В древней греции строили дома из глины
Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции
В отношении конструкций греки пользовались самыми простыми приемами, лучше всего подходящими для передачи ясных, простых форм. Греческое искусство не использовало смелых опытов микенской архитектуры и не развило дальше попыток применения конструкции свода, имевших место в Акарнании. Оно как бы забывает о куполе и своде и ограничивается почти исключительно горизонтальным перекрытием на вертикальных подпорах. Греческая архитектура широко использует глину как строительный материал, а для деревянных построек применяет двускатную кровлю, привнесенную из дождливых местностей, где первоначально обитали доряне.
Глиняные сооружения
Глиняные сооружения, относящиеся к эллинскому периоду, известны нам только по текстам античных авторов. Это были почти исключительно постройки из сырца (необожженного кирпича).
Витрувий приводит обычные размеры этих кирпичей. Они не превышали в длину 1 фута при толщине в ладонь, или приближенно 0,08 м, как ее определяют надписи, относящиеся к постройке крепостных стен в Афинах. Такого рода кирпичи применялись даже в самых роскошных постройках. Так, из кирпича-сырца были сделаны стены храма Геры в Олимпии. Павсаний упоминает также о сделанных из необожженного кирпича стенах храма Панапеи в Фокиде. Самым ранним примером применения жженого кирпича является также упоминаемый Павсанием Филиппейон в Олимпии, построенный не ранее IV в. до н.э.
Надписи, относящиеся к постройке афинских укреплений, показывают, что присоединение к глиняной конструкции деревянных связей, применявшееся в микенской архитектуре, имело место и в греческой архитектуре. Верхняя площадка крепостной стены, где стояли воины, защищалась крышей на столбах из необожженного кирпича, связанных между собой, на двух различных уровнях деревянными брусьями, образующими крепления.
Рис. 136 |
Рис. 137 |
Рис. 138 |
Рис. 139 |
Рис. 140 |
Рис. 141 |
Рис. 142 |
Рис. 143 |
Рис. 144 |
Рис. 145 |
Рис. 146 |
Рис. 147 |
Рис. 148 |
Рис. 149 |
Рис. 150 |
Рис. 151 |
Рис. 152 |
Рис. 153 |
Каменные сооружения
ОБЩИЕ ПРИЕМЫ
Система кладки стен. – Благодаря усовершенствованию строительных инструментов появляется возможность избегать применения полигональной кладки, встречающейся только в памятниках архаизирующего стиля, например в небольшом храме в Рамнунте.
Зубчатая кладка, сокращавшая потерю строительного материала, применялась чаще всего в военных сооружениях. Обычно же применялась кладка правильными рядами квадров. Их различное расположение, характерное для той или иной эпохи, сводится к следующим типам (рисунок 136 A и B): кладка состоит исключительно из сквозных (во всю толщу стены) каменных плит; сквозные квадры C даются только через один ряд; D – смешанная кладка, при которой остов стены состоит из бута (неправильной формы камней), а тесаные камни служат как бы облицовкой.
Приемы кладки A, B, C применялись в V и VI вв. Способ D преобладает в период македонского завоевания и становится обычным в римскую эпоху. Основание стены составляет обычно цокольный ряд, более высокий, чем последующие ряды каменных плит. Этот цоколь состоит из двух рядов квадров, поставленных на ребро. Между обоими рядами остается пустой промежуток для просушки стены. На углах применяли кладку «en besace» (рисунок 137, B). Другой прием кладки «a crossettes» (рисунок 137, A), влекущий за собой потерю строительного камня и опасность разрыва, редко встречается ранее IV в. до н.э. Одним из самых ранних примеров такой кладки является арсенал в Пирее, построенный около 340 г.
Кладка обтесанных камней всегда производится насухо. В архитектуре древности никогда не применялась известь для связывания правильно обтесанных плит между собой.
Плоские перемычки (архитравы). – Даже в эпоху наибольшего развития строительного искусства греки не всегда клали каменные плиты «на постель». Они часто нарушали это правило при сооружении стен. Они нарушали его умышленно в тех случаях, когда каменная плита должна была подвергнуться силе изгиба.
При поперечном сечении камень, положенный на ребро (рисунок 138, N), может выдержать значительно большую нагрузку, чем камень, положенный «на постель» (M). Развалины Пестума и Селинунта дают многочисленные примеры архитравов, положенных на ребро.
Плита, служащая балкой, может дать разрыв при малейшей трещине. При замене одной монолитной плиты двумя или тремя соединенными плитами P можно надеяться, что если одна из них и треснет, то две другие устоят. Эти тонкие плиты к тому же легче поддаются обработке, чем большие глыбы. Таким образом достигается одновременно и упрощение работы и большая прочность конструкции. Наконец, принимая во внимание, что опасность разрыва архитрава увеличивается при увеличении пролета, этот пролет стараются сузить, складывая подплечья свода нависающими рядами. Рисунок 139 изображает два пролета, относящиеся к V в. до н.э., у которых это нависание ясно выражено.
Некоторые крепостные ворота (укрепления Мессины) показывают кладку камней нависающими один над другим рядами, напоминающими примитивные догреческие своды и заменяющими перекладину на наклонных косяках.
ДЕТАЛИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИЕМОВ
Добывание камня. – Способы добывания камня у греков были, по-видимому, те же, что и у финикийцев; в Сицилии камни имеют со стороны, заложенной в стену, неправильно расположенные гнезда. Они свидетельствуют о тех мерах предосторожности, которые применялись при выемке камня из каменоломни. Эти приемы являются общими у греков и финикийцев, что не представляет собой ничего удивительного, если принять во внимание, что сицилийские греки пользовались для работ в каменоломнях трудом карфагенских пленников, т.е. финикийцев.
Обработка постелей и швов. – Вертикальные швы и в особенности постели, на которые в кладке без раствора непосредственно передается тяжесть, требуют особенно тщательной обработки. Обработанные греками каменные плиты показывают в этом отношении удивительное совершенство.
В VI в. сглаживалась вся площадь постели; в V в. ограничиваются иногда сглаживанием общих краев постели, плоскость которых более чем достаточна для несения тяжести. Для правильной обработки постели и вертикальных швов применялась также «обтеска по красному», употребляющаяся и в современной архитектуре. Этот прием, точно указанный в одной смете на постройку в Ливадии, заключается в следующем: к подлежащей обработке поверхности прикладывается мраморная плита, смазанная сангиной; те точки, на которых отпечатывается сангина, подлежат обтеске. Для того чтобы удостовериться в правильном положении камней, рекомендуется еще провести между ними пилой для придания одинаковой формы двум смежным поверхностям.
Существует мнение, что постели барабанов колонн сглаживались путем вращения на слое песка. Действительно, барабаны колонн Парфенона, являющиеся образцом совершенства строительной техники, сохранили следы вращения, но не обнаруживают никаких следов пилы между швами.
При каменной конструкции, возведенной без раствора, любое твердое тело, попавшее между плитами недалеко от края, может вызвать разрыв камня. Для того чтобы избегнуть как этой опасности, так и несчастных случаев во время переноски, производится скашивание кромки вдоль шва B или делается более или менее глубокая вырезка A (рисунок 140).
Обычно этот прорез заканчивается небольшой кубической формы массой (рисунок 141, R), защищающей угол от возможных ударов. Часто вдоль всего шва проводится предохранительный валик V.
Наконец, во время заготовительной обтески камня оставляются выступы T, облегчающие укладку камней на место.
Переноска камней. – Для переноски камней греки, у которых было высоко развито мореплавание, имели в своем распоряжении все приспособления корабельной техники, иначе говоря, всю систему современной им техники – вороты, блоки и пр. Описание этих приспособлений мы можем найти не только У Витрувия, но и в трактатах четвертого столетия, где они представлены как далеко не новые изобретения.
Рисунки 142 и 143 показывают различные способы подъема камней. Снабженные шипами барабаны колонн поднимаются при помощи эллинга B.
Для стенных камней большей частью употреблялась «волчья пасть» C т.е. железный клин, вкладывающийся в расширяющееся книзу гнездо.
В случае, если камень принадлежал к хрупкой породе, как большинство сицилийских известняков, приходилось довольствоваться эллингом A или же делались борозды вдоль швов в форме буквы U, в которые вкладывался подъемный канат. Рисунок 143 показывает применение этого приема при подъеме капителей и триглифов большого храма в Акраганте.
Укладка камней в стенах. – Применение борозд и «волчьей пасти» имеет то преимущество, что позволяет сразу уложить камни на место.
При пользовании эллингом приходится предварительно ставить камень рядом с тем местом, которое ему предназначено, для того, чтобы снять канаты, и только после этого класть его на место.
При постройке храма Геракла в Акраганте эта операция подготовлялась тем, что на камне делались зарубки (рисунок 144, t), в которые без труда можно было ввести острие железного рычага или щипцов. В храме в Сегесте благодаря шипам, вделанным в камень, каменная плита при помощи рычага приводилась в требуемое положение (рисунок 144, B). В одном римском памятнике, при постройке которого следовали греческим приемам, были обнаружены выемки (рисунок 144, C), видимо, предназначенные для вкладывания камня в несколько приемов при помощи коленчатого рычага
Во время кладки стены обращенные наружу плоскости квадров остаются необработанными. Только рельефные плиты метоп и фризов, не связанные со всей конструкцией, вставляются уже в готовом виде.
Что касается каменных плит, составляющих основной массив здания, то они отделываются уже после укладки на место. Но во избежание ошибок их подвергают предварительной обделке (рисунок 145), которая состоит в следующем.
Предположим, что предстоит отделка плоскости стены; каждый квадр будет иметь, по крайней мере вдоль нижнего ребра, чисто окантованную борозду. Во время укладки камней эти борозды тщательно выравниваются, и отделка их в промежутках между ними может совершаться без малейшего затруднения.
Обработка колонны C производится следующим образом: на верхнем и нижнем барабанах, пока они еще не положены на место, вытесываются начала каннелюр. Остальная работа по выполнению каннелюр производится уже после возведения колонны.
Инкрустации. – Иногда, для того чтобы придать больше устойчивости частям, наиболее подвергающимся опасности разрушения, их делают из твердого камня и укрепляют посредством инкрустирования (рисунок 146, A). Эти инкрустации в большинстве случаев не составляют единого целого со всей конструкцией здания и являются результатом позднейшей реставрации. Так обстоит дело с храмом в Посейдонии В, где неправильность форм инкрустированных частей не оставляет никакого сомнений в их более позднем происхождении.
Связывание камней искусственным способом. – Благодаря архитравной системе конструкции в ней действуют только силы вертикального напора, никогда не переходящие в боковой распор. Поэтому смещение плит может произойти только при опущениях почвы или толчках при землетрясении. Ввиду того, что последние происходили очень часто, приходилось с ними бороться. Основным средством защиты служило скрепление камней железными скобами.
При обзоре памятников египетской архитектуры мы уже обращали внимание на ряды кладки, в которых отдельные камни связаны деревянными скобами в форме ласточкина хвоста. В микенской архитектуре бронзовые скобы, на которых держались накладные украшения, были вложены в гнезда без заливки свинцом.
Греки применяли этот способ скрепления к самому массиву конструкции. Как и микенские строители, они пользовались металлическими скобами, но уже не железными, а бронзовыми, прикреплявшимися к камню посредством заливки свинцом.
Не следует, однако, думать, что этот способ скрепления был единственным. При беглом обозрении развалин некоторых памятников можно предположить существование большого количества скреплений свинцом, которых на самом деле не было. Например, в кладке стены большого храма в Акраганте имеется множество гнезд, которые можно принять за углубления для металлических скоб и которые, однако, не совпадают по положению на плоскостях смежных камней. На рисунке 143, C показан камень, составляющий часть капители, на котором положение гнезд отмечено крестами. Очевидно, мы имеем здесь дело со следами зондирования.
Надо, кроме того, учесть, что способы соединений для памятников разных эпох были различными. В архитектуре архаической эпохи, особенно в сицилийских постройках, очень редко применялись железные скрепления. В VI в. до н.э. сицилийские греки обычно ограничивались тем, что скрепляли барабаны колонн деревянными штырями. Железные скрепы входят в постоянное употребление в материковой Греции только в V в., а в Малой Азии – в IV в.
На рисунке 147 представлены детали конструкций сицилийских храмов, причем A, b и c показывают имеющиеся гнезда, A и B – возможный способ укрепления штырей.
Большой размер гнезд, длина стороны которых достигает 1 фута, исключает самую мысль о применении железа; но и употребление дерева для этих целей неудобно тем, что, разбухая под действием влаги, оно может вызвать разрыв камня. Эту опасность можно устранить следующим образом: штырь A вделывается в средний брусок, не касающийся стенок гнезда, а придерживающийся двумя поперечными брусками, которые будут сгибаться в случае, если разбухнет штырь. Та же конструкция повторяется и в гнезде B, в которое вставляется штырь.
Рисунок 148 показывает различные образцы металлических скреплений, употреблявшихся в материковой Греции.
Металлические скобы, скрепляющие один с другим камни одного ряда, делаются в форме шипов, ласточкиных хвостов или двойных «Т». Для скрепления квадров двух смежных рядов употребляют пироны, которые в позднегреческих постройках имеют утолщения на обоих концах. Эти пироны M укрепляются свинцом в камнях верхнего ряда до укладки их на место; после укладки камней пироны укрепляют в камнях нижнего ряда, заливая свинцом через канал C.
В Парфеноне между барабаном колонн были вставлены деревянные пробки, вделанные непосредственно в мрамор. Для того, чтобы избежать опасности разбухания дерева, была применена смолистая, мало впитывающая влагу древесная порода. При этом дерево было дано в сыром виде, т.е. в его наибольшем объеме. Возможно, что барабаны, еще подвешенные на канатах, вращали на штырях, вделанных в пробки, чтобы точнее пригнать соприкасавшиеся между собой плоскости.
Делагардет обнаружил между барабанами малых колонн храма в Посейдонии гнезда, в которые вливался известковый раствор через канал, помещенный вдоль оси барабана.
В качестве еще одного вида металлических скреплений приведем железные связи дверной перекладины большого храма в Акраганте. Вмещавшая их борозда имеет 0,16 м в ширину и столько же в высоту. По всей вероятности, она была заполнена пачкой плоских железных полос, положенных на ребро.
Конструкция крыши и кровли
Стропила. – Относительно конструкции крыши мы имеем документ, не оставляющий желать ничего лучшего в смысле точности и полноты: смету на постройку арсенала в Пирее. Здесь описывается до мельчайших подробностей конструкция, воспроизведенная на рисунке 149, A.
Этот памятник относится к IV в., но метод его конструкции, Несомненно, очень древний. Это – тот же метод, который применялся у фригийцев и этрусков.
В описываемой конструкции главную роль играет балка A, поддерживающая посредством брусков тяжесть среднего прогона и крыши B. Она основана на принципе, не имеющем ничего общего с современной конструкцией ферм, в которой стропильная связь испытывает растяжение, вызванное стропильными ногами, а в середине поддерживается бабкой. В греческой системе стропильные ноги не скреплены со связью, которая подвергается не растяжению, а силам прогиба, и таким образом представляет собой не скрепу, а балку.
Все части этой конструкции испытывают силы сжимания (брусок, заменяющий бабку) или прогиба (связь), но никогда не испытывают силы растяжения. Таким образом, она существенно отличается от нашей современной кровельной конструкций. Греческая система, в основном подчиненная функции несущих балок, представляет простую и ясную конструкцию – воспроизведение деревянной конструкции в камне.
Дорийский ордер является приложением этой системы к камню. Его общие массы сводятся к виду, показанному на рисунке 150, S. Его формы (по крайней мере, в целом) объясняются из деревянной конструкции M.
Согласно обычаю, сохранившемуся в Этрурии вплоть до эпохи Витрувия, балка A, перекрывающая пролеты между колоннами, состоит из двух равных брусьев. Чтобы предотвратить самовозгорание дерева, эти брусья необходимо было разъединить и вместе с тем скрепить друг с другом. Первая цель достигалась тем, что между брусьями вставляли распорки, вторая – сжимами, укрепленными с помощью штырей. Таким образом, мы видим здесь буквальное повторение приемов, встречающихся уже в ликийской архитектуре.
На балке A покоятся переводы P такой же толщины в поперечном сечении, как и балка, что объясняется большой глубиной портиков в храмах архаического периода. Брусья P не только представляют собой балки, поддерживающие потолок, но и несут посредством стоек R и тяжесть обрешетки.
Недостатки греческой системы сравнительно с современной вполне очевидны. Поперечное сечение сильно нагруженных в середине их длины переводов P должно было быть огромным.
В конструкции арсенала в Пирее, где центральная галерея портика не превышает 13 – 20 футов в ширину, балки достигают в поперечном сечении от 2 1/4 до 2 1/2 футов, т.е. от 0,67 до 0,75 м. Где же найти при этой системе брусья достаточной толщины, чтобы перекрыть такое здание, как храм в Акраганте, с почти вдвое большим пролетом? Такого рода затруднения в некоторых случаях переходят в невозможность. Так, Страбон сообщает, что храм в Милете так и остался без перекрытия «по причине своей колоссальной величины», т.е. за невозможностью найти для его перекрытия балок подходящих размеров. При покрытии здания двухскатной крышей естественно образуются с двух коротких сторон фронтоны, т.е. треугольники, боковые стороны которых следуют наклону крыши. Коньковая конструкция крыши не является, однако, единственной.
Указание на то, что существовала и четырехскатная крыша, дает план архаической постройки (рисунок 151), известной под названием базилики в Пестуме.
Потолки, столярные работы. – В арсенале Пирея система стропил была открытой, т.е. видна изнутри здания. Надписи, касающиеся постройки Эрехфейона, устанавливают, что одна из двух целл храма имела открытую конструкцию крыши, другая была перекрыта горизонтальным потолком.
Этот потолок (рисунок 152) состоял из двух балок, поддерживавших кессоны из деревянных брусьев с заполняющими терракотовыми плитами.
Резные карнизы при этом брались не в толще брусьев, а делались накладными из пришитого гвоздями на углах тонкого багета или представляли собой тонкие доски с профилированными ребрами, вкладывавшиеся поверх мрамора в заготовленные для них четверти.
Эту конструкцию воспроизводят в мраморе потолки целого ряда храмов: Фесейон, храм Аполлона в Фигалии, храм в Рамнунте и др. Интересно сопоставить эти греческие конструкции с этрусскими приемами перекрытия.
Как примеры тонких столярных работ, можно привести створки дверей с большими рамами, воспроизведенные в камне в гробницах Пидны, и хранящиеся в Лувре ложные двери в гробнице Ферона в Акраганте и др.
Кровля. – Крыша покрывалась терракотовой или мраморной черепицей. Применение мрамора заставляет предполагать, что существовали способы обработки его в виде тонких плит. Наждак, изобиловавший в Наксосе, легко поддавался распиливанию. Изобретение мраморных черепиц также приписывается наксосцам и относится к 480 г. Однако, каков бы ни был материал, устройство кровли остается всегда одним и тем же. Широкие черепицы с выемкой для стока воды кладутся на перегородчатую плоскость и покрываются двускатными черепицами. Рисунок 149, C показывает детали обрешетки из досок, на которой были положены черепицы крыши арсенала в Пирее; B показывает детали обрешетки из брусьев, поддерживавшей мраморные черепицы крыши Эрехфейона. Рисунок 153 воспроизводит мраморные черепицы храма в Рамнунте.
При рассмотрении его ясно видны те предосторожности, которые принимались против обратного затекания воды под действием ветра и проникновения ее внутрь в силу капиллярности.
На коньке крыши стык черепиц прикрывается рядом желобчатых черепиц. Сток воды происходит или по простому желобу, как в Парфеноне, или же через отверстия в настенном желобе, собирающие воду с одного или двух рядов черепиц (рисунок 153).
Крыши конической формы были, вероятно, покрыты черепицей в виде рыбьей чешуи, размеры которой увеличивались по мере увеличения радиуса крыши, как об этом позволяет судить памятник Лисикрата.
Последовательный ход работ
Постройка храма в Сегесте (оставшегося незаконченным) была приостановлена после того, как была сделана внешняя колоннада. Колонны были уже все возведены тогда, когда стену и целлу храма еще не начинали строить. Этот факт позволяет сделать некоторые выводы относительно последовательности хода работ. На Эгине применялись различные способы подъема камней для портика и целлы. Этот факт указывает на то, что строительные работы были прерваны и возобновлены через известный промежуток времени. Есть основание думать, что здесь, как и в Сегесте, портик был выстроен раньше целлы.
В большом храме в Селинунте различие стилей отдельны частей здания дает указание на последовательность хода строительных работ, – прежде всего был построен главный фасад храма. Из приведенных нами фактов легко сделать следующий вывод: в первую очередь выполнялись наиболее видные части здания, чтобы произвести желаемый эффект как можно скорее.
Для изучения последовательности хода работ представляет большой интерес одна деталь, касающаяся окончательной отделки здания. Эту отделку производили всегда начиная с верхних частей постройки, так что над постепенно опускающимися книзу лесами поднимались уже готовые и даже раскрашенные части. Таким путем избегалась всякая возможность порчи уже законченных частей архитектурной декорации. У некоторых храмов вполне обработаны только антаблемент и капители колонн, а стволы колонн и основания остались совершенно неотделанными. У других неотделанными остались одни основания.
Как погибали памятники греческой архитектуры
Таким постройкам, как греческие, в которых не проявляется сила бокового распора, а камень несет нагрузку, составляющую лишь небольшую часть его прочного сопротивления, суждено было, казалось бы, стоять, не разрушаясь, целую вечность. Некоторые из них устояли против страшных разрушительных сил, как Парфенон, пострадавший от взрыва порохового склада.
Но самой страшной угрозой были землетрясения. Напрасно греки пытались бороться с ними, скрепляя отдельные камни между собой. Самый характер расположения колонн усиливал опасность. Увенчивающая их тяжелая масса антаблемента поднимала центр тяжести портика, что делало удар от землетрясения совершенно непреодолимым. Большинство греческих храмов погибло от землетрясений, что доказывает состояние их развалин. Так, колонны селинунтских храмов и храма в Олимпии лежат опрокинутые на бок. Между тем храмы в Посейдонии, разрушившиеся только от времени, сохранились почти полностью и не утеряли прочности своей конструкции.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Тема: Строительство городов из глины . Используя знания по истории, расскажите об этом событии ( явлении, процессе ). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Строительство городов из глины было начато очень давно, еще до нашей эры. Глинобитные постройки возводились в разных регионах мира от Южной Америки до Месопотамии.
Глину смешивали с соломой (иногда вместо соломы использовали вереск) и так получались стены здания, а иногда и целого города. Основой глиняных стен служили дощатые щиты, из которых собирались странные формы, похожие на ящика. Каждый щит имел длину в 6 метров.
Что касается фундамента, то им был обычный камень с цоколем. Фундамент был каменным для того, чтобы защитить постройку от грунтовой сырости, которая может разрушить постройку.
Уже на каменный фундамент устанавливались щиты, а появляющиеся промежутки засыпали глинистой массой (на 50 см). Потом брали тромбовки и уколачивали эту глинистую массу.
Когда стена приобретает полуготовый вид, щиты вынимают и передвигают их на новое место, где будет еще одна стена. И далее все идет по той же схемы – используют глину для засыпки промежутков.
В местах, где задумана установка окон и дверей устанавливают коробки.
В глинобитных постройках тоже есть дымовые каналы, ведь такой дом тоже будет отапливаться. Для этого строили кирпичные столбы, которые использовали обычно и при работе с деревом.
Яркими примерами таких городов из глины могут быть Туркестан, мазанки на Украине, мечеть в Мали, города в Йемене и во многих других регионах.
Истоия строительства городов из глины
Глина издревле использовалась как строительный материал в засушливых регионах, где не было дождей, способных ее размыть. Обычно строительство происходило из так называемого самана - сырого, необожженного глиняного кирпича. Сырая глина разливалась в прямоугольные формы и засушивалась, и из полученных кирпичиков строились стены, используя глиняную жижу вместо цемента. Ей же, глиной, затем обмазывалась стена. В итоге получалась желтая, однородная стена из глины. Глиной же покрывали и крышу: в засушливых регионах не было сильных дождей, которые могли бы эту крышу размыть.
Впервые такой способ строительства появился в Египте и Междуречье. Города Ур, Вавилон и другие древние города этих регионов были целиком глиняными. Затем этот способ распространился и в Малой Азии, где был построен город Троя, тоже главным образом из глины. А потом из Египта способ появился и в других регионах Северной Африки, из Месопотамии он пришел в Персию и т.д.
Новые вопросы в История
линия сравнения англия-франция единое административное устройство
Хто Випроводив новітній інвентарь в сільське господарство на півдні України?
як розвивалась господарство в надріплянській Україні пж помогите
Поясніть принцип великого князівства Литовського,якого воновоно дотримувалось Пожалуйста нужно срочно
1. В чем смысл промышленного переворота в Англии? Время, когда он произошёл? 2. Как он повлиял на положение рабочих? 3. Что изменилось в сельском хозя … йстве в результате этого переворота? Помогите пожалуйста Если можно,то кратко
ЭТО:2. Информационные процессы1) работа над архитектурными постройками;2) изучение химических и биологических процессов;3) сбор, хранение, обработка, … поиск и передача информации;4) изучение физических свойств.3 Wochonman содержание катоnай, не зависит от личного мнения или суждения,
СРОЧНО какие цивилизации существовали в эпоху СРЕДНИХ ВЕКОВ.
какие создания Османской Империи повлияло на Европейскую торговлю восточными товарами? Что привлекало европейцев в средневековой Индии? Каковы были пр … едставления людей Средневековья о строении мира?
СРОЧНО ДАМ 40 БАЛЛОВ какие создания Османской Империи повлияло на Европейскую торговлю восточными товарами? Что привлекало европейцев в средневековой … Индии? Каковы были представления людей Средневековья о строении мира?
доведіть або спростуйте думку "Усі шляхтичі були рівними у своїх правах"
Циклопы строили греческие города? История кладки
Кладка кирпича и камня всегда была настоящим искусством. В древности люди старались найти подходящий способ строительства в зависимости от доступности материалов и развития технической оснащенности.
Древесины нет, но вы держитесь…
В строительстве древние египтяне употребляли кирпич-сырец. Он изготавливался из ила, гальки, соломы и других материалов, которые «поставлял» Нил. Изделия формовали в деревянной опалубке и сушили на солнце.
Египтян отличает специфический способ кладки кирпича. Дело в том, что из-за недостатка древесины им было сложно соорудить строительные леса, из-за чего подъем материалов был весьма затруднителен. Ряды выкладывались выступами, создавая ступени, по которым мог подняться носильщик с материалами. Кирпич при этом укладывали на ребро, а сама стена шла волнами.
Отсутствие леса вынуждало жителей Египта применять кирпич даже для сводов. Кладка при этом шла по кругу, каждый новый ряд сужал диаметр окружности.
Месопотамия – кладка без раствора?
На территории Древней Месопотамии в разные времена проживало множество народов: шумеры, ассирийцы, аккадцы, но природные условия диктовали всем определенный способ строительства. В регионе было не так много леса и камня, зато глины было в избытке, поэтому кирпич в Двуречье использовали очень активно.
Жители Месопотамии были знакомы с техникой обжига, но применялся обожженный кирпич редко, так как топливо для его производства было слишком дорогим. В большинстве случаев использовалась кладка сырых кирпичей. Этот способ смогли выявить по ритуальным амулетам, которые клали между рядами.
Амулет оставлял отпечаток на кирпиче верхнего ряда, но не отпечатывался на нижнем. Это говорит о том, что верхний ряд клали влажный, а нижний уже успевал подсохнуть. При такой «мокрой» кладке раствор тоже не использовали – кирпичи сами склеивались в единую массу.
Удивительно, что при создании сводов ассирийцы обходились совсем без кружал, кирпичи удерживали друг друга с помощью взаимного трения. Кружало – это дугообразная конструкция из дерева, которая помогает современному каменщику укладывать арочные конструкции. При этом мы знаем, что жители Месопотамии умели выкладывать клинчатые арки и коробовые своды.
От египетских крепостей до готики: каким был кирпич в древности и каким стал сейчас
Человек использовал кирпич как строительный материал на протяжении тысячелетий. Древние люди создавали кирпичи из глины и соломы, высушивая их на солнце, пока не придумали новую технологию обжигания в печи, чем значительно облегчили себе труд.
Рассказываем краткую историю кирпича и как он проник на все материки планеты.
До нашей эры
Самые древние кирпичи возрастом около 7000 лет были найдены на территории южной Турции на месте древнего поселения недалеко от города Иерихона. Кирпич появился в тех областях, где преобладал теплый климат, и его можно было полностью высушить на солнце.
Древние египтяне тоже делали кирпичи из глины, смешанной с соломой. Убедиться в этом и увидеть доказательство своими глазами можно на руинах Бухена и Мохенджо-Даро и на стенах гробниц Фиванского некрополя, где изображены рабы, смешивающие и высушивающие кирпичи.
Значительный прорыв произошел примерно за 3500 лет до н. э., когда люди стали обжигать кирпичи. Так они оказались более крепкими и устойчивыми к суровому климату. Обожженный кирпич стал надежный строительным материалом, из которого можно было возводить дома на долгий срок. Люди также заметили, что в течение дня кирпич поглощал тепло, а ночью отдавал его.
Древний Рим
Древние римляне использовали белую и красную глину для кирпичей и предпочитали заготавливать их весной, храня на складе два года, прежде чем использовать их для строительства. Римлянам удалось распространить обожженный кирпич как строительный материал по всей империи благодаря передвижным печам.
Обычно на кирпичи ставили клеймо легиона, который отвечал за производство партии. Кирпичи различались по размеру и форме и были совсем не похожи на те, что делали до нашей эры, – римские могли быть круглыми, квадратными, прямоугольными и треугольными. Из кирпича строили не только крепостные стены, но и культурные центры, акведуки, хранилища.
Средневековье
Римлянам удалось передать и распространить искусство производства кирпича по всей Европе, однако когда Римская империя пала, лишь Италия и Византия продолжали строить из этого материала. В XI веке изготовление кирпичей вновь стало расти и распространяться по европейским регионам начиная с Франции.
В XII веке кирпич стали использовать в северной Германии, благодаря ее соседству с Италией. Так начался готический период архитектуры, который затронул множество стран, включая Швецию, Данию, Латвию и Россию. В те времена рабочие месили глину босыми ногами до нужной консистенции. Потом ее заливали в деревянную форму, покрытую внутри песком или соломой, чтобы ничего не прилипало. Излишки глины убирали палкой, а сформированный кирпич вынимали и готовили к обжигу.
В Англии производство кирпича было особенно развито при Генрихе VIII, а после страшного пожара в Лондоне 1666 года, город был вновь отстроен уже именно из кирпича. В Америку искусство строительства из этого материала привезли голландские и британские иммигранты, пересекшие Атлантику в надежде на лучшую жизнь.
Промышленная революция
До конца XIX века кирпичи изготавливали вручную, но с наступлением промышленной революции была изобретена новая технология производства, которая позволила выпускать его в промышленных масштабах. Например, если раньше рабочие могли вручную создать до 36 000 кирпичей за неделю, то с появлением специальных заводов эта цифра резко взлетела – одна машина по формованию могла производить 25 000 кирпичей в день при минимальном обслуживании.
Кирпич выгодно отличался от таких тяжелых стройматериалов, как, например, камень, поскольку был дешевле, и из него было легче и быстрее строить. Многие американские города (в частности, Бостон и Нью-Йорк) были построены из кирпича, как и первые небоскребы в США – для Эмпайр-стейт-билдинг потребовалось больше 10 млн кирпичей.
Одним из самых известных промышленников того времени был австриец Алоиз Мисбах, основатель компании Wienerberger. Этот выдающийся и опередивший свое время человек изучал инженерное дело, строительство и экономику. В 1819 году в возрасте 29 лет он купил кирпичную фабрику, несколько участков земли, богатых глиной, и одним из первых задумался, что дровяные печи, в которых обжигали кирпичи, устарели, а будущее – за углем.
Алоиз хотел организовать производство кирпичей новых видов и цветов, которые будут пригодны для облицовки зданий, и декоративных терракотовых элементов: глиняных фигур, кассет и консолей.
Благодаря угольным печам Алоиз улучшил качество и характеристики кирпича, обогатил его цветовую палитру от темно-красного до желтого. Объемы производства увеличивались, и вскоре его компания стала выпускать более 50 млн кирпичей в год, а годовой доход вырос до 1 млн гульденов (около 13 млн евро в современной валюте).
Wienerberger одной из первых перешла на механизированное производство, в результате чего годовой выпуск вырос до 225 млн штук. Таким образом компания стала ведущим мировым производителем кирпича . Сегодня у концерна Wienerberger почти 200 предприятий в 30 странах мира, в том числе и в России.
История кирпича в России
В Россию кирпич завезли византийские мастера, которые прибыли в страну после крещения Руси в X веке. Первым кирпичным строением стала Десятинная церковь в Киеве, построенная в 988–996 годах, а первые дома из него стали строить только в 1450 году. В конце XV – начале XVI веков был перестроен Московский Кремль, а также кирпичный кремль возвели в Нижнем Новгороде и Туле.
На протяжении веков формы и размеры кирпича менялись – например, в Древней Руси это была плинфа толщиной 2,5–4 см и 40х40 см в длину и высоту. Позже кирпич стал больше похож на современный вариант. Но один критерий всегда оставался неизменным при его создании – каменщику должно быть удобно работать с кирпичом, его размер и вес были равны силе руки мастера.
Вплоть до XIX века производство кирпича оставалось тяжким и трудоемким занятием – его делали вручную, сушили только летом, а обжигали в печах-времянках. После промышленной революции кирпичная индустрия стала активно развиваться, появились современные заводы. С тех пор кирпич стал одним из самых популярных строительных материалов благодаря тому, что с ним удобно работать, он прочен, долговечен и отлично сохраняет тепло.
Шумерские города-государства
В иллюстрациях можно наблюдать изображение людей с выраженными крупными глазами, изображения глиняных табличек со знаками.
Голова быка из царской гробницы в Уре Голова быка из царской гробницы в Уре Зиккурат в Уре Зиккурат в Уре Статуэтки из глины Статуэтки из глины Статуэтка правителя Лагаша Гудеа Статуэтка правителя Лагаша Гудеа Клинописная табличка Клинописная табличка Божество с выпученными глазами Божество с выпученными глазамиЛегенды
Термины
Двуречье (Междуречье) — территория между двумя реками Тигр и Евфрат. Шумеры — древний народ, создавший первые государства в Двуречье.
Клинопись — особое письмо Двуречья, при котором писали на табличке из мягкой глины, выдавливая знаки деревянной палочкой для письма.
Аккадцы — народы древнего Двуречья
Глиняные таблички для письма — таблички из мягкой глины для письма
Сыновья школы —ученики шумерских школ
Эа – бог воды
Шамаш — бог Солнца
Син – бог Луны
Иштар – бог любви
Аккад — город-государство в Двуречье;
Урук —город древнего Двуречья
Зиккурат — храм в виде многоступенчатой башни.
Гильгамеш — легендарный царь шумерского города Урука, герой шумерского эпоса.
События
1. Строительство городов из глиняных кирпичей
Здания строили из больших глиняных кирпичей. Кирпичи сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошился, поэтому оборонительную городскую стену делали очень широкой.
2. Возникновение орошаемого земледелия в долине Евфрата
Почвы плодородные. По берегам рек из-за сильного разлива приходилось сооружать ограждения, чтобы сохранить урожай на полях. Рыли каналы для орошения садов и полей .
3. Создание поэмы о Гильгамеше
Это история о царе города Урук, который прославился своими подвигами, но так и не смог осуществить свою мечту – обрести бессмертие.
4. Правление Гильгамеша в городе Урук
Царь и воин города Урук. Он совершал подвиги и ему никто не мог противостоять. Привез кедровое дерево в свой родной город.
5. Изобретение письменности на глиняных табличках
Древние шумеры изобрели самый первый материал, на котором можно было писать – глина. Они делали глиняные плитки прямоугольной формы, с помощью тростниковой палочки выдавливали на ней текст. После этого обжигали глиняные плитки на огне или сушили на солнце, чтобы они стали прочными.
6. Создание эпоса о приключениях царя Урука в поисках бессмертия
«Эпос о Гильгамеше» — это самое древнее литературное произведение в мире. Эпос рассказывает о приключениях основателя города Урука Гильгамеша и его друга Энкиду.
7. Возникновение ирригационного земледелия в Месопотамии
Орошение полей с помощью искусственных каналов. Данная система требовала организации коллективного труда большого количества людей.
8. Возникновение первых государств в Двуречье
Шумеры — древнейшие народы, которые создали первые государства в Двуречье. Многие поселения шумеров вырастали и превращались в города. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Самыми крупными были города Ур и Урук.
9. Шумерские города-государства
Самыми крупными городами были Ур, Урук. Шумеры – жители городов. Во главе каждого государства стоял царь. Выполнение законов происходило через чиновников.
Географическое расположение
Между двумя великими реками Тигром и Евфратом лежит обширная долина — Междуречье.
Чтобы указать на карте сначала находим Аравийское море, потом Персидский залив и 2 реки — Тигр и Евфрат.
В древней греции строили дома из глины
Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.
От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.
Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.
Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины - мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом д ревнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина - готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой - белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно - ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты шла на любые испытания.
Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью), ухаживали за бородой.
Еда древних греков была простой - оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.
Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно.
В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках - древняя примета благополучия семейного счастья.
Читайте также: