Чем склеить рог лося
Добавил пользователь Alex Обновлено: 07.10.2024
Подскажите . как выпрямить рога ?
Задумал я "пастуший" нож в старом средиземноморском стиле . Какой материал подойдет для рукояти такого ножа ? Конечно бараний рог ! Видел на Руснайфе обзор одной японской выставки , где были очень интересные ножи с рукоятками из этого материала .
Сейчас я вернулся с нашей выставки , где мне подарили вот такую парочку
Теперь мне нужно выпрямить рога в плоскости .Есть ли у кого-то опыт в этом деле ( горячая вода , горелка и т.д.)
Если нет опыта , но есть полезная ссылка , тоже буду благодарен .
Вообще при помощи эпоксидных смол например тех которые используются для заливки полов можно создавать целую палитру искуственных материалов. В качестве наполнителя и или красителя так-же можно использовать целую гамму материалов. Само собой существуют специальные пасты красители, но можно использовать и подручные материалы. Так например кроме уже названной крошки рога в качестве наполнителя можно использовать крошку или порошок различных минералов правда это сильно усложняет последующую обработку. Можно армировать массу при помощи волокон или жгутов стеклоткани или конского волоса например, а можно использовать пыль и мелкую стружку различной древесины содержащей мало смол и масел. Правда при использовании опилок или древесного порошка необходимо учитывать некоторые особенности затвердевания эпоксидных смол с наполнителями. Древесная пыль создаёт массу довольно лёгкую, относительно пористую и как следствие достаточно хрупкую. Особенно заметным этот эффект становится при использовании порошка древесного угля. С древесным угольным порошком масса вспенивается и может увеличится в два три раза в объёме. Поэтому такие наполнители можно использовать только в два приёма. Первый раз намешивают древесную пыль или угольный порошок, дают полностью застыть и через сутки двое полученную массу дробят и перемалывают. Полученную крошку уже смешивают с эпоксидной смолой предварительно добавив туда армирующего волокна или мелкой тонкой деревянной стружки. Намешивая можно ещё добавить немного красителя и создать причудливые узоры и завихрения по вкусу. Намешивая в эпоксидную смолу костные опилки тоже желательно добавлять туда белого красителя (пасты).
Олений сброшенный рог.
Тщеславие охотников служит нам на руку, и у них можно раздобыть устаревшие трофеи. Можно и самому найти в лесу сброшенные рога оленя. Рога бывают различные, например просто ветвистые или чашеподобные как у лося например. Распилив рог на подходящие сегменты можно навыбирать достаточно вариантов рукоятей, используя розетки как украшения в том числе и как самостоятельные. Концы рога тоже могут использоваться как самостоятельные рукояти, а из плоских частей лосиного рога можно изготавливать и накладки для ножа и обкладки ножен. Если вы нашли рога в лесу прежде чем брать его в руки внимательно посмотрите вокруг, нет ли рядом костей и прочих останков животины. Если имеются, то лучше идите дальше не поднимая падаль, потому что на останках запросто может оказаться всякая нечисть, от жука кожееда, который попадёт к вам в дом до трупного яда из сгниших останков не считая той заразы от которой животина погибла. Сброшенный рог всегда имеет чистую розетку, без следов крови или остатков кости. Кроме того такой рог считается созревшим, он более твёрд по сравнению с трофейным и имеет более толстые стенки. Трофейный рог как правило имеет внутри ещё остатки крови и совершенно невызревшую сердцевину, настолько мягкую, что её приходится порой удалять. И если вам в руки попал невызревший трофей, то такой рог требует дополнительной обработки, варки с известковым молочком или мумифицирования.
"Трофеи",
заготовка из "трофея" с тонкими стенками, (видны остатки черепной кости),
срез созревшего, сброшенного рога,
срез деревянной чурки после пропитки.
Вот ещё один вариант рукояти из кончика рога,
а здесь показанны ножны из рога,
на следующем снимке рукоять из цельного куска рога,
на последнем снимке рукоять ножа из обкладок рога.
Продолжение следует.
Немец Кузя
Белый и пушистый
В сторону зоновских ножей и а ля голивуд:
первый типа Денди-крокодил,
второй, с рукоятью из оливы, а ля Рэмбо,
третий дамский. с костью.
Трофейные рога — гордость охотника
Среди многочисленных трофейных коллекций наиболее ценными являются экспонаты копытных животных, в частности черепа с рогами. Такой трофей, да еще добытого собственноручно животного – предмет гордости любого охотника.
Чаще всего при изготовлении трофейных черепов с рогами, голова отдается в руки специалисту. Но при желании каждый может и самостоятельно сделать качественный череп-трофей. Это будет огромный дополнительный повод гордиться собой, а для семейного бюджета – большая экономия.
Немного зоологии
Все копытные животные классифицируются как полорогие — быки, яки, зубры, бараны, козлы, серны, сайгаки, джейраны, антилопы и полнорогие (оленевые). К оленевым относятся благородный олень, лань, северный олень, лось, косуля, мунтжак, белохвостый олень, кабарга, марал.
Отличительный признак полнорогих копытных – наличие костных рогов. Самки оленей, лосей, косуль (кроме самок северных оленей) рогов не имеют.
Полнорогие копытные — самые желанные трофеи
После ежегодного скидывания рогов пеньки покрываются кожей с густым волосяным покровом. В апреле у каждого половозрелого самца через эту кожу начинают прорастать рога, а сбрасывает их самец в конце ноября или декабре. Размер и форма рогов очень нестабильна – из года в год разнится. У полнорогих существуют две самые распространенные формы – лопатообразная и стволообразная.
У полорогих копытных рога не ветвятся и основаны на разрастании кожного покрова. Они также никогда не сбрасывают рога. У самок многих видов полорогих также бывают рога – у коров, коз, антилоп и пр.
Как выбирать рога для трофеев
Скинутые рога лося имеют ценность только в первый год.
Существует несколько простых правил, согласно которым нужно отбирать рога парнокопытных, из которых будет изготовлен охотничий трофей. Следуя этим рекомендациям, можно понять как, например, выбрать и обработать рога лося:
Рога, возраст которых около 2-3 лет, и они уже были сброшены животным, для трофея не подойдут, потому что потеряли свои качества прочности и цвет. Их можно использовать только для изготовления сувениров и поделок.
Для хорошего трофея годятся свежие, не тронутые грызунами и без повреждений, рога парнокопытного. Для того чтобы отмыть грязь недопустимо применять воду, это испортит структуру ткани и появится плесень.
Правильно делать так – рога подсушить, потом очистить мягкой щеткой и далее отполировать воском, использую только тряпку из натурального материала. На сувенир рога выставляют на деревянных подставках.
Обработка трофейных черепов с рогами
При обработке головы копытного животного очень важно соблюдать порядок и этапность работ. Чтобы трофей стал достойным экспонатом вашей коллекции, сначала надо очень аккуратно и бережно снять с головы шкуру, мышцы и жир.
Далее производится выварка черепа – для удаления сухожилий и зубов. Делать это надо осторожно и очень тщательно.
Для этого берут воду из ручья, родника или талую, можно дождевую. В воде не должно быть никаких химических элементов и хлора. Иначе череп и рога могут изменить цвет, разрушиться и потерять вид. Посуда берется соответствующих размеров – голова должна полностью в нее помещаться. Заливается холодная вода и емкость помещают на огонь. Рога животного воды не касаются. Чтобы не произошло касания, к ним привязывают дощечку, а низ обматывают сухой тканью.
Если голова животного небольшого размера, то варят ее в один этап. Признак того, что голова готова – это то, что сухожилия и мышцы отошли от кости. Но и этот процесс занимает несколько часов. Вода при закипании начнет испаряться, поэтому необходимо постоянно доливать в посуду свежую воду, при этом, не попадая на рога.
После варки оставляют остывать примерно на 8 часов. Из воды не вынимают. Вода не должна быть выше 20 градусов, но и не опускаться ниже 10.
После остывания голову вынимают из воды и оставляют сушиться в таком месте, куда не попадают солнечные лучи.
Опиловка черепа
Это очень ответственная стадия, ведь будет обидно испортить трофей уже после выполненных самых неприятных операций.
Отпиливание основания черепа надо выполнять с помощью столярной или лучше – хирургической пилы с мелкими зубьями. При это линия отпила устанавливается так: череп надо погрузит в воду так, чтобы над поверхностью оставались нужные части. Потом аккуратно череп вынуть и карандашом отметить уровень воды, по этой линии и будет производиться опил.
Обязательно делать его во влажном состоянии черепа, чтобы он не крошился.
Уровень опиловки черепа
Если после варки череп остался грязным, то его надо промыть водой с добавлением поваренной соли или соды. Потом почистить от жирных пятен – при помощи нашатырного спирта, можно протереть хлороформом, на крайний случай – бензином или аптечным эфиром.
Отбеливание черепа
Этот этап подготавливает охотничий трофей к завершению. Для того, чтобы качественно отбелить кость, весь череп обворачивают ватой и обязывают шнуром. Рога при этом остаются открытыми.
Если кости мало – можно и не обворачивать. Далее в закрытой таре разводят 25% раствор аммиака с перекисью водорода (15%). Соотношение компонентов – 5 к 1. Делать все это надо в перчатках, очках и дыхательной маске.
Обернутый череп надо аккуратно залить этим раствором (на 2 см выше, но, не затрагивая рога). Время выдержки – 15 часов для мелких черепов и 20 для крупных копытных.
Далее для придания естественного оттенка применяют фосфорную кислоту или хлорамин. Кислоту надо брать 1%-ную и выдерживать череп от 3 до 6 дней. Хлорамину понадобится не меньше 7-8 дней.
Полировка черепа
Это последняя процедура в изготовлении трофейных рогов. Для полировки используют такую смесь: 2 части венской извести и 1 часть порошкового мела. Наносить ее надо чистой сухой материей и легко потереть всю поверхность и все выемки.
Второй рецепт: 1 часть мелка на 2 части денатурированного спирта. Если вам нравится матовый блеск кости – обработайте череп парафином, мягко растерев его в тончайший слой.
Кстати, при участии в выставках охотничьих трофеев допускается использование легкой косметики.
Дополнительные советы таксидермиста
Если рога очень светлые, то их можно затемнить – натереть раствором марганцовки или спиртовым настоем скорлупы грецкого ореха. Делать это надо, придерживаясь чувства меры – слишком много марганцовки просто испортят рога. Чтобы при этом не пострадал сам череп – его заворачивают в полиэтиленовый мешок. Отростки рогов надо отполировать мягкой мелкой наждачкой. Если череп предполагалось делать с зубами – иногда они при вываривании выпадают. Их надо вставить на место и скрепить клеем быстрого схватывания или эпоксидкой.
Даже на выставки можно показывать экспонаты с имитацией черепа – из дерева, глины, пластика, гипса или металла. Особых правил тут нет, главное, чтобы подставка визуально была похожа по форме на череп или голову животного. Допускает также вариант, когда рога выставляются с черепом другого животного. Например, рога оленя на череп лося.
Я новичок в кузнечном деле, однако, я уже успел выковать немалое количество ножей с хвостовиком, для которых бы я хотел использовать рога лося в качестве рукояти. Мне очень нравится, как выглядит рукоять из рога, и потому я решил приобрести несколько небольших экземпляров для своих ножей. Но когда я начал их обрабатывать и сделал разрезы, то увидел, что непосредственно внутри самого рога материал мягкий и губчатый. И тогда я задумался, а не проще ли мне будет отказаться от идеи использования рогов лося в качестве рукоятки для ножа и подыскать более подходящий для этого материал? Что вы можете мне посоветовать?
Ответ:
Это очень интересный вопрос. Это говорит о том, что тот, кто задает такие вопросы, очень ответственный человек и действительно относится с душой к тому, чем занимается.
Дело в том, что рог лося – это далеко не самый распространенный материал, из которого мастера предпочитают изготовлять рукояти своих ножей. Большинство мастеров предпочитают работать с более плотными и крепкими рогами, к примеру, самбара либо белохвостого оленя. Однако это не означает, что рога лося абсолютно непригодны для того, чтобы послужить хорошей рукояткой для ножа. Такое утверждение далеко от правды, а потому ни в коем случае не бросайте эту идею.
Лично мне очень нравится работать с рогом лося, особенно когда я создаю ножи в стиле ранних американских ножей, либо а-ля “примитивные” ножи. И форма, и размер и сама текстура лосиных рогов превосходно подходит для ножей такого типа. И я действительно не смогу назвать ни один из других материалов, даже рогов прочих животных, которые бы лучше лосиных смотрелись бы на рукоятях подобных ножей.
По моему мнению, лосиные рога – это чрезвычайно привлекательный и мощный материал для рукояти, однако чтобы всё хорошо получилось, в работе над рогами необходим особый подход. То, что я вам могу посоветовать, относится исключительно к моему личному опыту, и я расскажу вам всё, что знаю по данному вопросу.
Вообще, при работе не нужно никуда торопиться. И не имеет никакого значения над чем вы работаете в данный момент: занимаетесь ли вы ковкой лезвия или прилаживаете рукоять. Я предпочитаю потратить больше времени на то, чтобы сделать работу слишком хорошо, чем слегка над чем-то не доработать. Вы можете с этим согласиться или нет, но это мои методы работы. Многое из того, что делаю я, может показаться вам лишним и бесполезным, однако, повторюсь: это только мои принципы в работе, и вы не обязаны полностью им следовать.
Работать с рогами лося мне довелось достаточно много. Дело в том, что я родился в Венгрии - в стране, где обитает огромное количество лосей, и потому рогов здесь всегда в изобилии. Именно на родине я впервые начал проводить эксперименты с рогами лося.
Прежде всего, удостоверьтесь в том, что материалы, с которыми вам предстоит работать – надлежавшего качества: рога и дерево, взяты не у молодых животных и деревьев,. Они должны быть тщательно просушены. Убедитесь в том, что они не контактировали с источниками влаги.
Как уже было правильно замечено, сердцевина рогов достаточно пористая. Именно поэтому я предпочитаю убирать эту мягкую пористую сердцевину, и оставляю только лишь только твёрдую костяную часть рогов. Нужно вычистить большую часть сердцевины, после чего использовать надфиль - тщательно зачистить внутреннюю часть рога. Таким образом, в роге образуется полость, которая будет на порядок больше, чем требуется.
Отдельно я вырезаю куски дерева для того, чтобы заполнить эту образовавшуюся полость. Чаще всего я выбираю для таких целей орех, клён или вишню. Я останавливаю свой выбор исключительно на этих сортах дерева, потому что они весят немного, долговечны, обладают плотной текстурой. Однако для этих целей вы можете использовать любую крепкую древесину по своему желанию.
Дерево, помещённое таким образом внутрь лосиного рога, не обязательно должно идеально подходить к нему по форме. Будет даже лучше, если вы оставите достаточно пространства внутри рога для того, чтобы хватило места для заливки клеем или “эпоксидкой”.
И когда я буду уверен в том, что все части моего ножа гармонично и крепко “сидят”, то приступаю к склеиванию “эпоксидкой” данной рукояти ножа и рога - наружной части. Таким образом, я получаю нож с внутренним хвостовиком. Для этого я делаю четыре или пять бороздок на дереве, и, при помощи специального оборудования, я делаю такие же бороздки на внутренней части рога лося. Таким образом, создаётся достаточное пространство для “эпоксидки”, которая должным образом скрепляет все части ножа. Когда вы склеите все части, то можете дополнительно скрепить рукоять сквозным штифтом. Это, конечно, возможно только в том случае, если ваш хвостовик можно пробурить сверлом без последствий.
Именно таким образом я изготавливал абсолютно все свои ножи довольно-таки долгое время. И, постучим три раза по дереву, я никогда не получал никаких жалоб и не имел никаких трудностей с этими ножами. Однако, к вашему сведению, сегодня существуют и другие техники изготовления ножей из рога лося с применением сложного современного оборудования, которое вполне отвечает высоким стандартам производства ножей.
Также вы вполне можете изготовить нож из рога лося, не вынимая его мягкого внутреннего содержимого. Но в таком случае, со временем клинок рано или поздно расшатается.
Вы сможете изготовить нож, попросту удалив мягкую сердцевину и полностью заполнив внутреннюю часть рога “эпоксидкой”. Нож, изготовленный таким способом, получается действительно хорошим и добротным, однако рукоятка его становится, на мой взгляд, чрезмерно тяжёлой.
Раньше такой способ изготовления ножей из рога оленя, который описан мною выше, считался нетрадиционным. Традиционно же клинки просто вставляли в мягкую основу рога. Лезвие чаще всего закрепляли при помощи сухожилий и сосновой смолы. Если лезвие расшатывалось, его закрепляли при помощи деревянного клина. Такое традиционное “конструирование” применяется некоторыми изготовителями и по наши дни.
Читайте также: