Как сделать узконаправленный свет

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 02.09.2024

Свет и работа с ним — одна из важнейших тем, которую надо разобрать для того, чтобы снимать видео качественно. Перебор со светом или же его отсутствие могут испортить всю вашу прекраснейшую композицию, сценарий и задумку. В то же время именно свет помогает снимать качественные ролики даже на телефон.

  • C-stand — стойка, использующаяся для крепления различных модификаторов света, таких как отражатели, рассеиватели, флаги и т.д.
  • Отражатель — позволяет отражать попадающий на него свет. Часто используется в качестве заполняющего источника света
  • Рассеиватель — сделан из прозрачной ткани, которая рассеивает попадающий на неё свет, тем самым смягчая его и уменьшая изначальную мощность
  • Флаг — сделан из ткани чёрного цвета, которая блокирует любой попадающий на неё свет
  • Соты — модификатор света, позволяющий ограничивать угол распространения светового потока
  • Софтбокс — устройство, которое сочетает в себе одновременно рассеиватель и отражатель (и иногда соты). Замкнутая полость различной формы (бывает в виде шара, параллелограмма, и т.д.), внутри которой заключён сам источник света.

Нужный эффект достигается путём изменения подсветки на противоположной стороне объекта. Источник света направлен на заднюю сторону объекта, а не на переднюю, заставляя, тем самым, тени двигаться в сторону камеры.

Такая схема будет лучше всего работать с предметом, который стоит немного вне оси. А свет создаст контраст между объектом и фоном, сведя к минимуму необходимость подсветки.

Такая схема идеально подойдёт для съёмки музыкальных клипов. Причём для реализации этой крутой схемы вам понадобится минимум освещения.

Этот метод состоит из освещения объекта через рассеиватель и двух жёстких задних фонарей, чтобы создать эффект увеличения объекта, который добавит энергию изображению.

Основная цель этой схемы — устранить большинство теней на лице вашей модели, что, конечно, сильно отличает её от более кинематографических стилей освещения. Зато такое освещение поможет скрыть пятна на лице и подчеркнёт скулы, поэтому оно популярно в сфере бьюти.

Как поставить свет? Поместите большой мягкий источник непосредственно над объектом сверху и залейте тени под подбородком с помощью отражателя. В качестве основного источника в этом случае часто используется кольцевой свет.

О да, это та самая схема, которая поможет вам сделать божественное освещение, которое как-будто сияет из окна. Этот эффект создается путем… реального окна :)

Размещаем яркий жёсткий источник света за пределами окна так, чтобы свет проходил в комнату, в которой вы снимаете. Затем используйте небольшое количество дыма в комнате, чтобы светлые полосы были видны в камере. Этот эффект будет отлично работать как фон для объекта или же подойдёт для того, чтобы скрасить скучный интерьер.

Классический вид постановки, который поможет осветить сцену, подчеркнуть детали и придать пространству трёхмерный вид.

Камера располагается непосредственно перед объектом, используется два источника света с каждой стороны камеры — основной и точечный. Третий источник света находится позади объекта и используется для контраста с фоном.

Минусом данной схемы является простота и скука. Если вам не хочется использовать такую простую механику, а хочется оживить картинку, есть ещё три варианта ниже.

Для более драматичного силуэта попробуйте схему Backlight Plus Bounce. Здесь ключевой источник освещения размещается прямо за объектом. Заполняющий свет помещается прямо перед объектом, чтобы вывести тени. Если вы не будете использовать заполняющий свет, объект будет полностью затемнён.

Если же вам нужен максимально мягкий свет, который очень красиво обволакивает объект, попробуйте схему Book Light.
Основной источник в этой схеме обычно находится сбоку от камеры и направлен на отражатель. Но прежде чем достичь объекта, отражённый свет проходит через прозрачную шёлковую ткань, помещенную между отражателем и объектом, за счёт чего создается мягкий рассеянный свет.

Такое освещение названо в честь великого живописца, который часто использовал его в своих портретах. Суть этого метода заключается в том, что на затенённой щеке вашей модели необходимо создать перевёрнутый треугольник света. Это освещение сильно украшает лицо, и оно необходимо, если у модели высокие скулы.

Этот вид освещения можно создать с помощью одного источника света. Его необходимо расположить под углом примерно в 45 градусов в полутора метрах над головой от модели и порядка двух метров спереди со стороны камеры.

Почему примерно? Потому что частично зависит от используемого источника освещения и строения лица человека. Не секрет, что глаза могут быть выпуклыми или глубоко посаженными. Однако такой свет подойдёт не каждому лицу, поэтому для начала протестите на конкретной модели.

Зачем это нужно? Во-первых, если вы умеете видеть свет, то вы без проблем сможете повторить любую схему света. И это ваше главное преимущество.
Во-вторых, вы точно будете знать, какие приборы и какой мощности брать на съёмку. В-третьих, зная как работать со светом, вы можете при помощи свето-теневого рисунка рассказывать историю. При помощи света вы можете передавать настроение персонажа, его переживания.

— Посмотрите на блик в глазах
Самое простое правило, которое позволит прочитать вам любую схему света, а также понять, что за рассеиватель был использован. По глазам можно понять, как был расположен источник света, насколько большой он был, как далеко он стоял от предмета или человека.

По форме блика можно понять, что за модификатор использовали. Четырёхугольник — софтбокс, почти идеальный круг — октабокс. Полное отсутствие блика в глазах говорит о двух вещах, что это был источник мягкого света большой площади. Это может быть или окно, или фрострама.

— Смотрите на тени
Очень просто читать схему по теням в кадре и на лице. Если одна часть хорошо освещена, а вторая проваливается, создавая контрастное изображение, то источник стоит со стороны светлой части лица.

По характеру тени можно понять, мягкий или жёсткий свет был поставлен при съёмке. Если тень есть, но границы не прорисованы, то использовали мягкий источник освещения. При контрастной и чёткой тени — жесткий источник света.

При кадрах в полный рост, смотрите на тень, которую отбрасывает модель или предмет. Если тени практически нет или она выражена не явно, то с противоположной стороны использовался заполняющий свет. В той ситуации, когда вы видите чёткую тень с ровными, читаемыми краями — использовался один источник.

— Блик от контрового света
Посмотрите на контровой свет на модели, а точнее на его форму и мощность. Если вы видите крупное пятно света, которое мощнее, чем рисующий, значит мощность была выставлена выше, чем у основного источника света. Помимо этого, сам контровой свет находился рядом с моделью.

Нечеткая, еле видная линия света по контуру модели говорит в первую очередь о том, что источник находился на достаточно большом расстоянии от объекта съёмки.

Чтобы определить, был ли контровой свет, смотрите на контуры объекта съёмки. Если это человек, то приглядитесь к волосам и скулам. На них лучше всего видно, есть ли контровый свет.

— Фоновый свет
Читать свет на фоне проще, чем на человеке. Если бэкграунд освещен равномерно, то это просто заполняющий фоновый свет, который создан для того, чтобы просто рассказать о локации.

Если посмотреть на те видео, что вы видите на нашем канале, тот тут больше работают точечные источники освещения. Их основная функция, подсветить небольшие участки, чтобы фон не проваливался в черноту. Помимо этого, еще одна функция такого света — он помогает лучше отделить модель от фона и придать глубину картинки.

— Размытый ли фон?
Понять, насколько мощный источник освещения используется можно по заднему фону. Если он размытый в хлам, то скорее всего это использовали маломощные источники освещения или работали с тем светом что есть вокруг.

Но помните, что такой способ хорошо работает только со сценами в помещениях, при том небольших. В первую очередь потому, что на больших локациях (город или огромный павильон) он будет размыт при любых условиях. И дело тут не в том, что команда использовала открытые диафрагмы. Просто, чем дальше объект съёмки от фона, тем сильнее будет размыт задник и тут диафрагма не играет большой роли. Дерево, находящееся от объекта съёмки в 200 метра будет размыто, что при диафрагме 4, что при F16.

Главное правило для чтения световых схем — постоянная практика. Чем больше вы будете анализировать разные картинки, тем проще вам потом будет разбираться в постановке света. Так что сохраняйте этот пост себе и пользуйтесь этими правилами.

И на десерт, для всех, кто хотел узнать, как же расположены источники света при записи наших выпусков. Одна из используемых нами схем света:

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет.

IMG_8649-web[1]

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.

93481-web[1]

Мягкий свет характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света.

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет, а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет, который часто используют для модельной съемки в студии. А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

Сделайте снятые против света фото идеальными — воспользуйтесь
программой ФотоМАСТЕР! Попробуйте сейчас:

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Что такое контровой свет

Евгения Соколова

Контровой свет — это тип освещения в фотографии, когда световой источник расположен позади модели или предмета. Грамотно используя этот прием, можно получить очень атмосферные и даже драматичные кадры. Рисовать светом может каждый! В статье мы покажем вам примеры удачного контражура и расскажем о создании подобного эффекта.

Что нужно учесть при съемке

При съемке против света перед фотографом стоит задача получить результат без засветок, чрезмерного затемнения или обилия ненужных солнечных зайчиков. Далее расскажем, как этого можно добиться.

Совет №1. Заранее подготовьте фотоаппарат

Располагая модель на фоне солнца или иного яркого источника освещения, используйте вспышку, чтобы лицо человека выглядело столь же ярко, как и задний план. Следите, чтобы не было сильных пересветов. Этого можно легко добиться, установив маломощный импульс вспышки на камере.


Контровый свет в фотографии

Для получения четких деталей, устанавливайте положительный тип экспокоррекции. Конечно, в этом случае без тестовых снимков не обойтись, поэтому выделите время на их создание.

Совет №2. Используйте атмосферные частицы

Пыль, водяные брызги, туман, пар — все это заискрится волшебным светом при нужном ракурсе. На изображении ниже контровая подсветка позволила запечатлеть красочный пейзаж в африканской пустыне.


Фото со светом закатного солнца

Закат. Солнце находится справа сбоку. Группа слонов при ходьбе вздымает клубы пыли, которые превращаются в золотое марево, окрашивая всю картину в теплый сказочный цвет. Как вы уже наверняка догадались, вечерняя или утренняя заря просто идеально подходят для создания световых пейзажей.

Совет №3. Затеняйте объектив во избежание засветок

Попадание яркого света на переднюю линзу объектива может стать серьезной проблемой и привести к деконтрасту, засвеченному снимку и появлению цветовых пятен. Этого можно избежать, если прикрыть объектив блендой, рукой, листом бумаги или головным убором. Также можно постараться вывести источник освещения за пределы объектива.

На примере ниже фотограф выделил лишь силуэт объекта — скачущих лошадей. Сами скакуны оказались максимально затемнены и окружены прекрасным сияющим ореолом.

Совет №4. Выставляйте динамический диапазон правильно

Контровое освещение в фотографии создает большой разброс между тенями и светами, поэтому не стоит пренебрегать поляризационными фильтрами. Они поглощают прямые солнечные лучи и уничтожают блики. Особенно фильтры пригодятся, если вы снимаете в контровике в дневное время суток. В противном случае настраивайте экспозицию так, чтобы важные тона не потеряли свою детализацию.


Четкая детализация

Детализация очень четкая на всем изображении, при этом модель выгодно подчеркивается в кадре полупрозрачной горящей каймой. В данном случае освещение контровым светом помогает объекту съемки не слиться с окружением.

Этот термин предполагает наличие сильных теней и выделение светом только наиболее значимой части композиции.

Здесь очерчен лишь абрис девушки, а при помощи гелевых фильтров расставлены цветовые акценты: на щеке, плече, лбу и волосах. Остальные участки фотографии уведены в беспросветную тень. Такой художественный прием придает изображению театральный драматический эффект.


Освещение объекта с заднего плана

На следующем фото в качестве контровика использован источник естественного освещения:


Естественный источник света добавляет теплоты фотографии

Легче всего снимать в подобной технике в студии, поскольку вы полностью контролируете расположение осветительных приборов, а значит и сам свет.

Совет №6. Используйте темный фон

Выгоднее всего подсвеченные контровиком объекты выглядят на темном фоне. В природе это может быть лес, затененные склоны холмов, сквозные гроты и т.п. В студии — просто черная стена или ее имитация, сделанная на основе разнонаправленных источников освещения, как на примере ниже.


Яркий свет добавляет магии

Контровой свет в фотографии, который отображает вышеприведенная схема, создается при помощи мощного рефлектора позади модели. В результате волосы девушки оказались охвачены пламенеющим ореолом, а направленный свет сделал ее лицо достаточно детализированным и контрастным.

Совет №7. Не пренебрегайте постобработкой

Многие проблемы можно на фото разрешить на этапе редактирования снимков. Вы можете скачать фоторедактор ФотоМАСТЕР. Программа понравится новичкам из-за удобного русскоязычного меню, а профессионалом — из-за широкого функционала. В ФотоМАСТЕРе вы сможете:

Программа для редактирования фото — это такой же неотъемлемый атрибут фотографа как и сама камера. Ведь с помощью правильно подобранного фоторедактора даже неудачный кадр можно превратить в шедевр. Не отказывайте себе в качественных снимках – скачивайте ФотоМАСТЕР и погрузжайтесь в мир фото с головой!

Сегодня многие осветительные приборы оснащены рассеивателями. С их помощью обеспечивается формирование светового потока необходимого качества.

Многие лампы, которые продаются сегодня в магазинах осветительных приборов, уже оснащены такими элементами. Но при желании любой человек может попробовать сделать такой элемент своими руками. Так вы не только проведете время с интересом и пользой, но и сможете оснастить любые домашние светильники подобного рода дополнением. И не надо будет бежать в магазин.

Небесполезная деталь

Любые осветительные приборы создают световой поток определенного уровня. Но его можно изменить. Для этих целей и был изобретен рассеиватель. С его помощью можно смоделировать световой поток и сделать освещение более мягким. Наиболее часто рассеиватель используется для модуляции освещения, исходящего от современных экономичных лампочек (светодиодные, люминесцентные, галогеновые и т.д.), вкрученных в светильники.

Светодиодная лампа и рассеиватель

Светодиодная лампа с рассеивателем

Особое внимание следует уделить светодиодным осветительным приборам. Светодиод дает узконаправленный и чистый свет. Поэтому смотреть на него будет не слишком комфортно. Поэтому такая ситуация подлежит исправлению с помощью рассеивателей. Это нужно делать еще и потому, что такие рекомендации прописаны в СНиП.

Обратите внимание! Исключение в плане модуляции светового потока до оптимального уровня составляют только уличные фонари, а также подсветка архитектурных сооружений.

Рассеиватель в светодиодных светильниках обязан выполнять следующие функции:

  • обеспечивать защиту светодиодов (или другого источника света) от воздействий окружающей среды;
  • создавать для глаз комфортное и правильное распределение светового потока, испускаемого лампочкой;
  • повышать долговечность осветительного изделия;
  • повышать стойкость прибора к различного рода химическим воздействиям.

Как видим, невозможно произвести обычную замену люминесцентной лампочки на светодиодный источник света. Здесь обязательно возникает необходимость дополнительно установить рассеиватель. В результате вы своими руками получите экономичный, модернизированный и безвредный светильник, свет которого подходит для комфортного пребывания в помещении во время его работы.
Для многих светильников (например, марки Армстронг, Опал и т.д.) данный элемент изготавливают из оргстекла. Из этого же материала рассеиватель вполне можно изготовить и своими руками в домашних условиях.

Материал для работы

Разноцветный поликарбонат

На сегодняшний день существует большое разнообразие материалов, из которых своими руками можно изготовить такой элемент как рассеиватель. Как правило, его необходимо делать для светодиодных типов светильников марки Армстронг, Опал и т.д.
В перечень материалов, пригодных для изготовления рассеивателя, входят:

    поликарбонат. Способен выдерживать достаточно высокую температуру, поэтому считается менее пожароопасным чем, к примеру, акриловое стекло. Кроме этого он способен выдержать различные механические воздействия без всяких последствий для осветительного прибора. Из поликарбоната делают призматические модели рассеивателей. Чтобы повысить прочность используют монолитный поликарбонат. Этот материал будет в несколько раз прочнее стекла;

Разноцветные акриловые стекла

Обратите внимание! Стойкость к старению очень актуальна для светодиодных светильников, так как этот источник света также имеет один из наиболее продолжительных периодов эксплуатации (свыше 50 тыс. часов). Особенно часто такие рассеиватели встречаются на лампах Опал и Армстронг.

Разноцветный полистирол

Полистирол

  • полистирол. Этот материал также обладает всеми необходимыми свойствами для того, чтобы из него были изготовлены рассеиватели.

Все перечисленные выше материалы представляют собой альтернативу для стандартного силиконового стекла. Они успешно используются в качестве рассеивателя для всех светильников светодиодного типа (Опал, Армстронг и другие). При правильном подходе из любого материала, указанного выше, можно изготовить своими руками качественный рассеиватель.

Что нужно знать

Монтаж рассеивателя

Если вы решили своими руками соорудить рассеиватель для светодиодного типа осветительного прибора (Армстронг, Опал и т.д.), необходимо выбрать не только материал для изготовления, но и определиться с другими параметрами:

  • цвет;
  • структура поверхности;
  • форма.

Рассеиватель для светильников, выполненный своими руками, будет иметь различные варианты конструкции, отличаясь по цвету, форме и своей структуре.

Матовый рассеиватель

Эти элементы конструкции светильника могут различаться в зависимости от типа монтажа:

  • на накладной корпус лампы;
  • на подвесных потолках;
  • универсальный.

Кроме этого отдельную группу составляют светорассеиватели, предназначенные для установки на фары различных транспортных средств, а также не стандартные осветительные приборы.
Конструкция светорассеивателей может быть следующей:

Призматический вариант

  • с матовой поверхностью. Это самая дорогая модель. Их особенностью является пропускание через себя чуть более половины светового потока (примерно 60 %). В результате свет становится более мягким, теплым, что повышает его комфортность для глаз;
  • с призматической структурой. Здесь происходит пропускание почти всего светового потока (до 90%). Это возможно благодаря рифленой поверхности и прозрачности материала. В результате свет преломляется о рифленую поверхность, что позволяет рассеивать свет по всему пространству помещения.

Теперь, когда мы выяснили все важные моменты строения и работы светорассеивателя, можно приступать и к описанию его изготовления.

Делаем самостоятельно

Чтобы изготовить светорассеиватель, вам понадобится исходный материал из вышеприведенного перечня. Кроме этого нужны будут и инструменты:

  • резак;
  • стеклорез;
  • нихромовая нить;
  • дрель с набором сверл для работы с различными типами стекол;
  • строительный фен.

Обратите внимание! Выбор материала и инструментов зависит от того, какой конечный результат вы хотите получить.

Также вам необходим будет постоянный источник света для проверки готового самодельного изделия.
Процедура изготовления состоит и таких последовательных операций:

  • выбираем матовое или прозрачное стекло;
  • вырезаем из исходного материала светорассеиватель нужного нам диаметра. Размер этого элемента определяется габаритами осветительного прибора. А если быть точнее – плафоном и источником света;

Обрезка стекла

Вырезам из стекла

Рассеиватели для светильников

Теперь осталось закрепить светорассеиватель на светильнике. Для крупных ламп, типа Армстронг, данный элемент прикрепляют к алюминиевым профилям. Каркас из профиля может иметь круглую или прямоугольную форму. Первый тип часто используется для домашних светильников и автомобильных фар, а вот второй вариант – для офисных помещений и коридоров.

Для уличных светильников важно сделать такой рассеиватель, чтобы он выдерживал различные климатические условия места своей эксплуатации.
Как видим, сделать светорассеиватель для светодиодного типа осветительных приборов не так уж сложно. Здесь главное определиться с типом исходного материала, а также с конечным результатом, какой свет вам необходимо сделать — рассеянный или приглушенный. После этого дело остается за малым.

Прежде, чем настраивать свет для студийной фотографии, в первую очередь нужно решить, какое расположение источников света создаст задуманный вами эффект. Ваш свет попадет в категорию жесткого или он будет мягким? А какова между ними разница?

мягкий и жесткий свет в студийной фотосъемке

Давайте сначала рассмотрим их основные характеристики, и какие ощущения создает каждый из них при фотографировании того же объекта.

Жесткий свет в студийной фотосъемке

жесткий свет в студийной фотосъемке

В целом, жестким светом называется один источник света направленный на расстоянии, как например, солнце в ясный день или свет фонаря ночью.

жесткий свет в студийной фотосъемке

Этот жесткий источник света создает высокую контрастность, где переход между светлыми участками и тенями очень четкий и хорошо различимый.

жесткий свет в студийной фотосъемке

В некоторых случаях этот контраст может выглядеть слишком резким (и нежелательным).

Мягкий свет в студийной фотосъемке

мягкий свет свет в студийной фотосъемке

С другой стороны, источник мягкого света больше, шире, свет расположен относительно близко к объекту. В облачный или пасмурный день, когда рассеянный свет отражается от большой бетонной стены, это может быть примером мягкого источника света.

мягкий свет свет в студийной фотосъемке

Свет, как правило, приятный в местах контраста, светлые участки содержат больше деталей, а грани теней мягкие и открытые.

мягкий свет свет в студийной фотосъемке

В целом это более приятный свет, но это не обязательно один источник света.

На выбор качества и тип света на съемочной площадке влияют многие факторы. Направление может быть задано арт-директором или клиентом, которые просят создать фотографии в духе уже существующего стиля. Возможно, они попросят воссоздать условия естественного света (например, жесткий солнечный свет в горячей пустыне, падающий на ботинки, или прохладный свет раннего утра, падающий на засервированный стол).

Объект сам по себе может также иметь большое влияние на то, какой свет выбрать. Предметы с высокой отражающей способностью (например, стекло или хром) или высоко контрастные предметы могут стать достаточно трудным испытанием для фотографа, если пробовать подсветить их жестким источником света. Если использовать только его, то борьба со спектральными бликами или сохранение деталей в тенях и светах будет настоящим мучением.

Если вам повезло, и клиент наделил вас творческой свободой действий, или же вы работаете над собственным проектом, то вы сможете иллюстрировать настроение или эмоцию с помощью подбора соответствующего освещения. Тщательный выбор световой схемы, сочетание жесткого и мягкого источников света помогут вам достичь желаемого результата.

Как установить жесткий свет

жесткий свет в студийной фотосъемке

Для создания схемы жесткого студийного света разместите ключевой (главный) источник (вспышка с 12” модификатором) слева и слегка позади объекта. Начальный луч может быть слишком широким, поэтому, чтобы сконцентрировать его, вы можете добавить 35-градусную сетку для модификатора.

жесткий свет в студийной фотосъемке

Для этой установки были сделаны окончательные корректировки по высоте и положению ключевого источника света так, чтобы изменить угол и длину теней на столе и на полу, а также чтобы осветить углы монитора компьютера в приятной манере. Лист черного пенопласта (пенокартона) размером 4?x8? был расположен с левой стороны локации, чтобы сделать тени глубже и устранить нежелательные отражения. Два листа белого пенопласта (пенокартона) меньшего размера были установлены ниже спереди и по обоим сторонам, чтобы сохранить детали переднего края стола и ножек.

Второй источник света с 7” сетчатым модификатором был установлен высоко в задней части локации. Его угол был установлен таким образом, чтобы подсветить верхний правый угол фона, как это видно на фотографии (справа).

Как установить мягкий свет

мягкий свет свет в студийной фотосъемке

мягкий свет свет в студийной фотосъемке

Для создания схемы мягкого света ключевой источник света был расположен в том же месте, но с использованием рассеивающей панели размером 4?x4?, расположенной между источником света и объектом. Удалите сетку с ключевого источника света, чтобы расширить луч. Черный картон заменен белым, чтобы заполнить и открыть тени (но два листа спереди остаются). Освещение заднего плана отодвинуто назад, сетка удалена, но добавлен рассеивающий диск, чтобы смягчить и охватить весь задний план. Таким образом вся локация становится яркой и мягко освещенной с большим количеством света, заполняющего изображение (слева).

Как изменить жесткий источник света на мягкий

Бывают ситуации, когда вы расположили источники света и обнаружили, что хотите пойти другим путем. В таком случае достаточно просто изменить тип источника света с одного на другой. Вы можете рассеять жесткий свет для создания мягкого, расположив рассеивающий материал между источником и объектом, что позволит вам контролировать угол и градиент света. Вы также можете просто присоединить софтбокс, чтобы смягчить свет и даже сделать его обширнее. Вы можете взять мягкий источник света и, изменив его расстояние до объекта, сделать его жестким и более фокусированным. Также у вас есть возможность перенаправлять свет с помощью отражателей, зонтиков или подручных средств, чтобы смягчить его и сделать менее направленным.

Комбинирование жесткого и мягкого света

Заключительный совет по студийной фотографии заключается в том, чтобы быть гибким в вопросе построения световых схем независимо от многолетнего опыта. У вас в голове может быть идея того, как в итоге должна выглядеть фотография, но вы обнаружите, что в локации предмет выглядит иначе в разных условиях освещения. Будьте готовы пробовать и искать, так как зачастую сочетание жесткого и мягкого света может показать продукт с его лучших сторон.

мягкий и жесткий свет в студийной фотосъемке

Пример мягкого света с жестким светом окантовки (толчок или акцент) сзади. Обратите внимание на жесткие тени на столе перед чашками – это создано жестким светом.

Когда вы полностью поймете источники мягкого и жесткого света, вы сможете комбинировать эти две техники. Например, локация должна иметь подсветку краев, чтобы придать изображению настроение или измерение, или же добавить акцент некоторым элементам в кадре. Владение обеими типами света позволят вам иметь полный контроль над освещением и окончательным снимком, созданным вами.

Читайте также: