Как сделать телефон ссср

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Три дня назад я побывал в уникальном музее телеграфа, в который к сожалению невозможно попасть обычным посетителям, и подержал в руках одну из моделей мобильного телефона "Алтай".

Такие телефоны ставились в чёрных "Волгах", на которых ездили члены правительства и чиновники.

На самом деле первые системы связи в автомобилях появились гораздо раньше. Уже в 1901 году Гульельмо Маркони установил приёмо-передающее устройство на паровой автомобиль, а в 1933 году полицейские автомобили в США начали оснащать рациями. В 1946 году в америке была запущена сеть мобильной связи с ручным выбором частотного канала и связью через оператора. Связь работала в полудуплексном режиме, как в рациях.

В 1957 советский инженер Л. И. Куприянович создал прототип мобильного телефона ЛК-1, который, к сожалению не пошёл в серийное производство.

Работа над системой автоматической мобильной связи "Алтай" началась в 1958 году. В Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы телефоны и базовые станции. В московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ) разработали антенны. В проекте также принимали участие предприятия Ленинграда, Белоруссии и Молдавии.

Система Алтай позволяла пользоваться телефоном в автомобиле точно так же, как обычным телефоном - нужно было просто поднять трубку и набрать номер. Связь работала в дуплексном режиме, как в обычных телефонах.

Алтай был мобильной связью, но не сотовой - базовая станция была одна на весь город. В Москве она сначала размещалась на высотном здании на Котельнической набережной, а перед олимпиадой 1980 года была перенесена на Останкинскую башню.

Изначально Алтай работал на частоте 150 МГц и имел 16 каналов. Во всём городе говорить по мобильному телефону одновременно могли только 16 абонентов.

В 1970 году Алтай работал в 30 городах, а к середине 70-х уже в 114 городах Советского Союза.

Позже были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц, это позволяло одновременно разговаривать 176 абонентам.

Мобильный телефон состоял из нескольких блоков. Между передними сидениями устанавливался блок с трубкой и кнопками набора номера.

В багажнике - блок радиопередатчика, на крыше автомобиля - антенна.

Всего к началу 80-х годов у системы Алтай было около 25 тысяч абонентов по всей стране.

Техника, сделанная во времена СССР, сильно выделяется на фоне современной аппаратуры своим незамысловатым дизайном: на ней не найти глянцевого пластика, навороченной электроники и вездесущих синих светодиодов. Именно поэтому, когда мне попался этот потрепанный дисковый телефон с затейливым названием ТА-72М-2Ш, я сразу решил дать ему второй шанс на существование в этой жизни.

Старый советский телефон

Старый советский телефон

Марка

Ремонтные работы

Итак, первым делом нужно было оценить состояние телефона. Корпус сохранился достаточно хорошо, трещин и глубоких царапин не было, цвет пластика пожелтел от времени, и отсутствовал заводской шильдик. Но, так как планировалось сделать тот_самый_красный телефон, который стоял на столе у больших военных начальников, проблема с цветом и царапинами сходит на нет. Вот трубка пострадала за время эксплуатации сильнее. Одна сторона была разбита, видимо, после падения и восстановлена любимым способом американских автовладельцев — замотана скотчем ) Прежде чем двигаться дальше, нужно было вернуть первоначальный вид сломанной детали, так как без нее существование проекта было под вопросом. Больше усложняло ситуацию отсутствие отломанных частей, которые можно было бы склеить, вернув целостность аппарату. Так как поиски точно такой же модели телефона или подходящей по конструкции зашли в тупик, было решено провести восстановительные работы при помощи шпатлевки. Из полоски алюминия было сделано ребро жесткости, поверх которого нанесен слой быстросохнущей двухкомпонентной шпатлевки. Несколько десятков минут работы шкуркой и вид детали уже нельзя отличить от восстанавливаемой. Центральное отверстие было решено сравнять для того, что бы впоследствии закрепить там логотип.

Разбитая трубка

Разборка

Телефон со снятым корпусом

Установка корпуса маршрутизатора в корпус телефона

Нержавейка после обработки лазером

Нержавейка после обработки лазером

Отполированные детали

Подготовка к покраске

Перед нанесением краски все мелкие трещины и сколы были сглажены шпатлевкой, корпус несколько раз прошлифован наждачной бумагой разной зернистости, обезжирен, а места, на которые не должна была попасть краска, закрыты бумажным скотчем.

Устранение недочетов

Шпатлевки много не бывает

Покраска

Быстросохнущая спрей краска

Чтобы не повредить слой краски перед сборкой, телефон был оставлен сушиться на сутки.

Процесс покраски

Детали трубки

Полировка

Сборка

Вес телефонной трубки

Телефонная трубка в сборе

Установка деталей из нержавейки

Телефон собран, натерт для блеска автомобильным воском и подключен к сети. Самое время для фотосета!

В настоящее время появилось много новых возможностей с приходом в нашу жизнь интернета. Можно, не выходя из дома, заказать доставку пиццы, приобрести билет на поезд, посмотреть новый фильм, узнать практически любую информацию и связаться с нужным человеком в любом уголке планеты. Достаточно иметь компьютер или смартфон. Можно предположить, что во время СССР сервисы не были развиты так, как сейчас. Да, так и было, но граждане большой страны не были лишены их, и на уровне того времени, имея стационарный телефон, можно было получить немало полезных возможностей.

Прежде всего, все знают о возможности вызова пожарных, милиции, врачей и службы газа по коротким номерам 01, 02, 03 и 04, соответственно. Но это не все возможности, которые открывал советским гражданам стационарный телефон, установленный в квартире. Был и такой короткий номер, как 06. Что же за сервис скрывался за ним? Стоит добавить, что эта служба работала не на всей территории страны, а только в более-менее развитых городах, где в ней, действительно, нуждались люди и она была востребована.



Самый первый мобильный телефон в мире был создан советским инженером Куприяновичем Л. И. в 1957 году. Аппарат получил название ЛК-1.

Вес переносного мобильника ЛК-1 составлял 3 кг. Заряда аккумулятора хватало на 20-30 часов работы, радиус действия 20-30 км. Решения, использованные в телефоне были запатентованы 1 ноября 1957 года.

Уже к 1958 году Куприянович снизил вес аппарата до 500 г. Он представлял собой коробку с тумблерами и диском для набора номеров. К коробке была подсоединена обыкновенная телефонная трубка. Во время разговора было два способа удержания аппарата. Во-первых, можно было использовать две руки для удержания трубки и коробки, что не является удобным. Или же можно было вешать коробку на пояс, тогда использовалась только одна рука для удержания трубки.

Возникает вопрос, почему Куприянович использовал телефонную трубку, а не встроил динамики в сам телефон. Дело в том, что использование трубки считалось удобнее по причине ее легкости, гораздо проще держать пластмассовую трубку весом несколько грамм, чем весь аппарат. Как позднее признался Мартин Купер использование его самого первого мобильного телефона помогло ему неплохо накачать мышцы. По расчетам Куприяновича, если запустить аппарат в серийное производство, то его стоимость могла составлять 300-400 рублей, что примерно равнялась стоимости телевизора.

В 1961 году Куприянович продемонстрировал телефон, весом 70 гр, который помещался на ладони и радиусом действия 80 км.


В нем были использованы полупроводники и никель-кадмиевый аккумулятор. Также присутствовал уменьшенный вариант диска для набора номера. Диск был маленький и не предназначался для врашения пальцами, скорее всего предпалагалось использование ручки или карандаша. В планах создателя самого первого сотового телефона в мире было создание переносного телефона размером со спичечный коробок и радиусом действия 200 км. Вполне возможно, что такой аппарат и был создан, но использовался только специальными службами.

В начале 60-ых годов болгарский инженер Христо Бачваров создал образец переносного телефона, за который получил Димитровскую премию. Образец был продемонстрирован советским космонавтам, в том числе Алексею Леонову. К сожалению в массовое производство аппарат не был запущен, так как для этого требовались транзисторы японского и американского производства. Всего было создано два образца.

Что же касается исходящих звонков, то аппарат Carry Phone был весьма неудобен. Для того, чтобы сделать исходящий звонок необходимо было выбрать один из 11 каналов, после чего оператор соединял с телефонной компанией, а та в свою очередь, соединяла владельца аппарата с конкретным номером. Это было не удобно для обладателя телефона, но тем не менее позволяла использовать уже существующую инфраструктуру автомобильного радиотелефона. Стоимость Carry Phone составляла 3 тысячи долларов.

Читайте также: