Виды автомобильных хомутов для шлангов
Как выбрать проволочные хомуты?
В стандартах ГОСТ можно найти таблицу с нормативами, минимальными и максимальными размерами силовых изделий, отличающихся своей конфигурацией и количеством болтов.
Ознакомимся с основными параметрами приспособлений, необходимых для соединения особо сложных вариантов труб, а также толстостенных и армированных патрубков.
Хомуты MGF с двумя болтами имеют диаметр – 30-40 мм, 40-50 мм, 50-60 мм, 55-65 мм, 65-75 мм и 75-85 мм. Данные конструкции обеспечивают равномерный обхват и стягивание по окружности трубы.
Модификации разных производителей, в зависимости от назначения, тоже отличаются диаметром:
«Робуст» силовой хомут W4 – 36-39 мм;
Особенности
Прежде чем говорить об особенностях изделия, разберёмся, что представляет собой этот элемент, столь необходимый для монтажа трубопроводов разного назначения. Силовой хомут – это крепёжная деталь в форме закруглённых металлических лент с резиновым покрытием на внутренней части кольца, обхватывающих и фиксирующих трубу с помощью болтов.
Важные характеристики силовых приспособлений.
- Высокая прочность стальной пластины на растяжение, то есть возможность затягивать её максимально плотно. От этого зависит надёжность фиксации.
- Способность усиленных моделей выдерживать критические механические нагрузки, внешнее и внутреннее давление, исключая деформацию, повреждения и растягивание.
- Возможность крепления к любой поверхности и материалу, благодаря разнообразию фиксирующих деталей. Изготовление хомутов в соответствии со стандартами ГОСТ на специализированном производстве фактически исключает брак, а значит, и неисправность крепежа.
- Модели повышенной прочности снабжены рёбрами жёсткости с гальваническим напылением, что позволяет использовать их при воздействии значительных негативных внешних факторов.
Силовые модели выпускаются преимущественно из высококачественной стали, что делает их устойчивыми к коррозии и применимыми в жёстких условиях высокого давления, вакуума, больших температурных перепадов. Такие конструкции считаются долговечными в эксплуатации и самыми прочными, в том числе на разрыв.
Ремонтные и крепёжные хомуты: основные отличия
Крепёжные соединители и ремонтные — это совершенно разные изделия. Каждый из них выполняет конкретную функцию, соответственно, имеет свои отличительные свойства. Фиксатор ремонтного типа — это многофункциональный хомут, который предназначен для устранения в трубопроводных системах неполадок следующего типа:
- трещины продольного и поперечного типа;
- нарушение герметичности в соединительных деталях (фитингах);
- свищи на трубах, образованные вследствие блуждающих токов.
В основном для ремонта используют классические модели хомутов в виде металлических пластин с согнутыми концами. Именно на этих местах устанавливают гайки и болты для стяжки. В комплекте к таким устройствам не идёт резиновая прокладка, поэтому её нужно подбирать индивидуально.
Некоторые хомуты имеют удобные рукоятки для крепления
Ремонтные хомуты пользуются преимуществами перед крепёжными. Они отличаются простым и оперативным монтажом, подходят для устранения практически любой неисправности, не требуют слива воды для проведения работ.
Какие бывают металлические хомуты для шлангов высокого давления
Обжимные металлические усиленные хомуты одинаково важны как для магистральных трубопроводов, так и для гибких шланговых магистралей. Для таких систем предусматриваются либо червячные варианты фиксаторов, либо силовые.
Шланговые крепежи имеют большую степень зажима
Червячные хомуты для шлангов
Червячный тип крепления представляет собой кольцо с болтом и засечками, которые нанесены на внутренний край хомута. Это помогает приспособлению герметичнее удерживать соединение.
Зафиксировать крепёж можно посредством крестовой отвёртки
Силовые хомуты для шлангов высокого давления
Приспособления для крепления силового типа в соединениях отлично справляются со своими задачами, при этом их бывает несколько подвидов:
- ленточные и проволочные оцинкованные имеют в качестве зажима болтовое соединение;
- усиленные хомуты для шлангов — имеют зажимы с обеих сторон;
- универсальные литые, оснащённые двумя болтовыми креплениями.
Такие фиксаторы оснащаются крепёжными болтами и имеют массивные распорки
Изготавливаются все эти виды хомутов исключительно из нержавеющей стали. Все они одинаково просты в эксплуатации и относительно дёшевы, поэтому некоторый запас таких крепежей в хозяйстве не помешает.
Рекомендуем посмотреть видеообзор хомутов, в котором рассказывается о том, для каких целей тот или иной тип используется, какие из них лучше купить.
Watch this video on YouTube
Сфера применения
Хомуты применяются при различных строительных и ремонтных работах, но наиболее востребованы во время монтажа водопроводных систем. Без крепежа подобного типа невозможно добиться статичности конструкции. Помимо фиксирующего эффекта, хомут способен обеспечить герметичность во время устранения небольшой течи. Для этого прокладкой обжимаем проблемное место и накладывают хомуты. Их равномерное и плотное обхватывание обеспечивает возможность полного перекрытия утечки.
Особенность их конструкции такова, что они могут применяться на горизонтальных, вертикальных и наклонных трубах. Для изделий подобного типа не имеет значение влажность и температура, а присутствие резиновой прокладки позволяет использовать хомуты в качестве заземления. Неиспользуемое отверстие от врезки может быть загерметизировано при помощи тех же хомутов. Проволочные хомуты востребованы в автомобилестроении, ими соединяют штуцера, применяют в оптической системе и системе охлаждения, в тех узлах, где присутствует движение жидкости при постоянной вибрации. А также они используются в водополивных системах, где напор воды осуществляется под большим давлением.Помимо этого, проволочный хомут широко применяется в строительстве, станкостроение, сельском хозяйстве, в бытовых целях.
Сферы применения
Силовые хомуты часто используются для установки и ремонта трубопроводов в условиях повышенной вредности.
- В промышленном оборудовании с температурой выше +300 градусов, с давлением более 1000 атмосфер, в агрегатах глубокого вакуума, литейных машинах. Обычно это усиленные модели из прочной стали с защитным покрытием не меньше 10 микрон.
- Шарнирные хомуты применяются в пневмоприводных и гидравлических системах, армированных гибких трубах высокого давления для воздуха и воды, в горно-буровых сооружениях.
- Обжимные металлические детали востребованы для труб больших размеров, их усиленные модификации применяются для магистральных трубопроводов.
- Силовые крепления являются предпочтительными при монтаже водопроводной разводки, поскольку гарантируют продолжительный срок службы трубопровода и его герметичность. Цельные силовые модификации с замком, по сути, представляют полноценную конструкцию, не боящуюся предельных нагрузок, для толстостенных, армированных шлангов и дренажных насосов.
- Многие крепёжные элементы необходимы для использования в агрессивных, коррозийных и химических средах: для изготовления сельскохозяйственного транспорта – сеялок, комбайнов, гидравлических тележек. Эти детали используются в военной технике, для фиксации выхлопных труб и в двигателях автомобилей.
- Для воздушных систем используются лёгкие, но прочные нейлоновые хомуты, устойчивые к влиянию влаги. Это уникальные модели, которые также востребованы для фиксации газовых, сантехнических и водопроводных труб в квартирах, загородных домах и на различных предприятиях.
Способы применения
Применение проволочного хомута требует соблюдения нескольких условий.
- Этот вариант применяют для толстостенных эластичных шлангов. Многолетние, потрескавшиеся шланги, потерявшие мягкость и упругость, не выдерживают давления стальной проволоки малого диаметра. Она разрушает структуру материала, может прорезать насквозь, что приведет к протечке или даже срыву.
- При использовании проволочного хомута рекомендуется пользоваться уплотнительной прокладкой из резины. Это позволяет более равномерно распределить давление, продлевает срок службы шланга.
- Некоторые изделия изначально снабжены уплотнителем, что освобождает от необходимости применять прокладку, обеспечивая максимально плотное прилегание.
- Допускается использование такого типа хомута только для крепежа на твердые основания – металлические или пластиковые трубы, поскольку в месте соединения двух мягкостенных поверхностей проволока просто передавит их.
Применение стальной спиральной проволоки обеспечивает наиболее надежное и герметичное соединение. Кроме конструктивных различий, у хомутов имеются разные способы фиксации. Это зависит от цели, с которой применяют устройство. На прилавках магазинов можно приобрести изделия с жестким форматом фиксации. Такой тип наиболее удобен в местах ветвления и перегибов трубопровода.
Особенности
Хомут имеет форму кольца. Он включает затягивающий механизм в виде болта с червячной или метрической резьбой. Он может иметь проволочную основу или быть представленным в виде тонкой металлической ленты. Принцип действия – это плотное облегание поверхности, с последующим затягиванием и фиксированием. Гайка с метрической резьбой используется в современных вариантах проволочных хомутов, ее закручивание капитально фиксирует обжимную поверхность на рабочем основании. Несмотря на обширную сферу применения, ее единственной задачей является герметичное соединение резиновых, полипропиленовых шлангов и труб из твердых материалов.
Проволочный хомут поможет соединить поливной шланг с краном для воды, обеспечив ему плотную фиксацию, без возможности срыва и допуска протечек. Хомуты не только фиксируют гладкие поверхности, но и применяются в монтаже гофрированных труб, присоединения такой трубы для вытяжки к дымоходу. Проволочный вариант – это усовершенствованный народный метод соединение трубы и шланга с помощью обыкновенной проволоки, когда ее туго обматывали вокруг шланга с помощью плоскогубцев, крепко фиксируя. Современная версия имеет оцинкованную стальную спираль с двумя витками, на концах которых имеется резьба. Концы соединены при помощи стягивающей гайки и замка.
Основной отличительной чертой хомутов от прочих составных частей трубопровода, например, фитингов, является то, что они не монтируются в общую систему, а устанавливаются на уже готовых конструкциях. Еще одна важная особенность крепежного устройства – невозможность поперечного смещения, при вероятности горизонтального движения. Это позволяет реагировать водопроводу на сетевые перепады во время эксплуатации, предохраняя его целостность от повреждений. Другой особенностью хомутов является невозможность их применения на крестовых стыках или местах изгиба труб, в этом случае они становятся неэффективными. Крепеж используют на чугунных, железобетонных, пластиковых, стальных и медных трубах, зачастую заменяя сварку. Как правило, они активно используются для ремонта поврежденных участков – коррозия, трещины, переломы труб.
Несмотря на простоту устройства, качество хомутов строго регламентировано ГОСТ. Это объясняется тем, что изделия широко используются для прокладки коммуникаций и обеспечивают прочность всей магистральной системы. Для всех типов хомутов установлены нормы, типоразмеры, допустимые нагрузки. Полимерные крепления также имеют нормы, установленные ГОСТ 17679 80, где имеются все указанные параметры, предъявляемые к конструктивным особенностям и эксплуатационным качествам.
Ремонтные хомуты для трубопроводов: правила эксплуатации и внешней вид
Для ликвидации опасных последствий аварий на трубных магистралях применяются хомуты ремонтного типа. Например, при прорыве водопроводной или отопительной системы, достаточно просто зафиксировать место проблемы без сброса давления. Такой способ ремонта может носить временный или постоянный характер.
Ремонтный хомут может состоять из нескольких секций
Технические характеристики для ремонтных фиксаторов
С технической точки зрения, трубный нержавеющий или оцинкованный хомут представляет собой скобу с резиновой вставкой, которая придаёт месту соединения герметичность. Однако данные модели приспособлений предназначены исключительно для повреждений на прямых участках трубопровода. На изгибах или разветвлениях лопнувшие конструкции отремонтировать таким образом невозможно.
Приспособления для ремонта трубопроводов обязательно должны обладать следующими характеристиками:
- наличие болтовых зажимов;
- присутствие резинового герметика разной толщины;
- возможность распорки деталей обжима между собой;
- прочный металл, который не поддаётся деформации.
Какие бывают виды ремонтных хомутов
В зависимости от сложности работы по креплению трубопроводов, необходимо выбирать и модель ремонтного хомута. Разберёмся с существующими разновидностями:
- односторонний. Чаще всего, это U-образная модель крепежа, которая имеет одну полуось с резьбой на концах и перемычку, которая впоследствии фиксирует трубу с помощью болтов. Однако такой вариант приспособления удобен только для предотвращения различных протечек;
- двухсторонний — это конструкция, имеющая два металлических полукруга, которые соединяются между собой с помощью болтов, который на данной конструкции может быть от 2 до 4 штук;
- многосоставной. Такой хомут представляет собой более сложный вид крепления. Обычно этот вариант предназначен для фиксации нескольких трубопроводов одновременно.
Силовые крепежи могут сужаться к месту крепления
Виды обжимных металлических хомутов для труб
Вид обжимных металлических изделий определяет их назначение и конструктивные особенности. Их можно классифицировать следующим образом:
- спиральные – для фиксации необходимо повернуть по часовой стрелке или против неё, используются на водопроводных сетях, выполненных из армированных пластиковых труб;
- силовой зажим – это металлическая лента, оснащённая стяжной конструкцией, может быть использован для фиксации и ремонта трубопроводов различной геометрической формы (круг, квадрат) и различного назначения;
- усиленный крепёж – используется для различного вида рукавов и шлангов, представляет из себя металлический замок, соединённый с металлической лентой;
Хомут типа «усиленный крепёж»
- проволочное крепление – выполнен в виде нескольких колец из проволоки, соединённых механизмом для их стягивания;
- червячный хомут – это металлическая полоса с нанесёнными резами (дорожкой) на её поверхности, оснащённая винтом для стягивания полосы;
- трубный хомут – выполнен в виде двух полуколец, одно из которых оснащено элементом крепления к строительным конструкциям и винтами для их скрепления;
- пружинный хомут – используется в сетях ГВС и отопления, представляет собой металлическую полосу с нанесёнными отверстиями, закрученную под определённый диаметр;
- с резиновым уплотнением – могут быть оснащены различные виды хомутов, рассмотренные выше, что обеспечивает прочность крепления и герметичность для моделей, используемых в ремонтных целях.
Хомут червячного типа
Хомуты типа «усиленный крепёж» ещё называются силовыми шарнирными устройствами, что обусловлено их конструкцией и принципом работы элемента крепления. Червячные модели могут именоваться как ленточные металлические хомуты, что также связано с их конструкцией. Проволочные изделия могут именоваться как спиральные, поэтому при выборе модели необходимо ориентироваться в этих наименованиях. Все виды хомутов могут выпускаться в усиленном исполнении, что выражается в размерах используемых материалов (толщина и диаметр), а также конструкции стягивающих механизмов.
Хомут пружинный, самозажимной
Обзор видов
Обжимные крепёжные хомуты позволяют быстро и прочно соединять трубы и шланги разных диаметров, причём фиксировать магистральный трубопровод на разной высоте. Обхватывающим элементом в этих конструкциях служит лента. Одна из усиленных разновидностей этих деталей, отличающаяся способом крепления – силовой шарнирный хомут. Нетрудно догадаться, что болтовой вид элемента при фиксировании труб скрепляется болтами.
В основном силовые крепления различаются по нескольким видам.
По материалу
Все приспособления делятся на металлические и пластиковые.
- Одноболтовые модели выпускаются из нержавеющей стали, из оцинкованных сплавов стали и латуни.
- Силовая стяжка из нейлона – более прочная и выдерживающая предельно допустимые нагрузки. Полимерные хомуты позволяют использовать их для фиксации труб из полипропилена, а также для гибких воздуховодов при монтаже кондиционера.
- Усиленные трубные скобы для канализационной системы и водопровода всегда изготавливаются из нержавейки и обладают повышенной долговечностью.
- Болтовые виды конструкций почти всегда поставляются с резиновым профилем, особенно если это водопроводная система.
Металлические стальные хомуты для крепления труб
Крепёжные хомуты изготавливаются из различных видов металла и различаются по геометрическим размерам, конструкции и типу фиксации.
Основные технические параметры и материал изготовления
При изготовлении металлических хомутов используется нержавеющая или углеродистая сталь с нанесением защитного слоя от коррозии (цинк или иной материал). Основными техническими характеристиками подобных изделий являются:
- типоразмер, определяющий диаметр закрепляемой трубы (измеряется в дюймах);
- толщина (измеряется в мм);
- размер соединительной гайки (если таковая имеется);
- рабочая нагрузка (измеряется в килоньютонах);
- разрушающая нагрузка (измеряется в килоньютонах).
Конструктивно элементы крепления могут поддерживать различное количество труб одновременно при их параллельной прокладке
Конструкционные формы и тип фиксации
Тип фиксации, предусмотренный на изделии, определяет вид трубопровода,на котором может быть использована конкретная модель, а также его назначение. Фиксация бывает двух видов:
- жёсткая (неподвижная) – выполняется в местах изгибов и разветвлений в системах водопровода и канализации;
- плавающая (подвижная) – используется в сетях отопления и горячего водоснабжения, где возможны продольные перемещения труб в процессе эксплуатации, связанные с изменением температурного режима работы систем.
По конструкции (форме) металлические крепёжные хомуты бывают следующих видов:
- разъёмное кольцо;
- два полукольца;
- скоба U-образной формы.
Скоба U-образной формы изготавливается для каждого типоразмера труб, что позволяет подобрать необходимый элемент крепления для трубопроводов разного диаметра
Советы по монтажу
- Современные силовые изделия просты в установке, и нет необходимости прикладывать большие усилия, чтобы сделать качественную затяжку. Более того, чрезмерное перетягивание может привести к уменьшению срока эксплуатации изделия и его быстрому износу.
- Если используется одноболтовый зажим, то его необходимо просто раскрутить до необходимого размера трубы, установить и затянуть гаечным ключом при помощи винта.
- При креплении хомута нужно правильно подобрать диаметр сверла для просверливания отверстия.
- Труба должна фиксироваться только методом, указанным для выбранного хомута.
- Если для герметичного закрепления чугунных труб подойдут стандартные хомуты, то в зонах повышенного давления лучше выбирать усиленные зубчатые модели.
- Не забывайте надёжно фиксировать сами трубы после затяжки хомутом. Для этого надо заблаговременно подумать о дополнительных крепёжных деталях.
Исходя из практики, при правильно выбранном, высокотехнологичном хомуте обычно не возникает проблем с его монтажом и дальнейшей эксплуатацией.
Каталожные номера пружинных хомутов
Пружинные (самозатягивающиеся) хомуты — хорошая вещь, особенно на патрубках системы охлаждения, не нужно их постоянно подтягивать зимой и летом. Преимущество перед обычными затяжными / червячными хомутами — они находятся в постоянном и равномерном натяжении по всей длине окружности.
Снимать пружинные хомуты сложнее, лучше спец. инструментом, но можно и плоскогубцами.
Клещи для пружинных хомутов — FORCE 62518, Jonnesway AR060003, Force 62522 — изогнутые.
Первая цифра максимальный размер, вторая ширина.
Хомуты VAG:
Хомут 8Х12 N 100 572 01
Хомут 13X15 — N10098701
Хомут 14X12 N 102 922 01
Хомут 14,5Х12 N 909 865 01
Хомут 16X12 — 4B0422379
Хомут 17X12 N 906 553 01
Хомут 19X12 N 906 554 01
Хомут 21Х12 06B145917A
Хомут 23X12 N 906 555 01
Хомут 25X12 — 4B0422379A
Хомут 27X12 N 906 556 01
Хомут 30Х12 N 911 061 01
Хомут 32X12 N 906 557 01
Хомут 35X12 — 06B145917
Хомут 40X12 N 906 558 01
Хомут 47X12 N 906 559 01
Хомут 55X12 N 906 560 01
Хомут 70X12 N 906 562 01
Хомут 75X12 N 102 960 01
Хомут 80X12 N 906 564 01
Хомут Chery:
AQ60145 — 45 мм
AQ60140 — 40 мм
AQ60138 — 38 мм
AQ60136 — 36 мм
AQ60132 — 32 мм
AQ60131 — 31 мм
AQ60128 — 28 мм
AQ60127 — 27 мм
AQ60126 — 26 мм
AQ60125 — 25 мм
AQ60124 — 24 мм
AQ60122 — 22 мм
AQ60120 — 20 мм
AQ60118 — 18 мм
AQ60116 — 16 мм
AQ60112 — 12 мм
Porshe
Хомут 14Х12 99951265009
Хомут 15Х12 99951265109
Хомут 18Х12 99951268409
Хомут 19Х12 N 909 264 01
Хомут 20Х12 99951265309
Хомут 21Х12 9553475690
Хомут 22Х12 99951265509
Хомут 23Х12 N 906 869 01
Хомут 26Х12 99951265709
Хомут 28Х12 99951265909
Хомут 29Х12 99951266009
Хомут 32Х12 N 906 871 01
Хомут 36Х12 99951266409
Самозатягивающиеся (пружинные) хомуты
Прошел час: Заехал в "Трассу", продавец сказал что на Гранты сейчас ставят такие:
Померил на патрубок калины, что продавец принес и купил 6 штук (1 шт. 60р.). На патрубки радиатора отопителя не было-придется поискать.
Той зимой на нижний патрубок ставил новый хомут и затянул его. Летом скорее всего от тепла патрубок начал расширяться, а этой зимой опять сжиматься-образовался зазор, через который этой зимой опять утечка. Пружина бы расширялась и сжималась сама.
1. Оденьте шланг на штуцер и измерьте Dmin. и Dmax.
2. По величине Dmin. определите номинальный диаметр (Dn) соответствующего хомута. Dn
Dmin.
3. Сравните величину Dmax с заявленным минимальным диаметром открытого хомута и выберите подходящий. Do min > Dmax.
При заказе необходимо указывать данные в следующем порядке:
1.Тип = NORMACLAMP® FBS;
2. Номинальный диаметр Dn;
3. Ширина ленты.
Замерил свои хомуты. Внутренний диаметр 37, внешний 41. При растяжке пальцами можно легко до 42 по внутреннему вытяуть, щипцами без проблем до 45 можно вытянуть:
Прошел день.
Сегодня смотрел на гранте-стоят точно такие хомуты, что купил, тоже 41 на них написано. Стоят только на большом радиаторе. В других местах стоят винтовые -и патрубки под ними промятые-скоро утечка будет. Надо на рынке поискать под патрубки отопителя, в городе нигде не могу найти пружинные. В магазах иномарок редко где есть но не тех размеров.
AQ60125 — 25 мм 2 шт. обратка печки
Прошло несколько дней:
Был сегодня на рынке "Искра" там только в оном ларьке (Б-5) есть и то чел сегодня не работает-позвонили ему соседи у него только на 26 есть.
Кстати когда подъехал на парковку рынка парканулся рядом с 2109 там 2 подозрительных типа сидели отошел от машины метров на 7 слышу машина открылась и открылась со звуком необычным-как будто не закрыл что-то (обычно когда не закрыто 2 раза пикает а тут раза 3 пикнуло) но все закрыто было (может грабер лоховской у них был). Не понял в чем дело, конечно может и сам случайно нажал на пульт сиги, но на всякий случай уехал на другую парковку. Когда подходил к машине типы в 9-ке заерзали-прочитал на ихнем лице что, что-то не ладное творится))) Может конечно ошибаюсь, но очень все подозрительно было))) Через 5 мин. проходил то место их уже не было.
Какие бывают виды хомутов? Характеристика и применение всех типов
Хомутом называют соединительный элемент, который внешне представляет собой такое устройство - стержень. Окончания у этой продукция могут стягиваться, создавая круг. Такое изделие нужно для того, чтобы надежно закреплять и герметизировать шланги, трубы, части трубопроводов, кабели, патрубки.
Существуют такие виды хомутов с температурными диапазонами и техническими документами, которые мы представили в таблице.
Технический документ
ГОСТ Р МЭК 62275-2015
Далее рассмотрим все типы хомутов с их характеристикой и применением.
Червячный
Данный метиз является важнейшим крепежным элементом. Изготавливают его из нержавеющей, оцинкованной, углеродистой сталей, а также из пассированных сплавов. Червячный хомут применяют прежде всего, чтобы фиксировать трубы на поверхности, но и в качестве заземлителя металлорукавов. В его конструкцию входит:
Рассматриваемый продукт нужен для стыковки следующих предметов:
- обычных проводов
- электротехнических кабелей
- резиновых шлангов
Силовой
Силовые или усиленные хомуты эксплуатируются при сильнейшем вибрационном воздействии, высоком давлении и значительными температурными изменениями. Помимо этих технических особенностей, следует сказать, что силовые хомуты производятся из двух марок сталей: углеродистой и нержавеющей.
Усиленный хомут бывает двух видов: одноболтовым и двухболтовым.
Одноболтовый
Одноболтовый силовой хомут применяется, чтобы фиксировать армированные шланги, закреплять трубы, а также в пневматическом и гидравлическом приводе.
Двухболтовый
Такой вид крепежных соединений используется в узкопрофилированных промышленных отраслях, где нужно обеспечить качественную герметизацию соединения.
С ключом
Такое изделие используют как и червячный хомут и сферы применения у них одинаковые. Итак, берем наш фиксатор в руки, обжимаем нужный участок шланга, далее, благодаря затягиванию метиза можно заметить надежную фиксацию. Данный продукт надежно прикрепиться к шлангу, но есть и минус, он не такой прочный как обычный червячный хомут.
Ключ или «барашек» имеет пластиковую конструкцию и бывает разных цветов. Но на некоторых предприятиях могут использовать и стальные.
Проволочный
Хомут с проволокой является специальным крепежным элементом, а также одним из самых распространенных типов метизов для крепления. Его внешняя часть производиться как кольцо, включая механизмом затягивания на одном участке.
Их используют, чтобы скреплять спиральных шланги, издающие вибрационные волны. Такой вид хомут нашел свое отражение практически не только во всех видах промышленности, но и в быту.
Стяжка
Пластиковый хомут или же кабельная стяжка - товар, который пользуется наивысшим спросом среди крепежных приспособлений. Его применяют в разных промышленных сфера, но больше всего хомут-стяжка используется в строительстве и в бытовом обслуживании.
Глушителя
Данное изделие является специальным крепежным металлическим предметом и востребованной разновидностью крепления. Задача хомута глушителя заключается в надежном и высококачественном соединении детали в выхлопной системе автомобиля.
Электротехнические скобы
Электротехническая скоба - является специальным крепежным хомутом. Он используется в монтаже электрокабеля, провода, шланга, патрубка и трубопровода.
Вентиляционные
Хомут вентиляционный является одной из разновидностей из видов крепежного хомута. Он применяется для создания создание качественного соединения между воздуховодами круглого сечения и поверхностями вертикального или же горизонтального типа.
Вентиляционный метиз по строению бывает двух видов:
- цельнометаллический
- прорезиненный
Также их делят на обжимной и необжимной виды.
Пружинный
Пружинным или роторным хомутом считается изделие, произведенное из пружинной стали, обеспечивающий высокий уровень упругости и прочности. Такой материал используется в автомобилестроении, компьютерной технике, но и в водоемах, созданных человеком.
Ленточный
Такой вид крепежного элемента необходим, чтобы соединять трубопроводы, шланги, патрубки. Ленточный хомут производится из двух видов стали:
- легированная
- нержавейка
Чтобы защитить метиз от ржавчины, на него наносят цинк или другие антикоррозийностойкие химические вещества.
Он используется больше всего в промышленности: автомобилестроении, строительстве, нефтегазовой отрасли, в быту и в ЖКХ.
Трубный
Трубный или сантехнический хомут необходим для того, чтобы скрепить разные участки трубопровода, патрубка, шланга.
По названию данной продукции можно понять сразу, что она используется для надежной фиксации водопроводных приспособлений в промышленности и в жилом помещении.
Пыльник шруса
Этот хомут знаком больше всего автомобилистам. Чаще всего автовладельцы интересуются пыльником шруса на следующие легковушки:
А вот слово «шрус» произошло из-за узлов машины. Данное название переводится как шарнир равных угловых скоростей.Его ставят на колесную систему привода, чтобы передавать момент силы при выполнении колесами поворота до семидесяти градусов.
Ремонтный
Ремонтный или аварийный хомут нужен для экстренного налаживания наладки трубопровода. Их ничем не заменить, когда необходимо наладить водоснабжение.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели тринадцать востребованных видов хомутов. Также, по каждому типу мы представили характеристику, краткое описание устройства и применение всех разновидностей.
Хомут
Хомуты представляют собой стяжные устройства, натяжение которых, как правило, обеспечивается с помощью специального механизма. Их часто классифицируют по:
виду стяжки — проволочные, ленточные, разъемные, неразъемные;
типу натяжного механизма 1 — шплинтовые, винтовые, червячные.
По назначению хомуты бывают герметизирующими, крепежными и специальными.
Хомуты для герметизации
Трубопроводные хомуты предназначены для соединений гибких шлангов с различными штуцерами или патрубками. По конструкции замка их делят на три основные группы.
Шплинтовые 2 — в их замке используют шплинт. На него при вращении наматывается металлическая лента, обеспечивая затяжку и достаточно равномерный обжим соединения. Технология производства ленты не предусматривает закругления ее краев, что не исключает возможность повреждения шланга. Эта конструкция считается устаревшей, поскольку такие хомуты сложно ставить и снимать. В продаже шплинтовые хомуты практически не встречаются, но благодаря низкой стоимости они еще используются некоторыми отечественными автозаводами.
Винтовые имеют в замке винт с обычной крепежной метрической резьбой, вставленный в отверстия ушек стяжки, и гайку.
Сильно затянуть такой хомут невозможно, поскольку ушки изгибаются 3 . В основном их используют для тонкостенных резиновых шлангов диаметром до 20 мм.
В винтовых хомутах в качестве стяжки может использоваться лента или проволока. Проволочные применяют в основном для толстостенных шлангов.
Недостаток таких хомутов — вероятность ослабления под действием вибрации из-за незначительности сил трения в резьбе винта.
Червячные снабжены винтом с червячной резьбой, а на ленте выполнены просечки или выступы с соответствующим шагом. При вращении такого винта происходит перемещение ленты и затягивание соединения. Его шестигранная головка “под ключ” (6, 7 или 8 мм) имеет прорези для шлицевой и (или) крестовой отвертки, что позволяет в труднодоступных местах работать разным инструментом. Ленты червячного хомута выполняются:
со сквозными просечками, обладает не очень высокой прочностью и может порваться при монтаже. Через просечки ленты продавливается резина шланга, а при сильной затяжке она повреждается;
без сквозных просечек, с двухсторонними выступами, выдавленными наружу и внутрь. При одинаковых размерах с просечной обладает большей прочностью, но также может быть причиной повреждения шланга;
без сквозных просечек с односторонними выступами только наружу и гладкой внутренней поверхностью. Наиболее совершенна, так как почти не “травмирует” резину патрубка и имеет высокую прочность.
Выпускаются универсальные наборы, включающие в себя длинную ленту с накаткой и замки, чтобы можно было самостоятельно изготавливать хомуты нужного размера.
Крепежные хомуты
Бывают металлическими, металлорезиновыми и пластмассовыми. Имеют различные размеры и конфигурацию, могут быть разъемными и неразъемными.
Резиновый вкладыш в металлическом хомуте препятствует перетиранию фиксируемых деталей, гасит колебания и обеспечивает дополнительную изоляцию электрических проводов.
Пластиковые хомуты — “ремешки” различаются размерами, формой и цветом. Используются для соединения электрических проводов в жгут или для их крепления к кузову. В автомобиле применяют в основном одноразовые хомуты из полиэтилена.
Специальные хомуты
Хомуты для пыльников шарниров равных угловых скоростей отличаются конструкцией замка от червячных и винтовых хомутов. Они не имеют выступающих частей, так как во время движения автомобиля за замок или конец ленты может зацепиться посторонний предмет и нанести повреждения чехлу. В связи с этим используют хомуты двух типов:
“зажимные” — замок стягивают и фиксируют с помощью специальных или универсальных клещей. Такие хомуты имеют определенный диаметр для установки;
с шариковым замком и лентой, затягиваемой вручную, более универсальные, так как могут устанавливаться на различные посадочные диаметры.
Хомуты для выпускных трубопроводов
имеют конструкцию в зависимости от устройства стыков труб системы выпуска:
с U-образной резьбовой шпилькой (так называемый хомут-стремянка) — наиболее простой по конструкции и дешевый. Не требует разъединения труб при установке. Фиксирует телескопическое соединение труб (внахлест), наружная труба должна иметь разрезы.
с разрезной скобой (“неразъемный хомут”) требует для установки разъединения труб. Фиксирует телескопическое соединение труб (внахлест), наружная труба должна иметь разрезы. Такой хомут обеспечивает лучшую герметичность, чем предыдущий.
разъемный хомут с двумя скобами и внутренним опорным кольцом используют для раструбного соединения труб (встык). Такие хомуты компенсируют перекосы соединяемых деталей и исключают их пригорание благодаря двухсторонней конусности наружной поверхности опорного кольца.
Рекомендации
При выборе хомутов осмотрите их внимательно — не должно быть заусенцев, острых краев ленты, механических повреждений резьбы замка и других деталей. На всех качественных изделиях (кроме некоторых специальных) указаны диаметр или диапазон размеров, для которых они предназначены, и товарный знак производителя. В продаже есть хомуты специализированных фирм, но встречается дешевый “безымянный” ширпотреб — его лучше не покупать.
Уточните способ установки, тип применяемого инструмента и величину усилия затягивания, рекомендуемую производителем. В последнее время некоторые фирмы стали наносить ее непосредственно на хомут.
При установке не следует стремиться к тому, чтобы затянуть хомут как можно сильнее. Это приводит к повреждению хомута и соединяемых деталей. Кроме того, напряжение, возникшее при перетяжке, впоследствии провоцирует появление трещин.
Для ответственных соединений лучше использовать хомуты с гладкой внутренней поверхностью ленты — они не повреждают шланг.
Примечания
1 - Особое место занимают пружинящие хомуты с ушками для разжима при установке и снятии. Они не имеют специального замка и предназначены для относительно тонких, в основном топливных шлангов. Пружинящие хомуты обеспечивают быстрый монтаж и входят в заводскую комплектацию некоторых иномарок.
В основном применяются для системы охлаждения двигателя. Там где особенно важно компенсировать тепловые расширения. В топливных шлангов применение этих хомутов не требуется и они могут быть установлены по желанию. Качественные пружинные хомуты дороже качественных червячных.
2 - Шплинтовые хомуты часто называют ленточными.
3 - Винтовые силовые (специальные) отличаются тем, что имеют цилиндрические ушки, не отгибающиеся при приложении значительного натяжного усилия.
в подготовке материала принимали участие специалисты “ПКФ “Автохомут”.
Захомутали
Хомуты системы охлаждения встретишь у всех отечественных (разве что у «Запорожца» их не было) и большинства импортных автомобилей. Зачем они нужны, объяснять, наверное, не нужно. Под капотом располагаются не только двигатель и радиатор, а еще и хитросплетение разных шлангов и патрубков. Хомутами все это как раз и пристыковывают друг к другу.
Бывают они четырех видов: ленточные, проволочные, скобообразные (как на выпускной системе «жигулей») и червячные. Ленточные потихоньку начинают исчезать с автомобилей и на рынке их практически не найдешь. Скобо-образные тоже отмирают, как не обеспечивающие должной герметичности соединения. Проволочные используются на некоторых иномарках, в первую очередь, «японках». На последнем варианте — червячных хомутах — мы решили остановиться.
При кажущемся большом выборе на прилавках рынков и магазинов нам попались изделия четырех фирм (см. фото). Купили по два образца каждого вида и горку патрубков, для которых они предназначены. Программа проверки состояла из осмотра с пристрастием и оценки хомутов и патрубков после затяжки предельным усилием. Рвутся — не рвутся, режут — не режут. Итак.
Одно из преимуществ червячного хомута перед старыми ленточными — удобство затяжки. С наиболее «правильными» из них можно работать крестовой и шлицевой отвертками, рожковым и накидным ключом («на 7» или «8») и даже соответствующей торцевой головкой. Если хомут не очень «правильный», торцевая головка, а также одна из отверток могут не подойти. Отвертки — по причине несоответствующей прорези, головка — из-за слишком короткого червяка, когда надеть инструмент мешает сама лента хомута. Пользоваться головкой в последнем случае крайне неудобно — она попросту соскакивает.
Каков результат? Самые удачные хомуты — «Норма» и их копия (см. фото 1, 2). У двух других, в том числе «родного» вазовского, будут неудобства при использовании торцевой головки. К «вазовцу» также не подойдет шлицевая, а к его коллеге с Тайваня (фото 3) — крестовая отвертки.
Идем дальше — проверим, сколь ласковы будут хомуты к патрубкам. Ведь и тем, и другим приходится трудиться в нелегких условиях. Двигатель во время работы постоянно колеблется в моторном отсеке, а радиатор закреплен относительно кузова неподвижно. Из-за этого даже хорошие хомуты немного подрезают резину. Плохие же режут патрубки на порядок быстрее.
Проверка показала, что среди тестируемых и в этом нет единодушия. Зато есть закономерность. Способов «нарезать резьбу» на ленте — два. Или делать прорези, или насечки выдавливанием. Оказалось, последний вариант предпочтительнее. Два хомута с такой лентой («Норма» и ее копия) обошлись со шлангами куда бережнее.
1. Изготовитель / NORMA.
Размеры / 25–40 мм.
Инструмент — головка (ключ) «на 7», шлицевая или крестовая отвертка.
Понравился. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов резины.
2. Изготовитель / неизвестен
Размеры / 25–40 мм.
Инструмент — головка «на 7», шлицевая или крестовая отвертка.
Очень неплохо. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов. Очень хорошая копия NORMA. Единственное отличие от оригинала — цвет винта. Здесь он имеет желтоватое покрытие.
3. Изготовитель / неизвестен, Тайвань.
Размеры / 32–51 мм.
Инструмент — головка «на 7» (неудобно), шлицевая отвертка.
Неплохо, но если затягивать очень туго, патрубки придется менять чаще. Головка червяка располагается близко к ленте. При затяжке хомута до предельного момента происходят смятие и надрыв ленты. После снятия хомута на патрубке остаются надрезы на резине.
4. Изготовитель / неизвестен, с конвейера ВАЗа.
Размер / не указан.
Инструмент — головка «на 8» (неудобно), крестовая отвертка.
Жить будет, но очень уж неудобен — головка червяка расположена близко к ленте. При затяжке хомута до предела происходят смятие и срез ленты или даже надрыв. После удаления хомута на патрубке остаются порезы.
ЧТОБЫ НЕ ОПЛОШАТЬ
Автолюбители зачастую вспоминают о системе охлаждения только после появления пара из-под капота или (реже) при отказе отопителя салона. Если стал уменьшаться уровень «Тосола» в расширительном бачке, первое, что стоит посмотреть, насколько герметичны соединения патрубков системы охлаждения с радиатором или двигателем. Течи увеличиваются в холодное время года. Чтобы найти места потеков, утром сразу после пуска холодного двигателя осмотрите все соединения патрубков системы охлаждения. Некоторые антифризы в месте протечек оставляют следы.
На хомутах «Норма» при перетяжке срезается пара зубьев (на ленте), а вот «вазовский» или тайваньский могут порваться.
Читайте также: