Как сделать уютным кабинет в школе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 02.09.2024

Хорошо, сидя дома за письменным столом, иметь все необходимое под рукой. Ищем новые места для хранения учебных принадлежностей школьника!

С каждым годом школьнику требуется все больше и больше места для хранения учебных принадлежностей. Ведь количество книг, тетрадей и всевозможной канцелярии на полках увеличивается в геометрической прогрессии, так что организация рабочего места школьника требует периодической модернизации. Как это сделать без кардинальной замены мебели? Выискиваем скрытые резервы и неочевидные идеи.

1. Полки над столом поперек
Лежащий на поверхности, но от того не менее действенный прием, — организация системы хранения вокруг окна: это увеличит полезную площадь рабочего места школьника. Советуем остановиться на открытых полках: распахивать створки, сметая все с письменного стола, — не лучшая идея.

Незначительный минус такого решения: самые верхние полки окажутся трудно досягаемыми, если заранее не продумать органичные ступени или другой способ удобного доступа. В крайнем случае, туда можно поместить наиболее редко используемые книги.

2. Простота и функциональность
Закрепить на стену кухонный рейлинг и повесить на него несколько держателей — дело 15 минут. Но выгода от этого действия несомненна!

Теперь рабочее место школьника будет выглядеть намного аккуратнее: все ручки, карандаши, кисти и прочая мелочь, которая обычно создает хаос в ящиках, окажется упорядоченной и на виду. До нее легко будет дотянуться, без надобности каждый раз открывать и закрывать ящик в поисках нужного маркера. Стаканы не опрокидываются и не занимают и без того ограниченную полезную площадь письменного стола.

3. Разноразмерность в действии
Задействовать стену возле письменного стола для школьника вплоть до потолка — отличный план! Вешайте полки на стену до упора. Советуем составить композицию из ящиков разного размера: используем все пространство по максимуму. Для тех, кому хочется добавить цвета, советуем вариант идеи с фото — выкрасить внутреннюю поверхность ящиков в яркие и насыщенные оттенки.

Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебногопроцесса в младших классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов.

Основные принципы оформления начальной школы

В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Оформление кабинета начальной школы имеет своей целью не только обучение, но и эстетическое воспитание учащихся, и повышение мотивации к учебе.

Оформление кабинетов начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя,но и соблюдения общих методических рекомендаций:

Основной принцип оформления начальной школы – умеренность. Декоративные элементы и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле;

Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

В подобных кабинетах обучаются дети с момента поступления в школы и до перехода в среднее звено школы. Учитывая возраст детей, в кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материала, но, в идеале, и отдыхает, играет.

1) Деление классной комнаты на зоны: учебную, игровую, информационную.

2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.

Эстетическое оформление кабинета:

6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;

9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.

зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;

оранжевый цвет стимулирует мыслительную активность;

желтый цвет – веселое и радостное настроение;

фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;

желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах.

В учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и видеомагнитофон, книжный шкаф. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений

Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и обычно представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, воспитывая патриотические чувства у маленьких школьников. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией.

В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван и кресла, журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.

Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.

Для оформления кабинета могут привлекаться учащиеся – это очень важный элемент системы эстетического и трудового воспитания.

Требования к кабинету начальных классов.

а) 4.7. Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

• освещенность, состояние мебели;

размеры проходов,расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см. •

многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;

информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т. д.).

в)наличие Уголка здорового образа жизни:

- Здоровый образ жизни.

В классе может быть собрана библиотечка детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов. Большую помощь учителю в организации и проведении уроков оказывают таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру, внеклассному чтению, технологии.

Документация кабинета:

Паспорт кабинета:

1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т. д.

2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.

4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).

Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).

Учебно-информационные.

Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:

рекомендации по планированию учебной деятельности;

по организации и выполнению домашней работы;

по тестированию, контролю и оценке;

Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.

Учебно-коммуникативные:

памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;

памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т. д.

Кабинетпозволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:

Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.

Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

Кабинеты начальных классов №2 и №3 отвечают требованиям к кабинетам начальной школы. В них оборудованы рабочая зона учителя, собрано большое количество материалов для организации учебного процесса:

Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.

Для проверки знаний, умений (карточки-задания).

Для подготовки опережающих заданий.

В кабинете имеется литература:

Учебники.

Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.

Подборки олимпиадных заданий и т. д.

Разработки праздников, конкурсов и т. д.

Кабинетыоснащены специальными средствами обучения:

На стендах и в шкафах размещаются детские творческие работы.

Также классы оснащены коллекциями полезных ископаемых, гербариями культурных растений, магнитной доской с магнитными карточками чисел, детскими настольными играми.

В каждом кабинете есть компьютер, интерактивная доска, проектор, это раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. С сентября 2010 года в классах осуществляется выход в Интернет, что ещё более существенно расширило возможности кабинетов, дает учителям импульс для саморазвития.

Использование в работе компьютера позволяет учителю постоянно пополнять и обновлять дидактический и раздаточный материал кабинета. Современные информационные технологии помогают учителю сделать уроки интересными и эффективными, а работу учащихся увлекательной и успешной.

Заведующие кабинетами стараются привести свои кабинеты в соответствие с требованиями, создать условия для комфортного пребывания учеников в классе.

Оформление логопедического кабинета в детском саду своими руками

Оформление логопедического кабинета в детском саду своими руками Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только.

Оформление спортивной зоны в детском саду

Оформление спортивной зоны в детском саду Физическое воспитание малышей в детском саду – это один из способов развития детей, который подразумевает не только улучшение их здоровья,.

Оформление воздушной зоны в раздевалке облаками-овечками

Оформление воздушной зоны в раздевалке облаками-овечками С наступлением весны по небу поплыли причудливые облака. И нам захотелось украсить раздевалку вот такими облаками - овечками. Сначала из.

В разработке дизайна классов мы ставили задачу: разработать единую систему оформления классов, но пр

В разработке дизайна мы ставили задачу – разработать единую систему оформления классов, но при этом вариативную, что бы можно было адаптировать дизайн к каждому предмету. И по-возможности внедрить некоторые принципы современных образовательных пространств – предусмотреть разные активности, в том числе и игровые, дать возможность учителям и ученикам взаимодействовать с пространством и менять его.

Всего на 4 класса приходится 10 предметов

  • Математика, финансовая грамотность
  • Биология, Химия, Физика
  • История География Обществознание
  • Литература, Русский-язык

В каждый класс мы ввели свой цветовой акцент, что бы он добавлял пространству структуру, настроение, а самое главное – зондировал функциональную область

система окраски кабинетов

Далее мы распределили разные типы зон. Стену, на которой школьная доска – мы никак не оформляли, что бы не отвлекать внимание учеников. Стена, противоположная этой стене была самая насыщенная по материалу, что бы ученики могли там работать. Далее идет иллюстративная зона. Зона для крепления материалов и зона для работы с учебным материалом.

Благодаря такой системе-конструктору мы довольно быстро спроектировали все классы. С одной стороны они смотрятся в едином стиле, с другой - каждый обладает своей индивидуальностью.

система оформления классов

Класс биологии, химии и физики

дизайн класса биологии, химии, физики

Учебные материалы для проверки знаний

На стенке, противоположной доске, мы разместили материалы для коллективной работы, они покрыты маркерной пленкой - можно писать разными цветами и стирать. Это очень удобно.

таблица менделеева для класса маркерная

Таблица Менделеева, частично “слепая” – в ней нет обозначения самих элементов. Как дальше с ней работать – вопрос к фантазии учителя. Слева находится поле, на ней можно писать задание по таблице, и ученики могут отмечать на ней решения. Например, отметьте пары элементов обладающих сходными свойствами. Или обведите щелочные металлы.

Учитель может прямо на ней объяснять материал, попутно рисуя. Маркерная карта у нас есть в готовых решениях - ее можно купить.

Для проверки знаний в игровой форме – можно разделить класс на команды, дать им маркеры разных цветов - кто быстрее заполнит свое поле таблицы или правильно обозначит агрегатные состояние вещества.

геохронологическая шкала маркерная

В геохронологической шкале та же идея, что и в таблице Менделеева. Ученики могут подписывать название эр, периодов, название ископаемых животных и даже что-то подрисовывать.

Класс географии, истории и обществознания

класс географии, истории, обществознания

Учебные материалы для проверки знаний:

маркерная контурная карта

Контурная карта. Как ее использовать все знают. А вариаций проверок знаний учеников огромное и в разных форматах - одиночная проверка, коллективная работа, игра…

маркерный тайм-лайн

Тайм-лайн. На первый взгляд выглядит очень просто, но в этой простоте заложено масса вариаций для использования. Даты можно писать самому из любых периодов, а ученики к ним будут писать события. И наоборот – написать события, а к ним дети будут приписывать даты.

Класс математики и финансовой грамотности

класс математики и финансовой грамотности

Учебные материалы для проверки знаний:

маркерная ось координат

Маркерная ось координат – возможно давать самые разные задачи в координатной плоскости, уравнения прямой и окружности.

Класс литературы и русского языка

класс литературы и русского языка

В классе литературы и русского языка, нет обучающих поверхностей. Но есть полка с буккроссингом и книжная полка с литературой для 9-го класса, с QR - кодами.

В заключении, хочется сказать, что правильное проектирование класса - это пол-дела. Очень важно, что бы пространство было живым – на доски вешали актуальную, интересную информацию, проекты учеников – все это постоянно обновлялось, менялось. Поверхности для проверки знаний использовались, придумывались новые задания, конкурсы, игры. Ученики вставали с парт и начинали что-то делать. Лишь тогда пространство может быть образовательным, когда его используют в образовательной деятельности.


Пройдя по коридору, оформленному выставкой работ учеников младших классов, мы попадаем в кабинет изоискусства. Я попыталась выдержать цветовую гамму, но доска дисгармонична по цвету. Что поделаешь? Требования СанПина.


Пространство над доской оформлено в технике гризайль.



Оформление учебного кабинета должно быть подчинено главной задаче: успешному обучению. Последнее время учителя отказываются от размещения на стенах планшетов, предпочитая оформление в стиле минимализм и, на мой взгляд, напрасно. Оформление должно помогать учиться, поэтому я оставила планшеты с информацией о видах и жанрах изоискусства.



Решение росписи торцевой стены появилось вот как. На одном из старинных наглядных пособий, из советских времен, посвященных оформлению сцены к спектаклю , я увидела изображение веранды с романтическим пейзажем. Идея понравилась. Немного изменив внешний вид картинки, я создала эскиз, который зрительно удлинил пространство класса. Так появилась эта роспись. За двадцать с лишним лет работы в школе часто приходилось менять в пейзаже композицию и время года.


А теперь о грустном. Скоро этой росписи не будет, поскольку сена лопнула, и трещина растет. Школа построена на высушенном болоте и стены оседают.

Вернемся к классной доске. Одной из проблем в моей работе было проведение рефлексии на уроках. Я вырезала множество сайликов, листиков, яблочек. Для открытого урока это хорошо, но на каждый урок неудобно. Сейчас я использую рефлексию не требующую длительной подготовки- это ладошки. Дети при помощи пальчиков оценивают свою работу на уроке. Очень просто и эффективно.


Часто на уроках приходится работать в группах, а поскольку в классе три ряда парт, то класс с первых дней в школе делится на три команды, названные в честь основных цветов: команда красной, желтой и синей краски. На таком табло удобно выставлять баллы за работу, регулировать поведение и мотивировать к активной деятельности. Цифры прикреплены на скотч. И переворачиваются подобно настенному календарю. Можно поставить от 1 до 99 баллов.



Это сменная экспозиция детских работ. На данный момент весь зал занимает персональная выставка работ одной из учениц школы. Вернисаж вмещает около 20 рисунков.




За основу оформления взято творчество курских писателей и поэтов. Надписи выполнял мой напарник, я делала пейзажи и портреты. Роспись выполнена в монохромной цветовой гамме.




Вот такой фотоотчет получился у меня сегодня. Возможно, кому-то он будет полезен и интересен.

Читайте также: