Как сделать усилитель из проигрывателя пластинок

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Рассмотрена принципиальная схема самодельного предварительного усилителя НЧ на микросхеме NE5532. Оживить старую кассетную деку можно, установив в неё новую электронную начинку. На рисунке показана схема усилителя воспроизведения для стационарного кассетного магнитофона или магнитофонной .

Схема микрофонного предусилителя с микшером (КР140УД608)

Принципиальная схема не сложного самодельного микрофонного предусилителя с микшированием двух сигналов в один. Существует довольно много аудиоустройств, имеющих только один линейный вход.Либо линейный и микрофонный входы, но переключаемые, так что работать одновременно с двумя входами невозможно .

Схема качественного усилителя для оцифровки виниловых пластинок (TL071MJG)

Рассмотрена принципиальная схема качественного предусилителя для звукоснимателя в ЭПУ, построена на микросхеме TL071MJG и с хорошо стабилизированным питанием. Сейчас уже трудно найти в продаже аппаратуру дляпроигрывания виниловых дисков (грампластинок). Везде цифровые форматы. И все же за историю .

Проигрыватель пластинок из готовых модулей с предусилителем на КП303Е

Наверно влияет кризис, все чаще на страницах журналов встречаются описания поделок из старых, выброшенных телевизоров и другой утилизированной аппаратуры. Ниже предлагается описание электрофона (проигрывателя грампластинок). сделанного из старого .

Многоканальный усилитель сигналов ЗЧ (140УД3, 140УД12)

Одна из основных трудностей, возникающих при создании многоканального усилительного устройства, - минимизация разброса характеристик отдельных каналов, в частности коэффициента усиления. Автор помещенной ниже статьи предлагает довольно простое решение этой проблемы. Усилительные устройства, число .

Схема простого усилителя для микрофона на микросхеме К548УН1

Представлена простая схема усилителя для микрофона, выполненная на интегральном сдвоенном предварительном усилителе многоцелевого назначения - микросхеме К548УН1. Типичное питание усилителя 12В, работоспособность усилителя будет сохраняться также и при более низком питании.

Усилитель на TL082 для чувствительного єлектретного микрофона

Это устройство является простым усилителем для наушников, работающих с чувствительным микрофоном. Делает возможным прослушивание сигналов малой интенсивности. Может служить для прослушивания голосов природы, а лицам с ослабленным слухом поможет в прослушивании, например, радио.

Микрофонный предусилитель на транзисторах ВС547, ВС548

Микрофонный предусилитель приспособлен для работы с динамическими микрофонами с сопротивлением от нескольких сотен ом до нескольких килоом. Схема характеризуется низким уровнем искажений и широким диапазоном усиливаемых частот. Предусилитель собран на двух транзисторах с гальванической связью.

Предусилитель корректор на полевых транзисторах

Предусилитель-корректор на транзисторах предназначен для работы в самых высококачественных стереофонических проигрывателях. Предусилитель (на рис. показана схема одного из каналов) содержит два дифференциальных каскада (V1, V2 и V3, V4) и выходной каскад (V5) с источником тока (V6) в.

Простой предусилитель корректор (К548УН1А)

Предусилитель - корректор на микросхеме К548УН1А предназначен для работы с магнитной головкой звукоснимателя в проигрывателях высокого класса. Устройство представляет собой неинвертирующий усилитель с корректирующими элементами в цепи ООС (в скобках указаны номера, выводе второго.

Как подключить проигрыватель виниловых пластинок к акустической системе

Для того, чтобы музыка с виниловой пластинки зазвучала, зачастую недостаточно просто подключить проигрыватель к усилителю. Всё дело в процессе, который называется фонокоррекция. В статье выбор винилового проигрывателя для начинающих мы довольно подробно рассмотрели вопрос “что такое фонокоррекция”. В этой статье мы расскажем о том, какими бывают фонокорректоры, как их правильно выбирать и как они сочетаются с разными типами игл, усилителей и колонок.

В любом случае, при подключении проигрывателя к акустической системе без фонокорректора не обойтись. А вот каким он будет — внешним или встроенным в в усилитель или прямо в колонки — решать вам. Наша задача — показать возможные варианты подключения проигрывателя к акустическим системам и рассказать о плюсах и минусах каждого типа подключения.

Лучшие внешние фонокорректоры

Fluance PA10 High Fidelity Phono Preamp

Фонокорректор компании Fluance, разработанный специально для подключения её же проигрывателей. Простой и надежный, с внешним блоком питания, сертификацией RIAA и возможностью подключения только MM-звукоснимателей. Бонусом идет отключаемый фильтр сверхнизких частот, помогающий в борьбе с вибрацией двигателя проигрывателя.


Pyle Phono Turntable Preamp

Самый недорогой фонокорректор из представленных на Amazon. Аналог встроенных решений в проигрывателях начального уровня. О возможности подключения MC-головок ничего не сказано, но это и не нужно: одна MC-головка может стоить и 500 долларов, поэтому отправлять её сигнал в настолько бюджетное решение не имеет смысла. Из плюсов здесь только цена, но если нужно быстрое решение, то это оно.


Maker Hart Just Amp 5 with wood speakers

Еще одно недорогое решение для тех, кому подарили проигрыватель, а больше ничего не подарили. В комплекте с этим MM-совместимым фонокорректором идет пара колонок с достаточным качеством звучания, способным удовлетворить начинающего виниловода. Бонусом — богатейшее как для фонокорректора количество регуляторов частот и громкости.


Лучшие ресиверы со встроенными фонокоректорами

Sony STRDH190 2-ch Home Stereo Receiver

Самый недорогой ресивер в актуальной линейке Sony, зато со встроенным фонокорректором с поддержкой MM-звукоснимателей. Можно подключать 2 или 4 пассивные колонки. Есть Bluetooth, так что кроме винила можно будет слушать музыку из Apple Music, Spotify и прочих стриминговых сервисов, которыми напичканы ваши смартфоны.


YAMAHA R-N303BL Stereo Receiver

Всё то же самое, что и Sony STRDH190, но с кучей приятных плюшек. Самая интересная — фирменное приложение MusicCast, которое позволяет передавать аудио практически из любого современного стримингового сервиса от вашего смартфона к ресиверу по WiFi, а не Bluetooth (хотя и BT поддерживается). Бонусом идут поддержка AirPlay (актуально для владельцев техники Apple) и голосового помощника Alexa.


Лучшие ативные колонки со встроенным фонокорректором

Kanto YU6 Powered Bookshelf Speakers

Одинаково хорошо заточенные под цифровой и аналоговый сигнал, колонки YU6 позволяет подключить любой проигрыватель винила благодаря встроенному фонокорректору. Пульт дистанционного управления серии YU делает прослушивание музыки более удобным: можно быстро переключаться между источниками звука, настраивать звуковое полотно в соответствии с помещением и даже управлять воспроизведением при потоковой передаче через Bluetooth.


Klipsch The Fives

Благодаря практически неограниченным возможностям подключения, включая HDMI-ARC, встроенный фонокорректор и многое другое, The Fives обеспечивают лучшее качество звучания, чем традиционные саундбары, при той же простой настройке plug-and-play. The Fives оснащены съемными магнитными решетками, включая бесплатную пару бежевых решеток, несколькими вариантами отделки и выходом для сабвуфера.


(если вы никогда не делали заказ с Amazon, у нас есть подробная инструкция как это делать, даже если вы не знаете английского языка)

Немного теории

Бытует мнение, что фонокорректор — это то же самое, что и предусилитель. То есть его задача усилить слабый электросигнал, поступающий из картриджа с иглой до уровня, воспринимаемого акустической системой. Это не совсем так. Предварительное усиление — только одно из свойств фонокорректора.

Технология записи виниловой пластинки заметно понижает низкочастотный диапазон записи и не менее заметно повышает высокочастотный. Почему так происходит?

Это связано с тем, что мощность высоких частот в записи существенно меньше мощности остального диапазона, поэтому шумы от материала, из которого делают пластинки (того самого винила) могут сказаться на качестве воспроизведения. Чтобы этого не произошло, в виниловых дорожках высокочастотная информация максимально усиливается.

Типы игл

В современных проигрывателях используются звукосниматели двух типов:

  • с движущимся магнитом (головки MM — "Moving Magnet");
  • с движущейся катушкой (головки MC — "Moving Coil").

Уровень выходного сигнала у MM примерно 5 мВ, а у MC и того меньше — всего 0,5 мВ. При этом усилителю на входе требуется от 200 до 1000 мВ, то есть от 40 до 2000 раз больше.


Помимо этого, звукосниматели могут отличаться сопротивлением, емкостью и прочими параметрами, которые необходимо учитывать.

Для чего нужны фонокорректоры

В 1953-м году Американская Ассоциация Звукозаписывающей Индустрии (RIAA) впервые стандартизировала амплитудно-частотные характеристики записи и воспроизведения грампластинок. В то время учитывался диапазон частот от 30 Гц до 15 кГц. Со временем технологии позволили этот диапазон расширить, поэтому спустя 25 лет был разработан стандарт RIAA-78, используемый по сей день. Для краткости его и продолжают назвать стандартом RIAA.

Именно этим стандартом руководствуются при создании фонокорректора — прибора, который приводит частотные характеристики и уровень записи виниловых пластинок в соответствие с требованиями входного сигнала акустических систем. Фонокоректоры бывают как универсальными, рассчитанными на работу и с MM, и с MC головками, так и разработанными под каждый тип головок отдельно.


Но, каким бы ни был ваш выбор, вообще без фонокорректора в случае с проигрывателем виниловых пластинок обойтись невозможно.

Встроенные в проигрыватели фонокорректоры

Преимущество такого встроенного решения, очевидно, в том, что оно не требует дополнительных затрат. Купили проигрыватель, активировали фонокорректор переключателем Phono/Line — слушаете музыку через свой комплект акустики, каким бы он ни был. При этом, разумеется, встроенный фонокорректор будет подобран производителем исходя из остальной конструкции проигрывателя: типа головки, сопротивления и т. д.

Внешние фонокорректоры

Внешние фонокорректоры выглядят обычно как небольшая коробочка со шнуром питания и гнездами для подключения кабелей. В том случае, если производителем фонокорректора является производитель проигрывателя, этого более чем достаточно. Требования стандарта RIAA будут учтены, а конструкция с оглядкой на подключение конкретных моделей избавляет от необходимости снабжать устройство всевозможными регуляторами частот и уровня предусиления.

Совсем другое дело — фонокорреккторы от сторонних производителей. Здесь при выборе устройства нужно учитывать как наличие сертификации RIAA, так и возможность апгрейда головки звукоснимателя.


В проигрывателях начального уровня по умолчанию устанавливаются MM-головки, но со временем вам может захотеться большего и вы проапгрейдитесь до головки типа MC. Следовательно, если вы хотя бы задумываетесь о такой возможности, фонокорректор должен учитывать возможность подключения обоих вариантов звукоснимателя — то есть, быть не специализированным, а универсальным. В противном случае вместе со сменой технологии MM на MC вам прийдется менять еще и фонокорректор.

Фонокорректоры в усилителях и ресиверах

Раз фонокорректор можно встроить в сам проигрыватель, его можно встроить в усилитель или ресивер. В этом нет ничего сложного или экстремального, это обычная практика у многих производителей, рассчитывающих на использование их техники именно для воспроизведения музыки.

Разумеется, если со временем предполагается смена технологии головки в проигрывателе, то покупать ресивер или усилитель, не рассчитанный на такой апгрейд, бессмысленно.

Фонокорректоры в активных колонках

Существует целый класс так называемых активных колонок, которым усилитель не нужен в принципе: всё необходимое для обработки и усиления аудиосигнала они несут на борту. Зачастую в таких колонках есть универсальный фонокорректор, а также Bluetooth, оптический вход, аналоговые RCA-разъемы и даже USB, что позволяет смело избавиться от ресивера вообще.


Пассивные колонки в обязательном порядке подключаются к усилителю или ресиверу, так как по сути своей это просто ящики с динамиками. В пассивных колонках не предусмотрены ни питание, ни какие бы то ни было средства предварительной обработки звукового сигнала.

Кстати о Bluetooth

Некоторые модели проигрывателей винила, вроде Sony PS-LX310BT или Pro-Ject Juke Box E, оснащены модулем Bluetooth, который позволяет транслировать музыку на BT-колонки или наушники. Также с Bluetooth бывают активные колонки, о чем мы писали выше, или даже ресиверы.

Нужно понимать, что наличие Bluetooth хоть и избавляет от необходимости правильного подбора остальной аппаратуры в комплект к самому проигрывателю, но сводит на нет все преимущества винила как источника аналогового звука.


А что в итоге?

Традиционно подытожим базовые принципы выбора комплекта акустики и вариантов подключения проигрывателя виниловых пластинок.

  • проигрыватель со встроенным фонокорректором -> усилитель/ресивер -> пассивные колонки;
  • проигрыватель -> внешний фонокорректор -> усилитель/ресивер -> пассивные колонки;
  • проигрыватель -> усилитель/ресивер со встроенным фонокорректором -> пассивные колонки;
  • проигрыватель со встроенным фонокорректором -> активные колонки;
  • проигрыватель -> внешний фонокорректор -> активные колонки;
  • проигрыватель -> активные колонки со встроенным фонокорректором.

Наиболее гибким, конечно, будет использование фонокорректора как отдельного устройства. Вы можете максимально проапгрейдить проигрыватель и купить совершенно фантастическую акустику, упершись в потолок своих возможностей, но замена фонокорректора на более продвинутую модель всегда позволит продолжить модернизацию системы. А выбор какой-то определенной модели может придать вашему комплекту настолько индивидуальное звучание, какого вы никогда не добились бы, используя встроенные решения. Но помните, что бы мы тут для вас ни написали, окончательный выбор всегда за вами.

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.


Порой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:



В качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:


Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.

Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.


На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.

Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:


Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп.


И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.


Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.


Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.


После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:


На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.

В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.


На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.



Вот так система выглядит в сборе:


Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.

Электроника Б1-01 и колонками Электроника трехполостными правда не известно какой модели сохранилось только название,правда штекер от них не подходит к этому проигрывателю, высотой 1.6 и 1 метр в количестве 4 штук. Правда не знаю даже сколько мощности в них,пассивные они или активные.

? Выкидывать! Зачем плодить пылесборники трухлявые в доме.


Оставить виниловым проигрывателем. С коллекцией пластинок просто шикарно.

меня больше интересует как конки приспособить и выяснить насколько и какие они.Пассивные,активные


можно на полоске бумаги рисовать мультяшные кадры, склеить из них круг по диаметру круга проигрывателя и крутить его на диске



Можно тестить мышки на скорость срыва/негативную акселерацию и т.п. :)

Например выкинуть в окно (закрытое).


В СССР разве выпускались активные колонки? Это же так просто — развинтить и посмотреть на предмет встроенного усилителя.

ванильное можно пропатчить

Колонки на свалку, бо они давно в негодности. проигрыватель и пластинки прибереги пока

> Электроника Б1-01 и колонками Электроника трехполостными правда не известно какой модели сохранилось только название,правда штекер от них не подходит к этому проигрывателю

Провода перепаять под комп дело 5 минут. Главное поднять свой эсс, прогуляться до ближайшего радиорынка/чипа-и-дипа и потратить безумные аж 100 рублей на разъёмчики.

А так вывод напрашивается сам собой - усилитель+колонки. Понравится - юзай, не понравится - продай за бутылку водки. Звук дело такое, сугубо индивидуальное, "нравится-не нравится" с объективными параметрами не кореллирует почти никак.


Слушать тёплый ламповый звук?

Да транзистор там, сто пудов.

А вот что делать, если у меня есть виниловый проигрыватель, но в нём растянулась резинка? Смазать канифолью?


>В СССР разве выпускались активные колонки?

да. у моего соседа бывшего висели такие, ЕМНИП - S-70 назывались, с ЭМОС.

ЗЫ звучали отвратно


во, нашел - 35АС-213


Проигрывай диски с Slackware 13.

Я бы выбросил всё, включая и диски и проигрыватель. В крайнем случае продал бы.


Из колонок сделать стелс гроубокс, например.


>Слушать тёплый ламповый звук?

Да. Незабудь записать всю коллекцию флаков на винил, а потом оцифровать назад! Будет лампово, я это гарантирую!


выпускались, в т.ч. с ЭМОС


Колонки на свалку, бо они давно в негодности.

Динамики имеют свойство терять характеристики


Это те который с подвесом из латексного говна или поролона? Но я тебя, детка, разочарую, достаточно рук из нужного места, и у динамика новый подвес. Ну а у хороших экземпляров подвесы диффузора живут до 30-40 лет (более старые мне просто не попадались).

ы, как тебя еще ветки то держат? колонки твои? ты их видел? это просто фанерные коробки с говнодинамиками из картонки. Я таких с дачи полный чердак вынес, от них кроме магнитов круглых толку никакого


Во сразу видно метаноида, от аргументов полез в лужа и там обперделся. Поздравляю.


Колонки в ссср неплохие делали. Сравнимые по качеству новые будут дорого сейчас стоить.


к ним хорошие руки надо приложить, хотя без рук и буржуйские - говно.

те же s90 одна другой рознь. Миф о неплохих колонках уже давно ходит и поддерживают их хламограды. Те же microlab solo2 или 3 рвут большинствосовковых колонок. А уж тем более от пластиночных проигрывателей. Хотя не скрою, встречал и отличные колонки. Но начинка у них сравнима с современными профессиональными и колонки эти никак уж не комплектовались дешевыми массовыми пластиночными проигрывателями


да ты не только метаноид но еще и телепат, ибо автор написал

штекер от них не подходит к этому проигрывателю

Чтоб ты знал, колонки эти в любом случае от дешевого пластиночника.

четыре колонки, это был такой комплект деревянных коробок с говнодинамиками, сзади колонки закрывались такой дырчатой вафельной картонкой. Ваты внутри не было. Про качество звучания и почему повыбрасывал повторить?


Чтоб ты знал, колонки эти в любом случае от дешевого пластиночника.

Это ты как дипломированны телепат зоявляешь?

четыре колонки, это был такой комплект деревянных коробок с говнодинамиками, сзади колонки закрывались такой дырчатой вафельной картонкой. Ваты внутри не было.

Ты таки не знаком с колонками электроника? Это как раз яркий представитель твоих обожаемых советских аудиодостижений с вафлей сзади, ну или вообще без крышки. Так веть круто, не?


Ты таки не знаком с колонками электроника?

Ты таки все еще веришь в телепатию? Желаю чтобы автор устроил тебе облом.

я точно не знаю какие колонки у автора. Но я точно уверен в том что они полное говно

еще я уверен что ты тоже не знаешь ничего о его колонках, но почему то с метаном у рта пытаешься отстаивать теплый ламповый звук. Что за хрень? Ты не фанатик советского кала случайно?


я точно не знаю какие колонки у автора. Но я точно уверен в том что они полное говно

Бугага, тебе пора замкнуться в себе с такой ослиной уверенностью.

еще я уверен что ты тоже не знаешь ничего о его колонках, но почему то с метаном у рта пытаешься отстаивать теплый ламповый звук. Что за хрень?

В отличие от говнореактора я знаю о колонках автора что они трехполосные и и неипического размера (1x1.6 метра), хотя автор несомненно мог поставить их стопкой (все четре), насчитать там всего три динамические головки и метр росту. Кроми того, в отличие от тебя я знаю что под маркой электроника выпускались весьма достойные колнки. Но скажи мне, зачем я, тебе, безмозглому фанатику своих страхов, все это объясняю, типа ты от этого перестанешь быть таким посмешищем?

Ты не фанатик советского кала случайно?

Ты случайно не в СССР родился (хотя твой интеллект позволяет тебе называть так себя), или поздняя школота, что объясняет твой тупой фанатизм?

уясни для себя определение фанатизма для начала. И еще запомни - качество колонок зависит не от их размеров. Что нибудь адекватное в защиту этих раритетов скажешь, кроме очередной шутки на тему моего ника?


уясни для себя определение фанатизма для начала.

Зочем, достаточно его определить через твое поведение.

И еще запомни - качество колонок зависит не от их размеров.

У тебя соедржимое биореактора в голове, там кроме размера кой чо еще есть, в купе с информацией по сцылке и знанием классификации бытовой аппаратуры СССР, и личным опытом это все позволяет не садиться в лужу занятую биореактором.

Что нибудь адекватное в защиту этих раритетов скажешь, кроме очередной шутки на тему моего ника?

Я тебе ссылку дал, ты какбе можешь пошевелить своим содержимым и познать какая из моделей представленных в вики облядает картонной жопой. Дя, если тебе известны такие модели (может не указанные в википедии), то можешь их тут написать, тогда тебе будет почет и уважуха вместо очередной лужи.


Кстати, да. Колонки типа Амфитонов - это отличные колонки. Я вот как-то на радиорынке Электроника 33 купил (та же схема, полностью деревянный ящик, много ваты, высокочастотники - пьезодинамики, а не говнопищалки). Хорошие колонки, годные.

Читайте также: