Как сделать чтобы машина не гнила над смотровой ямой

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Приветствую всех!Вопрос такой в каких условиях нужно хранить авто чтобы избежать преждевременной коррозии?Если в гараже то какая там должна быть температура?Как часто нужно проводить антикор,мыть и полировать авто?Многие не советуют ставить машину на зиму!Мол быстро сгниет из-за конденсата.Как вообще правильно следить за кузовом?Кто что знает,расскажите!Буду благодарен всем откликнувшимся.

P/s Если имеет значение владею 10кой 01 года

сделай антикор и успокойся.

Нуйопт! По таким вводным можно трактат о жизни написать страниц на 100! Скажи для начала, ты зимой ездишь или машину на отстой ставишь? Какой у тебя гараж (герметизация, вентиляция, отопление)? Чем антикор делал?

машину купил недавно,сам незнаю че там.Мастика как положено,низ дверей,моторный отсек,низ дверей!Зимой предпочитаю ездить(точнее это необходимость)Гараж обычный без отопления,без погреба.Знаю что с погребом гниют сильнее,поэтому снял обычный

Ну и незабивай себе голову всякими ненужнастями. Переодически делай антикор и мой ее.

Да просто читаю на форумах многие пишут мол гниют наши машины за одну зиму.Так уж это или нет,пока незнаю.Но на себе не хочу испытывать.Вот я и так сказать решил предохраниться:)

1 - пишут мол гниют наши машины за одну зиму

2 - владею 10кой 01 года

если бы первое было так, второго бы быть не могло

А по делу - вычищай снег с машины перед въездом в гараж (арки, пороги). Проветривай почаще, если вентиляция не очень. Проверь антикор: если снаружи более-менее держится - подмажь, где ободрано. Если наружный решишь полностью обновить - старый перед этим лучше счистить (а то может отвалиться вместе с новым). В скрытые полости, по-хорошему, надо заливать по-новой, но только жидкий - типа "Раст-Стоп'а" (ржавчина там по-любому есть, поэтому пленочные не помогут). В принципе, снаружи если будешь переделывать целиком - тоже лучше "Раст-Стопом", другие хорошо только на новом железе работают. Но "Раст-Стоп" дорогой и геморройный - подновлять постоянно надо будет - х.з., стоит ли так со старой десяткой заморачиваться (антикор дороже машины может выйти). Так что решай сам, смотря сколько на ней ездить собираешься.

пока не могу точно сказать сколько я буду ездить на ней,ну наверное как сложатся обстоятельства.Я просто не хочу превратить ее в помойку,потому как человек я не богатый,чтобы свободно пересесть на новое авто если что,поэтому привык ухаживать за вещами!А по поводу раст стопа слышал!Еще говорят вроде тектил зинк(вроде правильно написал) неплохой!Может лучше его тогда использовать?Он не дешевле?

ржавчина там по-любому есть, поэтому пленочные не помогут

другие хорошо только на новом железе работают

для твоей машины Тектил будет плохой. Хорошо будут работать только незастывающие типа Раст-Стопа. Раньше встречал российский аналог - "Миг" называется, сильно дешевле. Правда, давненько не слышал - может, не делают уже. Накрайняк - отработки в любую дешевую мастику добавлять примерно1/3. 1/4 - самое дешевое. Но все жидкие антикоры очень гиморные - всё время пачкаются и постоянно подновлять надо, если раз в год делать - к следующей обработке машина практически сухая становится, так что лучше дважды - перед и после зимы.

Ну это не очень уж часто!Спасибо большое вам!Буду наверное Раст стоп брать!

Все равно згниет только на год позже чем если всего этого неделать.

Ну не скажи. У него будет зависит от того, в каком состоянии сейчас - "поздно пить боржом, если почки отвалились". На классике, например, качественный антикор очень здорово кузов сберегает.

Лучше сурика и пушсала ничего нет. Но обрабатывать нужно НОВЫЙ автомобиль а не юзаный.

обрабатывать нужно НОВЫЙ автомобиль - ну, дык - ясен пень! Тока гдеж его взять - новый, када его нету?

Ну так ничо уже непоможет. Это те не дедовские 21е или 403е. Это уже ВАЗ.

Деды машину покупали на века и собстно ее готовили также. А вазики покупают на 3-5ть лет.

Ну и не беспокойся, разница со стоянкой лиш в том что сугробы с машины не будеш сгребать, а только от ворот гаража.

В идеале - авто надо вымыть, высушить, окунуть в WD-40, потом окунуть в невысыхающую смазку и поставить в герметичный гараж с поглотителем влаги (чтобы влажность была 0%). :)
Если так нельзя, то лучше всего - хорошо вентилируемое место с защитой от влаги сверху (навес).

и в вакуумный покеп упаковать))))

романов Спасибо!Впринципе гараж мне больше нужен для того чтобы в машине ковыряться(на улице все таки неудобно как то)А ставить впринципе могу и на улице,хотя колеса у соседей частенько снимают!Выходит с утра а вместо 4-х колес кирпичи!Типа поменяй колеса на кирпичики и построй себе дом

у меня на колесах секретки.наивно,конечно,но учитывая количество машин во дворе,снимут у кого то другого

мнения разные ,но есть рекомендации. если гараж то темп 5-7 С с вытяжкой и обязательным проветриванием ( прокатиться ) раз в месяц , гниёт быстрее что стоит т.к на проветривается и выподает конденсат.. особенно весной когда солнце греть начинает процесс активизируется( физика)

Как раз у друга знакомые поставили свою 10ку в гараж на зиму,даже не проверяли как она там,а пришли только весной!в итоге кузов был похож на ржавое ведро

Самая "засада" - плохо-проветриваемый отапливаемый (!) гараж, в который ставится машина, на которой ездят зимой (!). У меня есть печальный личный опыт, когда новая (!) машина в таких условиях сгнила насквозь за 1 зиму.

печальная ситуация!Ничего не скажешь

Честно говоря раньше я даже думал что если хранить авто в теплом гараже это будет даже полезнее и мне и ей! (т.е приходишь морозным утром в гараж,а машинка у тебя тепленькая,в том числе и сиденья,прогрел пару минут и поехал))

Но вот после таких историй теперь отношусь к этому серьезнее

Цинковое ведро у Ауди. Гараж с уличной тепературой и постоянной вентиляцией под воротами и лючёк на потолке. Сухой бетонный пол. Очень вредны перепады. С мороза заехал в тёпленький гараж и кердык.

3,5 года назад за обгон меня лешили прав на полгода, решил машину поставить зимовать родителям в частный дом, огород, отец мне - так сделай навес, в итоге из горбыля сколотил сарай, накрыл толью, обошелся в 6 т.р. и стал ставить туда машину

ту зиму машина перезимовала отлично! вообще в этом сарае оказалось сухо и через щели под крышей - проветриваемого

у меня там кроме машины много всякого хлама, в том числе мотоцикл, велики, пилы и прочий инструмент - ничего не ржавеет вообще!

конечно для большого города этот совет не актуален, а вообще - деревянный сарай - отличная штука!

В деревне солгасен это удобно!А в городе конечно. Негде просто напросто!А так можно было бы

Гараж должен быть холодный.. чтобы зимой с минусовой температурой внутри, даже теплее чем на улице но все равно минус, чтобы вода замерзала.. ну и лужи в гараже не разводить.. Если зимой нада поковыряться в машине.. лучше купить тепловую пушку электрическую небольшую..и за пол часа она нагонит тепла даже в суровую зиму.. выключил и можно заниматься машиной..пока не похолодает..потом опять включил.. электричества много не сьест , если не круглосуточно месяцами в гараже сидеть))

Если гараж теплый то хорошая ветиляция должна быть.. и лужи категорически не разводить.. иначе конец машине настанет очень скоро..

Тектил..это если машина новая.. сухая и чистая с салона.. если не новая, то расстоп.. чтоб обработать скрытые полости на днище и под капотом нужен распылитель.. остальное можно успешно промазать самому.. в пороги залить масла отработки или нигрола, поездить слить, низ дверей изнутри можно сняв обшивку промазать тем же расстопом или даже мовилем, он быстрее высохнет и перестанет вонять.. Если машина новая.. то пластиковые подкрылки установленные сразу после обработки лишними точно не будут.

sergof спасибо за подробные советы!Будем теперь думать,размышлять

скольки киловатной электрической тепловой пушкой получалось натапливать гараж? тем более при периодическом включении.

Никто и не говорит что нада прям натапливать.. гараж не сауна и что можно будет в шортах ходить никто не обещал) 3 киловатки которая прогревает около ста кубов воздуха.. вполне достаточно для стандартного гаража 6:4.. чтоб сделать комфортную температуру и руки не мерзли..

У меня гараж 3х6, высота 3. Тепловентилятор с керамическим ТЭНом 2 кВт, можно включать на пол-мощности (т.е. 1 кВт). Где-то до -8. -10 хватает обычно первого режима, когда холоднее - включаю на полную мощность. Ждать, пока нагреется весь гараж незачем - просто направляю теплый воздух в зону работы. Только учти - этот номер проходит при указанной мощности только с керамическим ТЭНом, а металлический такого эффекта не даст - у вольфрамовой спирали температура нагрева ниже, поэтому скорость прокачки воздуха тоже ниже, поэтому "дальнобойность" такого тепловентилятора мала: при -10 теплый воздух от обычного (с метал. ТЭНом) 2кВт- тепловентилятора ощуается на расстоянии от него 20-30 см (против 1. 1,5 метров у керамики).

Тепловентилятор нормальный стоит 2000-3000 т.р(пушка называется) у меня знакомые отделочники на объектах таким пользуются говорят ташкент))

А у меня обычный маленький,написано что до 20кв.м

как то озадачился теплоотдачей печек на твердом топливе, так вот теплоотдача обычной буржуйки, доходить до 15 КВт! нормального барабана, что отапливает бревенчатую избу до 30! другое дело что такие печки дают такую теплоотдачу периодически, а тепловая пушка может работать чуть ли не круглосуточно

хватит ли 3 КВт для отопления гаража 24 кв.м. - зависит от гаража, его местоположения и температуры на улице

если гараж не крайний, утеплен потолок и на улице -10, то возможно и хватит, по крайней мере что бы получить положительную температуру в рабочей зоне

если же крайний или еще какие то утечки тепла, то думаю что 3 КВт пушка будет как дротик слону

у меня друг, занимается ремонтом в гараже, для отопления использует печь на отработке с форсункой, работает она чуть ли не круглые сутки и теплоотдача на уровне буржуйке, и то в холода не хватает

почему подвал плохо? Тепло из него не так уж и поднимается, наверху зимой минус довольно быстро настает и крепко держиться. Вопрос наверное даже не в том из чего перекрытие.

А вот если пол влагоемкий. Например песок - всё, трындец оч скоро.

Для поддержания чистоты и сухости в гараже у меня под колесами (по колеям) лежат по две широкие полоски линолиума. Вдоль них снизу прикручены реечки, что не дает стекать воде на пол. С этих полос грязь и лужи выгоняются периодически совком или веником. Пол остается сухим и чистым.

Ваще зимой машину в гараж ставить - такая канитель.

ЗЫ тепловая пушка кислород выжигает вроде. Как можно в таких условиях работать.

b-kat за совет по линолиуму спасибо!Не слышал честно говоря такого.Нужно попробовать!

попробуйте. Прикрепляю фото для визуализации. Полосы цельные во всю длину гаража - так они за счет собственной тяжести не ёрзают. Не знаю насколько линолиум устойчив к шипованной резине. Но Вы помните, что этот материал если мокрый, то скользкий. Шины не проскальзывают, а вот ноги могут)) Поэтому с шириной полос надо определиться ровно настолько, чтобы удобно было на них заезжать, но чтобы линолеум не занимал всю площадь гаража.


ууу. Черный как сволочь.

матиз если не ошибаюсь?



Правда он всегда чето прячетсо

)))точно ну на матиз он прям очень похож!

потому что это типа матиз и есть

спроси любого - 99,9 скажут "матиз!"

да они все одинаковые матиз,спарк,чери куку и че там еще есть?

Но спарк среди них посолиднее выглядит имхо

Деж ее девушкато найдет?

Для нее гараж вообще это лиш укрытие для автомобиля от всяких странностей погодных.

Прикол в том что в гараже кроме машинки и 2го комплекта резины ничего нет.

Для этой цели лучший материал - транспортерная лента (прочная и не скользит).

ну или рубероид. Не принципиально. В нашем случае оставался линулеум, его и оприходовали. Цимус таки не столько в материале ) "рацуха"))

Мой совет новую машину обработать антикоррозийкой, или старую когда покупать смотреть чтобы была обработана. Потом следить и возобновлять. Таким образом Ниссана Максиму на 20-м году продавал, а я был уже не первый и не 2-й владелец, - ржавчины практически не было. Ездили круглый год, зимой - снего-соляная каша обычно брызгает по крышу. Хранил где придётся, в том числе и в теплых гаражах, были с вентиляцией, были и без таковой. Часто снег с машины оттаивал стекая с машины на пол гаража. Утром с мокрой лужи уезжал, к вечеру с новой порцией снега приезжал. Вопрос где и как хранить вообще не возникал, и на этот вопрос время никогда не тратил.

Не возникал вопрос с хранением моей бывшей Короллой которую продал на 9-м году практически без следов ржавчины (разве на амортизаторах). Была обработана перед продажей, плюс 1 дополнительный слой по днищу в первый год, Глушитель и выхлопные трубы с завода стояли из нержавейки.

Ну иномарки это конечно не наши тазики))

у них оцинковка,хотя бы частичная идет

Совет из серии "как лечить глаз я не знаю, но когда у меня болел зуб - я его вырвал". lexeich - без обид, хорошо?

"Совет из серии "как лечить глаз я не знаю, но когда у меня болел зуб - я его вырвал". lexeich - без обид, хорошо?"

Я думаю мы тут собираемся чтобы обсуждать и советовать, а не из пещерного века вытягивать такие недостатки пещерных людей как обидчивость.

Что касается зуба, - то как ты не вентилируй зубоврачебный кабинет,как не перебеливай и не накрывай линолиум пол, сам зуб нужно сначала беречь и предохранять. Машина изначально должна быть надёжно обработана и защищена от ржавчины. Если следить потом за обработкой, то на 20 лет хватит. Проверено.

А что, кто-то хочет 100 лет на одной и той же машине ездить?

sergof

"Тектил..это если машина новая.. сухая и чистая с салона.. если не новая, то расстоп.. чтоб обработать скрытые полости на днище и под капотом нужен распылитель.. остальное можно успешно промазать самому.. в пороги залить масла отработки или нигрола, поездить слить, низ дверей изнутри можно сняв обшивку промазать тем же расстопом или даже мовилем, он быстрее высохнет и перестанет вонять.. Если машина новая.. то пластиковые подкрылки установленные сразу после обработки лишними точно не будут."

Очень верные слова сказанные по теме. Никакие премудрости гаража и хранилищ не помогут так как защита автомобиля.

Млин, та ктож с этим спорит? Вопрос в том, что вот у чела есть десятилетний тазик, и все рассуждения о том, что как хорошо было бы защитить её, когда она была новая. и о том, что иномарки гниют намного меньше, как их не храни.. ну вообще НИОЧЕМ в данном конкретном случае для конкретного человека.

sma

"Вопрос в том, что вот у чела есть десятилетний тазик, и все рассуждения о том, что как хорошо было бы защитить её, когда она была новая. и о том, что иномарки гниют намного меньше"

Да ну. Серьёзно? И условия не причём?

Тоже у одного чела, - могу показать фотку не плохо выглядящего 21-летнего ВАЗа, над которым заботились защищая от ржавчины.

Могу дать ссылку на фото которое я тут на форуме помещал, - то была Мазда3 модели сейчас выпускаемой, но уже с очагами вздувшейся ржавчины

Да ну. Серьёзно? И условия не причём? - условия чего? Хранения данной десятки предыдущим владельцем? И как нынешний владелец может на них повлиять? Время назад отмотать? Он "тебя" спрашивает, как ему эту машину в текущем состоянии сохранить, а ты ему рассказываешь, что: а) иномарки не гниют и б)"сохранять" надо было, когда эта десятка была новая. При том, что оба твоих утверждения несомненно верные, автору и его десятке они не помогут ни-хре-на.

Главный враг металла- вода+кислород+температура(ускоряющая процесс коррозии)

устраним хотя бы влажность-вентиляция должна быть хорошая и температура к нулю ближе.

У меня давно ещё было Жигули. Досталась б/у. Однажды заменил прогнивший глушак и выхлопные трубы. Через пару дней снег, слякоть. Глянул под машину, - дорожная соль поприлипала на новые части и очагами начала аппетитно их пожирать.


Сегодня расскажем о том, как сделать смотровую яму в гараже. Для многих автолюбителей это необходимый элемент гаражной постройки, потому многие из нас стараются сэкономить, отчего некоторые профилактические работы, связанные с автомобилем, проводят самостоятельно. Сразу надо оговориться, что при кажущейся простоте конструкции смотровой ямы, соорудить ее не так просто. Поэтому большинство владельцев гаражей предпочитают пригласить опытных мастеров, чтобы получить гарантированно высокое качество конечного результата. Но чтобы гарантия была стопроцентная, надо самому знать технологию возведения гаражной ямы. Поэтому читайте статью, запоминайте все, и это будет гарантия, что мастера вас не обманут.

Планирование сооружения смотровой ямы

Есть две ситуации, когда строят яму в гараже:

Первый вариант проще, потому что ничто не мешает выкопать грунт под размеры намеченного сооружения. Для этого даже можно воспользоваться услугами экскаватора, тем самым убыстрить сам процесс и отойти от трудоемких земляных работ.

Но обе ситуации случаются часто, так что разберемся с ними по отдельности. Но предварительно расскажем о размерах ямы в гараже под машину.

Размеры смотровой ямы

В основе размерных показателей лежит автомобильная база, а точнее, расстояние между колесами вашего авто, как по ширине, так и по длине. Но есть и минимальные параметры ширины, которые чаще и берутся за основу. Это 80-85 см. Что касается длины, то к длине автомобиля приплюсовывают 1 м. Хотя надо отдать должное, что для удобства использования смотровой ямы многие не останавливаются на этом размере, поэтому в гаражах можно встретить ямы длиною до 6 м.

Теперь с глубиной. Понятно, что рост владельца гаража и должен стать этим габаритом. При этом он руками должен достать до любой детали или узла на машине. Но специалисты рекомендуют углублять смотровую яму до 2 м. И если даже рост человека небольшой, то можно на дно всегда установить подставку или настил. Правда, это возможно сделать не всегда. Многое будет зависеть от уровня пролегания грунтовых вод. Если он высокий, к примеру, 1,2-1,5 м, то о яме можно забыть.

Это были габаритные размеры. Теперь о размерах строительных. По понятным причинам сам котлован под яму выкапывается побольше. Это связано с тем, что для формирования самого сооружения необходимо конструкцию обустроить. А для этого на дно надо уложить подушку с гидроизоляцией и залить ее стяжкой. Стены собирают из блоков или кирпича или заливают монолитной конструкцией в опалубку. Для всех этих материалов необходимо пространство без учета выбранных габаритов смотрового сооружения.

Привет всем. Дайте совет. Кто ставил машину в подземный гараж.

Хочу на зиму для машины гараж снять. Зимой ездить не буду. Машина будет тупо пять месяцев стоять на месте. Подвернулся вариант с подземным гаражем рядом с домом (на Чеглецова)+недорого. После ракушек в подворотни и стоянки вроде неплохой вариант. Но приятели отговаривают - сгниет она там.

Гараж смотрел. Вентиляция есть. Погреб, смотровая яма. Кажись все нормально. Только когда открывали ворота в лица пахнуло погребной сыростью. Понятно, что если поставить машину мокрой, то здесь все от вентиляции зависит. А если ее сухую там хранить реально она конденсатом с плесенью покрытся может?

Смотрел у знакомого гараж на Попова 186. Та же ситуация.

погреб в гараже зло.

с соседями-то поговори. там же не один гараж, как я понимаю.
ходить проветривать периодически будешь)))

весной прийдёш - только резина цэлая останецца, ибо не гниёт. металл осыпецца в труху, подметёш и всё.

у меня у отца всегда был подземный гараж. первый москвич действительно сгнил хорошо так.. но то ж русское авто.. :))

потом он стал во-первых проветривать и бороться с сыростью по мере возможности, во-вторых ездил уже на японских авто.. проблем нет!!
я тоже теперь ставлю в подземный рядом с ним.

ЗЫ на Чеглецова то поди в том же боксе подземном, что и у меня :))
за скока сдают??

Крым - это Россия!

Toyota Funcargo -> Toyota Prius : с табуретки на электричку

гараж просушить и можно ставить. гниют лишь те машины, что зимой днем ездят, а на ночь в ОТАПЛИВАЕМЫЙ гараж ставятся.

Гаражи разные бывают. В одни грунтовые воды поступают, в другие нет. В одних вентиляция справляется с осушением, в других нет.
Влажность воздуха померь в закрытом гараже. Не один раз, понаблюдай несколько дней.
По мне, так лучше на улице машину хранить, чем в сыром гараже. На улице машина быстро просыхает за счет ветра.

сгнить за 5 месяцев конечно громко сказано, но если влажность высокая и тепло там зимой, то "рыжики побегут" не сомневайся.

приехал вечером весь в снегу.. по максимум очистился, заехал. с утра понятно под машиной все равно лужи. выехал.. вымел лужи нафиг, уехал.. оставшаяся мокрота до вечера подсыхает. приехал и все по новой..

если не помогает и вечером по приезду в гараже еще мокро, то можно открыть настеж ворота на часок, посидеть покурить.. включить вентилятор в гараже.

на худой конец весной в самую слякоть, когда действительно полная опа, ставить на стоянку (у меня один фиг до гаража в такое время не доехать :)).

Крым - это Россия!

Toyota Funcargo -> Toyota Prius : с табуретки на электричку

весной прийдёш - только резина цэлая останецца, ибо не гниёт. металл осыпецца в труху, подметёш и всё.

+ 1000 Бгг :)))
Смотря какое авто, какой гараж ;)
Короче вот уже почти пять лет ставлю машину в подземном гараже. Гараж надо сказать хреновый. По весне, когда всё начинает таять - он протекает напрочь и вся эта водища сохнет там до конца июля - начала августа, о5 же если нет дождей. Вентиляция есть, но за эти пять лет хрен она когда работала. Короче сыро.
Из минусов - сыро, а летом ещё и холодно - пива в гараже хрен попъёшь, если тока в шубе :)
Из плюсов - зимой нет дубака, в любой мороз машина заводится с полпинка, не насилуется ни движка, ни АКБ.
Если японское авто - не сгниет. Если тазопром - хз, сам не юзал в подземелье. Среди сосдедей тазоводы есть, но переодически меняются. Наверное по мере согнивания :))

очень не советую у самого такой гараж после зимы на прошлой машине Тойота были следы коррозии, все дело в погребе. не бери

Минусы хранения авто в гараже

В настоящее время большинство автомобилей в России хранится на улице под открытым небом. Позволить себе личный гараж, да ещё и недалеко от дома, могут единицы, вот и приходится хранить машину, где попало. Если посмотреть на объявления о продаже подержанных машин, то можно заметить, что машины, которые хранились в гаражах, стоят дороже, и этот факт преподносится как преимущество. Но вот действительно ли это так?

Машина быстро гниёт

В большинстве гаражей достаточно высокая влажность, особенно если в нём есть смотровая яма. Приводит это к тому, что автомобиль при длительной стоянке в гараже начинает ржаветь. Особенно сильно это заметно по днищу машину, которое становится буквально рыжего цвета. Под гаражные кооперативы всегда отводили самые плохие земельные участки, на болотистой местности или недалеко от озёр, отсюда и такая высокая влажность. Машина в таком гараже сгниёт гораздо быстрее той, что хранится на улице, где её продувают ветра со всех сторон.

Чем плох гараж

Стоит ли переплачивать за гаражное хранение?

Если продавец акцентирует внимание на гаражном хранении машины, говоря, что поэтому цена на неё выше, то стоит отнестись к этой информации скептически. Такую машину нужно обязательно смотреть на подъёмнике, так как коррозия могла покрыть детали подвески и кузов. Большой вопрос — стоит ли переплачивать за машину, которая хранилась в гараже.

Главный плюс

Но есть и плюсы в таких машинах. Если гараж был сухой, то автомобиль будет выглядеть намного лучше своего собрата, который стоял на улице. При парковке во дворе машины неминуемо получают повреждения краски, а в гараже автомобилю ничего не угрожает.

При покупке подержанной машины, прежде всего, нужно смотреть на её техническое состояние, а не на то, где она хранилась — это не так важно. Проверять необходимо любой автомобиль, а искать специально тот, который хранился в гараже, не стоит, ведь этим гаражом могла быть железная коробка во дворе.

Читайте также: