Чонгури своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.09.2024

В Аджарии этот инструмент называют чибони, в Гурии – гудаствири. А разница – в длине трубки. Чибони – родственник шотландской волынки. Для его изготовления используют клен, дуб и сосну. Как раз то, что растет в аджарских горах.

В мастерской пока занятий нет. Учить ремеслу дистанционно невозможно, тут необходимо наблюдать за всем на месте. Сначала обрабатывают мешок из телячьей или козьей шкуры. Это основа инструмента. Затем начинается колдовство над трубкой, чтобы правилно пела.

А чонгури и пандури – традиционные струнные инструменты. Причем не только в Аджарии. Они похожи на лютню, но с национальным колоритом. На чонгури в основном играют женщины, а на пандури – мужчины. Звучание отличается, так же как и голоса исполнителей.

Из- за пандемии в Аджарии не состоялись традиционные музыкальные фестивали – праздники осени и урожая. Но мастера не теряют надежды на то, что жизнь вскоре наладится и в регионе снова появятся туристы: и свои, и зарубежные.

Алексей Иванов

Никто точно не знает, где именно была изобретена ручная гармоника. Одни говорят, что ее придумали в Германии в начале XIX века, другие уверяют, что еще раньше гармонь изобрел живший в Петербурге чешский органист, придумавший новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха.

Но откуда же появилась на Кавказе гармошка? Гармонику они позаимствовали у казаков, живших поблизости. Местные мастера создали своеобразные разновидности этого инструмента, реконструируя их применительно к особенностям кавказского музыкального творчества. В быту гармоника была инструментом, на котором в первую очередь, исполнялись танцевальные наигрыши. Со временем она почти вытеснила из обихода все другие кавказские инструменты.

Сегодня в Северной Осетии,в Чеченской Республике,в Грузии работают предприятия по выпуску гармошек . Не каждая семья может себе позволит приобрести инструмент - самая простая гармошка стоит более 40 тысяч рублей. Однако мастера не жалуются на нехватку заказов, продукция их востребована диаспорами в странах ближнего и дальнего зарубежья и учреждениями культуры народов Кавказа.

Сегодня на Кавказе с восторгом произносят имена известных артистов,таких как : Рамзан Паскаев, Батраз Царахов, Отарик Шанидзе, Умар Сагаипов, Дени Сатабаев, Булат Газданов, Сослан Дзуцев и Аслан Шаутвалов. Концерты с участием этих гармонистов собирают сотни любителей кавказской гармошки.

Алексей Иванов

В Чечне его называют "Вотт", в Осетии и в Грузии "Доули", а в Армении "Дхол".

Вотт, Доули или Дхол - это ударный музыкальный инструмент народов Кавказа, род двустороннего барабана, имеющий форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

Иными словами это металлический, украшенный цилиндр с небольшими бубенчиками, род двустороннего барабана. Одна из мембран толще другой. Басовая сторона дхола составляет в диаметре примерно 10 мм. Как цилиндр, так и мембраны могут изготовляться из различных материалов. Подбор мембраны зависит от типа дхола. Древние армяне использовали керамику, грецкий орех, медь. Несмотря на тяжёлый вес грецкого ореха, чаще всего используют именно его, так как у этого материала лучший тембр. Мембран, или мембраны могут быть как с обоих сторон, так и с одной. Если мембрана находится с обеих сторон, то их связывают вереницей. Таже, и от упругости вереницы зависит звук барабана.

Дхол ранее применялся армянами перед военными походами. Для игры на дхоле требуются две деревянные палки, сделанные из бамбука или тросника. Звук извлекается двумя деревянными палками (толстой (копал) и тонкой (тчипот)), которые называются копал, или пальцами и ладонями рук.

В зависимости от местности происхождения, копал может иметь различные формы и размеры. Некоторые копалы могут быть от 30 до 40 см длиной и 1.5 см в диаметре. Несмотря на форму и размер копала, их способ применения является одинаковым. Копалами имеют различные названия, в зависимости от местности. Например, комбал (Нагорный Карабах), чомах (Балу), тогмаг (Батуми).

Другая, тонкая палка, называется Тчипот. Она применяется для удара по основной мембране. Тчипот может быть обычной веточкой дерева, от 30 до 40 см длиной. Тчипот изготовляется из ветки чёрной калины или кизилового дерева, поэтому он имеет очень гибкую форму. Есть два основных типа тчипота, в зависимости от местности. Первый, имеет длину от 30 до 40 см, второй тоже от 30 до 40 см, но с кожаным ремнём в одном конце, через который помещаются два пальца играющего.

В Чечне, в Дагестане или в Кабардино-Балкарии, на барабане также играют на палках.Но в Осетии,в Грузии или в Армении в основном играют на руках.

Алексей Иванов

"Пандури"- Это традиционный грузинский трёхструнный инструмент, который распространён во всех уголках восточной Грузии-Пшавхевсурети, Тушети, Кахети, Картли. "Пандури" основной инструмент для аккомпанемента. В сопровождении Пандури исполнялись сольные песни, стихи воспевающие героев. В Грузии существует два вида этого инструмента: один из них само "Пандури", а другая "Чонгури". Но "Чонгури" как мы узнаем ниже, хотя выглядит как Пандури, представляет собой совершенно другой инструмент.

До недавного времени, существовали (использовались) два вида Пандури "Пандури" с тремяи с семью ладами (делениями). В 1934 году, после сложных математических вычислении, известный Грузинский искусствовед Кирил Вашакидзе представил новый, совершенный вариант этого музыкального инструмента. Он исследовал (народный) Пандури с 6 делениями и добавил бемоль и диез полутоны к инструменту, создав "Пандури прима" (классический) и "Пандури тенор" с 12 делениями (лади), которые представляют современную вид этого инструмента. Именно это обстоятельство дало возможность грузинским народным музыкантам исполнять на Пандури не только мелодии для аккомпанемента, но и сольные мелодии (классических шедевров). К. Вашакидзе внёс большой вклад в создании оркестра Грузинских Народных Музыкальных Инструментов.

"Пандури прима" настроен в следующем образе: "Ми" - струна первая, "До" - струна вторая, "Ля" - струна третья. На шее инструмента есть 12 ладов с диапазоном двумя октавами от "Си" до ноты "До". "Пандури тенор" настроен также как и виоленчелъ, за исключением четвёртой струны: "Ля"-струна первая, "Ре" - струна вторая, "Соль" - струна третья. На шее инструмента 12 делении (ладов) с диапазоном с двумя октавами от "Си" до ноты "Соль". Одным из самых искусных мастеров по изготовлении Пандури и других инструментов является Шерман Дарчинашвили. Его мастерская находится в Тбилиси.

Алексей Иванов

Техника изготовления Чонгури более усовершенствована и стоит выше техники изготовления Пандури. У Чонгури (иногда у Пандури тоже) корпус построен частично из склеенных тонких деревянных пластинок, что даёт возможность максимально утончить стенки корпуса и согнуть их так чтоб создать большой объём резонанса, а это со своей стороны оказывает влияние на тембр инструмента. К этому добавляется и то, что для струн используется материfл шёлковой нити вместо струн животного происхождения, что является шагом вперед на пути улучшения тембра. Чонгури от сегодняшнего Пандури отличается не только строением и количеством струн (у первой 4 струны, а у второй 3 струны) но и способом исполнения на нём мелодии. Когда играют Чонгури, пальцами ведут снизу, а на Пандури сверху вниз. Не смотря на то, что Пандури и Чонгури являются разными инструментами, они сходны по принципам звуковоспроизведения, по виду и в своих функциях (оба инструмента в основном служат для аккомпанемента, оба инструмента используются при коллективном труде женщин, оба инструмента используются при исполнении старинных обрядов). Принимая во внымание их функции, считается, что оба инструмента раньше были одним. Если учтём то обстоятелство, что развитие Пандури и Чонгури относятся к разным этапам развития можем сказать, что один из них представляет инструмент, который является результатом развития выше указанных признаков. Носителем таких признаков на сегодня представлен Пандури и поэтому считается, что Чонгури произошёл от Пандури. Поэтому Чонгури должен был появится не позднее 17 века.

Нужно подчеркнуть то обстоятельство, что в восточной Грузии, в основном в долине, трёхструнный Пандури называют "Чонгури", а в горных местах называют "Пандури" и "Чонгури". К тому же сказатели отмечают что "Пандури" более старое название чем "Чонгури".

Алексей Иванов

В последнее время в Чечне часто проводят различные музыкальные конкурсы, главной задачей которых их организаторы называют привлечение молодых людей к творчеству, развитие у них музыкального вкуса. Сейчас в республиканском Минкультуры стараются восполнить нехватку мастеров игры на национальном музыкальном инструменте дечиг-пондар, который называют горской трехструнной балалайкой. Считается, что это не только самый древний струнно-щипковой музыкальный инструмент чеченцев, но и самый распространенный инструмент Кавказа.

Внешне дечиг-пондар похож на балалайку - деревянный корпус удлиненной формы, сделанный из одного куска дерева и три струны из конского волоса или высушенных жил животных. Правда, сейчас для изготовления используют не только органический материал, но и сталь. Тем не менее именно струны дали название инструменту - "пхан" – по-чеченски жила, а "дар" – имеющий, то есть изготовленный из жилы. Постепенно в основу названия стали добавлять и слово "дечиг" (деревянный).

Пондар переняли у чеченцев многие соседские народы. Они называют по-чеченски, но в несколько видоизмененной форме: осетина – фандар, кабардинцы – фандур, аварцы – пандур, грузины – пондури.

Сегодня дечиг-пондар снова звучит на праздниках. Увидев простоту конструкции чеченской балалайки, можно подумать, что освоить игру на ней можно так же просто. Однако, по словам специалистов, извлекать из инструмента нужные звуки, используя всего три струны, могут лишь высококлассные музыканты.

Алексей Иванов

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.
В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несмотря на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Инструмент и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих времен она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и др.

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.

Самым знаменитым армянским исполнителем музыки на дудуке является Дживан Гаспарян В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян , Геворг Дабагян , Сергей Карапетян , Мкртич Малхасян , Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов . Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна, который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии.

Чонгури распространен в западной Грузии (в регионах Самегрело, Гурия, Аджара). Чонгури в разных уголках имеет различную конструкцию. Чонгури в основном представляет инструмент для аккомпанемента. В его сопровождении можно исполнять одно, двух и трехголосые песни. Объединение Чонгури и Доли в ансамбль часто встречается в Аджарии. В таких в случаях в ансамбле участвует один Чонгури или один Доли, два или несколько Чонгури одновременно не применяются.

Под аккомпанемент Чонгури, женщины исполняли песни во время коллективного труда. Женская рабочая группа - "Нади" собиралось поздно вечером, когда женщины были свободны от домашнего труда и исполняли песни сопровождением Пандури и Чонгури (труд женщин заключалось в трепке шерсти и её дальнейшей переработке, для приготовления ваты, нити и др.)

По словам лучших мастеров для изготовления Чонгури выбирали гладкое дерево без сучков в тех местах, где часто дует ветер. Для инструмента лучше брать часть дерево между ветвями. Кривые части для этой цели не годятся. Специально для этого дела срезанное дерево раскалывают на две половины. Обе части называют "Деда", и используются для изготовления Чонгури или Пандури. Принесенное дерево дома стараются укрыть от солнца и ветра, лучше хранить в прохладе. Хранят 30 дней. Если дерево хорошо не просохнет, оно потрескается и труд будет напрасен. "Деда" заготовляют так: долотой достают сердцевину, затем вычистят. Заранее приготовленную передную часть надо прикрепить к приготовленной "Деда", и так держат несколько часов, потом на ручке укрепляют заклепки и ярмо (мостик). Потом для струн делают скобу, (мостик) с четырьмя прорезами для того чтоб в них уложить натянутые струны. Древесина середины Чонгури должна быть из сосны, для того чтоб голос инструмента был звонкий. Для изготовления одного Чонгури требуется три дня. Такова правило изготовления музыкального инструмента Чонгури известного в восточной Грузии. Приблизительно также изготовляется Пандури.

"Чонгури" стоит на более высоком уровне развития чем "Пандури". Это выражено не только в усовершенственной конструкции (объём резонансного корпуса, её обработка, толщина стенок, материал струн) и в связанное с этим качестве тембра, но и в богатой гармонической возможности (что обусловлено большим запасом аккордов) и способах исполнения мелодии. Кроме того, эти инструменты различаются количеством струнок. Пандури имеет 3 струны, а Чонгури - 4.


На её верхней части сделаны 6 звуковых отверстии (каждый диаметром 3-5мм). Брюшная полость прикреплена на толстую деревянную пластину толщиной 2-3 мм. Верхняя дека (2) состоит из трёх частей склеенных вместе. Основная (средная) часть сделано из ели. На ней прикреплена с обоих сторон тонкие деревянные пластины формы пол-луны, которые сделаны из тутового дерева. Глубина брюшной полости 160-170 мм. Шея (4) сделано и дерева грецкого ореха. На головке (3) сделаны три отверстия для заклёпок и одна для ремня, чтобы вешать инструмент на стене. Доска (шея, 4) для приложения пальцев с верхней стороны плоская, а с нижней круглая. На ней (в середине) сделано одно отверстие, в которой вставлена заклёпка (5), натягивающая четвёртую струну - "зили". Шея (4) и корпус (1) соединены тонкими деревянными пластинами, которые сделаны из того же самого материала как и пластины корпуса. Чонгури имеет 4 струны. Длина четвёртой струны (зили) короче на 1/3 остальных трёх струн. Длинные струны одним концом прикреплены к заклёпкам вставленных в отверстиях на головке, а вторым концом все струны прикреплены к петле (ножке) в конце Чонгури. Четвёртая струна натянута между I и II длинными струнами, т.е. она вторая струна снизу.

До недавнего времени, струны Чонгури изготавливали из конского волоса, но сегодня такие струны больше не применяются. Их изготавливают из шёлкового материала. Чонгури имеет несколько тональности. Между тем, различные песни и мелодии исполняются в различных тональности. Одна песня или инструментальная песня мелодия выполняются сначала до конца в одном тональности. Диапазон Чонгури размещена в пределах ноты самого низкого звука издаваемый 3-ей струной и ноты самого высокого звука издаваемый 4-ой струной - "зили". И, поэтому её диапазон (звукопостроения) в каждой тональности разное: октава, септима или нона.

Строение музыкального инструмента следующее: с верху III струна - F, средная II струна - A, самое нижное I струна - C, Зили - E, C or A

Техника изготовления Чонгури более усовершенствована и стоит выше техники изготовления Пандури. У Чонгури (иногда у Пандури тоже) корпус построен частично из склеенных тонких деревянных пластинок, что даёт возможность максимально утончить стенки корпуса и согнуть их так чтоб создать большой объём резонанса, а это со своей стороны оказывает влияние на тембр инструмента. К этому добавляется и то, что для струн используется материал шёлковой нити, что является шагом вперед на пути улучшения тембра.


Чонгури от сегодняшнего Пандури отличается не только строением и количеством струн (у первой 4 струны, а у второй 3 струны) но и способом исполнения на нём мелодии. Когда играют Чонгури, пальцами ведут снизу, а на Пандури сверху вниз. Не смотря на то, что Пандури и Чонгури являются разными инструментами, они сходны по принципам звуковоспроизведения, по виду и в своих функциях (оба инструмента в основном служат для аккомпанемента, оба инструмента используются при коллективном труде женщин, оба инструмента используются при исполнении старинных обрядов). Принимая во внимание их функции, считается, что оба инструмента раньше были одним. Если учтём то обстоятельство, что развитие Пандури и Чонгури относятся к разным этапам развития можем сказать, что один из них представляет инструмент, который является результатом развития выше указанных признаков. Носителем таких признаков на сегодня представлен Пандури и поэтому считается, что Чонгури произошёл от Пандури. Поэтому Чонгури должен был появится не позднее 17 века.

Нужно подчеркнуть то обстоятельство, что в восточной Грузии, в основном в долине, трёхструнный Пандури называют "Чонгури", а в горных местах называют "Пандури" и "Чонгури". К тому же сказатели отмечают что "Пандури" более старое название чем "Чонгури".

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Кураспедиани Сулико Геронтьевич,

Кураспедиани С.Г., Цулая З.Г.,

Богатство и разнообразие грузинской музыкальной культуры проявляет себя в различных формах – уникальном многоголосном пении, зажигательных танцах и многочисленных видах инструментального искусства. Грузинский музыкальный фольклор неразрывно связан с народными обрядами и традициями, которые являются отражением материальной и духовной культуры народа. Не случайно все грузинские музыканты, заложившие основы национального профессионального творчества с конца X века, в своей деятельности главное внимание уделяли собиранию и изучению фольклорных источников.

Необходимо отметить, что грузинский музыкальный фольклор с момента своего возникновения был синкретичным. Эта черта сохраняется в нем до настоящего времени, подтверждением чему является деятельность грузинских ансамблей, которые демонстрируют свое мастерство по всему миру.

Во многом специфический язык грузинских песен и танцев обусловлен оригинальным инструментарием, который их сопровождает. Характерные способы звукоизвлечения на народных инструментах, специфика артикуляции, динамическая палитра определяют темпо-ритмические особенности танцев, их эмоциональный строй, пластику движений исполнителей. Традиционный состав ансамбля, аккомпанирующего грузинским танцам, включает четыре группы инструментов, сочетания которых могут варьироваться: духовые – дудуки (в современном исполнительстве часто заменяется кларнетом), саламури, гудаствири, чибони; струнные – пандури, чонгури, чунири, чианури; клавишные – бузика, аккордеон, тсико-тсико; ударные – доли, даира.

Дудуком называют дудку, широко распространенную среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова. Грузинский дудуки состоит из четырех основных частей – ствол-трубочка, камыш или язычок, колпак и регулятор. Ствол-трубочку изготавливают из тутового дерева, абрикоса или кавказской пальмы; ее длина – 36 см, внутренний диаметр – около 10мм. В ней делают 8 – 9 отверстий с внешней, наружной стороны, и одно – с обратной стороны. В трубочку вставляется плоский двойной язычок. На дудуки можно исполнять мелодии, как диатонического, так и хроматического построения.

Саламури – это разновидность свирели, имеющая широкое распространение в восточных частях Грузии. В зависимости от конструкции бывает язычковым и безъязычковым. Эти два вида саламури отличаются друг от друга материалом, формой, звукопостроением и диапазоном.

Безъязычковый саламури чаще делают из абрикосового дерева или кавказской пальмы; язычковый – из тростника, грецкого ореха. На обоих видах саламури играют только мужчины. На них исполняются пастушьи и танцевальные мелодии.

Безъязычковый саламури представляет собой длинную трубочку около 40 см, на которой делаются 7 – 9 отверстий-глазков. Внутренняя часть ствола инструмента до конца полая, а головка слегка заостренная. Безъязычковый саламури имеет диатонический звукоряд в пределах одной октавы. Диапазон может быть увеличен, за счет силы дыхания исполнителя.

Язычковый саламури представляет собой трубку длиной 23 – 26 см, в которой может быть от 5 до 9 отверстий-глазков. Характерной особенностью этого вида саламури является отсеченная головка, в которую и вставляется язык – короткая тростниковая пробка размером 12 – 15мм. Несмотря на то, что язычковый саламури сравнительно меньше, его технические возможности выше: у него богаче звук, шире диапазон и нюансы.

Струнный грузинский инструментарий можно разделить на щипковую и смычковую подгруппы. В категорию щипковых входят пандури и чонгури, а в подгруппу смычковых – чунири и чианури.

Пандури – традиционный трёхструнный инструмент, который распространён повсеместно в восточной Грузии – районах Пшавхевсурети, Тушети, Кахети, Картли. В сопровождении пандури исполнялись сольные песни и стихи, воспевающие героев.

Пандури состоит из основных и дополнительных частей. К основным относятся: 1) корпус, включающий углублённую полость и верхнюю деку; 2) шея, состоящая из головки и доски для приложения пальцев. Дополнительными частями являются: заклёпки, ярмо, лады (деления), скоба (мостик с тремя насечками) и петля. Пандури выстроган из целого дерева. В зависимости от региона бытования корпус пандури может иметь форму весла, груши, морской ракушки. Каждая струна пандури имеет диатонический диапазон – сексты, октавы или ноны.

Чонгури является более усовершенствованным инструментом, в сравнении с пандури. Это выражено не только в конструкции (объём резонансного корпуса, его обработка, толщина стенок, материал струн) и в связанном с этим качестве тембра, но и в богатых гармонических возможностях, и в способах исполнения мелодии. Кроме того, эти инструменты различаются количеством струн: у пандури – 3, а у Чонгури – 4. До недавнего времени, струны чонгури изготавливали из конского волоса, а в настоящее время – из шёлкового материала. Техника исполнения указанных инструментов тоже отличается: когда играют на чонгури, пальцами ведут снизу вверх, а на пандури – сверху вниз.

Несмотря на то, что пандури и чонгури являются разными инструментами, они сходны по принципам звуковоспроизведения, по виду и функциям – оба служат для аккомпанемента, используются при коллективном труде и в старинных обрядах.

Литературные памятники Грузии свидетельствуют, что раньше пандури или чонгури обязательно были в каждой семье. Они считались лучшими памятными подарками. На них в основном играли женщины, что делало исполнение очень привлекательным. Исполнительницы хорошо знали время, место и обстоятельство для игры. Без пандури и чонгури трудно было представить свадьбу, народное веселье, пиршество или храмовой праздник. Они были символами веселья, радости и счастья, поэтому играть на них и даже показывать запрещалось в дни скорби и траура. Когда в семье кто-то умирал пандури или чонгури убирали и доставали только спустя год. После годовщины старший в семье брал пандури, ударял по струнам рукой и начинал петь. Это было символическим концом траурного периода. Под аккомпанемент пандури и чонгури женщины исполняли песни во время коллективного труда – например, при треплении и переработке шерсти.

Чунири – старинный грузинский струнный смычковый инструмент. Состоит из корпуса овальной формы, шеи и дополнительных частей (заклёпки, скоба и ножка). Звуковоспроизведение создаётся воздействием смычка на струны. Корпус чунири сделан из ели или сосны, а шея – из берёзы или дуба. В зависимости от региона может иметь различные модификации. Например, корпус сванской чунири имеет форму сито – он открыт с нижней стороны, на которую натянута кожа. Шея – целая и плоская, – закреплена внутри корпуса. На головке шеи находятся три отверстия для заклёпок, к которым крепятся струны, сделанные из конского волоса. Смычок имеет форму луки с выемками для струн. Рачинский чунири имеет форму лодки и выстроган из цельного куска дерева. На корпусе сделаны 2 звуковых отверстия диаметром 5 – 6 мм. Корпус закрыт натянутой кожей, закрепленной ремнем на обратной стороне чунири. Округленная головка шеи имеет 2 или 3 отверстия для заклёпок. Хевсурский и тушетский чунири имеет круглый корпус. В Раче получил распространение 2-х струнный чунири, а в Сванети и Тушети – 3-х струнный.

При игре на чунири музыкант касается струн подушечками пальцев, не доводя их до шеи, из-за чего возникают характерные флажолетные звуки. Смычок касается всех струн одновременно. Только жители горных районов Грузии сохранили этот инструмент в первозданном виде. В западной части – например, в Гурии, его также называют чианури.

Среди национальных клавишных инструментов можно выделить бузику, аккордеон и тсико-тсико.

Бузика представляет собой небольшой по размеру аккордеон и предназначается для женщин. Поэтому ее часто использовали в качестве подарка для невесты во время церемонии обручения. Бузика звучала на народных праздниках и свадьбах, поэтому её репертуар в основном состоит из песенных и танцевальных мелодий. Чаще всего бузика применяется для исполнения сольных мелодий, но иногда участвует в ансамблях.

В начале XIX века из Европы в Грузию пришел инструмент тсикотсико. Его используют в основном для воспроизведения музыкальных произведений танцевального характера.

Аккордеон трудно причислить к грузинским народным музыкальным инструментам. Он был завезён в Грузию из России в 1830-х годах и очень скоро стало популярным среди народных музыкантов. Особенно прижился аккордеон в Тушети, где он используется как инструмент для аккомпанемента пению, так и для исполнения сольных произведений. И тсико-тсико, и аккордеон культивируются в грузинском фольклоре приблизительно на протяжении двухсот лет.

Из ударных грузинских народных инструментов самыми распространенными являются доли и даира.

Доли напоминает небольшой, туго обтянутый с обеих сторон кожей, деревянный цилиндр, на котором играют только мужчины. Кожа прикрепляется к корпусу с помощью ремней, а для ее натягивания используют металлические обручи. Играют на доли с помощью ладоней и пальцев рук. Во время игры инструмент держат в левой подмышке или подвешивают на левое плечо. На доли играют в сидячем положении или танцуют во время игры. Чтобы получить эффект forte ладонями ударяют в центре звуковоспроизводящей поверхности, а для достижения piano – на краях доли. Доли определяет ритм танца при исполнении мелодии. Часто его объединяют в ансамбль с чонгури, чибони, дудуки, саламури.

Изредка в народных грузинских ансамблях применяются такие ударные инструменты, как диплипито и цинцили.

1. Баглай, В.Е. Этническая хореография народов мира. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Гварамадзе Л. Грузинский танцевальный фольклор. – Тбилиси:

3. Джавришвили Д. Грузинские народные танцы. – Тбилиси, 2010.

4. Заикин, Н.И. Этнография и танцевальный фольклор народов России. – Орёл, 2013.

Читайте также: