Выправить вмятину на машине своими руками вантузом

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Вмятины на кузове – кошмар для автомобилистов, которым важен презентабельный вид машины. Заработать их легко, даже ничего не делая: иногда достаточно просто припарковаться и отойти, к примеру, за продуктами, а вернуться к уже помятому автомобилю. Исправление своих и чужих ошибок может влететь в копеечку. К счастью, ремонт иногда реально осуществить своими руками: потребуются лишь подручные предметы и немного терпения. Разумеется, эти способы максимально эффективны для не слишком существенных вмятин в легкодоступных местах, а с серьезными повреждениями все же лучше обращаться к специалистам.

Откуда они берутся

Таким образом, от риска получить вмятины не защищены и самые аккуратные водители. Даже если принимать всевозможные меры предосторожности, чтобы сберечь любимый автомобиль, гарантировать отсутствие повреждений не может никто. Тем приятнее осознавать, что вернуть своей машине почти первозданный вид можно самому, причем дешево, быстро и не будучи гением кузовных работ.

Вот пять самых популярных способов, которые водители со всего мира применяют для избавления от вмятин.

1. Метод фена

По теме

Для этого фокуса потребуются резиновые перчатки, бытовая фольга, упаковка сухого льда, дезодорант либо баллончик со сжатым воздухом и, разумеется, фен – чем мощнее, тем лучше.

Для начала следует нагреть вмятину, держа фен на расстоянии не менее 15 см от поверхности. Затем наденьте перчатки, чтобы защититься от ожогов, и накройте вмятину куском фольги. После этого нужно протереть фольгу кубиком сухого льда или использовать сжатый воздух, чтобы охладить область. Резкий перепад температуры приведет к деформации вмятины и, как следствие, к ее исчезновению. Процесс сопровождается хлопком и занимает не более минуты.

2. Метод вантуза

Если сухой лед найдется не в каждом российском доме, то вантуз наверняка есть у всех. Однако для применения этого метода лучше приобрести новый – благо, стоят эти незатейливые инструменты недорого. И, разумеется, вантуз подойдет только для маленьких вмятин, так как его диаметр обычно небольшой.

Принцип действия максимально прост: нужно делать ровно то же самое, что обычно делают вантузом. То есть, толкать и тянуть, полностью закрыв резиновым клапаном поверхность вмятины и налив сверху немного воды. Повторяйте, пока проблема не исчезнет.

3. Метод кипятка

Еще одна нехитрая опция для желающих избавиться от нежелательных углублений – простой кипяток. Лучше всего этот метод подходит в том случае, если вмятина появилась не на металле, а на пластиковом бампере или любой другой части обвеса.

По теме

4. Метод пылесоса и ведра

Этот способ подойдет для счастливых владельцев мощных пылесосов. Для борьбы с крупными вмятинами с помощью бытового электроприбора понадобится пластиковое ведро, в дне которого нужно вырезать отверстие. Оно должно быть достаточно большим, чтобы в нем уместился шланг пылесоса.

Затем закройте вмятину верхней частью ведра, засуньте шланг пылесоса в отверстие и включите его на полную мощность. При этом нужно максимально герметизировать все щели: можно использовать, к примеру, скотч и изоленту. Время действия метода зависит от серьезности ущерба.

Вмятина на кузове автомобиля может появиться не только в результате мелкого ДТП. Кузовные детали могут повредиться после неудачной парковки, из-за вандализма, падения тяжелых веток с деревьев. Во многих случаях достаточно даже незначительного воздействия, чтобы металлические элементы потеряли первоначальную геометрическую форму. Если при этом лакокрасочное покрытие осталось невредимым, водитель может самостоятельно устранить возникшие дефекты, используя различные подручные приспособления и инструменты. Это позволит сэкономить значительную сумму денег на услугах кузовных цехов.

В каких случаях можно обойтись без покраски

Основные нюансы и правила по устранению вмятин

Чтобы добиться желаемого результата при самостоятельном удалении вмятины на кузове, необходимо знать несколько важных моментов:

Схема вмятины на автомобиле.

  • Нагретые металлические детали намного проще выравнивать, чем холодные. При повышении температуры металл становится более эластичным и податливым. Также в точках нагрева происходит незначительное температурное расширение материала, что дополнительно облегчает процесс. Но при этом важно не перегреть лакокрасочное покрытие. Строительный фен, используемый для разогрева деталей, нужно держать на расстоянии около 10 см от обрабатываемого участка. Также необходимо постоянно двигать инструмент, не сосредотачиваясь на одной точке поверхности.

Удаление вмятины методом воздействия с обратной стороны панели

Этот способ может использоваться в том случае, если при выполнении кузовного ремонта есть возможность получить доступ к обратной стороне поврежденной детали. В частности, такой метод оптимально подходит для восстановления крышек капота и багажника, дверей, крыши автомобиля. В некоторых случаях таким способом можно ремонтировать передние и задние крылья машины.

Суть заключается в том, чтобы попытаться выровнять вогнутый кузовной элемент рукой или твердым предметом, обернутым в мягкую ткань. Чтобы облегчить работу, можно предварительно разогреть поверхность с помощью строительного фена. Выравнивание вмятины необходимо осуществлять движениями от краев поврежденного участка к его центру. Это важное условие, поскольку при его несоблюдении могут остаться незначительные неровности.

Выправление вмятин с помощью нагрева и последующего охлаждения

Смысл данного метода заключается в том, чтобы прогреть поврежденный участок кузова строительным феном, после чего резко охладить металл. Технология основана на явлении температурного расширения материалов. Когда металл нагревается, деталь незначительно расширяется, при охлаждении происходит обратный процесс – усадка. При этом чрезмерное напряжение, возникшее на вмятом участке, быстро снимается, и деталь выравнивается, принимая свою первоначальную форму.

Этот метод целесообразно использовать при устранении относительно небольших деформаций. К примеру, он отлично подойдет для удаления вмятин, возникших после легких ударов руками, футбольными мячами и др.

Нагрев вмятины строительным феном.

Нагрев можно осуществлять как строительным феном, так и бытовым. Для охлаждения можно использовать баллончики, используемые для продувки пыли в компьютерах. Если есть возможность, можно также использовать сухой лед.

Последовательность действий такова:

  • Перед началом работ необходимо тщательно очистить обрабатываемый участок от различных загрязнений, которые могут препятствовать полноценному нагреву детали. Для этого можно использовать обычный мыльный раствор.
  • С помощью фена необходимо в течение 30-60 секунд прогревать центральную область вмятины, совершая круговые или спиральные движения нагревательным устройством. Контуры поврежденного участка нагревать не следует, иначе эффективность метода может резко снизиться.

Строительные и бытовые фены имеются далеко не у всех автомобилистов. Поэтому для нагрева металла можно использовать альтернативные способы, например обыкновенную горячую воду. Но недостатком метода является то, что нагреву может подвергнуться не только центральная часть поврежденного участка, но и его контуры, из-за чего работа может усложниться.

  • После нагрева необходимо подождать несколько секунд, затем с помощью баллончика охладить участки по периметру вмятины на протяжении 10 секунд. Дюзу или трубку нужно держать на коротком расстоянии от поверхности – около 3 см.
  • При использовании сухого льда рекомендуется применять защитные перчатки, чтобы не обморозить руки. Также можно воспользоваться полотенцем или куском обычной ткани без ворса.
  • На завершающем этапе необходимо протереть металлическую поверхность и убрать с нее образовавшийся конденсат. Если вмятина не была полностью устранена, можно повторить процесс. Для достижения лучшего эффекта следует аккуратно простукивать по периметру поврежденного участка.

Удаление вмятины с использованием клеевого пистолета

Для выравнивания помятых кузовных деталей этим способом понадобится не только сам пистолет, но и несколько вытягивающих элементов. Суть заключается в том, чтобы приклеить такие изделия в нескольких точках на вмятине, и затем тянуть их на себя, выравнивая деформированный металл. В качестве вытягивающих элементов можно использовать любые подручные приспособления, схожие с теми, которые изображены на фото ниже. К примеру, их можно изготовить из фрагментов деревянного нагеля, в каждый из которых нужно вкрутить по два самореза, необходимые для их удержания руками.

Удаление вмятины с помощью клеевого пистолета.

Элементы закрепляются на поверхности вмятины с помощью горячего клея. После его затвердевания и охлаждения можно приступать непосредственно к выравниванию кузовной детали. При этом нужно учитывать, что большие деформации следует выравнивать с краев. Для мелкой вмятины достаточно приклеить один нагель в ее центре.

Чтобы удалить приклеенные нагели, нужно повторно разогреть клей с помощью фена. Чтобы очистить поверхность, можно использовать изопропиловый спирт, который не вредит лакокрасочному покрытию.

Также можно использовать клеевые стержни без пистолета. Но для их разогрева понадобится паяльная лампа. Один конец жгута из клеевых стержней необходимо расплавить паяльной лампой и приложить к заранее очищенной поверхности металла, к центру вмятины. Затем стержни нужно резко отдернуть, вплоть до их отрыва. Несколько раз повторив эту процедуру, можно восстановить первоначальную геометрию кузовной детали без видимых следов.

Удаление вмятины с помощью клеевых стержней.

Выравнивание вмятин с помощью молотка обратного действия

Такое приспособление можно легко сконструировать в гаражных условиях. Для создания молотка обратного действия понадобится прочный стержень толщиной до 5 мм, а также обрезок металлической трубы. На одном конце стержня нужно зафиксировать ограничитель, который не позволит трубе соскальзывать со стержня. Второй конец приклеивается горячим клеем ко вмятине.

Схема обратного молотка.

Такой инструмент используется так же, как и вытягивающие элементы, описанные в предыдущем способе. Но основное преимущество заключается в большей силе воздействия на металл, поскольку при этом задействуется не только физическая сила человека, но и инерция, создаваемая массивным куском трубы. Данная технология оптимально подходит для устранения мелких и средних вмятин на кузовных деталях.

Удаление вмятины с помощью обратного молотка.

Применение набора для выравнивания вмятин

В продаже доступны специальные ремонтные комплекты, предназначенные для удаления вмятин с металлических деталей кузовов. Для крепления вытягивающего механизма к поверхности металла используется тот же горячий клей, что и в предыдущих способах. Обрабатываемые участки нужно заблаговременно очистить и обезжирить, чтобы добиться более надежного и прочного контакта.

Набор для удаления вмятин.

500

Закрепив устройство на помятом участке кузова, нужно придать ему вытягивающее давление, вращая поворотный механизм. В таком состоянии его необходимо оставить на 5 минут, время от времени подогревая феном края вмятины.

Выравнивание деформированной детали кузова происходит достаточно медленно. Но такой способ зачастую оказывается более эффективным, чем быстрое и резкое удаление дефекта.

Удаление вмятины с помощью специального инструмента.

Устранение вмятин с помощью сантехнического вантуза

Этот инструмент можно использовать не только по прямому назначению (для чистки раковин), но и для выполнения кузовного ремонта своими руками. Присоски, которые применяются в бытовых вантузах, достаточно плотно прикрепляются к гладким металлическим поверхностям. Это позволяет создавать большое усилие при выравнивании помятых частей кузова.

Перед использованием вантуза необходимо увлажнить его резиновую часть, а также очистить обрабатываемую кузовную деталь от различных загрязнений. Для этого рекомендуется использовать горячую воду, которая сделает резину более эластичной, а металл – более податливым. Если вмятина не имеет резких заломов, ее можно с легкостью удалить данным методом.

Удаление вмятины вантузом.

Выправление деформаций с помощью футбольного мяча

Это довольно простой и действенный способ, который можно использовать при условии, что имеется доступ к внутренней поверхности деформированной детали. Футбольный мяч нужно полностью спустить и расположить с обратной стороны вмятины, чтобы при накачивании он упирался в нее и выдавливал металл наружу. При этом для накачивания не рекомендуется использовать компрессоры, поскольку в этом случае можно переусердствовать и вместо вмятины создать выпуклость на поверхности кузова. Следует применять обычный ручной насос.

Удаление вмятины с помощью футбольного мяча.

Чтобы облегчить работу, можно подогреть металл феном. Также при установке мяча под кузовной деталью желательно перемотать его тканью, чтобы он не прокололся при контакте с выступающими металлическими частями со внутренней стороны вмятины.

Как удалить вмятину с помощью магнита

Еще один способ устранения геометрических дефектов кузова – использование мощных поисковых магнитов из неодимового сплава, способных притягиваться к металлическим деталям с усилием до 200-600 кг. Но поскольку при этом имеется достаточно высокий риск повреждения ЛКП и возникновения противоположной проблемы (выпуклость на месте удаленной вмятины), следует придерживаться нескольких рекомендаций.

Во-первых, магнит нельзя прикладывать непосредственно к кузову, поскольку он может поцарапать лак и краску. Под него следует подкладывать плотную ткань или несколько листов бумаги. Во-вторых, магнит нужно изначально прикладывать не к центру вмятины, а к ее краю. Затем его необходимо медленно перемещать к средней части поврежденного участка, постепенно выравнивая деформированный металл. В-третьих, следует соблюдать меры предосторожности при работе с мощными неодимовыми магнитами. Любое неаккуратное движение может привести к защемлению пальцев и серьезным травмам. Также перед началом работ рекомендуется потренироваться на погнутых кусках листового металла, и лишь после приобретения минимальных навыков можно приступать непосредственно к кузовному ремонту.

Выравнивание кузовных деталей с помощью пылесоса

Чтобы воспользоваться этим методом, необходимо иметь достаточно мощный пылесос (бытовой или строительный). Также нужно заранее подобрать цветочный горшок или ведро, способное полностью накрыть поврежденный участок на кузове. Для обеспечения герметичного контакта между горшком и поверхностью кузовной детали потребуется липкая малярная лента или скотч. Также нужно подготовить мыльную воду, старое ненужное полотенце и губку – это понадобится для очистки металла от пыли и сторонних загрязнений, из-за которых лента и скотч могут плохо приклеиваться к детали. Края горшка могут оставить царапины на лакокрасочном покрытии, поэтому их следует тоже обклеить скотчем или клейкой лентой.

Удаление вмятины с помощью пылесоса.

Перед началом процедуры нужно проделать на дне горшка небольшое отверстие, диаметр которого должен соответствовать диаметру шланга пылесоса. Если имеются дополнительные дренажные отверстия, как в большинстве цветочных горшков, их следует заделать.

Далее необходимо поместить горшок на дефектный участок кузова, чтобы вся вмятина оказалась под ним. Его необходимо приклеить к заранее очищенной поверхности, чтобы обеспечить полную герметичность и избежать подсоса воздуха при включении пылесоса.

В момент включения пылесоса в горшке создается пониженное давление, в результате чего вмятый металл вытягивается и становится в свое первоначальное положение. Если имеется доступ к обратной стороне поврежденной детали, следует аккуратно надавливать на нее, чтобы усилить эффект и помочь вмятине выровняться.

Если вмятина на облицовке автомобиля произошла в пределах упругости металла и не повлекла пластической деформации, в частности, растяжения, то дефект нетрудно устранить подручными средствами без повреждения лакокрасочного покрытия.
Такой подход позволит существенно сэкономить семейный бюджет и вернуть машине прежний облик в самое короткое время. Для реализации задуманного не нужны навыки профессионального костоправа, дефицитные и дорогостоящие материалы, и специальные инструменты.

Понадобится

  • вантуз сантехнический;
  • емкость для воды (ковш, чайник и др.);
  • нагревательный прибор для кипячения воды;
  • ветошь.

Технология устранения вмятины на автомобиле

Демонтируем все съемные элементы в районе повреждения. В нашем случае это выпуклый пластиковый молдинг, который мы просто отдираем рукам, особенно, если он уже поврежден.


Промываем чистой водой и насухо протираем вмятину и металл вокруг нее. При необходимости используем моющие средства. Также удаляем следы клея под молдингом.


Если вам раньше не приходилось заниматься такой работой, есть смысл обязательно посмотреть видео в конце статьи. Это поможет избежать серьезных ошибок и промахов.


В зависимости от величины вмятины кипятим в емкости соответствующий объем воды поливаем ей поврежденное место и область вокруг него.


Это позволяет подготовить металл и лакокрасочное покрытие к предстоящим упругим деформациям.
Теперь, не мешкая, устанавливаем вантуз в зону деформации, начиная с периферии вмятины, и постепенно приближаясь к центру. После каждого присасывания чашечки вантуза к поверхности металла резко с усилием тянем ручку на себя. В результате постепенно происходит выравнивание металла и вмятина, в конце концов исчезает.


Если глубина повреждения небольшая, то возможно исправление одной установкой вантуза и резким его отрывом. Чаще всего, и особенно в случае вмятины с переменной глубиной и сложным очертанием, процедуру установки и отрыва вантуза придется повторять многократно.
Когда вмятина включает в себя линию перегиба металла, ребро жесткости или распложена близко краю облицовочного элемента, задача усложняется и одним вантузом уже не обойтись. Возможно, его придется сочетать с термическим (огневым) нагревом, механической рихтовкой, использованием шпатлевки и т. д.


Если вмятину удалось ликвидировать за короткое время, есть смысл понизить температуру металла и лакокрасочного покрытия обливанием прохладной водой и, тем самым, вернуть их показатели в исходное состояние.

Смотрите видео

Куда бы деться. одни профессионалы кузовного ремонта. А что ж тогда блин в городе столько вкоцанных машин?
Так просто на самом деле! Получил вмятину - пошел в магазин, купил вантуз, вакуумную присоску, фен и огнетушитель! И Хоп - за полчаса вся машина как новая!
Ребята! Если б это было так просто - кузовщиков бы не было! Все сами себе ремонтировали машины!

Куда бы деться. одни профессионалы кузовного ремонта. А что ж тогда блин в городе столько вкоцанных машин?
Так просто на самом деле! Получил вмятину - пошел в магазин, купил вантуз, вакуумную присоску, фен и огнетушитель! И Хоп - за полчаса вся машина как новая!
Ребята! Если б это было так просто - кузовщиков бы не было! Все сами себе ремонтировали машины!

Читайте также: