Регулировка фар byd f3 своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.10.2024

Не светят или слепят? Способ регулировки фар своими силами


Движение на автомобиле ночью — занятие сложное, утомительное, а в некоторых случаях и опасное. Ну а если к темноте добавить плохие погодные условия, то градус ответственности поднимается до предела.

А что должен делать по-настоящему ответственный автомобилист при движении ночью? Конечно же, следить за состоянием осветительных приборов! Задние фонари и поворотники должны работать, а фары — быть хорошо отрегулированными, чтобы не слепить встречных и попутных водителей.

При этом важно помнить, что даже самым дорогим автомобилям с самыми современными фарами рано или поздно придется производить настройку оптики. От этого никуда не уйти, и уж точно НЕЛЬЗЯ игнорировать!

Настройка фар на обычных автомобилях с галогенными лампами. В нее входит:

  • Ближний свет
  • Дальний свет
  • И в некоторых случаях противотуманки

Обойдется недорого — около 500 рублей за фары (может, чуть дешевле или дороже) и 500-800 рублей за противотуманки. Но если вы предпочитаете обслуживать свой автомобиль самостоятельно, то настройку светового пучка фар можно произвести своими силами. Для этого не потребуется сложного оборудования вроде тестера фар для контроля и регулировки света, а лишь подручные материалы и понимание того, что нужно для регулировки фар.

Полезна наша инструкция будет и тем, кто столкнулся с ослеплением встречных автомобилей, так сказать, вне цивилизации, а ехать ночью с расстроенными фарами опасно, да и вообще нельзя — за это предусмотрено административное наказание, причем будет неважно, по какой причине водитель ослепляет встречный поток:


Если быть более точным, водителя, чей автомобиль имеет неотрегулированные фары, могут привлечь по статье 12.20 КоАП РФ , которая подразумевает штраф в 500 рублей.

Но также за неправильную регулировку фар могут и лишить прав, если инспектор посчитает, что к водителю необходимо применить часть 3 статьи 12.5 КоАП .

Итак, что нужно для того, чтобы отрегулировать фары самостоятельно? Давайте разберемся в этом вопросе.


Что значит отрегулировать фары, и зачем это нужно?

При эксплуатации автомобиля, во время езды неизбежны вибрации, удары и сотрясения кузова. Эти слабые или сильные вибрации постепенно сбивают правильные настройки приборов освещения, отклоняя световой пучок от номинального расположения.

Как только отклонение достигнет критических значений — пора заняться настройкой фар. Это можно понять по плохо освещенной ночной дороге, а также сигналам встречных водителей, предупреждающих вас о том, что вы их слепите.

Современные блоки фар устанавливаются в специальные посадочные места в кузове автомобиля и крепятся винтами. На блоках фар также предусмотрены регулировочные винты, которые позволяют регулировать направление света по вертикали и горизонтали.

Используя ориентир на ровной поверхности (например, на стене), владельцы транспортных средств могут самостоятельно выставить освещение при помощи регулировочных винтов и ряда простых измерений.


Все ли фары нуждаются в регулировке?

Как мы говорили выше, все фары рано или поздно нуждаются в регулировке, независимо от используемой технологии светопередачи. Даже саморегулирующиеся или адаптивные фары время от времени могут выходить из заданных заводом-производителем нормативов.

Процесс регулировки может немного отличаться для современных светодиодных блоков или устройств с функцией саморегулировки.

Как узнать, нужно ли отрегулировать фары?

Как было замечено ранее, хороший способ узнать, не сбились ли настройки на фарах вашего автомобиля, — присмотреться, не сигналят ли вам водители встречного транспорта. Моргают ли они вам дальним светом или используют звуковой сигнал для привлечения внимания.

Но даже не раздражая всех на дороге, вы можете определить, нужно ли вам регулировать фары , просто посмотрев на дорогу впереди. Свет от обеих фар направлен вперед и освещает дорогу? Или во время движения вы заметили, что свет уходит куда-то в сторону, попадая то на обочину (слишком сильно и очевидно, а не как положено правильно настроенным фарам — умеренно освещать правую обочину), на придорожные знаки, деревья и строения.

В общем, если источник света не попадает на дорогу перед вами, будучи направленным слишком высоко, слишком низко или в сторону, — пора отрегулировать фары!

Приступаем к работе: основы регулировки фар

Приблизительное время работы: 30-60 минут

Работу может выполнить даже новичок.

Меры предосторожности при регулировке фар

Отнеситесь к этой работе серьезно и убедитесь, что все, что вы делаете, соответствует инструкции!

  • Если вы уверены, что вашему автомобилю требуется регулировка фар, но по той или иной причине вы не можете этого сделать, обратитесь в автомастерскую. Не игнорируйте проблему!
  • В процессе работы вам придется садиться и выходить из машины. Убедитесь, что вы расположились в безопасном месте, где нет трафика.


Что вам нужно для регулировки фар?

Возьмите эти инструменты перед тем, как начать.

Список инструментов:

  • скотч (подойдет малярный или изолента);
  • рулетка;
  • отвертка;
  • торцевая головка необходимого размера (необязательно — для определенных моделей)

Расположите инструменты так, чтобы все было легко доступно.

Припаркуйте автомобиль на ровном месте без ям и неровностей. Это может быть пол гаража, асфальтированная парковка и так далее.

Вот как отрегулировать фары дома

Подготовьте автомобиль

Перед проведением настройки убедитесь, что аккумулятор на вашем автомобиле хорошо заряжен, поскольку вам придется в течение длительного времени производить манипуляции с включенным светом.

Выгрузите вещи из багажника, если он полон автомобильного скарба (домкрат и запаску вынимать не обязательно). Это нужно для того, чтобы ваша машина стояла как можно ровнее.

Также важно отметить, что в некоторых автомобилях есть элементы управления, позволяющие выровнять или отрегулировать настройки фар. Если в вашем автомобиле присутствует система для регулировки положения фар, убедитесь, что она находится в нейтральном или среднем положении, чтобы вы могли правильно отрегулировать фары .

Обратитесь к руководству по обслуживанию по вашему автомобилю, чтобы уточнить этот нюанс!

Припаркуйте автомобиль перед ровной стеной

Обратите внимание на ряд нюансов, а именно:

  • фактура поверхности стены должна быть как можно более ровной, без изгибов, рифленой поверхности, сильных выбоин. Также она не должна отражать свет. Все это будет искажать финальные показания;
  • желательно, чтобы поверхность была светлой.

Припаркуйтесь на расстоянии 3-4.5 метров от стены.

Включите фары и наметьте положение

Включите ближний свет (не включайте дальний свет или противотуманные фары). Используя скотч, сформируйте крест в центре каждого луча фары на стене (здесь варианты нанесения ориентиров могут быть разными).

Считается нормальным, если свет от фары, расположенной со стороны водителя, находится немного ниже второй фары. Это делается для того, чтобы свет не попадал на встречный транспорт, когда машина находится на дороге.

Отъедьте от стены задним ходом на расстояние 7.5 метров

Чтобы четко соблюсти расстояние, используйте рулетку для отмерки необходимого расстояния от стены. Важно! Сдавайте задом как можно ровнее.

  • Сдав назад, заглушите двигатель и выключите фары, откройте капот;
  • Перед тем как начать работы, убедитесь, что капот зафиксирован, найдите корпус левой и правой фары;
  • Демонтируйте декоративные элементы, закрывающие доступ к корпусу фары. Сверьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля;
  • Регулировочные винты должны быть расположены сверху и сбоку корпуса фары: один для регулировки вертикального положения, а другой для регулировки горизонтального положения.


Отрегулируйте фары


При настройке одной фары вам будет нужно закрыть вторую. Используйте брезент или отрез плотной ткани, не пропускающей света, чтобы сосредоточить внимание на настройке одной фары за раз.

  • Регулируя вертикальное положение с помощью верхнего винта, наблюдайте за положением источника света на стене перед вами. Вертикальное положение наиболее интенсивной части света должно совпадать с горизонтальной линией ленты, которую вы нанесли на стену;
  • Точно так же поступайте при регулировке горизонтального положения. Стремитесь переместить луч так, чтобы он выровнялся с вертикальной линией ленты.

Готово! Можно выезжать и пробовать

Проверьте работу света в безопасном месте, например на пустой парковке или на тихой улице. Двигайтесь медленно и следите за освещенной фарами дорогой. Ровно ли светят фары? Если нет, придется повторить попытку. Если, на ваш взгляд, все в порядке — вы справились! Поздравляем!

регулировка фар

Регулировка фар автомобиля является важным элементом безопасности дорожного движения. Правильная регулировка фар обеспечивает хорошую видимость на дороге в темное время суток. Неправильно отрегулированные фары не обеспечивают хорошую видимость водителю и доставляют серьезный дискомфорт водителям встречных автомобилей. Сделать регулировку фар можно как в автосервисе, так и самостоятельно. Регулярно проводимая регулировка фар позволяет водителю быть уверенным в своем автомобиле.

Для чего нужна регулировка фар

регулировка фар

Регулировка фар нужна для предотвращения возникновения аварийных ситуаций на дороге, связанных с ослеплением встречных водителей и недостаточным освещением полосы движения. Неправильно настроенный свет фар ухудшает видимость в темное время суток.

  • Если свет слишком опущен вниз, то значительно сокращается расстояние, которое вы видите впереди. В таком случае вы можете не заметить препятствие или пешехода, и у вас не хватит времени для принятия верного решения.
  • Если фары не освещают правую обочину, вы также можете не заметить пешехода на обочине или стоящую машину. Так же у вас не будет ориентира когда близко подъезжает встречная машина.
  • Если свет фар задран вверх, то они будут слепить встречных водителей, что может привести к аварийной ситуации, поскольку водитель встречной машины ничего не видит.

Как должны светить фары ближнего света

Сила световых приборов автомобиля определяется специальными приборами, самостоятельно померить ее нельзя, да это и не нужно. Но ближний световой поток фар распределяется неравномерно, что очень важно в темное время суток.

регулировка фар

На схеме показан правильно рассеянный ближний свет фар, который позволяет увидеть правую обочину, пространство перед автомобилем и не мешает встречным машинам. Свет распределяет подобным образом за счет разной формы рассеивателей.

Правильно отрегулированный свет фар:

  • максимальная часть света должна освещать полосу движения на расстояние не менее 60 метров.
  • Общий поток света немного смещен вправо, что дает возможность освещать правую обочину.
  • Левая часть светового потока освещает встречную полосу таким образом, чтобы не слепить встречных водителей.

Если при езде в темное время суток по трассе за городом с ближним светом вам мигают встречные машины, тем самым предупреждая о том, что вы их слепите, значит фары вашей машины не отрегулированы и стоит их отрегулировать, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дороге.

На распределение светового потока большое влияние оказывает загруженность машины. В автомобилях с ручной регулировкой нужно самостоятельно откорректировать направленность света фар когда машина нагружена пассажирами или вещами. Многие современные автомобили оснащены автоматической регулировкой фар в зависимости от загруженности.

Почему сбивается настройка света фар

регулировка фар

У новой машины, купленной в салоне, фары отрегулированы на заводе. Но во время эксплуатации машины возникают различные ситуации, которые приводят к нарушению света фар.

Причины изменений настроек света фар:

  • замена лампы ближнего и дальнего света. Обычно при покупке новой лампы на замену перегоревшей водители ориентируются на тип лампы. На производителя лампы зачастую не обращают внимания. Найти оригинальную лампу на замену часто весьма затруднительно. Лампа нужного типа, но не оригинального производителя может иметь другие настройки, что скажется на формировании светового потока. Поэтому после замены лампы ближнего или дальнего света желательно произвести ручную регулировку фар.
  • Естественный износ во время эксплуатации машины. Под воздействием вибрации, температурных перепадов, механических воздействий в фарах сбивается настройка. Поэтому у машин с большим пробегом желательно периодически проводить контроль правильных настроек.
  • Замена фары. Если в машине произвели замену одной или обеих фар в сборе, обязательно надо произвести регулировку света фар. Обычно это делают прямо в сервисе, но нужно проследить, чтобы эта работа была выполнена.
  • После аварии или удара в области переднего бампера также могут слететь настройки фар, поскольку даже небольшой перекос может значительно повлиять на направление светового луча.
  • Увеличение жесткости подвески, ремонт подвески с изменением ее жесткости.
  • Замена шин или дисков на другой размер.

Когда надо сделать регулировку фар

регулировка фар

Регулировка фар необходима при возникновении всех перечисленных выше ситуациях, а также:

  • если вам моргают встречные автомобили, предупреждая об ослеплении;
  • перед длительной поездкой;
  • если вам кажется, что дорога освещается недостаточно или неправильно;
  • при установке противотуманных фар;
  • при подготовке к прохождению ТО.

Как самостоятельно проверить настройку света фар

Если не хочется самостоятельно проверять как у вас настроена система освещения, можно обратиться в автосервис. Но эту процедуру можно выполнить и самостоятельно, тем более такой навык будет не лишним, если когда-то возникнет необходимость проверить настройки во время дальней поездки.

регулировка фар

Две фары образуют два немного пересекающихся световых потока. Верхний горизонтальный уровень световых пучков должен находится на одной высоте, примерно на 5 см ниже середины фар. Если это так, тогда чаще всего настройка не нужна. Если фары светят выше или на разном уровне это значит, что потребуется регулировка фар.

После замены лампы в одной из фар нужно выполнить проверку настроек световых пучков. Если замененная лампа дает не совсем правильное направление луча, то можно ориентироваться на световой луч второй лампы. Отрегулировать его можно с помощью специального винта, который позволит его поднять или опустить.

Таким же образом проверяется настройка дальнего света.

Если рядом нет вертикальной стены, то можно воспользоваться помощью пассажира. Нужно попросить встать его перед машиной в 5 метрах и посмотреть как его освещает ближний свет. При правильной настройке световые пучки находятся на одинаковой высоте примерно на уровне колен среднего по росту человека. Таким образом можно дать весьма примерную оценку, но если есть значительные отклонения, то они бросятся вам в глаза.

Подготовка машины к настройке фар

регулировка фар

Прежде чем приступить к регулировке фар, нужно подготовить машину, исключив все факторы, которые могут исказить конечный результат.

Для этого нужно:

Где находятся регулировочные винты света фар

регулировка фар

Прежде чем приступать к регулировке фар, надо выяснить местонахождение регулировочных винтов. Они есть во всех фарах, любых типов. Но у них может быть разное расположение и разная конструкция. Нужную информацию для конкретной модели машины нужно искать в инструкции по эксплуатации или в интернете, где можно также найти видео, что значительно облегчит весь процесс.

В каждой фаре есть два винта, один из которых регулирует световой поток по вертикали, другой — по горизонтали.

Система настройки также может быть различной. Некоторые винты нужно вращать вручную, другие шлицевой или крестообразной отверткой, третьи — шестигранником или звездочкой. Этот вопрос также стоит уточнить, чтобы подготовить нужный инструмент.

Регулировка фар

Регулировка фар состоит из нескольких этапов:

  • разметка стены,
  • поочередная (левая, правая) настройка ближнего света,
  • настройка дальнего света.

Регулировка ближнего света фар

регулировка фар

Для этого понадобится ровная площадка без уклона, которая упирается в вертикальную стену. На этой стене будем делать разметку. Сначала надо осторожно подъехать вплотную к стене.

  • На стене ставим точку, определяющую центральную ось автомобиля.
  • На стене ставим точку, которая соответствует центру левой фары, и точку, соответствующую центру правой фары.
  • Отъезжаем от стены на 5 метров (некоторые автолюбители предпочитают отъезжать на 7,5 метров, в таком случае нижняя горизонтальная линия на стене должна будет сместиться вниз на несколько сантиметров).
  • Через три отмеченных точки проводим три вертикальных прямых, соответствующих центральным осям левой фары (1), центру машины (0), правой фары (2).
  • Через две крайние точки проводим первую горизонтальную линию (3).
  • Ниже первой горизонтальной линии проводим вторую горизонтальную линию (4). Чтобы узнать, на каком расстоянии от первой линии чертить вторую, надо узнать угол наклона фары. Величина отклонения светового луча относительно дороги в процентах может отличаться у разных моделей машин. Эту маркировку надо искать под капотом на фаре или в инструкции к автомобилю. Чаще всего она составляет 1%, но может быть 1,3% — как у Лады Приоры, или иметь другое значение.
    Если угол наклона фары 1 %, то рисуем линию на 5 см ниже первой, если отъехали на 5 метров. Если отъехали на 7,5 метров, то рисуем линию на 7,5 см ниже первой.
    1% отклонения на расстоянии 5 метров — это и есть 5 см, через которую проводим вторую линию. Если угол отклонения составляет 1,3%, то вторую линию чертим ниже первой на 6,5 см (если отъехали на 5 метров) и на 9,75 см (если отъехали на 7,5 метров). Если угол отклонения другой, то надо высчитать его самостоятельно (ну не зря же мы учили пропорции в школе).
  • Вторая горизонтальная линия имеет важное значение — она определяет верхнюю границу линии света.

Первую часть регулировки сделана — нанесена разметка. Теперь приступаем непосредственно к самой регулировке. Настаиваем фары поочередно. Для этого закрываем одну фару чем-нибудь непрозрачным (фанерой, черной пленкой, одеялом).

  • При помощи регулировочных винтов выставляем левый пучок света так, чтобы верхняя граница его сливалась с нижней горизонтальной линией, а наклонный отрезок начинался в точке пересечения нижней горизонтальной линии и крайней левой вертикальной линии, идущей через центр левой фары.
  • Потом точно также настраиваем правую фару. Левую закрываем. Верхняя граница светового пучка правой фары также должна идти по нижней горизонтальной линии, а наклонный отрезок должен начинаться в точке пересечения нижней горизонтальной линии и крайней правой вертикальной линии, идущей через центр правой фары.

Ближний свет настроен.

Если используются лампы с совмещенным ближним и дальним светом, то больше ничего настраивать не нужно, дальний свет будет настроен автоматически. Если используются лампы отдельно для ближнего и дальнего света, то теперь надо приступать к настройке дальнего света.

Регулировка дальнего света фар

регулировка фар

Дальний свет у машины служит для освещения трассы, когда нет встречного автомобиля. Дальний свет должен освещать дорогу не менее, чем на 150 метров, чтобы водитель смог рассмотреть дорожные знаки и разметку, издалека заметить пешехода. Дальний свет обладает сильной яркостью и большой мощностью, поэтому его нельзя использовать в населенных пунктах и при приближении встречной машины, так как из-за ослепления водителей происходит много аварий.

Для регулировки дальнего света будем использовать ту же ровную площадку и вертикальную стену, с уже нанесенной разметкой, которую использовали для регулировки ближнего света. Световой поток ламп дальнего света не имеет таких четких линий, как ближний свет. Поэтому его настраивать проще. Он должен идти практически параллельно дорожному полотну.

Центр светового пучка левой фары должен размещаться в точке пересечения вертикальной линии, проходящей через центр левой фары и горизонтальной линии, соединяющей центры обеих фар. Центр светового пучка правой фары должен размещаться соответственно в точке пересечений той же горизонтальной линии с вертикальной линией, проходящей через центр правой фары.

Если это не так, то световые пучки ламп дальнего света надо настроить с помощью двух регулировочных винтов.

Регулировка противотуманок

регулировка фар

Противотуманные лампы предназначены для создания лучшей видимости во время тумана, когда ближний и дальний свет не справляются, так свет их световые пучки отражаются от взвеси воды в воздухе во время туманной погоды.

Противотуманки имеют желтый свет, располагаются намного ниже обычных фар, поэтому они светят под туман. Противотуманные фары не должны светить слишком высоко и не должны слепить встречных водителей. Так же они не должны светить слишком низко, так как тогда значительно уменьшится видимость. Самостоятельная регулировка противотуманных фар не требует значительной точности.

Для настройки противотуманных фар нужна все та же ровная площадка и вертикальная стена. Регулировка выполняется поочередно для левой и правой противотуманок. Машина стоит в 5 метрах от стены.

На стену наносим разметку:

  • измеряем рулеткой расстояние от земли до центра противотуманных фар (это значение слева и справа должно быть одинаковым). Отмечаем эти точки на стене. Проводим горизонтальную линию через центры противотуманных фар.
  • Проводим вторую горизонтальную линию ниже первой. На сколько сантиметров ниже, надо рассчитать. На самих противотуманных фарах производители не указывают угол наклона светового луча. В таком случае надо ориентироваться на величину угла наклона ближнего света. Если он равен 1%, то для противотуманных фар он будет вдвое меньше, то есть 0,5 %. А на расстоянии в 5 метров от стены это будет означать 2,5 см. То есть в 5 метрах от машины луч света опуститься к земле на 2,5 см. Вторую горизонтальную линию чертим ниже первой на 2,5 см. Если угол наклона ближнего света у вашей машины не 1%, а имеет другое значение, то надо рассчитать на какую величину должен опуститься световой пучок за 5 метров.

Нижняя горизонтальная линия — это верхняя граница светового потока противотуманных фар. Они не должны светить выше этой линии. Настраиваем световой поток противотуманных фар по нижней горизонтальной линии.

Регулировка светодиодных ламп в фарах

Светодиодные лампы имеют большую силу светового потока, чем обычные. Поэтому если они настроены неправильно и слепят встречные автомобили, это особенно опасно. В основном светодиодные лампы регулируют также, как и ближний свет. Отличия заключаются в следующем.

Во время установки светодиодной лампы надо установить ее так, чтобы плоскость светодиодов была ориентирована вертикально. Для этого в некоторых лампах есть поворотный цоколь. С его помощью можно крутить лампу вокруг оси для выравнивания светового пучка.

Регулировка линзованных фар

Линзованные фары бывают регулируемые и нерегулируемые и с авторегулятором. Нерегулируемые, как следует из названия, нельзя отрегулировать. Они стоят дешевле и считаются менее качественными.

Линзованные фары с автоматическим регулятором имеют большой минус, заключающийся в том, что если регулятор выйдет из строя, то лампа переходит в разряд нерегулируемых.

Регулируемые линзованные фары настраивают по тому же принципу, что и обычный ближний свет. Для их настройки используют специальные регуляторы (болты или рукоятки). Где они находятся и как ими управлять, надо искать в инструкции или в интернете, так как у разных моделей они совершенно разные.

Как отрегулировать фары в пути (если нет стены)

регулировка фар

В ситуации, когда требуется отрегулировать фары во время длительной поездки и под рукой нет вертикальной стены, можно обойтись поручными средствами. Техника настройки при этом не меняется. Проверяем поочередно каждую фару, вторую предварительно закрыв чем-то непрозрачным.

  • Дожидаемся темноты.
  • Находим ровную площадку или свободный участок дороги.
  • Подходим вплотную в машине с включенным ближним светом спереди и прикладываем руку к брюкам в том месте, где проходит граница света.
  • Отходим от машины на 5 метров, граница света должны опуститься на 5 см.
  • Если она проходит выше, то фару нужно отрегулировать.

Также надо не забывать подкручивать колесико регулировки на приборной панели, когда машину нагружаете: кладете тяжелый груз в багажник или берете пассажиров на заднее сидение. В таком случае зад машины опускается, а перед задирается, и фары начинают слепить встречный транспорт.

Меры безопасности

Чтобы избежать неприятных ситуаций во время регулировки фар нужно соблюдать меры безопасности.

  • Машину ставить на первую передачу и ручной тормоз.
  • Желательно работать в перчатках и не касаться электропроводки.
  • Работать только подходящим инструментом, чтобы не сломать регулировочные винты.
  • Не прикладывать большую силу.

Как делают регулировку фар в автосервисе

регулировка фар

Если не хочется или не получается самостоятельно отрегулировать фары, можно обратиться в автосервис. На станциях техобслуживания настройку фар регулируют с помощью специальных приборов, поэтому настройка получается более точная и качественная, чем самостоятельная. Покупать такие приборы для использования в личных целях невыгодно, так как они стоят дорого, а пользоваться ими нужно не часто.

Регулировка фар по прибору

Сначала выравнивают продольную ось прибора относительно центральной оси автомобиля, прибор должен стоять строго перпендикулярно фарам. Далее его выравнивают в горизонтальной плоскости, ориентируясь на пузырек воздуха, по примеру строительного уровня.

Большинство водителей вряд ли сходу ответят — когда они в последний раз регулировали фары на своем автомобиле. Многие самостоятельно эту операцию вообще никогда не делали. А ведь правильная настройка светового оборудования непосредственно влияет на безопасность движения. Поэтому периодически следует проводить его регулировку. Как отрегулировать фары самостоятельно и на что при этом нужно обращать особое внимание — читайте в нашей статье.



Когда возникает необходимость регулировки фар

Перечислим основные причины, по которым нарушается правильная настройка световых приборов.

  1. Замена лампы. Достаточно распространенная причина. Большинство водителей не станут искать оригинальную лампочку, полностью соответствующую замененной. А изделие другой марки может излучать свет немного иначе. Из-за этого возможны отклонения.
  2. Последствия аварии или удара. Регулировка может нарушиться вследствие механического воздействия. Даже незначительный перекос способен критично повлиять на направление светового луча.
  3. Замена фары. При замене всего прибора в сборке обязательно нужно его отрегулировать. Конечно, это должны были сделать на СТО, но не мешает проверить самостоятельно и при необходимости настроить.
  4. Естественный износ. В процессе эксплуатации фары и лампы подвергаются вибрации, температурным перепадам, механическим и химическим воздействиям. Всё это может повлиять на их правильную настройку.
  5. Нарушения центровки автомобиля, ремонт подвески, изменение жесткости, замена шин или дисков (особенно при изменении диаметра).


Во всех перечисленных ситуациях высока вероятность нарушения правильных настроек. Поэтому в указанных случаях следует самостоятельно отрегулировать (или по крайней мере проверить) фары.

Желательно это делать и перед дальней поездкой. И обязательно — если встречные водители предупреждают вас миганием огней. А также — если вы сами чувствуете, что дорожное полотно освещается недостаточно или неравномерно.

Как самостоятельно проверить и отрегулировать фары

При замене одной из ламп лучше сразу проверить, симметрично ли у вас отрегулированы фары. Это можно сделать самостоятельно и очень быстро. Для этого нужно в тёмное время суток подъехать к любой вертикальной поверхности (стене, воротам гаража). После этого включить ближний свет и посмотреть на форму световых пучков.



Если оба пучка света находятся на одной высоте, то скорее всего настройка не понадобится. Если же заметна разница, можно самостоятельно устранить возникший дефект. Сначала проверьте, нормально ли встала на своё место заменённая лампа. Если всё в порядке, нужно отрегулировать направление света с помощью специального винта. Посредством его подкрутки вы сможете поднять или опустить световой луч.

Эти действия помогут только в том случае, если вторая фара (на которой лампа не менялась) отрегулирована правильно. В противном случае придётся настраивать световые приборы более тщательно.

Аналогичным образом можно проверить и дальний свет, а при необходимости — самостоятельно его отрегулировать.



Чтобы обнаружить значительные отклонения настроек, можно попросить человека среднего роста встать на расстоянии примерно 5 метров от автомобиля. Если фары отрегулированы правильно, то световой пучок будет проходить примерно на высоте колен. Конечно, это очень приблизительная оценка. Но если отклонения действительно серьёзные, вы это сразу увидите.

Как отрегулировать ближний свет — точная настройка

Чтобы отрегулировать ближний свет самостоятельно, необходимо найти абсолютно ровную площадку с расположенной рядом вертикальной поверхностью. Сначала следует подъехать максимально близко к стене. После этого нужно сделать на её поверхности три основные отметки. Две будут соответствовать центрам каждой фары, а третья — центру симметрии вашего автомобиля.

Через каждую точку нужно провести вертикальную линию, а между двумя крайними — горизонтальную. Ещё одну линию нужно провести чуть ниже (в нашем примере это 5 см, но в конкретных ситуациях эта величина может отличаться).



Затем отъезжаем от стены на 5 метров. Это расстояние зависит от конкретной модели автомобиля, узнать его точное значение можно в инструкции по эксплуатации. Теперь нужно посмотреть под капотом на маркировку фары. На ней указывается величина отклонения луча относительно дорожного полотна в процентах. Обычно это 1%, но может быть и другое значение.



1% отклонения на дистанции в 5 метров — это те самые 5 см, на которые мы отступили от первой линии для проведения нижней черты. Именно по этой второй линии и должна проходить светотеневая граница пучка. Если есть отклонения, то нужно самостоятельно воспользоваться настроечным винтом и правильно выставить положение ламп.

Для более точной разметки линий можно использовать лазерный строительный уровень. Следует также учесть некоторые дополнительные нюансы.

При измерениях вместо нагрузки можно посадить на водительское место другого человека. Либо сесть за руль самому, но тогда отрегулировать фары самостоятельно будет затруднительно. Придется воспользоваться помощью напарника.



Во время настройки последовательно закрываются обе фары по очереди. После этого необходимо отрегулировать пучок таким образом, чтобы его центр проходил по соответствующей вертикальной линии. При этом нижняя горизонтальная линия будет верхней световой границей. Наклонные отрезки должны начинаться в точках пересечения этой линии и боковых вертикальных.

Более подробно все числовые значения параметров и точные регулировочные расстояния можно посмотреть самостоятельно в разделе 4.3 ГОСТ Р 51709-2001. Некоторые конкретные величины следует брать из инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Регулировка дальнего света

Чтобы отрегулировать фары дальнего света, проще всего воспользоваться тем же самостоятельно сделанным стендом.



Сначала нужно отметить центры каждого светового прибора и провести вертикально две прямые. Затем следует проверить настройку. Пучок света должен идти практически параллельно дорожному полотну. Центр каждого луча при этом приходится на пересечение соответствующих вертикальных линий с верхней горизонтальной.

Как отрегулировать светодиодные лампы в фарах

К регулировке светодиодных ламп стоит подходить с особой ответственностью, поскольку они светят со значительно большей силой. Соответственно, при неправильных настройках они будут сильнее слепить встречных водителей, что чревато для безопасности движения.



В целом требования к регулировке фар со светодиодами сходны с вышеописанными. Поэтому во многих случаях их можно практически аналогично отрегулировать самостоятельно, воспользовавшись приведенными схемами и алгоритмами. Однако есть и отличия.

Сначала необходимо убедиться, что лампа по плоскости светодиодов ориентирована вертикально. Некоторые LED лампы для точной настройки имеют поворотный цоколь. В случае нарушения формы светового пятна необходимо покрутить лампу вокруг оси в пределах 20-30 градусов до достижения наилучшего результата.

В линзованной оптике светотеневая граница при установке LED автоламп не изменяется. В рефлекторной (фары без линз) пучок света может несколько приподняться относительно галогенной лампы.

Из-за повышенной яркости светодиодных ламп, помимо обычной регулировки рекомендуется привести фару в надлежащее состояние: устранить нарушение герметичности, очистить отражатель, отполировать помутневшее со временем стекло. Необходимость этих операций зависит от состояния оптики автомобиля.

Задача приборов головного света – в достаточной степени освещать дорожное полотно перед автомобилем, не ослепляя водителей встречных транспортных средств и захватывая неширокую полосу правой обочины. Первая настройка оптики производится в заводских условиях, затем положение световых приборов корректируется владельцем машины по мере необходимости. Специально посещать станцию техобслуживания необязательно – выполните эту работу сами, предварительно изучив инструкцию, как делается регулировка света фар своими руками.

Когда необходима настройка?

Качество дорог в странах бывшего СССР, особенно на периферии, оставляет желать лучшего. Длительная эксплуатация автомобиля в подобных условиях ведет к нарушению заводских регулировок элементов наружного освещения. Постепенно настройки сбиваются, отчего головная оптика направляет пучки света в разные стороны – вверх либо прямо под колеса машины.

Ослепление водителя из-за неправильной настройки фар

Последствия неправильной регулировки фар:

  • водителю приходится напрягаться, чтобы разглядеть неосвещенную часть дорожного полотна;
  • если отражатели оптики подняты под большим углом, пассажиры встречных авто страдают от ослепления;
  • недостаточная освещенность обочины может привести к ДТП – шофер вовремя не заметит препятствия либо идущего по краю дороги человека.

Примечание. Электрическая настройка световых приборов ситуацию не спасает, поскольку сервоприводы меняют угол наклона оптики только вверх-вниз, причем обеих фар одновременно. Задача подобных систем – корректировать направление пучков света в зависимости от загрузки транспортного средства.

Когда нужна регулировка фар, выполняемая своими руками:

Если вам довелось поменять сгоревшие лампочки, то корректировать положение световых приборов не нужно. Другое дело – установка элементов нового типа (ксеноновых, светодиодных) вместо штатных галогенных лампочек. В этом случае желательно отрегулировать ближний свет фар.

Подготовка к выполнению регулировки

Чтобы добиться правильного положения головных световых приборов, процедуру настройки нужно выполнять в определенных условиях. Проведите следующие подготовительные работы:

Подгон автомобиля к вертикальной стене

На гаражных воротах либо примыкающей к площадке стене вычерчивается схема регулировки фар. Вам понадобится рулетка, длинная ровная планка и маркер. Цвет зависит от выбранного фона – для белой стены лучше взять черный фломастер, для темных ворот – мел. Схема рисуется следующим образом:

  1. Подгоните машину вплотную к стене. Ориентируясь по деталям кузова либо эмблеме марки авто, отметьте на поверхности точку, совпадающую с центральной (продольной) осью транспортного средства.
  2. Отмерьте от ворот 7 м и отгоните автомобиль на указанное расстояние. Через отмеченную точку проведите вертикальную линию.
  3. Сделайте 4 замера на машине: от ламп обеих фар до земли и до центра авто. На моделях, оснащенных раздельной оптикой дальнего и ближнего света, перечисленные замеры производятся для всех четырех лампочек отдельно.
  4. От цифры, обозначающей расстояние до земли, отнимите 50 мм. Отложите данный размер на стенке и прочертите горизонтальную линию.
  5. От вертикальной оси отложите вдоль нарисованной линии расстояния до центров ламп. Поставьте отметки в виде отрезков. Схема готова.

Примечание. Для раздельной оптики нужно начертить 2 горизонтальных линии, причем вторая должна четко соответствовать замеру от лампочек дальнего света до земли. На ней откладываются отрезки, соответствующие расположению крайних ламп.

Разметка для регулировки фар

Перед корректировкой положения оптики также рекомендуется обработать настроечные винты проникающей аэрозольной смазкой типа WD-40, поскольку резьба соединения могла закиснуть из-за крайне редкого вращения. Как правило, регулировочные винты находятся на задней плоскости корпуса фары, выходящей в подкапотное пространство. Форма головки – под крестообразную отвертку, шестигранник либо специальный ключ.

Указания по настройке

Процедуру корректировки световых потоков необходимо выполнять в темное время суток. Соответственно, настроечный шаблон на стене желательно подготовить засветло. Чтобы отрегулировать фары самостоятельно, следуйте простой инструкции:

Настройка света фар

Важный момент! Если машина оборудована дистанционным управлением угла наклона фар из салона, перед корректировкой нужно поставить регуляторы в нулевое положение.

Корректировка блоков ПТФ

Задача противотуманных огней – обеспечить максимальную видимость авто для встречного транспорта и осветить участок дороги перед машиной, когда мощный свет штатных приборов отражается густой пеленой тумана. Соответственно, лучи должны направляться ниже и параллельно дорожному покрытию.

Чтобы настроить фары данного типа, следуйте такому алгоритму:

  1. Определите расстояние от центров блоков ПТФ до уровня земли и проведите на стене соответствующую горизонтальную линию.
  2. Вторую линию нарисуйте на таком же расстоянии выше первой. Отметьте вертикальными отрезками центральную ось автомобиля и обеих противотуманных фар.
  3. Установите машину напротив стенки, отмерив 10 м. Включите ПТФ и с помощью регулировочных винтов добейтесь, чтобы центры световых пятен оказались в точках пересечения горизонтальных линий с вертикальными отрезками.
  4. Опускайте лучи до тех пор, пока расстояние от верхних границ пучков до горизонтальной линии не составит 10 см.

В процессе настройки поочередно закрывать противотуманные фары щитками необязательно. Указанная мера упрощает регулировку – лишний свет не мешает точно определить очертания на стене.

Читайте также: