Как промыть систему охлаждения двигателя мтз 82 своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Одними из основных систем двигателя автомобиля являются система смазки и охлаждения. В нормальном и исправном состоянии они представляют собой замкнутые контуры, поэтому циркулирующие в них масло и антифриз не смешиваются. При нарушении герметичности некоторых элементов масло может попадать в охлаждающую жидкость. Если это случилось, надо срочно установить и устранить причину, а также качественно промыть систему охлаждения.

Последствия попадания масла в антифриз

Если не обращать внимания на то, что в охлаждающую жидкость попало масло и не устранить причину, то появятся следующие последствия:

  • износ подшипников, так как их разрушает образующаяся агрессивная среда;
  • дизельный мотор может заклинить, так как вода попадает в цилиндры и происходит гидравлический удар;
  • забиваются магистрали и патрубки системы охлаждения, и она перестаёт нормально работать.

Средства для промывки

В качестве средств для промывки автовладельцы прибегают к следующим методам.

Надо приготовить дистиллированную или хотя бы кипячёную воду. Использовать такой вариант можно только при слабом загрязнении системы охлаждения. Воду заливают в радиатор, после этого двигатель нагревают до рабочей температуры и всё сливают. Чтобы избавиться от эмульсии, придётся повторить процедуру 5–6 раз. Это малоэффективный способ промывки системы от масла, но он самый доступный.

Вода

Молочная сыворотка

Можно использовать молочную сыворотку. Перед использованием сыворотку надо процедить через марлю, чтобы удалить имеющиеся в ней сгустки и осадок. Народные умельцы рекомендуют разные сроки нахождения сыворотки в системе охлаждения. Некоторые ездят с ней 200–300 км, другие заливают, прогревают мотор и сливают.

Если после слива сыворотки в ней много сгустков и маслянистых образований, то процедуру очистки рекомендуется повторить.

Молочная сыворотка

Fairy

Используют Fairy или аналогичное средство для мытья посуды. В большое количество воды заливают 200–250 грамм такого средства, в зависимости от степени загрязнения системы, и размешивают. Мотор прогревают и оставляют на 15–20 минут.

Если после слива в жидкости много примесей, то процедуру повторяют. Во время промывки моющее средство начинает сильно пениться, поэтому надо контролировать состояние расширительного бачка. Такой вариант помогает эффективно удалять масло из системы, но его недостаток в образовании большого количества пены. Надо промывать систему несколько раз водой, пока не удалятся остатки моющего средства.

Моющее средство

Во время нагревания моющие средства начинают сильно пениться, поэтому надо контролировать расширительный бачок

Порошок-автомат

Этот вариант похож на применение средств для мытья посуды, поэтому так же хорошо справляется с очисткой системы от масла. Преимущество в том, что при использовании порошка-автомата образуется меньше пены. При создании раствора на литр воды добавляют 1 столовую ложку порошка.

Дизельное топливо

Это самый эффективный народный метод. Заливают в систему дизельное топливо, прогревают мотор и сливают солярку. Процедуру повторяют минимуму два раза, а перед заливкой антифриза промывают водой.

Некоторые люди боятся, что солярка может воспламениться или повредить патрубки. Народные умельцы утверждают, что ничего такого не случается и метод очень эффективно работает. Чтобы двигатель быстрее прогрелся, во время его промывки дизельным топливом рекомендуется снять термостат.

Видео: промывка системы охлаждения соляркой

Специальные жидкости

В магазине можно приобрести специальные жидкости для промывки системы охлаждения. Это лучший вариант для очистки системы охлаждения от масла, но дороже, чем применение народных методов.

Специальные жидкости

Каждое такое средство имеет инструкцию, по которой и надо действовать. Определённое количество специальной жидкости заливают в систему. Дают двигателю поработать 30–40 минут и сливают, а затем промывают систему водой.

Видео: чем промыть систему охлаждения от эмульсии

Промывки, которые не работают

Не все народные способы действительно эффективны от попавшего масла:

    Кола, Фанта, Спрайт — способ эффективный для удаления накипи и ржавчины, но с маслянистыми отложениями он плохо справляется. Кроме этого, надо будет потом хорошо промыть систему водой, чтобы удалить остатки сахара.

Кола

Лимонная кислота

Сода

Меры предосторожности и нюансы промывки

При самостоятельной промывке лучше всего использовать специальные средства, которые выбираются в зависимости от загрязнения (масло, накипь, ржавчина). Применение большинства народных методов не будет таким эффективным, как использование специальных жидкостей.

Учтите, что не всегда народные средства обходятся дешевле, чем специальные. Кроме этого, их применением занимает больше времени. Например, чтобы отмыть систему от пены после использования средств для мытья посуды, понадобится её промывать минимум 10 раз.

Для промывки мотора с помощью любых средств надо использовать дистиллированную или кипячёную воду. Если взять водопроводную воду, то во время нагрева образуются накипь.

Есть много способов промывки системы охлаждения в случае попадания в неё масла. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы не допустить серьёзных последствий, надо периодически контролировать состояние антифриза и при появлении первых признаков попадания в него масла, устранять причины и промывать систему.

Как обслуживать систему охлаждения трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Для безотказной работы дизеля трактора МТЗ очень важна поддержка правильного температурного режима эксплуатации. Если температурный режим выдерживается, двигатель трактора МТЗ, как правило, работает долго и без нареканий. А вот нарушение температурного режима из-за неполадок в системе охлаждения влечёт за собой значительное количество поломок дизеля, вплоть до полного его выхода из строя. Для тракторов марки МТЗ 80,82 нормальная работа всех механизмов дизеля обеспечивается при температуре 85–95 °С. Эксплуатация тракторов МТЗ-80,82 как при более низких, так и при более высоких температурах крайне негативно сказывается на состоянии трактора. В первом случае происходит значительная потеря мощности и перерасход топлива. Во втором — двигатель трактора МТЗ может заклинить, что приведет к механическому разрушению ряда деталей.

Только исправная система охлаждения позволяет трактору МТЗ-80,82 постоянно работать в оптимальном температурном режиме.

Что и в каком количестве заливать в систему охлаждения тракторов МТЗ-80,82

Система охлаждения тракторов МТЗ-80, 82 будет безотказно работать, если Вы залили в систему охлаждающую жидкость в количестве и качеством, рекомендованном заводом-изготовителем. Очень часто владельцы и трактористы просто заливают в агрегат какую-либо охлаждающую жидкость и считают, что вопрос закрыт. На самом деле всё сложнее и требует чуть больше ответственности и внимания.

Вопрос качества охлаждающей жидкости является одним из самых главных. Оптимальной охлаждающей жидкостью для дизеля является тосол. В тосоле нет никаких минеральных добавок и активных веществ, которые вступают в реакцию с системой охлаждения и выводят её из строя. Стоит отметить, что новенькие тракторы с завода поставляются покупателям именно с этой охлаждающей жидкостью.

Как вариант, в качестве охлаждающей жидкости можно использовать мягкую воду, а также дождевую или талую воду. Для смягчения жесткой колодезной или водопроводной воды добавьте туда кальцинированную соду (в пропорции 10–12 г соды на 10 литров воды).

Сколько же охлаждающей жидкости нужно залить в систему охлаждения? В верхнем бачке радиатора уровень жидкости должен быть на 50–60 мм ниже уровня заливной горловины. Если уровень охлаждающей жидкости будет выше, то, нагреваясь и расширяясь в процессе работы дизеля, она будет вытекать через контрольное сливное отверстие радиатора. Что приводит к напрасному перерасходу недешёвого тосола, загрязнению окружающей среды и загрязнению других узлов двигателя прилипающей пылью — со всеми вытекающими последствиями. Кстати, трактористы часто жалуются на проблему вытекания охлаждающей жидкости через контрольное сливное отверстие радиатора, а ведь сами же её и создают собственной небрежностью.

Если же уровень охлаждающей жидкости окажется ниже нормы, то не будет происходить необходимая её циркуляция по всей системе охлаждения, что, естественно, приведет к скорому перегреву дизеля.


Выполняйте инструкции по обязательному ежесменному техническому обслуживанию системы охлаждения тракторов МТЗ-80,82

Если Вы столкнулись с непонятными сбоями в работе системы охлаждения, то обратите внимание на то, как Вы выполняете инструкции по обязательному ежесменному техническому обслуживанию системы.

После каждой смены Вы обязаны проверять натяжение ремня, ведущего на водяной насос. Проверять его очень просто: необходимо взяться за ремень рукой на самой большой его ветви между генератором и водяным насосом и нажать с усилием около 40 Ньютонов (приблизительно 4 кг). При этом прогиб ремня должен составить от 15 до 22 мм. Если натяжение ремня недостаточное, водяной насос будет работать неэффективно: перекачка охлаждающей жидкости будет проводиться не по всей системе охлаждения, что может привести к сбою.

Также внимательно следите за состоянием пробки заливной горловины, а именно за состоянием имеющегося в ней специального клапана. Система охлаждения герметична, и, когда содержащаяся в ней охлаждающая жидкость нагревается, образовавшиеся пары выходят через предназначенный для этого клапан в пробке заливной горловины, тем самым обеспечивая нормальную работу системы. Если пробка каким-то образом повреждается или закупоривается, пары начинают искать альтернативные пути выхода. В результате могут быть повреждены уплотнители водяного насоса, начнется подтекание охлаждающей жидкости из водяного насоса.

Промывка системы охлаждения тракторов МТЗ-80,82

Каждые 2 000 часов работы трактора необходимо промывайте системы охлаждения трактора МТЗ-80,82. Через определённый промежуток времени отработавшая жидкость (тосол или вода) загрязняется, начинает менять свой химический состав и становится непригодной для дальнейшего использования. Для промывки используйте специальный раствор, для его приготовления в одном литре воды необходимо развести 50–60 г соды. Промывка осуществляется следующим образом: в радиатор трактора МТЗ-80,82 залейте 2 литра керосина, а затем заполните его приготовленным раствором. На этой смеси дизель должен проработать 8–10 часов. После этого раствор сливается, а радиатор трактора МТЗ-80,82 промывается чистой водой.

Помимо этого радиатору трактора МТЗ-80,82 необходима регулярная сухая чистка. Так как трактор МТЗ-80,82 постоянно эксплуатируется в агрессивных условиях, то в радиатор нередко попадают пыль, солома и другой мелкий мусор, который необходимо выдувать сжатым воздухом. Без этого агрегат быстро выйдет из строя.

Также обратите внимание на следующий момент. При выходе из строя термостата системы охлаждения трактора МТЗ-80,82 обязательно купите новый прибор. Не оставляйте систему охлаждения трактора МТЗ-80, 82 без термостата. Категорически запрещается вскрывать корпус и изымать термостат из системы охлаждения трактора МТЗ-80, 82. Подобные действия приведут к нарушению температурного режима эксплуатации двигателя, что может привести к его полной поломке.

Если при эксплуатации трактора в летний период отсутствие термостата не слишком пагубно влияет на работу двигателя, то зимой нагреть дизель без термостата до необходимого температурного режима практически невозможно. Помните о том, что за ремонт всего дизеля платить придется куда больше, чем за замену термостата.

И, конечно же, соблюдайте все правила обслуживания системы охлаждения и внимательно относитесь к выполнению работ по поддержанию её работоспособности.

Промывка системы охлаждения двигателя

Ремонт

Чтобы двигатель автомобиля функционировал стабильно, необходимо поддерживать работоспособность системы охлаждения. Она защищает мотор от перегрева. Уход за этой системой предусматривает ее регулярную очистку.

Для чего необходима промывка системы охлаждения двигателя

Как часто делать промывку

Точные сроки для такой операции производители не указывают. Специалисты рекомендуют выполнять очистку системы охлаждения двигателя каждый раз, когда происходит замена антифриза. Его меняют обычно через 3-5 лет или через 90-150 тысяч км пробега. Регламентный срок замены антифриза можно узнать в интернете.

Специалисты считают, что неконтролируемая процедура промывки радиатора способна навредить машине. При этом, своевременное сервисное обслуживание не способно исключить возможные проблемы с охлаждающей системой. Замена антифриза, очистка системы должна проводиться раз в несколько лет. Это поможет предупредить возникновение поломок.

Промывать систему охлаждения двигателя надо обязательно в следующих случаях:

  • Если ремонтировались системы двигателя и внутрь попала грязь.
  • Если антифриз заливали давно.

Промывку делать не надо, если автомобиль куплен у официального дилера в автосалоне. Также она не требуется в случае, когда антифриз меняли всегда в срок и не доливали в систему некачественную жидкость.

Зачем делать промывку

Чем промывать или как выбрать промывку

Есть народные и специальные средства для промывки системы охлаждения двигателя, о которых мы расскажем дальше.

Заниматься этой процедурой необходимо на улице в теплый сезон. Зимой понадобится заехать в теплый бокс. Самый мягкий способ очистки подразумевает использование обычной воды. Если имеется сильная накипь, то вода ее не уберет. В таком случае необходимо использовать специальные очищающие средства. Это могут быть такие марки, как Lavr, Radiator, Flush и др. Чтобы устранить известковый налет, можно взять:

  • уксус,
  • соду,
  • лимонную/молочную кислоту и другие народные средства.

Выбор вещества для промывки радиатора зависит от факторов:

  • Пробег. Новому двигателю не требуются агрессивные средства, так как в нем нет отложений. В этом варианте нужно брать нейтральные вещества или народные средства. Старый агрегат можно промывать эффективными двухкомпонентными препаратами.
  • Тип двигателя. Средства для легковых и грузовых авто различаются. Также есть универсальные вещества, применимые к любому виду транспорта.
  • Применяемый антифриз. Промывка должна быть совместима с ним.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины

Очистить части радиатора от загрязнений и ржавчины можно с помощью раствора обычной лимонной кислоты. Промывка системы охлаждения автомобиля выполняют очень просто. Сначала делают раствор: на литр чистой воды берут примерно 30 граммов кислоты. При сильной ржавчине концентрацию активного вещества можно увеличить до 100 граммов. Далее сливают старую жидкость, наливаю свежий раствор. Двигатель разогревают и оставляют жидкость на несколько часов. После этого ее сливают и оценивают состояние. Если раствор грязный, процедуру повторяют еще несколько раз. Финальный этап – промывка системы обычной водой и дальнейшая заливка охлаждающего средства.

По такой же схеме можно очистить радиатор уксусной кислотой. Раствор готовят в следующей пропорции: на 10 литров воды берут 500 мл уксуса. Процедуру выполняют аналогично описанной выше.

Промывка в домашних условиях

Промыть систему охлаждения двигателя от масла

В исправном автомобиле масло не смешивается с антифризом. Масло может попасть в охлаждающую жидкость из-за поломки. Тогда необходимо обязательно промыть радиатор. Если не сделать этого, то пострадают другие детали машины: дизельный двигатель, подшипники и др. Промыть систему охлаждения от масла можно народными средствами: молочной сывороткой, кока-колой, лимонной кислотой, Fairy для посуды. Дистиллированной водой тоже очищают радиатор. При этом его многократно промывают. Эффективно борются с обозначенной проблемой специальные составы. Хорошие отзывы имеет профессиональный препарат ABRO AB-505. Его применяют против масляных загрязнений, ржавчины и накипи. Есть и другие отличные средства, которые продают в автосалонах и СТО.

Народные средства для промывки системы охлаждения двигателя

Недорогие и доступные варианты очистки предполагают применение веществ, которые всегда под рукой. Народные средства для очищения системы проверены многократно. Условно их делят на:

  • кислотосодержащие – очищают от ржавчины;
  • щелочные – удаляют накипь.

Рассмотрим, как применяют каждое средство для промывки.

Лимонная кислота

Вещество способно удалять ржавчину, так как в его составе кислота. Рабочий раствор можно приготовить так:

На 1 литр обычной воды взять 2 столовые ложки кислоты, если планируется профилактика или легкая очистка. Если деталь не промывали давно, то на литр воды берут 10 ст. ложек вещества. Вода должна иметь высокую кислотность.

  • Из системы охлаждения сливают жидкость.
  • Заливают подготовленную воду с кислотой.
  • Запускают мотор, нагревают его и оставляют на пару часов.
  • Сливают жидкость. Если она мутная, процедуру повторяют.
  • Промывают систему обычной водой.

Промывка лимонной кислотой

Видео промывка системы охлаждения лимонной кислотой

Чтобы точно знать, как выполняется промывка радиатора, посмотрите видео в интернете. Это поможет вам сделать промывание агрегата самостоятельно. Лимонную кислоту считают хорошим дешевым средством. Пользователи рекомендуют покупать ее не в пакетиках, а на развес. Воду советуют брать дистиллированную. Промывка системы с помощью кислоты проводится легко и просто.

Как промыть радиатор охлаждения уксусной кислотой

Уксус считают эффективным и доступным средством для мытья системы. Для процедуры берут 1 бутылку уксуса и примерно 10 литров воды. Уксус разводят в воде, получая 3% раствор. Его заливают в охлаждающую систему. Далее заводят двигатель, прогревая его до рабочего показателя. После автоматического включения вентилятора двигатель глушат. После этого раствор сливают. Радиатор охлаждения двигателя можно дополнительно промыть содовым раствором.

Как промыть систему охлаждения молочной кислотой или сывороткой

Очистка системы охлаждения двигателя молочной сывороткой – мягкий и наиболее продолжительный способ. После слива старой охлаждающей жидкости заливают отфильтрованную сыворотку или молочную кислоту. Далее проезжают на машине примерно 50 км. После этого жидкость сливают и промывают систему чистой водой.

Промывка системы охлаждения двигателя своими руками с помощью каустической соды

Очистить радиатор от грязи можно каустической содой. Этот способ не применяют, если двигатель имеет алюминий в составе. Иначе такая сода вступит с ним в реакцию. Это вызовет поломку мотора. Если вы точно знаете, что алюминий отсутствует, помыть систему охлаждения можно так:

  • Удалите охлаждающую жидкость.
  • Приготовьте рабочий раствор из расчета 300 грамм каустической соды на 5 литров воды.
  • Заведите автомобиль.
  • Оставьте содовый раствор на 5 часов.
  • Слейте жидкость.

Каустическая сода имеет второй класс опасности. Рука должна быть в перчатке, иначе вещество может разъесть кожу. При работе рекомендуется также использовать защитные очки.

Очистка системы охлаждения с помощью Fanta

Напиток Фанта успешно применяется автовладельцами для чистки радиаторов. В его составе есть лимонная кислота, что объясняет очищающий эффект. Время проведения процедуры зависит от того, насколько сильно загрязнилась система. Профилактическая очистка заключается в том, что после заливки фанты внутрь, двигателю дают поработать на холостых оборотах около 40 минут. Чтобы отмыть застарелую грязь, необходимо покататься на автомобиле 2 дня. Далее использованную жидкость сливают и промывают систему дистиллятом. После этого его тоже сливают, промывают деталь водой. Чистую систему наполняют свежим антифризом.

Профессиональные средства для очистки системы охлаждения двигателя

Специальные составы имеют высокую эффективность. Их различают в зависимости от состава:

  • Нейтральные. Применяют в целях профилактики. В них нет агрессивных компонентов. Они отличаются минимальной эффективностью.
  • Кислотные. Предназначены для устранения неорганических загрязнений. Имеют агрессивные вещества, за счет чего действуют быстро.
  • Щелочные. Растворяют органические соединения.
  • Двухкомпонентные. Содержат кислоты и щелочи. Это наиболее действенные средства. Но у них высокая стоимость.

Использовать одновременно два состава для очистки системы охлаждения нельзя. Также не рекомендуется заливать ее высококонцентрированными жидкостями. Иначе можно повредить двигатель.

Промывка охлаждающей системы Lavr radiator flush classic

Lavr radiator flush

Это профессиональное средство, которое можно приобрести в специализированном магазине. Состав подходит для моторов любого вида. Его также применяют для строительной техники. Это средство, как и вещество gear radiator flush 7 minute, заливают в систему перед тем, как поменять охлаждающий антифриз. Промывка быстро и эффективно устраняет сильные загрязнения. С помощью препарата удаляют масло, ржавчину, накипь и др. Применяя такое вещество, можно увеличить срок применения антифриза.

Lavr radiator flush продают в емкости объемом 1 литр. Он характеризуется доступной ценой и высокой активностью. В его составе есть щелочи и кислоты. Средство производит российское предприятие, поэтому оно идеально подходит для использования в местных условиях. Промывка радиатора охлаждения двигателя происходит легко. Сначала необходимо остудить мотор, слить охладитель. Рабочее вещество встряхнуть и залить внутрь. Далее включить двигатель на холостом ходу. После применения средства систему промывают и заливают новый антифриз.

Чистка системы охлаждения с помощью Hi gear radiator flush 7 minute

Это чистящий препарат американского производства. Он активно применяется автовладельцами России, Европы и СНГ. Его плюсы в доступной цене и высокой эффективности. Преимуществом считают время применения – всего семь минут. После короткой обработки реагент можно удалять из системы. После него повышается работоспособность охлаждающей жидкости. В составе только щелочи. Поэтому gear radiator flush 7 minute используют для чистки не в каждом случае, а только для устранения органических образований. Средство хорошо совместимо с любыми поверхностями. Чистка радиатора с ним проходит очень быстро.

Как промывать систему охлаждения двигателя с помощью liqui moly kuhler reiniger

Популярный и доступный инструмент для промывки двигателя. Его применяют в любых охладительных системах. В его составе отсутствуют компоненты, которые способны разъедать детали. Обычно такую жидкость берут для профилактики. Liqui moly kuhler reiniger рекомендуют применять пару раз в год для предотвращения образования накипи и прочих веществ. Один баллончик объемом 300 мл рассчитан на 10 литров воды. После заливки средства в систему машину оставляют работать на холостом ходу. После очистки системы охлаждения двигателя заливают свежий антифриз. Для трудных загрязнений это вещество не применяют.

Очистка системы охлаждения с помощью Xenum m flush

Xenium M-Flush

Это высококачественная промывка для стойких загрязнений. Вещество подходит для использования в дизельных и бензиновых двигателях. Его продают дорого, но высокая стоимость оправдана: средство применимо для старых агрегатов, которые имеют стойкие и сильные загрязнения. Xenum m flush способно восстановить функции поршневых колец, гидравлики. Вещество улучшает работу двигателя и снижает стоимость эксплуатации автомобиля. После него рабочие жидкости можно использовать дольше.

Жидкость для промывки системы охлаждения Zic flush

Корейское средство для очистки двигателей легковых автомобилей. Оно продается в таре объемом 4 литра, поэтому рассчитано на длительное применение. Допустимо использовать его для промывки не только двигателя, но и прочих узлов. Оно быстро и хорошо устраняет накипь, ржавчину, масляные следы. Жидкость полностью безопасна для полимерных материалов. Если правильно применять Zic flush, можно продлить срок использования главных узлов машины. Минусом считают высокую стоимость.

Wynns w76695 injection system purge

Средство помогает эффективно промыть систему охлаждения двигателя. Оно применимо для автомобилей с большим пробегом, которые имеют сильные загрязнения. Для этого не надо агрегат разбирать. Промывка системы помогает повысить ее производительность. Wynns w76695 injection system purge производят в Бельгии. Средство имеет объем 1 литр и подходит только для двигателей инжекторного типа.

Чем не рекомендуется промывать систему охлаждения

Есть народные средства, которые неэффективны и вредны по отношению к частям автомобиля. Среди них вода, используемая автовладельцами для очистки. В теплую погоду обычная вода способствует быстрому формированию накипи. Зимой результатом ее действия может стать оледенение, за которым следует выход из строя многих агрегатов. Допустимо применять фильтрованную и кипяченую воду, так как в них меньше солей и прочих частиц. Но этот способ считается нерезультативным. Рассмотрим другие составы, использовать которые не следует.

Coca cola

Fairy для промывки системы охлаждения

Fairy

Это моющее средство отлично удаляет грязь и жир. Оно не предназначено для борьбы с моторным маслом. Его минус в том, что оно очень сильно пенится. При использовании необходимо наблюдать за состоянием расширительного бачка. После промывки системы охлаждения двигателя приходится долго обрабатывать двигатель водой, чтобы удалить остатки Fairy.

Calgon и его аналоги

Предназначение таких средств – очищение водопроводных труб от известковых отложений. Они не рекомендованы для применения в автомобилях.

Белизна

Другие смеси

Есть народные средства для очистки, которые губительно действуют на детали автомобиля. Например, смесь из соды, лимонной кислоты и уксуса. Она разъедает детали из резины и пластмассы. Гораздо безопаснее и эффективнее воспользоваться специальным средством для очистки из ассортимента автохимии.

Как помыть радиатор авто снаружи

Радиатор охлаждения активно используется. В процессе эксплуатации он забивается грязью, мусором. Тогда тепло не полностью уходит в окружающую среду, а поступает к двигателю обратно. В результате мотор перегревается. Чистить радиатор необходимо регулярно, чтобы транспортное средство сохраняло свою работоспособность. Для очистки агрегата снаружи можно использовать обычную воду. Если есть стойкие загрязнения, то одной воды будет недостаточно. Тогда лучше взять специальное вещество для очистки радиатора автомобиля снаружи. В продаже есть много универсальных средств, которые хорошо вычищают грязь из агрегата. Стоимость таких веществ разная. Она зависит от состава и производителя.

В составе автохимии есть концентрированные компоненты, которые быстро удаляют отложения солей, ржавчину, масляные пятна, грязь. Для наружной чистки понадобятся ведра, щетки, рабочие перчатки, ветошь, чистящее средство. Чтобы помыть радиатор снаружи, его сначала необходимо вытащить из-под капота. Выполнить процедуру можно с помощью мыльной воды и кисточки. Это самый простой способ наружной чистки радиатора. После намыливания узла его промывают теплой водой.

Чем промыть радиатор охлаждения

Для промывки радиатора снаружи производители выпускают эффективные средства. Хорошие отзывы есть у следующих веществ:

  • Liqui Moly Kuhler Reiniger. Отличное средство для удаления накипи, грязи с частицами смазки и химических соединений.
  • Hi-Gear. Предназначено для застарелых загрязнений, ржавчины.
  • Mannol — Наружная очистка агрегата устраняет ржавчину, накипь и другие отложения.

Если наружная очистка результата не принесла, понадобится выполнить внутреннюю промывку. При наличии серьезных повреждений потребуется замена агрегата. Во многих случаях механическое очищение успешно проводят самостоятельно. Это позволяет решить задачу перегрева. Одновременно проводят осмотр патрубков и шлангов, меняют пробку радиатора, термостат.

В процессе эксплуатации, качество охлаждающей жидкости снижается и система засоряется различными отложениями. Если антифриз (тосол) в расширительном бачке или радиаторе имеет тёмно-коричневый цвет и масляные пятна, то вывод один — требуется замена охлаждающей жидкости и промывка системы охлаждения двигателя. Проделать это своими руками под силу даже начинающему автолюбителю, важно лишь знать: как правильно промыть систему охлаждения и чем это сделать.

Промывка системы охлаждения

Зачем и когда промывать систему охлаждения

Некоторые водители иногда задумываются — нужно ли промывать систему охлаждения двигателя или нет? Ведь там, по сути, просто циркулирует жидкость в замкнутой системе и уводит тепло от камер сгорания в окружающую среду. Есть автолюбители, которые считают, что тосол — это не масло и регулярное обслуживание охлаждающей системы необязательно. Но в действительности это не так, и промывка системы охлаждения — обязательная процедура, и вот почему.

В современных машинах для отвода тепла от двигателя применяется антифриз или его советский аналог — тосол. Антифриз намного лучше воды благодаря своим физико-эксплуатационным качествам. Но, по истечению 2-3 лет регулярной эксплуатации автомобиля, антифриз теряет свои свойства и трансформируется в воду. Постепенно, в рубашке охлаждения образуются ржавчина, накипь, продукты разложения антифриза и резиновых изделий, что уменьшает сечение каналов и ухудшает отвод тепла. К признакам того, что система охлаждения загрязнена, можно отнести:

  • печка плохо греет
  • горит лампочка охлаждающей жидкости или радиатора (не на всех моделях)
  • постоянная работа вентилятора радиатора
  • перегревы двигателя или высокие показатели температуры охлаждающей жидкости
  • потемнение или помутнение антифриза.

Грязная система охлаждения

Специалистами рекомендуется чистить систему, когда производится замена охлаждающей жидкости, а именно, не реже чем через 3 года или 40-50 тыс. км. пробега или в случае повышения рабочей температуры и перегрева двигателя, плохой работы печки или всей системы. Более точные значения, когда менять антифриз и какой заливать, можно посмотреть в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. Замена антифриза без промывки системы может быть напрасна, так как новый чистый антифриз заливается в грязную систему и результатов это не даст. Поэтому, следует регулярно вовремя обслуживать и промывать систему охлаждения.

Как правильно промыть систему охлаждения своими руками

Промыть систему охлаждения можно на СТО или самостоятельно в домашних условиях, тем более, что специфического оборудования для этого не потребуется. Принцип действия будет один и тот же, лишь будет различаться время промывки и некоторые нюансы в зависимости от того, чем будет очищаться система: народными средствами или специальными промывочными компонентами. Как правило, применяя специализированное средство для очистки системы охлаждения, руководство по проведению работ можно найти на упаковке или ёмкости с промывкой.

Специальные промывочные средства можно разделить на 4 типа:

Есть спец жидкости, которые следует смешать с некоторым объемом дистиллированной воды и полученной смесью промывать систему. В таком случае, порядок будет следующий:

  1. Поставить авто на ровную поверхность, открыть капот и подготовить ёмкость для слива антифриза (10-20 литров)
  2. Открутить сливные пробки с блока цилиндров (если есть) и радиатора (расположена внизу, либо снять нижний патрубок), открутить крышки радиатора и расширительного бачка, и слить охлаждающую жидкость в ёмкость. По цвету и наличию примесей можно оценить степень загрязнённости системы
  3. Закрутить сливные пробки и залить в систему очищающий раствор, закрутить крышки радиатора и расширительного бачка
  4. Запустить двигатель и дать ему прогреться до полного открытия термостата, обычно около 20 минут, или то время, которое оговорено в инструкции по применению спецсредства
  5. Заглушить двигатель и дать жидкости немного охладиться, чтобы, в дальнейшем, не получить ожоги
  6. Слить промывку из системы вышеуказанным способом и залить дистиллированную воду, чтобы вымыть остатки раствора. Лить обычную воду противопоказано (на крайний случай ее можно прокипятить)
  7. Запустить двигатель и дать ему немного поработать, затем слить воду. Если сливаемая жидкость будет грязная, то процедуру промывки системы следует повторить, пока вода не будет прозрачной
  8. Залить новый антифриз согласно рекомендациям изготовителя и выгнать воздушную пробку.

На этом, промывка внутри системы окончена, но не стоит забывать, что для улучшения теплоотвода следует очистить решетку радиатора от грязи снаружи. Также, можно промыть радиатор и печку отдельно, в случае их сильного загрязнения.

Видео, как промыть систему охлаждения

Как правильно промывать систему охлаждения и для чего это необходимо делать, можно посмотреть в данном видео:

Чистота системы охлаждения не преследует косметические цели, это основа нормального обмена энергией между металлическими деталями двигателя и жидкостью. Для переноса тепла от мотора к радиатору служит антифриз – незамерзающая жидкость на водяной основе с добавкой этиленгликоля. Необходимые для поддержания стенок рубашки охлаждения в порядке вещества в нём имеются, но они вырабатываются и антифриз деградирует, сам становясь источником загрязнения.


В каких случаях делается промывка системы охлаждения ДВС

Если постоянно применять качественный антифриз, вовремя его заменять и следить, чтобы в него не попадали любые посторонние вещества, то система в промывках не нуждается.

Антикоррозийные, моющие, диспергирующие и нормализующие присадки в сертифицированном антифризе присутствуют. Но бывают ситуации, когда правила эксплуатации нарушаются, и промывка становится необходимостью.

Попадание в антифриз масла

В некоторых местах мотора каналы охлаждения и масла соседствуют, нарушение уплотнений приводит к смешиванию масла с антифризом. Особенно часто нарушается стык головки с блоком цилиндром.


Масло под давлением начинает проникать в систему охлаждения, где на внутренних стенках образует плёнку, препятствующую теплообмену, частично разлагается, выделяет осадки и коксуется.

Ржавчина

Когда антифриз теряет свою защитную способность для металлов, на их поверхности начинается коррозия. Окислы плохо проводят тепло, система теряет эффективность.

К тому же коррозия имеет особенность каталитического ускорения дальнейших реакций окисления. Для очистки её приходится удалять химическим способом, поскольку доступ ко внутренним поверхностям рубашек охлаждения и радиаторов отсутствует.


Эмульсия

При контакте попавших в систему нефтепродуктов с водой получается эмульсия разной степени плотности, что кардинально нарушает работу системы.

Полностью вымыть эти вещества достаточно затруднительно, вода тут не поможет. Потребуются достаточно активные вещества, входящие в состав моющих растворов.


ТОП-4 народных средств для промывки

Народными считаются те химические вещества, которые специально не предназначены для промывки двигателей, но в разной мере эффективны. Подобные растворы редко могут удалять все виды загрязнений, но это не всегда и требуется. Можно использовать самые ярко выраженные их свойства для устранения вполне конкретных проблем, если известны их источники.

Лимонная кислота

Как и многие кислоты, лимонная способна реагировать со ржавчиной, не затрагивая основной металл. К ней достаточно стоек даже алюминий радиатора, который со многими кислотами реагирует быстро и бурно, мгновенно распадаясь.

С чугунных и стальных деталей лимонная кислота хорошо удаляет ржавый налёт, кроме того, она способно очистить и жировые наслоения. Чистка посуды этим веществом давно популярна в кухонной практике.

Примерная концентрация рабочего раствора составляет от 200 до 800 грамм (при сильно загрязнённой системе) на ведро воды (10 литров). Раствор заливается в тёплый двигатель после слива старой жидкости и первичной промывки системы чистой водой.

Через несколько часов кислота сливается и двигатель тщательно промывается проточной водой. Процедуру можно повторить, если имеются сомнения в полной очистке.

Молочная кислота

Молочная кислота в составе сыворотки – один из самых популярных и эффективных способов промывки. Работает она очень мягко, ничего не разрушает, поэтому на ней можно даже некоторое время ездить, добиваясь более качественного результата.


Перед употреблением сыворотку надо хорошо профильтровать, в ней могут быть включения жира или белка, что ухудшит ситуацию вместо улучшения. После заправки её вместо антифриза допускается пробег в несколько десятков километров с последующей промывкой чистой водой перед заливанием антифриза.


Каустическая сода

Очень едкий щелочной продукт, который хорошо смывает органику и жировые отложения. Но трудно представить себе двигатель, который можно без опасений мыть изнутри каустиком. Практически во всех массово применяется алюминий и его сплавы, которым едкий состав категорически противопоказан.


Разве что можно промывать отдельные детали, снятые с двигателя, и чугунные блоки цилиндров, которые на некоторых моторах ещё сохранились. Головки блока и радиаторы, а также многие патрубки сейчас везде изготавливаются из лёгких сплавов.

Уксусная кислота

По своим свойства схожа с лимонной, относительно безопасна для алюминия, пропорции и методика примерно те же. Так же желателен подогрев двигателя для ускорения реакции, но эксплуатировать машину нельзя, при максимальной рабочей температуре и большой длительности применения кислота начинает растворять и металлы.


Промывки, которые не работают или очень опасны для деталей двигателя

Если вещество, используемое для очистки просто бесполезно, то ничего страшного не произойдёт, даже вымоются взвешенные в жидкости отложения. Но непредсказуемость некоторых посторонних веществ в системе способно нанести вред, часто непоправимый.

Обычная вода

Вода используется для первичной и окончательной промывок в силу своей дешевизны и доступности. Желательно использовать воду с минимумом минеральных солей, образующих накипь, а также без кислотных свойств. В идеале – дистиллированную, но она не бесплатна. Заменой будет талая или кипяченая.

Хотя во многих водопроводах имеется вода вполне достаточного качества. Для аккумуляторов она непригодна, а системе охлаждения вреда не принесёт.

Кроме последней промывки перед заливкой антифриза. В этом случае вода должна быть именно дистиллированная или деионизованная, иначе присадки антифриза утратят часть своего ресурса на очистку остатков этой воды. Полностью удалить её не удастся, для этого пришлось бы переворачивать автомобиль вверх колёсами.

Coca-Cola

В состав этого напитка входит хорошо работающая по следам коррозии ортофосфорная кислота. Но кроме неё в секретном рецепте колы имеется ещё много крайне нежелательных для мотора ингредиентов. Поэтому эту вредную даже для человека жидкость в беззащитный мотор тем более заливать нельзя.

Да и ортофосфорную кислоту тоже, кроме ржавчины чёрных металлов она может вызвать нежелательные реакции на прочих составных частях.

Бытовая химия (Белизна, Крот, Calgon)

Все бытовые составы эффективны в очень узком спектре загрязнений, а система охлаждения собирает самую разнообразную грязь, поэтому полный эффект очистки не получится.

Да и каждый из них непредсказуемо влияет на алюминий, резину и пластик. В лучшем случае они не помогут, как, например, средства для мытья посуды, а в худшем — щёлочь нанесет повреждения алюминиевым деталям.

Как почистить систему охлаждения лимонной кислотой — пошаговая инструкция

Если решено воспользоваться оптимальным по скорости работы, минимуму вреда и простой доступности средством из раствора лимонной кислоты, то примерная методика выглядит так:

  • слить из системы старый антифриз, открыв краник печки, если он имеется;
  • промыть проточной водой или несколько раз залить воду, дать мотору поработать и слить;
  • приготовить рабочий раствор из 200 грамм порошка на 10 литров дистиллированной воды;
  • залить раствор в двигатель, запустить его и дать поработать до нагрева в 60-70 градусов;
  • слить кислоту, оценить количество вымытых загрязнений, если их выходит очень много, то повторить процедуру с новой порцией раствора;
  • ещё раз промыть двигатель водой, слить, продуть сжатым воздухом и залить новый антифриз рекомендованной марки.

При эксплуатации стоит последить за цветом и прозрачностью свежего антифриза. Если он быстро приобретёт серую или коричневую окраску, то придётся повторить промывку и снова сменить охлаждающую жидкость.

Сильно запущенная система может отмываться очень долго, это расплата за невнимательность к своевременной замене.

Читайте также: