Сценарий праздника урожая на татарском
Материалы и оборудование: макет печи, осенний урожай (фрукты и овощи, полотенце с татарской и русской национальной вышивкой, мука, соль, вода в кувшине, дрожжи, форма для выпекания хлеба, посуда для замешивания теста, испечённый каравай, самовар, стол с чайным сервизом, карточки с изображением татарских национальных блюд, глобус, корзина с испечёнными вак - блшэм, маски с изображением овощей и фруктов.
Организационный момент. Зал празднично украшен в осенней тематике. На столе - осенний урожай. Макет печи, на ней висит полотенце с татарской национальной вышивкой, стоит кувшин с водой.
Хозяйка дома: Дорогие ребята! Мы сегодня собрались с вами на татарский народный праздник “Смбел бйрме”. Это осенний праздник урожая. Смбел – это праздник в честь голубоглазой и светловолосой, босой, и очень красивой, стройной девушки, символизирующей колосок спелой пшеницы. А была она босая потому, что хотела почувствовать тепло и энергию родной земли. Она достойная дочь Земли - матери.
Дети читают стихи:
Ребенок: Яфракларын коя, коя
Бакчабызга килде кз
Кулыбызга ыйдык без.
Ребенок: Падают, падают листья-
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
• Танец осенних листочков и ветра
Под песню “Яфрак бйрме”(“Праздник Листьев”, слова Л. Лерон, музыка Р. Еникеева дети танцуют с яркими осенними листочками.
Слышится стук в дверь.
Звучит “Песенка друзей” из мультипликационного фильма “Бременские музыканты”, дети в русских национальных костюмах проходят в зал, где их встречают дети в татарских национальных костюмах. У воспитателя в руках глобус и полотенце с русской национальной вышивкой.
• “Песенка друзей”, музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина
Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги, наше счастье жить такой судьбою.
Дети в татарских национальных костюмах встречают гостей песней.
1. К нам гости пришли 2. Кунаклар килде!
Дорогие пришли. Дускайлар килде!
Мы не зря кисель варили Бирег керегез,
Пироги пекли! Трдн тегез!
Воспитатель: Иснмесез! Мы искали на глобусе город Казань в Татарстане, ваш детский сад, и нам подсказали, что сегодня у вас осенний праздник. Мы правильно сюда попали? (показывает глобус, на котором осенним листочком отмечен город Казань)
Хозяйка дома: Иснмесез, кунаклар! Конечно, вы правильно пришли, это детский сад. Мы отмечаем осений татарский праздник “Смбел бйрме”.
Это осений национальный праздник, который отмечается после проведения всех осенних полевых работ. Смбеля – это очень красивая девушка - осень. На нашем празднике вы её сами увидите. А сейчас я прошу вас к нам присоедениться!
Воспитатель: Мы пришли в гости не с пустыми руками, у нас есть для вас подарок, мы дарим вам русское полотенце, вышитое нашими прабабушками. (передаёт полотенце)
Хозяйка: Ребята,посмотрите, какая красота, рхмт сезг! Мы повесим его рядом с нашим полотенцем с татарским национальным орнаментом, украсим нашу печку. Ваш подарок всегда будет напоминать о вас и об этом замечательном празднике. И так, мы продолжаем.
• Исполняется “Осенняя песенка”, слова и музыка Т. Агафоновой.
Вместе с пением дети выполняют несложные движения, согласуя их с текстом песни. (5 куплетов)
1. Осень наступила, день и сыр и хмур.
Листья под ногами, шур, шур, шур, шур, шур.
2. Утки на болоте раскричались зря,
Улетают стаи в тёплые края, кря-кря, кря-кря, кря.
3. Все укрылись в норки ёж и бурундук.
Дождь стучит по крыше: тук, тук, тук, тук, тук.
3. Бедная кукушка дремлет на суку,
Сонно повторяя: Ку - ку, ку - ку, ку!
4. Воробей по крыше скачет прыг – прыг – прыг,
Сочинил он песню: “ Чик – чирик, чирик!”
5. Мы ещё не спели вам про петуха,
Потому что не смеё тесь: “Ха – ха –ха!”
Первый куплет повторяется ещё раз.
Дети читают стихи:
Ребенок : Кзне и олы блге –
Икмк тора табында
Тормышыбыз ямьле булыр,
Икмк булган чагында.
Ребенок : Если вдруг к обеду хлеба нет,
Стол пустоват, обед нам не обед.
Но все - то по силам на земле,
Когда хватает хлеба на столе!
Хозяйка: Какой же праздник урожая без румяного хлеба! Сейчас мы вместе с вами испечём вкусный и очень ароматный хлеб. Поможете мне?
Ребенок: Яхшы белм игенне
Карап карыйк, дусларым,
Ничек мичт пешкнен.
Дети встают в круг и повторяют движения хозяйки, помогают ей замесить тесто.
• Игра “Замешиваем тесто”
Дети : Салам сиа кмеш су,
Наливаем мы водицу,
Салам сиа мин чпр,
Насыпаем мы дрожжи,
Салам сиа тоз да мин,
И конечно сыплем соль,
Салам сиа ап-ак он,
Насыпаем мы муку.
Камырны без избез Хорошенько помешаем
Кабарганын ктбез. И немноко подождем.
Савытына салабыз. В печку дружно мы отправим
Кайнар мичк тртбез. Белый, румяный хлеб испечем.
Хозяйка: Пока хлеб печётся в горячей печке, можно даже поиграть.
Дорогие гости, покажите нам свою народную хороводную игру, а мы к вам присоединимся.
А теперь мы весь народ собираем в хоровод.
В общий круг вставайте, вместе погуляйте!
Ребенок: Заводите хоровод, нас калинушка зовёт!
• “На горе-то калина”, русская народная хороводная песня.
Дети стоят в двух концентрических кругах, (девочки - в центре круга) все начинают движение противоходом.
1. На горе-то калина, под горою – малина
Ну что ж кому дело калина, ну кому какое дело малина.
2. Там девушки гуляли, там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли, ну кому какое дело, гуляли.
3. Калинушку ломали, калинушку ломали.
Ну что ж кому дело, ломали, ну кому какое дело, ломали.
4. Во пучочки вязали, во пучочки вязали.
Ну что ж кому дело, вязали, ну кому какое дело, вязали.
4. На дорожку бросали, на дорожку бросали.
Ну что ж кому дело, бросали, ну кому какое дело, бросали.
Первый куплет повторяется ещё раз.
Ребенок: Зурлап уыш бйрмен
ыелды татлы ашлар
Кабарып стл тулып.
• Татарская народная игра“Самовар”(Узнай, с чем пью чай)
Дети вместе с Хозяйкой дома достают хлеб из печи. Бережно выкладывают хлеб на полотенце с вышивкой татарским национальным орнаментом.
Ребенок : И снова превращенье происходит
К нам из печи румяный хлеб выходит!
Самый главный на столе, драгоценный самый
Самый главный на земле - каравай наш славный!
Ребенок : Иркен кырларны исен
ир нкбезне кчен
Дньяны тисез ашы,
Улдыр – Ашлар солтаны!
• Песня “Икмк кадере” (“Хлебушек душистый”)
слова Ф. Рахимгуловой, муз. К. Аглиуллина.
1. Арып, ачыгып, кайтсам ем.
“Икмк пеште” дип келем сен.
2. Эни каерып кисте бер телем.
Их, тмле Чак – чак. Йотмадым телем
Во время исполнения песни дети бережно передают хлеб друг другу из руки в руки.
Дети зовут девушку Смбел песней.
Музыка Е. Тиличеевой.
Будет чай с пирогами
Приходи на праздник хлеба,
Выходит девушка Смбел. Дети встречают её хлебом. Она отламывает хлеб и благодарит детей.
Смбел: Иснмесез,нни дусларым!
Мин Смбел, килдем сезг.
Кзге байлык кулымда.
Муллык белн байлык телим
Кем очраса юлымда.
Я,Сомбеля, к вам пришла.
Урожай я собрала,
К вам на праздник принесла.
Показывает на детей в разных масках овощей и фруктов.
Капуста : Мин буламын кбест,
Ашларга да тшм мин
Блешт д пешм мин
Лук : Минем исемем-суган
Мин индстанда туган.
Мине д бик мактыйлар
Шифалы дип атыйлар
Салатка да турыйлар
Морковь: Минем исемем –кишер
Телс ашта пешер.
Телс болай пешер
Мине яраткан бала
Озын гомерле була.
Огурец: Летом – свеженький, зелёный,
Прямо с грядки - прыг на стол.
А зимою я солёный
И вокруг меня рассол!
Помидор: Помидор я, иль томат,
Положить меня в салат
Каждый будет очень рад!
Слива: Эчем каты,тышым кк
Уртасында итем кп.
Вишня: зем шардай,
Яблоко: Кн тшкнд - пешм
Груша: Что за фрукт на вкус хорош?
И на лампочку похож,
Бок зелёный, солнце греет,
Он желтеет и краснеет!
Виноград: Я и жёлтый, я и белый
Я и чёрный, если спелый.
И под солнышком в саду
Под лианой я расту.
Смбел: А тепер мой урожай
В свой кузовок полезай!
Воспитатель: А сейчас, друзья внимание, проведём соревнование.
Фрукты, овощи сейчас соберём мы все для вас.
• Подвижная игра “ Собери урожай”
4 команды по 5-6 человек, садоводы “собирают” фрукты, овощеводы – овощи. В конце игры дети образуют 2 круга – хоровода.
Танец урожая исполняют дети – фрукты и овощи в центре маленьких кругов, каждый солирует, придумывая своё неповторимое движение.
Хозяйка: Дорогие наши гости, Смбел, мы хотим вам предложить станцевать с нами вместе руско - татарский народый танец “ Дружба”, тем самым ещё больше укрепить нашу добрососедские отношения.
Дети строят “плетень”, приглашают друг друга в пляску.
• Танец “ Дружба” Звучит “Кадриль” и “Шома бас”, русская и татарская народная плясовая музыка.
Смбел: Дорогие ребята, гости, мне пора в путь. Но прежде я хочу вас угостить нацианальной выпечкой вак-блш. Будьте здоровы и ждите меня следующей осенью. Мне у вас очень понравилось. Саубулыгыз!
Развивать творческие способности детей в создании художественного образа, используя игровые и танцевальные импровизации.
Ведущий: Ни арада жa`й uтте,
Матур кo`з килеп zh`итте.
Шатлык тулы бу бa`йрa`мне
Балалар куптa`н кo`тте.
Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника!
Кадерле балалар, кунаклар! Исa`нмесез!
Без бuген сезнен белa`н бергa`лa`шеп “Сo`мбелa`”бo`йрa`мен uткa`рергa` zh`ыелдык!
Давайте и мы с вами отметим этот праздник в нашем уютном зале и позовем на наш праздник Сo`мбелю. (стук в дверь) Ой, а кто же это стучится в нашу дверь? (Влетает птица с письмом, отдает его ведущему.)
Давайте, ребята прочитаем письмо:
”Праздник ваш никогда не начнется, и Сo`мбелa` к вам не вернется!
Скучно мне в лесу одному, к вам ее я не пущу!
Вам спешу передать привет! Думали-меня уж нет?
Шурале еще живой! Что?! Не справились со мной?”
Ребята, что же нам делать?
Ведь праздник без Сo`мбели не начать,
кого на помощь нам позвать?
К ведущей подбегает мальчик Батыр.
Шурале я обхитрю,
К вам Сo`мбелю приведу!
И помогут мне друзья
Только медлить мне нельзя!
Ведущий: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе обязательно помогут.
(Батыр идет по воображаемому лесу и читает стихи «Яфрак бa`йрa`ме” Лa`биба Лерона.)
Сары, сары, сап-сары
ZH`ил исa`, ява яфрак —
Кo`знеn` матур чаклары.
Оча яфрак, уйный яфрак,
Бuген, бuген, бuген, бuген
Девочки исполняют под лирическую татарскую мелодию танец с листьями. Батыр любуется этим танцем.Вдруг музыка становится тревожной:навстречу Батыру выбегает волк.
Волк:
Сам обед ко мне идет!
Вот сегодня мне везет!
Батыр:
Лучше мне ты помоги!
Шурале знаком тебе?
Сo`мбелa` у нас в беде!
Держит он ее взаперти,
Мне дорогу не найти!
Волк:
Ладно, ладно, помогу!
За просто так-я не могу!
Должен ты меня развлечь
и стихи мне здесь прочесть!
Батыр :
Здесь помогут мне друзья,
Ну, ребята, выходите!
Волка тут развеселите!
Дети читают стихи.
1. Кuрa`мсез, дусларым, кo`з килде тышта;
Озак тормас, килер ак тунлы кыш та.
Китa` башлады бездa`н инде кошлар;
Алар бездa`н ерак zh`ирлa`рдa` кышлар.
2. ZH`илдa` назланып оча
Алтын , сары яфраклар.
Сокланмый мo`мкин тuгел,
Бигрa`к матур шул чаклар.
3. Яn`гыры явып торсын,
Кo`ннa`ре суык булсын,
Мин барыбер яратам,
Мин кo`злa`рне яратам.
4. Кояш та сuрa`н генa`
Кuзa`тa` кo`зге ямьне.
Тезелеп кошлар китa`,
A` шулай да кo`з ямьле.
5. Кo`з sh`аман рa`сем ясый
Тo`рле тo`слa`ре белa`н.
Мул уn`ышлары белa`н.
Волк:
Как красиво вы стихи читаете
И татарский язык хорошо знаете!
Сам,, рa`хмa`т” скажу я вам,
Моим новым друзьям!
Доброго тебе пути!
Батыр:
Рa`хмa`т, дустым!Приходи к нам на праздник!
Батыр:
Исa`нме, бабай! Исa`нме!
Давно тебя я не видал!
Уn`ыш бабай:
Батыр! Исa`нме! Хорошо,
Что здесь тебя я повстречал!
Я тут урожай собрал.
Все в корзину побросал.
Да спина заболела моя,
Поэтому помощь нужна мне твоя.
Не останусь я в долгу,
Тебе подарок подарю!
Батыр:
Уn`ыш бабай, ты подарков не дари,
лучше Сo`мбелю найти помоги.
Знаешь, где живет Шурале?
Уn`ыш бабай:
Ладно, помогу тебе!
Батыр: Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей). Уn`ыш бабай: Вот-вот посмотрим, что же здесь есть. (Показывает овощи и фрукты. Дети должны назвать фрукт или овощ на татарском языке.) Так-так, в овощах и фруктах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. (Во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе.)
Менa` рa`хмa`т. Помогли.
Ну, Батыр, теперь иди
прямо, прямо по дороге!
Не сворачивай с пути!
Батыр: Рa`хмa`т. Сау бул, Уn`ыш бабай.
(Батыр идет дальше. Вдруг он видит девочку. Она сидит и плачет. Он подходит к ней.)
Батыр: Девочка, ты почему плачешь? И как тебя зовут?
Девочка: Меня зовут Айсылу. Я заблудилась, поэтому и плачу.
Батыр: Не плачь, Айсылу. Это горе, не беда. А пойдем со мной спасать Сo`мбелю. Хитрый Шурале спрятал ее о нас, а без нее мы не можем праздник начать. Вдвоем будет веселее.
Айсылу: Пойдем (замечая воображаемые капли дождя). Ой!
Батыр, безгa` артыбыздан
Шыбыр-шыбыр кем дa`шa`?
Батыр: Кем дa` дa`шми, кo`зге яn`гыр
Зонтик белa`н сo`йлa`шa`. (Мa`рзия Фa`йзуллина.)
Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу, они прячутся под ним.
Дождь кончается, Айсылу с Батыром идут дальше и приходят к дому Шурале.
Батыр:
Тату, дус булыйк a`ле!
Очень, очень тебя просим!
Шул кирa`к сезгa`!
Айсылу:
Ты же не такой плохой,
В сказке –Шурале другой!
Что захочешь, все проси!
Только Осень отпусти!
Ладно, ладно! Буду добрым я,
Если поиграете со мной, друзья!
Батыр: Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.
Дети играют с Шурале в игру:
”Син уртада, без кырыйда,
Син нишлa`сеn`, ни кылансаn`,
Шуны эшлa`ргa` була. (Шурале показывает различные фигуры, дети повторяют.)
Шурале: Балалар, мин сезгa` начарлык иттем, a` сез миn`а яхшылык белa`н zh`авап кайтардыгыз!
Вы меня развеселили,
И мне очень угодили!
Сюмбелю я вам верну,
У вас прощенья я прошу!
Под музыку выходит Сo`мбелa`.
Батыр с Айсылу подбегают к Сo`мбеле, обнимают ее и ведут в центр зала.
Сo`мбелю вы все встречайте,
Праздник дружно начинайте!
Шатлык булып бакчабызны
Гo`лгa` кuмдеn`, Сo`мбелa`,
Безнеn` матур zh`ырыбызга
Син дa` кушыл, Сo`мбелa`!
Дети исполняют песню “Сo`мбелa`” Г. Зa`йнa`шева сuзлa`ре, М. Шa`мсетдинова кo`е.
Сo`мбелa` дип матур исем
Кушты икa`н кем генa`?
Сo`мбел гo`лдa`н o`злеп тешкa`н
Чa`чa`к кебек Сo`мбелa`.
Сo`мбел гo`лдa`н o`злеп тo`шкa`н.
Чa`чa`ктер ул ,кем белa`?
Ул кuз карасы кебек.
Гo`л арасында сайраган
Былбыл баласы кебек.
Гo`л арасында сайраган
Былбылдыр ул,кем белa`?
Чa`чa`к кебек сo`йкемле ул,
Былбыл кебек моn`лы ул.
Таn` аткач та сuнми торган
Йолдыз кебек нурлы ул.
Таn` аткач та сuнми торган
Йолдызлар ул, кем белa`?
Сагынып кo`ткa`н, зарыгып кo`ткa`н
Сo`мбелa` килеп zh`итте,
Чa`чa`кле, zh`илa`кле zh`a`йлa`р
Инде uтте дa` китте.
Алтын чa`чле гuзa`л кыз ул—
Уn`ыш кызы Сo`мбелa`.
Здравствуй Сo`мбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.
Сo`мбел: Исa`нмесез, балалар! Исa`нмесез, кунаклар!
Я - Сo`мбелa`. К вам пришла, праздник осенний вам принесла.
Ребенок:
Исa`нме, Кo`з, алтын кo`з,
Безне сагынып килдеn`ме?
Сары чуклар элдеn`ме?
Сo`мбелa`:
Саумы, якын дусларым,
Сезне сагынып килдем мин,
Сезгa` матур кo`ннa`р дa`
Уn`ыш та китердем мин.
Дети исполняют песню-хоровод ”Кo`з zh`ыры”.
Балалар: Кo`з, кo`з, a`йт a`ле?
Кa`рзинеn`дa` нилa`р бар?
Сo`мбелa`. Кa`рзинемдa` кыярлар,
Помидор sh`a`м алмалар.
Балалар. Кo`з, кo`з, a`йт a`ле?
Кa`рзинеn`дa` нилa`р бар?
Сo`мбелa`. Кa`рзинемдa` яn`гырлар,
ZH`ылы, суык кo`ннa`р бар.
Балалар. Кo`з, кo`з, a`йт a`ле?
Кa`рзинеn`дa` нилa`р бар?
Сo`мбелa`. Кa`рзинемдa` кызыл, матур
Алтын, матур тo`слa`р бар
Сo`мбелa`:
Бик матур zh`ырлыйсыз икa`н, балалар. Хa`зер бераз ял итеп алсак та була. Сынап карыйм a`ле, uзегез турында табышмаклар белa`сезме икa`н? А сейчас я вам загадаю загадки.
1. ZH`ир астында алтын казык,
Без аны алдык казып. (кишер)
2. Uсеп утыра бер чuлмa`к,
O`стенa` кигa`н йo`з кuлмa`к. (кa`бестa`)
3. Uзе йомры—ай тuгел,
Тo`се сары –май тuгел,
Койрыклы—тычкан тuгел. (шалкан)
4. Йодрык-йодрык булып uсa`
Алма кебек кызарып пешa`,
Uзе матур, аны кем a`йтер? (помидор)
5. Кечкенa` генa` сары карт,
Кигa`н туны биде кат.
Тунаганда елыйсыn`. (суган)
Бар матур бакча
Анда uсa` кишер (дети идут по кругу)
Менa` шундый кишер зур (поднимают руки)
Менa` шундый кечкенa` (приседают)
Кишер, кишер кил a`ле
Биеп, биеп кит a`ле (хлопают)
Игра продолжается со всеми изученными овощами.
Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.
Спасибо осени за все её щедроты,
Спасибо хлеборобам за работу –
Трудились на полях они на славу!
Еще богаче стал любимый край.
Скажите, какое главное богатство осени?
Дети: Икмa`к, хлеб.
1. Ипи басуда uсa`,
Аннан амбарга кuчa`.
Аннары мичтa` пешa`,
Кызарып мичтa`н тo`шa`.
2. Шуннан килa` o`стa`лгa`
Безгa` куa`т o`стa`ргa`.
Ипи булса табында
Булдырам мин барында.
3. SH`a`ркемгa` ипи кирa`к
SH`a`ркo`нне ипи кирa`к.
Шуn`а кuрa` игенчене
Хo`рмa`т итa`ргa` кирa`к.
Ведущий: Матур бер zh`ыр тыn`лыйсыn` килa`ме, Сo`мбелa`?
“Икмa`к кадере” zh`ыры башкарыла. (Ф. Рa`химкулова сuзлa`ре, К. A`sh`лиуллин кo`е.)
Сюмбеля: Бик матур zh`ырлар o`йрa`нгa`нсез, балалар, рa`хмa`т сезгa`.
Ипи, o`стa`лгa` килгa`нче, никадa`р ю л uтa`, никадa`р хезмa`т сорый. Хлеб-всему голова! Икмa`к булса, zh`ыр да була, дилa`р. ZH`ыр булган zh`ирдa` оста биюче дa` табыла.
Дети исполняют танец с колосьями. (Песня“Чайкала иген кырлары”.)
Ведущая: Спасибо тебе, Сo`мбелa`, за праздник! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.
Дети выносят поделку, сделанную своими руками. Сo`мбелa` благодарит за подарок.
Сo`мбелa`: Кun`елле булды кичa`
Мичтa` бa`лешлa`р пешa`,
Хa`зер инде ял итик,
Бергa`лa`п чa`йлa`р эчик!
Ведущий: Сау бул, Сембелa`!
Яз житкa`ч, Нa`уруз бa`йрa`мендa` сине кo`теп калабыз.
Сембелa`не кем белa`?
Сo`мбелa`не шулар белa` –
Кем эшенa` o`лгерa`.
Мул уn`ышлы кo`зге бa`йрa`м
Дети возвращаются в группу, где проходит чаепитие вместе с героями праздника.
Список используемой литературы:
1. “Балачак аланы” (“На поляне детства”). Закирова К.В. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. Казан: РИЦ, 2011. — 560 б.
2. Закирова К.В.,Мортазина Л.Р” Балачак –уйнап-кo`леп uсa`р чак.”Балалар бакчасында уеннар.Балалар бакчасы тa`рбиячелa`ре ha`м физкультура
инструкторлары o`чен методик кулланма. Казан. Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.
3. Гарафиева Г.З. Сo`мбелa`не кем белa`? Казан, 2003.
4. Шаехова Р. К.Региональная программа дошкольного образования.
Тo`бa`кнеn` мa`ктa`пкa`чa` белем бирu программасы. – РИЦ,
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Зал бa`йрa`мчa` бизa`лгa`н.
Алып баручы: Исa`нмесез, диеп башлыйк a`ле,
Бa`йрa`мебез шулай башлана.
Исa`нмесез, диеп башланса ул,
Кun`еллa`рдa` ныграк саклана.
Ни арада zh`a`й uтте
Матур кo`з килеп zh`итте,
Шатлык тулы бу бa`йрa`мне
Балалар кuптa`н кo`тте.
Алып баручы: Исa`нмесез, хo`рмa`тле кунаклар, a`ти-a`нилa`р! Бuген без халкыбызныn` иn` гuзa`л бa`йрa`мнa`реннa`н берсе – "Сo`мбелa`" бa`йрa`менa` zh`ыелдык. Елныn` сихри фасылында, кo`н белa`н тo`н тигезлa`шкa`н мa`лдa`, татар халкы Сo`мбелa` бa`йрa`мен uткa`ргa`н. Ул - кo`зге бa`йрa`м, уn`ыш бa`йрa`ме. Сo`мбелa` - ул " башак " дигa`н сuз. ZH`итен чa`чле, зa`n`гa`р кuзле, зифа буйлы, сuзгa` тапкыр, эшкa` уn`ган кызны Сo`мбелa` дигa`ннa`р. A`йдa`гез a`ле, без дa` бa`йрa`мебезне башлап шигырьлa`р сo`йлa`п uтик. Муз. "Кo`з килa`".
A`й, Сo`мбелa`, Сo`мбелa`,
Сo`мбелa`не кем белa`?
Сo`мбелa`не шулар белa` -
Кем эшенa` o`лгерa`.
Сo`мбелa` ул шундый бa`йрa`м -
ZH`a`йне кo`здa`н белдерa`.
Иген-икмa`к уn`са гына
Шатландыра, кo`лдерa`.
Мул уn`ышлы кo`зге бa`йрa`м
SH`a`ркемне сo`ендерa`.
Алып баручы: Менa` бuген без "Сo`мбелa`-2019" титулына лаек булган кызны сайлап алырга дип zh`ыелдык. Менa` ул мa`ктa`бебезнеn` иn` уn`ган, иn` булган кызлары! Таныш булыгыз, . Музыка "Осень, осень". (группа "Лицей")
- иn` уn`ган кызларыннан берсе - .
- иn` булган кызларыннан берсе - .
- иn` уn`ган кызларыннан берсе - .
- иn` чибa`р кызларыннан берсе - .
- укучыларыныn` иn` – иn`е .
- иn` уn`ган кызларыннан берсе .
- иn` уn`ган кызларыннан берсе .
Алып баручы: Вот они ___ участники, ___ счастливицы, которые будут бороться за звание "Сo`мбелa` - 2019". Аплодисменты им.
Алып баручы. Бuгенге бa`йгедa` кызларныn` уn`ганлыкларын, булганлыкларын хo`рмa`тле жюри бa`ялa`ячa`к. A`йдa`гез, хo`рмa`тле жюри a`гъзалары белa`н дa` танышып uтик. Менa` алар:
Мa`ктa`бебезнеn` уку эшлa`р буенча директор урынбасары .
Тa`рбия эшлa`ре буенча директор урынбасары .
Русс теле sh`a`м a`дa`бияты укытучысы .
Алып баручы. A`йдa`гез, бa`йгене башлап zh`ибa`рик.
1 конкурс. Визитная карточка "Менэ Мин шундый"
Дип атала. Хa`зер sh`a`р кыз uзе белa`н таныштырып китa`. Сuз. 1 №.. бирелa`. (кто под каким номером будет выступать - заранее провести жеребьевку с цифрами).
Алып баручы: "Менэ Мин шундый"." Конкурсыбыз тa`мам.
Алып баручы: Сo`мбелa` бa`йрa`мендa` элек – электa`н уен – кo`лке, zh`ыр – бию тынмаган; мa`каль – a`йтем, табышмаклар a`йтешкa`ннa`р. A`йдa`гез, кызларыбызны без дa` тапкырлыкка сыныйк a`ле.
2 конкурс. Табышмаклар "Барысыда кo`з турында" дип атала.
(Биремнеn` тa`ртибе белa`н таныштырып китa`м. Агачка яфраклар ябыштырылган . Яфрак артында табышмаклар язылган, шуларны алып укырга sh`a`м zh`авабын a`йтергa`).
Алып баручы: "Табышмаклар." конкурсы тa`мам.
3 конкурс. "Тылсымлы кo`з" дип атала.
Бу o`й эше итеп бирелгa`н иде. "Тo`сле кa`газьлa`рдa`н апплекация яки табигый материаллардан композиция" ясау. Биремнеn` тa`ртибе шундый: башлангыч класслар a`зерлa`п килгa`н эшлa`рен дa`вам иткa`н арада, 5-9 класс кызлары алып килгa`н эшлa`ре белa`н таныштыралар.
Тамашачылар белa`н уйнап алу. "МA`КАЛЬ-A`ЙТЕМНA`Р БЕЛA`СЕN`МЕ?"
(бирелгa`н сорауга дo`рес zh`авапны катнашучыларга бирa`лa`р)
Алып баручы: 3 Конкурс тa`мам. Эшлэрегезне жюриларга тапшырыгыз.
Кызларыбыз ашкынып тора
Безнеn` алга тизрa`к чыгарга
Аларныn` телa`ген кабул итик
Рo`хсa`т бирик чыгыш ясарга.
4 конкурс. "Яхшы манералар" дип атала
(Бирелгa`н сорауга дo`рес zh`авап a`йтергa`. Ведущий каждой девочке задает вопрос, на который она должна ответить)
1 катнашучыга сорау. (Вопросы для участницы под № 1: Можно ли войти в магазин, в школу, детской садик с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание)
2 катнашучыга сорау. (Вопросы для участницы под № 2: Когда ты встретишь мальчика, который обижает девочку, ты:
а) толкнёшь его, тоже обидишь;
б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним;
в) пройдёшь мимо.
3 катнашучыга сорау. (Вопросы для участницы под № 3: Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?" Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
(Спросить: "Скажите пожалуйста, который час?" Не "часов", а "который час?" После ответа надо сказать: "Спасибо!", "Не кричать")
4 катнашучыга сорау. (Вопросы для участницы под № 4: Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться)
5 катнашучыга сорау. Вопросы для участницы под № 5: Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 12 и 15 лет. (ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)
6 катнашучыга сорау. Вопросы для участницы под № 6: В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади.
Вы:
а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: "Ничего страшного. Мне не больно"
б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является "медведь неуклюжий!"
7 катнашучыга сорау. Вопросы для участницы под № 7: По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. "У вас упала книга", — закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" — удивился тот. "Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета", — объяснил мальчик.
"Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, — сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил". Что должен был сделать мальчик? (ответ: Поднять книгу и помочь прохожему)
5 конкурс "Иzh`ади номер" дип атала. Монда
(шигырь,zh`ыр, бию sh`.б номерлар a`зерлa`ргa` иде. (№ 1-9 башлыйбыз)
6 конкурс "Дифеле"
(Катнашучылар "Кo`з" темасына карата кием a`зерлa`ргa` иде)
Музыка: "Эх сез матур кызлар".
Алып баручы: Катнашучылар алынгарак килеп басыгыз. Иn` дулкынлангыч момент zh`итте. Жюригa` сuз бирелa`.(Участников конкурса просим выйти поближе к нам. Наступает самый торжественный момент. Жюри готово объявить результаты конкурса)
(Выступление жюри. Награждение)
Номинации таковы:
- "Мисс Очарование"
- "Мисс Оригинальность"
- "Мисс Находчивость"
- "Мисс Эрудит"
- "Мисс Грация"
- "Мисс Умелица"
"Мисс осень - 2019" победитель
БUЛA`КЛA`Р ТАПШЫРУ.
Шуныn` белa`н бa`йрa`мебез ахырына якынлаша. Бo`тен кызларыбыз бик уn`ган, булган булып чыктылар. Кызлар, гел шушындый оста телле, тапкыр булып калыгыз. . Рa`хмa`т сезгa`.
2 БA`ЙГЕ "МA`КАЛЬ-A`ЙТЕМНA`Р БЕЛA`СЕN`МЕ?"
Менa` алдыгыздагы агачка эленгэн мa`кальнеn` башы язылган, a` сез аны дa`вам итa`ргa` тиеш буласыз.
- Агач zh`имеше белa`н, кеше эше белa`н.
- Егет кешегa` zh`итмеш тo`рле sh`o`нa`р дa` аз.
- SH`o`нa`рле uлмa`с, sh`o`нa`рсез кo`н кuрмa`с.
- Тырышкан - табар, ташка кадак кагар.
- Эш сo`йгa`нне, ил сo`яр.
- Бuгенге эшне иртa`гa`гa` калдырма.
- Калган эшкa` кар ява.
- Иске кием яn`аны саклый.
- Эшеn` иртa`гa`гa` калмасын, ашыn` калсын.
- Эшсезлa`ргa` аш юк, белемсезгa` эш юк.
- Белгa`н белгa`нен эшлa`р, белмa`гa`н бармагын тешлa`р.
- Безнеn` байлыгыбыз – икмa`к, байлыкныn` a`нкa`се – zh`ир.
- O`ч икмa`гем бар: берсе белa`н бурычымны тuлим, икенчесен a`zh`a`ткa` бирa`м, o`ченчесен uзем ашыйм.
- Ун эшне начар белгa`нче, бер эшне яхшы бел.
- Кешене тун zh`ылытмый, эш zh`ылыта.
- Uзе ялкау эш кушарга ярата.
- Эшеn` кешегa` булса, o`йрa`нгa`неn` uзеn` o`чен.
- Яхшы эшне эшлa`ргa` беркайчан да соn` тuгел.
- Эш эшлa`гa`н интекмa`с, эшлa`мa`гa`н кo`н кuрмa`с.
- Сo`йлa`п торма, эшлa`п кuрсa`т.
- Эштa` белa`ге талганныn` ашы тa`млерa`к була.
Табышмаклар
1. На жарком солнышке подсох
и рвется из стручков … (горох)
2. Маленький, горький, луку брат,
к пище приправа, а на микробов – управа. (чеснок)
3. Что копали из земли, жарили, варили?
что в золе мы испекли, ели, да хвалили! (картофель)
4. Стоит матрешка на одной ножке,
закутана, залужена. (капуста)
5. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
6. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет (Ветер). (9.10)
7. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)
8. Меня просят и ждут, а приду - прячутся. (Дождь)
9. Когда бывает это
Коротенькое лето? -
Его мы ожидаем,
И бабьим называем! (Сентябрь)
10. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
11. Холода их так пугают, к теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться, кто собрался в стайки? (птицы)
12. Солнце больше нас не греет, холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок и сковал ее . (ледок)
13. Сентябрев внук,
октябрев сын,
зиме родной брат (Ноябрь)
Асфандиярова Гульфия Нургаеновна, педагог-организатор МБОУ "Большетиганская ООШ" с. Большие Тиганы Алексеевский район Татарстан
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зал булмa`се кo`зге яфраклар, кo`зге уn`ышлар белa`н бизa`лгa`н. Балаларныn` “Кo`з” темасына тo`шергa`н сuрa`тлa`реннa`н кuргa`змa` оештырыла, кo`зге уn`ышлардан o`стa`л бизa`лa`.
Алып баручы: Хo`рмa`тле укытучылар, укучылар, ата–аналар, кунаклар. Без бuген елныn` гuзa`л бер мизгеле – байлык, муллык китерuче кo`з бa`йрa`мен билдa`лa`ргa` zh`ыелдык.
Безнеn` укучыларыбыз кo`з турында бик кuп шигырлa`р ятладылар, zh`ырлар o`йрa`нделa`р. Хa`зер сuзне аларга бирик.
Октябр ь дa`, октябр ь дa`
Аn`гырлар бик еш ява
Бар uлa`ннa`р дa` саргая
Чикерткa` тынып кала
Кo`чле zh`ил уйный тышта
Бик кuп утын хa`зерлa`нa`
Мичкa` ягарга кышка
Бетмa`с бер моn` булып
Кo`зге матур бa`йрa`м
-Китa`м мин тиздa`н
Саргайды кырлар o`сте
Кo`з килде,бит кo`з килде
Ашлык тo`яп ылаулар
Нинди тиз, zh`итез zh`илде
Ил байлыгы мул булыр
Кo`з килде,бит кo`з килде
Шул чак залга Кo`з апа килеп керa`. Башында кo`зге яфраклардан торган таzh`, кулында zh`имешлa`р салынган кa`рзин.
Исa`нмесез, балалар, кунаклар- Исa`нмесез, балалар, кунаклар! Мине зурлап сo`йлa`гa`н шигырларыгызны,дa`ртле zh`ырларыгызны ишетеп калдым да, uзем сезнеn` бa`йрa`мгa` килеп кердем. Буш килмa`дем мин сезгa`, мына uземнеn` кuчтa`нa`члa`ремне дa` китердем (кa`рзинен кuрсa`тa`)
Алып баручы: Кo`з яланнарга, басуларга кuп бuлa`клa`р алып килгa`н икa`н
Тик бодай булса, ил бай
SH`a`р башагым бер карыш
Егa`рлегеn` булса гына
Син арыш белa`н ярыш
Ничек uстем соn` болай
Миn`а игътибар итте
SH`a`рбер кыз, sh`a`рбер малай
Мин бит тa`млеботка да
SH`a`м бик татлы шa`п бал да
A` тары соn` тары
Игенчелa`р zh`ыры башкарыла.
Алып баручы: Кo`з бик кuп яшелчa`дa` uстереп безгa` алып килгa`н, a`йдa`гез аларны тыn`лыйк.
Бuген безнеn` мa`ктa`птa`
Шуn`а кuрa` сo`йлa`шa`без
Тик шушы гына хакта
Яшелчa`лa`р uзлa`ре белa`н таныштырып китсеннa`р a`ле.
Ел a`йлa`нa`сенa` туам
Тa`мгa` a`че булсам да
Зур булып uсa`м, дисa`n`
Ашыn`а салып пешер
Мине uстерделa`р сo`еп
Сирa`клa`теп су сибеп
Витаминнар бик кuп миндa`
Ашагыз тa`мен тоеп
Мин бит кызыл чo`гендер
Uзем шa`п, uзем o`лгер
Бар авыруга – калкан
Миннa`н сезгa` шул сабак
Мине яраткан балалар
Мине утар,су сибa`р
Минем дa` файдам бик кuп
Исемем минем кыяр
Мин uзем – помидор
Uзем кечкa`й,uзем зур,
Кызыл булам. Я сары
Витаминны мин бары
A` бa`рa`нге, бa`рa`нге
Бa`рa`нгене кuр a`ле
Сап сары бa`рa`нге белa`н
Тирa`н базыбыз тулды
Яшелчa`лa`р турында такмаклар:
Иn` тa`млесе мин кавын
Чa`чеп uстер чыгарып сат
Дон ь ялар булыр уен
Иn` тa`млесе чo`гендер
Чa`чеп uстер чыгарып сат
Сo`йгa`н ашыn` тuгелдер
Иn` тa`млесе суган
Чa`чеп uстер чыгарып сат
Ашамасаn` ни булган
Кo`з апа zh`илa`к-zh`имеш бакчасында да булган
Безнеn` o`й тuрендa`
Uсте зифа алмагач
ZH`ыеп алдык алмаларын
Карасу зa`n`гa`р слива
Uстердек кызыл чиялa`р
Алар безгa` баш иялa`р
Uсa` япь-яшь бер милa`ш
Башка zh`имеш кибеп бетте
Ул гына тa`лгa`ш-тa`лгa`ш
Суык кo`ннa`р килеп zh`итсa`
Милa`шкa`й o`шер инде
Ямле, zh`ылы zh`a`й кo`ннa`ре
Исенa` тo`шa`р инде.
Uлa`ннa`рдa` кызарып пешa`р
Сабагын бo`геп, zh`иргa` тo`шa`р
Барча тo`ше канга охшый
Барча тo`шен кан алсада
Кo`з апа: Минем турында бик матур шигырлар сo`йлa`дегез, zh`ырлар zh`ырладыгыз. Шуныn` o`чен сезне кuчтa`нa`члa`рем белa`н сыйлыйм a`лa`.(Балаларга алмалар таратып бирa`).
A` хa`зер, мин сезнеn` белa`н a`зрa`к уйнап алыйм. Мин сезгa` сары яфраклар белa`н табышмаклар да алып килдем. Мин аларны a`йтa`м, сез zh`авабын табыгыз. (Табышмаклар)
Кo`з апа: Бик зирa`клa`р икa`нсез балалар. Кo`з кo`ннa`рендa` ата-аналарыгызга уn`ыш zh`ыюда да ярдa`м иткa`нсез бит. Хa`зер инде, a`йдa`гез, uзегезнеn` zh`итезлегегезне, тырышлыгыгызны да кuрсa`тегез a`ле.
“ Кем тизрa`к” уены. Ярышып картuф, кишер zh`ыю.
“ Бию” уены, яшелчa`лa`р белa`н.
Кo`з апа: Сезнеn` белa`н вакытныn` uткa`нен дa` сизмa`гa`нмен. Мине башка балалар да кo`тa`лa`р бит, тагы барасы zh`ирлa`рем кuп a`ле.
Сау булыгыз балалар! Исa`н – сау яшa`гез, тырыш, уn`ган,
Акыллы тa`ртипле булып uсегез
Балалар: Сау бул, Кo`з апа
Юлларыn` уn` булсын.
Бa`йрa`м бергa` чa`й эчu белa`н тa`мамлана.
Борыны озын, боты озын,
Сазлык жирлa`рдa` йори
“ Тату торыйк!” дип сo`йли
Колга башында йорты,
Эчендa` тора zh`ырчы
Ерактан килгa`н кунагыбыз
Тa`рa`зa` артында тора
Гo`рли-гo`рли zh`ырлый ул
Кызыл читек кия ул
Татулыкны сo`я ул
Табагачта бер агач
Койрыгы бер колач
Кигa`н киеме чуар,
Корыган агачка кунар
Кызыл бuрек башында,
шакый агач башында
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Курс добавлен 24.12.2021
- Сейчас обучается 187 человек из 49 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 566 168 материалов в базе
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 17.12.2015 770
- DOCX 57.5 кбайт
- 3 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Биккинина Гульнара Минигалиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств
Время чтения: 2 минуты
Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ
Время чтения: 2 минуты
Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения
Время чтения: 3 минуты
Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие
Время чтения: 18 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также: