Теплообменник в машину своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 10.09.2024

Теплообменник для 2 ой печки на выхлопе. <= Т1 207-410D. Модернизация и дополнительное оборудование

У меня вопрос. может кто уже мастерил теплообменник на выхлопную . и есть ли польза.? Мыслью поставить параллельно , до первого поворота . Последовательность такая. теплообменник в выхлопную , насос для тосола , радиатор с вентилятором и расширительным в салоне. Да и всем Привет.

Делал подобную конструкцию, в начале восьмидесятых, на отцовский "Запорожец". На выхлоп мотал медную трубку, на полочке заднего стекла стояла маленькая печка(не помню с чего), на стойку стекла крепился расширитель. Циркуляционных насосов тогда не было, я приспособил топливный вибрационный насос с запорожевской печки, он быстро сломался, да и производительность у него была маленькая, поэтому я перевёл систему на самоциркуляцию. Несколько раз пришлось отматывать трубку чтобы не кипело. В результате добился чтобы с печи немного дуло теплом.
Думаю что с помпой получится вполне работоспособная система, плюс её в том, что практически сразу идёт тепло.

Спасибо за ответ . Вся мысль в том , чтобы отбирать тепло с разных систем и не сильно зависеть от температуры двигателя. . Это пока зимы мягкие , но мы помним и другие. У меня есть готовый теплообменник диаметром входа газов 45-50 мм . И стандартными отводами на жидкость .Буду ставить параллельно основной трубе (после гофры) , врезать регулируемую заслонку на поток газов (чтобы не кипело).

Конечно пробуй, должно нормально получиться.
Только делай фотографий побольше - потом покажешь.
Удачи!

Детей: 2 Профессия: Непонятно чем и занимаюсь сейчас. Откуда: г.Ярославль Авто: Mercedes T1 207D SWOP 1988 г.в. Двиг. OM 364.906. Возраст: 53

Делалась подобная конструкция когда-то ещё в 80х годах. Был летучка ГАЗон. Там кунг достаточно большой использовалась машина в ЖКО для аварийных ремонтных работ. Там стояла печка от чего не знаю, вроде как от КАВЗа салонная. Так же стояли 4 конвектора по бортам. Это сделали для увеличения объёма жидкости. Что бы быстро не прогревалась теплообменником и не кипела. А сам теплообменник был сделан из полдюймовых стальных труб, которые были вставлены внутрь стальной сотки трубы. Через мелкие трубы, внутри их шли выхлопные газы, потом шёл сам глушитель, то есть банка. Вместо пламегасителя стоял теплообменник этот. А жидкость была внутри сотки трубы. Циркуляция была естественной. И в кунге под потоком стоял бачок с клапаночком. От теплообменника к отоплению кунга шли шланги от экскаватора с гидравлики металлокордовые. Что под рукой было, то и поставили. Грела скажу не плохо это отопление кунга. Пока до места доедет машина или вечером, ночером аварийную бригаду соберут, то тепло очень даже было. Переодеваться было не холодно по крайне мере. Машина когда долго на месте стоит, на холостых работает, то не шибко сильно грела, а на ходу, под нагрузочкой совсем хорошо.

Реклама на Русфишинге! Подробнее.

Egmax

lismikita

kAvrovec

lismikita

Изначально, как и большинство форумчан хотел изготовить ТО сам, начал мониторить наличие материалов в продаже. Когда все нашел, посчитал и прослезился. Что бы выйти хотя бы на минимальную экономию, придется делать 4 ТО, так как лист по кускам у нас не продают, а листа 1,25 на 2,5 хватит как раз на 4 прибора(2,5 кВт). Я все закладывал в смету, так как халявного материала не было вообще. А ведь их еще и продать надо. Короче , плюнул и купил готовый. Только по колхозил с ИК и кулерами. Фото выложу позже.
Если у вас есть халявный материал, руки и тосол в голове, то у вас скорее всего получится воплотить ваш замысел. Пробуйте, но не рассчитывайте, что по вашему запросу производители вам выложат все параметры, рынок , интеллектуальная собственность и.т.д. Хотя многое зависти от того как попросите.

lismikita

Egmax

Я тоже делаю второй. Первый оказался слабоват для нашей палатки и много тепла уходило в трубу. Выставил на продажу за 3500р. Очередь из покупателей собралась за день. Теперь учту ошибки первого и сделаю с перегородками и трубки плотнее, тем самым увеличу теплоотдачу. Ну это все с помощью форумчан тут черпну тут черпну может и осилю, благо с материалом проблем нет, все халява.

Вложения

lev40

Сдается мне, что и эта тема превратится, в скором будущем, ну вы поняли во что ( как и большинство тем)
Время покажет.

kAvrovec

Я делаю чисто для себя. Но два абсолютно разных. Кроме кулеров все бесплатно. Две разных плитки, Гефест и ИК есть в наличии. Никаких советов не надо. Сделаю - хорошо, не получится - ну и не надо. Все ради познания. Щелевой не получился, буду пробовать другие конструкции.

alex ultra

Было решено заморочиться самому сделать. Хорошо, есть остатки разного материала от рекламной деятельности и сосед по производству, который занимается ремонтом бензоинструмента (у него валялись трубки от триммеров, они их на металлолом сдают, так что кто хочет сэкономить обращайтесь в эти конторы думаю за копейки продадут).
По итогу из покупок: газ-контроль (кран и термопара), труба первое колено (нога стола 50х710мм) и крепление трубы диам. 50мм , вентилятор 0.28А и кнопка включения.
Изготовление заняло не спеша 2 дня.
ТО. Размер 160х160х360мм с кассетой вентилятора (она съёмная). Алюминий листовой 2.5мм+алюм. профиль для изготовления световых коробов толщиной 1.9мм.,трубки от триммеров, уголки разные и гермет жаростойкий. Трубки расклепывал, повозился правда немного, снимая с наружного диаметра примерно 0.5мм.
Плитка. Клапан Газ-контроля ставится вместо старого без проблем, на датчике термопары(оно было без резьбы, наверное идёт под какое-то крепление в плите) обточил на наждаке буртик и нарезал резьбу плашкой М6, чтобы его закрепить двумя гайками. На решетке подставки для посуды, также нарезал резьбу и прикрутил к плитке, теперь хоть комфорка не выскакивает и не теряется. Всё проверил мыльным раствором на утечку газа. Время срабатывания примерно 5сек.
За нижнюю часть трубы первого колена можно спокойно держаться рукой, поэтому и было решено использовать остальную часть выхлопа пластиковую. Делал не на продажу, из подручных средств, как говорится "на коленке", по этому прошу простить за эстетику.

Питание вывел на диммер 3-х канальный LN-X-3CH (12/24V, 144/288W). 1-вентилятор, 2 - подсветка лунок, 3 - общее освещение.

Leshui78

Сдается мне, что и эта тема превратится, в скором будущем, ну вы поняли во что ( как и большинство тем)
Время покажет.

Если продавцы не набегут с критиканством и не будут тут письками соизмеряться, то тема будет жить . Думаю энтузиасты-самодельщики и сами не позволят тут им развернуться.
Ну а Lismikitе спасибо и респект .

Было решено заморочиться самому сделать. Хорошо, есть остатки разного материала от рекламной деятельности и сосед по производству, который занимается ремонтом бензоинструмента (у него валялись трубки от триммеров, они их на металлолом сдают, так что кто хочет сэкономить обращайтесь в эти конторы думаю за копейки продадут).
По итогу из покупок: газ-контроль (кран и термопара), труба первое колено (нога стола 50х710мм) и крепление трубы диам. 50мм , вентилятор 0.28А и кнопка включения.
Изготовление заняло не спеша 2 дня.
ТО. Размер 160х160х360мм с кассетой вентилятора (она съёмная). Алюминий листовой 2.5мм+алюм. профиль для изготовления световых коробов толщиной 1.9мм.,трубки от триммеров, уголки разные и гермет жаростойкий. Трубки расклепывал, повозился правда немного, снимая с наружного диаметра примерно 0.5мм.
Плитка. Клапан Газ-контроля ставится вместо старого без проблем, на датчике термопары(оно было без резьбы, наверное идёт под какое-то крепление в плите) обточил на наждаке буртик и нарезал резьбу плашкой М6, чтобы его закрепить двумя гайками. На решетке подставки для посуды, также нарезал резьбу и прикрутил к плитке, теперь хоть комфорка не выскакивает и не теряется. Всё проверил мыльным раствором на утечку газа. Время срабатывания примерно 5сек.
За нижнюю часть трубы первого колена можно спокойно держаться рукой, поэтому и было решено использовать остальную часть выхлопа пластиковую. Делал не на продажу, из подручных средств, как говорится "на коленке", по этому прошу простить за эстетику.
Посмотреть вложение 6098525 Посмотреть вложение 6098526 Посмотреть вложение 6098527 Посмотреть вложение 6098528 Посмотреть вложение 6098529 Посмотреть вложение 6098530

Питание вывел на диммер 3-х канальный LN-X-3CH (12/24V, 144/288W). 1-вентилятор, 2 - подсветка лунок, 3 - общее освещение.

Подскажи а диммер обороты вентилятора увеличивает,уменьшает?
Красивый у тебя получился теплообменник,по весу как?


  1. Гарантия быстрого запуска при низкой температуре.
  2. Обогрев салона без включения мотора.
  3. Реальная экономия горючего.
  4. Полная комплектация со всем необходимым для монтажа.
  5. Легкость установки.
  6. Широкая сфера применения.
  1. Высокая цена.
  2. Необходимость обращения на СТО для монтажа.

Подогреватель Теплостар 14ТС-10-24В — проверенная временем модель с надежным корпусом, полной комплектацией для установки, гарантией пуска мотора в любых условиях эксплуатации. Эта модель находится на третьем месте рейтинга.

2. Север 12000-2D, 12V дизель, с пультом ДУ

Автономный подогреватель, отличающийся эффективностью даже при низкой температуре. Обеспечивает более быстрый прогрев двигателя, отличается высокой автономностью, автоматически выключается при достижении нужной температуры.


Управление осуществляется с помощь дистанционного пульта с обратной связью или пульта ДУ. Установку можно выполнить самому или воспользоваться помощью работников СТО.

По конструкции предпусковой обогреватель мало отличается от моделей более известных брендов, таких как Webasto, Бинар или Эберспехер.


Он имеет высокую мощность и предназначен в большей части для грузовиков. Потребляет дизельное топливо и имеет не большой расход.

По желанию можно подключить печку салона, есть возможность работы от бензина.

  1. Назначение — грузовые автомобили.
  2. Тип двигателя — дизельный, бензиновый.
  3. Напряжение питания — 12 В.
  4. Вид нагревателя — автономный.
  5. Мощность — 12 кВт.
  6. Помпа — да.
  7. Страна-производитель — Россия.
  8. Температура нагрева — 90 градусов Цельсия.
  9. Цена — 24 400 рублей.
  1. Экологичность.
  2. Удобное управление.
  3. Возможность выполнения монтажа своими руками.
  4. Безопасность применения.
  5. Высокая мощность.
  6. Более доступная цена.
  7. Универсальность работы.
  8. Расширенная комплектация.
  1. Подходит только для грузовых автомобилей.
  2. Малоизвестный российский бренд.

Север 12000-2D, 12V дизель, с пультом ДУ — доступный по цене и надежный подогреватель двигателя, который по характеристикам не уступает более именитым аналогам, но имеет низкую цену. Модель находится на второй строчке рейтинга.

1. Бинар 5S-12В новый пульт 27 OLED + GSM модем

Модель нового поколения, представляющая собой новый российский продукт, не уступающий зарубежный аналогам.

Отличается расширенными возможностями, способен работать в качестве нагревателя / догревателя. Используется для моторов объемом до 4 литров, имеющих жидкостную систему охлаждения.

Устройство имеет расширенный комплект поставки. В него входит пульт, топливный насос и помпа, провода, воздухозаборник и другое оборудование для монтажа.

Модель управляется с помощью пульта, обеспечивает стабильный запуск даже при сильных морозах.


При наличии необходимого ПО может использоваться в качестве радиатора системы отопления.

Дополнительно поставляется модем SIMCOM 2.

  1. Назначение — легковые автомобили, погрузчики и внедорожники.
  2. Тип двигателя — дизельный.
  3. Напряжение питания — 12 В.
  4. Вид нагревателя — автономный.
  5. Мощность — 5 кВт.
  6. Помпа — да.
  7. Страна-производитель — Россия.
  8. Цена — 36 000 рублей.


  1. Компактность.
  2. Возможность установки горизонтально или вертикально.
  3. Управление с помощью пульта.
  4. Возможность подключения GSM модема.
  5. Автоматический или ручной тип запуска.
  6. Полный набор элементов в комплекте для монтажа.

Бинар 5S-12В новый пульт 27 OLED + GSM модем — лучшее решение среди предпусковых подогревателей по параметрам цены и качества. Устройство получило много положительных отзывов и занимает лидирующую позицию — первое место в рейтинге.

1. Бинар 5S-12В новый пульт 27 OLED + GSM модем

2. Север 12000-2D, 12V дизель, с пультом ДУ

3. Теплостар 14ТС-10-24В

4. Webasto Thermo Pro 90 24V дизель

Какой подогреватель двигателя лучше поставить

При выборе подходящего подогревателя необходимо ориентироваться на место, где эксплуатируется автомобиль.

При использовании транспортного средства в условиях города и наличии доступа к бытовой сети можно использовать недорогие модели с подключением к 220 В.


При частом выезде за пределы города, к примеру, при использовании транспорта вдали от городских условий, необходимо отдать предпочтение автономным моделям.

Это актуально для больших грузовиков и автобусов, которые перемещаются на дальние расстояния, а так же для удаленных северных регионов России.

При этом нужно правильно ориентироваться в производителях и тонкостях монтажа.

Лучшие производители на российском рынке

Высокий спрос на подогреватели двигателя неизбежно привел к расширению рынка и появлению многих производителей.

Сегодня работает не менее десятка крупных компаний, предлагающих свою продукцию на территории России.

К основным можно отнести:

Некоторые модели подогревателей от перечисленных выше производителей вошли в наш рейтинг, что упрощает выбор устройства.

Особенности монтажа

Особенности монтажа для разных типов подогревателей двигателя отличается, многое зависит от производителя и конструктивных особенностей устройств, вида применяемого топлива, а также модели автомобиля.


ВАЖНО: нижеизложенный материал не является инструкцией, он позволит только ознакомится с общими принципами монтажа подогревателей, чтобы сориентировать читателя на дальнейшую работу.

Электрических на 220 В

Перед установкой нужно осмотреть комплект, изучить инструкцию и найти рядом розетку.

Последний фактор вынуждает выполнять работу ближе к гаражу или другому месту, где есть возможность подключиться к 220 В.

Общий алгоритм такой:

  1. Соберите комплект. Чаще всего в него входит ТЭН, арматура и фитинги.
  2. Купите тройник для трубы на один дюйм (стандартный). Его можно найти в любом магазине сантехники. Здесь же продается и ТЭН, который нужен для нагрева агрегата. Лучше брать нагреватель со встроенным термостатом на 1500 Вт.
  3. Установите ТЭН в торец тройника, а с другого конца подключите 10-сантиметровую трубу. Она нужна для более быстрого прогрева системы.
  4. На незадействованный выход и конец трубы поставьте заглушки для последующего подключения трубок.
  5. Полученную деталь подсоедините к системе циркуляции ОЖ в машине. Для этого найдите точку выхода к печке и в разрыв вмонтируйте самодельный узел.
  6. Подключите к контактам ТЭН провод требуемого сечения.
  7. Поставьте насос, чтобы при отключении силового агрегата рабочая жидкость продолжала циркулировать.



Установка помпы осуществляется перед ТЭНом с помощью разомкнутого реле или с применением простой розетки. Используйте насос от Газели, который отличается лучшей функциональностью и не сильно ударит по карману.

При отсутствии навыков выполнения такой работы можно купить уже готовый комплект.

В таком случае внутри должна быть подробная инструкция по монтажу. Учтите, что при отсутствии опыта и самостоятельной работе высок риск навредить двигателю авто.

Монтаж автономных жидкостных

Отдельно рассмотрим особенности установки для автономных подогревателей двигателя на примере Webasto Thermo Top.

Врезка предпускового подогревателя в систему охлаждения автомобиля осуществляется одним из рассмотренных ниже способов:

  1. Универсальный. Подразумевает подключение подогревателя в разрыв между двигателем и радиатором отопления салона. Плюс метода состоит в быстро нагреве воздуха внутри машины. Антифриз, поступающий в рубашку охлаждения мотора, успевает остыть. Следовательно, на нагрев силового агрегата нужно больше времени.
  2. Монтаж во вторичный контур. Подразумевает врезку подогревателя в разрыв между двигателем и радиатором отопителя с параллельным размещением обратного клапана. Такая особенность позволяет поставить отопитель ближе к радиатору для снижения теплопотерь.
  3. Установка в большой жидкостный контур. Такой вариант исполнения способствует лучшему прогреву салона с минимальными потерями в большом контуре.
  4. Монтаж с ориентацией на первичный нагрев двигателя. Больше подходит для быстрого нагрева агрегата.


Что нужно учесть при установке автономного подогревателя

Во избежание ошибок при монтаже необходимо учесть ряд важных моментов, на которых остановимся подробнее.

Подача топлива

Эксперты не рекомендуют использовать забор горючего возле двигателя. Это особенно актуально для моторов бензинового типа.

Кроме того, во избежание ошибок важно учесть следующие рекомендации:

  1. Поставьте перед топливным насосом подогревателя мотора фильтр тонкой очистки.
  2. Размещайте насос в прохладном месте. Важно, чтобы температура в процессе работы была не более +20 градусов Цельсия.
  3. Все точки соединения топливопроводов соедините и зафиксируйте с помощью хомутов, а сами трубки закрепите стяжками.
  4. Проследите, чтобы расстояние между топливным баком и насосом было до 120 см. Расстояние между отопителем и топливным насосом — до 5,8 м.
  5. Обратите внимание на маркировку, нанесенную на насосе. Она показывает, в каком направлении направляется ОЖ.
  6. Перед монтажом изучите, какой параметр внутреннего диаметра топливопровода актуален для конкретной модели подогревателя двигателя.

Требования к забору воздуху, отопителю, выхлопной системе

В процессе монтажа важно учесть ряд моментов, касающихся следующих узлов: воздухозаборника, отопителя и системы выхлопа.

  1. Разместите воздухозаборник в прохладном и защищенном от грязи месте.
  2. Поставьте глушитель на арке или ином месте, где нет риска перегрева элементов из пластмассы.
  3. Не размещайте выхлопную трубу подогревателя по направлению движения. Оптимальный вариант — направление выхлопа на поддон коробки передач, которая зимой также нуждается в прогреве.
  4. При невозможности применения стандартного крепления модернизируйте его или сделайте новый кронштейн. При этом корпус запрещено крепить на саморезах. Важно, чтобы он был крепким, и на него не воздействовали посторонние вибрации.
  5. Монтируйте корпус нагревателя и помпу ОЖ в максимально нижней точке. Это необходимо для улучшения деаэрации. С учетом того, что рассматриваемая модель не обладает функцией самостоятельного всасывания, ставить его выше уровня жидкости в баке нельзя.
  6. Проследите, чтобы в процессе эксплуатации на отопитель не капало горючее и масло, а также не попадала грязь.
  7. Трубки для антифриза возьмите самостоятельно, а перед этим измерьте длину. Для похода в магазин нужно знать наружный диаметр отопительных штуцеров, а также размер отверстий в системе охлаждения машины и обогрева салона.
  8. При креплении шлангов хомутами следите за надежностью фиксации в местах соединения. Обратите внимание, чтобы они были защищены от истирания.


Схема подключения Webasto

Контроллер аналогового типа крепится внутри авто, а для надежности фиксируется на двусторонний скотч. Такой метод позволяет избежать сверления и создания новых отверстий.

Если рассматривать схему соединения подогревателя Вебасто, она имеет ряд особенностей.


К стандартным разъемам стоит отнести:

Зная особенности установки автономного отопителя, можно сделать монтаж самостоятельно. Но здесь нужно ориентироваться на наличие опыта.

Если ранее вы никогда не выполняли такого рода работы, лучше не рисковать самостоятельно, а поручить работу специалисту.

Теплообменник (ТО) – устройство, осуществляющее передачу тепла между средами с разной температурой. Такое оборудование используется в промышленности, системах отопления, кондиционирования и вентилирования. Простейшим примером служит комнатный радиатор, он нагревается от жидкости-теплоносителя и обеспечивает обогрев помещения, в котором расположен.

Строение теплообменника


Оборудование состоит из неподвижной и подвижной плит, в каждой имеются отверстия для движения среды. Между основными пластинами устанавливаются множество других более мелких второстепенных, так что каждая вторая из них повернута к соседним на 180 градусов. Второстепенные пластины герметизируются резиновыми прокладками.

Второй важный элемент ТО – теплоноситель. Он протекает по каналам гофрированной нержавейки. Холодная и горячая среды движутся по всем пластинам, кроме первой и последней, одновременно, но с разных сторон, не допуская смешивания. При высокой скорости потока воды в гофрированном слое возникает турбулентность, которая увеличивает теплообменный процесс.

Пластины, образующие каналы, – очень важный элемент ТО. При выборе теплообменника необходимо учитывать его рабочие характеристики. Чем выше требования к оборудованию, тем больше должно быть в нем пластин. Их число отвечает за общую эффективность устройства и способность обогреть определенное помещение.

Виды ТО


По принципу работы оборудование делится на рекуперативное и регенеративное. В первых движущиеся теплоносители разделены стенкой. Это самый распространенный вид, он может быть различных форм и конструкций. Во втором случае с одной и той же поверхностью по очереди контактируют горячий и холодный теплоносители. Высокая температура нагревает стенку оборудования во время контакта с горячей средой, далее температура передается холодной жидкости при контакте с ней.

По назначению ТО делятся на два вида: охладительные – работают с холодной жидкостью или газом, остужая при этом горячий теплоноситель; и нагревательные – взаимодействуют с разогретой средой, отдавая энергию потокам холодной.

По конструкции теплообменники бывают нескольких видов.

Разборные

Состоят из рамы, двух концевых камер, отдельных пластин, разделенных термостойкими прокладками и крепежных болтов. Такое оборудование отличается простотой очистки и возможностью увеличения эффективности путем добавления пластин. Но разборные ТО чувствительны к качеству воды. Для продления срока их службы требуется установка дополнительных фильтров, что увеличивает стоимость проекта.

Пластинчатые


Отличаются методом соединения внутренних пластин:

  • В паяных ТО гофрированные пластины из нержавеющей стали толщиной 0,5 мм сделаны путем холодной штамповки. Между ними устанавливается прокладка из специальной термостойкой резины.
  • В сварных пластины свариваются и образуют кассеты, которые затем компонуются внутри стальных плит.
  • В полусварных ТО кассеты скрепляются посредством паронитовых соединений в конструкции из небольшого количества сварных модулей. Эти модули уплотняются резиновыми прокладками и соединяются лазерной сваркой. После чего собираются между двумя плитами при помощи болтов.

Пластинчатые теплообменники используются в условиях повышенного давления и экстремальных температурах. Такие устройства требуют минимального технического обслуживания, экономичны и отличаются высокой эффективностью. Кроме того, по необходимости можно увеличить или уменьшить эффективность оборудования путем увеличения или уменьшения количества стальных пластин.

Единственным недостатком теплообменника из гофрированной нержавейки служит чувствительность к качеству теплоносителя, необходима установки дополнительных фильтров.

Кожухотрубные

Состоят из цилиндрического корпуса, куда помещены пучки трубок, собранных в решетки. Концы труб крепятся развальцовкой, сваркой или пайкой. Достоинством такого оборудования служит нетребовательность к качеству теплоносителя и возможность использования в технических процессах, где присутствуют агрессивные среды и высокое давление (в нефтяной, газовой, химической промышленности). Недостатки кожухотрубных ТО – относительно низкая теплоотдача, большие габариты, высокая стоимость и сложность в ремонте.

Спиральные

Состоят из двух листов металла, свернутых в спирали. Внутренние края соединены перегородкой и закреплены штифтами. Такие теплообменники компактны и обладают эффектом самоочистки. Они способны работать с жидкими неоднородными средами, любого качества. При повышении скорости движения жидкости, увеличивается интенсивность теплообмена. Недостатки: сложность в изготовлении и ремонте, ограничение давления рабочей жидкости до 10 кгс/см?.

Двухтрубные и труба в трубе


Первые состоят из труб разного диаметра. В качестве теплоносителя используется жидкость и газ. Устройства используются в местах с повышенным давлением, имеют высокий уровень теплоотдачи. Отличаются простотой монтажа и обслуживания. Единственный недостаток – высокая стоимость.

От вида устройства зависит тип его работы. От конструкции оборудования — эффективность при эксплуатации в тех или иных условиях. Поэтому следует уделить достаточное внимание изучению особенностей каждого вида оборудования.

Изготовление теплообменника своими руками


Чтобы сделать ТО самостоятельно, необходимо обладать определенными знаниями и навыками. Для начала стоит определить, какие требования должно выполнять оборудование, от этого зависит вариант устройства. Необходимо произвести расчет материалов и выполнить чертеж будущего ТО.

Баня – место, где довольно часто возникает необходимость сделать самодельный теплообменник. Так как обычная печь с топкой нагревает ограниченный объем жидкости, может понадобиться водяной погружной витой ТО. Он предназначен для нагрева большего количества воды. В бак с нагретым теплоносителем опускается змеевик, через него проходит вода.

Когда нужно поддерживать воду в баке в горячем состоянии, емкость при помощи двух труб подачи и обратки соединяется с нагревательным котлом.

Вода-вода


Для изготовления теплообменника вода-вода своими руками понадобится:

  • Емкость из нержавеющей стали высотой 50-60 см и диаметром 30-40 см. Можно использовать и обычную сталь, но она должна быть защищена прочным полимерным покрытием.
  • Крышка для бака.
  • Медная трубка около 10м. Длину берут из расчета: на каждый виток спирали диаметром 30 см уходит примерно 1 м трубки. Лучше взять с небольшим запасом.
  • Сварочный аппарат для нержавейки и пайки меди.
  • Средства защиты: перчатки, маска для сварки.

Работы выполняются в следующем порядке:

  1. Делается крышка для бака и обеспечивается ее прочное герметичное крепление. Приваривать ее нельзя, т.к. она должна сниматься для возможности очистки внутренней части емкости. Самый удобный вариант крепления в этом случае – фланцевое. Его можно заказать сразу вместе с баком, или сделать самостоятельно. Количество отверстий рассчитывают с учетом расположения уплотнителя, обычно это 4 или 6 креплений.
  2. Далее создается вход для холодной воды на дне емкости и выход для нагретой в верхней ее части в боковой стенке. В отверстия ввариваются резьбовые переходники для подсоединения трубопровода. Следует предусмотреть возможность съема конструкции для его промывки или ремонта.
  3. Следующим этапом будет изготовление спирали из меди. Если трубка мягкая, она легко навивается с помощью оправки. Если же она жесткая, необходимо воспользоваться горелкой. На свободные концы навариваются фитинги. Они проводятся через отверстия на крышке. Важно следить за герметичностью пайки, т.к. к переходникам будет подсоединяться трубопровод для горячей воды.
  4. Заключительным этапом будет сборка теплообменника. Для этого крышка со спиралью из медной трубы и резиновым уплотнителем накрывает бак. Фланцетные крепления затягиваются при помощи болтов. При этом необходимо следить, чтобы спираль находилась строго в середине емкости, не касаясь стенок. Иначе эффективность ТО сильно понизится.

Рассмотренный вариант подходит и для нагрева воды в частных домах. Такие устройства функционируют на принципе естественной циркуляции: дровяной или газовый котел нагревает воду, она поднимается по трубе подачи вверх, отдает тепло и спускается обратно. Далее процесс повторяется.

Не всегда получается обеспечить постоянную естественную циркуляцию. Поэтому лучше использовать циркуляционный насос.

Воздушный


Устройство состоит из корпуса и установленных в нем трубок с нагретой средой. Через них вентилятор прогоняет поток воздуха, которому передается тепло. Происходит теплообменный процесс. Такой вариант называется калорифером.

Также для систем вентиляции и воздушного отопления применяются пластинчатые конструкции. Там роль теплопередающей стенки выполняют гофрированный металл. Где два потока воздуха, холодный и теплый, движутся перпендикулярно друг к другу. Они разделены пластинами так, что в зазорах теплый и холодный потоки располагаются поочередно. Эффективность этих устройств высока, но они сложны для самостоятельного изготовления.

Порядок монтажа воздушного ТО:

  1. Из листа металла делается корпус. Площадь его нижней части должна быть равна размеру вентилятора. Для центробежной конструкции берется короб с площадью на 70% больше чем выходная труба.
  2. В стенках короба на противоположных сторонах просверливаются отверстия для медной трубки.
  3. В проделанные отверстия устанавливаются, подготовленные отрезки труб, чтобы их края выходили за пределы короба на 2 см с обеих сторон.
  4. К свободным концам трубок привариваются угловые фитинги. Они соединяются в виде змейки. Можно сделать две параллельные. Так теплоноситель будет меньше остывать при обдуве.
  5. На выходной и входной концы припаиваются переходники с резьбой, к ним присоединяется водопровод. Подается вода, проверяют, чтобы соединения были герметичны.
  6. Корпус крепится на основание с вентилятором. Конструкция закрывается кожухом, чтобы воздушный поток не уходил в стороны.

Чтобы сделать теплообменник для отопления частного дома своими руками, необходимо представлять принцип его работы, произвести точный расчет требуемой мощности для достаточного обогрева помещения особенно в зимний период. Применять нужно наиболее теплопроводные материалы, лучшим вариантом послужит медь. Она обладает эффективностью, намного превышающей другие металлы. Все действия при изготовлении ТО следует производить аккуратно, не допуская попадания внутрь посторонних предметов. Если присутствует неуверенность в себе, лучше обратиться к опытному мастеру. Он выполнит соединение всех элементов качественно и герметично.

Качество обогрева напрямую зависит от него! Теплообменник своими руками для отопления

Фото 1

Подходящий вариант изготовления прибора своими руками рассчитывается исходя из учёта элементов конструкции.

В системах отопления встречаются аппараты, действующие с конструкциями котлов работающих на газу, твёрдом топливе, электроэнергии.

Устройство теплообменника для систем отопления

Фото 2

Приспособление предназначено для передачи тепла от одного элемента к другому. В роли источника тепла и теплоносителя выступают различная жидкость, газ или пар.

Нестабильные среды разделены материалом с подходящим типом теплопроводности.

Простой пример теплообменника — комнатные радиаторы, в которых источником тепла является вода в системе отопления, нагреваемой средой — воздух в помещении.

В качестве разделяющего материала выступает металл, из которого состоит радиатор. Промежуточный материал, который используется при конструировании, должен обладать высокой степенью теплопроводности.

Хорошим вариантом для конструирования теплообменника будет применение медных элементов. Медь обладает большей в 7.5 раз теплопроводностью, чем сталь. Пластмассовые изделия в двести раз хуже проводят тепло, чем стальные. Сравнивая при одинаковых условиях 1.7 м медного, 12 м стального и 2 тыс. метров пластикового трубопровода получится передача одинакового количества тепла.

Как сделать своими руками

Существует несколько типов теплообменников, каждый из которых обладает особой технологией производства.

Устройство работает по такому несложному принципу горячая жидкость проходит по трубе малого диаметра, через стенки труб передаётся тепло воде, которая расположена в полостях трубы большего размера. Таким способом передаётся тепловая энергия и не перемешиваются жидкости, имеющие неоднородный характер, например, масло и вода. Такой тип агрегатов прост в изготовлении и в эксплуатации.

Фото 3

Инструменты и материалы
  • две двухметровые трубы из меди, с различным диаметром — 102 мм и 57 мм;
  • два тройника с углами 90 градусов, диаметр должен быть равен трубе большей;
  • два коротких отрезка трубы, подходящие к размеру тройника;
  • электрическая или газовая сварка, подойдёт и мощный паяльник с припоем для меди;
  • болгарка, отрезной диск;
  • рулетка.
Процесс изготовления
  1. На профиль трубы большего диаметра с двух сторон приваривается тройник, который следует расположить боковой стороной таким образом, чтобы туда вставить трубу меньшего размера.

Справка. При подключении такой конструкции, теплообменник рекомендуется расположить в горизонтальном положении, жидкости должны циркулировать разнонаправленно, это повысит КПД.

  1. После того как изделие меньшего диаметра вошло в тройник его проваривают с торцов.
  2. К свободным краям тройников привариваются патрубки, которые предназначены для подачи и вывода отопительной жидкости.

Воздушный пластинчатый

Фото 4

Приспособление устанавливается в газовую отопительную систему. Принцип действия заключается в передаче теплоэнергии от газообразного теплоносителя к рифлёной конструкции пластин, которая будет нагревать жидкость в трубопроводе.

А также этот тип устройств подойдёт для передачи тепла от одной жидкости, к другой.

Инструменты и материалы
  • оборудование для сварки;
  • болгарка;
  • два листа из нержавеющей стали (рифлёной), толщина 4 мм;
  • 1 лист плоский из нержавейки, толщина 4 мм;
  • электроды.
Порядок работ
  1. Лист рифлёной стали разрезать на равные квадраты со сторонами 30 см. Для конструкции понадобится 31 квадрат.
  2. Из плоского листа нержавеющей стали нарезать ленты. Ширина 1 см, длина 30 см. Общая длина частей должна составить 18 метров — получится 60 шт.

Фото 5

    Квадраты из рифлёного материала сварить между собой при помощи полоски 1 см. Соединение проходит через две противоположные стороны квадратов, секции располагаются перпендикулярно друг к другу.

В одном корпусе, имеющем форму куба, должно получиться 15 секций, которые обращены в одну сторону и 15 в другую.

Благодаря рифлёной поверхности происходит эффективная передача тепла от одного носителя к другому без взаимных перемещений различных либо однородных теплоносителей.

Обеспечивает безопасную работу системы: расширительный бак для отопления закрытого типа, его установка

Устройство и схема элеваторного узла отопления: зачем нужно это устройство?

Зимой особенно хочется свежих овощей! Как соорудить систему отопления в теплице своими руками

Теплообменник водяной для печи

Обыкновенная печь, работающая на дровах способна обогреть целый дом, если её присоединить к отопительной системе на водной основе.

Читайте также: