Как сделать устный русский

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 09.09.2024

Устное собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи.

В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

Модель собеседованиявключает следующие типы заданий:

1) чтение текста вслух;

2) пересказ текста с включением цитаты;

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь предполагает наличие собеседника, поэтому она зависит от ее восприятия. Реакция слушателей, их реплики – все это влияет на характер речи и может изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает свою речь, одновременно работая над содержанием и формой текста, предложения и слова.

Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменную речь мы читаем и записываем. Пишущий может совершенствовать, изменять и исправлять написанный текст.

Задания устной части по русскому языку

Казалось бы – простое задание – чтение текста. Но нужно учить читать правильно, учитывая темп речи, орфоэпию, дикцию, постановку дыхания, ритм, логическое ударение

Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.

Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1)он должен:

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет во время подготовки к выразительному чтению карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте. (В спецификации контрольных измерительных материалов есть рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования. Там, в пункте 5, рекомендуется собеседнику-экзаменатору переключить ученика на новый вид работы – пересказ текста. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения заданий 2. Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем.

Для того, чтобы учащийся справился с заданием 2 более успешно,можно предложить ему следующее: если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но главное – не упустить микротемы.

4) Следующий этап – выразительное чтение текста (задание 1). Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти.

Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа, повторно – совершенно естественно. Ученые, которые изучают свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения.

Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо,так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.

5) Во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.

В процессе подготовки к выразительному чтению текста необходимо объяснять, насколько важно учитывать такие понятия, как логическое ударение, дикция, правильная постановка дыхания, логические паузы, темп чтения, чувства, настроения, переживания

Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание. Изменение силы голоса тоже надо использовать уместно, потому что если чрезмерно усилить голос, то слушателям покажется, что с ними говорят свысока.

Даю задания для тренировки:

Прочитайте предложение, делая логическое ударение на разных словах,объясните смысл прочитанной фразы: Проворонила ворона воронёнка. Проворонила ворона воронёнка. Проворонила ворона воронёнка.

Чёткости произношения способствует работа над скороговорками.Памятка ученикам:

- не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;

- поставьте разные исполнительские задачи,например: при речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Пример: Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

Логические паузы обязывают говорящего произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.

Расставьте знаки, паузы, объясните смысл предложений (предложения даются без знаков):

Простить нельзя - / сослать в Сибирь - Простить, / нельзя сослать в Сибирь;

Работая над темпом чтения (примерно 120 слов в минуту, выясняем, что ускоренный темп часто отрицательно влияет на качество интонации и произнесения слов. Если ученик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Тренируясь, учащиеся понимают, что темп прочтения текста должен быть средним. При подготовке учащихся к выполнению 1 части устного экзамена по русскому языку даю тексты для прочтения из открытого банка заданий для подготовки к написанию сжатого изложения или литературные тексты. Вначале мы слушаем как образец аудиозапись профессионального чтеца, затем ученики читают данный текст.

В тексте очень большое количество числительных в косвенных падежах.

Нужно правильно произносить их. На этапе подготовки к итоговому собеседованию необходима работа с «драгоценными «числительными (как называет их Ирина Петровна Цыбулько)., а именно повторять и запоминать склонение числительных

Для работы с числительными уместно применить упражнения

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.

365 дней (р.)

397 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

666 цветов (тв.)

1943 год (тв.)

2015 год (род., пр.)

Согласуйте числительные с существительными. Запишите слово-сочетания.

4 (брюки, 2 (перила, 43 (ножницы, 1 (куранты, 2 (часы, 22 (сутки, 3 (сани, 8 (варенье, 5 (очки).

Запишите числительные словами.

О 479 экземплярах, из 159 вычесть 34, 97 (процентный, для 890 участников, к 312 прибавить 462, 140 (метровая) дорожка, сумма 270 и 180 равна 450, 17 сложить с 957, 11 сложить с 295, к 278 прибавить 248, к 584 прибавить 338, из 897 вычесть 425, 391-летие.

Необходимо повторять склонение числительных

Ещё при подготовке к итоговому собеседованию, я считаю, очень важна работа по орфоэпии. На сайте ФИПИ имеется орфоэпический словник, который необходим нам для обучения правильного произношения слов, постановки ударений в различных частях речи.

На уроках и во внеурочное время я даю учащимся различные тексты из книги И. П. Цыбулько. Они готовят чтение и пересказ дома, затем в школе читают и пересказывают текст с введением цитаты. Мы записываем чтение и пересказ на диктофон, затем прослушиваем и находим вместе с ребятами ошибки.

Подготовка к чтению текста

Читать на уроках фрагменты текстов учебника, упражнения, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов.

Упражнение Прочитай выразительно

Подготовить выразительное чтение отрывка, самостоятельно расставив в нем знаки препинания.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью интеллигентность не только в знаниях а в способностях к пониманию другого она проявляется в тысяче и тысяче мелочей в умении уважительно спорить вести себя скромно за столом в умении незаметно помочь другому беречь природу не мусорить вокруг себя не мусорить окурками или руганью дурными идеями

Интеллигентность надо в себе развивать тренировать душевные силы как тренируют и физические а тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Таблицы - это один из способов графической организации материала.

Предлагаем рассмотреть табличные приемы развития критического мышления при работе с текстом:

Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.

Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)

В тексте всегда объясняется такая мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента.

• Во-первых, его профессиональные достижения велики,

• во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии,

• в-третьих, его помнят потомки.

Николай Иванович Пирогов – знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

Так как его профессиональные достижения велики и значимы

1-й аргумент Так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

2-й аргумент Поэтому его помнят потомки

Не только его высокая одарённость, но и любовь к людям Наставник

Комментарий к заданию 2

Николай Иванович Пирогов – знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

Так как его профессиональные достижения велики и значимы

1-й аргумент Так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

2-й аргумент Поэтому его помнят потомки

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, по которому легко делать операцию на артерию.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Изобрел гипсовую повязку.

Изобрел эфирный наркоз.

Его отличала не только его высокая одарённость, но и любовь к людям. Он был наставником не только для современников, но и нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.

Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетерлись.

(по А. Гессену)

При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Обращался к друзьям с просьбой прислать ему книг Находясь в изгнании До конца своих дней Любил кники

Брал с сбой книги В путешествие Всегда

Простился с друзьями, окружавшими его книгами В своем кабинете После дуэли

Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И. О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

(словосочетания)

до прочтения/ Выписки из текста

(связанные с ключевыми словами) Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)

/во время чтения/

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста.

Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии.

Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст.

После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

Может быть использован как прием актуализации знаний учащихся (до) и на этапе рефлексии (после).

- умение прогнозировать события;

- умение соотносить известные и неизвестные факты;

- умение выражать свои мысли;

- умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме текста, может записать гипотезу основной мысли.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда прочитан текст и т. д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные контрольные работы в формате ОГЭ. В начале 3-й четверти планово проводится пробное устное собеседование, чтобы увидеть не только положительное моменты в работе, но и недостатки, провести коррекцию.

У каждого девятиклассника есть папка-накопитель, в которую входят теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки, а также тексты для подготовки к устному собеседованию. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Конечно, необходима кропотливая, каждодневная, систематическая подготовка к этому виду работы по русскому языку. Желаю всем успехов!

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Маслянинской ООШ № 4

Маслянинского района Новосибирской области

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

С 2019 года подготовка к ОГЭ по русскому языку меняется коренным образом. Причиной этого стало введение новой формы сдачи экзамена, точнее, разделение его на две части. Теперь ученикам школ предстоит предварительно пройти устное испытание, его сдают в феврале-марте. Если абитуриент получит необходимое количество баллов (зачет), то его допускают к сдаче основного экзамена – письменного. Он проходит в мае-июне.

Что входит в устную часть ОГЭ?

Устная часть ОГЭ по русскому языку предусматривает выполнение четырех заданий:

  • Выразительное и грамотное чтение предложенного текста.
  • Подробный пересказ прочтенного текста с обязательным выделением героев, событий, ключевых дат и прочих деталей.
  • Рассказ школьника по предложенным темам (на выбор дается три варианта).
  • Беседа с экзаменатором (тема разговора ученику заранее неизвестная, его задача – поддержать беседу, показать свою эрудированность, грамотность речи).

Устную часть экзамена будет принимать посторонний преподаватель, который не имеет отношения к данному учебному заведению. Соответственно, фактор стресса будет присутствовать, и это может сильно усложнить задачу школьника. Сосредоточиться за отведенное время трудно, особенно, когда длительность экзамена ограничена 15-30 минутами.

Чтобы быть уверенным в прохождении этого испытания, лучше подстраховаться и найти репетитора для подготовки к устному экзамену по русскому языку. Поскольку формат новый, то это будет действительно правильным решением: специалист научит приемам анализа текста, расскажет, на какие детали стоит обращать внимание в процессе рассказа и беседы с экзаменатором.

Услуги Ассоциации преподавателей МГУ

Поиск репетитора можно ускорить, если вы сразу обратитесь к специалистам нашей Ассоциации. С абитуриентами будут заниматься действующие преподаватели МГУ, некоторые из них не один год участвуют в профильных комиссиях, которые разрабатывают задания для ОГЭ и ЕГЭ. Соответственно, они больше остальных знают, что требуется для успешной сдачи устного экзамена по русскому языку, и как подготовиться к нему, чтобы гарантированно получить достаточные баллы для зачета.

Прежде чем приступить к занятиям, специалисты проводят контрольное тестирование и собеседование, позволяющее определить уровень подготовки школьника и на основании этого разработать индивидуальную программу последующих занятий.

Стоимость услуг преподавателей указана на сайте. При помощи нашего ресурса вы сможете найти репетитора по русскому языку, изучив опыт работы возможных кандидатов, отзывы о них, достижения и другую информацию. Наши консультанты также к вашим услугам – обращайтесь при возникновении любых вопросов.

На главную страницу

— Методы преподавания русского языка

книги.jpg

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе .

Устный русский. Подготовка к экзамену в 9 классе

Итоговое собеседование по русскому языку – экзамен новый, вызывающий самые разнообразные оценки у учителей, учеников и родителей. Главный вопрос: как полюбить этот экзамен? Другими словами, как вызвать интерес со стороны учителей, учеников, родителей к выполнению предлагаемых заданий? На первый взгляд вопросы устного экзамена по русскому кажутся лёгкими, не требующими особой подготовки. Когда эти задания начинает выполнять учитель-филолог, он использует свои навыки владения родной речью. Но не все дети обладают такими навыками владеют. А учитель не может объяснить, почему он составляет текст так, а не иначе. И тогда мы снова возвращаемся к вопросу: как вызвать в себе интерес к Итоговому собеседованию? Ведь без этого интереса обучение будет невозможным.

Среди оценочных критериев к заданию 3 есть такой: учёт речевой ситуации. Мы считаем, что сейчас надо создать эту ситуацию интереса к Итоговому собеседованию. Как это сделать? Лозунги не помогут, надо предлагать методики, технологии, алгоритмы обучения. Мы предлагаем систему алгоритмов, полезных при обучении устной речи. Центральное место в технологии занимает решение такой проблемы: как научить ученика сделать пересказ текста за 1-2 минуты подготовки, сочинить трёхминутный монолог по предложенному проблемному вопросу.

На устном экзамене по русскому языку в 9 классе информационный обмен с собеседником-экзаменатором происходит в условиях ограниченного времени, т.е. в условиях, приближенных к реальному речевому общению и потому требующих оперативной ориентации в тексте каждого задания и быстрой реакции на слова собеседника при участии в диалоге. Все предлагаемые в пособии рекомендации учитывают это условие в первую очередь – и в алгоритмах для подготовки к ответу, и в рекомендациях по исполнению (представлению) результатов подготовки.

Наши методики (алгоритмы) апробировались в течение прошлого учебного года и дали хорошие результаты.

Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)

Приведём один из вариантов таких заданий и коротко покажем, как его можно успешно выполнить..

Работая над заданием № 1, ученик за две минуты подготовки успевает

сделать набросок его логической схемы. Приведём примерный вид этого наброска.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как его профессиональные достижения велики и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому его помнят потомки.

аргумент 3-й

труды по анатомии

атлас, по которому легко делать операции на артерию

не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.

Обращаем внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях. Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.

Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно понять текст, и тогда ученику легче читать трудные слова, например, косвенные формы числительных.

Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)

Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как его профессиональные достижения велики и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому его помнят потомки.

аргумент 3-й

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, помогающий легко делать операции.

Изобрел эфирный наркоз.

Изобрел гипсовую повязку.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Его отличала не только высокая одарённость, но и любовь к людям.

Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.

Особое внимание в пособии уделено работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте.

Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)

Предлагаются конкретные рекомендации к выполнению отдельных вариантов этих заданий, в частности алгоритмы создания короткого устного описательного и повествовательного монологических высказываний на основе их логической и композиционной схем.

В методических рекомендациях к созданию и исполнению короткого монологического высказывания-рассуждения предложены 2 алгоритма одноминутной подготовки к представлению монологического высказывания-рассуждения:

алгоритм целостного восприятия содержания задания (работа с тематическими словами будущего высказывания) и

Представим возможный вариант выполнения задания № 3, тема 2.

1) Повествовательный художественный текст рассказывает по порядку об активных или не очень активных действиях двух героев (действующих лиц), находящихся в нравственном конфликте. Без него не строится сюжет и не бывает нужной кульминации.

В научно-популярных и научно-учебных текстах присутствует нравственно-познавательный подтекст: это истории открытий, рассказы об исторических событиях и знаменитых людях и др. Все эти повествования основаны на преодолении конфликта талантливого человека и неблагоприятной ситуации.

В сфере разговорной речи повествование используется в анекдотах, в воспоминаниях о летнем отдыхе или о ярких личных событиях. На Итоговом собеседовании ученики 9 класса должны создавать (научно)-учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта. Можно попытаться обозначить конфликт, важный в познавательном отношении, иначе сочинять такой повествовательный текст трудно, он становится опасно близким к сухому протоколу или к описанию действий. А несоблюдение типа речи – это невыполнение коммуникативной задачи.

2) Авторы пособия обращают внимание на тот факт, что очень часто в формулировке темы будущего повествования есть (или подразумеваются) оценочные слова:

интересный (человек, день, урок, поездка, профессия),

запомнилось больше всего (урок, школьная отметка, поездка, выходной день),

любимый, лучший (друг, домашний питомец, книга, телепередача, игра в детстве).

Если понять эти формулировки как темы, которые надо развить, то нужно, рассуждая, объяснять эти оценочные слова! Однако если смотреть на эти формулировки как на возможный вывод, а не на тему, то повествование изобрести (выстроить) можно.

3) Для создания повествовательного высказывания, т.е. для изобретения содержания и его линейного расположения текстового материала, будут полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. При этом потребуются хорошая фантазия, а также большие усилия, чтобы ее умело применить. Опора на единство логической и композиционной схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.

Логическая схема повествования и ее содержание

Композиционная схема повествования и ее содержание

Сначала: знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие

Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами

Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом

Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица

Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

Алгоритм составления монолога на устном экзамене

Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

- Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.

2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.

Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.

Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.

Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….

В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…

Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….

Общение с природой дает человеку свободу, но…

В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].

Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].

Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].

Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].

Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].

Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].

Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.

Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.

Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).

Подготовка к заданию 4 устного экзамена по русскому языку (диалог)

Предложен единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге. Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением в любом случае: и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.

Представим возможный вариант выполнения задания № 4. Диалог продолжает описательный монолог.

1) Читаем задание. (На тренингах именно так! На экзамене будем слушать и слышать!)

- Какие качества характера необходимы, чтобы победить?

- Что значит уметь проигрывать?

- Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)

2) Работаем по единому алгоритму действий ученика при ответе на каждый вопрос.

Покажем работу с первым вопросом: Какие качества характера необходимы, чтобы победить?

Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.

Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.

Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.

Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

Чтобы победить, нужны многие качества характера.

Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.

Победа – это результат длительных, целенаправленных усилий человека, а также это потребность улучшить достигнутый результат.

Необходимые для победы качества характера: упорство в достижении намеченного результата. Умение так организовать своё время, чтобы все эти усилия были разумными, а не чрезмерными.

Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому - получается связный ответ объемом 3 фразы.

Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.


Теги: устная часть 9 класс, устная речь, устный экзамен, 9 класс, итоговое собеседование
Автор: Дина Архарова / Марина Балюнова
Свидетельство о публикации № 2813753 от 5 Августа 2018

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Завершился учебный год, и вчерашним восьмиклассникам самое время взглянуть в будущее, ведь через год им предстоит сдавать основной государственный экзамен. Первым из испытаний в рамках ГИА-9 станет устная часть ОГЭ по русскому языку 2022 или итоговое собеседование.

Это своеобразный, пусть и несложный допуск к основной части аттестации. Сегодня мы узнаем, что входит в программу собеседования и как правильно к нему готовиться.

Особенности итогового собеседования

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания, которая включает всего четыре задания:

Читайте также: