Вырубка деревьев при строительстве жилого дома
Можно ли вырубать деревья на земельном участке и как оформить вырубку
Когда вырубка деревьев на участке под ИЖС разрешена
Обратимся к гражданскому законодательству — ГК РФ Статья 209 «Содержание права собственности» п.3 ст. 209 — Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Очевидный вывод из данной нормы закона заключается в том, что собственник земельного участка может распоряжаться своим земельным участком, а так же ресурсами расположенными на нём в той мере, в которой это не запрещено законом и не нарушает прав и свобод других лиц.
Пункт 2 ст. 261 ГК РФ — если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Однако, с учетом вышеизложенного возникает вопрос: как определить, являются зеленые насаждения на земельном участке окружающей средой (например, лесом) и какие разрешительные документы нужно иметь на руках, чтобы определить: можно ли вырубать «прорежать» данные зеленые насаждения?
Снова обратимся к законодательству, а именно к Лесному Кодексу РФ (ЛК РФ):
- ст. 5 ЛК РФ — Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или как о природном ресурсе.
- ст. 6 ЛК РФ — Земли, на которых располагаются леса — п.1 Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Интересная трактовка не правда ли: «На землях иных категорий»?
А теперь посмотрим на ст. 7 ЛК РФ — Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Если императивно прочесть данные нормы, то лесной участок — это такой земельный участок, который образован в соответствии с требованиями ЗК РФ и отвечает требованиям указанным в ЛК РФ, а именно, специально образован, имеет реестровый номер и должен стоять на балансе у какого-нибудь лесного хозяйства или гос. лес. фонда. Использование таких участков возможно только в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Может ли лесной участок располагаться на участке ИЖС
Часть 1 ст. 67 ЛК РФ — Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Смотрим ст. 23 ЛК РФ — Лесничества и лесопарки и что мы замечаем, там нет ни слова о ИЖС. В ней указаны разве что «земли населенных пунктов», на которых расположены городские леса. При этом, как указано в ст. 8 ЛК РФ, ст. 15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом.
Таким образом, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется. Более того, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС, с растущими на нём деревьями или зелеными насаждениями, лесным участком.
Вместе с тем, как указано в ст. 6 ЛК РФ — леса располагаются на землях лесного фонда и землях ИНЫХ КАТЕГОРИЙ. Если учитывать буквальную трактовку данной статьи, то на землях ИЖС все-таки может располагаться лес, но в соответствии со ст. 10 ЛК РФ — леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 — 109 настоящего Кодекса.
Дело в том, что в указанных статьях отсутствует критерий защитных лесов, отнесенных к землям ИЖС. С учетом того, что сказано выше, чтобы обезопасить себя — лучше получить разрешение администрации.
Как получить разрешение на вырубку деревьев на своем участке под ИЖС (порубочный билет)
Порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников, выдается управлением экологии администрации городского округа или района. Заявление по форме подается лично или посредством обращения в МФЦ в соответствии с регламентом установленном местным законодательством. К заявлению прикладывают:
- Правоустанавливающие документы на земельный участок (выписка из ЕГРН);
- Документы удостоверяющие личность (паспорт).
Формулировку указывайте такую — «Прошу предоставить порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников (обрезки, пересадки), с указанием количества, породного состава и причины рубки (строительство дома)».
По поводу участка под строительство дома в аренду, который относится к лесам — откажут сразу.
Если участок ИЖС в собственности, но вдоль леса — читайте выше, а прежде чем вырубать, прорежать — получите разрешение.
Как получить порубочный билет для земельного участка под ЛПХ
Если у вас земельный участок под ЛПХ, то следует обратиться в администрацию вашего района, а именно в земельный комитет, для дачи разъяснений относительно нахождения на вашем участке лесных насаждений относящихся к лесному фонду, либо же наличия на нём древесных пород, вырубка которых контролируется экологическими службами в сфере природопользования.
Заявление о разъяснении подается в простой письменной форме, в случае если вы даже подадите заявление не в тот отдел или орган, то муниципальные исполнительные органы обязаны передать его по межведомственному взаимодействию куда следует.
Что будет, если вырубить деревья без разрешения Администрации
Ответственность может быть разная, от штрафа до уголовной, в зависимости от того, что вырубили и в каком количестве.
Стоимость порубочного билета и сама вырубка в разных регионах стоит по разному.
Разрешение на вырубку деревьев при строительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на вырубку деревьев при строительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Разрешение на вырубку деревьев при строительстве
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Договор на выполнение работ по вырубке леса
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
Судебная практика: Разрешение на вырубку деревьев при строительстве
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 30 "Заготовка гражданами древесины для собственных нужд" ЛК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отказывая в признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного между ответчиками, суд в порядке части 1 статьи 25, частей 4, 5 статьи 30 ЛК РФ, пункта 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 установил, что в соответствии с оспариваемым договором покупателем осуществляется заготовка древесины для строительства индивидуального жилого дома, при этом постепенная рубка, которая разрешена на лесном участке в соответствии с материалами лесоустройства, является разновидностью выборочной рубки, поскольку подразумевает вырубку не всех, а части деревьев, в связи с чем в договор включено указание на форму рубки - уборка единичных деревьев, предусмотренные законом мероприятия, предшествующие проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, не осуществлялись, условия о проведении санитарной рубки в договоре не содержатся.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Разрешение на вырубку деревьев при строительстве
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Что такое порубочный билет и как его получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2021) при проведении работ на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Защита гражданских прав: избранные аспекты: Сборник статей"
(рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова)
("Статут", 2017) Вместе с тем практика реализации названных контрактов такова, что по каждому из случаев выносится ненормативный акт органа местного самоуправления, в связи с которым на контрагента фактически в целях возмещения причиненного природе ущерба возлагается обязанность по посадке деревьев. В случаях повреждения, уничтожения, разрешенной вырубки зеленых насаждений при осуществлении строительной деятельности в постановлении администрации указываются мероприятия по проведению компенсационного озеленения в двукратном размере с указанием адресов компенсационной посадки зеленых насаждений, их количества, породного состава и периода проведения работ. Поэтому суды пришли к выводу, что обществом была произведена разрешенная вырубка зеленых насаждений, что не оспаривается участвующими в деле лицами, однако в дальнейшем компенсационное озеленение, основанное на акте органа власти, выполнено не было.
Нормативные акты: Разрешение на вырубку деревьев при строительстве
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Рослесхоза от 10.11.2011 N 472
(ред. от 15.03.2018)
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов" 3. Рубки лесных насаждений любого возраста на лесных
Вырубка деревьев при строительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка деревьев при строительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Вырубка деревьев при строительстве
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Разъяснение по вопросу о порядке согласования вырубки деревьев на земельном участке, предоставленном под индивидуальное жилищное строительство.
("Официальный сайт Рослесхоза", 2019) "Официальный сайт Рослесхоза rosleshoz.gov.ru", 2019
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Вырубка деревьев при постройке дома
(Горошко Т.)
("Жилищное право", 2017, N 6) Именно ко второй группе процедур относятся те, которые связаны с вырубкой деревьев при строительстве домов. В статье мы рассмотрим некоторые судебные споры, вызванные вырубкой (или причинением вреда) деревьев при строительстве домов, на примере некоторых судебных актов, а также постараемся дать определенные рекомендации застройщикам и иным участникам строительства домов по уменьшению рисков в этой части.
Нормативные акты: Вырубка деревьев при строительстве
Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" "5.1. В защитных лесах предусмотренная частью 5 настоящей статьи вырубка деревьев, кустарников, лиан допускается в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
Вырубка деревьев на участке ижс
Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка деревьев на участке ижс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Вырубка деревьев на участке ижс
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 30 "Заготовка гражданами древесины для собственных нужд" ЛК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отказывая в признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного между ответчиками, суд в порядке части 1 статьи 25, частей 4, 5 статьи 30 ЛК РФ, пункта 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 установил, что в соответствии с оспариваемым договором покупателем осуществляется заготовка древесины для строительства индивидуального жилого дома, при этом постепенная рубка, которая разрешена на лесном участке в соответствии с материалами лесоустройства, является разновидностью выборочной рубки, поскольку подразумевает вырубку не всех, а части деревьев, в связи с чем в договор включено указание на форму рубки - уборка единичных деревьев, предусмотренные законом мероприятия, предшествующие проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, не осуществлялись, условия о проведении санитарной рубки в договоре не содержатся.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.06.2001 N 67пв-01
О рассмотрении в порядке надзора гражданского дела по жалобе на распоряжение Правительства РФ от 17.12.1999 N 2092-р. Жалоба мотивирована тем, что оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает их право на благоприятную окружающую природную среду, поскольку отводимый участок предназначен для индивидуального жилищного строительства с правом вырубки отдельных деревьев.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Вырубка деревьев на участке ижс
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Разъяснение по вопросу о порядке согласования вырубки деревьев на земельном участке, предоставленном под индивидуальное жилищное строительство.
("Официальный сайт Рослесхоза", 2019) "Официальный сайт Рослесхоза rosleshoz.gov.ru", 2019
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Ограничение возможности строительства на территориях, в границах которых установлен особый режим ведения хозяйственной деятельности
(Александров Ю.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2017, N 9) Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 рубка деревьев не считается незаконной, если она производится на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального, жилищного, гаражного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.
Нормативные акты: Вырубка деревьев на участке ижс
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Совета депутатов г. Дубны МО от 29.01.2016 N РС-1(24)-5/4
(ред. от 28.11.2019)
"Об утверждении Положения о порядке вырубки деревьев и кустарников на территории города Дубны Московской области" 7) при вырубке деревьев и кустарников на земельных участках, предоставленных многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства в соответствии с Законом Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", а также при строительстве, капитальном и текущем ремонте инженерных коммуникаций и линейных объектов, предназначенных для эксплуатации указанных земельных участков и расположенных на них объектов.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление администрации городского округа Дубна МО от 19.11.2018 N 108ПА-902
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета города Дубны Московской области" 14.6.7. При вырубке деревьев и кустарников на земельных участках, предоставленных многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства в соответствии с Законом Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", а также при строительстве, капитальном и текущем ремонте инженерных коммуникаций и линейных объектов, предназначенных для эксплуатации указанных земельных участков и расположенных на них объектов.
Как проверить законность вырубки деревьев
Вырубка зеленых насаждений производится на основании порубочного билета. Порубочный билет выдается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в случаях:
- проведения санитарных рубок;
- восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями;
- реализации градостроительной деятельности;
- ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций.
В некоторых случаях вырубка может проводиться без порубочного билета. Вместо него могут понадобиться ведомственные разрешения (на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства).
2. Как должны производиться работы по вырубке?
Вырубка зеленых насаждений должна проводиться согласно следующим требованиям:
- в соответствии с дендропланом (схемой) и перечетной ведомостью все подлежащие вырубке деревья и кустарники должны помечаться красной краской, предназначенные для пересадки — желтой, к сохранению — белой;
- пометка деревьев и кустарников должна проводиться заказчиками совместно с производителями работ по вырубке и пересадке согласно дендроплану и перечетной ведомости;
- не позднее чем за 10 дней до начала работ, связанных с уничтожением и пересадкой зеленых насаждений, на объекте должны быть установлены информационные щиты, имеющие хороший обзор;
- уничтожение, обрезка и пересадка зеленых насаждений производятся после уведомления отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по соответствующему административному округу не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения работ;
- валка, раскряжевка, погрузка и вывоз срубленных деревьев и порубочных остатков должны производиться по мере вырубки;
- порубочные остатки должны быть вывезены и утилизированы;
- после проведения работ порубочный билет должен быть закрыт.
3. Как проверить законность вырубки деревьев?
Узнать, выдавался ли порубочный билет и правомерна ли вырубка зеленых насаждений, можно, обратившись:
Узнать, производится вырубка при строительстве на участке, находящемся в частной собственности, или участке, предоставленном для строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, можно, обратившись:
- в электронную приемную Департамента культурного наследия города Москвы;
- в электронную приемную Комитета государственного строительного надзора города Москвы.
4. Чем грозит незаконная вырубка?
За незаконную рубку, повреждение деревьев и кустарников или их выкапывание, приобретение, хранение, перевозку или сбыт незаконно заготовленной древесины предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Вырубка деревьев при строительстве жилого дома
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
20 сентября 2021Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Собственники МКД (многоквартирного дома) желают провести обрезку деревьев, расположенных на земельном участке, который размежеван для данного МКД. Имеется кадастровый номер участка.
Имеет ли право управляющая организация по решению собственников самостоятельно произвести жесткую обрезку или необходимо для этого получать порубочный билет в администрации города?
16 апреля 2021
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для проведения обрезки деревьев, расположенных на земельном участке, отнесенном к многоквартирному дому, требуется оформление порубочного билета.
Обоснование вывода:
Согласно пп. 2, 3 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Таким образом, деревья, находящиеся на земельных участках, которые принадлежат собственникам помещений в многоквартирных домах (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ), также находятся в их общей долевой собственности.
Тем не менее, согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Так, охрана зеленых насаждений на территории Калининградской области регулируется Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 Об охране зеленых насаждений (далее - Закон N 100), действие которого распространяется на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на территориях поселений и городских округов Калининградской области.
В ч. 2 преамбулы Закона N 100 указано, что его действие не распространяется на правоотношения в сфере использования, охраны, содержания и воспроизводства зеленых насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, зеленых насаждений в лесопарковых зеленых поясах, зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, зеленых насаждений на земельных участках, предназначенных для обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, земельных участках, расположенных на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также при проведении мелиоративных мероприятий.
Поскольку рассматриваемый земельный участок не относится к перечисленным исключениям, действие Закона N 100 в полной мере распространяется и на него.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 100 вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном ими порядке. При этом ст. 5-1 Закона N 100 предусмотрена компенсационная стоимость предстоящей вырубки. В части 2 указанной статьи указано, что компенсационная стоимость рассчитывается органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, и взимается во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений*(1).
Обращаем внимание, что за несанкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 7 Закона N 100, ст. 73.1 Закона Калининградской области от 12.05.2008 N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях").
Учитывая изложенное, в преддверии вырубки деревьев на земельных участках, которые принадлежат собственникам помещений в многоквартирных домах, на последних (в лице управляющей организации (ст. 162 ЖК РФ) или одного из собственников по решению общего собрания (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ)) лежит обязанность по получению порубочного билета*(2).
Тот факт, что деревья находятся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, имеет значение применительно к вопросам распоряжения данным имуществом. Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Поскольку уничтожение деревьев, очевидно, относится к распоряжению ими, решение о спиле необходимо принять на общем собрании собственников помещений.
В качестве примеров из судебной практики по данному вопросу можем привести следующие судебные акты: решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2021 по делу N А21-11082/2020, решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 24.03.2017 по делу N 2-135/2017.
26 марта 2021 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данной норме предусмотрены случаи, когда такая стоимость не взимается, но рассматриваемая ситуация к таковым не относится.
*(2) Правила выдачи порубочного билета на территории Гусевского городского округа Калининградской области смотрите в Разделе 2 Положения "О порядке выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), пересадку и обрезку зеленых насаждений на территории муниципального образования "Гусевский городской округ", утвержденного решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области от 01.08.2018 N 51.
Вырубка деревьев при строительстве жилого дома
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
20 сентября 2021Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. № 564 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов” (документ не вступил в силу)Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. № 564 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов” (документ не вступил в силу)
2 декабря 2020В соответствии с частью 3 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, № 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.102 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635) приказываю:
1. Утвердить Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Исполняющий обязанности Министра | С.Ю. Радченко |
Приложение
к приказу Минприроды России
от 05.08.2020 № 564
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
I. Общие положения
1. На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса 1 .
2. Защитные леса, расположенные на землях населенных пунктов, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации 2 .
3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами 3 .
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях населенных пунктов, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами 4 .
II. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
5. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.
6. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается проведение сплошных рубок, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации 5 .
7. При выборочных рубках лесных насаждений, расположенных на землях населенных пунктов, за исключением выборочных санитарных рубок, осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности 6 , обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений.
При проведении мероприятий по уходу за лесами, расположенными на землях населенных пунктов 7 , не допускается проведение чересполосных постепенных рубок и реконструкция малоценных лесных насаждений путем сплошной рубки.
В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, очистка лесосек при всех видах рубок должна осуществляться способами разбрасывания измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий или вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки 8 .
8. Требования к рубке лесных насаждений в городских лесах устанавливаются Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
9. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается использование токсичных химических препаратов.
10. При определении видов использования лесов, допустимых к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, учитываются правовые режимы защитных лесов, установленные статьями 111-116 Лесного кодекса Российской Федерации.
12. Основными мерами предупреждения и ограничения распространения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, являются проведение противопожарных мероприятий (устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка просек, содержание противопожарных заслонов, устройство лиственных опушек, регулирование породного состава лесных насаждений, благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации), установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях населенных пунктов 10 .
В целях предупреждения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются проведение выборочных санитарных рубок, уборка неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), проведение пропаганды в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
13. Защита лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено другими федеральными законами 11 .
14. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление авиационных работ по борьбе с вредными организмами.
15. Уборка неликвидной древесины не проводится в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в которых сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины является необходимым для выполнения полезных функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные в соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации.
16. Воспроизводство лесов и лесоразведение на землях населенных пунктов осуществляются путем лесовосстановления в соответствии с Правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, ухода за лесами в соответствии с Правилами ухода за лесами, установленными в соответствии с частью 3 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации, и лесоразведения в соответствии с Правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации.
17. Работы по лесовосстановлению или лесоразведению в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, включают в себя создание лесных культур с применением сеянцев, саженцев с закрытой корневой системой.
В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, целевыми породами являются местные древесные породы, соответствующие и учитывающие лесорастительные условия, которые указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества.
18. Лесовосстановление, уход за лесами и лесоразведение на землях населенных пунктов осуществляются в объемах и на площадях, определенных в лесохозяйственных регламентах лесничеств.
1 Часть 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).
2 Часть 2 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации.
3 Часть 2 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации.
4 Часть 4 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации.
5 Часть 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
6 Часть 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
7 Часть 3 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации.
8 Часть 4 статьи 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
9 Часть 6 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации.
10 Часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
11 Часть 3 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
Обзор документа
На 2021-2026 гг. установлены особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов.
По общему правилу запрещаются сплошные рубки. При выборочных рубках по общему правилу осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений. Запрещены чересполосные постепенные рубки и реконструкция малоценных лесных насаждений путем сплошной рубки.
К противопожарным мероприятиям относятся устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка просек, содержание противопожарных заслонов, устройство лиственных опушек, регулирование породного состава лесных насаждений, благоустройство зон отдыха.
Прокурор разъясняет - Прокуратура Липецкой области
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Межрайонная природоохранная прокуратура
Прямая ссылка на материал- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Липецкой области
Прокуратура Липецкой области
Дата публикации:28 августа 2020, 17:14
Природоохранная прокуратура: "Разрешение на вырубку деревьев, растущих на территории, прилегающей к приусадебному земельному участку или произрастающих вблизи забора "
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Читайте также: