Какой форме оопт принадлежит следующее описание участки территории или акватории
Внести в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5742, 5748; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7043; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 48, ст. 6642; 2015, N 29, ст. 4359; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5114, 5135) следующие изменения:
1) пункт 14 статьи 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случаях, предусмотренных статьей 3 1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.";
2) дополнить статьей 3 1 следующего содержания:
"Статья 3 1 . Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
1. Населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
2. Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
3. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
4. Положения настоящей статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта.";
3) абзац первый пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"2. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.";
а) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:
"2 1 . В границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, допускается также деятельность, указанная в подпунктах "б", "г" и "к" пункта 2 настоящей статьи, и деятельность, указанная в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 2 настоящей статьи, в части:
а) разведки и добычи подземных вод для целей питьевого водоснабжения и технического водоснабжения;
б) заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, а также сбора гражданами других недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
в) движения и стоянки механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогона домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.";
б) в абзаце втором пункта 4 слова ", а также проекты развития населенных пунктов, находящихся" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Перечень видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
в) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:
"4 1 . С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, также согласовываются:
а) проекты документов территориального планирования муниципальных образований - в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков;
б) проекты правил землепользования и застройки - в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов.".
Статья 2
Подпункт 7 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4591, 4594; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3387; N 30, ст. 4220, 4262; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 28; 2018, N 32, ст. 5114; N 53, ст. 8422; 2019, N 31, ст. 4453; N 51, ст. 7492; N 52, ст. 7768, 7771; 2020, N 29, ст. 4504; N 50, ст. 8061) изложить в следующей редакции:
"7 1 ) проектная документация:
объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в статье 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;".
Статья 3
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2007, N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; 2008, N 30, ст. 3597; 2011, N 50, ст. 7366; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 1, ст. 80; N 27, ст. 4287; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5135) следующие изменения:
а) подпункт 1 пункта 4 изложить в следующей редакции:
"1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";";
б) подпункт 1 пункта 5 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях";
а) пункт 2 дополнить предложениями следующего содержания: "Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.";
б) абзац второй пункта 3 признать утратившим силу;
в) в пункте 6 во втором предложении слова "и национальных парков" исключить, дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".";
г) подпункт 1 пункта 7 дополнить словами "за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий".
Статья 4
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 21; N 23, ст. 2380; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4591; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 72, 86; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 79; N 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4303, 4306; N 52, ст. 7494; 2017, N 27, ст. 3932; N 31, ст. 4766, 4767, 4829; 2018, N 1, ст. 39, 91; N 32, ст. 5105, 5123, 5133, 5134, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 30, ст. 4097; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7790; 2020, N 29, ст. 4512; N 31, ст. 5013, 5023) следующие изменения:
1) в части 4 1 статьи 25 второе предложение дополнить словами ", а также в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий";
2) статью 31 дополнить частью 8 4 следующего содержания:
"8 4 . В случае, если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
3) часть 1 статьи 32 дополнить предложением следующего содержания: "Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.";
4) часть 7 статьи 36 после слов "в границах особо охраняемых природных территорий" дополнить словами "(за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий)";
5) пункт 6 части 5 статьи 51 изложить в следующей редакции:
"6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.".
Статья 5
Статья 6
Положения статьи 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ)называются участки биосферы (суши, акватории, с соответствующими слоями атмосферы и литосферы), полностью или частично, постоянно или временно исключенные из традиционно интенсивного хозяйственного использования и предназначенные для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человека и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое значение. ООПТ по конфигурации могут быть монолитными, кружевными или лоскутными. ООПТ состоят из двух основных групп: высшей (заповедники и национальные парки) и низшей (заказники, леса первой группы и др.) степеней охраны.
Формы организации особо охраняемых природных территорий.
Заповедники представляют собой научные лаборатории по охране природы, где проводятся многолетние исследования естественных природных процессов и определяются допустимые пределы воздействия человека на окружающую среду. Заповедники должны иметь природные условия, репрезентативные для определенной зоны, сектора, чтобы существовал эталон, с которым сравниваются результаты исследований на территориях с эксплуатируемыми угодьями. В нашей стране при создании сети заповедников использовались следующие принципы:
? выбираемые территории должны быть в наименьшей степени изменены хозяйственной деятельностью человека;
? природный ландшафт этих территорий должен включать редкие виды растений и животных;
? заповедники служат образцами (эталонами) природных зон или более мелких таксономических единиц;
? размеры заповедника должны быть достаточны для обеспечения саморегулирующихся природных процессов;
? в первую очередь заповедуются эталоны тех ландшафтов, которым угрожает исчезновение.
Статус государственных заповедников предусматривает запрет на их территориях любой деятельности, противоречащей задачам охраны природы:
? действий, изменяющих гидрологический режим земель;
? изыскательских работ и добычи полезных ископаемых;
? рубок (в том числе санитарных и рубок ухода), заготовок лекарственных растений, ягод, грибов и другого растительного сырья;
? сенокошения и выпаса скота, размещения ульев и пасек;
? строительства и размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений, коммуникаций (за исключением необходимых для функционирования заповедника);
? промысловой, спортивной и любительской охоты;
? интродукции живых организмов в целях их акклиматизации;
? применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
? транзитного прогона домашних животных;
? нахождения, проезда и прохода посторонних лиц и автотранспорта вне дорог общего пользования;
? сбора зоологических, ботанических и минералогических коллекций (кроме предусмотренных планами научных исследований заповедника);
? пролета самолетов и вертолетов ниже 2 тыс. м, преодоления самолетами звукового барьера над территорией заповедника;
? иной деятельности, нарушающей естественное развитие природных процессов.
|
Заповедники разных видов были в СССР и остаются в России основной формой особо охраняемых природных территорий. За рубежом близкой по задачам формой организации особо охраняемых природных территорий являются природные резерваты. С 1980-х годов в нашей стране, кроме заповедников, стали создаваться национальные природные парки — наиболее распространенная в мире форма особо охраняемых природных территорий, предусматривающая более дифференцированный режим охраны и использования. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей площадью 6,968 млн га (0,41% площади Российской Федерации). Согласно российскому законодательству, к национальным паркам по задачам и статусу близки природные парки, находящиеся в ведении регионов. К началу 1997 г. в России было 10 природных парков; создание природных парков осуществляется или планируется на ближайшие годы во многих субъектах Федерации.
Б. Национальные парки (природные парки)— природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В национальных парках запрещается разведка и разработка полезных ископаемых, строительство магистральных дорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с парками, предоставление садоводческих и дачных участков, рубки главного пользования и проходные. Только на специально отведенных территориях допускается спортивная охота и любительское рыболовство, организация туристских стоянок, разведение костров, массовые спортивные и зрелищные мероприятия. Разнообразие функций достигается за счет подразделения территорий парков на функциональные зоны, различающиеся по своему режиму и характеру использования:
? заповедные зоны, в пределах которых запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование;
? особо охраняемые зоны, которые отличаются от заповедных тем, что здесь допускается строго регулируемое посещение;
? зона охраны историко-культурных объектов;
? зоны познавательного туризма, предназначенные для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка, при условии ограничения числа посетителей и передвижения их в составе организованных групп, по специально оборудованным маршрутам;
? рекреационные зоны, созданные для различных форм отдыха;
? зоны обслуживания посетителей, с местами ночлега, палаточными городками и другими объектами туристского сервиса;
? хозяйственные зоны, где функционируют сами парки и необходимые объекты. Вокруг парков и заповедников могут создаваться охранные зоны, которые остаются в распоряжении землепользователей и не изымаются из хозяйственной деятельности, но формы этой деятельности ограничиваются так, чтобы не наносился ущерб природоохранным функциям парков. Когда национальные или природные парки создаются в местах проживания малочисленных коренных народов, допускается выделение территорий для традиционного экстенсивного природопользования (оленеводства, охоты, рыболовства), кустарных промыслов.
В. Государственные природные заказники— территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Режим охраны заказников разнообразен, их сеть обширна и в связи со спецификой задач постоянно пересматривается. К 31 декабря 2002 г. было 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,489 млн га, или 0,73% площади России) и 2854 заказника регионального значения (общая площадь 72,756 млн га, или 4,26% площади России).
Заказники представляют собой территории или акватории, в пределах которых постоянно или временно, полностью или частично запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности, чтобы обеспечивать охрану одного или многих биологических видов, экосистем, одного или нескольких компонентов окружающей среды либо среды в целом. Различают следующие виды заказников:
? комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения
ландшафтов;
? биологические (ботанические и зоологические), где сохраняется и восстанавливается численность редких и исчезающих видов;
? палеонтологические, сохраняющие места нахождений ископаемых остатков флоры и фауны;
? гидрологические, предназначенные для сохранения водных объектов и экосистем;
? геологические — с геологическими образованиями и сопряженными с ними формами рельефа.
Хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не препятствует выполнению основной функции заказника. В некоторых охотничьих хозяйствах организуются системы скользящих заказников, когда поочередно в разных частях хозяйства на несколько лет устанавливается запрет охоты.
Г. Памятники природы— это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены:
? эталонные участки нетронутой природы;
? участки культурного ландшафта (старинные усадьбы, парки, аллеи, каналы, древние копи т.п.);
? места произрастания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов животных и растений;
? лесные массивы и участки леса, особенно ценные своими характеристиками (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений);
? природные объекты, играющие большую роль в поддержании гидрологического режима;
? уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, мореные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);
? геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;
? геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с выразительными следами сейсмических явлений;
? местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
? участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, водохранилища и пруды;
? природные гидроминеральные комплексы;
? термальные и минеральные источники, месторождения лечебных грязей;
? береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты и т.п.);
? объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов, эндемиков, реликтов, валуны, ледники, водопады, вулканы, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты, историко-мемориальные комплексы).
Памятники природы изымаются из хозяйственного использования, на территориях, где они расположены, запрещается всякая деятельность, наносящая им ущерб. Собственники, владельцы и пользователи земель, на которых находятся памятники природы, обязаны их охранять. Режим охраны и допустимые виды использования памятников природы определяются с учетом их особенностей и состояния и фиксируются в паспорте. Паспорта памятников природы разрабатываются природоохранными органами и утверждаются местными органами власти.
К 31 декабря 2002 г. в России было 36 памятников природы федерального значения общей площадью 23,8 тыс. га и более 9 тыс. памятников природы регионального значения (общая площадь 4,053 млн га, или 0,24% площади России).
Д. Курортные и лечебно-оздоровительные зоныне предполагают изъятия территорий и объектов из хозяйственного использования, но ограничивают его формы. Вводятся ограничения или запреты на въезд автотранспорта, размещение промышленных предприятий, электростанций, применение удобрений и пестицидов, формы лесопользования. Режим охраны определяется характером курорта. Объектом охраны могут быть подземные воды, водоемы, леса и т.д. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации лечебно-оздоровительными местностями и курортами признаны 116 территорий общей площадью 2 040 444 га — 0,12% территории Российской Федерации, в том числе федерального значения — 23 (636 409 га), регионального значения — 74 (1 376 945 га), местного значения — 19 (27 090 га).
Е.Этнические территории— особая разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых объектом охраны становятся традиционные формы природопользования этнических групп: оленеводство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, традиционный образ жизни. Статус этнической территории предполагает отказ от современных интенсивных форм ведения хозяйства, содействие возрождению традиционной духовной и материальной культуры.Функции особо охраняемых природных территорий.Существует большое количество территорий с особо ограниченным режимом природопользования, на которых охрана ландшафтов и их компонентов, экосистем или их частей направлена на достижение не экологических, а иных, преимущественно хозяйственных, культурно-исторических, рекреационных и других целей, а режим охраны устанавливается в соответствии с функциями ООПТ. Это зеленые зоны городов, водоохранные зоны рек, лесозащитные полосы, округа санитарной охраны подземных вод и др. С учетом этих категорий выделяются следующие основные функции особо охраняемых природных территорий.
Заповедно-эталонная функция означает, что выполняющая ее территория предназначается для сохранения информации о нетронутой природе, ее исследования, организации мониторинга и поддержания экологического равновесия в наиболее уязвимых местах, имеющих ключевое значение для сохранения природы крупных регионов. Эту функцию осуществляют заповедники и резерваты, памятники природы и частично заказники.
Объектозащитная функция — поддержание экологического равновесия для обеспечения функционирования хозяйственных или иных объектов. Эту функцию выполняют охранные лесополосы у железных и автомобильных дорог, водных объектов, охранные зоны национальных парков.
Ресурсозащитная функция — охрана природных комплексов ради сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйстве. Эту функцию выполняют заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, округа санитарной охраны подземных вод.
Средозащитная функция — поддержание экологического равновесия ради обеспечения щадящей прижизненной эксплуатации всех природных ресурсов в комплексе. Для этого существуют зеленые зоны городов, курортные зоны, национальные парки и др.
Ж. Всемирное природное и культурное наследие.На XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. была заключена Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу 17 декабря 1975 г. Главная задача этой конвенции, участниками которой сегодня является 190 государство, — документация памятников и природных ландшафтов, обладающих высокой ценностью, привлечение сил мирового сообщества к сохранению уникальных объектов культуры и природы. Подписавшие данное соглашение обязуются защищать находящиеся в пределах государства объекты мирового значения. Объекты выбираются таким образом: страна выносит на обсуждение ЮНЕСКО свои предложения, а независимая комиссия экспертов решает вопрос о приеме или отклонении.
? готовность государства содержать и сохранять объект;
? обеспеченность правовой базой для сохранения.
Но главный критерий — уникальность объекта для культуры всего мира.
З. Природное наследие.Термин природное наследиевошел в широкий научный обиход в начале 1970-х годов в отличие от термина культурное наследие, который появился на несколько десятилетий ранее.
Собственно определения природного наследия в Конвенции не содержится, в качестве такового в ней (ст. 2) названы объекты, причисляемые к этой категории:
? природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
? геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
? природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.
Согласно статье 2 Конвенции, для отнесения объекта к всемирному природному наследию (далее — ВПН) и для включения его в Список требуется полное соответствие, по крайней мере, одному из следующих критериев. «Объект должен:
? представлять наглядный пример отражения основных этапов в
истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные гео-
логические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физиографические особенности рельефа, или
? представлять наглядный пример важных и длительных экологических и биологических процессов, происходящих в эволюции и развитии наземных, речных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных, или
? включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения, или
Существует термин природно -культурное наследие для объектов, имеющих универсальное значение
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – территории или акватории, в пределах которых запрещено их хозяйственное использование и поддерживается их естественное состояние в целях сохранения экологического равновесия, а также в научных, учебно-просветительных, культурно-эстетических целях. Особо охраняемые природные территории предназначены для поддержания экологического баланса, сохранения генетического разнообразия природных ресурсов, наиболее полного отражения биогеоценотического разнообразия биомов страны, изучения эволюции экосистем и влияния на них антропогенных факторов, а также для решения различных хозяйственных и социальных задач.
Государственные природные заповедники – территории и акватории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса. Для сглаживания влияния прилегающих территорий вокруг заповедников создают охранные зоны, где хозяйственная деятельность ограничена.
Биосферные заповедники входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются для фонового мониторинга биосферных процессов. В мире в настоящее время создана единая глобальная сеть из более чем 300 биосферных заповедников, которые работают по согласованной программе ЮНЕСКО и ведут постоянные наблюдения за изменением природной среды под влиянием антропогенной деятельности.
Национальные парки – относительно большие природные территории и акватории, где обеспечивается выполнение трех основных целей: экологической (поддержание экологического баланса и сохранение природных экосистем), рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей) и научной (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей). В национальных парках существуют зоны хозяйственного использования.
Природные парки – территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения. По своей структуре они более просты, чем национальные природные парки.
Заказники – территории, создаваемые на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках сохраняют и восстанавливают плотности популяций одного или нескольких видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты и др.
Памятники природы – уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, культурную и эстетическую ценность (пещеры, вековые деревья, скалы, водопады и др.). На территории, где они расположены, запрещена любая деятельность, нарушающая их сохранность.
Дендрологические парки и ботанические сады – коллекции деревьев, кустарников и трав, созданные человеком с целью сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в научных, учебных и культурно-просветительных целях. В дендрологических парках и ботанических садах осуществляются также работы по интродукции и акклиматизации новых для данного региона растений.
В России в 2006 г. насчитывалось 100 заповедников, в том числе 28 биосферных (~1,5% территории страны), 35 национальных парка ( 4 тыс. заказников, >9 тыс. памятников природы.
Жигулевский государственный природный заповедник имени И. И. Спрыгина основан в 1927 г. (площадь 23 тыс. га) и занимает центральную часть Жигулевских гор. Заповедник уникален геологией, рельефом, почвами, растительным и животным миром, многими эндемичными и реликтовыми видами, в том числе занесенными в Красную книгу России и Красную книгу Самарской области. Флора Жигулевского заповедника включает >1000 видов сосудистых растений (в их числе узколокальные эндемики – качим Юзепчука, очитник жигулевский, солнцецвет жигулевский, тимьян жигулевский, ясколка жигулевская и др.), >150 видов мхов, >140 видов лишайников. Фауна Жигулевского заповедника включает ~80 видов ракообразных, >420 видов паукообразных, >4000 видов насекомых, >40 видов моллюсков, 8 видов земноводных, 7 видов пресмыкающихся, >220 видов птиц и 47 видов млекопитающий.
16.7. Экологический мониторинг
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) – система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга – оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.
Экологический мониторинг включает три основных направления деятельности:
– наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
– оценку фактического состояния среды;
– прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Экологический контроль – деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль. В природоохранительном законодательстве Российской Федерации государственная служба мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля.
Экологический мониторинг возник на стыке экологии, биологии, географии, геофизики, геологии и других наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.
В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.Импактный мониторинг – слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.
В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный.Глобальный мониторинг – слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата).Региональный мониторинг – слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал).Локальный мониторинг – мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе).
В некоторых случаях используют объединенную классификацию, выделяя три уровня мониторинга: импактный (изучение сильных воздействий локальном масштабе), региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона) и фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
На уровне локального (санитарно-гигиенического, биоэкологического, импактного) мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей:
1. Концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для природных экосистем и человека, в жизнеобеспечивающих средах:
– в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор, углеводороды;
– в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бензпирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
– в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепродукты, бензпирен, азот, фосфор;
– в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор.
2. Уровень вредных физических воздействий: радиация, шум, вибрация, электромагнитные поля и др.
3. Динамика заболеваемости, вследствие загрязнения биосферы, в частности врожденных дефектов.
Пункты экологического мониторинга располагают в крупных населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных районах (города, автомагистрали, территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением пестицидов и удобрений и др.).
На уровне регионального (геосистемного, природно-хозяйственного) мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), регистрируются отличия их параметров от фоновых территорий, вследствие антропогенных воздействий.
На уровне глобального (биосферного, фонового) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Основными целями этой программы являются:
– организация расширенной системы предупрежденияобугрозе здоровью человека;
– оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
– оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
– оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
– оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
– оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
– создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.
Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг, то есть мониторинг биотической составляющей экосистем (биоты).Биологический мониторинг – это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов. Главный метод биологического мониторинга – биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами.Биоиндикация – обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды, называются биоиндикаторами.
16.8. Экологическая экспертиза
Объектами экологической экспертизы являются:
– проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;
– нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;
– проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.
Субъектами экологической экспертизы являются:
– законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;
– специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);
– специализированные неправительственные организации
(частные, общественные). Экологическая экспертиза основывается на рядепринципов:
1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.
4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.
Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта. Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.
1. Утвердить прилагаемые:
2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке и утверждении региональных программ развития особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2011 года N 2322-р
Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
II. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации
В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
Особо охраняемые природные территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. С учетом возрастания угрозы природных катастроф и изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности основным предназначением особо охраняемых природных территорий является предоставление востребованных обществом услуг в области:
поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;
воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;
поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
реализации эколого-просветительских программ;
проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.
В настоящее время в Российской Федерации создано около 12 тыс. особо охраняемых природных территорий различных уровней и категорий.
Основу системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника (далее заповедники), 42 национальных парка и 70 государственных природных заказников федерального значения (далее - федеральные заказники), которые вместе занимают 2,7 процента общей площади территории Российской Федерации.
Функционирование всех заповедников и национальных парков (а также ряда федеральных заказников) обеспечивают соответствующие федеральные государственные учреждения, имеющие материальную базу, профессиональные кадры, многолетние опыт и традиции природоохранной, научной и просветительской работы. Формирование уникальной системы особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашей страны.
Опыт последних 20 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий в политических и социально-экономических условиях современной России.
III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
продолжение формирования репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий, в первую очередь создание новых заповедников и национальных парков;
обеспечение эффективной системы охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны;
вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического туризма;
обеспечение востребованности научной продукции заповедников и национальных парков и результатов проводимого ими экологического мониторинга;
интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития регионов;
повышение роли особо охраняемых природных территорий в формировании позитивного международного имиджа России.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
приоритетность сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами особо охраняемых природных территорий;
научная обоснованность принятия управленческих решений;
учет социально-экономических аспектов при принятии управленческих решений;
системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
открытость и доступность информации в рассматриваемой сфере.
IV. Основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий
1. Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий
В России в 1992-2011 годах было создано 28 новых заповедников, 25 национальных парков и 10 федеральных заказников, территории еще 25 заповедников, 1 национального парка и 1 федерального заказника были расширены. В результате этой работы общая площадь заповедников, национальных парков и федеральных заказников была увеличена почти на 80 процентов.
В целях дальнейшего развития географической сети особо охраняемых природных территорий до 2020 года предусматривается:
создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника;
провести расширение территорий существующих 11 заповедников и 1 национального парка;
рассмотреть предложения о возможности преобразования в национальные парки ряда особо охраняемых природных территорий иных категорий;
обеспечить наличие охранных зон вокруг территорий всех заповедников и национальных парков.
2. Совершенствование законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
В Российской Федерации в целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:
порядка образования и функционирования биосферных полигонов заповедников;
совершенствования регулирования земельных отношений на особо охраняемых природных территориях;
регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;
организации рекреационного обслуживания посетителей в национальных парках, включая предоставление в аренду земельных участков для этих целей;
развития познавательного туризма, в том числе в заповедниках;
создания и функционирования охранных зон заповедников и национальных парков;
особенности организации и функционирования природных парков;
порядка изменения границ, статуса и категорий особо охраняемых природных территорий;
создания и внедрения экономических механизмов функционирования заповедников и национальных парков;
уточнения особенности режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;
уточнения перечня категорий особо охраняемых природных территорий;
совершенствования вопросов государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в том числе установления возможности преобразования отдельных федеральных заказников в заказники регионального значения;
приведения положений отдельных статей указанного Федерального закона в соответствие с другими законодательными актами;
уточнения особенности осуществления рекреационной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
уточнения правового режима лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
усиления административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий;
расширения полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений в сфере охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий;
определить в уголовном законодательстве Российской Федерации понятие значительного ущерба на особо охраняемых природных территориях и критерии его оценки;
внести в законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе изменение, устанавливающее обязательность проведения государственной экологической экспертизы в случае предполагаемого изменения границ, статуса и (или) категории особо охраняемых природных территорий;
разработать проект законодательного акта, регулирующего вопросы обязательного государственного страхования государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;
инициировать периодическое проведение пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам практики применения судами и арбитражными судами законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
3. Совершенствование государственного управления
Реализация настоящей Концепции требует эффективного государственного управления в рассматриваемой сфере.
В целях совершенствования государственного управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо:
создать на базе федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, центр координации и организации научно-исследовательской, просветительской, эколого-туристической, учебной, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности в сфере особо охраняемых природных территорий;
сформировать при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации экспертный совет для выработки решений по стратегическим вопросам развития системы особо охраняемых природных территорий и важным проблемам, касающимся отдельных особо охраняемых природных территорий, обеспечить его постоянную работу;
сосредоточить в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации все государственные природные заповедники;
реорганизовать систему федеральных заказников, в том числе путем преобразования части федеральных заказников в региональные;
внедрить методически единую обязательную систему разработки среднесрочных (5-летних) планов управления для каждого заповедника и национального парка;
Читайте также: