Урожай зависит от погоды от искусства земледельца
А. Вблизи посмотришь — скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится.
Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.
В.Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.
Г. С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.
СИНТАКСИС ПРИЛОЖЕНИЕ А9
Задание 1. Укажите верную характеристику предложения Г.
3) сложное бессоюзное
4) простое с однородными членами
А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.
Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур. В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.
Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.
Задание 2 . Какая характеристика соответствует предложению Б?
1) сложное бессоюзное
2) сложное с союзной и бессоюзной связью
4) сложное с подчинением и сочинением
A. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в возможности сочетаться с другими словами и употребляется практически только с существительным впечатление.
Б. Особую группу фразеологизмов представляют фразеологические сочетания — соединения слов, одно из которых несвободно в своём употреблении.
B. Между тем только одно из них — впечатление — может свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания.
Г. Выражение неизгладимое впечатление, например, состоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение
Задание 3 . Какая характеристика соответствует предложению А?
1) простое с однородными и обособленными членами
4) бессоюзное сложное
A. Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.
Б. Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.
B. Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.
Г. К объективным относятся свойства и качества самого текста.
Задание 4. Какая характеристика соответствует предложению Г?
1) сложное бессоюзное
2) сложное с сочинительной и подчинительной связью
4) сложное с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью
A. Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.
Б. Спортивный репортаж.
B. Кажется, что же тут сложного — говори и говори себе!
Задание 5. Укажите верную характеристику предложения Г.
3) сложносочинённое с подчинением
4) сложное с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
A. Профессор Анри Лот, открывший эту живопись, назвал, разумеется в шутку, изображённых там людей марсианами.
B. Среди наскальных рисунков в Сахаре есть изображения людей в странных одеяниях, напоминающих скафандры.
Г. Вскоре, и уже всерьёз, его стали поправлять, утверждая, что это не марсиане, а жители Юпитера.
Задание 6. Укажите верную характеристику предложения В.
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
A. Конец кабинетным спорам могли положить лишь практические поиски, которые и начал в конце XIX века князь Щербатов, директор Исторического музея.
Б. Под Тайницкой башней Кремля найдена была большая и высокая подземная палата с прекрасно сохранившимися белокаменными сводами, а под Арсенальной башней нашли ход, круто уходивший вниз, разветвляясь в двух направлениях.
B. Больше ста лет идут споры о том, существовала ли библиотека Ивана Грозного и могла ли сохраниться до наших дней.
Г. Книг найти не удалось, но были небезынтересные открытия.
Задание 7. Какая характеристика соответствует предложению Б?
1) сложное с сочинением и подчинением
2) простое со сравнительным оборотом
3) сложноподчинённое, включает три грамматические основы
4) сложноподчинённое, включает две грамматические основы
А. Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.
Б. Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога.
В. Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях.
Г. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий профессионализм, всесторонние знания и большое напряжение.
Задание 8. Какая характеристика соответствует предложению А?
1) простое с однородными сказуемым
3) сложное бессоюзное
4) сложное с разными видами связи
А. К какому классу относятся зёрна, определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.
Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего – от качества семян.
В. Для первого класса, например, на двадцать пять – тридцать тысяч зёрен допускается не более пяти сорных семян других растений.
Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.
Задание 9. Укажите сложноподчинённое предложение
А. Вблизи посмотришь — скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится.
Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.
В.Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.
Г. С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.
Задание 10. Какая характеристика соответствует предложению В?
1) простое с вводным словом и обособленным оборотом
3) сложное бессоюзное
А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиться прекрасный слух.
Б. Почти все совы, как известно, ночные охотники.
В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда доносится звук, совы.
Г. В лунные, светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на небе
сплошь тучи и облака?
Похожие документы:
Окружной методический центр центрального окружного управления департамента образования города москвы в помощь выпускнику. Как успешно подготовиться к егэ по русскому языку и литературе выпуск 8
. Кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена в 2011 г. Кодификатор элементов содержания .
Данная работа может быть использована в качестве материала для проведения переводного экзамена по русскому языку в 10 класса, так как в ней представлены задания по всем разделам, изучавшимся по программе 10 класса.
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс. Вариант № 1.
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А. К какому классу относятся зерна, определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.
Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего – от качества семян.
В. Для первого класса, например, на двадцать пять – тридцать тысяч зерен допускается не больше пяти сорных семян других растений.
Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.
1) А, В, Г, Б 2) А, Г, Б, В 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, Г, А
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
К говорящ.. кукл. с замолчавш.. посетительниц..й;
По побледневш.. кож. в зимн.. сияни.
По петляющ.. дорог. к младш.. дочер…
К ближн.. акци. об играющ.. ребенк..
3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?
Запреш..ся в комнате, промокший плач..
Исполнить туш. ветер свеж..
отвлеч..ся от дела, пять дач.
несеш..ся с горы, озимая рож..
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Вы..вление, зат..мненный, ст..раться
Те..ретический, постр..ение, дисципл..нировать
Уд..вольствие, к..ммуникабельный, бл..стеть.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) об..греватель, нед..печенный, н..испособнейший
2) пр..забавный, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать
3) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить
4) с..ронизировать, по..грать, от..гравшись
6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
Деревья руш..тся, движ..щаяся артиллерия
Щекоч..щий лицо, звуки слыш..тся
Молнии блещ..т, колыш..щиеся ветки
Листь держ..тся, трепещ..щие от восторга
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) воще..ый блестящий пол 3) ледя..ой взгляд
2) офицеры контуже..ы 4) необоснова..ый вывод
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) юркий мыш..нок 3) ч..порный человек
2) с благородной душ..й 4) удобная ж..рдочка
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
2) (Не)понятное нам правило трудно запомнить.
3) Еще видны остатки (не)растаявшего снега.
Так и (не)появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
Дефис ставится в обоих случаях.
В каком слове на месте пропуска пишется Ъ?
1) в..ехать, 2) п..едестал, 3) пред..явитель, 4)интерв..юировать
В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
Какое слово соответствует следующему лексическому значению: относящийся к человескому обществу, к общественным наукам?
гуманный, 2) гуманитарный, 3) генетический.
Определите стиль приведенного ниже текста:
За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил вещи, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы. Такое вот поначалу было невезение.
Определите тип речи текста задания № 15.
Укажите слово, в котором допущена орфографическая ошибка:
Он включил свет, и от всех расставленных и разложенных в комнате предметов упали густыи тени, отчего количество экспонатов будто увеличилось.
Укажите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении:
Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.
Укажите антоним к слову относительный.
Укажите синоним к слову длинный.
Исправьте речевую ошибку в предложении, запишите правильный вариант:
В этом году несколько школ провели эксперимент: заместо обычной пятибалльной оценки знания оценивали от 1 до 12.
Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания.
Что значит способность верить? Доказано, что люди наиболее активны, когда вероятность успеха составляет примерно 50%. В этом случае деятельность требует веры и в то же время позволяет верить в успех. Если вера не нужна (когда гарантировано 100% успеха) или невозможна (100% неудачи), работа становится бездушной, постылой и оттого малоэффективной.
Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнется в юности. Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. Но чем лучше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. Вера в добро со временем укрепится в нем и станет основой мировоззрения.
Какое утверждение соответствует точке зрения автора, высказанной в тексте?
Вера – это замена знания, если оно труднодоказуемо. 2)Нравственность невозможна без религии.
Вера помогает при познании мира. 4) Убеждение полностью основано на вере.
Определите стиль и тип речи текста.
разговорный стиль; повествование. 3) публицистический стиль; рассуждение.
публицистический стиль; описание. 4) художественный стиль; рассуждение.
В каком предложении есть контекстные антонимы?
Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.
риторический вопрос 2) антитеза (противопоставление)
3) ряды однородных членов 4) синонимы 5)синтаксический параллелизм
Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.
Объем сочинения не менее 150 слов.
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс. Вариант № 2.
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.
Б. Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога.
В. Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях.
Г. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий профессионализм, всесторонние знания и большое напряжение.
1) А, В, Г, Б 2) В, Б, А, Г 3) Б, Г, В, А 4) Б, В, А, Г
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
О выгоревш..й лент. к пахнущ..й лили..;
В пронесш..ся вихр. после давн..й поездк…
К вечерн..й прохлад. на син..й краск.
4) В утренн..м туман. к поющ..й молодеж..
3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?
Доч.. рыбака, пожилой врач..
Мяч.. для волейбола, спряч.. в траве
Идти проч. пробежиш..ся по стадиону,
Сжеч.. мусор, чертеж.. студента
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Сх. матический, к. мпонент, предл..гается
Обн..вленный, сост..вление, проб..раться
Обог..щение, сл..жившийся, д..льнейшая.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) под..брать, пр..образ, н..илучший
2) пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост
3) в..лелеять, обе..доленный, ра..грести
4) вз..скательный, от..скать, по..сковый
6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
Флаги ре..т, люб..щие искусство
Готов..щийся к экзамену, листья колебл..тся
Рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу
Маляры крас..т, ненавид..щие обман
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ружье заряж..о 3) бронирова..ый автомобиль
2) прямая моще..ая дорога 4) глиня..ый горшок
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) упавший ж..лудь 3) затяжной прыж..к
2) умелый ж..нглер 4) в чуж..м краю
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)успевшие отцвести лесные цветы поблекли.
2) Я увидел (не)похожего на брата седоватого мужчину.
3) В играх Сережа оказался очень (не)ловким.
(Не)доумевая, Петя внимательно посмотрел на отца.
Дефис ставится в обоих случаях.
(по)нашему уговору, (оловянно)серый
В каком слове на месте пропуска пишется Ъ?
1) от..явленный, 2) в..юга, 3) пред..история, 4)четырех..этажный
В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) туш.. для ресниц, 2) фонар..щик 3) не спит..ся 4) много туч..
Какое слово соответствует следующему лексическому значению: лишенный оригинальности, избитый?
бравый, 2) банальный, 3) бравурный.
Определите стиль приведенного ниже текста:
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом небе, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.
Определите тип речи текста задания № 15.
Укажите слово, в котором допущена орфографическая ошибка:
Он включил свет, и от всех раставленных и разложенных в комнате предметов упали густые тени, отчего количество экспонатов будто увеличилось.
Укажите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении:
Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом с кроватью.
Укажите антоним к слову продолжительный.
Укажите синоним к слову значительный.
Исправьте речевую ошибку в предложении, запишите правильный вариант:
Депутаты Государственной Думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.
Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания.
Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.
Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой – апокалипсис, гибель человека и самой природы.
Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. Что они представляют – культуру или антикультуру?
Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.
Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.
Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены. (По С.Залыгину)
В каком значении автор использует слова АНТИКУЛЬТУРА и ПСЕВДОКУЛЬТУРА?
эти слова используются как синонимы и означают разрушительную деятельность в разных сферах жизни.
АНТИКУЛЬТУРА – возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА – новая, негативная, враждебная человеку культура.
ПСЕВДОКУЛЬТУРА – то, что направлено на разрушение культуры, а АНТИКУЛЬТУРА – коммерческая подделка под культуру.
Эти слова используются как синонимы слова АПОКАЛИПСИС.
Определите стиль и тип речи текста.
разговорный стиль; повествование.
публицистический стиль; рассуждение.
публицистический стиль; описание.
художественный стиль; повествование, описание, рассуждение.
Какое из перечисленных слов объясняется в самом тексте?
1) универсальный; 2) апокалипсис; 3) усугублять; 4) глобальный.
Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.
риторический вопрос 2) антитеза (противопоставление)
3) неполные предложения 4) синонимы 5) синтаксический параллелизм
Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.
Наши предки верили, что в этот день зима встречается с весной, поэтому его называли и Зимобором. В народе верили, что весна приходит постепенно, и первая встреча с ней приходится на Сретенье, следующая – на День сорока святых (22 марта), и последняя – на Благовещенье (7 апреля).
Наши предки заметили, что именно в этот день могут ударить последние морозы, и уже не за горами первые теплые деньки.
Традиции и приметы
Сретение – православный праздник, поэтому, по традиции, нужно было сходить в храм, исповедоваться и причаститься. Люди верили, что молитвы на Сретение обладают особой силой.
Было принято совершать добрые дела, помогать бедным, больным и нуждающимся. Чтобы весь год жить в достатке, 15 февраля нужно было накормить бездомных животных.
Традиционным праздничным угощением были блины. Пекли и баранки, но их скармливали скоту, чтобы защитить его от болезней. В этот день было принято приглашать к себе родственников, ходить в гости, собираться всей семьей за праздничным столом.
Освещенная вода и свечи
На Сретение освящали воду, она ценилась, как и крещенская. Когда-то эту целебную воду начинали собирать с сосулек, капающих во время оттепели. В народе верили, что такая вода лечит болезни, раны, избавляет от сглаза и порчи.
Ей кропили воинов перед серьезным боем, а также ульи в начале сезона, окропляли домашний скот, когда первый раз выгоняли на пастбище после долгой зимы.
Заболеть на Сретение - дурной знак, он предупреждает о том, что и в будущем возможны проблемы со здоровьем.
Приметы о погоде и урожае
Наши предки обращали внимание на погоду:
- Если вечером ударил мороз, видно звездное небо – весна будет поздней, холодной, со снегопадами.
- Снег 15 февраля предрекал дождливую и долгую весну. Метель или вьюга говорили о том, что не стоит рассчитывать на хороший урожай. Многое зависело и от времени снегопада. Если он пошел утром, можно ждать весну, днем – март месяц будет холодным, но в апреле погода резко изменится, а если вечером – зима будет длинной, а лето – холодным. Чем больше снега выпадет в этот день, тем дождливее будет весна.
- Капель, оттепель – весна придет рано, в этом году уродиться пшеница.
- Ветер в этот день говорил о том, что можно рассчитывать на большой урожай фруктовых деревьев.
Запреты на 15 февраля
В этот день, как и в другие православные праздники, нельзя было выполнять тяжелую и грязную работу, стирать, убираться, топить баню. И, конечно, не разрешалось ссориться или ругаться, грустить и унывать.
Но были и традиции, связанные именно с 15 февраля:
- В этот день нельзя было отправляться в дальнюю дорогу, путешествие. Считалось, что человек, нарушивший запрет, долгое время не сможет вернуться домой. Это примета появилась не случайно. После 15 февраля погода переменчивая. Крестьянин, отправляясь в дорогу на санях, мог задержаться в пути из-за внезапно начавшейся оттепели, когда проехать на них было практически невозможно. Предсказывать погоду тогда не умели, крестьяне предпочитали не рисковать, старались отложить свою поездку.
- По приметам, нельзя класть деньги на стол, а иначе дом покинет удача, год будет безденежным. Не стоит хранить деньги кухне, а иначе семья будет нуждаться.
- 15 февраля нельзя было давать в долг или же занимать деньги. Передавая кому-то даже небольшую сумму, можно потерять удачу, любые займы предвещали финансовые трудности и ссоры с близкими людьми. Возвращение денег, одолженных до праздника, - к значительному денежному вознаграждению в будущем.
- Потеря денег в этот день – к удаче, можно надеяться на финансовый успех, богатство. Поднимать с земли чужие монетки и купюры не стоит, на них может быть порча.
Ещё по теме
Исследования социологов показали, что самыми тревожными регионами России в 2021 году стали Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская область и Пермский край. Причина тревоги очевидна: коронавирус, повышение цен, рост преступлений.
Что означают и какие подарки можно дарить: в топе деньги, цветы и мягкие игрушки
Каждый такой презент может многое рассказать о человеке: раскроет особенности его характера, а также подскажет, как он, на самом деле, относится к своей во второй половине
Любовный гороскоп на 2022 год: самый счастливый месяц года для каждого знака зодиака
2022 год – благоприятное время для построения серьезных отношений, браки, заключенные в это время будут стабильными и гармоничными
Нива жизни Терентия Мальцева
Автор, достаточно наблюдавший жизнь и быт крестьянства России, с горечью спрашивает:
В те несколько минут жаркого июньского утра, когда он шел от своего дома к площади через живой коридор рукоплещущих ему дорогих и близких людей, он повторил снова весь свой жизненный путь. Он шел по земле, политой соленым потом отца, деда и прадеда, по земле, на которой родила его мать. На этой земле он вырастил немало хлеба, служению ей и народу посвятил свою жизнь. И от волнения не находил слов, чтобы выразить благодарность партии и правительству, колхозникам за помощь и поддержку, за пережитые вместе трудности и за счастье видеть благодатные результаты поисков и труда. И когда разнеслись по площади торжественные звуки Гимна Советского Союза и с бронзового бюста упало белое полотнище, он провел ладонью по влажным глазам и низко, в пояс, поклонился собравшемуся народу.
ТЕРЕНТИЙ — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН
Первое воспоминание о детстве — мать. Она лежит на лавке в переднем углу и манит его к себе. Голос у матери слабый, жалостливый. Тереше два года и десять месяцев, он не понимает, почему у матери влажные и соленые ладони! Мальчик прячет в них свое лицо и затихает. Он ждет: сейчас войдет в избу отец и мать сразу засмеется и встанет. Но отец не идет и не идет с поля: хлеб поспел, вся деревня жнет. Избу заволакивают густые сиреневые сумерки. Мать что-то шепчет и прижимает его к груди…
У бабушки Анастасии Федотовны, матери отца Тереши, было три сына. Старший, Максим, остался после смерти мужа, Абрама Васильевича, десяти годков, Семену минуло пять, а Иван народился, когда семья уже осталась без кормильца.
— Сколь ни горюй, а хозяйство правь, — вздохнула тяжко вдова, и после этих слов никто не слышал от нее ни жалоб, ни стонов. Мужики в поле, и она в поле. Пашет, боронит, косит. Женщины с серпами выходят — она поперед всех на своей полосе. И дольше всех не гаснет лучина зимними вечерами в окнах вдовьей избушки: то полотно ткет, то на кроснах половики выкладывает, узор к узору. Подрастают сыновья, ладные, справные. Довольны старики в общине:
— Ребята у Федотовны труда не гнушаются, от веры не отходят и бога не гневят.
Федотовна же будто клятву дала остаться вдовой, не дать сынов в обиду чужаку: ни с чем покидали ее избу сваты.
Сыновья тем временем в силу входили. Максим в поле за хозяина управлялся. А случалось на кулачки подраться — один в кругу оставался, соперники не выдерживали боя. Без усилий приподымал он телегу, груженную снопами, и переставлял из колеи в колею. Дивились в селе богатырству его. Семен хотя и уступал старшему брату, но тоже был десятка не робкого, и силушкой природа не обделила. А нрав дала крутой. Быстро серчал Семен, от обиды в лице менялся, не разговаривал по нескольку дней. Потом отходил и зла не держал. Сосед-богатей Никифор Мальцев, нанимавший Семена с подростков в батраки, относился к нему уважительно.
Максима, как главу семьи, в армию не взяли. Но в тысяча восемьсот семьдесят седьмом году пришел черед служить Семену, исполнился ему тогда двадцать один год. Служба выпала нелегкая — в Туркестанском краю. Вдоль Тобола, потом вверх по Иртышу, а от Семипалатинска до Ташкента сухими степями, безводными пустынями вели пешком новобранцев. Видел Семен тучные стада баев и худые кибитки пастухов, прекрасные сады и голодных, в лохмотьях детей. Доброе его сердце заходилось от жалости: видно, и в теплой благодати хорошо живется только богатым.
Через восемь долгих лет вернулся в родительский дом артиллерист-бомбардир Семен Абрамович Мальцев и не застал в живых старшего брата. Умер Максим в одночасье от неведомой болезни, оставив жену с двумя малыми детьми. Все в одной избе по разным углам: постаревшая, будто осевшая вместе с бревенчатыми стенами мать, вдова Максима с сиротами, Иван с молодой женой. За старшего в большой семье стал Семен. В тот же год и женился. Друг по военной службе Дорофей привез себе невесту издалека, за сорок верст, из села Барабы. Приглянулась Семену подружка Дорофеевой невесты — Васса. Высокая, статная, чернобровая, с васильковыми глазами, кроткого и доброго нраву. Из бедной семьи была Васса и не побоялась войти в такой же бедный дом.
Читайте также: