Продолжи цепь питания ель мышь
Животные могут питаться растениями или другими животными. Все они между собой связаны в цепи питания .
Только растения способны с помощью энергии Солнца получать питательные вещества из воды и углекислого газа. Они служат пищей для растительноядных животных, а те — для насекомоядных и хищных. Животным без растений не прожить.
Любая цепь питания начинается с растений. Они составляют первое звено цепи. Следующее звено — это растительноядные животные. Последнее звено цепи питания представлено насекомоядными или хищными животными.
В качестве подсказки можно использовать и схемы-таблицы.
Вот примеры схем цепи питания обитателей лесных зон:
Растения, травы - олень - тигр;
Растения, травы - заяц - лиса (сова, тигр);
Листья - гусеница - жук - паук - ёж (землеройка) - лиса (горностай);
Листья - дождевой червь - чёрный дрозд - сокол (сова) и т.п.
Любая схема питания состоит из общих звеньев, это обязательное наличие деструкторов-переработчиков, которые разлагают мертвую органику и вырабатывают питательные вещества, это растения, которые эти вещества получают из почвы, и это потребители-консументы, которые продолжаю цепочку круговорота веществ. Для лесного сообщества можно составить самые разные цепи, в которых началом будет микроорганизм, бактерия, или отличный переработчик гриб, а конечным высшим звеном хищник. Вот пример:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока окружающего мира
Тема: Невидимые нити в зимнем лесу.
Познакомить с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом.
Систематизировать знания о природных связях.
Показать отрицательные последствия нарушения человеком цепей питания.
Презентация к уроку, проектор, еловые шишки, увеличительные стекла.
I . Организационный момент
– Ребята, почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
II . Актуализация знаний
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Вспомним, какие невидимые нити есть в лесу.
О каких связях говорится в предложениях?
1) Сова охотится на полевых мышей.
2) Насекомые опыляют растения.
3) На зиму птицы улетают в теплые края, где много корма.
4) Человек использует древесину для строительства.
а) Живой и неживой природы.
б) Растений и животных.
в) Различных животных.
г) Природы и человека.
Продолжить цепи питания:
III . Изучение нового материала
Рассмотрим рисунки березовой и дубовой рощи, соснового бора и ельника.
– Что общего в этих рисунках? Связаны ли между собой растения и животные? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
– Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и разных животных.
2. В лесу можно встретить разных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и фотографии и назовём тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.
/Дети выходят по очереди и выбирают картинки/
– Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? (они впадают на зиму в спячку)
– Помните слова известной песни:
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная, зелёная была.
3. Откройте учебник на с.138. / Пока ученики открывают книгу, учитель прикрепляет на доску плакат с елью./
– Представьте, что мы выходим на поляну, посредине которой растёт красавица–ель.
/Хорошо читающий ученик читает рассказ./
– С какими же животными дружит ель? С кем её соединяют невидимые нити? ( С белкой)
– А что привлекает белку? ( шишки)
– А что белка делает с шишками? ( ест)
– Нет, белка ест не шишки.
4. Практическая работа
/Раздаётся стук в дверь./
Учитель: Кто там?
Ученики(хором): Здравствуй, белочка!
Учитель: Где ты, белочка гуляла?
Белка: Я по ёлочке скакала!
Набрала еловых шишек
Для сестрёнок и братишек!
Вам я шишек тоже дам,
Вкусных много в них семян.
(Белочка проходит и даёт каждому ученику еловую шишку)
Учитель: Ребята, давайте скажем Белочке спасибо за такой интересный и нужный подарок.
Ученики.(хором): Спасибо, Белка!
Белка: Пожалуйста, до свидания!( уходит)
5. Практическая работа
– Ребята, белка сказала, что в шишках ели много семян. Давайте их рассмотрим.
– Где же искать семена? Как вы думаете? (под чешуйками) Заполненная зреющими семенами еловая шишка плотно закрыта чешуёй и для большей гарантии заклеена смолой. Так ей не страшен ни ветер, ни дождь, ни мороз.
– Отогните несколько рядов чешуек нижней части шишки и найдите там семена.
Рассмотрите их в увеличительное стекло. Что вы видите? (У семечка есть крылышко)
– А зачем оно? ( летать)
– Да. У семян ели есть замечательное приспособление для распространения. Это длинный вырост – крылышко.
Созревают семена ели к концу зимы. Выпав из шишки, они часто оказываются на подтаявшем, а потом подмёрзшем снегу – насте. Даже при слабом ветре крылатые семена ели мчатся по гладкому насту, как спортсмены под парусами. Когда снег растает, они попадут во влажную землю и, возможно, прорастут.
6. Работа в тетради.
– Откройте свои рабочие тетради на с. 54 и в задании 1 нарисуйте семена ели.
/Ученики выполняют задание/
7. Продолжение работы по учебнику.
– Что же ест белка? ( семена ели)
– Кому еще по вкусу семена ели? ( Птицам ) Каким? ( Клестам, дятлам, королькам)
– А кто на картинке под №5? ( Лесная мышь.)
– А как же она добирается до шишек, они же на вершине? ( Забирается. Подбирает на земле.)
– Кто нарисован на картинке под № 6 ? (Заяц-беляк)
Давайте представим себя зайчиками в зимнем лесу.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.
– Он что, тоже семена ест? (Нет. Он прячется.)
– Так как ветки ели, особенно под тяжестью снега, опускаются очень низко, заяц может найти там укрытие от хищников и ветра. А клесты строят себе в ветвях ели гнёзда и выводят птенцов.
VII . Повторение темы
1. Найти неверное высказывание:
Ель для дятла является надежным укрытием.
Ель дает белке корм.
Среди еловых ветвей клест строит гнездо.
Брошенные клестами шишки нередко подбирает дятел, находят и доедают мыши.
Какие птицы дружат с елью?
Какие звери дружат с елью?
Кто отсыпается в снегу под пушистыми ветвями ели?
У какой птицы клюв приспособлен для вылущивания семян из шишек?
Какая птичка нашего края самая маленькая?
(Клест, сова, королек, белка, заяц, полевка, дятел)
3. Что будет если…
Вырубить все ели.
4. – Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? /Учитель снимает изображение ели с доски/ (Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.)
– А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.)
VIII . Подведение итогов урока
VIII . Домашнее задание.
– Прочитать ещё раз текст на с . 138–139.Уметь рассказывать, с какими животными и каким образом связана ель. По рабочей тетради дома вы выполните задание №2 на с. 54.
- придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.
- осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.
- Презентация к уроку, проектор, еловые шишки, увеличительные стекла.
I. Организационный момент
– Ребята, почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
II. Актуализация знаний
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Вспомним, какие невидимые нити есть в лесу.
1) Сова охотится на полевых мышей.
2) Насекомые опыляют растения.
3) На зиму птицы улетают в теплые края, где много корма.
4) Человек использует древесину для строительства.
а) Живой и неживой природы.
б) Растений и животных.
в) Различных животных.
г) Природы и человека.
- Продолжить цепи питания:
- ель – мышь – …
III. Изучение нового материала
- Рассмотрим рисунки березовой и дубовой рощи, соснового бора и ельника.
– Что общего в этих рисунках? Связаны ли между собой растения и животные? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
– Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и разных животных.
2. В лесу можно встретить разных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и фотографии и назовём тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.
/Дети выходят по очереди и выбирают картинки/
– Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? (они впадают на зиму в спячку)
– Помните слова известной песни:
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная, зелёная была.
3. Откройте учебник на с.38. / Слайд
– Представьте, что мы выходим на поляну, посредине которой растёт красавица–ель.
/Хорошо читающий ученик читает рассказ./
– С какими же животными дружит ель? С кем её соединяют невидимые нити? ( С белкой)
– А что привлекает белку? ( шишки)
– А что белка делает с шишками? ( ест)
– Нет, белка ест не шишки.
4. Практическая работа
/Раздаётся стук в дверь./
Учитель: Кто там?
Ученики(хором): Здравствуй, белочка!
Учитель: Где ты, белочка гуляла?
Белка: Я по ёлочке скакала!
Набрала еловых шишек
Для сестрёнок и братишек!
Вам я шишек тоже дам,
Вкусных много в них семян.
(Белочка проходит и даёт каждому ученику еловую шишку)
Учитель: Ребята, давайте скажем Белочке спасибо за такой интересный и нужный подарок.
Ученики.(хором): Спасибо, Белка!
Белка: Пожалуйста, до свидания!( уходит)
5. Практическая работа
– Ребята, белка сказала, что в шишках ели много семян. Давайте их рассмотрим.
– Где же искать семена? Как вы думаете? (под чешуйками) Заполненная зреющими семенами еловая шишка плотно закрыта чешуёй и для большей гарантии заклеена смолой. Так ей не страшен ни ветер, ни дождь, ни мороз.
– Отогните несколько рядов чешуек нижней части шишки и найдите там семена.
Рассмотрите их в увеличительное стекло. Что вы видите? (У семечка есть крылышко)
– А зачем оно? ( летать)
– Да. У семян ели есть замечательное приспособление для распространения. Это длинный вырост – крылышко.
Созревают семена ели к концу зимы. Выпав из шишки, они часто оказываются на подтаявшем, а потом подмёрзшем снегу – насте. Даже при слабом ветре крылатые семена ели мчатся по гладкому насту, как спортсмены под парусами. Когда снег растает, они попадут во влажную землю и, возможно, прорастут.
6. Работа в тетради.
– Откройте свои рабочие тетради на с.21 и в задании 1 нарисуйте семена ели.
/Ученики выполняют задание/
7. Продолжение работы по учебнику. Сл айд
– Что же ест белка? ( семена ели)
– Кому еще по вкусу семена ели? ( Птицам ) Каким? ( Клестам, дятлам, королькам)
– А кто на картинке под №5? ( Лесная мышь.)
– А как же она добирается до шишек, они же на вершине? ( Забирается. Подбирает на земле.)
– Кто нарисован на картинке под № 6 ? (Заяц-беляк)
Давайте представим себя зайчиками в зимнем лесу.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.
– Он что, тоже семена ест? (Нет. Он прячется.)
– Так как ветки ели, особенно под тяжестью снега, опускаются очень низко, заяц может найти там укрытие от хищников и ветра. А клесты строят себе в ветвях ели гнёзда и выводят птенцов.
VII. Повторение темы
1. Найти неверное высказывание:
- Ель для дятла является надежным укрытием.
- Ель дает белке корм.
- Среди еловых ветвей клест строит гнездо.
- Брошенные клестами шишки нередко подбирает дятел, находят и доедают мыши.
- Какие птицы дружат с елью?
- Какие звери дружат с елью?
- Кто отсыпается в снегу под пушистыми ветвями ели?
- У какой птицы клюв приспособлен для вылущивания семян из шишек?
- Какая птичка нашего края самая маленькая?
(Клест, сова, королек, белка, заяц, полевка, дятел)
3. Что будет если…
- Вырубить кустарники.
- Вырубить все ели.
4. – Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? /Учитель снимает изображение ели с доски/ (Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.)
– А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.)
VIII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание.
– Прочитать ещё раз текст на с . 38–39.Уметь рассказывать, с какими животными и каким образом связана ель.
Семена ели - лисица - ёж лисица - ёж – семена ели семена ели - мышь - лисица мышь — семена ели — ёж.
Семена ели - мышь - лисица.
Семена у сосны и ели располагаются на?
Семена у сосны и ели располагаются на.
Симбиоз гриба и водоросли?
Где расположены семена у ели и сосны?
Где расположены семена у ели и сосны.
Составь две цепи питания, взяв из списка названия соответствующих живых организмов : ель, пшеница, мышь, ястреб, кошка белка?
Составь две цепи питания, взяв из списка названия соответствующих живых организмов : ель, пшеница, мышь, ястреб, кошка белка.
1. Какие цепи питания можно составить из предлагаемых объектов природы?
1. Какие цепи питания можно составить из предлагаемых объектов природы?
: Орёл, жук - короед, курица, зерно, мышь, лисица, ёж, семена растения, кузнечик, ящерица, дерево, дятел.
2. Допиши высказывания : Осенние запахи : Весенние запахи : Летние явления : Зимние явления :
Может ли клёст распространять семена кедра, а кедровка - семена ели?
Может ли клёст распространять семена кедра, а кедровка - семена ели?
1) паразит человека - ?
1) паразит человека - .
2) семена ели и сосны распологаются на ?
Из предложенного списка организмов составьте цепь питания?
Из предложенного списка организмов составьте цепь питания.
Семена ели – клест - желудки - тетерев - сова.
Укажи пример связь неживой и живой природы : 1?
Укажи пример связь неживой и живой природы : 1.
Зайцы питаются растениями, 2.
Для питания растениям нужен свет, 3.
Белка есть семена ели,.
У ели семена расыпаются в -?
У ели семена расыпаются в -.
Установите последовательность звеньев в цепи питания?
Установите последовательность звеньев в цепи питания.
4) тимофеевка луговая
1 1 - Г 2 - д 3 - Б 4 - В 5 - А 2 1 - д 2 - в 3 - б 4 - а 5 - д.
ИРНК транскрипция преносит информацию с гена на рибосому. Ферменты потом разрушают иРНК до отдельных нуклеотидов. ТРНК транскрипция переносит аминокислоты необходимые для биосинтеза рРНК сборка сборка молекул белка.
Данная группа растениймонофилетическогопроисхождения включает в себявысшие растения, имеющие проводящие ткани. В начале XXI века к риниофитам относятродырастенийHuvenia, RhyniaиStockmansellaкоторые возникли вдевоне. Ископаемых представителей риниоф..
Нет так как все клетки одинаковы.
Модификацио?нная (фенотипи?ческая) изме?нчивость— изменения в организме, связанные с изменениемфенотипавследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивныйхарактер. Генотип при этом не изменяется. В целом современное пон..
Это Должно Быть ТКАНЬ.
1. Животные способны создавать благоприятную среду для растений. Муравьи, дождевые черви и мелкие зверьки регулярно обогащают почву органич. Веществами, разрыхляют ее. Cквозь отверстия, оставленные насекомыми и грызунами в почве, вода беспрепятств..
Азиатская саранча, капустная белянка, гребенчатый тритон.
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Читайте также: