Как сделать hi fi на компьютере

Обновлено: 05.07.2024

Структура аудиотракта ПК

По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что обойдётся значительно дешевле.

В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).

Звуковые карты

Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Из продукции компании ESI стоит отметить прежде всего знаменитую карту Juli@, которая по характеристикам своего аудиотракта хоть и уступает E-Mu 1212M (отличия на уровне нюансов), однако обладает более удобным управлением, да и цена её на четверть ниже. Cама по себе Juli@, как и E-Mu 1212M, имеет лишь линейные выходы/входы (не считая цифровых), поэтому для подключения наушников к ней также придётся докупать небольшой микшерный пульт.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Озвучиваем ноутбук

Микшерный пульт

Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?

Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.

Часто задаваемые вопросы

Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?

Если речь идёт о хороших * кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.

Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?

Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.

Говорят, внутри ПК много электромагнитных помех и внешняя карта будет звучать лучше вне этого сгустка наводок. Правда ли это?


Хочу рассказать о своем эксперименте с hi fi звуком с ноутбука (если это сочетание не вызывает у вас улыбку).

Накопилось много музыки в формате lossless – спасибо сети и хорошим людям, которых у нас, как известно, больше, чем плохих. Хотя звукозаписывающие компании спасибо сети не скажут и этих людей хорошими тоже не посчитают (и их можно понять).

Честно говоря, я задолбался записывать каждый раз музыку на CD-болванки, чтобы послушать на своей,

без лишней скромности скажу, hi-end аппаратуре. Поэтому и возникла тема бесшпиндельного цифрового транспорта. Поскольку в наши дни ноутбуки есть у всех (а компьютеры уже не у всех :-)), то в качестве источника звука я предполагал взять ноутбук. Естественно, об аудиовыходе с ноутбука речи быть не может, тут даже мой сосед за стенкой, в пьяном угаре слушая музыку неопределенного жанра, знает, что аудиовыход звучит, мягко говоря, хреновато.

Поэтому возник вопрос о качественном выводе с ноутбука цифрового потока.

Долго преодолевал собственный скепсис и возражения бескомпромиссных аудиофилов и, наконец, решился на эксперимент.

Нельзя сказать, что выбор внешних звуковых карт сильно разнообразен. Если учесть, что музыку я не сочиняю, не микширую, ди-джеем не подрабатываю, в караоке не играю, кино со звуком 7.1 не смотрю дома, в ресторанах не пою, аккомпанируя себе на гитаре и на ноутбуке, т.е. платить за все эти лишние для меня сервисы не собираюсь, то выбора почти не остается.

Хотя аппараты называются конвертерами DAC, на самом деле, это цифровой транспорт, потому что аудиовыход на миниджек в качестве выхода, естественно, не рассматривается (за что боролись, спрашивается?).

Есть 2 варианта этого аппарата: полная версия (с 4 цифровыми выходами и улучшенным тактовым генератором) и lite версия – только с коаксиальным и оптическим цифровыми выходами. По-существу, lite использовался мною как USB/SPDIF конвертер.

В Москве этот аппарат есть только в одном месте (точнее, был), в одном экземпляре и только lite версия. При желании можно заказать в питерском представительстве TrendsAudio с доставкой.




Соединение с ноутбуком по USB кабелю. Далее соединил по коаксиальному выходу с ЦАПом Audio Alchemy (приобретенным 15 лет назад и 12 лет лежавшим в подсобке без действия) с помощью кабеля Audio Note ANC (медный, тоже лежал со времен экспериментов со звуком, совсем недешевый :-). ANC – межблочный кабель, универсальный (75 Ом), т.е.его можно использовать и как цифровой, и как аналоговый; я использовал, естественно, только один провод из двух.

Хотел я поэкспериментировать с цифровым кабелем, но Василий (старинный приятель по Эзотерике) сказал, что мой все равно переиграет все имеющиеся у нас на рынке, лучше только серебряные кабели Audio Note (серебряный ANV у меня тоже есть, я его использую как межблочный). Далее кабелем ANV к ламповому усилителю Audio Note. Колонки, как вы догадались, тоже Audio Note, так же, как и акустический кабель. В общем, смотрите картинки.




Кстати, о длине цифрового коаксиального кабеля. Считается, что чем короче кабель (не только цифровой, но и аналоговый), тем лучше – информация, мол, не искажается и прочее. Это мнение, как водится, глубоко ошибочное. Кондо (приснопамятный) считал, что кабель должен быть не меньше метра (или что-то около того). Конечно, если вспомнить, по какой цене он продавал свои кабели, и умножить их на метры и сантиметры, то налицо явный конфликт интересов! Но все же Кондо оказался, как всегда, прав. Я это давно заметил, хотя виду не подавал и покупал покороче, из жадности. Возможно, улучшение звучания является артефактом, но это факт, точно.

На форумах имеются утверждения, что образы должны звучать лучше (??), с чем я, по-видимому, еще долгое время не соглашусь, т.к. качество CD-рипов сильно зависит от транспорта, с которого снимается цифровой поток. Есть подозрение, что на ноутбуках такой транспорт не самый топовый :-). Сомневающихся отошлю в аудиосалоны, пусть они послушают музыку с дорогих CD-транспортов и почувствуют разницу.

Слушал через проигрыватель foobar2000, version 1.0 Rus Pack 1.03. Установил Asio4all и плагины (также установил Kernel Streaming, но с этой картой он не заработал).

На мой взгляд Asio звучит чуть получше, хотя Direct Sound (устройство DS: USB audio DAC) тоже неплохо, но в Asio еще и не слышны звуки Windows при проигрывании, а только на паузах, и настройки громкости Windows не влияют на звук, поэтому их можно вообще выключить. Громкость в проигрывателе foobar выставил на максимум, как это советуют на форумах.

О своих экспериментах с другими версиями Foobar2000 и о том, как настроить софт для хорошего звучания, расскажу в следующих постах.

Если сравнивать со звучанием моего проигрывателя Audio Note без внешнего ЦАПа, то мне проигрыватель нравится больше (он звучит нежнее и сцена подальше), но тут дело в ЦАПе самого проигрывателя, да и выходной каскад ламповый (а, может, дело только в лампе). Кстати, недавно один специалист по ремонту аппаратуры, который работал у Квортрупа, удивлялся, что мой CD-проигрыватель Audio Note еще функционирует. У всех остальных они уже умерли, сказал он (не сглазить бы).

Один недостаток – невозможно использовать пульт ДУ при проигрывании с ноутбука. Но и это, вроде бы, решаемо. Добрые люди (а их, напомню, больше) посоветовали приобрести пульт для Windows, который можно настроить практически на любой софт.

Есть еще тема с внешним блоком питания для Trends UD. Стоит ли его подключать или нет, пока не знаю. Предлагается специальный внешний сетевой блок питания от той же фирмы. В уже указанном обзоре утверждается, что с внешним блоком питания звучание лучше (правда, я не понял, имеется в виду блок питания той же фирмы, или другой). Есть еще вариант с внешним блоком питания на батарейках, но в том же обзоре нас предупреждают, что с таким блоком он звучит хуже, чем просто от USB; и лучше всего – с сетевым блоком питания).

Стоимость внешнего сетевого блока питания почти в 2 раза выше, чем стоимость конвертера, и тут незаметно подступает жаба, которая, как известно, давит.

Я думаю, будущее (причем, недалекое) за такими аудиотрактами. Источником звука будут ноутбуки (или другие процессоры), стыкующиеся с цифровым транспортом или проигрыватели на флэш-памяти. Носителем информации будет флэш-память (твердотельный диск), носителем звука – аудиофайлы.

CD-транспорты в скором времени умрут. Конечно, сочувствую тем, кто выкладывал по нескольку килобаксов за эти аппараты, им будет обидно, что цифровые транспорты по демократичекой цене будут обеспечивать такое же качество звучания.

Главным теперь будет качество музыкального носителя, т.е. музыкальных файлов. Звукозаписывающие компании перепишут всю музыку в lossless форматы с мастер-лент и будут продавать файлы. Только как они будут оберегать их от пиратского копирования, не знаю. Ну об этом пусть они и думают, они богатенькие, чего я должен им подсказывать? В конце концов, есть же люди (высокосознательные), которые за деньги скачивают рингтоны!

Вообще, все, что крутится (CD-Rom, DVD-Rom, Blue-ray приводы, HDD, все эти шпиндели), скоро умрет. Какой в них будет смысл, кроме вреда? Зачем их раскручивать, в прямом и переносном смысле, в наш век энергосбережения? Вся информация, в том числе музыка и кино, будет хранится на флэш-памяти. И доступ быстрый, и при копировании содержание не искажается.

Компакт диски, DVD, Blue Ray и прочие диски тоже исчезнут. Жалко, конечно, денег, потраченных на коллекцию дисков, лучше бы я их потратил на upgrade своей аппаратуры, или на что-нибудь полезное для дома, для семьи. Хотя самих дисков не очень жаль, на них все-таки столько пыли садится.

Что не исчезнет, так это винил. Во-первых, он звучит лучше, чем цифра, во-вторых, обложки большие и красивые (вспоминается, сколько всяких вкладышей и плакатов было в “Dark Side Of The Moon”). Еще возможен ренессанс магнитофонных лент.

Кстати, тот же Василий утверждает, что если записывать с винила на CD-болванки, то качество звучания будет существенно лучше, чем у аналогичных фирменных компакт-дисков. Я не слушал, но Василию охотно верю. Хотя, и звукозаписывающие компании добились прогресса за 10 лет в записи цифрового аудио, во всяком случае, слово Remastered уже не так пугает, как прежде.

Становится все более и более распространенным использовать ваш компьютер, ПК как аудиофильский продукт или автономное решение для хранения и воспроизведения музыки в высоком качестве. Возможности безграничны PC, Mac, Сеть, беспроводная, NAS, Firewire, USB, SP / DIF и т.д.

Это все термины, которые могут сделать начального меломана быть немного неуверенным.

В этой статье я постараюсь объяснить некоторые звуковые интересности.

Недостатком использования компьютера может быть монитор, мышь и клавиатура и прочие периферийные устройства (фон, помехи). Хорошо компьютер без 3 экранов ПК…

1. Сделать все это на компьютере HTPC, на базе стационарного ПК

Компьютер можете делать все задачи, связанные с компьютерной аудио записью / хранения / воспроизведения, без необходимости для дальнейшего оборудования. Это может быть простым и наиболее экономически
эффективным решением для многих. Ведь ПК может быть тихим, хотя и не обязательно должен быть очень большим. Сам компьютер может быть скрыт. Простой ПК или система Mac может быть очень надежным и его не нужно много обслуживать.

2. ПК и HTPC для записи, хранения и воспроизведения музыкальных файлов, можно

контролировать с помощью внешнего устройства – планшет или смартфон.

А можно и с использованием пульта дистанционного управления или сенсорной панели для управления воспроизведением, тем самым нет необходимости иметь монитор, мышь и клавиатуру в поле вашего зрения. Для контроля можно использовать другой компьютер или ноутбук с помощью утилиты удаленного рабочего стола, на iPhone, IPAD или планшет на андроиде. Это хорошее решение, если вы любите комфорт.

3. HTPC для записи и воспроизведения, внешний жесткий диск или NAS для хранения

111

Это по-прежнему такая же ситуация, как и выше, но с использованием внешнего накопителя для дополнительного пространства или с использованием NAS, так что файлы ПК могут быть доступны в разных комнатах, или даже из любой точки мира. PC до сих пор используется для воспроизведения поэтому каждая дополнительная комната, в которой воспроизведение необходимо еще нуждается в своей собственном ПК — получая доступ к сети и воспроизводя файлы.

Cамый маленький в мире NAS Synology DS409 slim обзор

NAS

4. ПК для записи, внешний NAS / музыкальный сервер как для хранения и воспроизведения

nas samomu

Это сопоставимо с предыдущей ситуацией, но теперь компьютер используется просто для записи музыки (CD-копирования или загрузки). При этом файлы переданы серверу, они могут быть доступны для любого другого компьютера в сети. Но главный компьютер больше не используется для воспроизведения; NAS или сервер может сделать это сейчас, потому что он имеет свою собственную операционную систему. Но возможности будут зависеть от марки и модели. В простейшей форме, NAS не знает ничего, кроме как предоставлять свои медиафайлы в подходящий программе, работающей на (удаленном) компьютере или отдельным оборудовании, например, Logitech Squeezebox или Sonos. Список совместимых устройств продолжает расти, и они скоро не будут такими дорогими.

HTPC и NAS

В своих простейших воплощениях они могут управляться только через ИК-порт. В их передовых воплощениях они могут управляться несколькими способами, например, с собственного дистанционного управления с сенсорным экраном, удаленно через веб-браузер на любом компьютере или на самом устройстве.

Cамый маленький в мире NAS Synology DS409 slim

NAS

5. Переход к беспроводной передачи

Я также думаю, что проводное соединение может оказаться более надежным. Использование беспроводной сети — это невидимое решение, в котором только небольшая сложная панель управления и / или дисплей видны свидетельствует о системе, основанной на ПК.

Музыкальная система HTPC 2 — Автономная

Переход на автономную означает, что вы больше не используете компьютер, но есть только одно интегрированное устройство для записи, управления и воспроизведения файлов, его также иногда называют музыкальный сервер. Есть несколько вариантов.

1. Встроенный музыкальный сервер

2. Автономный HTPC но, состоящий из нескольких устройств

Здесь возможности также бесконечны, что я не могу назвать их всех. Но в основе они все еще так же, состоят как из комплексного устройства указанного выше, но разведены по функциям.

ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 +клон ФМ711

ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 +клон ФМ711

Вы могли бы, например, купить, рекордер + жесткой диск и воспроизведение + блока управления. Последнее может быть с монитором, дисплеем с сенсорной панелью, как Soloos, (в настоящее время принадлежит Meridian) или просто портативного устройства. Там также может быть три единицы, в которых у вас есть отдельный аппарат к которому вы подключите усилитель или цифро-аналоговый преобразователь(ЦАП). Действительно, возможности здесь безграничны, и постоянно развиваются.

Музыкальная система 3 — Автономный, но с редкой помощью ПК

Это может показаться противоречивым, но это легко объясняется. С помощью этого решения, ваша музыкальная система воспроизведения может функционировать автономно, но вы все еще используете компьютер, чтобы загрузить или скопировать музыку.


Raspberry Pi 4 + клон Зил

После загрузки / копирования переноса файлов на внешнем устройстве, который либо имеет встроенный жесткий диск или использует внешний жесткий диск или NAS для хранения. Музыка, воспроизводится с помощью устройства, Squeezebox, Sonos или любого другого доступного внешнего. Для того, чтобы это решение было проще, вам понадобится Nas, но нужен компьютер для более продвинутого редактирования тегов или переименования файлов.

Технические вопросы

PC / Mac

fsc-ESPRIMO_P

Как указано выше, PC и Mac в целом аналогичны, когда речь идет об их способности воспроизводить цифровые аудио файлы. Я знаю, что есть еще много Мас-ненавистников, а также Mac-энтузиастов. Не пытаясь выбрать одну из сторон, я могу сказать, Mac и PC системы имеют право на аудиофильскую жизнь, и можно сказать, что оба имеют много как положительные стороны, так и отрицательные стороны. Программное обеспечение также очень и очень решающий фактор для высокого качества звука. Например, ITunes звучит отлично на Маках, но не так хорошо, как на ПК, если вы не установите программное обеспечение сторонних разработчиков и сделаете некоторые настройки (для более продвинутых пользователей). Также стоит отметить возможности Mac, для того чтобы установить версию Windows для операционной системы Mac с помощью Bootcamp.

Она полностью поддерживается Mac и работает безупречно. Не путайте это с виртуальными программами, Parallels и Fusion. Хотя эти программы также работают как и рекламируют, и на быстрых машинах работают отлично, но они потребляют много ресурсов компьютера, тем самым замедляется работа системы на старых машинах. Bootcamp является хорошим способом использования Mac как Windows, и он работает лучше всего, если ваш Мак немного старше. Единственный оставшимся недостатком Mac, насколько я могу судить, является цена. Вы платите за дизайн, и за надежность.

Форматы

лик

В прошлом, когда жесткие диски были небольшими и дорогими, mp3 был изобретен для того, чтобы сжать по- меньше и скопировать по больше на диск CD. MP3 является форматом с потерями кодек, это означает, что, как правило, 4/5-я часть от первоначальной информации отбрасывается. Во время воспроизведения, пропавший без вести оригинальный материал пересчитывается с помощью смарт-процесса восстановления. Хотя mp3 может звучать довольно хорошо (в зависимости от программного обеспечения для кодирования и аппаратуры), они отнюдь не равны качества CD. В то время как цены на диски низки в наши дни, вы можете хранить файлы изначально в WAV или формате AIFF, если вы хотите наилучшее качество звука. Использование кода PCM, AIFF и WAV и полностью идентичны звуковому качеству.

№1 ОУ в ЦАП

№1 ОУ в ЦАП

Разница лишь в битовом потоке, который лишь заботится о качестве звука. Тем не менее, WAV, как правило, несколько более совместимы во многих системах. Имейте в виду, что WAV и AIFF не несут информации Меток, как это делает mp3. Так вся информация у них есть, в реальном файле. Если вы хотите отобразить все поля, исполнитель, то в соответствующих полях, вы должны ввести их вручную. Дополнительная информация не будет добавлена к фактическим файлы, но будет храниться в библиотеке воспроизводящего приложения.

Itunes например поддерживает только Apple Lossless. Не FLAC! Так что, если вы планируете использовать ITunes или планируете редактировать файлы, то вам придется перекодировать их в WAV или AIFF. И, как всегда, любые преобразования влечет за собой потери в верности так поэтому лучше начать с носителями форматов, если у вас есть возможность. Есть способы, обмануть ITunes, чтобы воспроизводить FLAC, но я до сих пор не доволен результатами.

Способ подключения ЦАП

USB, Firewire, SP/DIF. Что использовать? Эти аббревиатуры состоят различные протоколы. В основном все они

usb-3.0

делают то же самое: они способа подключения 2 устройств для переносить цифровые аудиосигналы. Вы должны получить высококачественный аудиосигнал из компьютера или любого устройства, которе вы используете. Эти сигналы в своей простейшей форме аналоговые и могут быть подключены непосредственно к какому-либо высококлассному усилителю.

Таким образом, для того, чтобы поддерживать высокое качество, нам нужно извлекать аудио в цифровом виде из PC или внешнего устройства.

Furutech GT2 подключение к цап

Furutech GT2 подключение к цап

Этот способ подключения становится все более важным, потому что различия можно услышать, когда вы используете высокое качество ЦАП (цифро-аналоговый преобразователя), а не из дешевых ЦАП (чипов) на материнских картах и звуковых картах или встроенных ЦАП (чипов) в большинство внешних устройств.

USB

Это, вероятно, самое простое решение. Все PC теперь, имеют по крайней мере 2 порта USB и цифровой аудио изначально поддерживается на этих ПК.

Furutech GT2 USB + ЦАП R2R11

Furutech GT2 USB + ЦАП R2R11

Не все ЦАП имеют входные USB. USB может быть только длиной приблизительно 5-8 метров, в зависимости от чипа, без использования встроенным сигнала усилителя. Кроме того, в настоящее время имели место обсуждения вопроса о синхронном USB по сравнению с асинхронным USB. Есть теоретические преимущества асинхронного USB, но не все ЦАП способны обрабатывать этот протокол. USB могут дать отличные результаты высококачественного звука.

Firewire

Firewire более или менее сравним с USB, есть у него плюсы и недостатки. Но зато его пропускная способность всегда гарантирована, в отличие от USB, который разделяет свои ресурсы с большим количеством других процессов внутри компьютера. ПК становятся быстрее (USB 3.0), это стало менее важной проблемой, тем более такого для 2-канального звука.

SP/DIF

Вега ПКД 122С

Это оригинальный протокол Sony / Philips Digital Interface, между CD-плеером или транспортом и ЦАП. Теоретически SPDIF находится в невыгодном положение по сравнению с асинхронным USB и Firewire, но он в наилучшим образом, с помощью программного обеспечения, точно контролирует поток битов. Это может привести к идеальному потоку, который звучит очень точно. Тем не менее, я обнаружил, что в результате звук может быть немного стерильным и слишком контролируемым. Хотя это дело вкуса, я знаю, что, если вы заботитесь больше о наслаждении музыкой, чем о точной передачи, вы можете чувствовать то же самое.

задняя панель Ustars ЦАП

задняя панель ЦАП

Кроме того, у SPDIF есть два основных плюса в использовании. Во-первых, вы можете легко использовать 15-20 метров без потери звука. Во-вторых, любой ЦАП имеет по крайней мере один цифровой коаксиальный вход, так у вас есть выбор для вашего музыкального вкуса.

Сеть

Ну, это уже много информации. Так что я буду останавливаться на деталях и перейду к заключению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что такое лучшая система для вас? Она сводится в основном к выбору между универсальностью и легкостью в использовании, но есть также еще вопрос качества звука.

82e6a942b273

Как вы читали выше, существует слишком много причин, для меня, чтобы дать хороший совет здесь, но есть одна золотая середина: для тех, кто любит возиться с компьютерами и их сложности и возможные врожденные проблемы, и для тех, кто просто хочет слушать музыку в высоком качестве.

В первую группу можно перейти в любом решении, в то время как вторая группа, вероятно, лучше купит интегрированное решение.

Автономная система Olive и Naim HDX воспроизведения музыки, для тех, кто боится голубые экраны для Windows «смерти. Кроме того, если вы хотите, найти простое решение, но хотите больше возможностей, чем отдельное решение может предложить, то лучше пойти к той системе, которая нуждается в компьютере для начальной установки.

До сих пор, я писал в основном о возможностях, не так много о качестве звука. Но есть большие различия в качестве. Лучшие решения, как всегда и как правило, также самые дорогие. Но за скромные деньги, вы можете получить очень, очень хороший звук с помощью ПК или MAC, добавив в него хороший ЦАП.

Хотя я все еще чувствую, что компакт-диски играют на проигрывателе компакт-дисков высокого класса звучат, лучше, чем стандартной компьютерной системы, но я сам использую ЦАП. Я также твердо верю, что музыка на основе сервера имеет будущее. Компании по всему миру постоянно делают новое оборудование и качество будет продолжать и совершенствоваться.

Но придёт время, когда на основе сервера музыка будет звучать лучше, чем старый добрый CD, когда более высокие частоты дискретизации будут использоваться более широко.

Удачи в выборе цифровой системы воспроизведения.

Пожалуйста, не позволяйте формальностям испортить удовольствие от прослушивания вашей музыки!

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!


Приветствую, кеддровчане. В этом цикле статей я расскажу вам, как создать хорошую домашнюю аудиосистему на базе ПК и не быть съеденным заживо вашей второй половинкой за растрату семейного бюджета. Это скромная попытка систематизировать как собственные знания и опыт, так и тонны разрозненной информации с огромного количества тематических форумов, блогов и т.д.

Каждая публикация цикла будет посвящена одному из компонентов аудиотракта. Для справки — аудиотрактом называют последовательную совокупность элементов аудио-системы. Начиная от проигрователя и заканчивая акустическими системами (они же колонки).

audiotrack_scheme_1

Упрощенная схема современного аудиотракта.

С сожалением отмечу, что данный цикл статей не рассчитан на пользователей Linux и Mac. Для них в будущем будут опубликованы отдельные материалы. Цикл публикаций будет строиться вокруг Windows. Это обусловлено прежде всего тем, что именно под эту систему написаны драйверы абсолютного большинства звуковых карт и ЦАП.

Экскурс в историю

Вы всё еще здесь? Это значит, что вы, как и я, желаете наслаждаться отличным качеством звучания, не расходуя жилплощадь на очередной десяток стеллажей под CD, ради призрачной труЪ-шности.

Итак, примем за аксиому следующее утверждение — in real world ПК стал единым хранилищем наших музыкальных коллекций. Вся наша музыка записана на жестких дисках наших ПК. Те же ПК выступают и в роли проигрывателей. Здесь мы сталкиваемся с первым аудиофильским техническим термином — источник. В переводе на человеческий язык источником называют устройство, считывающее и декодирующее музыку, и передающее аудиосигнал далее по цепочке. Чаще всего на усилитель. Итак, источником в современном мире является ПК в том или ином виде. Всё остальное так или иначе стало достоянием истории.

Формат

Всё начинается с записей. С собственно музыки, которую мы любим и хотим слушать в отличном качестве. В каком же формате собирать и хранить музыку в цифровую эпоху? Какими характеристиками должен обладать этот формат? Давайте попробуем составить список требований к нему:

Пожалуй, единственным даже не недостатком, а скорее особенностью lossless-форматов и FLAC в частности является сравнительно немалое место на жестком диске, занимаемое таким контентом. К примеру, дискография Pink Floyd в 24/192 занимает около 50 Гб. А Dark Side of the Moon — 1.65 Гб. Альбомы же в качестве 16/44.1 могут занимать до 500 Мб. В моем же, особо запущенном случае музыкальная коллекция из более чем 4000 альбомов в разном качестве (от 16/44.1 до 24/192) расположилась на специально под нее выделенном жестком диске объемом 4 Тб. И да, это стоит трат на отдельный винчестер.

В завершение данной рубрики для самых любопытных приведу ссылку на таблицу детального сравнения аудиоформатов со сжатием без потерь (2-я таблица).

Плеер

Сам по себе формат, даже самый лучший, не заставит ваш контент звучать хорошо. Многое зависит в том числе и от плеера с его набором кодеков. Эта же софтина должна полностью отвечать набору обязательных требований современного мира:

Всем этим требованиям, и при этом совершенно бесплатно, отвечает foobar2000. Из коробки вы получаете простой, легкий, быстрый и хорошо звучащий плеер. Но посредством кастомизации можете превратить его вот в это:

Foobar

В данном сетапе использован скин CaTRox. Эргономично, функционально и просто симпатично. Пошаговая инструкция по установке приведена по ссылке.

В пару к собственно плееру рекомендую установить на сматфон foobar2000 controller и не поскупиться 12-ю кровными гривнами на PRO версию. Избавление от надоедливой рекламы и возможность подключения к множеству ПК с foobar этого стоят.

Звуковая карта/ЦАП

Вот мы и добрались до самой главной и, по совместительству, самой финансово затратной составляющей Источника – до звуковой карты. Тысячи копей сломаны в спорах о главенстве звуковых карт или выделенных ЦАП-ов. Каждый волен выбирать по себе. А у владельцев ноутбуков и/или моноблоков only еще и нет другого выбора, кроме внешнего ЦАП, мвахахаха .

Вы можете выбрать для себя внешний USB-ЦАП, или же внутреннюю звуковую карту. Это личное дело каждого. Внимание ваше должно быть обращено на:

Не гонитесь за многоканальностью. Как я писал выше, FLAC в большинстве случаев заточен под классическое stereo. Хорошей стерео-карты или ЦАП вам хватит за глаза. Музыкальная система и домашний кинотеатр — разные вещи. Что бы кому ни казалось.

В моем же случае выбор пал пару лет назад на Asus Xonar Essence STX. Данная карта трудится бессменно в составе моего audioPC и продолжает радовать великолепным звучанием. Для оптимальной по соотношению цена/качество конфигурации рекомендую использовать ее в качестве образца для сравнения. Решения существенно дешевле и/или слабее точно не подойдут в нашей затее.

Важно: звуковая карта для прослушивания музыки далеко не всегда так же хороша для записи музыки и для home recording-а в целом! Приведенные выше рекомендации касаются исключительно аппаратуры для прослушивания. Автор снимает с себя ответственность за любые недопонимания в данном вопросе со стороны читателей.

Для тех из вас, кто планирует строить свой audioPC на базе ноутбука или моноблока и соответственно использовать только внешний USB-ЦАП, данный пункт не является актуальным и может быть спокойно пропущен.

Для тех же из вас, кто хочет строить audioPC на базе классического системника, у меня припасено несколько советов:

  1. не экономьте на хороем БП. Надежное питание звуковой карты и тихая работа вентилятора (опциональные вариант — безвентиляторные БП) будут способствовать качеству звучания и погружению в атмосферу музыки без лишних раздражителей.
  2. тихие и эффективные вентиляторы на резиновых болтах-креплениях — обязательная покупка. Настоятельно рекомендую продукцию Noctua.

Вот собственно и всё. Надеюсь, первая статья цикла была для вас познавательной и не перегрузила информацией. В следующей публикации я расскажу о наиболее спорном и одновременно интересном компоненте аудио-тракта — об усилителе. Статьи о межблочных и акустических кабелях ждут своего часа. И он обязательно наступит ;)

*заглавное изображение взято отсюда с согласия автора (Monika aka Zi0oTo).


БОГАТЫЕ ТОЖЕ НЕДОВОЛЬНЫ

Самый первый мой выделенный под воспроизведение музыки компьютер имел интегрированный на материнскую плату звуковой интерфейс, в драйверах которого была жёстко прописана передискретизация в 48 кГц (этим, кстати, страдают многие бюджетные звуковые карты Creative). Для толкового программиста это, возможно, не представляет проблемы, но я программированием не владею, поэтому мне пришлось устанавливать дополнительную звуковую PCI-плату. Когда та машинка морально устарела и уже не подлежала обновлению, пришлось собрать новую, а для неё приобрести другую звуковую карту, которая уже полностью соответствовала моим требованиям. К счастью, в нашей сфере даже самые глупые просчёты чреваты лишь дополнительными расходами. Вы имеете шанс их избежать, если дочитаете эту публикацию до конца и возьмёте её на вооружение.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ИНТЕРФЕЙСЫ…

В зависимости от типа устройства, подключённого к USB-разъёму компьютера, интерфейс работает по-разному. Если это принтер, сканер или, скажем, HDD-накопитель, т.е. передаются большие объёмы данных и требуется их 100-процентная целостность, используется режим групповой пересылки (bulk transfer), но широкая полоса пропускания и высокая скорость при этом не гарантируются, поскольку для коррекции ошибок может требоваться повторная передача данных. Можете поставить простой опыт: попробуйте копировать большой файл на внешний USB-HDD, подключённый к компьютеру дешёвым и длинным шнурком — скорость копирования резко замедлится из-за постоянных запросов на повторную пересылку пакетов (максимум три попытки, после чего система сообщает об ошибке).

Для передачи мультимедийных данных (видео или звук) интерфейс переходит в изохронный режим (isochronous transfer), в нём приоритет отдаётся наилучшей пропускной способности за счёт повышенной толерантности к потере данных** — разработчики интерфейса полагали, что пользователь этого не заметит.

С этой точки зрения коаксиальный интерфейс S/PDIF вроде бы ничуть не лучше, поскольку контроль целостности данных в нём вообще не предусмотрен. Однако информация по нему передаётся непрерывно и не подвергается таким манипуляциям с непредсказуемыми последствиями, как в USB. Да, к потоку данных подмешиваются тактовые импульсы (вот почему I2S лучше — там для них предусмотрена отдельная линия), но их обработка в ЦАПе всё же проще, чем сборка потока из отдельных пакетов, часть которых, возможно, утеряна. Вдобавок мы давно уже не питаем никаких иллюзий насчёт S/PDIF, стараемся организовать достойный коаксиальный выход (например, с помощью установки в настольный компьютер приличной внутренней звуковой платы) и уж во всяком случае не пытаемся получить впечатляющий звук с помощью первого попавшегося под руку шнурка, как это часто происходит с USB. Всё-таки серьёзное отношение к построению системы — необходимое условие успеха.

МЯГКАЯ СИЛА

Итак, мы разобрались с компьютерными интерфейсами и сделали всё возможное, чтобы по дороге от компьютера к ЦАПу информация передавалась без ошибок. Достаточно ли этого, чтобы получить максимально возможное качество звука? Конечно, нет — необходимо, чтобы на выходной разъём компьютера (неважно, коаксиал это, оптика или USB) поступал максимально чистый и неискажённый цифровой поток — как принято сейчас говорить, с побитовой точностью, bit perfect. Как уже писал выше, значительную долю ответственности за это несёт железо, причём не только USB-контроллер на материнской плате, но и сама системная плата, установленная на ней память, само собой, блок питания, тип HDD и даже корпус — если конвекционные потоки воздуха разведены в нём неудачно, система будет перегреваться, и шум вентиляторов сделает невозможным использование этой машины в роли цифрового источника. Кстати, мой ноутбук, с которым я езжу в командировки, шумит ощутимо сильнее, чем десктоп, на котором воспроизвожу музыку. Потому что до первого никак не доходят руки, чтобы почистить его систему охлаждения (к тому же нет уверенности, что это поможет), а второй изначально собирался в расчёте на бесшумную работу.

Хорошо, допустим, что с железом полный порядок (и вы даже сменили обычный HDD на SSD — очень рекомендую это сделать). Остаётся привести в порядок ещё одного ответственного за звук — программное обеспечение.

Начнём с операционной системы.

Некоторые эксперты советуют изменить приоритет выполнения задач, отдав его фоновым процессам. Разработчик плеера JPLAY предлагает сделать это, изменив значение параметра Win32PrioritySeparation в реестре (HKEY_LOCAL_MACHINE\System\ CurrentControlSet\Control\PriorityControl) — по его мнению, наилучшим по звуку является значение 0?14 (hexadecimal). Для тех, кто никогда не редактировал реестр и вообще не знает, что это такое, этот добрый человек заготовил файл, который сам внесёт необходимые изменения. Ищите его по адресу: jplay.eu/computer-audio/playback-tweak-cpu-scheduler/. Плеер, надо заметить, любопытный, но имеет один существенный недостаток: за него просят 99 евро. Хотя он не умеет ничего такого, чего не мог бы бесплатно делать Foobar2000.

Пройдёмся по пунктам меню сверху вниз.

Заходим в меню Files, скользим вниз и находим раздел Preferences — именно там мы и будем производить все изменения. Начинаем с первого пункта — Components. Заходим туда, чтобы проверить наличие самых важных для нас компонентов — ASIO support и WASAPI output support, они нам понадобятся вне зависимости от того, как у нас подключается компьютер и ЦАП — по S/PDIF или USB. Чисто теоретически мы могли бы обойтись одним лишь ASIO — при условии, что наш аудиоинтерфейс его поддерживает (практически во всех современных USB ЦАПах такая поддержка имеется), однако реальное качество звучания зависит и от драйверов звукового интерфейса. Впрочем, найдётся немало теоретиков, которые будут утверждать, что драйверы не влияют на звук. Знаю случаи, когда вывод потока по WASAPI давал лучшие результаты, чем ASIO, вероятно, из-за ошибок в драйвере. Поэтому надо попробовать оба модуля и решить, какой из них вас больше устраивает.

Попутно рекомендую отказаться от использования встроенного в Foobar2000 регулятора громкости — держите его всегда на максимуме. У меня в плеере он вообще спрятан, чтобы не вводить в соблазн. Само собой, ни в коем случае не следует пользоваться и регулятором громкости Windows (он может быть иногда доступен даже при использовании ASIO, например, с картой ESI Juli@). Это же относится и к панелям управления звуковых плат.

Теперь переходим к самому интересному — разделу Playback > Output: в выпадающем меню Device мы должны выбрать интерфейс вывода. По умолчанию там стоит один из вариантов DS (Direct Sound) — для нас он совершенно неприемлем, поскольку поток с ним направляется через микшер Windows и может подвергаться пагубным обработкам, а ведь даже простая цифровая регулировка громкости способна убить звук. Интерфейс KS (Kernel Streaming) устарел, соответствующий плагин для Foobar2000 не обновлялся с 2006 года, и я, честно говоря, вообще не вижу в нём смысла. Самый оптимальный вариант — модуль ASIO для вашего звукового интерфейса (он содержится в драйверах звуковой карты) или USB ЦАПа.

Ещё один пункт в меню Playback > Output, на который стоит обратить внимание — Buffer length. По умолчанию там стоит 1000 мс — на некоторых машинах даёт положительный эффект его уменьшение до 500 мс и даже менее — при условии, конечно, что воспроизведение сохраняет непрерывность и плавность.

Ниже в этом меню расположена закладка ASIO (при условии, что установлен компонент ASIO support) — там следует поставить галочки в чекбоксах Use 64-bit ASIO drivers (естественно, если у вас 64-битная версия системы) и Run with high process priority. Ниже есть окно Custom channel mapping — там можно изменить распределение каналов интерфейса, если в том возникла необходимость.

Как уже писал выше, из любопытства можно попробовать WASAPI, и если он вдруг окажется лучшим, на нём и остановиться. Тогда в разделе меню Playback > Output появляется возможность выбрать разрядность вывода (Output format) — там надо установить максимальную разрядность, поддерживаемую звуковым интерфейсом (16 или 24 бит, а может, и 32 бита — если не будет звука, вернёте меньшее значение).

Загляните ещё в один раздел — Advanced > Playback > WASAPI, там можно изменить размер буфера, причём по отдельности для режимов push и event — нас интересует последний. Считается, что следует установить минимальное значение, при котором при воспроизведении ещё не появляются артефакты (спотыкания, щелчки и т.д.), то есть поток сохраняет непрерывность. В моей системе размер этого буфера на звук не влияет, на старом компьютере — влиял, и довольно сильно.










Причин тому несколько.

Первая — разная организация работы со звуком. Если сравнить аудиоподсистемы в MacOS и Windows, преимущества первой становятся совершенно очевидными: малая задержка, кратчайший путь прохождения сигнала, отсутствие обработок и т.д., причём всё это даётся сразу и при настройках по умолчанию. Маленькая, но существенная деталь: большинство USB ЦАПов не требуют установки дополнительных драйверов на компьютеры Apple — подключай и слушай.

Вторая причина: в Windows-компьютерах нередко используются дешёвые комплектующие, например, тактовые генераторы, USB-контроллеры — техника Apple в массе своей отличается более тщательно отобранным железом, да и к софту претензии возникают реже.

В принципе, можно добиться bit perfect-вывода цифровой информации и на ПК, но для этого придётся предпринять определённые усилия — с особым вниманием подойти к выбору железа, настроить программу-проигрыватель, а в идеале добавить в систему высококачественный преобразователь интерфейсов, например, Berkeley Alpha USB или M2Tech hiFace EVO*. Думаю, в ближайшее время ассортимент таких преобразователей расширится. Тем более что их использование даёт существенную прибавку в качестве звука не только с ПК, но и с Apple.

Что такое ASIO и WASAPI и с чем их едят

Протокол ASIO (Audio Stream Input/Output) был разработан компанией Steinberg, чтобы преодолеть известные особенности Windows и сделать возможным профессиональную работу со звуком в этой ОС. В частности, он должен был снизить до приемлемого уровня задержки, не позволявшие, к примеру, записывать в студии вокал под заготовленный заранее аккомпанемент или делать живые концертные миксы.

На данный момент ASIO — наиболее прямой и короткий путь между музыкальным приложением (плеером) и драйвером устройства вывода (звуковой картой или USB), он выводит цифровой поток в обход микшера Windows и других обработчиков.

Также у WASAPI есть два режима буферизации — Event и Push, каждый из них отдельным пунктом в разделе настроек Playback > Output > Device. С точки зрения качества звука наиболее предпочтителен первый, но он работает далеко не со всеми звуковыми картами. Как видим, с ASIO всё значительно проще и вернее.

Читайте также: