В этом здании жил и работал мемориальные доски как образ исторической памяти
Как появились и о чем рассказывают народные мемориалы в память о событиях 1993 года
Больше четверти века назад в Москве произошли события, которые принято называть «политический кризис сентября-октября 1993 года». Политическое противостояние закончилось применением оружия, было убито, по официальным данным, более 150 человек. Вскоре после этих трагических событий в нескольких точках Москвы и Подмосковья возникли «народные мемориалы», посвященные погибшим. О том, как появились эти мемориалы, как поддерживается их существование и какие символические высказывания они формируют, N + 1 рассказал Дмитрий Громов, доктор исторических наук, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
Антропологи и этнографы знают, что едва ли не главная функция человеческой культуры и мифологии — разграничивать, размечать пространство и время, отделять друг от друга небо и землю, выделять сакральные места и особые, священные времена и моменты, когда люди общались с богами и героями. Сегодня эту функцию выразителя коллективной памяти и мифологии берет на себя государство — именно оно решает, каких великих деятелей прошлого мы помним, какие годовщины и юбилеи отмечаем, о каких жертвах скорбим, чьи подвиги воспеваем.
Поэтому мятежи и восстания столь часто сопровождаются ниспровержением памятников. Казалось бы, какая разница, чей монумент стоит на площади? Но для любой политической силы важно утвердить свою историю, свои исторические и пространственные границы, по-своему расчертить прошлое и настоящее. «Политическая повестка», как ее называют сейчас, никогда не ограничивается текущим моментом, она всегда подразумевает и включает в себя и прошлое, и будущее, своих героев и свои сакральные места.
Для частного человека и неформальных сообществ эти механизмы работают точно так же. Людям важно обозначать священные для них места, выделять важные для них события в прошлом — отмечать годовщины и дни рождения, приходить на кладбище и к святым источникам, повязывать тряпочки на ветки священных деревьев, вешать на мосты замки? в честь замужества, ставить символические могилы — кенотафы .
Придорожные кенотафы Евгений Сафронов Придорожные кенотафы \ Евгений Сафронов Придорожные кенотафы \ Евгений Сафронов Придорожные кенотафы Евгений СафроновЦентральной точкой всей этой сакральной географии чаще всего является смерть, причем, как правило, смерть несправедливая, безвременная и внезапная. Такие события, как, например, гибель людей при теракте, всегда вызывают всплеск эмоций, требующих выхода. Чаще всего выходом становятся символические, ритуальные действия. Как это выглядит, можно увидеть и в наши дни, когда, например, люди несут свечи, цветы и детские игрушки к зданию школьного спортзала в Беслане, к торговому центру «Зимняя вишня» в Кемерово, к посольствам стран, пострадавших от рук террористов.
Обычно в этот процесс включается и государство, и на местах, связанных с трагедиями, возникают официальные, санкционированные памятники, мемориальные таблички, статуи. Но особый интерес у антропологов вызывают ситуации, когда символическая коллективная память включает в себя события, которые государство не хочет помнить, предпочитает забыть. Как «частная» символическая память начинает разрастаться и заполняет этот «вакуум», как она противодействует попыткам ее погасить?
В Москве на неприметной улице между Красной Пресней и Краснопресненской набережной есть место, зажатое между многоэтажными домами и забором стадиона. Попав туда, вы можете решить, что перенеслись в прошлое на 25 лет — на стенах висят листовки с проклятиями в адрес Ельцина, красные флаги; стоят баррикады, увитые колючей проволокой кресты; свечи, лампады, много цветов и много красного цвета. Это народный мемориал на Дружинниковской, который возник почти сразу после событий октября 1993 года. Власти много раз пытались его ликвидировать, но люди воссоздавали свой мемориал снова и снова, и последние лет десять он существует почти в неизменном виде.
Двадцать пять лет назад на улицах Москвы произошла гражданская война, продлившаяся несколько дней и унесшая жизни 153 человек — по официальным данным. Люди начали приходить на Дружинниковскую улицу, чтобы почтить память погибших, вскоре после этих событий. Многие пришли, когда стало понятно, что серьезных репрессий по отношению к защитникам Дома Советов не будет и они уже могут не скрываться. Через полгода прошло первое траурное шествие, которое потом стало традиционным.
В первое время это место выглядело как все подобные стихийные мемориалы: были свечи, цветы, были списки пропавших без вести и погибших, листовки, надписи на заборе — в то время вокруг стадиона был бетонный забор, который позже по личному указанию какого-то чиновника заменили на решетчатый металлический, чтобы не делали надписей. Здесь же шел сбор денег для родственников погибших, их оставляли практически на земле; многие жертвователи сами не верили, что деньги дойдут до цели, но хотели хотя бы так выразить свое сострадание.
Мемориал начал формироваться стихийно, особенно он разросся на сороковой день, когда сюда пришли многие ранее скрывавшиеся участники событий. Подобные стихийные мемориалы часто сооружают из предметов, оставшихся после случившейся трагедии: обломков разбитых машин или самолетов, личных вещей погибших, символических предметов, принесенных скорбящими. Так же происходило и здесь: появились пирамиды из надолбов и колючей проволоки (вернее, «спиралей Бруно») — весь Дом Советов был обнесен колючкой, и многие ее отрезали на память (причем начали резать еще 3 октября, после прорыва оцепления, в состоянии победной эйфории).
Очень скоро сформировалась группа активистов, ухаживающих за местом трагедии. Со временем эта группа стала называть себя «Вахта памяти» и даже официально зарегистрировалась как общественная организация. Лидером группы стал профессиональный художник-монументалист Андрей Подшивалов.
Первые годы мемориал был не только местом памяти, но и местом общения единомышленников. «На кресты», как тогда говорили, приезжали оппозиционно настроенные люди со всей Москвы. В этом тоже заслуга «Вахты памяти»: изначально пространство конструировалось как «народное»; например, надписи, которые наносили на забор активисты, специально выполнялись разными почерками и не слишком каллиграфически. Частью пространства стало кострище (вернее, металлическая бочка), возле которого общались. Иногда здесь же устанавливались палатки, в которых жили по много дней. В частности, палаточные городки возникали в конце сентября, перед годовщинами событий — участники «Вахты памяти» жили здесь, чтобы не отрываться от работ на мемориале; останавливались и приехавшие на мероприятия из других городов.
"В этом здании жил и работал…"
Проект "Магнитогорского металла", посвящённый людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.
В октябре 2014 года на фасаде дома № 16 по улице Московской установлена памятная доска бывшему генеральному директору Магнитогорского калибровочного завода Владимиру Кривощапову , которого называют одним из самых опытных руководителей метизной отрасли. На производство он попал в 1961 году после окончания Уральского политехнического института, прошёл путь от подручного прессовщика до главного инженера и директора. В общей сложности Владимир Кривощапов отдал предприятию более сорока лет жизни.
Инициаторами установки мемориальной доски выступили друзья и коллеги Кривощапова , среди которых руководители промышленных предприятий, организаций, депутаты городского Собрания. В доме на Московской Владимир Васильевич жил с 1982 по 2000 год. Многие жильцы до сих пор помнят своего именитого соседа. Отливали доску каслинские мастера, а установили её практически в день рождения калибровочного завода.
Люди, хорошо знавшие Владимира Кривощапова , отмечали, что он знал завод досконально: по мере профессионального роста ему доверяли один участок за другим. В 33 года он возглавил кузнечно-прессовый цех, став самым молодым начальником крупнейшего на заводе подразделения. Под его руководством трудились 800 человек. Коллеги и друзья отзывались о Владимире Кривощапове как о талантливом инженере, руководителе и организаторе. Он был признан лучшим главным инженером в метизной отрасли страны. На его счету более 30 научных публикаций и 13 патентов на изобретения. Кривощапова неоднократно сманивали в главк, на более высокие должности, но он оставался верен своему заводу, жил его достижениями, проблемами и людьми. Большое внимание он уделял подготовке инженерных и рабочих кадров, организации научной и воспитательной работы. Более пятнадцати лет, пока Владимир Кривощапов руководил двенадцатитысячным коллективом завода, существовала традиция: директор лично встречался и беседовал с молодыми работниками, устраивающимися на предприятие, напутствовал, подбадривал.
В 90-е годы, когда предприятия исчезали одно за другим, Владимиру Кривощапову удалось сохранить завод. Коллеги вспоминают, как тяжело переживал директор задержку зарплаты рабочим. Чтобы поддержать заводчан, приходилось идти на крайние меры - занимать деньги под проценты. Он пытался создать рабочим условия не только для работы, но и для отдыха - дачу "Солнышко", пионерский лагерь "Уральские зори", дом отдыха "Берёзки" и сейчас ещё называют "калибровочными". Последние годы Владимир Кривощапов жил в Москве , работал в аппарате Министерства промышленности России . Его труд отмечен многочисленными наградами. Среди них медали "За освоение целинных и залежных земель" и "За доблестный труд", орден "Знак Почёта", звания "Почётный металлург", "Ветеран труда", "Ветеран города". В Магнитке память о нём жива и по сей день. Ветераны-калибровщики отмечают, что завод - это не просто вывеска, а традиции трудового коллектива, продолжателем которых стал ММК-МЕТИЗ. Имя директора Кривощапова вписано не только в историю предприятия, которым он руководил, но и в биографию Магнитки.
В Самаре установили мемориальную доску в память участников разгрома Квантунской армии
3 сентября 2021 года в День воинской славы России , в Самаре состоялась торжественная церемония открытия мемориальных досок в память о генерал-майоре, военном комиссаре Куйбышевской области Степане Борисовиче Жестакове и генерал-майоре Иване Макаровиче Матюхине .
Оба прославленных генерала были представлены к ордену Красного Знамени за успешные боевые действия под Дуннином, оба героя служили в Куйбышеве после войны в военном комиссариате и жили в одном и том же дома – на улице Красноармейской, 62.
Почтить память соотечественников, совершивших героические подвиги в ходе последних боев Второй мировой войны, несмотря на дождливую погоду прибыли секретарь Самарского регионального отделения партии «Единая Россия» , глава региона Дмитрий Азаров , координатор партпроекта «Историческая память», депутат Госдумы Александр Хинштейн , глава Самары Елена Лапушкина , Герой России, генерал армии запаса, Александр Баранов , лидеры ветеранских и военно-патриотических региональных организаций, юнармейцы, «Волонтеры Победы» , сотрудники МЧС и Росгвардии .
Секретарь Самарского регионального отделения Партии «Единая Россия» Дмитрий Азаров поблагодарил всех, кто пришел увековечить память полководцев и генералов Жестакова и Матюхина: «Говорят, легко начать войну, трудно закончить. Им это удалось. Проявив мужество, стойкость, заботу о личном составе, следуя зову своего сердца, патриотическому долгу, они поставили точку в этой страшной трагедии - трагедии Второй мировой войны».
Страна, которая забывает своих героев, не имеет право на существование, уверен глава региона. Он подчеркнул, что на территории Самарской области бережно относятся к памяти героев.
Дмитрий Азаров поблагодарил руководителя партийного проекта «Историческая память» Александра Хинштейна : «Он проводит огромную работу по восстановлению и сохранению исторической памяти, стоит на защите исторической правды. И весь проект «Историческая память» сегодня является стержнем патриотической, работы по сохранению суверенитета нашей страны. В Самарской области реализация партийного проекта имеет наибольший размах, - поблагодарил он Александра Хинштейна .
Слова благодарности Александр Хинштейн адресовал историку Льву Бондаренко , который самостоятельно занимался исследованием жизни прославленных генералов и отыскал множество ранее неизвестных фактов их биографии и военной судьбы.
Заместитель руководителя Регионального штаба «Волонтеров Победы» Анастасия Самыкина отметила, что сегодня – очень значимый день для всего движения «Волонтеров». Это один из тех дней, которые навсегда остаются в памяти. На территории всего региона сегодня состоится более 80 мероприятий, которые проводят «Волонтеры Победы» - от участия в возложении цветов и открытии памятных знаков до проведения уроков мужества и исторических квестов на знание военной истории России .
Монументальная история: знаки памяти, появившиеся в Москве в 2020 году
Герои Великой Отечественной войны
Летом в сквере на Комсомольской площади открыли памятник железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, внесшим вклад в победу над фашизмом. Коллектив авторов под руководством народного художника России скульптора Cалавата Щербакова изобразил героев: у основания на низком гранитном цоколе располагаются фигуры монтера пути, руководителя дороги, машиниста, стрелочницы и мастера — тех, без кого невозможно представить железную дорогу. Сверху разгоняются бронепоезд и паровоз. Монумент создали на пожертвования работников отрасли.
Памятная доска сотрудникам ТАСС, освещавшим события Великой Отечественной войны на фронте и в тылу, появилась в мае на фасаде штаб-квартиры информационного агентства на углу Большой Никитской улицы и Леонтьевского переулка. В основе композиции — сюжеты известных снимков военных фотокорреспондентов ТАСС («Комбат» Макса Альперта, «Знамя Победы над Рейхстагом» и «Парад Победы на Красной площади» Евгения Халдея), другие ее важные элементы — карандаш, сумка-планшет и фотоаппарат Leica, главное оружие журналистов того времени. Памятная доска создана в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, авторами стали архитектор Денис Бобылев и скульптор Кирилл Бобылев.
В эти трудные годы ТАСС работал бесперебойно: десятки корреспондентов и фоторепортеров прошли Великую Отечественную войну. Благодаря их труду мир узнавал о последних событиях, их работы стали документальными свидетельствами преступлений фашизма и использовались в качестве доказательств на Нюрнбергском процессе.
В декабре в Екатерининском парке открыли памятный знак в честь 6-й дивизии московского народного ополчения. Стена с пятиконечной звездой символизирует подвиг рабочих, которые, не имея военной подготовки, в 1941 году встали на защиту столицы. В дивизию вступило около восьми тысяч человек из 170 учреждений и предприятий в возрасте от 18 до 55 лет, почти никто из них до этого не держал в руках винтовку.
Ко Дню героев Отечества приурочили открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Виктору Юдину (1923–1985) по адресу: улица Островитянова, дом 39. Здесь он жил с 1970 по 1985 год. От заводского токарного станка в августе 1941-го он ушел в Красную армию, а через два года окончил курсы младших лейтенантов. При форсировании реки Ост-Одер в районе Грайфенхагена (Польша) и реки Вест-Одер севернее населенного пункта Мешерин рота 194-го стрелкового полка (162-я стрелковая дивизия, 70-я армия, 2-й Белорусский фронт) старшего лейтенанта Юдина первой вошла в воду, перебралась на другой берег и захватила плацдарм, отразив ряд контратак противника.
Авторы мемориальной доски — скульптор заслуженный художник России Игорь Бурганов и архитектор Юрий Менчиц. Это первая из пяти изготовленных мемориальных досок в рамках совместной программы Правительства Москвы и Московского клуба героев по увековечиванию памяти героев Советского Союза, живших в столице. Еще четыре планируется открыть в феврале ко Дню защитника Отечества.
Культура и искусство
В сентябре, в год 100-летия Театра имени Вахтангова, на Арбате открыли памятник его создателю — Евгению Вахтангову. Композицию выполнили из бронзы народный художник России Александр Рукавишников, заслуженный художник России Максим Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский.
Скульптурную композицию, посвященную актеру и режиссеру Олегу Табакову, открыли 14 декабря у новой сцены «Табакерки» к 85-летию со дня рождения артиста. Автор — народный художник России Александр Рукавишников — изобразил Олега Табакова в алом шарфе, сидящим на подмостках, опершись на атом Солнца — символ таланта. Когда Табаков был молодым артистом театра «Современник», драматург Виктор Розов, увидев его на сцене, сказал, что одаренность актера освещает весь спектакль, будто Табаков проглотил атом Солнца. Внутри атома множество раз написано слово «талант».
В ноябре по адресу: Гранатный переулок, дом 2, строение 1 состоялось торжественное открытие мемориальной доски Владимиру Этушу (1922–2019), народному артисту СССР, актеру театра и кино, педагогу, многолетнему ректору Театрального института имени Б.В. Щукина, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством». Автор проекта — молодой скульптор Филипп Трушин.
Владимир Этуш снялся более чем в 40 фильмах, и все его роли вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа. У него учились многие известные актеры.
В сентябре на фасаде исторического корпуса ВГИКа на улице Вильгельма Пика установили памятную доску Станиславу Говорухину (1936–2018). Здесь блестящий режиссер, актер, художник и сценарист начинал свой творческий путь. Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Десять негритят», написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового фильма в истории советского кино. На барельефе изображен человек в куртке с капюшоном у подножия горы — это отсылка к фильму «Вертикаль», первой полнометражной картине режиссера.
Мемориальную доску народному артисту СССР дрессировщику медведей Валентину Филатову (1920–1979) открыли 12 августа на Кутузовском проспекте (дом 5/3) в день 100-летия со дня его рождения. В этом доме артист жил и разрабатывал новую школу дрессуры, которая перевернула представление о цирке. Именно Филатов первым научил медведей групповой езде на мотоциклах, созданный им аттракцион «Медвежий цирк» с успехом гастролировал по всему миру. На мемориальной доске изображена запряженная в сани тройка медведей с четвертым на облучке, управляет санями Валентин Филатов. Работа скульптора Александра Балашова весом 350 килограммов выполнена из бронзы.
27 августа открыли две памятные доски народным художникам СССР Гелию Коржеву и Алексею Грицаю, которые жили в доме 3 на Верхней Масловке. Произведения выдающихся живописцев выставлены в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и Русского музея в Санкт-Петербурге. Два барельефа выполнены в полный рост, авторы работ — архитектор Константин Арабчиков и внук Гелия Михайловича Иван Коржев, который создавал произведения в технике низкого рельефа.
В августе в районе Аэропорт на доме 2 на улице Черняховского открыли мемориальную доску Евгению Аграновичу — прозаику, поэту-фронтовику, барду, сценаристу, кинодраматургу, художнику. В этом доме он жил и работал более 20 лет. Доску изготовили и установили за счет пожертвований. Евгений Агранович изображен в окружении фронтовых писем, на которых написаны цитаты из его стихов.
В марте на Страстном бульваре (дом 8) появилась памятная доска театру «Скатуве», работавшему в этом доме в 30-е годы XX века. В 1933-м театр был признан лучшим национальным театром России, а уже через пять лет всех артистов и работников — 32 человека — расстреляли на Бутовском полигоне. На лаконичной гранитной доске на русском и латышском языках сообщается, что здесь с 1919 по 1938 год находится театр «Скатуве».
Также в марте прошло торжественное открытие мемориальной доски народной артистке СССР первой в мире женщине — дрессировщице львов Ирине Бугримовой (1910–2001) на доме 1/15 на Котельнической набережной, в котором она жила до самой смерти. Открытие было приурочено к 110-летию со дня рождения королевы советского цирка. На памятной доске дрессировщица изображена вместе со львом, а наверху — табличка с надписью «Цирк».
Второй Мэр города
Мемориальную доску бывшему Мэру Москвы Юрию Лужкову (1936–2019) открыли в начале декабря по адресу: улица 3-я Тверская-Ямская, дом 48, там он жил с 2000 года. Авторами проекта стали скульптор Игорь Бурганов, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, и Игорь Воскресенский, заслуженный архитектор России, академик Российской академии художеств. На бронзовой доске изображен Юрий Лужков в своей знаменитой кепке, рядом — карта столицы, а ближе к правому нижнему углу — пчела.
В течение 18 лет — с 1992 по 2010 год — Юрий Лужков занимал пост Мэра Москвы. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», награжден орденами «За военные заслуги» (2003), медалями «Защитнику свободной России» (1993) и «В память 850-летия Москвы».
Ученые
На Поварской улице на доме 31/29 появились две доски крупным ученым, жившим по соседству, — Авраамию Завенягину (1901–1956), дважды Герою Социалистического Труда, организатору промышленности, куратору советской металлургии и атомного проекта, и Андранику Петросьянцу (1906–2005), председателю Государственного комитета Совета Министров СССР.
В Романове переулке (дом 3, строение 1) увековечили память Михаила Первухина (1904–1978) — первого заместителя председателя Совета Министров СССР, куратора создания советской атомной бомбы. Мемориальную доску на Ленинском проспекте (дом 57) открыли Антону Вольскому (1897–1966) — одному из первых создателей атомной науки, ученому-металлургу.
Доска Марату Тищенко (1931–2015), генеральному конструктору Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля, ликвидатору чернобыльской катастрофы, появилась на доме 5 в Рижском проезде, Борису Рунову (1925–2017), Герою Советского Союза, академику, ученому в области сельского хозяйства, — в Орликове переулке (дом 1/11). На Профсоюзной улице (дом 43, корпус 1) в феврале состоялось торжественное открытие мемориальной доски профессору и педагогу Владимиру Виноградову, который возглавлял Российский государственный университет нефти и газа в течение 31 года.
В августе в сквере у центрального офиса госкорпорации «Росатом» на Большой Ордынке был открыт памятник одному из создателей советского ядерного оружия Ефиму Славскому (1898–1991) работы скульптора Салавата Щербакова. С 1957 по 1986 год Славский возглавлял легендарное атомное министерство — Министерство среднего машиностроения СССР. Открытие памятника было приурочено к 75-летию атомной отрасли в России.
Основоположники самбо
Торжественная церемония открытия мемориала первым самбистам прошла 18 декабря на аллее спортивной славы комплекса «Лужники». Композиция, выполненная из бронзы и гранита, посвящена Виктору Спиридонову, Василию Ощепкову и Анатолию Харлампиеву. В 1938 году они придумали новый вид спорта, основанный на приемах японских джиу-джитсу и дзюдо, а также других боевых искусств.
В центре скульптурной композиции — две бронзовые фигуры борцов, один из них выполняет знаменитый бросок «мельница». Атлеты борются на полусфере, опоясанной орбитой, на которой написан девиз единоборства: «Самбо — наука побеждать». Тренеры Виктор Спиридонов, Василий Ощепков и Анатолий Харлампиев наблюдают за поединком.
Монумент создал коллектив скульпторов под руководством народного художника России Салавата Щербакова. Планируется, что со временем мемориал станет местом принесения клятвы самбиста и принятия в сообщество спортсменов.
В этом здании жил и работал мемориальные доски как образ исторической памяти
Москва еврейская. Сборник статей и материалов
Это издание не претендует ни на широту исторического охвата, ни на скрупулезность научного исследования. Это всего лишь несколько штрихов к многонациональному портрету нашей древней столицы. Города, где мирно соседствуют улицы Грузинская и Тверская-Ямская, где можно прогуляться по Армянскому переулку и Татарской улице, где невдалеке от памятников А. С. Пушкину и С. Есенину стоят памятники Шолом-Алейхему и Шота Руставели, город, где живут, любят, работают, творят, рожают и воспитывают детей москвичи более ста национальностей, где празднуют и православное Рождество, и еврейский Рош а-шана, и немецкий Октоберфёрст — праздник пива и урожая, и бурятский Сагаалган — белый месяц, и чувашский Акатуй — свадьба земли и неба, и славянский Иван Купала.
И, как говорил давным-давно старый раввин, «не имеет значения, еврей ты или нет, важно лишь, пребывает ли в твоей душе Всевышний».
Владимир Двинский
От редактора-составителя
При подготовке «Москвы еврейской» мы стремились познакомить современного читателя с разного рода свидетельствами об участии евреев в жизни российской столицы. Эта задача оказалась достаточно сложной, поскольку на сегодняшний день не существует специальных научных исследований на эту тему, практически нет и работ обзорного характера. Поэтому мы предприняли попытку собрать наиболее серьезные публикации о «евреях Москвы» и «евреях в Москве», написанные еврейскими авторами в конце XIX — первой половине XX в., дополнив их работами современных исследователей, продолжающих заниматься этой темой. Книгу открывают сочинения обзорного характера. Одно из них — своеобразный путеводитель по достопримечательностям «еврейской Москвы» — написано в наши дни краеведом Маргаритой Лобовской. Другое, созданное известным общественным деятелем Самуилом Вермелем в начале XX в., публикуется по рукописи, сохранившейся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Статьи дореволюционных авторов, посвященные отдельным периодам и эпизодам в истории «еврейской Москвы», дополняются публикацией архивных материалов, ранее неизвестных читателям. Понять чувства и переживания евреев-жителей столицы помогают отрывки из воспоминаний, вошедшие в нашу книгу. Наконец, более ста фотографий, связанных с жизнью евреев в старой Москве и в Москве современной, создают эффект живого присутствия и помогают лучше осознать ту роль, которую играли и продолжают играть евреи в истории и культуре нашего города.
Все публикуемые нами материалы приведены в соответствие с современными нормами орфографии и пунктуации; архивные документы публикуются в соответствии с правилами публикации исторических источников. Вместе с тем мы старались минимально вмешиваться в авторский текст, чтобы сохранить присущие ему особенности (в частности, это касается цитируемых документов). Кроме того, мы по возможности дополнили и исправили библиографические ссылки к статьям из старых еврейских журналов, которые в оригинале часто приведены в сокращенном виде. Материалы некоторых публикаций повторяются, в них освещаются одни и те же события и могут быть включены одни и те же документы, однако мы не посчитали себя вправе сокращать их или вмешиваться в структуру статей и исследований. Во всех случаях можно заметить, что даже при рассказе об одном и том же и на основе одних и тех же источников различаются позиции авторов, расставляемые ими акценты, привносимые ими детали, а потому мы предоставляем читателям возможность самим оценить эти тексты. Мы надеемся, что вдумчивому читателю будет особенно интересно сопоставить разные версии непростой истории «еврейской Москвы».
Константин Бурмистров
Маргарита Лобовская
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЕВРЕЙСКОЙ МОСКВЕ[1] Евреи в Москве: исторический очерк
В канун субботы встретился им старичок, спешивший куда-то с двумя букетами из миртовых веток в руке. Спрашивают они:
— Для чего, дедушка, собрал ты эти ветки?
— В честь Субботы, — отвечает старичок.
— А не довольно ли одного букета?
— Нет: один в ознаменование завета «Помни», другой — завета «Храни».
— Видишь, — говорит р. Симеон сыну, — насколько заветы Господни близки еще и дороги народу!
И радостно стало на душе обоих.
Берешит Рабба, 79
«Храни и помни» — в этом завете наших предков заключен глубокий смысл. Наш рассказ — об истории Московской еврейской общины, зарождение которой относится к середине XIX в., и столь короткий период наполнен значительными событиями и яркими именами. Приезжая в российскую столицу, евреи-уроженцы черты оседлости впитывали обычаи, привыкали к новому для них укладу городской жизни. Их внуки с гордостью называли себя коренными москвичами, большинство из них ощущало свою причастность к национальной традиции и культуре. В начале XXI в. уходят из жизни люди, родители которых говорили на идише, но жизнь еврейской общины, как и других национальных диаспор, продолжается. Еврейская община знала периоды расцвета и упадка, в ее истории сказалась судьба как всего российского еврейства, так и города, вобравшего в себя влияние всех российских земель и народов былой великой империи.
Московские страницы еврейской истории
Москва! Сколько понятий заключено в этом слове! Столица России, Москва первопрестольная, центр отечественной науки и культуры, сердце России. Этот город всегда обладал особой силой притяжения. Еще в древние времена город заселяли жители Пскова и Новгорода, Ярославля, Рязани, Владимира и Суздаля. Москвичи впитывали речь многих народов — в XV в. на Боровицком холме слышна была итальянская речь; в XVI в. татары оседали у юго-восточных границ города; через сто лет в российскую столицу потянулись жители Закавказья и протестантской Европы. Украинцы, белорусы, татары, немцы, грузины и армяне вносили в городскую среду свой говор, вкусы, традиции. Названия этнических общин остались в памяти города — Грузинские и Татарские улицы, Ордынка, Армянский, Хохловский и Старопанский переулки, Маросейка.
В старой Москве
Еврейские имена в московских документах появляются в годы правления Ивана III, впервые назвавшего себя великим князем «всея Руси». Посредником в сложных дипломатических переговорах между Москвой и Крымом был еврей из Кафы, Хоза Кокос, и активная переписка между ним и великим князем продолжалась более десяти лет, с 1473 по 1486 г. Хоза Кокос выкупал московских купцов из рабства и помогал бывшим пленникам добраться до родины; в Москву он высылал отчет, написанный на иврите, на что московский князь указывал через посла боярина Никиту Беклемишева, чтобы Кокос «жидовским письмом грамот бы не писал, а писал грамоты русским или бессерменским». В 1486 г. Иван III вновь передал через посла указание крымскому еврею: «Молвити Кокосу жидовину от Великого князя… как еси наперед того нам служил и добра нашего смотрел, а то бы и ныне служил нам; а мы, аж даст Бог, хотим тебя жаловати».
Документы свидетельствуют, что в Москву из Крыма приезжал еврей Исуп, который передал лично князю донесение своего родственника Хозы Кокоса и послание хана, за что князь благодарил его и обещал вознаграждение: «Ино то чинишь гораздо, что нам служишь, даст Бог за твою службу жалованье пред тобою будет».
Летопись упоминает имя еще одного еврея, жизнь которого оборвалась в Москве. В 1489 г. в Москву прибыл «жидовин Леон из Венеции» для лечения старшего сына великого князя. Больной скончался (историки предполагают, что он был отравлен честолюбивой мачехой — Софьей Палеолог, стремившейся избавиться от пасынка и утвердить на престоле своего сына); в смерти наследника обвинили лекаря-иудея и, согласно обычаю того времени, утопили в реке. В годы правления Ивана Грозного еврейские имена исчезают из московских документов. В начале XVII в., в дни недолгого правления Лжедмитрия I, польские евреи, привлеченные возможностью выгодной торговли, находились в Москве. После изгнания поляков неприязнь к евреям возрастает, но, несмотря на раздражение духовенства, в годы правления царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича еврейские купцы привозили товары на московский торг. Опальный патриарх Никон в числе прочих обвинений против царя указывал: «В России никому не воспрещено входить на царский двор, ни еретикам, ни жидам, ни магометанам». Историк С. М. Соловьев также подтверждал, что евреи приезжали в Москву с сукнами, жемчугом и другими товарами.
Публикуется впервые. М. А. Лобовская — историк-краевед, сотрудник Московского еврейского культурно-просветительного общества, автор публикаций по истории Московской еврейской общины. — Ред.
«в этом здании жил и работал. »: мемориальные доски как образ исторической памяти
The article examines the problem of expansion of plaques as commemorative signs in Saint Petersburg. The culture of commemoration is an important component of memory studies, understood in the socio-cultural aspect and purposefully studied in the world science. Commemorative plaques as signs of deliberate perpetuation play the role of a message of Saint Petersburg and its dwellers of the past to present and future generations of citizens. The authors examine two functions of the impact of… Expand
Ошибки и мифы на мемориальных досках - защитим историческую правду?
Зачем мы вешаем на здания мемориальные доски? Чтобы помнить! Помнить что? Свои ошибки? Покажу 10 наиболее распространённых ошибок и субъективные точки зрения на мемориальных досках, посвящённых Великой Отечественной войне. Уточню - почти за каждой доской стоит нормативный акт местного самоуправления. Т.е., есть, кто отвечает и с кого спросить.
Ошибка 1-я: память о памяти, или доска ни о чём
МД в Липецке МД в ЛипецкеПостоянно видишь доски, на которых ничего нет. Никакой информации - только о самой мемориальной доске. Ну, и что Вы узнали из этой доски? № госпиталя? Точные даты его пребывания? Количество прошедших через него бойцов? Имена медиков? Кстати, вообще не принято писать на мемориальной доске "мемориальная доска"!
МД из Реутова МД из РеутоваДумаете, это - редкость? Обогатились, прочитав текст? Что за здание? Какой госпиталь? Кто им руководил?
МД из Воронежа МД из ВоронежаДумаете, только госпиталям не повезло? Нет, загадочным девушкам-минёрам тоже! Что же эта за разновидность девушек такая - девушка-минёр? Чем отличается от обычных девушек? Кто они, сколько их, как их часть называлась? Да, неважно!
Ошибка 2-я: неточности в досках ведут к ошибкам
МД из Иваново МД из ИвановоВпрочем, важно: неточности в датах и названиях на досках ведут к конкретным ошибкам. Казалось бы, что тут неверного? Вроде, всё правильно! Однако, стандартная надпись дат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь искажает ситуацию: эвакогоспиталь №1882 работал в 1941-1944 г., и отсутствие этой информации на доске при присутствии дат войны привело к возникновению ошибки.
МД из Кемерово МД из КемеровоЕщё пример подобной ошибки: эвакогоспиталь №3629 размещался в Кемерово в 1941-1944 г.
Ошибка 3-я: недостаток информации и догадки приводят к ошибкам
МД из Орехово-Зуево МД из Орехово-ЗуевоЭто - одна из самых распространённых ошибок: почти та же проблема, что и раньше, но, здесь отсутствие конкретной информации из-за наших знаний ухудшает ситуацию: мы читаем: в годы Великой Отечественной войны, зная, что это - 1941-1945 гг., а, на самом деле эвакогоспиталь №2930 в Орехово-Зуево работал в 1942-1943 гг. Трудно было это написать?
Ещё один пример этой же ошибки. левитан далеко не всю войну провёл в Свердловске (хотя, прочтение доски подталкивает нас к этой мысли). Более того, Куйбышев (совр. Самара) оспаривает это право, и ни у одного города нет документов, доказывающих факт присутствия Левитана и сроки этого присутствия.
Ошибка 4-я: перебор информации на досках тоже может вести к ошибкам
МД из Вологды МД из ВологдыКогда на доске слишком много информации, также возникают ошибки. Здорово ведь! В годы Великой Отечественной войны в 1941-1947 гг.! Получается, в Вологде война шла на 2 года дольше, чем у остальных! Любители точности, будьте точнее!
Ошибка 5-я: мемориальная доска - ещё и объект искусства, а не страница сочинения
МД из Атяевки МД из АтяевкиЭта ошибка усиливает предыдущую, когда из текста мемориальной доски пытаются сделать небольшой роман.
Ошибка 6-я: изображения на досках
Очень часто ради красоты и изящества на досках размещают вместо нормального оружия и техники чёрт-те что.
МД из Новосибирска МД из НовосибирскаЗнаете, как называется ситуация с пистолетом-пулемётом Шпагина (ППШ) на мемориальной доске - перекос магазина, причём, нечинимый. Что это означает для бойца? Что у тебя в руках - бесполезное оружие!
Готовый к бою ППШ Готовый к бою ППШВот как выглядел настоящий ППШ с нормально установленным магазином. Я даже не говорю о других деталях оружия - отсутствии прицельных мушек, винтовочном прикладе и общей диспропорции.
Ошибка 7-я: преувеличения и предвзятости
МД из Орла МД из ОрлаНа этой доске - сразу 2 проблемы: абсолютно лишние "Мемориальная доска установлена" (см. 1-я ошибка). В чём же 7-я ошибка? Предположим (кощунственно, конечно. ведь все знают!), что читающий текст не знает, что 17 июля 1941 г. Николай Сиротинин в одиночку 2 часа противостоял танковой дивизии Гудериана в деревне Сокольничи Кричевского района Могилёвской области. Старший сержант артиллерии, командир орудия 55 стрелкового полка 6 стрелковой дивизии уничтожил в этом бою 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника. И геройски погиб. Но, авторы доски вместо рассказа б этом туманно намекают читающим: ЗНАТЬ НАДО! В чём тогда смысл мемориальной доски? И, что означают их слова о легендарном герое? Вообще-то, Леге?нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — жанр несказочного прозаического фольклора. Т.е. герой доски - из фольклора? Он нереален? Осторожнее надо с такими терминами!
МД из Москвы МД из МосквыЕщё один, очень частый пример: кто сделал Ватутина выдающимся полководцем? Авторы доски? А, остальные были какими? Жуков, например? Или покопаемся в операциях Ватутина? Все были успешными? Под Ленинградом, например?
МД из Новозыбкова МД из НовозыбковаОдна из самых распространённых ошибок - использование неверных клише, штампов, стереотипов - как хотите, их называйте. Ну, не была германия фашистской, ну, никак! Италия - да, а Германию - гитлеровская, нацистская, но, никак не фашистская!
Из той же "оперы", но, ещё оригинальнее: как объяснить человеку, что у бомбардировщика нет идеологических (в данном случае - "фашистских") предпочтений, и что он может быть в данном случае только немецким?
Ошибка 9-я: Незнание фалеристики
Очень часто Герои Советского Союза становятся "жертвами" этой ошибки. По закону, Герой Советского Союза одновременно с Золотой Звездой Героя получал и орден Ленина, без которого не имел права носить Золотую Звезду. Но, на множестве мемориальных досок Звезда одинока.
Ошибка 10-я: грамотность русского языка
МД из Самары МД из СамарыЧитаем: "В этом здании 1941-1945 гг. " - банально пропущен предлог "в".
Подведём итоги: Крайне неприятно, когда в таком благородном деле, как установка мемориальных досок допускается столько ляпов и ошибок, создаются мифы и развиваются стереотипы. Да, и так получается, что именно с эвакогоспиталями больше всего ошибок.
МД из Винзилей МД из ВинзилейБонус для дочитавших: самое пакостное - когда на мемориальных досках неуважительно пишут ВОВ вместо Великой Отечественной войны. Не верите? Посмотрите на фото! Места не хватило? А, уж насчёт даты парада Победы - без комментариев!
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Читайте также: