Линейный двигатель своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 09.09.2024

Линейные электродвигатели обеспечивают привод оборудования с поступательным или возвратно-поступательным движением рабочих механизмов. Применение подобного типа машин позволяет упростить кинематику процесса, уменьшить потери в передачах и повысить надежность привода в целом.

В условиях производства помимо эл/приводов с вращающимся принципом действия применяют электротехнические устройства, преобразующие электрическую энергию в энергию поступательного движения. Исходя из характера перемещения, они получили название линейные двигатели. Представлены разными конструктивными и техническими решениями зарубежного и российского производства.

Назначение и основные виды

В общем случае линейный электродвигатель, также как и электромотор с вращающимся приводным механизмом обеспечивает механическое перемещение рабочих частей оборудования, но в одной координатной плоскости. Это могут быть двигатели для чпу, конвейеров, транспортеров, промышленных роботов и других производственных агрегатов. Подобные группы механизмов широко используются в сфере электротранспорта. Отличительная особенность приводных устройств состоит в обеспечении линейных перемещений без механических передач. Они относятся к машинам малой мощности, но в то же время достаточной, чтобы выполнять обширный перечень рабочих задач.


В зависимости от конструктивных особенностей структурных элементов и принципа действия различают следующие типы линейных двигателей (ЛД):

  • электромагнитные (соленоидные);
  • магнитоэлектрические (двигатель на постоянных магнитах);
  • электродинамические;
  • асинхронные (индукционные);
  • синхронные;
  • линейные шаговые двигатели;
  • пьезоэлектрические и другие.

Отдельные ЛД, например, асинхронные или линейные шаговые двигатели, имеют идентичный принцип действия относительно аналогичных электромоторов с вращательным механизмом. В то же время другие эл/приводы, такие как линейные пьезоэлектрические двигатели, соответствующих аналогов не имеют. В зависимости от типа эл/мотора они могут обладать разными параметрами скорости, нагрузочными характеристиками и подключаться к питающей сети 48, 36, 24 или 12 вольт.

Относительно показателя динамичности, то есть способности быстро развивать нужную скорость, линейные приводы подразделяются на две группы:

Первая категория электромоторов находит применение в качестве тяговых механизмов транспортных средств, в металлообрабатывающем станочном оборудовании, иных технологических установках. Например, линейные асинхронные двигатели являются оптимальным вариантом для приведения в действие ленточных конвейерных агрегатов. Моторы второй группы относятся к малогабаритным решениям и предназначены для кратковременного разгона объектов.

К категории приводных устройств прямолинейного перемещения также относят свободно-поршневые или линейные двигатели внутреннего сгорания. Это обусловлено возвратно-поступательным движением поршня, являющимся основной рабочей частью мотора. При этом рабочий орган двигательной системы находится в замкнутом цилиндрическом объеме и приводится в действие разными способами.

Конструктивное решение

Принципиальная конструкция линейного эл/привода зависит от типа электродвигателя, тем не менее классическая магнитная пара статор-ротор присутствует практически в каждом решении. Исключением могут быть линейные двигатели внутреннего сгорания, в которых ход поршневого механизма осуществляется посредством сжатого воздуха, пружинного устройства и самого веса поршня. Таким образом, устройство ЛД предусматривает две основных функциональных части:

  • первичную – статор (индуктор), получающий сетевое питание;
  • вторичную – якорь (аналог ротора), питающийся энергией статора.


Один из структурных элементов агрегата перемещается, тогда как второй находится в неподвижном состоянии. В большинстве случаев схема линейного двигателя выполнена из условия перемещающегося якоря и стационарного индуктора. Но существуют и обращенные технические решения с неподвижным вторичным и передвигающимся первичным элементом. Этот вариант исполнения получил широкое распространение в электротранспорте.

В отличие от цилиндрических форм в электродвигателях вращающегося типа статор ЛД представляет собой плоский магнитопровод, содержащий трех- или двухфазную развернутую обмотку. Имеет шихтованную конструкцию, состоящую из пакета плотно уложенных металлических пластин. Вторичный элемент, называемый также бегуном, представляет собой стальной каркас, на котором зафиксированы постоянные магниты или обмотка.

Принцип действия

Линейный электропривод работает практически также, как и вращающийся эл/двигатель. Магнитопровод подключается к сетевому питанию, в результате чего возникает магнитное поле. Отличие состоит в создании индуктором не вращающегося, а бегущего магнитного потока. С другой стороны подвижный якорь с расположенными на нем полюсами имеет свою магнитную область. Принцип работы заключается в возникновении электромагнитных сил при взаимодействии магнитных потоков индуктора и бегуна. Эти силы направлены противоположно друг другу и стремятся линейно переместить подвижную часть относительно неподвижной.

При конфигурировании ЛД особое значение имеет точное соблюдение величины воздушного зазора между статорным и якорным устройством. От этого напрямую зависят нагрузочные характеристики ЛД. То есть чем больший по размеру будет зазор, тем меньшее усилие сможет воспринимать электропривод. Поэтому рабочий стол станков с использованием линейного шагового двигателя или иного привода этой категории выполняют с максимально точным монтажным исполнением. Это позволяет должным образом уложить направляющие элементы приводной системы.

Асинхронные электроприводы

Линейные асинхронные двигатели относятся к наиболее распространенным видам электромоторов с поступательным движением. Работают в соответствии с вышеописанным принципом. Отличаются простой структурой бегуна и в зависимости от его типа подразделяются на следующие группы:

  • с короткозамкнутой обмоткой (а);
  • со сплошным ферромагнитным омедненным бегуном (б);
  • с постоянными магнитами (в).


Отличительная особенность линейного асинхронного двигателя с постоянными магнитами состоит в практически полном отсутствии сил притяжения бегуна к статору, что важно для некоторых разновидностей электроприводов. Во многих приводных машинах, в том числе в составе станков с ЧПУ, линейный асинхронный двигатель осуществляет возвратно-поступательное движение. Поэтому он должен иметь хорошие пусковые характеристики, что достигается выбором бегуна с повышенным активным сопротивлением.

Существенный недостаток, которым обладают линейные асинхронные двигатели, состоит в наличии краевого эффекта. Данное явление представляет собой комплекс электромагнитных процессов ухудшающих рабочие характеристики ЛД. Это обусловлено разомкнутой конструкцией статора, являющейся причиной появления тормозных усилий, возникновения поперечных сил, стремящихся сместить подвижную часть в поперечном направлении.

Одной из разновидностей асинхронных ЛД является трубчатый линейный двигатель, называемый также коаксиальным или цилиндрическим. Принципиальное отличие эл/привода состоит в круговом расположении обмоток (на рисунке поз.2) относительно постоянных магнитов. При этом магнитные элементы сформированы в виде цилиндра (поз.1). Упрощенно схема линейного двигателя представляет собой трубчатый объем, на который необходимо намотать электрический проводник. Выглядит это следующим образом:


Цилиндрический линейный двигатель не имеет сердечника, являющегося источником излишнего нагрева под воздействием вихревых токов. В нем также не возникает дополнительных усилий в области между электрообмотками и цилиндром. Это способствует более плавному, равномерному движению при любых величинах скорости. Как результат, КПД линейного двигателя трубчатого типа заметно выше, чем аналогичный показатель у плоского привода.

Ввиду симметричной конструкции цилиндрический линейный двигатель не столь чувствителен к неравномерности размеров зазора, что упрощает его монтаж и изготовление. Благодаря симметрии он также превосходит в эффективности использования магнитного поля и требует вдвое меньшего числа редкоземельных магнитных материалов, чем плоский линейный асинхронный двигатель. Это обеспечивает существенную экономию при изготовлении электродвигателя.

Шаговые электромоторы

Линейные шаговые двигатели преобразуют последовательность электрических сигналов не во вращательное, а в поступательное прямолинейное движение. Они применяются в технологиях, требующих перемещения объектов в плоскости. Это могут быть двигатели для ЧПУ станков или графопостроители современных ЭВМ. Использование линейного шагового двигателя упрощает кинематическую схему эл/привода.


Плоский статор изготавливается из магнитомягкого материала. Для подмагничивания магнитопроводов устанавливаются постоянные магниты. Якорь ЛД перемещается в соответствии с принципом аналогичным мотору вращения только в прямолинейном направлении. Для этого на плоскости подвижной и неподвижной части выполнены зубцы равных размеров. В пределах одной секции бегуна линейного шагового двигателя зубцы смещены на половину своей ширины t/2, а во второй части – на четверть t/4. При этом вне зависимости от места расположения бегуна, обеспечивающего процесс подмагничивания, магнитное сопротивление будет оставаться одинаковым.

Линейные шаговые двигатели между статором и подвижной частью имеют минимальный магнитно-воздушный зазор, через который происходит взаимодействие. При этом практически отсутствует сопротивление перемещению, в результате линейный шаговый двигатель обеспечивает высокоточное позиционирование.

Линейный актуатор в традиционном исполнении представляет собой линейные двигатели постоянного тока, выполненные на базе коллекторных моторов. В подобных устройствах вращение преобразовывается в поступательное движение посредством редуктора, гайки и длинного винта, соединенных с выходным валом. В связи с тем, что такая конструкция не способна обеспечить точность перемещения или требуемые параметры скорости применяют электропривод с шаговым двигателем вращения, у которого вместо стандартного вала реализуется одна из следующих конструкций:

  • удлиненный вал с внешней гайкой;
  • выдвижной шток
  • полый вал с внутренней гайкой.

Линейный шаговый двигатель или актуатор первого вида имеет в своей конструкции удлиненный вал с нанесенной на него резьбой и гайку, поступательно перемещающуюся вдоль вала. При этом сама гайка стационарна. Длина винта-вала соответствует длине хода.

Во втором случае линейный шаговый двигатель обеспечивает прямолинейное движение посредством выдвижного штока и соединенного с ним выходного вала с резьбой. Приложение внешней нагрузки производится непосредственно на шток.

Вариант полой центральной части с внутренней гайкой предусматривает установку ходового винта. Последний по мере вращения гайки движется параллельно своей оси и может выходить по обе стороны эл/мотора.

Линейные шаговые двигатели в виде актуаторов предназначены для построения систем с поступательным перемещением объектов с небольшой скоростью и высокой точностью при работе в ограниченных рабочих пространствах.

Моторы внутреннего сгорания

Этот тип моторов кардинально отличается от классического электрического привода, например, такого как асинхронный линейный двигатель, поскольку имеет принципиально иное устройство и метод работы. По сути это двигатель внутреннего сгорания, но без сложного и громоздкого кривошипно-шатунного механизма. Подобные типы линейных двигателей имеют мертвый (неподвижный) замкнутый контур, в объеме которого прямолинейно перемещаются один или два поршня. Свободное перемещение поршневого устройства обеспечивается сжатым воздушным потоком, находящимся в смежных емкостях, пружинным элементом и массой самого поршня.


Линейные двигатели внутреннего сгорания имеют более простое конструктивное исполнение по сравнению с традиционным вариантом с кривошипно-шатунной системой. Они более уравновешенны, долговечны, обладают компактными размерами. На базе приводов этого типа выполняют электрические генераторы, дизель-молоты. Существенным недостатком свободно-поршневых агрегатов является сложный пуск и управление линейным двигателем. Это связано с отсутствием каких-либо жестких связей в составе приводного механизма

В большинстве случаев запуск установки осуществляется посредством сжатого воздуха. В то же время благодаря развитию микропроцессорных технологий проводят эксперименты в части электронного пуска и управления процессом. Такими способами являются:

  • применение электрогенератора, который связывается с поршневым устройством;
  • использование датчиков давления, движения и иных средств, обеспечивающих контролирование впрыска и зажигания подаваемой вовнутрь топливной смеси;
  • электросхема с установкой такого элемента как электромагнитный клапан, размещаемый на вход и выход смеси для четкого контролирования ее объема.

Учитывая перспективность нового направления, многие энтузиасты выполняют расчет линейного механизма, после чего своими подручными средствами и собственными руками создают модели электрических генераторных машин. С этой целью цилиндрами служат трубки из стекла, поршнями становятся бобышки из графита, а источником искры – плата бытового устройства для розжига газовой плиты. При желании можно создать небольшой мотор и успешно его использовать как автономный источник электроэнергии. При этом необходимо учитывать, что при использовании постоянных магнитов должна быть организована достаточная система охлаждения. Это вызвано тем, что магнитные элементы имеют свойство при достижении определенного уровня температуры размагничиваться.

Читайте также: