Технология продуктивного чтения в детском саду
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
1. Работа с текстом до чтения:
2. Работа с текстом во время чтения:
предполагает остановки во время первичного чтения для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то и пр.
3. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Структура занятий по чтению включает в себя четыре обязательных этапа:
1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.
3. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:
1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы.
2) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.
4. Воспроизведите с ребятами прочитанное: можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного.
Конспект занятия по чтению художественной литературы
- рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы.
Воспитательные: - воспитывать уважение к подвигам наших солдат, гордость за нашу родину.
Развивающие: - развивать речь, навыки анализа;
Тип занятия: дистанционное.
Время: 30 мин.
Автор: Дзюба Марина Сергеевна
Организация: МДОУ д/с № 52
Населенный пункт: Челябинская область, г. Копейск
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге, желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.
Социологические исследования показывают негативные тенденции:
- заметно снижен интерес к чтению у дошкольников, младших школьников и подростков;
- резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению.
Глава 1. Технология продуктивного чтения произведений для дошкольников.
На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения детей к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. К проблеме чтения обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения. Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности у детей, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения.
В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания.
1.2 Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Наблюдая за детьми своей группы в свободной деятельности, заметила, что ребята проявляют недостаточный интерес к художественной литературе - отсутствует устойчивый интерес к слушанию художественных произведений. Дети затрудняются объяснить причины поступков героев, назвать знакомые им сказки и рассказы.
1.3 Технология продуктивного чтения. Особенности и структура.
Художественные произведения, предлагаемые образовательной программой в детском саду, являются необходимой базой для формирования активной читательской деятельности. Применение технологии продуктивного чтения в полной мере позволяет решать поставленные задачи, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
Первый этап. Работа с текстом до чтения:
Цель : вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.
Данный этап включает в себя:
Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)
Второй этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).
Результат: полноценное восприятие текста
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.
Результат: углубленное восприятие и понимание текста.
Опора на технологию не означает, что работа с текстом должна быть однообразной по своей структуре и организации.
Вид проекта: педагогический, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: 2 года.
Участники проекта: дети, педагог, родители воспитанников.
2.1. Педагогическая целесообразность проекта.
Цель проекта: формирование типа правильной читательской деятельности (антиципация, восприятие, понимание).
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить технологию продуктивного чтения в системе развития и воспитания дошкольников;
2) разработать план реализации проекта в образовательной деятельности детей дошкольного возраста;
3) рассмотреть перспективы дальнейшего развития и использования педагогического проекта.
В основу реализации проекта легли дидактические принципы, актуальные для дошкольного возраста.
Принцип личностно-ориентированного общения. Данный подход способствует созданию атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип полноты и целостности - подразумевающий совокупность знаний художественных произведений и их использование в различных видах детской деятельности.
Принцип системности - обеспечивающий организацию процесса художественно-речевой деятельности на основе взаимодействия его компонентов (цель, содержание, средства, результат).
Принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, наглядное моделирование на основе использования мнемотехники.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному).
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата.
Принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью – выражается в том, что при организации работы по приобщению детей к художественной литературе широко используются игровые технологии, игровые дидактические пособия, театрализованные игры.
Прогнозируемые результаты при реализации проекта:
- ребенок высказывает свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией к тексту;
- имеется интерес к слушанию художественной литературы, умение устанавливать причинно - следственные связи, придумывать , фантазировать;
- умеет оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- повышена компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного слушателя;
- высокий уровень активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору.
2.2. План реализации педагогического проекта
Этапы реализации проекта.
Первый этап. Подготовительный
-определение актуальности проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-составление перспективного плана чтения художественных произведений с использованием технологии продуктивного чтения;
- разработка пакета методического материала по составлению вопросов и заданий к
-подбор наглядно-дидактического материала(картотека произведений, иллюстрации, подвижных игр);
-создание предметно-развивающей среды в группе;
-проведение анкетирования родителей с целью выявления уровня читательской активности в семье;
- формирование банка данных по результатам педагогической диагностики и анкетирования родителей воспитанников.
Второй этап. Основной.
Работа с детьми:
Выставка книг по произведениям В.Сутеева.
Работа с родителями: разработка рекомендаций по развитию у детей умения понимать текст произведения.
Работа с родителями: изготовление атрибутов для игр.
Выставка книг по произведениям Е.Чарушина.
Выставка иллюстрации по произведениям В.Бианки.
Третий этап. Итоговый
-Анализ достижения целей и полученных результатов (по результатам итоговой педагогической диагностики);
- составление перспективного планирования чтения литературных произведений в рамках используемой технологии;
Заключение.
Таким образом, технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.
Обеспечивает решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по образовательным областям: Познавательное развитие
- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним.
- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.
- вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;
- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.
Практика проведенных занятий с использованием технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволяет успешно интегрировать знания (понятия) из различных образовательных областей, формировать исследовательские навыки у детей, повышает уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Мастер-класс
Шилина Галина Ивановна, воспитатель МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа Щигровского района Курской области
Тема: Применение технологии продуктивного чтения в ДОО
Цель: создание условий для передачи опыта по применению технологии продуктивного чтения-слущания в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: познакомить с возможностями использования технологии продуктивного чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста
Показать практическое применение технологии продуктивного чтения-слушания
План проведения мастер-класса
1. Проявление интереса дошкольника к книге – необходимое условие развития современного ребёнка
3. Технология продуктивного чтения. Этапы работы с текстом.
4. Практическое занятие для воспитателей.
Планируемый результат:
Знакомство с технологией продуктивного чтения, мотивация педагогов на системное использования данной технологии в практике.
Изучив потребности детей и родителей, мы выявили, что заметно снизился интерес к чтению. Современные дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге.
(слайд 3) Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование, становится важнейшими умениями.
Возраст до 7 лет – богатейший по способности ребёнка быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В результате приобщения малыша к книге облагораживается его сердце, совершенствуется ум. Кроме того, книга помогает малышу овладевать речью – ключом к познанию, способствует постижению ребёнком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности человеческой личности. Под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста, возможно только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные чтения, совместные чтения, занятия по чтению в рамках НОД и т.п.). Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).
(слайд 4) Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению.
(слайд 5) Чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
(слайд 6) Очень важно, чтобы при работе с дошкольниками взрослые читали художественные произведения детям дошкольного возраста в соответствии с природосообразной технологией продуктивного чтения, в режиме медленного чтения (чтения с возможными остановками для комментария, для включения воображения, усиления и уточнения эмоций и пр.).
( слайд 7) Выбор этой технологии мы объясняем её природосообразной сущностью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей.
(слайд 8) Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего механизма чтения, как антиципация, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
(слайд 9) 1. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие пред- положения.
(слайд 10) Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.
1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
(слайд11) Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия
1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.
2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников). Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям
(слайд 12) Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста.
Результатом реализации данной технологии будет приобретение детьми опыта читательской деятельности, формирование элементарного круга чтения, приобщение к основам читательской культуры, присвоние важнейших читательских умений.
( слайд13 )А теперь я предлагаю вам перенестись на машине времени назад и представить себя 5-6 летними детьми.
Дорогие друзья, наступила весна, природа проснулась, и я приглашаю вас на поляну. Гуляем осторожно, стараясь не топтать цветы.
По полянке мы пошли, на поляне деньги мы нашли.
-Давайте посмотрим на них? Какая цифра у тебя? Это 1 рубль. А у тебя? А у тебя?
-А как же деньги могли оказаться на поляне?
-А вы знаете, что есть такая птица - сорока, она любит всё блестящее и красивое, наверное, это она их обранила.
-А для чего нам нужны деньги? Что мы можем купить за деньги?
-А если мы накопим много денег?
А как вы думаете, за деньги всё можно купить? У поэта Владимира Орлова есть стихотворение, оно так и называется. «Что нельзя купить . Ой, а что это на столе? Сорока принесла нам красивые рисунки. Садитесь на.
Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, чего здесь не хватает? Кто может быть на ветках? Каких птиц вы знаете? А что бывает утром на траве и цветах? А кто мог спрятаться в траве? Дополним рисунок. Вы настоящие волшебники.
Давайте ляжем на полянке, положим руки под голову, закроем глазки и представим, как ожила наша картина. (Звук пения птиц и журчания ручья)
А сейчас сядьте, как вам будет удобно. Повторите название стихотворения.
Попробуйте предположить, о чём оно?
А когда мы сможем это узнать? Послушайте стихотворение.
Что нельзя купить
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Помните, мы предполагали, рассуждали, о том, что нельзя купить?
-Наши предположения подтвердились?
- Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно выросло. Как редко мы задумываемся над этим!
А сорока на хвосте принесла нам задание.
Что вам нравиться больше – городской шум или сельское утро? Почему?
Перед вами зеленый и красный круги.
Поднимайте зелёный круг, если поступок правильный, красный круг – если не правильный:
Развешиваем кормушки и домики для птиц.
Ломаем ветки деревьев и кустарников.
Включаем в лесу громкую музыку.
Убираем мусор в лесу за собой и другими.
Сажаем деревья и кустарники.
Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы!
Я призываю вас, не только самим бережно относится ко всему живому,
но и напоминать об этом другим, ведь:
Дерево, трава и птица
Не сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И в конце я предлагаю всем взяться за руки и подарить друг другу то, что тоже нельзя купить – улыбку, добрый взгляд, тепло своих ладошек.
Автор: Посохова Саида Балоглан кызы
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк
Слайд 3
Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Практика подтверждает, что в досуге сегодняшних детей чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается, у детей отсутствует устойчивый интерес к слушанию художественных произведений. И еще одна немаловажная проблема, дети часто не понимают суть прочитанного.
Слайд 4
Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – задача дошкольного образования. Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит реб?нок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).
Слайд 5
В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители , воспитатели. Как правило ,воспитатели читают детям литературные произведения по традиционным методикам. Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились. Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению. И тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
Слайд 6
В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? В традиционной методике чтения художественной литературы воспитатель сам говорит детям ,что они сегодня читают или о чем узнают, сам читает, дети молча слушают, а затем отвечают на вопросы воспитателя по тексту. Технология продуктивного чтения напротив, дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе уточняют позицию автора.
Слайд 7
Итак, технология продуктивного чтения– это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Слайд 8
Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения , работа с текстом во время чтения и работа с текстом после чтения
Слайд 9
I этап Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать сказку, рассказ. Дети высказывают предположения, о чём будет текст, а педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.
Слайд 10
II. Работа с текстом во время чтения. Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста. Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).
Слайд 11
Слайд 12
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору, позволяющая реализовать деятельностный подход в воспитании. Наблюдая за детьми, я заметила, что у них появился интерес к художественной литературе, к слушанию художественных произведений. Дети стали объяснять причины поступков героев, называть героев, анализировать, рассуждать, понимать смысл текста, извлекать определенную информацию из части текста.
Читайте также: