Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным 5 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 31.08.2024

Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень многие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей – филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка.
Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопруктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной проф. Г.А. Бакулиной.

В соответствии с данной методикой определённым образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во – первых, содержание существенно обогащается за счёт работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелёгкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал.

Во – вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которое называется комплексными – интеллектуально – лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества : внимание, память, мышление, наблюдательность, речь и другое.
Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создаётся внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в первую очередь, обеспечивает их плодотворное решение.

По – другому чувствует себя учитель на таком уроке и при его подготовке. Его речь приобретает чёткость и отточенность. Ведь вопрос и задание, адресованные детям, должны быть точно сформулированы и произносятся по возможности лишь один раз. Каждый вопрос или задание должны быть так продуманы, чтобы со стороны учителя не требовалось дополнительного пояснения. Это в свою очередь даёт возможность учителю экономить драгоценные минуты урока, а детям – иметь постоянный пример правильной речи. Именно поэтому учителей-словесников, побывавших на таких уроках, поражает объём материала, который успевают проработать ученики.
Интереснее стала и подготовка учителя к таким урокам. Отметается всё лишнее, ненужное, так как урок чётко делится на составляющие его этапы и становится логически стройным.

Обогащается содержание дидактического материала: к уроку подбираем такие упражнения, тексты, которые вызывают интерес у детей, знакомят их с новыми, увлекательными фактами из всех областей науки и искусства.
Пример одного урока, проведённого в 6 классе по этой методике.

Повторение теории.
Беседа:
-Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание.
-Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
-Как связывается зависимое слово с главным?
-С помощью чего устанавливается смысловая связь?
-С помощью чего выражается грамматическая связь?
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
-Какой раздел науки о языке изучает словосочетания?
-Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается в них грамматическая связь?

Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске.

Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.)
На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу.
(Нар.+глаг.) Волхова, (сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.

-Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке?
-Мы говорили о словосочетании.
-Расскажите всё, что вы знаете о словосочетании?
-Словосочетание – это два или несколько слов , связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
Даётся задание на дом, оценивается работа учащихся на уроке.

В игровой форме пятиклассники повторят общие вопросы русского языка: лексику, фразеологию, орфографию.

ВложениеРазмер
zanimatelnyy_urok_5_klass.rar 21.41 КБ
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_v_5_klasse.rar 531.65 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Горбанева Е.А.

Цели: 1). Проверить знания и умения учащихся 5 класс а по общим вопросам русского языка.

2) Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развиват ь познавательный интерес школьников.

3) Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

1)класс делится на 2 команды, выбирают капитанов.

Задание КОНКУРС КАПИТАНОВ

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
  • Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

- Ответьте, о ком или о чем говорится.

-Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

-Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

-Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

-Как называется школьный известняк? (Мел.)

-Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

-Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

-Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

-Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

-В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

- Сколько в круге существительных? Какие еще части речи?

ЯРМО, МОСТ, СТОЛ, ТОЛЬКО, КОТ, ТИК, КУСОК, УС, СОК, ОКОЛО , КОЛ, ЛОСЬ,

II. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости

Учитель : Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

-Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

-У него глаза велики. (У страха.)

-Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

-Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

-Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле, (авторучка)
Этот пони – день недели. (понедельник)
Этот плот – из полотна, (полотенце)
Этот рак сильней слона, (трактор)
Эта марка ест бананы, (мартышка)
Этот сыр – с лесной поляны.

Конкурс 3 . Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

  1. Не ударить в грязь лицом.
  2. Держать себя в руках.
  3. Мелькнуть, как молния.
  4. Игра не стоит свеч.
  5. Стрелять без промаха.
  6. Во что бы то ни стало.
  7. Не находить себе места.
  8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З

Конкурс 5 . Найди ошибки.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

III. Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку.

IV. Подведение итогов урока.

Подписи к слайдам:

Что означают устаревшие слова?

Вершок Ржа
Кушак
Сафьяновый
Яхонт
Невод
Розги
Бричка
Кляча Пищаль

НЕДЕЛЯ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
3 марта – 7 марта 2014 г.

1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Соедините фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой.
Проверьте
Я ш
ё
л
по_ле
сн
ой
д
о
ро
ж
ке в д
е
ревню. Мес
т
ность была мне знакома. В ч
а
ще леса слышался г
оло
сок малино
вк
и.
У опушк
и
м
ель
кали
голубые_колоко
ль
чики
, белы
е
ромашки на высокой но
ж
к
е
. От опушк
и
к д
е
ревн
е
т
я
нулась п
о
ляна. За п
ол
яной с
и
нела ре
чк
а. Около ре
чк
и паслос
ь
стадо.
Сколько имён существительных можно прочитать в круге.

О
Т Л
С Ь
О К
М О
Р Т
Я И
Ь К
С У
О С
Л О
О К
Подчеркните грамматическую основу
в следующих предложениях:

Встречающие вышли на перрон.
Думаю о тебе всегда.
Свобода – это осознанная
необходимость.
Рассвело.
Разминка
Замени одним словом фразеологизм.

Валится из рук - ?
Голыми руками взять - ?
Дать по рукам - ?
Дать руку на отсечение - ?
Из рук в руки - ?

Лёгкая рука - ?
Мастер на все руки - ?
Подать руку - ?
А В Т О Р
П О Н И
П Л О Т
Р А К
М А Р К А
С Ы Р
Этот АВТОР спит в портфеле,
Этот ПОНИ(Е) – день недели.
Этот ПЛОТ – из полотна,
Этот РАК сильней слона,
Эта МАРКА ест бананы,
Этот СЫР – с лесной поляны.
Найдите ошибки в тексте
Я
шол

дарошке
в
диревню
.
Месность
была мне знакома. В
чяще
леса слышался
галасок

малинофки
.
У опушке
милкали

белыи
ромашки на высокой
ношки
. От опушке к
диревни

паляна
. За
паляной

речька
. Около
речьки

Конкурс №4
Средства выразительности речи
Фразеологизмы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса

данное мероприятие поможет проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во.


Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"

Цель: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с.

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Занимательный русский язык: звуки и буквы. Выступление Красильниковой С. В.

Занимательный материал к уроку русского языка.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах.


Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса.


Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией

Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету.


Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".

Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия. Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка.

Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень многие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей – филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка.
Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопруктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной проф. Г.А. Бакулиной.

В соответствии с данной методикой определённым образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во – первых, содержание существенно обогащается за счёт работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелёгкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал.

Во – вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которое называется комплексными – интеллектуально – лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества : внимание, память, мышление, наблюдательность, речь и другое.
Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создаётся внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в первую очередь, обеспечивает их плодотворное решение.

По – другому чувствует себя учитель на таком уроке и при его подготовке. Его речь приобретает чёткость и отточенность. Ведь вопрос и задание, адресованные детям, должны быть точно сформулированы и произносятся по возможности лишь один раз. Каждый вопрос или задание должны быть так продуманы, чтобы со стороны учителя не требовалось дополнительного пояснения. Это в свою очередь даёт возможность учителю экономить драгоценные минуты урока, а детям – иметь постоянный пример правильной речи. Именно поэтому учителей-словесников, побывавших на таких уроках, поражает объём материала, который успевают проработать ученики.
Интереснее стала и подготовка учителя к таким урокам. Отметается всё лишнее, ненужное, так как урок чётко делится на составляющие его этапы и становится логически стройным.

Обогащается содержание дидактического материала: к уроку подбираем такие упражнения, тексты, которые вызывают интерес у детей, знакомят их с новыми, увлекательными фактами из всех областей науки и искусства.
Пример одного урока, проведённого в 6 классе по этой методике.

Повторение теории.
Беседа:
-Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание.
-Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
-Как связывается зависимое слово с главным?
-С помощью чего устанавливается смысловая связь?
-С помощью чего выражается грамматическая связь?
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
-Какой раздел науки о языке изучает словосочетания?
-Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается в них грамматическая связь?

Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске.

Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.)
На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу.
(Нар.+глаг.) Волхова, (сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.

-Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке?
-Мы говорили о словосочетании.
-Расскажите всё, что вы знаете о словосочетании?
-Словосочетание – это два или несколько слов , связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
Даётся задание на дом, оценивается работа учащихся на уроке.


Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске.

Пример. Алфавит, звонить, магазин, музей,

предмет, конечно, яичница.

Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Для большего интереса к заданию я назначаю экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Когда я учил алфавит, мне позвонил друг. Он позвал меня в музей. В музее нам показывали предметы древности. На обратном пути мы зашли в магазин.

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Задача участника - прочитать предложенный текст, соблюдая орфоэпические нормы.

На доске записаны слова: Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же повторяем спряжение глагола.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей.

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).

Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).

Перст - (палец). Десница - (правая рука).

Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).

Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).

Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

Эту игру я провожу и при закреплении орфографических правил. Например, при работе со склонениями существительного, безударной гласной.

• Угадайте слово по его описанию.

-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)

3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)

5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)

6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Лингвистический футбол

• Умный редактор

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился.

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

• Словарный диктант

• Диктант - шутка

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон.

Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-. пол. Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

• цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

Расшифруйте анаграммы.

Эстафета восторга

Игры, построенные на противопоставлении.

Язык — система знаков, построенных на противопоставлении. На них основано восприятие мира человеком. Что-то считается высоким только потому, что существует низкое, мужчина противопоставлен женщине, небо — земле. Способность правильно строить противопоставления — основа разума и логического мышления.

Можно соревноваться двум командам. Пусть каждый предложит все способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, сидящих у окна и у стены, любящих математику и литературу и т. п. Побеждает команда, которая нашла больше способов классификации.

Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ надо пояснить. Вот пример: ряд О, Д, Т…? ответ: Ч (даны первые буквы числительных — один, два, три… четыре).

Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример — пропорция птица/ рыба = самолет/? Слева члены пропорции природные, справа — сделанные человеком; вверху летают, внизу — плавают.

Игра со словом.

(существительные 2-го склонения) заяц, кофе, метро, кинжал, окно, сериал, кресло, медведь.

Игры со словом

.Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой.


При правильном выполнении задания должно получиться предложение с деепричастным оборотом: (Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду).

Спор подлежащего и сказуемого

“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:

- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.

-Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.

- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!

- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.

Тогда Подлежащее огорчилось:

А я-то думало, что я главное.

Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения, или предикативным ядром.

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе,

Так всегда учили в школе!

Шомпол потерял в чащобе,

Шов порвал на капюшоне,

Чопорно поправил шорты,

Шоколадку съел жокей,

А шофёр свернул с шоссе,

Как обжора, съел крыжовник…

Ты не понял ничего?

Нужно здесь писать нам О!

^ Н и НН в суффиксах прилагательных

Я запутался совсем,
Сколько нужно в слове Н?
Не могу никак понять.
Помогите разобрать.
Вот основа слова БАНЯ.
Н одна. Прошу вниманья!
БаННый пар полезен всем,
Суффикс -Н-, и нет проблем.
Суффикс -ИН-
Пример: мышИНый,
ЛебедИНый, журавлИНый,
И курИНый, и пчелИНый,
Поднатужимся: зверИНый.
-АН- и -ЯН- как близнецы.
Ах, какие молодцы!
Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,
В куртке кожАНой наш -АН-.
Хлеб ржАНой они жуют
И кисель овсЯНый пьют,
А серебрЯНые ложки
Дружно черпают окрошку.
Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-
Приближались с двух сторон
К станциОННому буфету.
И чего в нём только нету!
Но деньжонок было мало,
И купили что попало:
Ужасно кислый клюквЕННый сок
И тыквЕННых семечек целый мешок
Да утрЕННюю газету.
Спасибо и за это.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙ

Как запомнить исключенье?
Это страшное мученье!
Будет в памяти оно,
Посмотри лишь на окно.
Всегда две Н, сомненья нет,
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.

Кроссворд №1. Разгадав кроссворд, в выделенной строке вы получите новое словарное слово (числительное), которое нужно просклонять.


Книжка с перечнем всех дней в году (календарь).

Группа вьючных животных (караван).

Старый, опытный воин, участник войны (ветеран).

Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты и звёзды (атмосфера).

Офицерское звание или чин (лейтенант).

Возвышение для оратора (трибуна)

Получилось числительное двести.

Кроссворд №2. Отгадать новые словарные слова, записать их, составить словосочетания.

Читайте также: