Железобетон в дорожном строительстве
Железобетон в дорожном строительстве
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УСТРОЙСТВО МОНОЛИТНОГО ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда, предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.
ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.
ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по устройству монолитного цементобетонного покрытия автомобильной дороги общего пользования.
Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
- заводские инструкции и технические условия (ТУ);
- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса дорожно-строительных работ по устройству монолитного цементобетонного покрытия автомобильной дороги общего пользования, для обеспечения их высокого качества, а также:
- снижение себестоимости работ;
- сокращение сроков строительства;
- обеспечение безопасности выполняемых работ;
- организации ритмичной работы;
- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
- унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству монолитного цементобетонного покрытия автомобильной дороги общего пользования.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по устройству монолитного цементобетонного покрытия автомобильной дороги общего пользования, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожных работ.
Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:
- протяженность участка дороги - =1000,0 м;
- толщина покрытия - =0,20 м.
Рис.1. Поперечный разрез дорожной одежды с цементобетонным покрытием
1 - цементобетонное покрытие; 3 - цементогрунтовое основание; 4 - дополнительный слой песчаного основания; 5 - земляное полотно из карьерного грунта.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по устройству монолитного цементобетонного покрытия автомобильной дороги общего пользования.
2.2. Дорожно-строительные работы по устройству монолитного цементобетонного покрытия автомобильной дороги общего пользования выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:
2.3. В состав дорожно-строительных работ, последовательно выполняемых при устройстве монолитного цементобетонного покрытия автомобильной дороги общего пользования, входят следующие производственные операции:
- подготовка участка к бетонированию;
- транспортировка бетонной смеси к месту укладки;
- укладка цементобетонной смеси бетоноукладчиком;
- отделка поверхности бетонного покрытия;
- уход за свежеуложенным бетонным покрытием.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, механизированной бригадой, оснащенной безрельсовым комплектом машин ДС-110, дающим возможность в едином потоке осуществлять устройство и отделку монолитного цементобетонного покрытия со скоростью укладки бетонной смеси =2,0 м/мин, сменной длиной захватки =550 м. Комплект имеет в своем составе следующие механизмы:
ЖБИ-элементы автодорог: без чего не обойтись в строительстве
Автомобильная дорога – это не только покрытие. Она представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений, в задачу которых входят обеспечение эффективности и безопасности движения, а также защита от техногенных факторов. В состав инфраструктуры входят проезжие части, рельсовые пути, пешеходные тротуары, мосты и эстакады. В дорожном строительстве применяется широкий спектр типовых унифицированных изделий из железобетона.
Недостатки асфальтобетона
Традиционным материалом для покрытия автомагистралей является асфальтобетон. В его состав входят наполнители минерального происхождения, а в качестве вяжущего используется битум. Несмотря на такие преимущества асфальта как ремонтопригодность и возможность переработки для повторного использования, у него есть существенные недостатки:
- Высокая склонность к истиранию.
- Разрушение от проникновения влаги.
- Зависимость несущей способности от температуры: летом асфальтобетон деформируется и разрушается быстрее, чем зимой.
- При плавлении битума выделяются вредные вещества.
ЖБИ-плиты как альтернатива асфальту
Достойной альтернативой асфальту для создания покрытий считаются ЖБИ-плиты. Такую дорожную одежду успешно используют более 50 стран с различным климатом, в том числе Канада и США (Аляска). Опыт использования железобетонных элементов есть и в России: из них смонтированы все взлетные полосы аэродромов и вертолетные площадки.
Благодаря возможности точно рассчитать механические свойства изделий отечественные предприятия-производители наладили выпуск ЖБИ-плит для городских автомобильных дорог, магистралей, а также для организации временных подъездов на строительные площадки.
Основное преимущество железобетонного покрытия – экономическая эффективность его использования. По оценкам специалистов, средняя продолжительность жизненного цикла бетона превышает 30 лет. Для асфальта этот показатель составляет 13 лет. Если считать, что в стоимость дорожного полотна входят капитальные и эксплуатационные затраты, то ЖБИ-плиты выигрывают в долгосрочной перспективе.
К другим преимуществам железобетонной дорожной одежды относятся возможность круглогодичного монтажа, устойчивость на болотистых грунтах, равномерное распределение нагрузки на подушку.
Какие еще ЖБИ элементы нужны для строительства автодороги
Бордюрный камень. Изделия предназначены для отделения проезжей части от других зон. Бордюрный камень является опорой при укладке асфальтобетонных покрытий и тротуарной плитки.
Железобетонная труба. Чтобы проложить дорогу через овраг, необходимо предусмотреть возможность свободного протекания дождевых и талых вод по его дну. Бетонные трубы различных сечений имеют звенную конструкцию, что позволят смонтировать магистрали требуемой протяженности для безнапорной транспортировки жидкостей.
Лотки и кольца. Большая часть городских дорог проходит над инженерными коммуникациями. Лотки прямоугольного сечения позволяют проложить трубопроводы и кабельные сети, надежно защитить их от давления грунта и проезжающих автомобилей. Бетонные кольца необходимы для организации смотровых колодцев, обеспечивающих доступ обслуживающего персонала к подземным коммуникациям.
Плиты ЖД переездов. Изделия используются на пересечениях автомобильных дорог и рельсовых путей. Плиты отличаются повышенной несущей способностью, достаточной для прохождения подвижного состава.
Лестничные сходы. Модульные конструкции, состоящие из фундаментных блоков, косоуров, ступеней и площадок. Сходы предназначены для подъема пешеходов на мосты, путепроводы, автомобильные и железные дороги, находящиеся на насыпях, а также для доступа персонала к проложенным на эстакадах инженерным сетям.
Фундаментные блоки. Несущие элементы различной конфигурации воспринимают нагрузки и распределяют их на грунт.
В России производство ЖБИ для городских автодорог регламентировано государственными стандартами. Для промышленных предприятий, эксплуатирующих тяжелую технику, бетонные конструкции проектируются индивидуально с учетом нагрузок и интенсивности эксплуатации.
Железобетонные изделия в дорожном строительстве
Помимо строительства зданий и линий коммуникации, перед современными строительными корпорациями встает вопрос о создании прочных автомагистралей и аэродромных дорог, способных выдержать вес крупных грузовых машин и гигантских самолетов. Изготовление ЖБИ заводом, представленным на сайте, носит разностороннюю направленность, что позволяет производить прочный долговечный материал для строительства дорожных полотен.
Виды железобетонных изделий, используемых в строительстве дорог
Наряду с асфальтобетоном и другими материалами, которые широко используются при строительстве автомагистралей, железобетон выгодно выделяется доступной ценой и повышенной прочностью. Этот материал способен выдерживать суровые погодные условия и механические удары, может подвергаться сильнейшим нагрузкам, оставаясь при этом полностью монолитным.
В настоящее время в дорожном строительстве используются следующие виды железобетонных изделий:
· Водоотводные конструкции и лотки. Избыток влаги и грунтовые воды негативно влияют на состояние дорожного полотна, постепенно разрушая асфальт. Водоотводные каналы устраняют избыток влаги, в том числе и во время атмосферных осадков.
· Подпорные конструкции из железобетона. Подпорки из ЖБИ особенно необходимых на территориях, приближенных к рекам и крутым откосам, на которых строительство дороги зачастую осложнено. Также без железобетонных конструкций не обходится создание мостов и тоннелей.
· Дорожные плиты, защищающие дорожное полотно от разрушений, вызванных суровыми погодными условиями.
Это минимальный список железобетонных изделий, использующихся в ходе дорожно-ремонтных работ.
Преимущества железобетона для строительства дорог
Железобетон как материал давно зарекомендовал себя на строительном рынке благодаря ряду достоинств. К ним относят:
· высокую прочность и долговечность материала;
· устойчивость к перепадам температуры и механическим ударам;
· огнеупорность и влагоустойчивость;
· легкий монтаж и многое другое.
Единственным объективным недостатком материала является тяжелый вес, из-за которого доставка ЖБИ является довольно проблематичной. К счастью, многие компании предоставляют заказчикам удобную доставку и разгрузку товара на территории клиента или в других местах.
Все о бетонных дорогах: преимущества и недостатки, материалы и технологии строительства
Как известно, основных бед в России всего две, и одна из них — это малое количество бетонных автодорог.
По статистике, доля бетонных дорог в России составляет порядка 2% от общей протяженности автомобильных дорог (которая насчитывает почти 1,5 миллиона километров). При этом в мире доля дорог из бетона — от 13 до 60%.
Однако в частном домостроении площадки и дорожки, наоборот, часто обустраиваются именно из бетона.
История возникновения бетонных дорог
Технология бетонирования дорог впервые стала использоваться в США в 1893 году. В 30-х годах ХХ века она пришла и в страны Европы. Благодаря тому, что бетонные дороги очень долговечны, технология стала популярной, и на сегодняшний день в США 60% федеральных трасс построены из бетона.
Интересно!
Бетонные дороги популярны не только в США: в Германии они составляют 38%, в Австрии — 46%.
Структура бетонной дороги
Структура выполненной из бетона дороги подобна слоеному пирогу. Насчитывается, как минимум, три основных слоя:
- Подушка из щебня. Слой щебня обеспечивает свободное прохождение воды из грунта и при этом выполняет дополнительную функцию — равномерное распределение нагрузки от дорожной «одежды» и транспортного потока.
- Подбетонка. Это нижний слой дорожного полотна, который служит для выравнивания поверхности. Обычно выполняется из бетона более низкого класса, чем верхний слой (В12,5).
- Дорожная «одежда». Это верхний слой дорожного покрытия. Его толщина зависит от класса дороги и определяется проектом. Иногда дорожная «одежда» выполняется из готовых дорожных плит, что значительно сокращает сроки строительства.
В каком климате и при каком рельефе почвы бетонные дороги оптимальны.
Автомобильные дороги из бетона могут устраиваться на рельефе любого типа.
В гористой местности бетонная дорога повторяет рельеф. При строительстве автобанов рельеф выравнивается: срезаются холмы, засыпаются впадины, также строятся мосты и тоннели. При строительстве дорог в сложном климате климатические особенности тоже учитываются. Таким образом, бетонные дороги строят в самых разнообразных условиях климата и рельефа.
Плюсы и минусы дорог из бетона
Одним из главным плюсов выполненных из бетона автодорог является их прочность и долговечность. Если асфальтобетонные дороги служат всего порядка 10 лет при условии ежегодного ремонта, бетонные выдерживают 40–50 лет эксплуатации. Но это не единственное преимущество бетонного дорожного покрытия; есть и другие:
- не требуется частый ремонт;
- экстремальные погодные условия (проливные дожди, морозы, жара, перепады температур) не оказывают негативного воздействия;
- покрытие не размягчается от жары;
- дорога выдерживает высокие нагрузки, а значит, грузопоток может быть выше (если в России грузовик может перевозить 11 тонн, в странах Евросоюза аналогичный грузовик может везти до 38 тонн, то есть, на грузоперевозках по бетонным дорогам экономится топливо);
- транспорт расходует при движении по бетонной дороге меньше топлива (экономия может достигать 20%), это происходит из-за того, что бетонная дорога от нагрузок не деформируется;
- экономия топлива благоприятно сказывается на экологии;
- отсутствие нефтепродуктов в составе бетона, а значит, экономия невосполняемых природных ресурсов.
Важно!
Подводя итоги, можно сказать, что бетонные дороги прочны, долговечны, устойчивы к неблагоприятным факторам, универсальны и экологичны.
Есть ли у них недостатки? Да, есть:
- Основной недостаток — это высокая стоимость таких дорог. Поэтому экономия материалов здесь очень актуальна. Однако сейчас, с развитием цементной промышленности и новых технологий, стоимость бетонных дорог в России становится более приемлемой. Кроме того, в перспективе бетонные дороги, благодаря своей долговечности, более экономичны.
- Длительный процесс строительства таких дорог. Бетону требуется, как минимум, неделя на отвердевание, в отличие от асфальта, которым можно пользоваться уже через 8 часов.
- Жесткость покрытия, из-за чего оно может трескаться под влиянием нагрузок. Чтобы этого избежать, нарезают деформационные швы.
- Сложный ремонт. Однако он бывает нужен не так уж часто, если покрытие изначально выполнено качественно и с соблюдением всех норм.
Популярны ли бетонные дороги в России, и почему
В России необходимость массового строительства бетонных дорог обсуждалась неоднократно, однако до сих пор дороги выполняются, в основном, из асфальтобетона.
Изначально причина такого предпочтения заключалась в том, что цементная промышленность была развита хуже, чем нефтяная, а битум, необходимый для изготовления асфальта, фактически, относится к отходам нефтяной промышленности и в России очень доступен, хорошо изучен и широко применяется.
Сейчас бетонные дороги уже не так и дороги в сравнении с асфальтовыми, но для перехода на бетонное строительство необходимо разработать новую документацию, внести определенные изменения в методику подсчета стоимости, проработать механизмы внедрения и так далее. То есть, на сегодня основная причина того, что мы не ездим по бетонным дорогам — это неповоротливость бюрократической машины.
Также остро встает вопрос соблюдения технологии строительства. Ведь на бетонной дороге «ямочный» ремонт невозможен, а качество покрытия завязано на качестве материалов и соблюдении технологии.
В чем разница между асфальтобетонными и бетонными дорогами
Весь комплекс отличий асфальтобетона от бетона завязан на типе связующего вещества.
Связующим в асфальте служит битум — вещество, которое является отходом нефтяной промышленности. Именно он и задает свойства асфальтобетона. Битум, в отличие от цемента, не имеет прочности, поэтому он проседает на неустойчивом грунте, плавится от жары, и мы получаем ямы и впадины на дороге, деформации от нагрузки. Как результат — сниженный грузопоток, высокая нагрузка на экологию, необходимость ежегодного ямочного ремонта и замены всего полотна примерно раз в 10 лет.
При изготовлении асфальтобетона битум тоже создает проблемы: его надо разогревать, его сложно смешивать с заполнителями, он требует специального оборудования. В условиях российского климата дорожные работы с применением асфальтобетона ограничены теплым сезоном. При строительстве бетонных дорог таких проблем нет: бетон прочный, он не плавится, его легко замесить, а применение современных добавок позволяет проводить бетонные работы даже при отрицательных температурах.
Также следует отметить, что бетонное покрытие имеет более выраженные светоотражающие свойства, поэтому в темное время суток передвижение по нему более безопасное. Бетонная дорога обладает устойчивостью к образованию колейности.
Требования к дорожному бетону
На сегодняшний день бетонные покрытия применяются в следующих случаях:
- дороги различного типа;
- автомагистрали;
- взлетно-посадочные полосы аэродромов;
- разгрузочные площадки в портах;
- причалы;
- тротуары;
- железнодорожные платформы;
- автобусные остановки.
Интенсивность движения на современных дорогах чрезвычайно высока и постоянно возрастает. В связи с этим к материалам для изготовления бетонных дорог предъявляются очень высокие требования по прочности и долговечности.
При строительстве бетонных дорог используются только тяжелые бетоны, отвечающие требованиям ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»:
- Бетон для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов должен соответствовать требованиям по прочности на сжатие и растяжение при изгибе.
- Технологические показатели качества бетонных смесей должны соответствовать ГОСТ 7473 и дополнительным требованиям проекта производства работ.
- Относительная плотность бетонной смеси в уплотненном состоянии должна составлять не менее 98% от расчетной.
- Начало схватывания цемента для бетона покрытий и оснований должно наступать не ранее, чем через 2 часа.
- В бетоне для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов не допускается использовать цемент, обладающий признаками ложного схватывания, пластифицированный и гидрофобный.
Также применяется ГОСТ 27006-86.
Бетон для дорог должен иметь высокие характеристики по прочности на сжатие, на растяжение при изгибе, стойкости к истиранию, водостойкости и морозостойкости.
Важно!
Применяется бетон класса не ниже В20, а для аэропортов — В30. Бетонная смесь для таких ответственных объектов подбирается и испытывается в лабораториях.
Таблица. Требования к составляющим дорожного бетона (технологические показатели качества бетонных смесей должны соответствовать ГОСТ 7473 и дополнительным требованиям проекта производства работ)
Современные добавки для бетона позволяют получать бетонные смеси повышенной прочности, плотности, морозостойкости и водостойкости.
Одной из таких добавок является суперпластификатор CemBase производства CEMMIX. Суперпластификатор — это добавка, которая сочетает пластифицирующие свойства с другими. В данном случае, CemBase является не только пластификатором, но и гидрофобизатором, и ускорителем набора прочности бетона. Поэтому применение CemBase позволяет достигнуть следующих целей:
- повышение подвижности, растекаемости и удобоукладываемости бетонной смеси, что позволяет снизить трудозатраты при укладке и получить более плотный бетон с меньшим количеством пор и меньшим их диаметром (этот показатель влияет также на прочность, водостойкость и морозостойкость готового бетона);
- удобство при работе с густоармированными конструкциями;
- повышение долговечности бетона;
- более быстрый набор прочности;
- водоредуцирующие свойства (смесь не расслаивается);
- экономия порядка 10% цемента, что в условиях дорожного строительства может составлять гигантские суммы.
Каталог продукции CEMMIX
CemBase
Многофункциональная специальная добавка для фундаментных работ.
CemAqua
Гидроизолирующая добавка для бетона.
Суперпластификатор CemBase поставляется в удобной для дозирования и добавления в бетонные смеси жидкой форме; его можно приобрести оптом от производителя либо в розничных торговых сетях, например, в «Леруа Мерлен» и в интернет-магазинах. Благодаря невысокой стоимости и экономичности CemBase, стоимость добавки многократно перекрывается выгодой от ее применения (в частности, экономией цемента).
Помимо многофункциональных пластификаторов, целесообразно применять и другие добавки, например, CemAqua для получения водонепроницаемого бетона.
Серьезным недостатком бетонного дорожного полотна является подверженность образованию трещин. С этой проблемой борются, нарезая деформационные швы. Также современным решением проблемы можно считать добавление в бетонную смесь базальтовой или полипропиленовой фибры, которая обеспечивает объемное армирование покрытия и значительно увеличивает его прочность.
Советуем изучить: Для замены арматуры
Технология устройства дороги из бетона: основные моменты
Устройство дороги из бетона включает несколько этапов.
Этап 1. Подготовительные работы
На этом этапе производится выравнивание грунта, устройство дренажа (водоотведения), уплотнение грунта. Плодородный слой полностью снимаетсяя, дорожное полотно планируется с небольшим уклоном для стока воды.
Этап 2. Подстилающие слои
На подготовленное основание укладывается и уплотняется подушка из песка, затем слой щебня. Между песком и щебнем укладывают геотекстиль.
Эти слои играют роль дренажа, а также служат для распределения нагрузок по дорожному полотну.
Толщина слоев может составлять 20–40 см и зависит от высоты залегания грунтовых вод.
Этап 3. Изготовление опалубки
Опалубку собирают из пиломатериалов. Высота ее составляет 10–15 см, а толщина досок — не менее 50 мм. Если планируется применение тяжелой техники для уплотнения, опалубку изготавливают из стали.
Для повышения устойчивости дорожного полотна к изгибающим нагрузкам в некоторых случаях бетон на дороге армируют. Для этого используют арматуру периодического профиля А400 или А550 (по проекту) диаметром не менее 10 мм, которую связывают в сетку с ячейкой 150 мм, а также фибру.
Каталог продукции CEMMIX
Фибра базальтовая
Базальтовая фибра (из ровинга), предназначена для объёмного армирования бетонов, строительных растворов и композиционных материалов.
Фибра полипропиленовая
Универсальное полипропиленовое армирующее волокно для добавки в раствор.
Этап 4. Укладка бетонной смеси
Бетонные работы в данном случае должны производиться непрерывно, поэтому бетонную смесь заказывают на заводе и непрерывно подвозят к месту строительства.
Важно!
Применение суперпластифицирующих добавок, таких, как CemBase, позволяет продлить срок жизни бетонной смеси и без опасений транспортировать ее.
Вначале заливается нижний слой из бетона классом пониже, чтобы выровнять поверхность.
Затем заливают верхний слой из бетонной смеси с более высокими характеристиками и сразу разравнивается.
После этого полотно уплотняется вибропрессовальными машинами. Трудоемкость и длительность этой операции можно значительно снизить, применяя пластификаторы.
Этап 5. Нарезка швов
После того, как уложенный бетон наберет 50–60% расчетной прочности, специальным инструментом — машиной для нарезки бетона — нарезают деформационные швы, которые необходимы для компенсации температурных расширений и предотвращения появления трещин от нагрузок.
Затем швы заполняют битумно-полимерными герметиками, чтобы защитить дорожное покрытие от проникновения воды.
Этап 6. Нанесение текстуры
На готовое полотно наносится текстура по типу алмазной насечки, чтобы сделать поверхность более шероховатой.
Топ приемов, повышающих износостойкость бетонного дорожного полотна:
- Для защиты дорожного полотна от разрушения иногда применяют специальные полимерные пропитки, однако для скоростных магистралей они не подходят, так как снижают сцепляемость полотна с шинами автотранспорта. Другой метод защиты — укладка поверх бетона асфальтового слоя износа. Этот слой защищает основное полотно, а при появлении дефектов его можно легко отремонтировать.
- Для повышения прочности на изгиб в бетонную смесь добавляют базальтовую или полипропиленовую фибру.
- Для повышения прочностных характеристик бетона и экономии цемента используют добавку CemBase.
Бетонные автодороги по многим показателям выигрывают у асфальтовых. Они прочнее, долговечнее, экологичнее, а с развитием цементного производства становятся все более доступными по стоимости. Сделать бетонное дорожное покрытие более прочным и качественным и при этом сэкономить цемент — может ли такая задача быть реальной? Да, если использовать современные добавки для бетона CEMMIX.
Железобетонные изделия в дорожном строительстве
В дорожном строительстве самым популярным материалом считается асфальтобетон. Из него изготавливается покрытие автомобильной дороги.
Но вместе с этим большой популярностью пользуется самый прочный материал, который называется железобетон.
Его состав включает два основных компонента, к которым относятся раствор и арматура. Железобетонные изделия в дорожном строительстве применяется довольно часто. В основном из них монтируются водопропускные конструкции, тоннели и плиты для устройства дорожного покрытия.
В качестве водопропускных сооружений выступают железобетонные трубы. Водопропускные сооружения предназначены для предотвращения затопления дорожного полотна.
В случае, когда вода напрямую контактирует с насыпью земляного полотна, она подвергается разрушению путем размывания грунта. Чтобы такого не случалось, через каждый 1,5-2 км устраивают железобетонные водопропускные трубы.
Железобетонные изделия в дорожном строительстве
В зависимости от количества воды, которая скапливается в данном районе, назначают радиус труб и их количество. Водопропускные трубы устанавливаются в низменных местах.
Железобетонные туннели предназначены для пропуска железнодорожного, автомобильного транспорта, а так же для прохода по ним людей или скота. Эти сооружения имеют больший размер и используются в дорожном строительстве довольно редко.
Водопропускные трубы являются сборными конструкциями. Отдельные элементы сооружения изготавливаются на заводах ЖБИ. На месте производства работ пользуются уже готовыми изделиями, которые необходимо лишь смонтировать.
В состав водопропускной трубы входят сразу несколько различных типов железобетонных изделий.
Здесь применяются кольца, которые могут иметь разный диаметр и длину. Эти показатели зависят от количества пропускаемой воды. Еще одним элементом является фундаментный блок, из которого устраивается основание под железобетонные кольца.
Железобетонные плиты применяются для строительства оголовков трубы, служащих укреплением. Это укрепление устраивается для предотвращения осыпания и сдвига грунтовой массы вокруг трубы.
Практически все элементы водопропускной трубы имеют стандартные размеры, которые оговариваются в строительных правилах.
Исключением могут быть индивидуальные конструкции. К каждому железобетонному изделию предъявляются конкретные требования по прочности, морозостойкости.
Железобетонные изделия для дорожного строительства имеют большой предел прочности, ведь они должны воспринимать статические нагрузки от веса насыпи и дорожной одежды, а также динамические перегрузки от проезжающего транспорта.
Железобетон в дорожном строительстве
Дороги автомобильные общего пользования
ПЛИТЫ ДОРОЖНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ
Automobile roads of general use. Reinforced concrete slabs. Technical requirements
Дата введения 2015-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Смоленск-ДорНИИ-Проект", Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на железобетонные предварительно напряженные плиты и плиты с ненапрягаемой арматурой (далее - плиты), изготовляемые из тяжелого бетона и предназначенные для устройства сборных покрытий автомобильных дорог общего пользования, и устанавливает технические требования к плитам, а также к их безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.
Примечание - Допускается применение плит для устройства покрытий площадок, стоянок автомобильного транспорта, а также для других целей, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на плиты, применяемые в сборных конструкциях покрытий улиц и дорог населенных пунктов, а также на дорожные покрытия из монолитного бетона.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 5494 Пудра алюминиевая. Технические условия
ГОСТ 6727 Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 8568 Листы стальные с ромбическим и чечевичным рифлением. Технические условия
ГОСТ 10922 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017.
ГОСТ 13015 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ 15907 Лаки ПФ 170 и ПФ 171. Технические условия
ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 23009 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)
ГОСТ 23279 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия
ГОСТ 23732 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия
ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования
ГОСТ 32824 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования
ГОСТ 33174 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования
ГОСТ 34028 Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 плита: Изделие из железобетона, длина и ширина которого многократно превышают его толщину, предназначенное для устройства покрытий автомобильных дорог повышенной долговечности.
3.2 рабочая поверхность: Поверхность, видимая после монтажа плиты в дорожное покрытие, которая непосредственно воспринимает эксплуатационные воздействия.
3.3 плита доборная: Плита, применяемая в качестве переходного элемента при изменении ширины, либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции сборного дорожного покрытия.
4 Классификация
Плиты в зависимости от конструктивных параметров подразделяют на два типа: П - прямоугольные; Д - доборные.
Плиты обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.
Марка плиты состоит из буквенно-цифровых групп, которые разделены дефисом.
В первой группе приводят обозначение типа плиты и номинальные габаритные размеры (длину и ширину), выраженные в дециметрах (с округлением значений до целого числа) и разделенные точкой.
Во второй группе приводят значение нагрузки, на которую рассчитана плита, выраженную в килоньютонах. Для предварительно напряженных плит после разделительной точки указывают класс напрягаемой арматурной стали.
В третью группу включают дополнительные характеристики, отражающие особые условия применения и особенности конструкции плит:
- а - наличие отверстий для цангового захвата (вместо монтажно-стыковых соединений);
- б - наличие стыковых соединений камерного типа.
Также в третьей группе после разделительной точки указывают марку бетона по морозостойкости.
Примеры условного обозначения плит
Плита дорожная прямоугольная длиной 6000 мм и шириной 2250 мм, рассчитанная под нагрузку 115 кН, с ненапрягаемой арматурой из бетона марки по морозостойкости F150
ПДП 60.22 - 115 - F150
Плита дорожная прямоугольная длиной 6000 мм и шириной 2000 мм, рассчитанная под нагрузку 100 кН, с напрягаемой арматурой из арматурной стали класса AIV, с цанговыми захватами из бетона марки по морозостойкости F200
ПДП 60.20 - 100.AIV - a.F200
Плита дорожная доборная непрямоугольной формы длиной 3000 мм и максимальной шириной 1750 мм, рассчитанная под нагрузку 100 кН, с ненапрягаемой арматурой из бетона марки по морозостойкости F100
30.18 - 100 - F100
5 Технические требования
5.1 Основные параметры и размеры
5.1.1 Плиты должны изготавливаться по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. Плиты изготавливают в формах, обеспечивающих соблюдение установленных настоящим стандартом требований к их качеству и точности изготовления.
5.1.2 Основные параметры формы и габаритные размеры плит должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
5.1.3 Для устройства сборных покрытий автомобильных дорог целесообразно применять плиты прямоугольной формы длиной 6000 мм.
Примечание - Допускается применение плит другой длины при соответствующем обосновании в проекте строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.
5.1.4 Ширина плит установлена проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги. Целесообразно устанавливать ширину плит кратной ширине проезжей части автомобильной дороги, с учетом краевых укрепленных полос.
5.1.5 Толщину плит назначают при разработке проекта строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги по расчету в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государств - участников соглашения. При этом независимо от результатов расчета толщина плиты должна быть не менее 140 мм.
5.1.6 Параметры конструкции (конфигурации) плит, в том числе размеры и положение конструктивных элементов, устанавливает изготовитель. При этом параметры конструкции должны обеспечивать соответствие плит их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.
Изготовитель указывает параметры конфигурации (конструкции) в рабочих чертежах на плиты и согласовывает их с потребителем.
Железобетонные изделия для дорожного строительства
Огибая стороной очередной аврал на месте ямочного ремонта асфальтового покрытия, многие с раздражением вспоминают известную фразу "про дураков и дороги". Между тем, создание качественного дорожного полотна возможно даже в весьма непростых российских климатических условиях - вот только подход здесь требуется куда более серьёзный. Так, например, для укрепления самой основы будущего дорожного полотна наиболее часто используются специализированные изделия - особые плиты из железобетона.
ЖБИ для дорожного строительства и сопутствующих нужд
Если разобраться, то весь спектр ЖБ-изделий для дорожного строительства чрезвычайно обширен. Сюда прежде всего относятся:
- бордюры - как тротуарные, так и дорожные;
- сигнальные столбики;
- фундаменты для дорожных знаков;
- плиты аэродромные;
- плиты тротуарные;
- плиты для трамвайных путей;
- плиты дорожные;
- элементы водоотведения;
- блоки и плиты укрепления.
Некоторые наиболее часто используемые разновидности железобетонных плит
Изделия типа ПАГ (аэродромные) идут в основном на обустройство вертолётных площадок и взлётно-посадочных полос. Внешнее сходство между изделиями дорожными и аэродромными (например, ПДН и ПАГ) вызвано тем, что они изготавливаются с применением одних и тех же форм/оборудования. Однако аэродромные плиты используют арматуру большего диаметра и бетон с лучшими прочностными характеристиками, из-за чего аэродромные плиты при прочих равных условиях выдерживают существенно большие нагрузки.
Плиты укрепления обычно изготавливаются в двух форм-факторах: прямоугольные П2 и восьмиугольные (квадрат/прямоугольник со "срезанными" углами) П1. Изделия типа П1 при укладке по поверхности откоса связываются между собой за находящиеся на месте "срезанных" углов технологические петли, образуя так называемый "ковёр". Изделия типа П2 применяются при строительстве железных/автомобильных дорог в местах естественных водных потоков, а также:
- при строительстве небольших и средних мостов, подмостовых русел;
- для укрепляющих ложе рек конструкций;
- при обустройстве дорожных и иных насыпей, береговых откосов, кюветов;
- при сборке больших труб для транзита водного потока.
Ознакомиться более детально с техническими параметрами и стоимостью всех вышеперечисленных железобетонных изделий заинтересованный читатель может самостоятельно - в соответствующем разделе на официальном интернет-сайте компании-производителя.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Читайте также: