Чатхан своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

  • Чатхан (хак. чадыghан) — многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов, типа цитры. Корпус-резонатор в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с прикрепленными вдоль струнами.

В прошлом инструмент выдалбливался из цельного куска кедра или сосны. Позднее стали сколачивать, склеивать из отдельных дощатых частей. Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос. Могут применяться до 14 струн. Обычно шесть-семь стальных струн настраиваются при помощи костяных передвижных подставок, расположенных под каждой из них. Традиционно играют сидя, положив один край чатхана на колени, другой на пол, поджав ноги под себя. Играют на чатхане пальцами правой руки - щипком и щелчком. Левая рука употребляется для повышения звука, получения промежуточных тонов между тонами основных струн инструмента.

Чатхан является древним, наиболее любимым и распространенным из традиционных музыкальных инструментов хакасов. Используется при исполнении героических сказаний, тахпахов (песен) и других музыкальных произведений. Чатхан — обязательный спутник хайджи (сказителей хакасского эпоса), тахпахчи (певцов). Используется также как ансамблевый и оркестровый инструмент.

Связанные понятия

Жетыге?н — казахский древний многострунный (обычно семиструнный) щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны (из конского волоса) натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие.

Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов.

Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.

Кобы?з, также кыл-кобыз (каз. k`обыз, k`ыл-k`обыз) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.

Варга?н (возм. от старослав. варга — рот, или греч. organon, органон — ин­ст­ру­мент) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.

Кому?з (кирг. комуз) — киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной тонкой шейкой. Грушевидный корпус с безладовым грифом представляет собой единое целое (выдалбливается из одного куска дерева). Общая длина инструмента около 90 см. Строится по квинтам и квартам. Средняя струна мелодическая, остальные выполняют функцию бурдона.

Мори?н ху?ур, мори?н толгойто?й ху?ур (монг. морь, мори?н — конь, толго?й — голова, ху?ур — музыкальный инструмент, бур. мори?н ху?ур, калм. мo`рн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).

Музыкальные инструменты славян — предметы, с помощью которых славянами извлекались различные музыкальные, а также немузыкальные звуки (сигналы опасности, обережные звуки). Использовались на праздниках, похоронах и в будние дни как выражение чувств, для синхронизации действий (например, у гребцов) или для коротания времени (пастухами).

Хайджи (хак.: хай?ы) — хакасский сказитель-мастер, поющий и повествующий под аккомпанемент народных музыкальных инструментов чатхана или хомыса героические сказания — алыптыг нымахи; музыкант, обладающий горловым пением (хай), аккомпанирующий себе во время исполнения народных лирических песен на чатхане или хомысе.

Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.

Кубыз (башк. ?умы?, тат. кубыз от тюр. кобуз) — название башкирского и татарского варгана. В Башкирии известен деревянный пластинчатый агас-кумыз и металлический тимер-кумыз.

Кубаи?р (башк. ?обайыр) — жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры, реже курая.

Народная музыка славян (Славянская народная музыка) — музыкально-поэтическое творчество славянских народов, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры славянских народов.

Свирель (санскр. sviri — слышать) — общее название одно- и двуствольных свистковых, и многоствольных (панова-свирель) флейт (реже язычковых духовых инструментов) у восточно-славянских и южно-славянских народов. Звукоряд диатонический (в основном), диапазон около двух октав.

Кура?й (башк. ?урай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от.

Кюй, каз. кuй — название традиционной казахской инструментальной пьесы. Исполняется на домбре или других народных музыкальных инструментах. Тех, кто исполняет кюи, называют кюйши (каз. кuйші).

Погрему?шка — ударно-шумовой музыкальный инструмент, использующийся в танцах, а также в шаманских ритуалах.

Танбу?р, также тамбу?р (перс. ??????) — струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни, с декой (корпусом) грушевидной формы и длинным грифом, распространённый в арабских странах, Иране, Средней Азии, у уйгуров (тамбир). Общая длина танбура составляет 1100—1300 мм. Звук извлекается плектром. Большинство словарей указывает, что у танбура 3 струны. Однако в Словаре музыкальных терминов Ю. Е. Юцевича (1988) приведена следующая классификация танбуров: дутар — 2-струнный, сетар — 3-струнный, чартар.

Башкирская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития башкирской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Бу?бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Устно-поэтическая традиция известна среди тюркоязычных племен уже в 6-8 веках: её элементы отмечены в орхонских памятниках. Искусство слова занимало почётное место в жизни кочевников-скотоводов. Безымянные акыны создавали народную поэзию, тесно связанную с обрядовым фольклором. Песни подразделяются на следующие жанры: той бастар (песня, предназначенная для начала свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из родного аула), жар-жар (свадебная песня — состязание между джигитами и девушками), бет-ашар.

Пентато?ника (от др.-греч. pente — пять и др.-греч. tonos — напряжение, натяжение; тон) — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до — соль — ре — ля — ми.

Азербайджанские народные музыкальные инструменты (азерб. Az?rbaycan xalq ?al?? al?tl?ri) — музыкальные инструменты, используемые азербайджанским народом при исполнении музыки (мугамов, народной музыки, в оркестрах). Азербайджанские музыкальные инструменты делятся на три основные группы — струнные, ударные, духовые. Отделка музыкальных инструментов также составляет особую отрасль народного творчества.

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Монгольские музыкальные инструменты представлены различными, в основном, традиционными музыкальными инструментами ранней и современной Монголии. В список не входят западные инструменты, такие, как труба, фортепиано или скрипка, которые хотя и распространены в стране, но их происхождение явно не монгольское.

Жале?йка (пищик, брёлка) — духовой язычковый музыкальный инструмент, распространённый среди славянских народов. Жалейка наряду с шалюмо и венгерским тарогато считается предвестником современного кларнета.

Домбра? также Домбыра? (каз. домбыра) — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахского народа. Домбра считается народным музыкальным инструментом казахов, ногайцев, а также калмыков.

Ка?ннель (эст. kannel) — эстонский струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно 60—90 см длиной, 17—33 см шириной; количество струн варьирует, встречаются инструменты с 5—10, 14, 21, 30, 33, 46 и 50 струнами.

Зурна? (тур. и азерб. zurna, арм. ??????, курд. z?rna, греч. zoyrnas, узб. сурнай, surnay, перс. ?????, сорнай, ??????, сурнай?, карач.-балк. сарнай, сырыйна, серб. и макед. зурла, буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.

Эрху (кит. ??) — старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Связанный со струнами смычок довольно.

Ци?тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения.

Даф (азерб. d?f, перс. ???, арм. ???, араб. ???, также дафф, дуфф, дэфф), то же, что азербайджанский гавал (азерб. Qaval), узбеко-таджикская дойра (тадж. дойра) — персидский ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна, используемый в популярной и классической музыке в Азербайджане, Армении, Ираке, Иране, Таджикистан, Сирии, Турции, Узбекистане и странах Ближнего Востока. Один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму.

Алта?йский шамани?зм — региональная (и национальная) форма шаманизма. Территория распространения — Алтай. Как и у хакасов, якутов, казахов и других тюркоязычных народов Сибири, у алтайцев шаманизм испытал значительное влияние тенгрианства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У хакасского народа считают много различных национальных музыкальных инструментов — ударные, шумовые, духовые, струнные, в том числе смычковые.Учащиеся должны знать историю национальных предметов.Через такие уроки развиваются интерес к истории своего народа, способствуют сохранению языка.

Тимир хомыс (варган)

  • Пыргы — любимый хакасский национальный духовой музыкальный инструмент. Изначально использовался охотниками в качестве манка на крупных копытных животных — лосей, маралов, оленей. Изготавливался из двух одинаковых конусовидных деревянных пластин, стянутых берестяными или тальниковыми обручами. Для звукоизвлечения кончик вставляется в уголок рта и сильно втягивается воздух; издаваемый звук похож на призывный зов марала или лося. Кроме того, пыргы использовался в военных действиях и на крупных праздниках для подачи громких сигналов.


-75%

 (438x168, 56Kb)

Novicova все записи автора

Хакасские народные инструменты являются важнейшей составной частью национальной художественной культуры. В настоящее время известны духовые и ударные инструменты, разные по способам звукоизвлечения и тембровым характеристикам. Из глубины веков дошел до нас струнный щипковый инструмент - чатхан. Традиции игры на этом инструменте у хакасов передавались из поколения в поколение.


XОМЫС
струнный щипковый инструмент, имеет две или три струны. Изготавливается из сосны, березы, ели или кедра, обтягивается кожей диких животных. Струны в основном применялись жильные, о чем свидетельствует древний хомыс, сохранившийся в Минусинском музее им. Мартьянова.

ЫЫX
традиционный струнный смычковый инструмент. Имеет две или три струны, смычок - чаачах. Струны изготавливаются из некрученых конских волос. Смычок имеет дугообразную форму, на него также натягиваются конские волосы. Ыых является как сольным, так и ансамблевым инструментом.

ЧАТХАН
древнейший, самый популярный и любимый струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий собой длинный прямоугольный ящик с натянутыми вдоль струнами, семейства цитр (из - 7, - 9, - 12, - 14 струн). Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос.

Играют на чатхане пальцами правой руки - щипком и щелчком. Левая рука употребляется тогда, когда нужно нажатием на струну у порожка повысить ее основной звук на полтона или на тон для получения промежуточных тонов между тонами основных струн инструмента.
В старину чатхан звучал почти в каждой хакасской юрте.

ТУУР
односторонний рамный барабан, обтянутый кожей. Изготавливается из дерева и шкуры парнокопытных животных. Использовался в древних обрядах, применялся в прошлом шаманами. В настоящее время он используется как солирующий инструмент отдельными исполнителями в этнических музыкальных коллективах.

В практике охотников используется
звукоподражательный инструмент: ЛЫРЕFЫ (2) - манок на марала.
А также есть множество разнообразных шумовых инструментов: хон,ырос (5),
сан, (4), хазыхтар (6), санырос (7),
СЫМЫСХЫ - манок на дикую козу,
СЫFЫРТХЫ - манок на мелких зверей и птиц и т.д.

БУБНЫ
Шаманские бубны Сибири уходят своими корнями в эпоху раннего металла. Бубны хакасских шаманов изготовлялись из деревянной обечайки, натянутой на неё кожи животного, а также различных колокольчиков, металлических подвесок и лент. Прежде всего, это ритуальный инструмент, необходимый для камлания шаманов, но вместе с тем, бубен является и музыкальным инструментом. После долгого запрета на шаманские культы началось возрождение древнейшей религиозной системы, и одним из центральных символов этого является изготовление новых бубнов. Сегодня, в основном, бубны изготавливаются мастерами С.Т. и А.Т. Чарковыми.

 (512x244, 68Kb)



ХОМЫС

По материалам РГУ "Центр Культуры и Народного Творчества им. С.П. Кадышева"

Внутри юрта была очень красивой - с 8 углами, резными балками на потолке. Это уже третья юрта, выстроенная Сергеем. Здесь было много коробок и инструментов. Справа красовалась стойка с чатханами разных форм - в виде рыбы, деревянных и выдолбленных, с рисунками и без. Чатхан - это то же, что гусли на Руси или ситара в Индии. В старину чатхан звучал почти в каждой хакасской юрте. Хайджи (сказители) рассказывали под его звучание легенды хакасского эпоса, а тахпахчи (певцы) пели. - Скажите, а у вас есть друзья, поющие горловым пением? - Я сам пою.

wp_20161214_12_05_56_pro.jpg

Чтобы петь горловое пение, нужно тепло. Поэтому из неотопленной юрты мы перешли в дом. Здесь на диване лежала гитара и тоже чатхан. Я обратила внимание, что струны держатся на белых костяшках.
- А что это позвонки чьи-то?
- Это бабки овец.

И Сергей начал петь и играть на чатхане. У него это получалось здорово - я перенеслась в степи, туда, где пасутся отары овец и табуны лошадей, и нет лишних мыслей.

Тувинцы - сказал он - особенно ценят чатханы. Потому что у них чатханы сохранились только в музеях. А у нас в Хакасии традиция жива. А кому-то нравится чатхан, потому что напоминает звук ситары.

Затем Сергей принес еще один инструмент - ыых. Он похож на балалайку только с длинным грифом, заканчивающимся головой лошади, и играют на нем смычком.
По ыыху - сказал Сергей - я могу показать процесс его изготовления. Он делается из цельного куска дерева - березы.

игра на ыыхе

И он снова заиграл.

Мы сидели на кухне и пили зеленый чай.

Эти инструменты, они ведь как, нам самой землей даны. Духами. Мы здесь в Хакасии очень тесную связь имеем с духами. Я рос в Аскизе - это поселок, но туда приезжали люди из таежных деревень, имеющие и сейчас очень тесную связь с духами Гор и Земли. У них даже жены, мужья есть - из Духов. Днем они живут с людьми, а ночью во снах встречаются с духами. Такая связь. Мне очень нравятся легенды, которые рассказывают эти люди. Согласно легендам, эти музыкальные инструменты даны нам именно Духами. Один приятель мне рассказал сон, который он видел. Будто гора раскрылась перед ним, он вошел внутрь и Дух Горы (Тах Эйзи) показал ему на выбор два инструмента: Бубен и Чахтан. Возьми он во сне бубен - стал бы Шаманом. Возьми Чахтан - стал бы Хайджи, Сказителем. Но он ничего не взял во сне, потому что это не его призвание.

Побывать на концерте и процессе изготовления инструментов Сергеем можно в нашем этнографическом путешествии в Хакасию на майские 2017

Читайте также: