Родительское собрание в детском саду в форме кейс технологии
Содержание кейса: 1. Чего ждут родители от детского сада. 2. Описание проблемной ситуации в детском саду. 3. Возможные причины возникновения проблемы. 4. Роль родителей в создании подобных ситуаций. 5. Мнение воспитателя и способы решения этой проблемы. 6. Мнение родителей. 7. Необходимость взаимодействия: воспитатель-ребёнок-родители. 8. Используемая литература.
Содержимое публикации
Кейс – технология
Автор: Савинова О.А.
Воспитатель ГБДОУ №4.
Чего ждут родители от детского сада.
Описание проблемной ситуации в детском саду.
Возможные причины возникновения проблемы.
Роль родителей в создании подобных ситуаций.
Мнение воспитателя и способы решения этой проблемы.
Необходимость взаимодействия: воспитатель-ребёнок-родители.
Ребенок пошел в детский сад, какие же ожидания у родителей в связи с этим событием – это приобретение ребенком новых навыков, общение с детьми, приводящее к появлению новых друзей и, конечно подготовка ребенка к школе. Абсолютно никто из родителей не ждет, что у ребенка могут возникнуть некоторые проблемы в детском саду. Утренние капризы ребенка и вечерние его жалобы это только маленькая часть того с чем могут столкнуться родители.
Что делать, если возникают проблематичные ситуации в детском саду у ребенка? Как родителям справляться с проблемами, когда дети жалуются на воспитателей, на чью сторону вставать?
Что делать, оставить всё как есть? Но тогда, на мой взгляд, небольшая проблема может превратиться в огромное недоверие к воспитателю. Во-первых, нужно спокойно разобраться в самой проблеме и не рубить с плеча. Виновником может оказаться любой человек и даже сам ребенок, поэтому определив причину проблемы, в основном сразу можно и определить дальнейшие действия.
Поэтому, прежде всего, нужно разобраться: что же на самом деле стоит за таким поведением? Причин может быть несколько:
Они берут пример с нас.
Им мало вашей любви и внимания.
Они хотят получить какую-то выгоду.
Они вами манипулируют.
Они фантазируют.
Иногда происходит так, что родители сами невольно толкают ребенка на обман. Например, мама дома, и в этот момент кто-то позвонил по телефону или в дверь. Не желая общаться, мама просит ребенка сказать, что ее нет дома. Вот и ложь. А дети понимают, что так поступать можно, ведь родители делают. Поэтому необходимо следить и за своими словами и действиями.
Ложь ради получения выгоды или каких-либо удовольствий – это как раз тот вид неправды, который должен сразу насторожить. Не нужно замалчивать случившееся, сводить происшедшее к шутке. Не стоит игнорировать сам факт лжи. Такой поступок обязательно нужно спокойно обсудить с ребенком, дать ребенку возможность самому признаться. Очень важно, чтобы ребенок, обманув, не смог воспользоваться плодами обмана. Нужно показать, что чувствуют окружающие в результате обмана.
Ребёнок рассказывает Вам что-то, и внимательно смотрит на Вас: как мама к этому относится? Он пробует, экспериментирует, анализирует. Он учится — общаться, жить, потому что работа у него такая: он — Ребенок. Если, после придуманной истории о том, как его обижают, у мамы в глазах проскакивает искорка интереса – значит, эта линия получит дальнейшее развитие. Ведь маме это интересно!
Психологи выявили признаки, по которым можно понять обманывает ли вас ребенок:
Он повторяет или переспрашивает вопрос, делает вид, что не понял, что вы от него хотите.
Не может четко и ясно ответить.
Мгновенное изменение выражения лица, эмоций (улыбка сменяется серьезным лицом).
Не смотрит в глаза, отводит взгляд.
Резко начинает говорить очень быстро или наоборот медленно.
Он мешкается, медленно или быстро дышит, кашляет.
Трогает нос, уши, прикрывает рот.
Трет глазки, лоб, подбородок.
Начинает плакать без причины, когда рассказывает что-то.
Отвлекает ваше внимание на посторонние вещи или на другие темы.
Какое же действие мамы в этом случае?
Ещё раз поговорить с ребёнком на эту тему…
Рассказать другим родителям…
Выйти из садика и уже обо всём забыть…
Как же разрешилась ситуация в рассмотренном случае? На мой взгляд, мама осталась при своём мнении. Как поступить дальше? Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями и установить доверительные отношения с ними.
Для того чтобы родители хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И они должны это видеть.
Воспитатель-родители-ребёнок
Ежедневные беседы с родителями
Оформление групповых газет , фотоальбомов
Приглашение в группу родителей рассказать детям о своей работе
Совместная проектная деятельность
Работа с родителями - это процесс общения людей, которые не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способы её разрешения. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта воспитателя с родителем, ежедневные информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг . Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Оценить 410 0
Цель:сформировать у родителей представление о возрастных особенностях детей раннего возраста.
-формировать у родителей представление о развитии психологических процессов у детей раннего возраста.
-знакомить с основными направлениями развития, формами взаимодействия с детьми раннего возраста,
-познакомить с новым форматом дискуссии, учить взаимодействовать в коллективе
-развивать представление о
Материалы и оборудование:
Вводная часть:
Педагог приветствует родителей, приглашает их в зал. Благодарит за то, что нашли время и желание пообщаться со специалистами, узнать, что то новое о развитии детей раннего возраста. Сообщает тему встречи. Предлагает написать свои имена на бейджиках, прикрепить их к одежде. Просить принять участие в игре.
Практический блок
Цель: научиться понимать и принимать особенности другого человека, ребёнка.
Для этой игры потребуются грецкие орехи по количеству участников.
Инструкция: Каждый должен взять один орех и в течении одной минуты рассмотреть его. После чего положить орех обратно. После того как все орехи будут сложены, их высыпают на стол. Просит каждого найти свой орех.
Правило: на орехе нельзя ставить метки.
Педагог подводит итог игры: Мы все разные. И дети все разные, и развитие у них происходит, по разному.
Педагог предлагает задуматься о том, какие изменения произошли с малышами и поделиться своими впечатлениями.
Цель:Оценить успехи своего ребёнка, осознать изменения в его развитии.
Ход игры: Под музыку родители передают волшебную шкатулку. Как только музыка, закончится, родитель достаёт записку, из шкатулки. На ней написан один из психических процессов, навыков) и рассказывает, о том какие изменения произошли за последние пол года
Надписи на записках: развитие речи, память, развитие мышления, отношения с взрослым, отношения с сверстниками, формирование личности (осознания себя), игра, двигательные навыки, развитие самостоятельности, навыков самообслуживания.
Информационный блок
Педагог предлагает ознакомиться с исследованиями педагогов и психологов. (Презентация с 1 по20 слайд)
Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1–3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений
В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2–го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка.
В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены особенности развития речи в раннем возрасте:
– развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
– формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
– формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
– появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
– возникает описательная речь;
– ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
– речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
– формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт
Игра предметная. Объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания - разобрать, сложить. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом, появляются игры подражания. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная, сверстник ребенку малоинтересен. Лишь на четвертом году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре.
Отношения со взрослыми – взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но, несмотря на это, у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности.
Формирование личности (Я) – связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников.
В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ "я" - чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: "Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем".
Развитие памяти
У новорожденных младенцев функции памяти еще находятся на очень низком уровне, поскольку дети в этом возрасте еще не сформировали какой-либо багаж знаний. В раннем возрастепамятьнепроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Сразу после года память ребенка постепенно отделяется от процесса восприятия. Вместо узнавания (т.е. то воспроизведение при повторном восприятии) возникает собственное воспроизводство с опорой на образ объекта при его отсутствии. С возрастом дети легко запоминают информацию, получаемую из окружения, и скорость запоминания у малышей напрямую связана с объемом той информации, которую они получил ранее. Все больше возрастает длительность хранения образов памяти: в 2 года ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 месяцев, а с 2-х лет - объекты, воспринятые год назад. Запоминание по содержанию включает не только образы объектов, лиц, но и элементарные способы поведения и действий
В возрасте полутора лет ребенок понимает, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по цвету, форме или размеру. Для развития мышления на этом этапе его нужно учить искать сходство и отличие между предметами.
Второе полугодие проходит еще интереснее. Развитие мышления ребенка переходит на новый уровень. Он начинает использовать речь, не только с целью общения, но и для решения логических задач, хотя ей еще долго до интеллектуальной, но, тем не менее, это серьезное достижение.
Благодаря языку, дети начинают мыслить обобщенно.
Показатели развития мышления у ребенка раннего возраста
1 год 2 месяца. Ребенок может какое-то время играть самостоятельно. Пытается символически изображать знакомые действия.
1 год 6 месяцев. При решении каких-либо логических задач может использовать в качестве орудий знакомые предметы.
2 года. Обыгрывает вещи. Стул может выступать в роли автомобиля, пакет из бумаги – шапка-невидимка и т.д.
Сенсорное развитие
Педагог сообщает о том, что основой интеллектуального развития является сенсорное развитие, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое развитие, является основой для развития воображения, мышления, внимания, помогает в усвоении сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). Так, же сенсорное развитие дает возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности. Влияет на расширение словарного запаса ребёнка. Так же сенсорное развитие способствует развитию зрительно, слуховой, моторной памяти, образного мышления. Поэтому можно сделать вывод о том, что развивая сенсорное восприятие можно способствовать развитию ребёнка в целом.
Сообщает родителям о необходимости помнить, что именно сейчас ребенку очень важна помощь. Ведь даже взрослому иногда трудно определить назначение незнакомой вещи. А ребенку и подавно. Поэтому нужно стараться не только объяснить малышу назначение того или иного предмета, но и учите его экспериментировать. Например, малыш научился насыпать песок в ведерко. Теперь подскажите, что его можно перевернуть. Результат его должен порадовать. А в следующий раз он уже сам будет пытаться действовать.
Практический блок
Далее педагог сообщает о том, что обсуждение пройдёт в формате дискуссии. Объясняет родителей последовательность действий:
Внимательно прочитать вопрос
Обдумать свою позицию
Затем объединиться в группы с единомышленниками.
Все члены группы могут высказывать свое мнение
Перебивать, кричать, оскорблять друг друга нельзя.
В конце необходимо обосновать своё утверждение, записать,
Вынести его на суд всех участников встречи.
Выслушать доводы представителей других групп.
Технологическая карта дискуссии (метод квадро)
- Обращает внимание на утверждение: Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка.
- Создаёт мотивацию к предстоящей деятельности, побуждая участников к необходимости разобраться в понятиях, своих представлениях о возрастных особенностях детей раннего возраста.
Определяет цель предстоящей деятельности.
- Проявляют внимание и интерес к озвученной теме.
- Проявляют желание разобраться, высказать имеющуюся точку зрения по теме
Концентрируются на предстоящей деятельности.
- Организует поисковое пространство, подгрупповую работу.
-Фиксируетвнимание на правилах сотрудничества.
-Знакомятся с правилами объединения в подгруппы
- Вспоминают и уточняют правила сотрудничества. Участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют, фиксируют аргументы в пользу выбранной позиции.
-Организует презентацию решения.
-Активизирует участников подгрупп, к представлению своего решения по обсуждаемому вопросу.
-Помогает представителям подгрупп проанализироватьпринятое решение.
-Выбирают лидера группы Аргументируют свои позиции, обосновывают их. -Представители от каждой подгруппы презентуют утверждение группы.
- Анализирует ключевые представления каждой подгруппы.
-Побуждаетк обсуждению оптимального решения.
- Подводит итог, делает вывод о важности правильного суждения.
- Анализируют представленные каждой подгруппой аргументы.
- Принимают оптимальное решение по данному вопросу
-Размышляют о правильности своего суждениях.
Название этапа
Деятельность взрослого
Деятельность ребёнка
I этап
Мотивационный
Привлекает внимание к предстоящей деятельности
Пробуждает интерес к исследованиям педагогов и психологов
Создаёт мотивацию к предстоящей деятельности.
Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.
II этап
Ознакомительно - аналитический
Фиксирует внимание на её осмыслении. Знакомит с заданиями; Озвучивает вопросы для обсуждения. Определяетцель предстоящей деятельности.
Знакомятся с заданиями.
Принимают вопросы, знакомятся с заданиями
Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют).
III этап
Организационно - поисковый
Организует в группы.
Фиксируетвнимание на правилах сотрудничества.
Вовлекает в дискуссию с целью поиска вариантов решения заданий
Побуждаетк решению предложенных заданий
Объединяются в группы.
Вспоминают и уточняют правила сотрудничества.
Участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют.
Находят общиедля всей группы ответы
IV этап
Презентация
Помогает проанализироватьпринятое решение.
Представляютвариант решения и обосновывают его.
V этап Итоговый
Педагог подводит итог дискуссии. Предлагает перейти к следующим заданиям.
Технологическая карта - метод кейс
Цель: Закрепить полученные знания и представления.
Представители групп вытягивают листочек с незаконченной фразой, обсуждают и дописывают.
- Память у ребенка 2-3 лет.
Ответ: (непроизвольная)
- Игра детей раннего возраста.
Ответ: (предметная)
- В 2-3 года словарный запас детей составляет.
Ответ: (300-1500 слов)
- На лепке ребенок учится скатывать пластилин..
Ответ: (.круговыми и . прямыми движениями)
- На конструировании ребенок знакомиться со строительным материалом.
Ответ: (кубиком. кирпичиком, пластиной).
- К концу года ребенок должен называть предметы.
Ответ: (мебели, одежды, посуды, игрушки, фрукты, овощи.)
Каждой группе выдается листок с утверждениями.
1.способность к волевым усилиям
2.формирование навыков общения (взаимодействия с детьми и другими взрослыми)
3.развивать произвольное внимание
4.активация и обогащение словарного запаса,
5.развитие моторики, внимания и мышления,
6.совершенствование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
(Необходимо подчеркнуть все пункты кроме 1 и 3.)
Каждая группа пишет на листочке четыре факта, которые соответствуют возрастным особенностям детей раннего возраста, три из которых – правда и один – ложь. Участники обмениваются заданиями, доказывают, что является правдой, а что – ложью. По окончании работы в группах, обсудить насколько успешно группы справились с заданием.
Информационный блок
Показ презентации с 20 слайда.
Цель:ознакомить с советами специалистов.
Заключительная часть.
Педагог благодарит всех за участие.Высказывает надежду на то, что встреча была полезной.
Цель: научить хвалить себя, за полученные знания, верные ответы и.т.д. Видеть в себе положительные черты, повысить уверенность в себе.
Педагог раздаёт цитаты, памятки с советами. Приглашает на следующую встречу.
Цитаты для размышления.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
Ребёнок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию. То есть от манипуляций руками к пониманию сути предмета.
Мария Монтессори
Советы родителям по раннему возрасту.
1.Сопровождайте игры простыми и понятными для ребенка стишками, считалками. Они помогут создать игровую атмосферу.
2.Как можно больше двигайтесь в процессе игры. Так малыш не будет быстро уставать.
3.Занятия проводите не чаще двух раз в неделю. Это нужно для того, чтобы ребенок успевал усвоить знания, полученные в прошлый раз.
• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
Цель: формирование у родителей представлений о понятии конфликта и способами их решения.
обсудить проблему возникновения конфликтных ситуаций;
ознакомить родителей (законных представители) с возможными способами решения конфликтных;
помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
подготовка ситуаций для анализа;
подготовка теоретического материала для выступления;
подготовка памятки для родителей.
Ход родительского собрания
Этапы деятельности
Деятельность педагога
1. Введение кейса и постановка основных вопросов, которые нужно решить
На данном этап учитель приветствует родителей, сообщает тему родительского собрания и показывает результаты проведенного на прошлой неделе анкетирования посвященного теме конфликтов в семье. При ознакомлении с результатами анкетирования родители приходят к вводу, что ни они, ни их дети не умеют правильно вести себя в конфликтных ситуация и часто сами становятся виновниками ее возникновения. Далее учитель предлагает родителям разделиться на 3 группы.
2. Анализ ситуации
- Итак, уважаемы родители, мы с вами уже выяснили, что без конфликтов на жизнь не обходится, поэтому нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
-Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к более серьезным проблемам.
-Поэтому для того, чтобы вы могли более спокойно решать конфликтные ситуации, возникшие между вами и вашим ребенком, я предлагаю потренироваться. Для этого у каждой группы на столах лежит карточка с конфликтной ситуацией, которую вам будет необходимо решить.
-На работу вам дается 5 минуть, если у вас вдруг возникнут вопросы вы всегда можете обратиться ко мне.
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как можно решить данную ситуацию, не вступая в конфликт с ребенком?
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Как можно решить данную ситуацию, не вступая в конфликт с ребенком?
Вы подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Вы были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел в свою комнату.
Как можно выйти из данной конфликтной ситуации?
3. Презентация решений по кейсам.
- Большое спасибо всем группам. У вас оказались на самом деле очень интересные и правильные мысли. А поднимите, пожалуйста, руку те, кто, возможно, не согласен с мнением другой группы или, может быть, хотел что-то добавить.
-Спасибо большое за ваши ответы
-Сложно ли вам было решать эти ситуации?
-А в чем были сложности?
-Я очень рада, что несмотря на то, что вам было тяжело решить ситуацию совершенно иным и не привычным для вас способом, вы все же смогли это сделать. Для меня это огромной показатель того, что вы обеспокоены данной темой и готовы сотрудничать для того, чтобы избавиться от этой проблемы.
4.Этап общей дискуссии
На данном этапе родители вместе с учителем обсуждаю, что они могли бы сделать для того, чтобы конфликтных ситуаций было как можно меньше. Далее учитель предлагает родителям организовать встречу с психологом, но уже в следующий раз, и решить каким образом (индивидуально, в группах или же всем вместе) и когда пройдет эта встреча.
5.Подведение итогов. Рефлексия
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методическая разработка содержит историю возникновения кейс-технологий. Цели, задачи, виды, методы кейсов, особенности работы с родителями.
Метод кейса предназначен для получения знаний, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько вариантов, которые могут соперничать по степени истинности; задача — поиск не одной, а многих истин.
Кейс-технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.
Пособие окажет практическую помощь педагогам для построения конструктивного взаимодействия с субъектами дошкольной образовательной организации через использование инновационных методик.
Список использованной литературы ……………………………………………………..16
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Необычным! Запоминающимся! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и в то же время деловой разговор, на позитивное отношение к детскому саду.
Важнейшее условие доверительных отношений с родителями — стремление воспитателя к диалогу. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
Главное её предназначение — развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество участников дискуссии.
Главной целью применения этой технологии является:
- научить родителей анализировать информацию;
- выявлять ключевые проблемы;
- выбирать альтернативные пути решения, оценивать их;
- находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
Задачей этой технологии является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить методическую, научную литературу по кейс-технологиям в работе с родителями. ;
Познакомиться с методикой проведения родительских собраний с использованием кейс-технологий;
Апробировать возможность внедрения кейс-технологий в работе с родителями;
Определить целесообразность внедрения кейс-технологий на базе нашего ДОО.
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Метод кейсов ( англ. Case method , кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Brainstorming или мозговой штурм – это эффективный способ решения проблем и текущих задач, основанный на стимулировании творческой активности членов команды. Цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей и разными способами определить лучшее решение. Обычный brainstorming может стать переломным моментом в судьбе проекта или всего продукта.
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.
Тренинг — это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за краткий срок.
Критическое мышление - мышление оценочное, рефлексивное. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Плюрализм - ( от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и прочего.
Теоретическая часть
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет. casus (лат.) – запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Для России кейс-технологии – сравнительно новое явление. Распространение она стала получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. Значительный вклад в разработку и внедрение этой технологии внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Тем не менее, развитие технологии проходило весьма противоречиво. С одной стороны, использование анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли технологию из учебных аудиторий.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на родительском собрании, а также распределить родителей по малым группам.
Второй этап - работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями
2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6. Презентация решения.
7. Рефлексия хода решения кейса.
а) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.
б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
в) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их родителям;
Что должен содержать в себе кейс:
- Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
- Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
- Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).
Требования к кейсу:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
- развивать аналитическое мышление;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иметь несколько решений.
Источники кейсов:
- художественная и публицистическая литература;
В работе с родителями могут быть использованы виды кейсов:
- анализ конкретных ситуаций;
- Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку своего взгляда на её решение.
- В фото-кейс входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
- Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта участников посредством проигрывания заданных ролей.
Важной особенностью данной технологии является:
- умение участника принять на себя роль;
- умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:
- Знакомство с ситуацией, ее особенностями (воспринимают предложенную ситуацию).
- Выделение основной проблемы (объединяются парами,группами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются).
- Анализ последствий принятия решения (представляют свои роли, осуществляют презентацию).
- Решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают выводы).
Таким образом кейс- технология в работе с родителями дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.
Предлагаю вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями дошкольников. Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
Практическая часть.
Вечером Саша рассказал маме о том, что ребята толкнули его на прогулке специально и он упал. Они нарочно меня обидели. Мама очень рассердилась, стала выяснять отношения с воспитателем. Затем с родителями Вани и Леры.
А) Позиция Саши (они меня нарочно толкнули, чтобы я упал, отругай их);
Б) Позиция мамы Саши (кто посмел прикоснуться к моему ребенку и толкнуть его. Не для этого я его воспитывала, чтобы его обижали);
В) Позиция Вани и Леры (мы его не толкали, мы просто играли);
Д) Позиция воспитателя ( Ничего страшного не случилось, каждый день ребята играют и бывает падают…скользко…на улице зима.)
Мама девочки Алены каждый вечер приносит вечером в детский сад киндер-яйцо. Алена очень радуется, всем показывает и говорит, что сегодня ей обязательно попадется ее долгожданная фея. Открыв яйцо и увидев, что там совсем другая игрушка, девочка кидается с кулаками на мать и кричит, что она опять принесла не то яйцо. Какое она заказывала. Родители Аллы забирают ее в тоже время, что и Алену. Но каждый день покупать сладости не имеют возможности и не хотят портить зубы шоколадом. Конечно, Алле очень хочется каждый день тоже иметь новую игрушку. На уговоры мамы Алла начинает капризничать и требовать киндер-яйцо, говоря при этом почему Алене можно, а мне вы не покупаете. Мама Алллы подошла к маме Алены и попросила, чтобы она приносила сладости (киндер-яйцо), когда не видят другие ребята, или отдавала, когда они уже выходят из детского сада.
А) Позиция Алены ( я хочу. И все)
Б) Позиция мамы Алены ( когда хочу, тогда и буду давать своему ребенку сладости и игрушки, я в ваш карман не лезу! Покупайте и Вы своим детям)
В) Позиция Аллы (я очень хочу новые игрушки, конечно, я понимаю, что у нас еще маленькая сестричка и мама не может каждый день покупать, но мне очень хочется)
Г) Позиция мамы Аллы (киндер-яйцо не дешевое удовольствие, а на карамельку или другую конфету Алла не соглашается. Но у нас маленький ребенок, и я сижу пока в декрете. Денег не так много, чтобы баловать Аллу, да и лечить зубы Алла не соглашается)
Д) Позиция воспитателя (в детском саду сбалансированное питание, дети кушают здоровую пищу. Все сладости рекомендуется давать дома).
А) Позиция Бори (я хочу заниматься шахматами, мне очень нравится играть, у меня там есть друг Витя. И мы очень ладим)
Б) Позиция мамы Бори ( я все время в разъездах, почти не вижу ребенка, конечно, надо заниматься тем, что нравится. Но Боря много времени проводит с бабушкой. Она меня выручает, она пожилой человек и мне не хочется ее расстраивать.)
В) Позиция бабушки (я в детстве не могла заниматься пением и танцами, пусть хоть внук поет и танцует, авось…. А в шахматы он и дома поиграет. Я решаю, куда будет ходить мой внук, я его вожу и забираю с детского сада пока мама в командировках);
Г) Позиция воспитатели и педагога дополнительного образования ( ребенок должен заниматься тем, что ему по душе. А если у него это получается и ему это нравится, это- здорово!)
Читайте также:
- Регулирование температурного режима почвы при орошении борьба с заморозками
- Господство покрытосеменных растений в современных условиях
- Описание торта фисташка малина
- Гражданка васина после ликвидации предприятия крокус была безработной в течение года
- Как варить морс чтобы сохранить витамины правильно из замороженных ягод