп превратился в небосвод, накрывший землю.
Так сотворили сыны Бора мир, ставший домом для сынов человеческих. Напоследок построили они из бровей Имира громадную стену и назвали мир людей Мидгардом. Стена эта поднялась далеко за морями, по самым краям мирового диска, и защищала она людей от враждебных гигантов, не утонувших в потоке крови Имировой.
Здесь, под защитою стены Мидгарда, и суждено было прожить жизни свои бесчисленному множеству людей. Здесь они рождались и умирали, боролись, погибали. Лучшие из них славили себя при жизни, а после смерти вводили их валькирии[7] в ворота Вальхаллы[8], дворца Одина, где пировать им в ожидании, когда разразится Рагнарёк[9], последняя битва между богами и гигантами, когда придется им сразиться за Одина, Отца Всеобщего.
Великий волк Фенрир[10] спрыгнет на землю, и земля содрогнется, в океане освободится Змей Ёрмунганд[11].
Вострепещет Мировое Древо Иггдрасиль[12], вонзятся в него когти и зубы дракона Нидхёгга[13].
Придет век топора, век лязгающих мечей и треска ломающихся щитов, когда восстанет брат на брата; грядет век убийств, век ветра, волчий век и сумерки богов, когда весь космос растворится в хаосе безграничном.
Но до пришествия сего великого завершения, которому не в силах противостоять даже боги, пройдут по земле все поколения людей, мужчин и женщин, свершатся все войны, измены, любовь и ненависть, триумфы и жертвы, победы и поражения, воспеваемые в стихах и песнях, в сагах скальдов.
И грядет в Мидгард век героев.
Часть первая. ГРЕНДЕЛЬ
1 Во тьме бредущий
Обрывается страна данов[14] зубастыми гранитными утесами, грызущими ледяные волны Северного моря. Бьются волны о берег, лижет белая пена развалы валунов, полирует булыжники и гальку, размывает песок. Неуютно здесь людям, особенно в бедное солнцем время года. Падает тогда с неба белый снег, покрывает берег бледным покровом, волны накатываются на ледяную кромку, и треск ломающегося льда заглушает грохот прибоя. И иным живым существам приходится здесь несладко. Пара тюленей, да морж одинокий, да половина оголенного китового скелета — вот и все население берега на многие сотни шагов. Птицы морские высматривают добычу, кричат над волнами, не находят покоя. Ночью на море и скалы спускается тьма, лишь изредка моргает бледный глаз луны сквозь тучи и толщу тумана.
Гинунгагап — Мировая Бездна. — Здесь и далее, кроме оговоренных случаев, — понятия и персонажи германо-скандинавской мифологии. (Везде по тексту — прим. ред.)
Беовульф
Этим словом начинается оно из самых значительных произведений английской литературы.
Давайте-ка мы его сегодня почитаем, вернее, посмотрим, как сделали уже с «Психеей», «Питером Пеном в Кенсингтонских Садах» и «Ветром в ивах».
Джозеф Рэтклифф Скелтон "Менестрель поет о подвигах героев" 1910 Джозеф Рэтклифф Скелтон "Менестрель поет о подвигах героев" 1910Я думаю, что сюжет этой поэмы, состоящей из 3182 строк, не очень широко известен. Имена Гренделя и Беовульфа на слуху у многих, а вот то, о чем же написал безвестный нам безусловно гениальный автор приблизительно 1300 лет тому назад, известно гораздо меньше.
Здесь, наверное, виноваты многочисленные экранизации и игры, комиксы и боевики, созданные по мотивам и значительно искажающие сюжет. Эта плачевная судьба постигла не только «Беовульфа». Подобным же образом в играх и фильмах искажаются и сюжеты других древних легенд и мифов. Увы!
Но мы не будем грустить, мы любопытны и хотим узнать, что же там на самом деле случилось.
Это она из немногих моих публикаций, совершенно выбивающихся из основной темы канала. Объясняю, почему так случилось. Уже много лет я читаю со своими студентами адаптированную версию «Беовульфа», простенькую такую, но довольно интересно иллюстрированную. С каждым прочтением, история эта мне нравится все больше и больше. Вне зависимости от того парни они или девочки – я не встретила еще ни одного ученика, которого не увлекла бы эта история. Вот сейчас в очередной раз читаю ее с двумя парнишками, вижу как блестят их глаза.
Тут я и подумала – а кто и как иллюстрировал это произведение? Начала поиск – и удивилась! Много фан-арта и мало старых иллюстраций. Крайне мало!
Тем более, подумала я, такую публикацию надо сделать.
Сделать это стоит уже хотя бы потому, что «Беовульф» послужил источником вдохновения для Дж. Р. Р. Толкина при создании вселенной «Властелина колец» . Этому же произведению Толкин, профессор кафедры англосаксонского языка в Оксфордском университете, посвятил труд «Беовульф: Монстры и критики» через 10 лет после того, как в 1926 году опубликовал свой перевод этого эпоса. Он утверждал, что структура поэмы простая и статичная, жесткая и сильная. Это описание двух выдающихся моментов в великой жизни – подъем и падение, древний и вечно волнующий контраст между молодостью и старостью, первыми достижениями и смертью в конце. Он был, пожалуй, первым, кто последовательно защищал взгляд, что «Беовульфа» следует рассматривать не как просто сказку о борьбе с монстрами, а как философский взгляд на человеческую судьбу.
Храбрый воин
История основана в Дании, где Хротгар, король датчан, чей великий зал, Хеорот и рыцари, в течение 12 лет подвергались нападению злого монстра- Гренделя. Чудовище представляло собой наполовину человеком и наполовину - дьявола.
Грендель - потомок Каина, олицетворяющий зло и порочность. Он живет на дне озера в окрестностях Хеорота.
Неожиданно молодой и храбрый Беовульф, принц южной Швеции, прибывает с небольшой группой воинов и предлагает свою помощь, чтобы избавиться от Гренделя.
Имея силу в тридцать человек - Беовульф «голыми руками» сражается с Гренделем и убивает его, оторвав одну из рук монстра.
Победы и правление героя
Затем герой сражается с матерью Гренделя, которая живет на дне озера.
Сначала он использует магический меч, но мать Гренделя невосприимчива к его силе, поэтому Беовульф убивает ее мечом из ее собственного арсенала, созданного гигантами.
В награду за подарки от датского короля Беовульф становится королем геатов, северогерманского племени, населяющего территорию, которая сейчас называется Гёталанд («земля геатов») в современной Швеции. Он правит своей страной 50 лет.
Однако на 50-ом году правления Беовульфа, великий ужас обрушился на его землю. Чудовищный и опасный огненный дракон своим пылающим дыханием начал терроризировать людей, сжигая их дома и фермы, людей и скот, пламенем изо рта.
В сопровождении своего молодого родственника Виглафа, единственного из его воинов, достаточно храброго, чтобы встать рядом с царем. В этом сражении Беовульф в последний раз берет свой меч и щит. И убивает дракона.
st1347
Англосаксонская эпическая поэма «Беофульф», первая известная рукопись произведения датируется историками литературы 9 веком нашей эры. А сам эпос, разумеется, сложен гораздо раньше. Поэтому, сразу скажу, читать сложно. Не потому, что мы далеко ушли в развитии от людей той эпохи, а потому что формат подачи вечных истин, а Беовульф — это не блокбастер - это о вечном, сильно отличается от того к чему мы привыкли. Тоже самое можно было сказать и об Илиаде, которую мы читали в прошлом году.
У каждого произведения (каждого большого произведения, конечно) есть несколько смысловых слоев. И трудности восприятия связаны, главным образом, с тем первым слоем, который современному человеку почти совершенно чужд — сюжетные линии «Беовульфа» у нас не вызывают никакого сопереживания и отклика. Речь в поэме идет о битвах с чудищами, пирах дружинников и одаривании друг друга ценными подарками. Кстати, в гомеровских произведениях речь идет в существенной степени о том же. Условно можно сказать, что вся партитура «Беовульфа» составлена из этих трех аккордов — битвы, пиры, подарки.
Есть ли за этим первым слоем второй - смысловой? Да есть. Сюжет разворачивается вокруг некоего центра, Хеорота — дружинного дома, где пирует конунг со со своей дружиной и где он одаривает своих соратников драгоценными подарками. Кольцедаритель — одно из прозвищ конунга в поэме. Но вдруг, в этот центр мира под покровом ночи входит нечто чудовищное, несущее смерть и ужас. По сюжету, это исчадие ада — Грендель. Но что в основе сюжета, в чем его смысл? Грендель — потомок Каина, как говорит нам древний автор. Каин убил своего брата из зависти, об этом говорит Ветхий завет. В центр дружинного мира конунга Хродгара проникает не Грендель, а зависть, которая убивает дружинников одного за другим. Идиллия с раздачей подарков лучшим воинам оборачивается резней по ночам из зависти друг к другу. Литературные критики пишут, что Беовульф не исторический персонаж (а само произведение, как раз включает реальные исторические лица), а некий образ идеального героя. Его сражение с Гренделем — это аллегорическое описание борьбы воина со злом в самом себе. Первая схватка, а их в эпосе три — самая легкая. Беовульф дожидается Гренделя в зале Хеорота, притворяясь спящим и в момент, когда тот протягивает к нему свою лапу, хватает и отрывает ее. В предлагаемом смысловом прочтении Беовульф отрывает лапу у зависти и алчности. Таким образом герой проходит первое испытание.
Но вслед за ним следует новая битва. Зло встретило отпор, но не уничтожено до конца. У Гренделя есть мать — такое же чудовище и она заявляет о своем праве на месть. С ней Беовульф расправляется уже иначе. Грендель — образ внешнего зла, которому оторваны руки. Для того, чтобы уничтожить зло терзающее дружину до конца нужно нырнуть на глубину (конечно на глубину собственной души) и там уничтожить источник порока. Именно так описан второй поединок Беовульфа. Герой преследует мать Гренделя , затем опускается в пучину, в которой она обитает и вступает с ней в схватку. Эта битва оказывается гораздо более тяжелой для него, его меч бессилен против заговоренного чудища. Наступает момент, когда мать Гренделя опрокидывает Беовульфа и её пальцы сжимают горло героя. Победить Беовульфу помогает меч гигантов, который он срывает со стены логова Гренделя и его матери. Символика этого меча ясна не до конца. Но, видимо, смысл этого нюанса в том, что для победы над злом гнездящимся в душе человека ему необходимо прибегнуть к помощи неких внешних сил. Если Гренделя, то есть сам порок зависти, герой в состоянии преодолеть своими собственными силами, по поэме, буквально — голыми руками, то источник этого зла, спрятанный в глубине души героя одолеть можно только с волшебной помощью.
Беовульф выходит из этой схватки победителем. Другими словами он становится настоящим героем, готовым для того, чтобы идти этим путем — путем героя. Эпос повествует далее о том, что Беовульф 50 лет правит своим народом, прежде чем подходит ко своей главной битве — битве с Драконом. Если предыдущие сражения мы интерпретируем как победу героя над собой, героическую инициацию, то Змей — это некое объективно существующее зло. Что о нем говорит эпос? Дракон сторожил несокрытое в земле золото древнего погибшего народа. Он не трогает живущих рядом с ним людей до тех пор, пока они не прикасаются к его сокровищам. Нельзя не увидеть здесь аллегории запечатанной двери за которой человека подстерегает нечто. Очень давно это нечто некто запечатал и заповедал к ему приближаться, но мало-помалу люди забыли о запрете и открыли дверь…
Стояли звери
Около двери.
В них стреляли,
Они умирали.
У этих строк из Стругацких есть продолжение , которое как мне кажется раскрывает их настоящий смысл:
Но нашлись те, кто их пожалели,
Те, кто открыл зверям эти двери.
Зверей встретили песни и добрый смех.
Звери вошли и убили всех.
Что открывает запечатанные двери? У Змея была украдена чаша и он получил повод и право вторгнуться в мир. Беовульф идет запечатывать дверь снова. Описание последней битвы Беовульфа интересно тем, что здесь он уже побеждает не в одиночку, а при помощи своего молодого дружинника, который становится затем его названным сыном. Кроме того интересно, что вся остальная дружина не выступает на помощь своему вождю. Здесь, я думаю, мы видим избрание нового героя, который в свое время должен будет повторить путь Беовульфа.
Будет ли этому конец? Будет, только если у Истории есть конец, как о том с восторгом писал в 89 году Френсис Фукуяма - «Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, – вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории.» Но, похоже, он сильно поторопился и История снова нуждается в тех, кто сможет ответить на её вызов.
Древний англосаксонский эпос датируемый приблизительно 7 веком нашей эры невероятно актуален сегодня.
Нельзя писать о книжке, не дав из нее ни одной цитаты. Вот цитата:
Всесильный Господь от щедрот своих
наделяет людей
властью и мудростью,
возвышает их, —
Бог, он всем вершит! —
он же в сердце
высокородного
поселяет страсть
любостяжания
и возводит его
на наследный престол,
ставит сильного
над дружиной,
над селеньями
и над землями
столь обширными,
что немудрому мнится,
будто нет пределов
владеньям его;
и богатство его возрастает,
и ни старость, ни хвори
не вредят ему,
беды и горести
пе мрачат души,
и мечи врагов
не грозят ему,
ибо целый мир
под пятой у него.
Он же не ведает,
что, покуда в нем
расцветала страсть
да гордыня росла,
в его сердце страж,
охранитель души.
задремал, почил,
сном пересиленный,
а губитель уже
тайно лук напряг
и направил стрелу,
от которой душа
под кольчугой не спрячется
под железною броней, —
нет спасенья
Собственно, то что я здесь писал, древний автор и сам явно сказал в поэме. Читайте книги! Приходите на литклуб!
Легендарный Беовульф: история героя
Беовульф входит в число величайших героев англоязычного народа, и его история известна на протяжении многих поколений.
Герой и его битвы описаны в одном из самых важных работ староанглийского литературы. «Беовульф», старая английская поэма, написанный неизвестным английским поэтом, между 8 - й и 11 - го века.
Поэма происходит из Центральной или Северо-Восточной Англии.
Тем, кто впервые на канале, предлагаю подписаться и поставить "палец вверх".
Вообще, поддержать канал нужно всем!
Заключение
К сожалению, престарелый король смертельно ранен в бою. После смерти его ритуально сжигают на большом костре, в то время как его люди плачут и оплакивают героя. После этого в его память строят курган, видимый с моря - Курган Беовульфа.
Нет никаких свидетельств реальной исторической личности Беовульфа, но некоторые персонажи, места и события в стихотворении могут быть исторически подтверждены.
Понравилась статья? Жду мнения и пожелания в комментариях!
Читайте также: