Что должен уметь ребенок в 2 года и как его развивать
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физические показатели: вес, рост, зубы
Средний вес двухлетки – 12-13 кг, но в пределах нормы будут показатели от 11 до 14,5 кг. Так, например, вес ребенка в 2 года 3 месяца будет составлять около 13 кг. Для девочек определяется чуть меньший вес – от 10,8 до 14 кг. Второй год жизни характеризуется менее активным набором веса, нежели это было в первый год.
Рост деток в этом возрасте будет иметь еще более широкий диапазон. Детки могут вырасти и до 83, и до 93 см. Любое из показаний этого промежутка будет нормой, а значит будет говорить о том, что рост находится в среднестатистических рамках и физическое становление происходит успешно.
Параметры детей до 2,5 лет | ||||
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
Вес (г) | Рост (см) | Вес (г) | Рост (см) | |
2 г 1 м | 12830 | 88,1 | 12220 | 86,7 |
2 г 2 м | 12950 | 88,9 | 12380 | 87,5 |
2 г 3 м | 13080 | 89,7 | 12520 | 88,4 |
2 г 4 м | 13220 | 90,3 | 12680 | 89,2 |
2 г 5 м | 13350 | 91,1 | 12820 | 90 |
2 г 6 м | 13480 | 91,8 | 12980 | 90,7 |
Молочные зубы, как правило, в возрасте 2,5 года уже прорезались. Итоговое количество зубок составляет 20 (10 снизу и 10 сверху).
В этом возрасте ребенок может похвастаться значительным комплектом зубов
Интеллектуальный уровень
Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.
Развитие памяти, логического мышления
Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.
Что может ребенок:
- правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
- уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
- определять, какого цвета предмет;
- уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
- различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
- понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
- определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
- находить предмет по его характеристикам;
- уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
- рассказать о том, что делал целый день.
Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.
Счет и логика
Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:
- считать до 5;
- помнить, что на руках по пять пальцев;
- сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
- пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
- соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
- показывать, что находится сверху, что снизу.
Речь и словарный запас
В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:
- Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
- Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
- Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
- Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
- Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
- Задают вопросы взрослым.
- Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
- С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
- Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
- Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
- Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.
- Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
- Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
- Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.
В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.
Подросший кроха проявляет все больше самостоятельности. Круг его возможностей для работы, игры и забав расширяется. Мама и папа с удивлением и радостью замечают, каким сообразительным и любознательным стал их малыш. Умения и навыки для возраста 2 лет – вопрос очень субъективный, потому что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном ритме.
После двух лет ребенок становится более осознанным, удивляет родителей своими достижениями
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Распорядок дня
Режим дня, как и прежде, играет важную роль в сохранении и улучшении здоровья малыша. Кроха может не спать днем уже около 6 часов и при этом не проявляет признаков усталости. Такая картина характерна для детей двух с половиной лет. Таким образом, днем кроха спит только один раз. Продолжительность дневного сна – от 1,5 до 2,5 часов. Помните, что полноценное время для ночного сна должно составлять не менее 10-11 часов.
Дети могут самостоятельно регулировать режим дня. Заметив следующие признаки, знайте, что ребенок переутомился и устал:
- характерные проявления перевозбуждения нервной системы (крики и капризы без видимой причины, ребенок начинает хулиганить и делать назло);
- вялость, раздражительность и плаксивость.
Когда данные признаки характерны для вашего малыша, возможно переход на одноразовый сон был преждевременным. Предпочтительнее оставить в таком случае два сна, но уменьшить их продолжительность. Следите за поведением ребенка, чтобы принять правильное решение и выбрать подходящий режим для вашего чада.
Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 года
Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.
Досуг: игры и занятия
Опытные педагоги, занимающиеся воспитанием детей от 2 до 3 лет, говорят о том, что эффективное развитие малыш будет показывать тогда, когда ему будут не столько помогать, сколько не мешать. Какую помощь могут оказать родители? Дадим несколько полезных советов:
- Обеспечивать поддержку ребенка в его стремлении к творчеству (строительство, лепка, рисование).
- Участвовать в ежедневных активностях (зарядка по утрам, гимнастика, плавание, подвижные игры на улице).
- Совместная игра «Повторяй за мной!». Малышу дается задание повторять все, что будете делать вы (строить гримасы, воспроизводить звуки, танцевать).
- Приобщать кроху к порядку (учить убирать игрушки после игр, вешать на стул одежду, убирать посуду после еды).
- Как можно больше общаться. Это может быть обсуждение прочитанной сказки и просмотренного мультика, разучивание стихотворения или совместное пение.
- Поощрять за хорошие поступки, хвалить и наказывать за провинности. Во всем важна мера. Чрезмерная похвала способна привести к появлению гордыни, а чрезмерность наказаний способна породить комплексы и способствовать более медленному развитию.
В качестве игрушек для двухлетки подойдут предметы и игры, развивающие мышление, мелкую моторику и глазомер. Что выбрать? Конструкторы, шнуровки, мозаики, рамки-вкладыши, наборы для создания бус – выбор очень велик.
- Крохи в 2 года 5 месяцев обожают заниматься «готовкой» и приходят в восторг от наборов с овощами и фруктами, которые нужно разрезать. С их помощью развивается моторика и ловкость, а также их можно задействовать в ролевых играх.
- Малыши любят кубики, а если с их помощью можно сложить красивую картинку, они будут довольны еще больше. Для начала стоит взять 4 кубика. Видя интерес ребенка к подобным играм, можно будет купить более большие наборы кубиков.
- Используйте в своих занятиях пазлы из дерева. Тематика таких пособий может быть любая (буквы, фрукты, животные). Они помогут совершенствовать моторику и внимание карапуза.
- Ролевые игры также весьма уместны и полезны в этом возрасте. С их помощью ребенок становится более общительным, а также происходит развитие его фантазии и речи (см. также: интересные упражнения для развития речи для детей 2-х лет). Тема для ролевых игр может быть самая разная: пожарный, продавец, дочки-матери, врач и другие.
- Учите кроху выполнять последовательные действия (2 и более). Предложите крохе покормить куклу с ложечки, вытереть ей ротик после еды и дать попить водички. Когда вы видите, что малыш уже забыл, что делать дальше, напомните ему о своей просьбе. Кроху нужно научить выполнять задания и ничего не забывать.
Используйте разнообразные игры и подходы, а также учитывайте личные пристрастия вашего чада: так вы сможете сделать обучение более эффективным. Не забывайте о том, что главная деятельность малыша – это игра.
Формирование и совершенствование речи
Для двухлетки уже посильно воспринять небольшой рассказ на слух, если речь в нем идет о знакомых ему вещах. На его основе ребенок может ответить на несложные вопросы.
Малыш уже хорошо знает свое тело. По просьбе взрослого кроха может показать, где у него носик, где ножка, а где щечки.
К двум годам речь ребенка насчитывает около 300 слов. С большим интересом дети относятся к новым словам и начинают их активно использовать на практике. Предложения в этом возрасте обычно состоят из одного-двух слов.
Чаще всего ребенок продолжает говорить о себе в третьем лице. Ему только предстоит осознать и усвоить свое собственное «Я».
Малыши в этом возрасте уже умеют:
- называть названия предметов на картинке;
- говорить или петь окончания строчек из любимых песен или стихов;
- оценивать себя и окружающих по признакам: «хороший», «забияка», «плохой»;
- самостоятельно или по просьбе взрослого может поздороваться и попрощаться.
Малыши уже неплохо усвоили разницу между множественным и единственным числом. Все чаще появляются вопросы, которые связаны с причиной («зачем?», «почему?») и местом («откуда?», «где?», «куда?»).
Кроха хорошо строит предложения, а также может прочесть наизусть любимый стишок. Часто дети, перешагнувшие рубеж двухлетнего возраста, строят длинные предложения (из 3 и более слов). Грамматические ошибки все еще очень часты, но среди прочих слов в предложениях встречаются предлоги и союзы. Ребенок разговаривает не только с родными, но и с посторонними людьми (с детьми на площадке, в детском саду и т.д.).
В таком возрасте ребенок очень быстро находит новых друзей среди детей и взрослых
Нередко бывают ситуации, когда кроха совсем еще не разговаривает. Активный словарь насчитывает два-три слова или состоит только из звуков. Вне всяких сомнений каждый ребенок развивается в своем личном темпе, но не стоит пускать этот вопрос на самотек. Следует начать занятия, направленные на формирование и совершенствование речи.
Здоровый малыш с нормальным развитием абсолютно спокойно может построить предложение из двух-трех слов. Кроху, не заговорившего до 2 лет 5 месяцев, следует показать логопеду, который назначит ряд занятий и упражнений для формирования речевых навыков. Мамы должны быть внимательны к своему ребенку и развивать его речевые навыки на занятиях дома (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в пять месяцев?). Хорошую эффективность имеют различные виды творческой деятельности: лепка, рисование, а также пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»
Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
- Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
- Стоять на одной ноге непродолжительное время;
- Прыгать;
- Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
- Открывать двери;
- Откручивать и закручивать крышки;
- Нанизывать на шнурок крупные бусины;
- Строить башни из кубиков;
- Бросать и катать мяч;
- Называть животных;
- Называть части тела;
- Сортировать по цвету, размеру и форме;
- Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
- Петь песенки;
- Говорить короткими фразами;
- Играть со сверстниками;
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:
- нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- удлиняется период бодрствования до 7 часов;
- появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
- он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.
Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.
Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».
Время для игр и творчества
Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:
- помнить слова считалок, песенок, стишков;
- рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
- с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.
Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:
- паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
- наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
- развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: развивающие книги для детей 3-4 лет).
Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов
У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.
Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Сбалансированный рацион
Для полноценного формирования всех жизненных систем карапуза ему необходимо хорошо питаться. Сохраните четырехразовое питание, разнообразя рацион белковыми продуктами, жирами, минералами и витаминами, которые помогут обеспечить здоровый рост и развитие вашего крохи:
- Мясо – свинина нежирных сортов, говядина, курица, печень, а также рыба. Все это должно быть в ежедневном меню в количестве 7-8% от суточного объема пищи.
- Молочные и кисломолочные продукты – молоко, кефир, творог, йогурт, сыр, сметана. Они должны занимать львиную долю (около 40%) всего суточного рациона.
- Изделия из муки и круп (выпечка, каши) занимают около 15% рациона в сутки.
- Фрукты и овощи должны быть в детском меню обязательно. В них содержится огромное количество витаминов. Доля их в сутки – 35%.
- Масло, сахар, растительные и животные жиры обеспечивают организм энергией, но их общий объем не должен превышать 3%.
- Жидкость. Ребенку следует выпивать около 1,5 литра воды в день. Вы можете предложить крохе на выбор чай, компот, сок или кисель. Можно давать и обычную воду – это даже лучше.
Сохранить у крохи интерес к пище и стимулировать его аппетит можно за счет разнообразных вкусовых сочетаний. Делая меню новым и оригинальным, вы прививаете крохе любовь к принятию пищи и делаете процесс питания осознанным.
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Рекомендации родителям по воспитанию
Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:
- Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
- Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
- Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.
- Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
- Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
- Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
- Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.
Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».
Физические показатели
Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:
- грамотно составленный режим дня;
- сбалансированное питание;
- прогулки;
- активные игры, физкультура.
Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:
- Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
- Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
- После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
- Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
- Параллельно выполнять больше одного действия – например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
- Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
- Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.
Навыки ребенка
2 года 1 месяц
Двухлетка становится все больше похожим на взрослого человека. Тело его худеет, животик пропадает. Все пропорции туловища изменяются, но это явление абсолютно нормальное. Маме не надо переживать и закармливать малютку калорийной пищей.
Малыш скапливает в себе огромное количество энергии, поэтому родителям важно найти ей полезное и безопасное применение. Малютка все еще спит днем, а значит и у него, и у его мамы есть возможность немного перевести дух и набраться новых сил.
Малыш в 2 года 1 месяц уже умеет делать следующее:
- строить большие по высоте башни из кубиков и других подручных материалов;
- задействует при ходьбе носок, отчего все движения приобретают большую точность и аккуратность;
- понимает разницу между личными местоимениями и применяет это на практике.
2 года 2 месяца
Растет малыш, растет и его самостоятельность. Мамы порой не знают, как реагировать на бунтарство со стороны своего, еще так недавно абсолютно покладистого, карапуза. Ребенок в 2 года 2 месяца может все воспринимать в штыки: попытки почистить ему зубы, одеть штанишки и прочее. Происходит все это оттого, что такие простые, казалось бы, действия требуют от него огромных усилий. Он хочет доказать себе и маме, что уже многое он делает без посторонней помощи.
Кроха к этому возрасту научился:
- мыть руки и вытирать их полотенцем;
- четко говорить, его речь понимает все большее количество людей;
- по-иному смотрит на творческий процесс и рисование, уже умеет рисовать прямую линию, что является очень важным моментом.
2 года 3 месяца
Малыш с удовольствием занимается с мелкими предметами. Путем соединения ряда деталей кроха создает новые постройки. Отличный вариант – конструктор. Здесь огромное поле для творчества и воплощения любых идей. Разрушать свои постройки тоже приносит малышу удовольствие.
Кроха начинает выяснять границы дозволенного и постоянно проверяет вас на прочность. Часто невыносимый, он требует постоянного внимания, а видя что добиться его не получается, начинает злиться, вредничать и озорничать.
Кроха много разговаривает и все чаще мучает папу и маму бесконечными «почему?». Не стоит их игнорировать или смеяться над ними – постарайтесь в доступной форме объяснить малышу интересующий его предмет, тем самым вы внесете огромную лепту в дело формирования его интеллекта.
Двухлетка уже умеет:
- открывать дверь сам;
- навыки крупной моторики позволяют освоить прыжки на обе ноги;
- различает понятия большой-маленький, далеко-близко.
2 года 4 месяца
Пришло время «натянуть повода» воспитания, если вы еще этого не сделали. Упущенный момент контроля поведения вашего чада рискует сказаться на всей будущей жизни. Малыш обязан четко знать правила поведения и рамки, за которые выходить нельзя. Последовательность в действиях родителя в большинстве случаев решает проблему непослушания. Кроха будет чувствовать, что он в надежности и защите, а значит у него будет больше желания развиваться и расти в гармонии с миром.
Малыш в возрасте 2 года 4 месяца может похвастаться такими навыками:
- начинает различать буквы алфавита;
- умеет стоять на одной ножке;
- танцевать, даже в отсутствие музыки.
2 года 5 месяцев
Ребенок становится более внимательным и сконцентрированным, но все же заниматься одним и тем же делом очень долго для него еще невозможно. Можно заметить, как кроха подолгу и очень увлеченно играет в конструктор или с куклами. Отвлечь его от этого приятного занятия не всегда бывает просто. Решение лежит на поверхности. Озвучьте свою просьбу, которая будет иметь некоторое отдаление ее выполнения. К примеру, можно сказать: «Поиграй еще 5 минут, а потом мы пойдем мыться». Так кроха успеет настроиться, а вы избежите ненужных капризов и криков.
Ребенок, достигший возраста 2 года 5 месяцев, уже освоил следующие важные моменты:
- знает все части тела и может их назвать;
- самостоятельно чистит зубы;
- творческие навыки развиваются: умение нарисовать прямые линии, круг.
Развитие социальных навыков
Ребенок-двухлетка уже не малыш, который не может самостоятельно заявить о себе миру, но полноправный человек, способный объяснить свои потребности, рассказать о своих недовольствах. Что говорить, характер порой у деток бывает очень непростым.
Начало двухлетнего периода обычно сопровождается активным контактом малыша с ровесниками и со взрослыми, но немного времени спустя мама замечает, что ее чадо проявляет все больше стеснения и боязливости. Социальная адаптация в этом возрасте характеризуется следующими пунктами:
- кроха вступает в диалог с людьми разного возраста (на прогулках, во время игр);
- радуется или расстраивается, если он или кто-то другой сделал хорошее или плохое;
- появление самооценки, но отсутствие критичности (для себя он всегда выбирает прилагательное «хороший»);
- появляется стремление получить похвалу и, если взрослые забывают поблагодарить или похвалить за хорошее дело, очень часто расстраивается;
- знает, как говорят животные, и может воспроизвести их звуки.
Читайте также: