Чистик для клемм аккумулятора своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Предлагать смазывать чем-то клеммы аккумулятора — разводить простаков на деньги. Так считают многие. Слово для защиты автохимии взял Михаил Колодочкин.

Klemma1

Знакомый, вернувшийся с техобслуживания, возмущенно размахивал полученным счетом: за смазывание клемм аккумуляторной батареи с него содрали почти как за полный бак на АЗС! Крик души: зачем их вообще смазывать?

Зачем их смазывать?

Вовсе не для того, чтобы улучшить электрический контакт в цепи. И Литол, и современные средства, представленные на фотографиях, являются диэлектриками, а потому могут только ухудшить проводимость. Их задача — защищать контакты от внешнего воздействия. Дело в том, что цветные металлы (в нашем случае — свинцовый сплав) имеют дурную привычку окисляться под действием окружающей среды. Свой вклад вносят влажность в месте установки батареи, неисправность ее системы вентиляции, а на древних машинах — и негерметичность аккумулятора. Понятно, что нужно устранять все эти причины, а не только бороться с их следствием, но одно другому не мешает.

Чем страшны окисные пленки?

Как смазка борется с окислами?

Никак! Если клемма уже окислилась, то смазки бесполезны. В этом случае нужно отсоединить батарею от сети, зачистить клеммы и наконечники до блеска, потом вновь подсоединить аккумулятор — и только после этого пользоваться смазками. Они предотвращают появление окислов, но не способны устранять их.

Распылять или мазать?

Все производители батарей, указывая на необходимость смазывать клеммы, говорят именно о консистентных мазеобразных препаратах. Они дольше держатся на обработанной поверхности, создавая более надежную изоляцию в сравнении со спреями. Хотя назначение у всех препаратов одно — вытеснить воду и создать защитную поверхность.

Чем плохи старые средства вроде Литола?

Они заметно уступают современным в эффективности: легко смываются шампунями, у них рыхлая, неплотная структура, отсутствуют присадки и добавки. Да и краситель не предусмотрен. Мелочь, но с цветной смазкой работать удобнее. Впрочем, многие инструкции к отечественным аккумуляторным батареям не меняются десятилетиями, а потому до сих пор рекомендуют смазки типа того же Литола-24.

Снаружи или внутри?

Можно ли использовать механическую очистку клемм — например, наждачной бумагой?

Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются?

Нынешние методы обработки материала избавили нас от раковин и прочих неоднородностей. Некоторые производители батарей даже используют втулки, изготовленные внешними фирмами. Подкапотное пространство современных автомобилей также лучше защищено от воздействия внешних факторов. Но контакты все равно окисляются — пусть и медленнее, чем 30–50 лет назад.

02-p127

Так смазывать или нет? Наше мнение

Вероятность того, что несмазанная клемма породит какие-то проблемы, сегодня невелика. Материалы качественные, под капотом сравнительно чисто, корпус батареи герметичный. Да и денег жалко. Но всё же мы считаем, что смазка полезна. Хотя бы потому, что это один из дополнительных кирпичиков, создающих надежность техники. На этом лучше не экономить.

Содержащийся в идеальном порядке и правильно эксплуатируемый аккумулятор – залог уверенного пуска мотора машины вне зависимости от погодных условий. В реальности добиться идеальных условий работы АКБ добиться сложно, и при попадании паров кислоты на свинцовые клеммы батареи, постоянно находящиеся под напряжением, происходит их окисление в виде белесоватого или голубовато-зелёного налёта в виде хлопьев. Окисление контактов становится причиной ухудшения их электропроводимости, в результате чего аккумулятор недозаряжается. Чтобы не допустить дальнейшего снижения ресурса батареи, клеммы следует вовремя очищать от окислов и постараться устранить причины, приводящие к образованию коррозии.

Демонтаж аккумуляторной батареи

Почему клеммы АКБ окисляются

Появление на контактах электродов батареи белого налёта свидетельствует о том, что созданы благоприятные условия для коррозионных процессов. Это может случиться из-за возникновения следующих причин:

Необслуживаемый АКБ в значительной мере лишены этого недостатка – процессы попадания электролита на клеммы здесь возникают только на возрастных корпусах с микротрещинами.

Иногда сам электрод становится негерметичным. Но какой бы не была причина окисления аккумуляторных клемм, сначала нужно их очистить, и только после этого приступать к устранению неисправностей, если это возможно.

Очистка клемм аккумулятора

В самых простых случаях используют войлок, который неплохо справляется с небольшими по размерам и толщине очагами окисления. Он, кстати, неплохо противостоит кислоте, чего нельзя сказать о других распространённых материалах, включая различные губки.

Иногда используют водный раствор соды и зубную щётку, но все эти методы годятся только для несильных загрязнений.

Когда окисление затрагивает большие участки контактной группы, не обойтись без использования наждачной бумаги, но обязательно мелкозернистой фракции – важно, чтобы на поверхностях обрабатываемого металла не оставалось абразивных частичек.

Более грубый инструмент для чистки клемм аккумуляторных батарей – щётки по металлу с проволочной щетиной – они справляются с очисткой быстро, но потребуется финишная зачистка наждачной бумагой. А ещё в продаже имеются специальные двусторонние приспособления – ёршики, одна из сторон которых чистит электроды батареи, а другая – внутреннюю поверхность клемм.

Продвинутые автомобилисты используют шуруповёрт со специальной щёткой в качестве насадки, для избавления от окисла используется режим вращения на средних оборотах. В любом случае очистка клемм аккумулятора должна производиться аккуратно и добросовестно. Если оставите хотя бы маленький необработанный участок – процесс повторного окисления неизбежен.

После того, как почистите клеммы аккумулятора, необходимо внимательно осмотреть поверхность батареи на предмет наличия трещин и других дефектов – вполне вероятно, что они и являются причиной быстрого появления белого налёта. Восстановлению такая батарея не подлежит, поэтому лучше сразу задуматься о покупке нового автоаккумулятора.

Очистка аккумуляторных клемм

Если видимых повреждений нет, после очистки клемм аккумулятора водным раствором пищевой соды её же нужно использовать для очистки корпуса батареи от загрязнений – грязи, пыли, остатков серной кислоты.

Некоторые автомобилисты вместо соды используют специальный очиститель клемм АКБ. Такой вариант тоже неплох, но, как правило, подобные средства изготавливаются на основе растворителя, так что особого смысла тратиться на его приобретение нет.

Ещё одним распространённым средством для очистки электрода и клемм от белого налёта является бензин, который действительно обладает способностью растворять многие загрязнения, включая окислы различной природы. Но при использовании бензина нужно работать очень аккуратно – кроме загрязнений и белого налёта, он оказывает разрушающее воздействие и на другие материалы – резину и пластик. Корпус АКБ как раз и изготавливается из пластмассы. Самый безопасный способ очистки клемм бензином – намочить им тряпку и протирать контакты до их полного очищения. Не только заводить машину, но и подключать провода, если бензин ещё не испарился с их поверхности, категорически возбраняется.

Очистка аккумулятора и его клемм должна производиться с соблюдением техники безопасности – не забываем, что мы имеем дело с раствором серной кислоты – агрессивной жидкостью, способной вызвать серьёзные ожоги. Поэтому работать следует в перчатках и защитных очках в хорошо вентилируемом и проветриваемом помещении.

Не следует также прилагать чрезмерных усилий при работе с клеммами и клеммными выводами батареи.

По окончании процесса правильной зачистки клемм аккумулятора для лучшего контакта желательно промыть их аптечной дистиллированной водой.

Как предотвратить коррозию

Ваши усилия могут оказаться напрасными, если не устранить причину появления окислов на клеммах и электродах батареи. Если выяснить, почему после очистки белые хлопья появляются вновь, не удалось, самый надёжный способ избавиться от проблемы – приобрести новый аккумулятор. Но поскольку в финансовом плане такая покупка не всегда возможна, следует знать о других способах защиты от появления очагов коррозии.

Вместо фетра можно использовать войлок, который, будучи пропитанным маслом, обладает такими же активными защитными свойствами, препятствуя попаданию на металл клемм или электродов паров серной кислоты.

Часто медные компрессионные клеммы после очистки и установки на электроды сверху смазывают слоем солидола, технического вазелина или той же специальной смазкой, о которой мы упоминали.

Когда возникнет потребность снять клемму, следите за тем, чтобы при её одевании такая смазка не присутствовала на боковых поверхностях клеммы – ведь она является диэлектриком и это ухудшит токопроводимость батареи.

Часто к закипанию электролита приводит зарядка батареи с использованием неподходящего зарядного устройства, и именно в результате этого жидкость активно извергается наружу, попадая на контактную группу.

Защита клемм аккумулятора от окисления

Если причиной окисления контактов являются дефекты клемм, их нужно заменить – это несложная операция, которая поможет предотвратить преждевременный выход из строя самого автомобильного аккумулятора, а в худшем случае – бортовой электроники.

В преддверии зимнего сезона аккумуляторная тема начинает всплывать из подсознания каждого автолюбителя. Чтобы не допустить " аккумуляторного форс-мажора", нужно проверить, в первую очередь, техническое состояние этой важной детали.


Сервис аккумулятора включает в себя:

• Проверку и поддержание чистоты корпуса аккумулятора, кабелей и крепежных деталей. Обычно выполняется раз в 1,5-2 года осенью для нового аккумулятора, если пробег аккумулятора больше 15 000 км, следует выполнять проверку каждые 3 месяца. Зимой старые аккумуляторы следует проверять каждый месяц.

• Проверку уровня электролита в аккумуляторе.

Многие неисправности аккумулятора вызваны плохим электрическим соединением. Соединения кабелей аккумулятора следует проверять и чистить, чтобы предотвратить на них падение напряжения.

Важно!

При работе с любыми электрическими компонентами автомобиля первым отсоединяйте отрицательный кабель от аккумулятора. Отсоединенный отрицательный кабель говорит о том, что все цепи в автомобиле разомкнуты, что предотвратит случайный электрический контакт между электрическим компонентом и землей. Любая электрическая искра может привести к взрыву или травмам.

1 способ.

1. Заглушите двигатель, чтобы предотвратить замыкание.

2. Отсоедините сначала отрицательную клемму аккумулятора, затем положительную. Возможно, придется приложить некоторую силу, чтобы снять клеммы.

3. Сделайте содовый раствор. Добавьте в 250 мл воды 1 столовую ложку соды. Протрите раствором с помощью зубной щетки, губки или ткани клеммы и корпус аккумулятора. Это растворит продукты окисления и уберет следы масла, грязи и других загрязнений.

4. Когда клеммы и корпус станет чистым, промойте поверхности аккумулятора губкой с холодной воды и вытрите насухо.

5. Подключите сначала положительную клемму аккумулятора, затем отрицательную.

2 способ.

1. Заглушите двигатель, чтобы предотвратить замыкание.

2. Отсоедините сначала отрицательную клемму аккумулятора, затем положительную.

3. Полейте кока-колой или пепси на клеммы и корпус аккумулятора. Кола разъест продукты окисления.

4. Когда клеммы и корпус станет чистым, промойте поверхности аккумулятора губкой с холодной воды и вытрите насухо.

5. Подключите сначала положительную клемму аккумулятора, затем отрицательную.


Основные причины

Первый признак запущенного процесса — появление ржавчины. Чаще и быстрее всего окисляется плюсовая клемма аккумулятора и причин тому может быть несколько.

Утечка газообразного водорода

Аккумулятор превращает кислоту в электрический ток. В эти моменты газообразный водород в батарее протекает и попадает в атмосферу. Он реагирует с другими веществами. Как итог, в терминале батареи появляется характерный налет рыжеватого цвета.


Окислившаяся клемма

В зависимости от того, с какой стороны он формируется, можете диагностировать различные проблемы с аккумулятором. Если он находится на отрицательной клемме, это является признаком недостаточного заряда, а если на положительной – это связано с избыточной зарядкой.

Большинство аккумуляторов страдают от недозарядки, и именно поэтому вы видите это с отрицательной стороны.

Утечка электролита

Эта проблема является данностью свинцово-кислотных аккумуляторов. Из-за старения или повреждения электролит в аккумуляторе может протекать и накапливаться на контактах. Вероятность утечки электролита увеличивается, если часто переполняете батарею водой.

Коррозия в медных зажимах

Медь является хорошим проводником и не подвержена коррозии. Однако, когда электрические токи проходят через медные контакты, происходит образование сульфата меди, что приводит к коррозии батареи.


Использование соды как абразива

Голубоватый осадок на медных выводах поможет идентифицировать сульфат меди. Это вещество крайне плохо проводит электричество, поэтому у вас начнутся проблемы с запуском автомобиля.

Перезарядка и переполнение аккумулятора

Если переполните батарею водой, это может привести к вытеканию электролита через вентиляционные отверстия и ржавчину. Убедитесь, что налили нужное количество воды из батареи.

Если перезаряжаете аккумулятор, происходит нечто подобное – электролит заряжается от кинетической энергии и перетекает на клеммы, вызывая ржавчину.

Очистка клемм

Рассмотрим разные способы, чем обработать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись.

Пищевая сода — водный раствор

Если хотите удалить сульфат меди, накопившийся на клеммах, вам понадобится немного раствора питьевой соды и щетка. Сначала убедитесь, что зажигание автомобиля выключено. Снимите контакты и используйте кисть для удаления ржавчины.


Можно наносить состав для удаления ржавчины в виде раствора

Залейте раствор пищевой соды и продолжайте удалять коррозию щеткой. После этого почистите контакты чистой водой.

Следует использовать смазку подшипника ступицы колеса на клеммах, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение. Иногда подойдёт вазелин, но не так хорошо, как смазка. Обычно на минусовой клемме меньше коррозии, вот туда и подойдёт вазелин.

В большинстве безалкогольных напитков, которые мы употребляем, содержится немного углекислоты. Вылейте немного содовой на терминалы и используйте мягкую губку, чтобы удалить остаток. Это хорошо работает при отсутствии раствора соды с водой.

Очистка клемм аккумулятора от окисления

Если ваша батарея имеет чрезмерную коррозию, вам нужно будет использовать раствор соды с водой и старую зубную щетку. Начните с удаления клемм – отрицательный должен быть первым. Смешайте ваш раствор пищевой соды и поместите его в чашки. Замочите каждый из терминалов в растворе и дайте ему впитаться в течение следующих 20 минут.


Специальная щетка для чистки клемм

Удалите ржавые материалы на контактах. Налейте раствор соды и приготовьте свежий. Замочите контакты снова, удаляя едкие материалы. Очистите клеммы водой и дайте им высохнуть или протрите влажной тканью. Вы также можете использовать наждачную бумагу для очистки. Нанесите немного смазки или вазелина и подсоедините контакты – начните с плюсового.

Восстановление старой батареи с использованием аспирина

Это способ подойдет, когда ваша батарея устарела, но вам нужен еще один заряд, чтобы продолжить работу. Если у вас есть несколько таблеток аспирина, можете вставить два в батарею и получите еще один заряд.

Аспирин содержит ацетилсалициловую кислоту, которая в сочетании с серной кислотой аккумулятора выдает нужную реакцию.

Как предотвратить коррозию

Медные компрессионные клеммы

Эти зажимы являются одними из лучших на рынке и помогут предотвратить дальнейшую ржавчину аккумулятора. Зажимы изготовлены из луженой меди и обеспечивают контакт всего зажима с электрическим током.


Популярная смазка MC 1710

Зарядка батареи

Одной из причин ржавчины является аккумулятор, который перезаряжен или недозаряжен. В руководстве производителя часто указано рекомендуемое напряжение. Вы должны придерживаться этого, если хотите предотвратить образование коррозии.

Антикоррозийные спреи

Существуют различные спреи, которые доступны на рынке для предотвращения коррозии терминала. Вы также можете использовать вазелин или смазку, если находите спреи дорогими.


Если под рукой нет профессиональных средств, можете взять обычный вазелин

Фетровые покрытия с покрытием также можно использовать для предотвращения ржавчины. Подойдёт и обычная очистка клемм аккумулятора содой.

Смазка

Процедура смазывания состоит в зачистке деталей от продуктов окиси с последующей обработкой их смазками и проводится по такому алгоритму:

  1. Убираем контакты.
  2. Удаляем продукты окиси щеткой, наждачной бумагой или с помощью войлока, пропитанного раствором соды. Если процесс окисления начался давно, вам нужно будет воспользоваться щетками-ершиками, чтобы удалить налет.
  3. Моем все дистиллированной водой.
  4. Закручиваем клеммы.
  5. Обрабатываем средством из таблицы, например, МС 1710 или мовилем.

Перечень лучших смазок на рынке

Смазка клемм аккумулятора автомобиля Тип основы Показатель вязкости Диапазон температур, ? Герметизация Сопротивление кислоте
Molykote HSC Plus Масло Большая -30°C… +1100°C Большая Большая
Berner battery pole spray Масло умеренная -30°C… +130°C Большая Большая
Presto Batterie-Pol-Schutz Восковая умеренная -30°C… +130°C Большая Большая
Vmpauto MC1710 Масло Большая -10°С… +80°С Большая Большая
Liqui Moly Batterie-Pol-Fett Масло Большая -40°C… +60°C Большая Большая

Итоги

Аккумулятор является жизненно важным компонентом автомобиля. Он посылает электричество на стартер, который, в свою очередь, посылает электрические сигналы к свечам зажигания, и ваш автомобиль заводится.

Когда клеммы вашей батареи окисляются, у вас будут проблемы с ее запуском. Устранить их поможет зачистка терминалов от ржавчины и последующая смазка элементов.

Если на клеммах аккумулятора появился белый налет или голубой (при медных клеммах) лучше заранее провести профилактику, чем мучиться в самый неподходящий момент.

Белый налёт на клемме аккумулятора

Белый налёт на клемме аккумулятора

Причины появления окисления

  1. утечка электролита;
  2. перегрузки в цепи зарядки аккумулятора;
  3. нарушена плотность электролита;
  4. нет хорошего контакта между клеммой и батареей;
  5. забиты вентиляционные отверстия банок АКБ, что приводит к увеличению давления внутри аккумулятора и как следствие вытеканию жидкости через щели.

Окисел на клеммах аккумулятора уже само по себе означат о его скором выходе из строя. На исправном аккумуляторе, заряженном и с нормальной плотностью такого налета не бывает. Также окись при попадании на провод возле клеммы разъедает его, что приводит к его обрыву и необходимости ремонта. О таком ремонте было написано в этой статье.

Как очистить клеммы аккумулятора

Убрать белый налет с клеммы аккумулятора можно как подручными средствами так и химическими реактивами имеющимися в продаже. Приведу некоторые способы убрать окись с клемм аккумулятора:

Самый простой и родной способ снять белый налет с клемм с помощью щетки по металлу, наждачной бумаги или напильника. Имеются в продаже специальные щетки для чистки клемм АКБ, не разу не пробовал, но говорят справляются хорошо.

Очистить клеммы аккумулятора могут специальные металлические щетки

Специальные металлические щетки для очистки клемм АКБ

С чисткой надо быть поосторожней, так как при частой процедуре размеры клемм на аккумуляторе уменьшится и провод будет плохо держаться.

Размеры клемм на аккумуляторе

Размеры клемм на аккумуляторе

Приготовить 10% раствор соды (натрия гидрокарбонат), для этого нужно взять на 90 грамм воды к 10 гр. соды и этим раствором промыть полюсы аккумулятора и провода.

АКБ лучше снимите, а при обработке провода защитите кузов от попадания раствора.

Самый пожалуй лучший способ это использовать очиститель клемм аккумулятора от ржавчины ВСН-1. После его применения клеммы станут выглядеть как новые, серого цвета. Применяя раствор действуйте по инструкции.

Нейтрализатор ржавчины ВСН-1

Нейтрализатор ржавчины ВСН-1

Чем смазать клеммы аккумулятора

Использование войлочных шайб (можно использовать простую ткань, но сложенную в несколько раз) пропитанных маслом известно многим, так как способ работает. Для этого вырезается из войлока шайба диаметром 4-5 см и внутренним отверстием по диаметру клеммы, пропитывается маслом, и надевается на аккумулятор. Если в корпусе АКБ возле клеммы есть невидимые трещины, то эта войлочная шайба защитит от выхода электролита и образования налета. Аналог войлочных прокладок — фетровые шайбы.

Самый лучший способ пожалуй покрыть клеммы аккумулятора чтобы не окислялись, специальным диэлектрическим спреем, который позволит надолго защитить полюса от образования белого налета.

Клемма обработанная защитным спреем

Клемма обработанная защитным спреем

Wurth SaBesto

Следите за плотностью электролита. Постоянная езда с включенным светом, кондиционером летом или печкой зимой, приводит к постоянному недозаряду АКБ и как следствие снижению плотности. Пониженная плотность приводит к осыпанию пластин и снижению его срока службы. Для этого приобретите ареометр, стоит он копейки, но поможет продлить жизнь АКБ.

Ареометр для проверки плотности электролита

Ареометр для проверки плотности электролита

Учтите, что все применяемые способы имеют временную защиту, и процедуру придется повторять.

Читайте также: