Как сделать звук бас гитары

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 03.09.2024

Порожек с неточно вырезанными пазами под струны может повлиять на результат, но это влияет только на открытые струны. "После того, как вы прижали струну, порожек перестаёт играть какую-либо роль" - говорит Роджер. "Если порожек слишком высокий, то струны будет тяжело зажимать в первых позициях, а интонация будет нарушена. С другой стороны, если открытая струна дребезжит, но дребезг прекращается при прижатии её на 1-ом ладу, то это признак того, что пазы в порожке слишком глубокие. Эти проблемы решаемы. При слишком высоком порожке можно углубить пазы, а при глубоких пазах можно сделать подкладку под основание порожка". После настройки прогиба и высоты порожка настраивается высота струн на струнодержателе (action). "Этот шаг зависит от того, насколько интенсивна игра басиста. Музыкант, извлекающий звук легкими касаниями, нуждается в более низком action, по сравнению с тем, кто буквально "копает" струны". Для регулировки высоты, Роджер прижимает струну на 1-ом ладу пальцем или каподастром; это исключает воздействие порожка на высоту струны.

Затем, он измеряет расстояние от вершины 12-го лада до основания струны. Роджер определяет низкий action как 1/16" для струны G и 3/32" для E, а высокий - около 3/32" (G) и 1/8" (E). Установка высоты струн A и D производится с учётом радиуса накладки. "При высоте струны G, равной 1/16", и E, равной 3/32", action для D должен быть около 5/64". Настройка интонации производится путём сравнения высоты флажолета и ноты, извлечённых на 12-ом ладу и смещения седла струнодержателя назад или вперед, в зависимости от результата. И снова - сила атаки и давление пальца на струну - очень важные факторы. "Чем сильнее вы давите на струну, тем выше звучит извлекаемая нота" - замечает Садовски. "Поэтому, если я настраиваю инструмент басиста, склонного к легкому звукоизвлечению, то и сам извлекаю ноты легко, чтобы смоделировать его атаку".

Хотя каждый инструмент индивидуален, Роджер говорит, что при правильно отстроенной интонации существует типичное расположение седел струнодержателя. "Седло струны G наиболее близко к грифу, D позади него, ещё дальше - седло струны A, затем E". В случае с 5-ти струнным басом, седло 5-ой струны находится после E, но, если струна B имеет открытую центральную жилу (contact core string), то, как правило, седло этой струны располагается ближе к грифу, чем все остальные.

Хорошие струны также играют важную роль. "Если при настроенной интонации седло одной из струн находится "не на своём месте", скажем, седло струны A полностью прижато к краю бриджа, то это может быть одним из признаков плохой струны. Обычно это устраняется заменой струны".

Как крутые профи настраивают свои басы? "Маркус Миллер и Вилл Ли занимают противоположные стороны в плане настройки своих инструментов" - рассказывает Роджер Садовски. "В начале 80-ых Маркус играл с удивительно низким action (1/16" G и 3/32" E), но он понял, что бас "не пел" с такой настройкой. Немного подняв струны, Маркус добился более широкого диапазона разборчивости. Десять лет назад Ли, который играет более агрессивно, имел одно из самых высоких action среди всех остальных, с кем я работал; его настройка была 1/8" (G) и 5/32 (E). Но, тем не менее, даже при такой высоте струн он жаловался, что его басы дребезжали слишком сильно!" Теперь Вилл Ли пользуется более разумными установками - 3/32" (G) и 1/8" (E).

Один из известных последних клиентов Роджера Садовски - Джейсон Ньюстед, который недавно заказывал семь басов Садовского: четыре 4-ех струнных и три 5-ти струнных. "Джейсон очень требовательный басист" - поведал нам Роджер. "Он чувствителен к самым небольшим изменениям в настройке и предпочитает низкий action - от 5/64" до 3/32".

Роджер предостерегает вас от соблазна идеи использования чужих параметров настройки. "Не важно, как настраивают свои басы профессионалы" - говорит он. "Важно то, чтобы настройка ВАШЕГО инструмента соответствовала ВАШЕМУ стилю игры".

1. Проверка прогиба грифа
2. Настройка прогиба
3. Измерение высоты струны над 12-ым ладом
4. Настройка высоты струн

Некоторые подробности и рекомендации по настройке бас-гитары
Эти советы написаны, чтобы помочь басистам быстро настроить свой инструмент, но они ни в коем случае не являются единственно верными и полными. Чтобы получить всестороннюю информацию, приобретите превосходные книги, перечисленные в конце. Удачи!

ШАГ 1: Установка струн

  • Очистка инструмента
  • Измерение радиуса накладки
  • Установка и настройка струн
  • Предварительная настройка интонации (в случае, если были установлены струны другого калибра или типа)

ШАГ 2: Проверка прогиба грифа

ШАГ 3: Проверка высоты струн

  • Проверьте расстояние между вершиной лада и струной
  • Дуга, образованная вершинами струн, должна повторять радиус накладки, но толстые струны должны быть чуть выше уровня этой дуги

ШАГ 4: Проверка высоты звукоснимателей

  • Зажмите струну на последнем ладу и замерьте расстояние между струной и вершиной звукоснимателя
  • Амплитуда колебания струн над звукоснимателем у грифа выше, чем над бриджевым, соответственно, необходимо учитывать этот факт, компенсируя высоту звукоснимателей

ШАГ 5: Настройка интонации

  • Сначала проверим дребезг (советы Гарри Виллиса):
  • Если после того, как вы опустили струны, дребезг проявляется только после 12-го лада, значит, прогиб грифа слишком велик. Необходимо подтянуть анкер.
  • Если дребезг присутствует только на первых пяти ладах, то гриф слишком прямой. Добавьте прогиб, ослабив анкер.
  • Если же струны одинаково дребезжат на всех ладах, то прогиб настроен правильно. Просто поднимите струны.
  • Настройте бас.
  • Извлеките флажолет на 12-ом ладу.
  • Извлеките обычную ноту на том же ладу и сравните её звучание с флажолетом.
  • Если нота звучит выше, чем флажолет, то подвиньте седло струнодержателя дальше от грифа.
  • Если же нота звучит ниже флажолета, то подвиньте седло ближе к грифу.
  • Новые струны имеют свойство растягиваться в течение одного или двух дней, поэтому необходимо периодически проверять точность настройки.

Примечание: Струны с открытой центральной жилой требуют, чтобы седла струнодержателя были ближе к грифу, чем при использовании обычных струн.

Вот и всё. Теперь можно играть!

Литература:

Dan Erlewine "Guitar Player Repair Guide, 2nd Ed."
Hideo Kamimoto "Electric Guitar Setups"
Различные Интернет-ресурсы, включая сайты Fender и Gibson
Frank Heisler "Intonation guide courtesy"
Советы Gary Willis'а

Настройка
Я предпочитаю настраивать бас с помощью тюнера. Конечно, это не единственно верный способ; настраиваться можно и по слуху, и по флажолетам, а некоторые басисты практикуют настройку по положению колков :) Тюнер может быть отдельным устройством или компьютерной программой. Один из лучших (на мой взгляд) программных тюнеров Tune It! 2.0 можно скачать отсюда . Таблица расположенная ниже, поможет вам максимально точно настроить свой инструмент.

Жирным шрифтом отмечены частоты открытых струн для 4-х струнного баса со стандартным строем E-A-D-G, а жирным красным выделена частота дополнительных струн для 5-ти и 6-ти струнных бас-гитар (строй B-E-A-D-G и B-E-A-D-G-C соответственно). При необходимости таблицу можно расширить. Формула проста - частота ноты, умноженная на 2, даст частоту той же ноты октавой выше. Пример: частота ноты A (Ля) третьей октавы - 880*2=1760 Гц.

Относительно настройки интонации:

  • Если ваш инструмент имеет 24 лада или более, то настройка интонации будет более точной, если сравнивать флажолет и ноту, извлеченные на 24-ом ладу.
  • Точность настройки интонации и прогиб грифа необходимо проверять после каждой замены струн, даже если вы поставили струны той же марки, того же калибра и типа. Всё потому, что металл растягивается, и, в итоге, натяжение старого комплекта струн оказывается чуть ниже, чем нового, что не может не сказаться на настройке.
  • Чем больше прогиб грифа и высота струн на порожке и бридже, тем сложнее настроить интонацию (вплоть до полной невозможности точной настройки по всем ладам).
  • Прогиб, высота порожка, натяжение и высота струн влияют на конечное положение седел струнодержателя. Чем выше эти параметры, тем дальше от грифа приходится отодвигать седла. Если вы столкнулись с ситуацией, когда седло струнодержателя максимально отодвинуто от грифа, а нота все равно звучит выше флажолета, то попробуйте уменьшить высоту "проблемной" струны и/или прогиб грифа. С такой ситуацией можно столкнуться, устанавливая струны с высоким натяжением (как правило, это струны с калибром больше "стандартного" .045-.105 или струны с толстым сердечником. Некоторые производители, например D'Addario, указывают натяжение каждой струны на упаковке).


От баса зависит многое, он может сделать звук вашего трека очень дорогим, и в то же время очень дешевым.

Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание делая сведение баса, как сделать звук менее мутным, устранить нежелательные звуки и реверберацию, а также подружить бочку и бас.

Серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2.

Частотные диапазоны баса

Главное правило при работе с басом — аккуратность превыше всего. Не нужно наваливать и выкручивать эквалайзером низ: микс заплывёт басом, станет мутным и неприятным. Несмотря на название, большая часть правок при работе с инструментом придётся на средние частоты.

Нижний низ

Сделать бас чище в миксе можно простой фильтрацией — достаточно установить фильтр на отметку в 40 Гц. Многое здесь зависит от стиля музыки, но выше лучше не лезть — бас станет слишком скудным и плоским, полезет на территорию гитар.

Тем не менее, если басу все-таки нужно тонкое звучание, усильте диапазон от 50 до 100 Гц — так вы получите своего рода тонкость в нижнем низе. Главное не переусердствовать: чем больше низких частот, тем мутнее микс. Будьте очень аккуратны, мутность — отличительная черта любительских миксов.

Равномерное усиление баса

Для усиления присутствия баса в миксе, можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.

Середина

Усиление низких частот баса постепенно делает микс мутным, грохочущим и неразборчивым. Чтобы бас пробился через микс нужно работать выше — ищите желаемое в районе 250 Гц. Тем не менее не редки случаи, когда обработка края нижней середины устраняет мутность не полностью.

Только из-за одного названия, нельзя игнорировать у баса частоты выше нижнего низа. Никогда не забывайте о важности средних частот — именно здесь живёт панч и читаемость баса, обработка этого диапазона улучшает атаку. Усиление в районе 600-900 Гц (все зависит от инструмента и того, как он записан) сделает саунд баса более сияющим. Эффект от такого усиления заключается в том, что микс не страдает от низкочастотного грохота, но слушатель чувствует объем каждого звука баса.

Столкновения частот

Яркость

Некоторые звукорежиссеры любят, когда бас звучит ярко. Если инструменту нужно добавить подобной яркости и чистоты, усильте частоты в широком диапазоне 1-4 кГц. Забираться выше не нужно — бас зашипит и станет слишком шумным и плоским.

Автоматически срабатывающий фильтр

сведение баса

В низких частотах больше энергии, чем в высоких. Когда дело доходит до компрессии, активацию компрессора вызывает какой-то звуковой сигнал, но компрессору все равно на его частотную составляющую. Получается, что весь спектр частот в сигнале приводит компрессор в действие, но иногда это приводит к проблемам: после сжатия кажется, что в миксе или сигнале слишком много низа. Так как мы говорим о басе, то низ может слишком сильно выпирать вперёд.

Чтобы победить это, можно схитрить: сделать так, чтобы низкие частоты не приводили компрессор в действие, но при этом проходили через него. Для этого компрессору понадобится сайдчейн-посыл с BP-фильтром или сайдчейн с определённым диапазоном частот. В модуле компрессора iZotope Neutron 2 присутствует функция Detection Filter, которая может помочь нам.

На изображении выше компрессор работает в стандартном однополосном режиме. Тем не менее рядом работает HP-фильтр, настроенный на отметку 400 Гц. За счёт участия в схеме Detection Circuit, фильтр отсекает низкие частоты из попадающего на сайдчейн сигнала, но не из всей звуковой цепи.

Активация сайдчейна бочкой

сведение бас-гитары

В большинстве музыки бочка и бас играют одновременно, особенно на сильную долю. В моменты, когда они звучат вместе, в миксе появляются два инструмента, занимающих низкочастотный диапазон, при этом бас ещё и отличается большим сустейном. Чтобы избежать столкновений и борьбы за диапазон, нужно сделать так, чтобы бочка давала атаку, а бас сустейн.

Такое разграничение обязанностей возможно, если настроить компрессор так, чтобы он быстро ослаблял бас при появлении бочки. Звучит несколько сложно, но методика очень проста. Сделать это можно в любом компрессоре с поддержкой сайдчейна (Waves, стандартные плагины DAW), мы же рассмотрим пример на основе Neutron 2.

Поместите Neutron на дорожку баса и активируйте в нём компрессор. Задействуйте сайдчейн, связанный с внешним источником сигнала (Ext Full) — так вы направите в компрессор сигнал с другого трека, минуя какую-либо фильтрацию.

В качестве основного входа плагина выступает шина Bus 3, на которую приходит сигнал бочки. Благодаря маршрутизации компрессор ослабит бас при каждом ударе бочки, а мы получим желаемый результат: атаку от бочки, сустейн от баса. Конкретные настройки компрессора назвать здесь сложно — все индивидуально и зависит от того, как сильно вы хотите оттенять бас.

Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов

сведение баса

Здесь пригодится транзиент-шейпер, в чьих силах изменить атаку и сустейн. На изображении выше редактор транзиентов работает в многополосном режиме: первая полоса активирована, вторая — нет, третья активирована, но в режиме байпаса. Полоса 1 настроена на частоты ниже 500 Гц — все, что находится до этой отметки усиливается на 4 дБ слайдером Sustain. Благодаря этому происходит обработка только сустейна в нижнем диапазоне, все остальные частоты остаются нетронутыми.

Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс

винтажный бас

Басист и звукорежиссеры любят звук баса, записанный на аналоговую плёнку. За счёт аккуратной компрессии и обертонов, звучание баса отлично укладывается в микс. Если вы относитесь себя к ценителям винтажного саунда и мечтаете о характерном аналогово-пленочном звуке, вам не придётся покупать кассетную деку — достаточно модуля Exciter в iZotope Neutron 2.

Чтобы эмуляция плёнки была правдоподобнее, работайте в однополосном режиме. После активации плагина, добавьте в интерфейс модуль эксайтера, на X-Y контроллере выставите режим Tape, и настройте звук слайдером Drive. Когда в сигнале появится хорошо заметные перегрузки и искажения, сместите слайдер немного назад.

Укрощение случайных особо низких звуков

эквализация баса

эквализация баса

Активируйте в эквалайзере первую полосу обработки, переведите её в режим работы Dynamic Mode. Сделайте вырез в районе 80 Гц — в нашем примере в этом месте появляется огромное количество лишнего сигнала. Следом за этим добавьте статичный HP-фильтр на частоте 23 Гц — так вы минимизируете грохочущие суб-басовые частоты у всего инструмента.

Устранение мутности

Суть метода проста: усиление частот одного инструмента должно компенсироваться ослаблением тех же частот другого инструмента. К примеру, вы усилили частоту 95 Гц у баса, значит эту же частоту нужно зеркально ослабить у бочки. Такой подход минимизирует столкновения частот этих инструментов — бочка и бас не будут бороться за одни и те же частотные диапазоны.

Сделать такую зеркальную обработку можно любыми эквалайзерами, установленными у вас в системе. Если вы используете эквалайзер Neutron 2, то жизнь становится ещё проще: в эквалайзере предусмотрена инверсивная обработка частот — плагин автоматически усилит или ослабит частоты на соседней дорожке.

эквализация баса

На изображении выше бочка выбрана в качестве источника маскировки (Neutron работает на дорожке бочки). Кнопка обратной связи (Inverse Link) активна — плагин автоматически ослабит или усилит частоты баса при обработке кика.

Быстрая параллельная обработка

параллельная компрессия баса

Параллельная компрессия и параллельная сатурация — популярные методики обработки и улучшения бас-гитары. Для их применения этих методик в DAW потребуется несколько шин и посылов, и правильная маршрутизация сигнала. При работе с Neutron 2 обработка становится проще: каждый модуль плагина оснащен мастер-ручкой Mix для независимой и параллельной обработки до 6 эффектов без каких-либо дополнительных настроек.

На изображении видно, что у каждого модуля присутствует собственный вертикальный слайдер (обратите внимание на выделенное красным место). К слову, скриншот демонстрирует смесь агрессивной компрессии и активной сатурации, чьё соотношение настроено тем самым слайдером Mix.

Бас-гитара — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, но допустима и игра медиатором. В сочетании с ударной установкой создаёт ритм-секцию.

Электрическая бас-гитара внешне и конструктивно схожа с электрогитарой (акустическая — с акустической), но имеет более массивный корпус и гриф, а также большую мензуру. В основном на бас-гитаре используют 4 струны, но существуют варианты и c большим количеством.

1.jpg

В связи с конструктивными отличиями бас-гитары, присутствуют некоторые особенности в отстройке и уходе за инструментом.

Как настроить бас-гитару

Для того, чтобы правильно настроить бас-гитару, необходимо знать, в какие ноты должны попасть открытые струны. Выделяют следующие типы строя этого музыкального инструмента:


Что потребуется

Для того, чтобы настроить бас, могут потребоваться разные предметы в зависимости от способа настройки. Это могут быть:

  • вилочковый камертон;
  • фортепиано;
  • тюнер-прищепка;
  • универсальный портативный тюнер;
  • программный тюнер для компьютера со звуковой картой.


Пошаговый алгоритм действий

В основе настройки бас-гитары, как и любого другого щипкового струнного инструмента с колковым механизмом, лежит принцип сравнения исходного звука, издаваемого струной, с неким эталоном. Если бас гитара настроена правильно, возникнет унисон – единство звучания, когда звук, издаваемой колеблющейся струной, совпадёт, сольётся с эталонным звуком.

Если этого не случится, музыкант отпускает или натягивает струну вращением флажка на колке.

С помощью тюнера


Тюнер – это электронное устройство, которое считывает звук, издаваемый струной бас-гитары, и сравнивает его с эталонной частотой, которая вшита в микросхему прибора. Тюнеры бывают двух типов: одни имеют микрофон, другие специальный разъём для гитарного кабеля. Главное преимущество микрофонного тюнера – универсальность, с его помощью можно настроить акустический бас. Однако в условиях шума и посторонних звуков намного лучше показывает себя тюнер, который считывает информацию со звукоснимателя.

Стрелка или цифровая индикация показывают, что струна звучит выше или ниже. Настройку продолжают до тех пор, пока не добиваются полного совпадения с нужной нотой.

Во многих тюнерах правильный звук обозначается миганием зелёного диода для простоты восприятия.

Программный тюнер по принципу действия ничем не отличается от портативного, только устанавливается на компьютер со звуковой картой, куда гитара подключается с помощью кабеля.

Среди гитаристов, ценящих мобильность, немалую популярность приобрели тюнеры-прищепки. Они крепятся на гриф бас-гитары и воспринимают вибрации, которые с помощью пьезоэлемента переводятся в электрические сигналы. Последние сравниваются с эталонным звуком, после чего на дисплее высвечивается результат.

При помощи программных тюнеров

Самой простой и удобной считается настройка бас-гитары онлайн при помощи тюнера. Он представляет собой компьютерную программу, работающую за счет микрофона, позволяет быстро наладить звучание. Дополнение в виде подключенного к микрофону баса через линейный вход оптимизирует задачу.

Порядок действий несложный:

  • подключить гитару к микрофону;
  • отрегулировать последовательно все струнки;
  • как только звучание будет идеальным, нота на компьютерной программе приобретет зеленый цвет и можно двигаться дальше.

Звучание инструмента может быть нарушено из-за неправильного прогиба грифа. К этому приводит разная сила натяжения струн, регулировка которой выполняется анкерными болтами. Только убедившись, что с грифом все в порядке, можно приступать к работе с изделием.

Бас-гитара пользуется популярностью не только у рок-звезд, но и у многих талантливых музыкантов, поэтому технику настройки знать необходимо. Если она выполнена по всем правилам, при воспроизведении музыкальной композиции инструмент будет выдавать звуки без дребезжания.

С помощью флажолета

Использование флажолета более эффективно. При регулировании инструмента руки остаются свободными. Перед работой лучше установить новый комплект, выстроить изделие по октавным флажолетам.

Перед тем как выполнять настройку бас-гитары на 4 струны, рекомендуется обучиться правильному извлечению флажолетов.

При помощи камертона

Способ заключается в том, что при помощи камертона выполняется регулировка одной струны, относительно которой настраиваются все остальные. Поскольку инструмент отличается тихим звучанием, настройка бас-гитары выполняется при подключенном звукоусилителе или компрессоре. Можно подсоединить ее к компьютеру, используя микшер. Для точного регулирования пользуются медиатором.

На слух

По окончании манипуляций инструмент должен чисто воспроизводить звук. Минус способа в том, что струны могут подтягиваться при нажатии пальцами.

Строй бас гитары

Немного справившись с обуревающим волнением, вспомним, что наша новая бас-гитара, взяв своё начало в старомодной, но до сих пор не забытой шестиструнной подружке, прошла длинный и сложный путь эволюции, прежде чем попасть в наши благодарные руки, и, как и любой другой музыкальный инструмент, горячо нуждается в бережном обращении и точнейшей настройке звучания. Только правильно настроенный инструмент будет выдавать вам чистый звук плотного баса. Поэтому для того, чтобы это сделать, нужно знать, каков эталонный строй бас гитары.

Какой строй на бас гитаре

Какой строй на бас гитаре стандартно, известно всем музыкантам. Не отличаясь ничем от стандартной шестиструнной ретро гитары, бас всё же настраивается с заметным отличием – на целый тон ниже обычного инструмента. Оговорю сразу всенепременные действия, которые призываю вас проделать перед настройкой гитары, ничего сложного нет, а инструмент зазвучит в разы приятнее:

  1. Окиньте взглядом деку и гриф, поищите плохо закрученные болтики, и если вдруг обнаружите – обязательно притяните накрепко к корпусу.
  2. Не скупитесь на качественные струны. Пусть производители качественных струн выставляют достаточно дорогой ценник, но, выбрав наиболее подходящие, вы одним махом обезопасите и себя, и инструмент, и даже, если присмотреться, — неплохо сэкономите, ведь покупать некачественные струны вам придётся чаще.
  3. Даже если вы тщательнейшим образом проверяли инструмент при покупке, — проверьте ещё раз, нет ли трещин, вмятин, вздутий или любых других деформаций на грифе, и убедившись, что нет, — протрите его сухой мягкой тряпкой или специальной салфеткой. Теперь можно приступать к настройке.

Настраивать будем любым из общеизвестных базовых трёх способов: полагаясь на свои уши (если музыкальный слух уже выработан), используя тюнер, или же присев рядом со специальной компьютерной программой. Новичку я бы посоветовала последний способ, ведь именно так вы быстрее натренируетесь настраивать гитару без каких-либо сторонних девайсов.

Как настроить бас гитару 4 струны

Впервые задавшись вопросом, какой строй четырехструнной бас гитары, надо знать, что базовый строй любого басиста – EADG (E – ми, A – ля, D – ре, G — соль). Его в основном и имеет стандартная бас-гитара, начиная с четвёртой, толстой струны, до первой – тонкой, хотя и существует несколько иных вариантов строев. Свои 4 струны бас-гитара исторически взяла от контрабаса. Теперь, чтобы понять, как настроить бас гитару 4 струны — начинаем с эталонной ноты Ля. Одолев её, переходим к третьей струне, вращая до тех пор, пока открытая струна А не будет звучать идеально. Дальше проще – четвёртая струна – 5 лад, третья – открытая, и добиваемся унисона. Аналогично поступаем, зажимая третью на 5 ладу, и слушаем унисон с второй открытой. И так же с первой струной – она открыта, вторая зажата на 5 ладу.

Как настроить бас гитару 5 струн

Справившись с 4-х струнной подругой, смело можем расширять свои горизонты и учить строй пятиструнной бас гитары. Как настроить бас гитару 5 струн, зная, что эталонный строй должен выглядеть как BEADG? Всё просто. B – это нота Си. Новичкам проще будет использовать тюнер.

Как настроить бас гитару 6 струн

Модель шести струн будет выглядеть так: BEADGC, где последняя тонкая струна иногда настраивается на Си.

D Tuner. Волшебная штучка.

Говоря про настройку бас гитары заодно хотелось бы рассказать про такую вещь, как D Tuner (честное слово не знаю, как она называется по-русски).

По факту D Tuner – это такой хитроумный колок, который устанавливается на место последнего колка и движением небольшого рычажка позволяет опустить натяжение струны ровно на тон. В итоге, лёгким движением руки мы получаем Drop D, без телодвижений с тюнером. Вещь однозначно нужная тем, кто играет в разных строях, в разных группах и.т.п. Основной производитель компания Hipshot.

d tuner гаджет, который позволит не думать о том, как настроить бас гитару в пониженный строй.

Эта хитроумная штуковина бывает в различных исполнениях и подбирается для каждого баса отдельно. Некоторые D Tuner-ы позволяют опускать струну в несколько положений: в Ре и в Ля, например. В общем, есть о чём помечтать, и есть с чем поэкспериментировать. Штучка достаточно хитроумная и сложная в изготовлении. Почти ювелирное изделие, поэтому цена соответствующая. Купить D Tuner можно в магазине Томанн.

Как настроить мензуру на бас гитаре

Напоследок пробежимся по более углублённым деталям. С мензурой дела обстоят проще – на дешёвых моделях она не отстроена вовсе. Настаиваем её так: поместив гитару на горизонтальную поверхность, стараемся отладить звучание всех открытых струн, двигая седло всегда ближе к верхнему порожку, и справляемся с задачей, как настроить мензуру на бас гитаре. Как крутить анкер на бас гитаре, вообще говоря, лучше сильно не вникать, если точно не уверены в собственном мастерстве настройщика и гитариста, и в случае малейшего страха доверить свой инструмент специалистам. Если всё-таки нужно – то, досконально разобравшись в вопросе как настроить анкер на бас гитаре, приступаем к работе. Прежде всего, сперва отрегулируйте прогиб грифа, а потом, нежно, прислушиваясь, крутите анкер.

Выводы

Точная настройка бас-гитары – залог правильной игры как во время учёбы, так и при профессиональном исполнении композиций. Одним из самых удобных способов является настройка по тюнеру.

Образование:Государственный музыкально-педагогический институт им.М.М.Ипполитова-Иванова (класс преподавателя Р.Мамедкулиева). Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.


1


2. Инверсии

Безошибочный способ добавить мяса в результирующее звучание – это продублировать партию, пользуясь при игре разной аппликатурой. Попробуйте сыграть одну и ту же последовательность аккордов двумя разными способами: первый раз так, как изначально задумано, а второй раз – с обращениями (например, вместо баррэ сыграть открытый аккорд).


3. Удержание интереса


4. Струны


5. Использование пониженных строёв

Как известно, пониженный строй даёт гитаре более жирное, мясное звучание. Даже если Ваша песня сделана в обычной тональности, запросто можно добавить к ней побольше мяса, если записать некоторые треки в пониженном строе. Попробуйте перестроить гитару в Eb или drop D, только не забудьте транспонировать партию, чтобы ноты играли корректно и в нужной тональности.


6. Выбор динамиков


7. Создавайте мощь руками, а не усилителем

Andy Sneap: «Теперь есть усилители с хай-гейновой сатурацией, где можно сразу накрутить мощный жёсткий звук. Однако, вся эта энергия и напор должны рождаться в руках музыканта, а не в усилителе. Если играть с минимально возможным гейном, то звучание будет наиболее прозрачным и читаемым.


8. Используйте щадящие уровни громкости

Alain Johannes: «Думаю, что для записи не нужны огромные и громкие усилители. Далеко не все микрофоны могут нормально передать такие уровни. Лучше использовать хорошие модели более скромных размеров, громкость которых не разрывает перепонки. Возьмите, к примеру, хороший джазовый альбом, и Вы услышите, какое чудесное и большое звучание у барабанов. Но это всего лишь играет маленькая установка, подзвученная одним или двумя ламповыми микрофонами и немного скомпрессированная. Но, зато эти микрофоны захватили полный частотный диапазон и ничего не разрушено избыточной громкостью.

Что происходит, когда ушам слишком громко? Они глохнут. Вот поэтому мне и нравятся маленькие усилители. В случае, если приходится пользоваться большими аппаратами, я стараюсь устанавливать на них достаточно умеренную громкость. Тогда, открывается широкий доступ к большому диапазону самых разных микрофонов (например, ленточным), благодаря которым можно добавить глубину, богатство и фактуру, недоступную динамическим моделям.


9. Запись дабл-треков

Дабл-треки – это один из самых известных и простых способов добавить объём и вес в любую гитарную запись. Принцип до безобразия прост: нужно просто два раза записать одну и ту же партию. Главное условие – обе партии должны играть синхронно друг другу. Если пренебречь этим аспектом, то пострадает фактура риффа, возникнет суета в стереопространстве и вместо ожидаемого объёма и веса получится обычная каша.


10. Запись акустического звучания струн

При желании, Вы можете добавить к электрическому звуку перкуссионный эффект, аналогичный тому, что мы слышим в звучании акустической гитары. Для этого нужен конденсаторный микрофон (поскольку струны электрогитары сами по себе звучат очень тихо), расположенный на расстоянии достаточном, чтобы не задевать рукой. Конечно, нужно учитывать, что он может подхватить и лишние звуки. Например, дыхание, сопение, топот или урчание в животе.


11. Два трека хорошо – четыре трека плохо?

Итак, если дабл-трек создаёт более широкое и жирное звучание, то квадро-трек, наверное, даст ещё более массивный звук? Не всегда. При правильном подходе, они могут добавить динамику в аранжировку, заставляя инструменты звучать очень широко. В противном случае, вместо ширины и веса Вы получите грязную стену перегруженных гитар. Узнаем, что по этому поводу говорят профессионалы:


Andy Sneap: «Возможно, в запевах будет два трека, но когда дело дойдёт до припевов, то будет уже четыре дорожки, чтобы создать ощущение некоего подъёма. Также можно поискать другие обращения аккордов, чтобы звучание стало пообъёмней. Если сразу начинать с четырёх треков, можно быстро закончить потерей читаемости исполнения. Фактически, я предпочитаю работать с двумя треками, нежели с четырьмя. Я хочу слышать атаку в нотах. Многие люди думают, что чем больше – тем лучше, но, на мой взгляд, это может привести к хорусоподобному звучанию из-за расхождений в настройке гитар и смазанности исполнения из-за ритмических отклонений во время игры.


12. Используйте разное оборудование и инструменты

Помните, что мы недавно говорили о маленьких изменениях в настройках аппаратуры и о том, какое большое влияние они могут оказать на итоговое звучание? Изменяя конфигурацию своего оборудования между записями треков, Вы легко можете получить широкую гамму самых разных тембров. Пробуйте разные гитары, звукосниматели, усилители и микрофоны. Это добавит интерес и разнообразие, удерживая внимание слушателя.

13. Не копируйте

Подавляйте искушение просто скопировать один и тот же файл на множество слоёв. Ничего хорошего из этого выйдет, поскольку везде будет одинаковый спектр. В некоторых случаях, это может привести к эффекту противофазы, что никак не поспособствует полноте и мощности звучания.


14. Используйте дилэй на соло


15. Запись двух усилителей одновременно

Если у Вас есть два разных усилителя, то можно попробовать записать их одновременно – фактически, будто это одно устройство. Для этого, нужно разделить гитарный сигнал (например, воспользоваться сплиттером) и подать его на усилители. В идеале, они должны быть изолированы друг от друга. Конечно, эта методика не даёт такой же тип расширения, как настоящий дабл-трек, но, тем не менее, предоставляет Вам более объёмную гамму полезных тембров.


16. Экспериментируйте со своим оборудованием

Стоит сказать, что многие именитые музыканты используют при записи альбомов, в том числе, и дешёвую полулюбительскую аппаратуру. Благодаря ей, можно увеличить тональную палитру, добавить агрессии и решить некоторые проблемы, связанные с читаемостью отдельных партий.


17. Не стесняйтесь использовать эмуляторы!


18. Добавляйте живой воздух…


19. …Или создавайте свой собственный


20. Записывайте чистые треки


21. Работайте со спикосимуляторами

Многие гитарные усилители имеют прямой выход сигнала, так сказать, минуя кабинет. Звучит это не самым лучшим образом, однако, такие треки могут быть очень полезными при дальнейшем микшировании. Их можно обработать спикосимуляторами и получить широчайшую гамму самых разных тембров.


22. Правильно выбирайте расположение микрофона

Микрофон и его размещение имеют огромное влияние на тембр и характер звучания гитарного усилителя. Фактически, здесь нужно принять два основных решения: напротив какой части динамика будет расположен микрофон, и на каком расстоянии. Расположив его по центру, получите более яркий звук. Сместив к краю – более тёмный. Изменяя расстояние, получите то ли иное количество окружения.


23. Вдумчиво подходите к размещению элементов в миксе


24. Избегайте наращивания низких частот

Распространённая проблема при записи и микшировании тяжёлых гитар – это наращивание низких частот. Зачастую, спектры баса и гитары перекрываются, низкие частоты сталкиваются друг с другом, создавая в миксе неразборчивое гудящее звучание. Если это возникло, пробуйте срезать с гитар частоты ниже 120 Гц.


25. Используйте автоматизацию

Кроме всех остальных достоинств, плагины позволяют нам изменять свои параметры в процессе воспроизведения песни. Эти изменения можно записать в DAW и затем использовать для развития аранжировки.


26. Сохраняйте средние частоты


Кто есть кто

Romesh Dodangoda владеет студией Longwave Studios в городе Кардифф. В последнее десятилетие он стал востребованным продюсером и микс-инженером на британской рок-сцене. Он работал с такими группами, как Twin Atlantic, Bullet For My Valentine, Funeral For A Friend, Sylosis и многими другими.

Tom Dalgety является продюсером и микс-инженером, его услугами пользовались такие известные коллективы, как Band Of Skulls, Opeth, Turbowolf, The Macabees, Royal Blood.

Joey Sturgis начал заниматься записью рок-групп в 2004 году, и с тех пор он помогает ковать саунд современного металкора. Он работал с такими группами, как Asking Alexandria, Miss May I, Emmure, Blessthefall и многими другими. Кроме того, у него есть собственная компания по разработке плагинов - Joey Sturgis Tones.

Andy Sneap начинал с такими титанами, как Arch Enemy, Megadeth, Exodus и Machine Head. Теперь он один из самых известных в мире метал-продюсеров. Энди владеет студией Backstage Studios в Йоркшире и сотрудничает с компанией Toontrack.

Alain Johannes работал как микс-инженер и продюсер с такими исполнителями, как Chris Cornell, Arctic Monkeys, Jimmy Eat World, Hilary Duff, Kelly Clarkson и многими другими. Кроме того, он работал туровым звукорежиссёром с огромным количеством разных групп и исполнителей, включая Queens Of The Stone Age и Them Crooked Vultures.

Читайте также: