Как сделать звуки природы предметами
Цель эксперимента: Сравнить скорость звука в твердых телах и в воздухе.
Оборудование: пластмассовый стакан (хорошо получается и с граненым стаканом), резинка в форме колечка.
• Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке.
• Приложите стакан дном к уху.
• Побренчите натянутой резинкой как струной.
Итоги: Слышен громкий звук.
ПОЧЕМУ? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.
2. Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки.
Что понадобится: нить бумажный стаканчик скрепка (канцелярская) шило.
Отрежьте нитку длиной 15-20 см. Натяните нитку в руках таким образом, чтобы у вас появилась возможность одним или лучше двумя пальцами дергать ее как струну. Какой получается звук? Попробуйте натянуть сильнее. Изменился звук или нет?
Проделайте отверстие в центре дна стаканчика с помощью шила или кнопки и пропустите сквозь него нитку. Привяжите скрепку к тому концу нитки, который проходит через внутреннюю часть стаканчика. Вытяните нитку с другого конца, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. Прижмите стакан горлышком к уху и, натянув нитку, одним пальцем дергайте ее. В первом случае, когда вы дергали нитку, начали колебаться только те частицы, которые находились в непосредственном контакте с ниткой. Поскольку таких частиц не так уж и много, звук получился мягкий и тихий. Когда мы добавили стаканчик, колебания нитки передались ему, поэтому весь воздух, заключенный в стакане, начал колебаться, и звук получился более глубокий и громкий.
3. Кукарекающий стакан.
В этом опыте мы сделаем с вами устройство, которое будет кукарекать как петух. Что понадобится: нить бумажный стаканчик скрепка (канцелярская) шило, влажная салфетка.
4. Буря в стакане.
Аккуратно держи камертон за основание вилки. Ударь его раздвоенным концом о колено или любой обитый тканью твердый предмет.
Слышишь звук? Ударь еще раз. Звук тот же, или его высота изменилась?
Наполни чашку водой. Ударь камертон о колено, осторожно поднеси к чашке и коснись поверхности воды. Что ты видишь?
Многие увлажнители воздуха в жилых помещениях основаны на таком же принципе. Вода из специального резервуара попадает в испарительную камеру. Нижняя часть камеры колеблется с очень высокой частотой, которую человеческое ухо не может зафиксировать (поэтому такая частота называется ультразвуковой). Энергия колебаний передается воде, и частицы воды получают достаточно энергии, чтобы вылететь из камеры в окружающий воздух.
5. От чего зависит громкость звука.
Ударь камертон о колено. Держи его на вытянутой руке. Слышишь ли ты его звук? Попроси друга встать на противоположный конец комнаты. Слышит ли он что-нибудь?
Опять ударь камертон о колено. Теперь поднеси его к столу и поставь основанием на поверхность. Как он звучит теперь? Изменилось ли что-нибудь?
Потренируйся на разных предметах (классная доска, подоконник, шахматная доска и так далее). Какие свойства поверхности помогают усилить звук? Какие свойства только приглушают звук камертона?
Колеблющийся камертон передает свою энергию частицам воздуха. Вилка камертона маленькая, и поэтому она может передать напрямую колебания только небольшому числу частиц воздуха. Поэтому звук от одного камертона не такой уж и громкий.
Как только мы приставляем камертон к большой поверхности, ситуация меняется: колебания передаются также и поверхности.
Поскольку размер стола больше размера вилки, то он может передать энергию большему числу частиц, и громкость звука возрастет. Как только ты поэкспериментируешь с различными материалами, то поймешь, что твердые поверхности, которые могут довольно легко вибрировать, хорошо усиливают звук. Мягкие поверхности, которые не вибрируют, только приглушают звук.
6. Музыкальный бокал.
Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Нужно немного приноровиться, отрегулировать силу нажатия пальца и получается отличное пение бокала! Наполняя бокалы различным количеством воды, можно услышать, что поют они по-разному, одни бокалы высоко, другие низко.
При пении бокала на поверхности воды можно заметить волны, такие как образуются, если бросить камешек в воду. А если воды налить максимально много, то появляются даже брызги!
Этот музыкальный опыт со звуком можно немного преобразовать. Следует сделать бумажный крест из тонких полосок бумаги, концы его загнуть под прямым углом, чтобы он не соскользнул в бок. Наполнить бокал водой до краев и вытереть хорошенько эти самые края, а уже сверху положить крест. Далее смоченным в воде пальцем потереть стенку бокала в любом месте, что бы он запел. Теперь самое интересное! Если палец трет бокал между двух концов бумажно креста, то он начинает медленно вращаться. Прекращается трение – прекращается вращение.
7. Зачем человеку два уха.
Вам понадобятся: две пластиковые трубочки длиной около 50 сантиметров (гибкая подводка) можно купить в хозяйственном магазине, две воронки, скотч и ножницы и ободок для волос, как помощни. Соедините воронки с пластиковыми трубочками. Возможно, понадобится скотч, чтобы закрепить их. Скрепите две трубочки изолентой или скотчем. Прикрепите трубочки к ободку для волос изолентой. Без ободка эта конструкция держится на голове, но не очень устойчиво. Наденьте наушники на голову и приложите концы трубочек к ушам. Закройте глаза. Попросите вашего помощника пошуметь в разных местах различными предметами. Вы можете определить откуда исходит каждый звук? Говорят в одно ухо, а слышно в другом! Так зачем человеку два уха?
8. Самодельный телефон.
Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур. Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась. Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут.
Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны.
Можно сделать и еще проще – вместо стаканчиков использовать спичечные коробки, а вместо шнура – обычную нитку (закрепляем ее внутри коробков, привязав к концам спички). Не забудьте – нитка тоже должна быть туго натянута и не должна касаться каких-то предметов, в том числе пальцев, которыми мы держим коробки. Если прижать нитку пальцем, разговор прекратится.
9. Исследование камертонами слуха.
10. Звуковая волна. Как увидеть звук.
11. Усилитель звука из воздушного шарика.
Тихий звук может наделать много шума, если вы воспользуетесь хорошим проводником звука. Проведите эксперимент с воздушным шариком и своими собственными ушами, чтобы узнать, как это работает и причем тут физика.
Что вам понадобится:
1.Надуйте воздушный шар.
2.Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны.
Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик, вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.
12. Эффект Допплера.
Оглушительно гудя, проносится мимо нас тепловоз. И тотчас тон гудка становится ниже. Если источник звука приближается к нам, то до наших ушей в течение 1 секунды доходит колебаний больше, чем в том случае, когда источник неподвижен. Если же источник звука удаляется, число колебаний звука, воспринимаемых нами, уменьшается. Это явление называется эффектом Допплера. Хотите проверить, как движение звучащего тела сказывается на его звучании? Возьмите игрушечную свистульку и вставьте ее в резиновую трубку длиной 80—100 см. Держите трубку неподвижно и дуйте в нее. Вы услышите ровное звучание свистка. Не прекращая дуть, начинайте вращать трубку. Высота тона свистка будет то повышаться, то понижаться и тем заметнее и чаще, чем быстрее вы крутите трубку.
13. Можно ли увидеть звук?
Понадобится небольшая пластиковая бутылка, пищевая пленка, резинка, свеча.
Срежьте у бутылки дно и затяните его пленкой, закрепите пленку резинкой.
Придвиньте бутылку горлышком к горящей свече примерно на 3 см. Кончиками пальцев резко стукните по пленке, свеча погаснет.
14. Как сравнить эффективность распространения звука в газе и твердом веществе?
Возьмите обычные наручные часы.
Вначале держите часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносите часы к уху до тех пор, пока не услышите первое слабое тиканье. В этом положении измерьте расстояние от часов до уха.
Затем прижмите ухо к столу и положите часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Послушайте, не будет ли слышно тиканья часов. Если вы услышите тиканье в этом положении, попросите вашего помощника медленно отодвинуть часы подальше, пока тиканье не станет слабым.
Если же вы не услышите тиканья часов на расстоянии вытянутой руки, медленно придвигайте к себе часы и найдите положение, в котором они будут слышны. Измерьте расстояние от часов до уха и сравните его с тем расстоянием, на котором вы смогли услышать слабое тиканье часов, прислушиваясь к ним в воздухе.
15. Как распространяется звук в воде?
Возьмите обычные наручные часы, поместите их в целый пластиковый пакет, туго завяжите пакет, чтобы не проникла вода. Привяжите к мешку веревку и опустите его в аквариум с водой.
Мешок с часами должен находиться на середине расстояния между дном и поверхностью воды, поблизости от стенки аквариума. Прижмите ухо к противоположной стенке аквариума.
Если вы услышите тиканье часов, измерьте расстояние до них. Если нет, попросите вашего помощника двигать часы в вашу сторону до тех пор, когда вы сможете услышать тиканье, Измерьте это расстояние. Сравните это расстояние с теми, которые вы получили в предыдущем опыте.
16. Голоса расчесок.
Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела. Возьмите три расчески с разной частотой зубьев. Если вы будете проводить их зубьями по куску плотной бумаги, открытки или по куску целлулоидной пленки, то в зависимости от частоты зубьев услышите звук различной высоты.
Та расческа, которая имеет крупные зубья, расположенные не очень часто, звучит более низким тоном, чем та расческа, у которой зубья мельче и частота их больше. А расческа с очень частыми зубьями (такую расческу обычно называют "частый гребень") звучит еще выше. Чистого музыкального тона в этом опыте вы не добьетесь, но разницу в высоте звука заметите хорошо.
17. Колокол из ложки.
Прочно привяжи длинный шнурок серединой к столовой ложке, а концы шнурка прижми пальцами к закрытым ушам. Наклонись немного, чтобы ложка могла свободно раскачиваться, и ударь ею о плиту или о ножку стола. Бам-м! И правда, в ушах словно колокол загудел.
Бам-м! Бам-м! Ложка от удара колеблется, и эти колебания бегут по шнурку прямо к твоим ушам. Только алюминиевая ложка для этого опыта не годится. Лучше уж вместо нее взять металлический предмет потяжелее. Например, большие клещи, молоток, скалку.
18. Ложечный звон.
Хотя мы и должны быть благодарны воздуху за то, что он дает нам возможность разговаривать друг с другом, слушать хорошую музыку, все-таки приходится сказать, что воздух не лучший проводник звука. Лучше всего звук проводят твердые тела. После твердых тел хорошо проводят звук жидкости, и только на третьем месте стоят газы.
Сравним на небольшом опыте, как проводят звук воздух и обыкновенная веревка, в данном случае как "представительница" твердых тел. Подвесьте на двух небольших веревочках столовую ложку и ударьте ею об стол. Вы услышите довольно слабенький звон. Но если этот звон будет идти в ваши уши не по воздуху, а через веревки, на которых висит ложка (для этого надо прижать концы веревок к слуховым отверстиям ушей), вы услышите громкий, похожий на колокольный, звон.
Теперь проделайте опыт, меняя ложки на веревках. Сначала подвесьте большую металлическую суповую (разливную) ложку и, ударяя о край стола, прослушайте, как она звучит. Затем еще раз для сравнения прослушайте обыкновенную столовую ложку. И наконец, прослушайте чайную ложку. Во всех трех случаях ложки звучат по-разному: самый низкий, басистый тон был у разливной, большой ложки, немного выше тоном был звон столовой ложки и самый высокий тон был у маленькой, чайной ложки. Звучание ложек зависело от частоты их колебаний. Чем больше ложка, тем частота ее колебаний меньше и, следовательно, звук ниже.
Если вам удастся достать кусочек сухого льда, который обычно бывает у продавцов мороженого, можно будет проделать интересный опыт. Прижмите чайную ложку к кусочку сухого льда, и вы услышите тонкий воющий звук. Он будет продолжаться недолго, потому что ложка, сильно охладившись, звучать перестанет. Звучит она потому, что в месте соприкосновения сухого льда и теплой ложки бурно выделяется углекислый газ. Вырываясь из-под ложки, он заставляет ее колебаться с большой частотой, и мы слышим звук.
Внеурочное занятие по физике для 6 классов "Звуки в природе". Материалы и фотографии занятия. Спасибо.
Основные принципы реализации:
- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Задачи:
- создавать условия для развития ребёнка;
- формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;
- развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
- развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Формы и методы проведения занятия: беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа с различными источниками информации
Методы контроля: защита исследовательских работ, выступление, проектная работа.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, приборы, таблицы. На занятии используются наглядные пособия, технические средства обучения, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия учеников
Личностные
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином страны; знакомиться с историей, культурой родной страны; Уважать чужое мнение, определяя свою позицию
Регулятивные
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя; самостоятельно; искать средства и пути их осуществления;
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера;
Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; использовать основные и дополнительные средства
Познавательные
Определять, какая нужна информация;
Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители;
Отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений; Оформлять и представлять полученную информацию; Проводить исследования
Коммуникативные
Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; коллективно принимаемых решений;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией; при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации
Ход занятия
Разнообразен мир окружающих нас звуков - голоса людей, музыка, пение птиц, звук проезжающего автомобиля, пролетающих самолетов и др. (сл.2)
Вопрос: какие из них живые звуки - естественные, какие искусственные? (сл. 3)
Восприятие звуков играет огромную роль в жизни человека. Их значение не ограничивается только той информацией, которую они дают непосредственно об окружающем мире и через слово. Звуки вызывают положительные эмоции, даже оказывают лечебное воздействие на организм, а шум, громкий звук даже способны привести к заболеванию.
Вопрос: как вы считаете, что нам предстоит выяснить о звуке?
(как появляется звук у живых организмов и неодушевленных, т.е. что является источником звука, как распространяется звук, чем отличаются звуки)
Опыт с камертоном и струной.
Может ли струна быть источником звука?
Почему шарик начал отскакивать от камертона?
Обсудите в парах и сделайте вывод:
1. Можно ли струну, камертон считать источником звука
2. Что вы увидели одинаковое при звучании этих тел
3. Можно ли утверждать, что в любом источнике звука тела совершают колебания
4. Дать понятие источника звука
Вывод: искусственный источник звука - тело, которое совершает колебания (частые колебания)
Практическая работа: найдите источники звука в загадках
- На треугольник деревянный
Натянули три струны, в руки взяли, заиграли –
Ноги сами в пляс пошли, (балалайка) - Пасти корову на лужок
Отправилась хозяйка,
Повесив маленький звонок
Что это? Отгадай-ка (колокольчик) - Аппарат небольшой, но удивительный такой.
Если друг мой далеко
Говорить мне с ним легко, (телефон) - Два братца
В одно донце стучатся
Но не просто бьют –
Вместе песню поют (барабан)
Это были искусственные источника звука. А как рождается звук у живых существ?
У млекопитающих и некоторых видов птиц, как и у человека голосовой аппарат принадлежит к духовым музыкальным инструментам. Т.е. звук в нем образуется за счет движения воздуха выдыхаемого из легких. При этом воздушная струя вызывает колебание голосовых связок, расположенных в гортани. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках.
Воины из племени Уламуров, запутав свои следы, спасаются от пещерного льва. Идите вперед - повелительно ответил Нео. Он остановился и опустившись на колени, припал ухом к земле. Рёв повторился. Для чего Нео припал ухом к земле?
Работа в парах: в каких средах может распространяться звук
Звук распространяется в твердых, жидких и газообразных средах (сл.4)
Вопрос: может ли звук распространяться в безвоздушном пространстве
Опыт с воздушным колоколом и звонком
Вывод: для распространения звука необходима среда, (сл.5)
Вопрос: все ли звуки одинаково воспринимаются нашим ухом. Чем отличаются голоса мужчины и женщины? (высотой звука)
Исследовательская работа в парах
- Проверить влияет материал линейки на звука
- Проверить будет ли шарик на нити источником звука
- Какое насекомое мы услышим: комара или пчелу
- Из-за чего голоса у мужчин и женщин разные
Вывод: высота звука зависит от частоты колебаний, чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук (сл.7). у детей и женщин голосовые связки тоньше и короче, чем у мужчин, поэтому они чаще совершают движение, а голос становится более высоким, (у мужчин - 44 мм, у женщин - 35 мм)
Мы узнаем друг друга по голосу, различаем звучания скрипки и рояля. Это качество звука, окраска голоса называется тембром.
Вопрос: бывают ли звуки в природе, которые мы не слышим?
Опыт со звуковым генератором
Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания, происходящие с частотой от 17 до 20000 Гц.
Работа в парах обсудите и зарисуйте, запишите, что необходимо для образования, распространения звука, и его восприятия.
Послушай: музыка вокруг,
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов гудки.
И звон пилы и топора.
Самоанализ учебного занятия по физике для 6 классов
Основные принципы реализации:
- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Задачи:
- создавать условия для развития ребёнка;
- формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;
- развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
- развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Формы и методы проведения занятия: беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа с различными источниками информации.
Методы контроля: защита исследовательских работ, выступление, проектная работа.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, приборы, таблицы. На занятии используются
наглядные пособия, технические средства обучения, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности
Личностные
- Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
- Осознавать себя гражданином страны;
- Уважать чужое мнение, определяя свою позицию
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия учеников
Регулятивные
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- самостоятельно;
- искать средства и пути их осуществления;
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему,
- выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера;
- Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять
- ошибки;
- использовать основные и дополнительные средства
Познавательные
- Определять, какая нужна информация;
- выстраивать логическую цепь суждений;
- Оформлять и представлять полученную информацию;
- Проводить исследования
Коммуникативные
Организовывать взаимодействие в группе,
- Договариваться друг с другом;
- Коллективно принимаемых решений;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с
- ситуацией;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя
- позицию,
- подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации
Подведение итогов
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
По итогам проведенного учебного занятия можно сделать следующие выводы:
- ребята успешно справились с заданием, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
- усовершенствовали навык работы по технологической карте, по представлению, проявили творческое самовыражение;
- проявили аккуратность при выполнении практической работы, дисциплинированность в ходе занятия.
Рефлексия.
подводился итог деятельности ребят, с использованием метода анализа успешности выполнения заданий и метода самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено самостоятельно выбрать звёздочку:
На занятиях были использованы мультимедийные средства обучения, поскольку они имеют ряд преимуществ:
- мотивируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают их творческие способности;
- делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны.
Шелест листьев у наклонившихся деревьев, капельки воды во время дождя, пение птичек. Изобразив эти явления природы на холсте можно вызвать ощущение свежего дуновения ветра, шум дождя и многое другое. Для детей, с их фантазией это простая задача, а если возникают трудности, то всегда можно посмотреть на детские рисунки звуков природы.
Пение птиц.
Звуки природы.
Шелест листьев, гром, шум волн, пение лягушки, весенняя капель, взмах крыла, звон крыльев комара, хруст снега.
Мелодия природы.
Звуки планеты.
Картинка для детского сада.
Детский рисунок красками.
Звук капли воды.
Детский рисунок.
Знаете ли вы как звучат поющие пески Северной Двины или Белое море, скованное льдами? Хотели бы вы сейчас закрыть глаза и представить себя у зимнего костра или в сердце лесного шторма? Есть люди, которые находят эти звуки и записывают их для нас. Мастер полевой звукозаписи Николай Терентьев о музыке Природы, умении слушать и наслаждаться моментом.
Если посмотреть на мою жизнь в перспективе, то выходит, что рано или поздно, я должен был прийти к подобному. Все векторы моих увлечений и устремлений сошлись в записи звуков дикой природы. Отец был охотником и лет с 5 брал меня в лес. С детства впитывая знания о жизни в лесу, я научился у отца главному — любви к природе. Затем, в подростковом возрасте, я увлёкся музыкой. Пришло серьёзное желание заниматься музыкой профессионально. Но внутренний голос настойчиво говорил мне что сцена — это не моё. И тогда я увидел возможность заниматься музыкой, но быть по другую сторону. Так я стал звукорежиссером. Параллельно появилась жажда путешествий и интерес к родному краю. И я стал путешествовать в одиночку — так оказалось проще быть в гармонии с природой. Занятия звукорежиссурой развивает привычку внимательно слушать всё вокруг. И оказавшись вдали от цивилизации, я не мог отказаться от привычки вслушиваться. А тут ещё мне на глаза попалось несколько статей о полевой звукозаписи… и понеслось!
Полевая звукозапись — это такое направления технического творчества, когда человек с микрофонами и аудиорекордерами записывают окружающие звуки. Необязательно это должны быть звуки дикой природы — в городе, к примеру, тоже полно интересных звуков. На мой взгляд, полевая звукозапись в принципе это занятие не менее увлекательное чем, к примеру, фотография.
Мне наиболее интересны звуки природы. Возиться с микрофонами, решать технические и творческие задачи в процессе записи… И одновременно иметь возможность отключиться от суеты и ощутить себя частью огромного бесконечного — того, что нельзя выразить словами. Собственно, это я и пытаюсь донести с помощью своего проекта. Помочь услышать, и посредством слушания полнее ощутить свою связь с природой.
Среди Ваших звукозаписей в основном преобладают звуки Севера. С чем это связано?
Я не ограничиваю себя именно Севером. Просто я здесь живу, и в данный момент активно путешествую именно по северу России, потому как считаю, что ехать за тридевять земель, не зная толком своей родной земли — не совсем правильно. Но однажды я надеюсь побывать с микрофонами и в других регионах нашей огромной страны. Например, мечтаю оказаться один ночью посреди степи, или в пустыне. Мне кажется, там можно услышать нечто совершенно невероятное.
Расскажите о ярком эпизоде, произошедшим с Вами во время поездок в поисках звуков.
Сложно выделить одно. Практически каждый раз на природе происходит необычное. Например, однажды, путешествуя по Зимнему берегу Белого моря (Зимний берег — это географическое название, путешествие проходило летом), в районе Зимних гор, со мной произошел интересный случай. Зимние горы поднимаются над морем на 60–80 метров, а иногда и выше, высокой отвесной стеной. Море и эту стену разделяет лишь узкая полоска берега — и как раз по этой береговой полосе любят гулять медведи в поисках еды, так что весь берег истоптан косолапыми. Разумеется, встреча с медведем на таком узком пространстве не очень приятна. И вот в таких условиях мне пришлось поставить палатку и заночевать.
Психологически я себя чувствовал, мягко говоря, не совсем комфортно. Но мне всё же удалось заснуть. Утром я проснулся от необычного, периодически повторяющегося звука, напоминающего сопение. Надо сказать, что в палатке бывает очень сложно правильно определить направление, откуда идет звук и расстояние до источника. Мой полусонный мозг сразу же нарисовал картину, что это медведь, будто он стоит рядом с палаткой и сопит, выражая недовольство. Осторожно, стараясь сохранять холоднокровие, я расстегнул палатку и выглянул наружу. В этот момент, наверное, стук моего сердца раздавался в ушах громче непонятного сопения. Оглядевшись, я, впрочем, никого не обнаружил. И тут снова раздался этот звук. На этот раз, находясь снаружи, я уже смог четко услышать, что идёт он со стороны моря. Это оказалась белуха — полярный дельфин. Она проплывала в 100 метрах от берега и, периодически выныривая, выдыхала струю воздуха с водой, что производило такой эффект. Можете представить ту легкость, которую я испытал, когда понял природу этого звука. Я стоял на берегу, слушал, и меня так и подмывало броситься в палатку, схватить рекордер и микрофоны и попытаться зафиксировать этот момент. Но я понимал, что не успею, поэтому просто стоял и слушал, пытаясь как можно лучше его запомнить.
Сложно сказать, сколько времени уходит на запись. Иногда пришел, поставил микрофоны, включил запись и — всё, понимаешь, что лучше уже и не сделать. А иногда можно месяцами и даже годами гоняться за звуком, а он всё время будет ускользать от тебя. Количество оборудования также постоянно варьируется в зависимости от ситуации. Иногда достаточно маленького рекордера с миниатюрными микрофонами, а порой тащишь половину рюкзака, а в нужный момент понимаешь, что не хватает. В таких ситуациях нужно просто расслабиться и наслаждаться моментом. В конце концов, в этом ведь и смысл — через слух прийти к гармонии.
Всегда ли вы заранее знаете, что будете записывать и едете в экспедицию уже в поисках нужного звука, или напротив — просто отправляетесь в путь и ждете, что интересного он принесет?
Да, бывает, что идёшь специально за звуком. А порой, просто отправляешься в путь и ждешь — что он тебе принесёт. Но бывает и такое, что пошёл за специально, а в итоге пишешь совершенно неожиданное.
Какое применение своим записям Вы видите — подходят ли они в качестве некого умиротворяющего фона, который городские жители могут включить, чтобы расслабиться и отдохнуть? Или же есть идеи совместных форм, например, на в качестве звукового сопровождения? Или, может, это всеобъемлющая звуковая летопись для сохранения неких исчезающих звуков для потомков?
Конечно, те звуки, которые появляются в моём блоге, можно слушать точно так же, как и любую другую музыку, и получать при этом эстетическое наслаждение. Почему нет? Я музыку написанную людьми воспринимаю как частный случай Всеобъемлющего Большого Звука. Иногда я тоже записываю и микширую музыку, написанную и сыгранную людьми, а в другой момент я отправляюсь в лес и пишу музыку, созданную самой природой. И последняя мне часто кажется более совершенной.
Различные выставки, перформансы и звуковые инсталляции мне тоже интересны. Но это скорее мимолётное развлечение — посуетиться, пошуметь. А смысла я в этом особого не вижу.
Какие у Вас дальнейшие творческие планы? Что бы хотели записать в ближайшее время?
Читайте также: