Быстрая игра на пианино как называется
Обычное нажатие клавиши состоит из трех основных компонентов: нажатие движением вниз, удерживание и снятие руки. Возможно, это звучит так, словно здесь совершенно нечему учиться, но это не так, потому что у каждого компонента есть своя цель и метод, и пианист должен знать, как контролировать шпиллер, контрфенгер и плечо гаммербанка при помощи клавиш (Аскенфельд, Андерс, ред.), и мало кто из новичков делает это правильно.
Во время снятия руки с клавиши модератор опускается на струны и прерывает звук. Как и удерживание, снятие также определяет длительность ноты. Снимать руку с клавиши нужно быстро, чтобы контролировать точную продолжительность ноты. Если модератор опустится недостаточно быстро, струна завибрирует, и получится гудящий звук. Поэтому пианист должен развивать быстроту мышц-разгибателей. Многие студенты, особенно играя быстро, совершенно забывают о важности снятия руки с клавиш, и игра в итоге получается разболтанной.
Все пальцы, которые не играют в данный момент, должны слегка соприкасаться с клавишами. По мере того, как вы начинаете быстрее нажимать клавиши и снимать руку (примерно начиная со скорости нота в секунду), растет и напряжение; целью практики должно стать освобождение от этого напряжения. Постепенно увеличьте темп до максимального для вас, при котором вы чувствуете себя комфортно и все еще можете играть все элементы вашего фрагмента. В этом есть свое волшебство: если вы прилежный ученик, техника базового удара по клавишам окажется автоматически «встроенной» в вашу игру и при обычном темпе. Не беспокойтесь, что утратите навык этих движений, потому что вы будете отчетливо слышать разницу: звучание будет намного хуже, если эти движения неверны.
Теперь повторим то же самое на примере медленного произведения, например, 1-й части «Лунной Сонаты» Бетховена. Играем каждой рукой отдельно. Если вы не делали этого раньше, игра сразу двумя руками вместе будет неуклюжей, потому что вам придется скоординировать столько разных элементов для обеих рук. Однако, чем больше вы играете, тем лучше будет звучать произведение, тем лучше вы будете контролировать окраску и выразительность звучания. Если вы занимаетесь каждый день без перерывов, прогресс окажется очень быстрым. Вы увидите, что без хорошо отработанного навыка базового удара по клавишам (или если фортепиано не очень хорошо настроено), просто невозможно играть, потому что молоточек будет бесконтрольно болтаться, ухудшая качество звука.
Раньше студентов учили правильно исполнять произведения, добиваясь хорошего касания и тона, но не обращая никакого внимания на то, что происходит с механизмом фортепиано при игре. Но современные хорошо образованные студенты должны знать, как устроен инструмент, потому что так можно гораздо точнее понять, как именно следует исполнять произведения. Например, базовые принципы удара по клавишам отличаются для цифровых инструментов, потому что у них отсутствуют шпиллер, контрфенгер и молоточек, и именно поэтому большинство профессиональных пианистов предпочитают акустические фортепиано. Тем не менее, на цифровых инструментах все равно нужно практиковать базовый удар по клавишам, потому что это неотъемлемая часть техники игры, и его легко различить.
На чем легче научиться играть, на гитаре или пианино?
Термин *научиться*--не дает возможности ответа на этот вопрос, но давайте представим конкретную ситуацию и ясную задачу.
Предположим вам нужно сыграть простейший аккомпанемент (упрощенно--правильные аккорды с басом) для песни *Группа Крови* и у нас есть гитара и фоно. Вы одинаково не играете ни на том, не на том. Если я вам буду показывать, как это делать, то на фоно вы выполните эту задачу (хоть и плохенько) через пол часа, а на гитаре (разумеется тоже очень плохо)--через полторы недели. И это при том, что на гитаре я давно обучаю играть, а на фоно никогда никого не учил.) Вывод делайте сами.
(34) Быстрая игра октав, маленькие/большие кисти рук
Темп увеличивается двумя способами: Первый – уменьшение движения руки в вертикальной плоскости. При игре на рояле она может быть уменьшена до менее чем максимального попадания пальца по клавише из-за особенностей выполнения повторений. При игре на фортепиано потребуется большая амплитуда. Этот принцип увеличения скорости вместе с уменьшением амплитуды можно продемонстрировать на примере баскетбольного или теннисного мяча. Начните набивать мячом об пол на расстоянии от пола 2-3 фута и постепенно уменьшайте высоту. По мере того как мяч опускается ниже, он прыгает чаще. Это происходит потому, что он отскакивает назад сразу после соприкосновения с полом. При игре на фортепиано кисть задает силу отскока в момент касания нижней части места удара пальцем по клавише. При быстрой игре повторяющихся аккордов, отскок – это быстрая фиксация свободного запястья в верхней и нижней позиции и едва заметные движения предплечья – то есть картина похожа на ту, что мы наблюдаем при отскоке баскетбольного мяча от пола и руки. Отрабатывайте фиксацию, играя CC, CC.
Второй – игра двух октав одним движением предплечья. Здесь также уместна аналогия с баскетболом, потому что быстрее всего мяч можно вести, просто придавливая его в направлении вниз к полу: те же физические законы действуют и в отношении фортепьяно.
Затем переходите к трем повторениям аккорда, затем к четырем, затем к серии из четырех, играя каждые четыре одним движением руки вниз. Осваивайте технику, применяя все описанные выше методы. Если требуется сила, используйте большой палец в сильной позиции [(31) Большой палец, самый универсальный и силовой палец].
Играя последовательно несколько октав, постоянно совершайте придавливающие движения непрерывно с отскоком руки, как в примере с баскетболом. Как только у вас начнут получаться отскоки, можно начинать «наваливаться» на пианино, при этом кисть опускаться не должна. Давление необходимо, потому что клавиш, которые нужно нажать, много, и чем быстрее воспроизведение, тем в большем объеме необходимо усилие вниз.
Сначала темп набирается при самом слабом попадании пальца по клавише, но с приобретением навыка амплитуду движения кисти можно увеличить. Одним из способов увеличения амплитуды является увеличение отскока после попадания по клавише.
После освоения повторяющихся октав, приступайте к переходящим октавам. Как и раньше, начинайте с двух октав: CC, DD. Освоив эту последовательность, переходите к последовательности из трех: CC, DD, EE, затем CC, EE и CC, FF и т.д., постепенно увеличивая длину резких переходов [Резкие переходы, пианиссимо, фортиссимо].
Результативность в освоении этого метода зависит от найденных способов ускорить игру двойных октав, таких как CC, CC; игра на черных клавишах может быть проще – и чем проще, тем лучше. Как только вы выходите на определенный уровень при воспроизведении этих пар, мозг, наконец, «получает понимание» того, что значит «быстро» и как этого добиться. Поняв это, освоить оставшееся не составит труда. Для большинства людей одного или нескольких занятий для освоения будет недостаточно, им нужно будет заниматься дополнительно [Совершенствование навыков после обучения, сон, быстрые/медленные мышцы]. Слишком много повторений за один сеанс может дать обратный результат, а именно, привести к утрате общей музыкальности исполнения и появлению вредных привычек. Примерно через десять минут после начала упражнений с повторениями общая эффективность падает, поэтому даже если вы провели многие часы, совершенствуя технику повторений, можно считать, что вы потратили это время впустую или того хуже – только навредили себе. Не забывайте делать паузы после интенсивной практики, заполняя их медленной игрой на расслаблении. Практикуйте в пиано; не поддавайтесь соблазну играть громче, поскольку это только замедлит ваши движения. Безусловно, это противоречит интуиции.
Маленькие кисти: Для большинства пианистов играть на черных клавишах может быть легче, потому что они выступают наверх, тем самым вероятность непреднамеренного удара по соседним клавишам не велика. К сожалению, для исполнителей с маленькими кистями особой разницы между черными и белыми клавишами может и не быть, потому что кратчайшее расстояние между черными клавишами в октаве больше, чем кратчайшее расстояние между белыми клавишами октавы на 1,3 см, хотя октавное расстояние между центрами всех клавиш одно и то же. Поэтому, чтобы понять, какие клавиши даются легче именно вам, попробуйте играть как черными, так и белыми. Если у вас большие кисти, играть в «черной октаве» вам будет значительно проще, и этим следует пользоваться.
Исполнителя с большими кистями, а особенно с толстыми пальцами, испытывают трудности, когда нужно нажимать в места между черными клавишами. Чтобы не задеть крышку, им может потребоваться дополнительно подгибать пальцы. Одним из решений является игра на белых клавишах перед черными клавишами пальцами, согнутыми больше обычного. Другим способом является пронация или супинация кисти и помещение пальцев между черными клавишами боком.
(14) Запоминание. Закрыть глаза и играть на память
В классической традиции было принято сперва разучивать произведение, играть его, а уже потом запоминать наизусть. Но если вы будете разучивать отдельно, а запоминать отдельно, то это всего лишь означает, что вам придется дважды проходить через один и тот же процесс (игра каждой рукой отдельно, игра по сегментам, и т.д.). Ни у кого не будет столько терпения и времени, чтобы проходить через такое снова и снова; это объясняет, почему те, кто учат наизусть потом, никогда не запоминают произведение настолько хорошо, как те, кто учат сразу.
Практически всем студентам (включая тех, кто считает, что они плохо запоминают наизусть) труднее всего даются те фрагменты, что играются по памяти. Те, кто не учат наизусть, считают, что им нужны ноты, но это больше для моральной поддержки. Чаще всего они используют ноты лишь для мелких подсказок во время игры, но на самом деле они тоже играют трудные фрагменты по памяти (если вообще играют). Студенты, которые не учат произведения наизусть, ничего не выучивают действительно хорошо, и ограничивают возможности развития технических навыков.
Поэтому закрывайте глаза и вперед! Впечатляйте зрителей! Это легко, так что научитесь вы быстро. Кроме того, это навык, который должен быть у каждого профессионального пианиста. Если вы научитесь играть с закрытыми глазами, ваша техника игры с открытыми глазами несомненно улучшится, потому что вы станете лучше чувствовать клавиши (28) Переходы, Пианиссимо, Фортиссимо, Чувство клавиш) и объективнее слышать собственное исполнение.
Существует множество интереснейших алгоритмов, которыми пользуются продвинутые «запоминатели», но мы не будем углубляться в это в нашей книге. На самом деле нам не нужны алгоритмы для запоминания музыки, потому что музыка сама и есть алгоритм!
Раньше учителя музыки не уделяли никакого внимания методам запоминания, что объясняет такой сильный разрыв между теми пианистами, кому это дается легко и кому трудно. Классическая музыкальная педагогика приписывала способность запоминать наизусть таланту, потому что учителя не знали, как обучать методам запоминания.
Учась запоминать музыку, первым делом нужно составить список способов запоминания: алгоритмы пианиста. Существует множество типов памяти: эмоциональный, временной (когда это случилось), личный (ассоциации с музыкой), пространственный (где), исторический, и пр.; их очень много, потому что память ассоциативна. (см. (16) Функционирование человеческой памяти). Здесь мы обсудим пять типов памяти, которые особенно полезны для игры на фортепиано:
1. музыкальная память (алгоритм: сама музыка),
2. память рук (комбинация тактильных ощущений при игре, аудио сигналов фортепиано и мышечные рефлексы, приобретенные во время практики),
3. клавишная память (визуальное расположение определенных клавиш),
4. фотографическая память (ноты),
5. теоретическая память (структура, теория музыки).
(4) Ели вы хотите стать профессиональным пианистом, вам нужно развивать фотографическую память, потому что она необходима для практики таких навыков как сочинение музыки, чтение с листа, теоретический анализ и (15) Игра в уме, о которой мы поговорим в следующем разделе. Минимум, что вы должны делать, это фотографически запоминать первую строку или страницу каждого произведения, которое разучиваете, особенно ключ и размер. Если вы будете делать это каждый раз, ваши способности к фотографическому запоминанию улучшатся сами по себе, и однажды вы с удивлением обнаружите, что запоминаете множество вещей таким образом. Чем больше вы тренируете фотографическую память, тем легче вам это будет даваться; плюс, у человеческого мозга нет ограничений на количество информации, которые он может хранить, потому что память ассоциативна. (см. (16) Функционирование человеческой памяти).
Начните практику с запоминания каждой руки по отдельности (одна рука за один раз). Запоминайте потактово; не учите новые такты, пока предыдущие не выучены действительно хорошо. Мысленно сделайте максимально точную «фотографию» страницы, со всеми ее внешними дефектами и пометками: помните, чем больше ассоциаций, тем лучше. Если вам трудно запомнить определенные такты, нарисуйте там что-нибудь, например, смайлик или что угодно, что послужит стимулом для вашей памяти. Когда будете вспоминать этот фрагмент, вспомните о рисунке.
Если вам кажется, что у вас вообще отсутствует фотографическая память, попробуйте следующее. Сначала выучите наизусть короткое произведение, пользуясь клавишной памятью. Запомнив отдельный фрагмент и играя его на память, представляйте себе, где он находится в нотах. Когда убедитесь, что знаете каждую ноту каждого такта, вы должны с легкостью «перекладывать» партии для каждой руки отдельно обратно в ноты. Проделайте это несколько раз, играя по фотографической памяти, а затем записывая ноты с клавиш, до тех пор пока все произведение (помните, короткое!) не будет выучено фотографически. А потом вы поразить своих друзей способностью записать целое произведение любого места! Вы сможете записывать музыку с начала или с конца, в том или ином порядке, с начала, с середины, для обеих рук или для каждой руки по отдельности! А кто-то говорил, такое мог делать только Моцарт!
(5) Теоретическая память: здесь вы используете свои теоретические знания для запоминания. Что такое ключ и как он влияет на все произведение? Где здесь аккордовые последовательности? Теоретическая память также включает структурный анализ. Какова главная тема и как она развивается? Как соотносятся части произведения между собой? Как композитор соединяет такты или фрагменты? Как композитор создает уверенную концовку? Это трудный способ запоминания для новичков, но по мере того как вы учите теорию, важность этого способа возрастает и становится неотъемлемым элементом памяти для профессионального пианиста. Даже с небольшим знанием теории можно проводить структурный анализ, как, например, мы считали такты и повторения на примере «К Элизе» в предыдущих разделах.
Если вы выучили произведение еще до начала практики и играли их только по памяти, как правило, уже можно сказать, что вы выучили его хорошо.
Запоминайте наизусть как можно больше до того, как вам исполнилось 20. Произведения, выученные в годы юности, практически никогда не забываются или легко вспоминаются. Вот почему дети должны запоминать наизусть весь свой репертуар. Материал, выученный после 40, требует больше усилий и больше работы для закрепления. Хотя многим и после 70 не так сложно запоминать наизусть, все же следует помнить, что новые произведения лучше постоянно повторять и закреплять.
Читайте также: