Чашка из сувеля своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 31.08.2024


Прогулка по Лидскому замку 04.07.2015 --> Смотрели: 90 (57)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 16:33 17.10.2016 Фотографий: 1

-Цитатник

Карнакский храм - 4 Можно долго размышлять, каких высот мог бы достичь Древний Египет, не трат.

Цветочные акварели художника Alberto Guillen .

Нереальная гиперреальность картин Giuseppe Muscio Нереальная гиперреальность картин Giuseppe Musc.

Художник Осаму Оби (Osamu Obi) и его поразительные женские портреты Осаму Оби (Osamu Obi) &mda.

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


1 (700x527, 390Kb)

2 (700x525, 358Kb)

Чаще всего в северных широтах встречается березовый кап, реже – рябиновый, сосновый и еловый. Не следует путать кап с распространенным паразитом – грибом чагой, ведь кап по своей сути есть продолжение дерева, а не инородное образование.


3 (700x467, 242Kb)

Текстура капа разнообразна из-за разных условий роста деревьев – количества света, влажности воздуха, даже место (равнина или пригорок) влияет на рисунок. Именно из-за такой уникальной текстуры (в чем-то схожей с рисунком карельской березы) со сложным переплетением годичных слоев и вкрапления спящих почек кап востребован мастерами-резчиками.

3-1 (700x409, 248Kb)

3-3 (554x417, 179Kb)

6 (700x465, 204Kb)

07 (700x466, 127Kb)

8 (676x510, 266Kb)

9 (700x510, 583Kb)

Рисунок каждого капа с хаотичным переплетением волокон и россыпью черных точек уникален – невозможно найти два одинаковых среза. Стили резьбы мастеров и их секреты в обработке этого непокорного материала делают фигурные работы эксклюзивными. При всем желании мастер не сможет вырезать один в один похожую работу – волокна древесины, по-разному переплетенные в разных кусках капа, попросту не дадут это сделать.

10 (700x464, 172Kb)

17 (700x467, 220Kb)

72b076489982 (640x480, 215Kb)

151708994 (700x525, 291Kb)

Сувель – брат-близнец капа с ярко выраженной полосообразной текстурой. На деревьях сувель встречается чаще, чем кап. Отличить один от другого до обработки практически невозможно, но при изготовлении работ кап выдает себя полусферическими бугорками – спящими почками – которые отсутствуют в текстуре сувеля.

687474703a2f2f6b61702d737576656c2e72752f6b61702d796173636865726963612e6a7067 (500x500, 159Kb)

121121001304 (525x700, 309Kb)

image001 (563x700, 297Kb)

japan (700x525, 236Kb)

Добывают кап (сувель) не бездумно валя лес, а аккуратно срезая наросты, которые вытягивают соки из дерева. Получившиеся ранки обрабатывают парафином, глиной, масляной краской или известью, для того, чтобы в дерево не попали вредные микроорганизмы, и оно не погибло.

kuksa (700x468, 142Kb)

maple_burl_nat_edge (700x443, 185Kb)

pribor3_2 (562x340, 117Kb)

untitled (700x510, 514Kb)

w_109858_1 (700x465, 222Kb)


.

YrG9rhZWX_o (604x340, 108Kb)

Мастера, занимающиеся художественной обработкой капа (сувеля), режут небольшие фигурки в среднем 2-3 дня, но отшлифовывают их вручную не меньше месяца — сначала для придания гладкости различными абразивами и лишь после того, как даже самая тонкая ткань не цепляется за работу, завершают шлифовку сукном. В результате такой скрупулёзной обработки дерево на ощупь становится чрезвычайно гладким и теплым.

Мой мастер класс по созданию чашек (фото 1)

Чудесные чашечки. Оксана подскажите пожалуйста ,я тоже делала чашечку,она есть у меня на страничке,что делаю не так.Опять отпала,может угол наклона не тот,у же не знаю что и делать?А у вас не отпадали?Я правда использовала двужильный провод.

Спасибо,нет на вилке не отпадает,а делала с проволокой отклеивался,на 3фото видно как я загибаю вилку(нержавейка),.много кто приобрел чашки но ни кто не жаловался,а на какой клей клеите?я пользуюсь термопистолетом

Спасибо за совет.Использую термопистолет на одно крепление лью по пол стержня,замучилась уже.

клея лью не много,чем больше клея тем быстрее отклеивается,у меня так было в начале,стала экономить эффект лучше,попробуйте,может получится,если что пишите,я всегда на связи

Ещё раз спасибо ,пойду переделовать

Оксан огромное спасибо за мастер класс!Очень понравились ваши работы!Нестерпимо хочется приступить к своим чашечкам!

Спасибо вам Татьяна,удачи в творении чашек

Если делаете на проволоке то раздвоите её в конце и крепите чашку с двух сторон внутри и снаружи потом можно закрыть цветочком тогда не падает а лучше провод зачищать от изоляции

Какая прелесть. Молодчина, мастерица!

(беру Вашу идею на заметку! )

спасибо,здорово,а у меня времени не хватает,тоже хочу сделать с монетами,но только панно об"емное,госпожу фортуну большое,думаю в июне месяце доберусь

Чудесные чашечки! Очень красиво.

Очень красивые чашки! Все собираюсь попробовать.

Красиво! Спасибо за МК и идеи


спасибо,я когда на вилку стала клеить,то после застывания клея вилку с чашкой гнула хоть как,все чашки которые я делала,все фото есть здесь,давно живут у своих владельцев.но ни кто не звонил и не сказал что отклеилась,а с первыми чашками,которые тоже делала на проволоке отклеивались,вот я и перешла на вилку

надо тоже на вилку перейти. Там, наверно, площадь приклеивания больше и поверхность узорчатая, из-за этого лучше.

А вы пробовали чашки и блюдо из шпагата делать легое и не сваливаються я доделаю выложу

вот только собралась с мыслями и выложила пару чашечек всё некогда было лето

Спасибо за МК. Летающая чашка с цветами- моя мечта и, благодаря Вам, думаю, что скоро она осуществится.

Какая красотищщщщща. Всегда любуюсь такими поделками.Ну уж очень красиво. Очень хочется тоже себе сделать такую композицию.Спасибо вам за МК. Попробую тоже сделать,может получится.

не может получится,а ПОЛУЧИТСЯ. Спасибо

а где такие цветочки продаются?

честно,на китайском рынке(думаю он есть в каждом городе)покупаю самые дешевые кусты,выбираю приличный вид,иногда сижу и проглаживаю каждый цветок,вот так как то

Красивые чашечки! Очень аккуратненькие, и каждая по-своему хороша! Спасибо заМК!

думаю секрет в том,что не надо много клея лить,но и я пользуюсь кофейными чашками

Красивые работы, очень.
Я удивилась, что уже вилки в ход пошли!
Я так еще не пробовала, пользовалась 2-жильным проводом.
Жаль, если тоже подарок развалится, вот будет конфуз.
А алюминиевые вилки пробовали пускать в ход?

Спасибо,но я не первооткрыватель чашек с вилками,честно сказать ни кто еще не жаловался на крепость конструкции,а алюминиевые не пробовала

А сколко стоит эта красота?

Здравствуйте! Сделала себе такую красоту, на вилке! А у меня стоять не хочет, кружка перевешивает не хочет стоять, подскажите, в чем ошибка!?

Чашку с вилкой немного вперед на себя нагните,тогда центр тяжести сместится

Очень красиво, вилка - прям находка!

спасибо,но это я случайно где то в интернете увидела,просто немного упростила и сделала свой мк

Очень красивые работы. Загляденье.

Спасибо за подсказку насчет вилки. Я новичок в этом деле поэтому прочитав все комментарии пойду покупать вилку а не провод! :)


Ознакомить с технологией выполнения топиария
развивать творческое воображение, фантазию;
прививать эстетический вкус
развивать моторику рук, усидчивость;
воспитывать аккуратность при выполнении работ;



1. Чайная пара (чашка с блюдцем)
2. Искусственные цветы небольшого размера
3. Клеевой пистолет, клеевые стрежни
4. Толстая проволока
5. Пассатижи
6. Малярный скотч
7. Ножницы



3. Придаем нужный изгиб и выравниваем основание проволоки, чтобы она плотно прилегала к боку чашки и дну блюдца.




4. Начинаем работать клеевым пистолетом. Приклеиваем сначала проволоку ко дну блюдца, придерживая проволоку до полного застывания клея. Клей не жалеем, выдавливаем столько, чтобы масса полностью закрывала проволоку.




5. Таким же образом приклеиваем проволоку к чашке. Здесь самое главное – дождаться полного застывания клея, чтобы проволока не отставала от стенок.





6. Обматываем проволоку малярным скотчем. К сожалению, я не сразу обмотала скотчем проволоку, а только после того, как поняла, что цветы на проволоку не приклеиваются.
7. Приклеиваем на дно блюдца листочки в произвольном порядке.






9. Украшаем чашку по своему вкусу, приклеивая цветы в произвольном порядке, перемежая с зелеными листиками.


Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:


Его название происходит от славянского “кап”- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:


Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:


Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

    Похожие записи
  • Интарсия по дереву. Видео техники интарсии
  • Плетение циновки из рогоза своими руками
  • Рисунки и эскизы для выжигания по дереву. Животные

Заготовка древесины для поделок

    Ангелина:
    06.08.2014 в 2:09 пп

Немногие люди занимаются таким ремеслом, а на пилорамах их вообще выбрасывают или сжигают

29.09.2015 в 1:10 пп

Действа по выварке капов в солёной воде, многолетней сушке, запарке в стружках и т.п. – суть бессмысленное “колдовство”, отвращающее людей связываться с наростами. Варка нужна только в случае, если надо удалить кору, обнажив игольчатую структуру поверхности древесины.

В остальных случаях замените выварку на СВЧ прогрев капа с последующей сушкой и распиловкой на пластины. Цвет капу лучше придавать на стадии прокраски готового изделия с последующей тонкой шлифовкой и полировкой. 1. Прокрашивание лучше осуществлять жирорастворимыми красителями. Остальные так или иначе маскируют текстуру материала. 2. Можно использовать “внутренние” возможности древесины к проявлению её текстуры. Древесина представляет собой сложный композит из целлюлозы и лигнина. Каждый из них имеет свои области и направления термического разложения. Например, карамелизация целлюлозы при нагревании придаёт капу цвета от жёлтых до медовых и далее – до тёмнокоричневых. Нагревание можно осуществлять “сухим” пропариванием или вывариванием в масле. Последнее само даёт красители при подгорании: чем старее (чернее) масло, тем лучше. Лигнин, как производное от оксикоричного спирта, хорошо связывает ионы металлов, например железа, но об этом здесь уже писали – как протравливать поверхность солями железа. Скажу лишь, что дополнительная термическая обработка древесины, пропитанной некоторыми ионами металлов, даёт красивый контрастный чёрно-белый рисунок поверхности. Но при этом теряется “глубина”, перламутровость капа.

14.10.2015 в 7:15 пп

К чему такие безапелляционные заявления на счет варки заготовки?Как правило,такие заявления делают люди,сами не имеющие опыта в этом деле.Я достаточно много работаю с сувелями и капами и смею Вас заверить,что варка в соленой воде-отличный способ сушки.А если нужно еще при этом и окрасить древесину,то в раствор добавляют опилки или кору.Именно они красят заготовку.Пробовал я и сушку в печке СВЧ.Да,метод пригоден,но только для небольших заготовок.

23.10.2015 в 12:29 пп

Смею Вас заверить, что работаю по капу с 93-го. И технологию полностью сам разрабатывал – как профессиональный химик (тогда ещё не было чудо-интернета:)). Не нашёл разницы между “пассивной” сушкой капа с покрытым нитролаком спилом и “сушкой” вываркой. Хлопот только меньше. Изделия предпочитаю прокрашивать уже после их изготовления: легко менять палитру и полутени, из одного куска можно делать изделия с разной насыщенностью цветов, а не как повезёт в “традиционной” технологии.

22.11.2019 в 4:40 пп

есть в наличии заготовки и даже законченные изделия . этим ремеслом занимался папа, его уже нет, жалко что они лежат, их достаточно много. напишите, может они вам нужны

10.12.2019 в 11:42 дп

Здравствуйте, а буквально случайно нет ли нескольких брусочков капа или сувели?

15.01.2020 в 4:19 пп

02.03.2020 в 11:42 пп

добрый день! Ваше предложение еще в силе касательно заготовок и готовых изделий? может есть инструмент ?

19.03.2020 в 3:05 пп

Наталья, если предложение актуально, напишите на почту Интересуют деревяшки. Спасибо, Вера

23.10.2015 в 12:42 пп

…вот и сейчас взглянул на кусочек размером с голову, пропаренный 40 мин в СВЧ в 4 подхода с промежуточной выдержкой для выхода пара. Через две недели он сухой, без трещин. Сушу с корой, ибо люблю включать в композицию и участки коры. Чтобы они не отскакивали и не давали усадки при контрастировании текстуры, делаю предварительную пропитку участка “эпоксидкой”, предварительно прогрев изделие до 100-110 С. Её остатки снаружи затем тщательно сошлифовываются.

11.03.2018 в 6:58 дп

Можно Вам задать несколько вопросов,очень заинтересовался этой темой.Напишите ,пожалуйста,на почту

02.11.2015 в 1:30 пп

Ждал продолжения дискуссии… Придётся монологом:)

Сушка варкой в подсоленой воде, конечно, выглядит оригинально. Намочить, чтобы высушить. Вся “соль” такой сушки – в соли. Из-за осмотического давления лопаются клетки в древесине. Это способствует быстрому удалению воды из этих клеток. СВЧ обработка даёт то же самое – клетки взрываются изнутри паром.

Растрескивание при обычной сушке вызвано тем, что более тонкие части древесины высыхают быстрее, давая усадку. Все напряжения “на разрыв” при этой усадке уходят в более толстые, ещё влажные, части и вызывают их растрескивание. Для устранения этого явления можно перенять приёмы из технологии керамики – прокрашивать водонепроницаемой краской (или парафином) именно тонкие части, оставляя свободное пятно древесины как раз напротив её толстой части. Тогда не будет коробления и растрескивания. Не пробовал, ибо с большими капами, не вмещающимися в СВЧ печь, почти не работал, а если и бывали редкие таковые – полностью закрашивал и сушил в кладовке “через кору” в течение года.

17.02.2017 в 12:24 дп

Попался мне кап вяза 1 метр диаметр. Подскажите как сушить? Буду пробовать работать с ним..

02.03.2019 в 5:16 пп

Павел, можно подробнее про сушку в СВЧ. Сколько всего времени? Сколько перерывов? Продолжительность перерывов? Температура?





Ценная утварь из капа и сувеля

остается визитной карточкой мастеров из Коми

Мало кто может остаться равнодушным, держа в руках изделия из капа и сувеля. Туристы увозят из Коми эксклюзивные чаши-утицы и прочие изделия из этого уникального природного материала – наростов на стволах деревьев. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля рассказал один из ведущих в Коми мастеров этого направления Василий Попов.



Кап и сувель с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. В фондах Национального музея Республики Коми хранятся старинные предметы домашней утвари из сувеля и капа, преимущественно конца XIX-начала XX вв. На логотипе музея, кстати, изображена стилизованная утица – шестиголовый ковш из сувеля, изготовленный в единственном экземпляре и хранящийся в запасниках музея…


Традиционный промысел не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд мастеров в республике не просто режут из этого материала простые вещи для быта, но и создают изделия высокого художественного уровня, представляют их на профильных выставках и неизменно получают за них награды. Это Олег Махов, Виктор Кустов, Леонид Агеев, Олег Лялько, Андрей Шилько. И, конечно, наш собеседник – Народный мастер России Василий Васильевич Попов.


Люди обычно называют наросты на дереве капом.

– На самом деле таких наростов несколько видов: кап, капокорень (кап, наросший не на стволе, а на корнях дерева), сувель (свиль), – рассказывает Василий Васильевич. – Есть даже капосувель – сувель, пронизанный почками, то есть нарост смешанного типа. Но вообще-то капосувеля в официальной классификации нет, это слово – из нашего профессионального слэнга. Нарост – это резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения, – это защитная реакция дерева на какой-то произошедший с ним катаклизм. По сути, кап – это скопление спящих почек, которые при благоприятных условиях могут дать поросль, то есть новую жизнь поврежденному или погибшему дереву. Нарост состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура. Более ценные наросты – кап с изысканной, оригинальной текстурой, менее ценные – свиль, у которых рисунок расположения волокон обычно беднее, чем у капа.


Творческий процесс у Василия Попова начинается с добычи материала. В нашей природной зоне самые красивые наросты растут на стволах берез. Чтобы их добыть, нужно или взобраться на березу и отпилить сувель или кап, или свалить дерево и спилить наросты со ствола уже на земле. Чтобы не губить живые деревья, Василий Васильевич валит тонкий сухостой, тащит его к дереву с нужным наростом, привязывает жерди и с помощью этой конструкции забирается с бензопилой (прежде было с топором и ножовкой) наверх и выпиливает нарост, как бородавку. Место отпила потом зарастает и дерево остается жить дальше.




Технологию резьбы Василий Попов осваивал тоже сам, методом проб и ошибок. Формы некоторых изделий к нему приходили в снах – потом мастер их воплощал. Между тем, сувель и кап гораздо прочнее, тверже обычной древесины, соответственно намного сложнее в обработке…





– Технология – дело наживное, – рассуждает Василий Васильевич. – Вот два сухожилия насквозь пробил себе стамеской – неправильно держал изделие. Один раз электроинструментом так повредился, что два месяца провел в гипсе. Тут как в армейской поговорке: если не хватает мозгов, будем доводить через ноги. У меня было через руки…


За 40 лет счет изделиям, созданным Василием Поповым из сувеля и капа, идет на тысячи. Они разлетелись по всему миру в качестве сувениров и VIP-подарков. Их покупали российские руководители и бизнесмены всех рангов и иностранцы, многие изделия мастер сам дарил, да и сейчас дарит друзьям на праздники. Что-то ушло на обмен с другими мастерами. В Сыктывкаре его работы можно приобрести на сезонных и праздничных ярмарках, а еще в сувенирной лавке .












Мебель из слэбов, массива, и разные разности

Вот такой срез сувели березы привезли в мастерскую, пока предварительно планируем сделать журнальный стол.


Сама заготовка такого материала была не самым простым делом, мало того что его нашли в лесу, так ещё с трудом вывезли, затем сувель распилили на части, но и после этого по особой технологии варили пару недель, а потом ещё и сушили пару лет.

В общем это целая эпопея, и в виду того что столько всего было проделано только для заготовки и исходя из размера цена такого материала уже становится сильно высока. И это ещё не сам стол.

Нужно обдуманно подойти к работе, и с минимальными потерями в толщине заготовки сделать ровную столешницу.

Был бы кап таких размеров так ещё ценность выше была бы, но как считается кап редкость и вот так специально его ещё нужно поискать. И речь не про маленький кап, а таких размеров чтоб хватило на столешницу.

В кратце напишу тут в чем отличия капа и сувели, чтоб не залезать в wiki и прочие источники.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования.

оздавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Читайте также: