Как сделать урок литературного чтения интересным

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 30.08.2024

Уроки литературного чтения в начальной школе обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести "таинственному цветку" в душе ребенка.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка

В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Очень важным средством развития творческих способностей на уроках литературного чтения является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса мои ученики пробуют писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи. Так, уже к 4 классу ребята могли сочинить свои стихи на любую тематику.

Предлагаю ознакомиться с творчеством некоторых стихов собственного сочинения учащихся 4 "класса.

"Лесная история"

В глухом дремучем лесу
Дракон пролетел наверху
И ветки, шатаясь от страха,
Вспугнули животных однако.

Лес замер. Все стихло.
Но бедный бельчонок малой,
Метался по тропке лесной
Ему одиноко в чаще глухой.

Любуясь малым, Дракон подошел,
И обнял его, укутав платком.
Несчастный с испугу дрожит и глазки боится открыть.
- Что ж ты боишься, дружок? Будем дружить
И дружбой своей дорожить!

"Бабушка Яга"

На опушке есть избушка,
Там живет одна старушка.
Уже много-много лет
И друзей у нее нет.

Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
Повернется к лесу задом
И старушка очень рада.

На метле каждую ночь
Полетать она не прочь.
Та метла тем знаменита,
Что стояла у корыта.

Тому корыту много лет
И замены ему нет.
В нем она готовит ужин,
Е сли очень он ей нужен.

В нем она белье стирает,
Даже двери подпирает,
Чтоб случайный сквознячок
Не застудил ее бочок.

"Новогоднее происшествие"

Простые игрушки сквозь щелку,
Однажды увидели елку.
"Давайте-ка елку нарядем!
Залезем на ветки и сядем!"

Полезли на елку игрушки.
Мартышка уже на верхушке.
Под Мишкою ветка прогнулась,
Под Зайчиком чуть покачнулась.

Цыплята висят, как фонарики,
Матрешки - как пестрые шарики…
"Эй, елочные игрушки,
Снегурочки, звезды, хлопушки,

Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотые!
Пока вы пылились на полке,

Мы все очутились на елке!
Сейчас ребятишек обрадуем.
Ой, батюшки! Падаем! Падаем!"

На уроках чтения ребятам 2 класса очень нравятся речевые разминки "Доскажи словечко".

Речевая разминка

Речевая разминка "Доскажи словечко"

В конце каждого двустишия нужно выделить слог и угадать зашифрованного персонажа. (земЛЯ, дуГУ, камыША, закаТА - спряталось слово: ЛЯГУШАТА)

Игра "Четвертый лишний"

В каждом столбике слов найди лишнее слово, почему так считаешь?

Игра

Игра "Четвертый лишний"

Например, предлагаются такие слова: стрела, пила, топор, метла. Майка, трава, чайка, гайка. Туман, карман, компот, обман. Белка, машина, грелка, стрелка.

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных проблем современной школы. На уроках литературного чтения дети не раз учились сами создавать свою книгу и выполняли это задание с большим интересом.

Чтение должно доставлять творческое наслаждение: ребенок почувствует, что он вместе с автором создает настоящую книгу, что от него зависит – какой ей быть. Поэтому я часто применяю на уроке методику 3 ШАГОВ Алены Татиивской:

  1. Чтение.
  2. Самостоятельное создание иллюстраций к прочитанному.
  3. Самостоятельное придумывание окончание сказки.

Такие творческие задания я предлагаю ребятам в качестве домашнего задания (3-4 класс). Методика такого задания следующая. Учитель на уроке зачитывает вслух короткую сказку (без конца).

После этого дети могут задать вопросы, обсудить услышанное, дать характеристики героям и ситуациям… Когда первый шаг сделан – текст сказки знаком юным творцам – учитель раздает заранее приготовленные и сшитые книжечки, в которых текст по смысловым фрагментам уже напечатан. И – оставлено место для рисунков детей.

Предлагаю творческую работу учащегося 4 класса по теме "Создание своей книжечки".

"Инопланетянин"

Создание своей книжечки

Создание своей книжечки

Следующим творческим шагом по приобщению детей к чтению было создание своей электронной книги на сайте. Создаем свою интерактивную книжку в программе "StoryJumper". StoryJumper нашел широкое применение в современном обществе. И образование не стало исключением.

StoryJumper - сервис понравится всем, кто связан с детьми. Не секрет, что наглядность – важный элемент в развитии и обучении ребенка.

На сайте StoryJumper я сама также решила создать книжку, но чтоб она была полезной в работе с детьми. И сделала книгу по русскому языку "Части речи", в которую по необходимости могут добавлять материал и сами учащиеся.

Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть сиюминутным, спонтанным. Это кропотливая каждодневная работа. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату.

Чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка.Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.

1. При обучении чтению важно соблюдать главное условие – регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано ежедневное проведение уроков чтения в начальных классах. (М. Р. Львов)

2. Урок должен взаимодействовать с уроками других предметов – русским языком, природоведением, музыкой, изо; полученные на чтении знания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий. (М. Р. Львов)

3. В его составе обязательно предусматривается работа по развитию речи детей, причем всех видов – слушанию, говорению, чтению и письму. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока. (М. Р. Львов)

4. Наиболее жесткой структурой обладает урок ч т е н и я и к о л л е к т и в н о г о а н а л и з а х у д о ж е с т в е н н о г о п р о и з в е д е н и я.Он состоит из таких этапов: 1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть к о м б и н и р о в а н н ы м, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтенияи обдумывания произведения: первичный синтез – анализ – вторичный синтез. (М. Р. Львов)

5. При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыка чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса. Затем следует для себя установить место урока в разделе, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чтения, а также вне школы.

Современный учитель начальных классов в практике сталкивается с разной степенью начитанности учеников и разным уровнем их читательских умений. Разрабатывая урок чтения, следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе. (М. Р. Львов)

6. Центром подготовки учителя к уроку чтения должен стать литературоведческий анализ художественного произведения. При этом учитель определяет тему, родо-жанровую разновидность произведения. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппаратом, помещенным к тексту в хрестоматии, а также с методическими указаниями в пособиях для учителя и других изданиях, чтобы иметь представление о том, как рекомендуют работать над произведением авторы учебника и какой опыт накоплен другими учителями.

8. Успех урока определяется тем, насколько правильно и четко определил учитель его цели. Занятия на уроке чтения художественного произведения должны быть организованы так, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Целевая направленность урока в развитии учебных навыков учащихся определяется программными требованиями данного этапа обучения и возможностями использовать произведение для выполнения конкретных программных требований.

9. Каждый урок должен иметь воспитательно-образовательную цель и в соответствии с ней четкую структуру. Воспитательные возможности уроков чтения определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. (М. Р. Львов)

10. Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.

11. Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В силу неразрывности содержания и формы по ходу своей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств.)

12. Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным.

13. Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей.

Цели урока:

• Воспитывать любовь к родной природе, поэзии.

• Развивать воображение, память; помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту слова, поэзии; развивать навык слушания, формировать умение видеть образные языковые средства — метафоры, олицетворения, сравнения.

Ход урока

1. Организационный этап.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

И урок пора начать нам.

– Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке. (кивок головой).

- Начинаем урок. Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. Желаю всем удачи!

2. Актуализация знаний (парная работа).

- Сегодняшний урок я хочу начатьсо следующего задания: у вас на партах лежат карточки. Вам необходимо соединить название стихотворения с его автором. Предлагаю это задание выполнить в парах.

- Давайте проверим что у вас получилось. (Выполняют проверку)

- Все ли авторы у вас остались заняты? (Нет, остался С. Есенин, его стихотворения нет в списке).

3. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.

- Верно. Как вы думаете, почему он остался лишним? (Мы будем читать его произведение на уроке).

- Верно. Сегодня предметом нашего разговора будет жизнь, судьба, творчество поэта С. А. Есенина. Полистаем страницы жизни поэта. -Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. Почувствуем глубину его любви к Родине, природе. Есенин - удивительный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи.

- Сегодня мы с вами прочитаем ещё одно из его стихотворений. Название его вы узнаете, прочитав буквы только русского алфавита (СZWDS Д ОI БRР ЫS М У tТW Р Оh М)

– Какое название у вас получилось? (С добрым утром)

4. Знакомство с автором.

- А что вы уже знаете о С. Есенине? (Ответы детей)

- Ребята, в истории случаются великие события. Давным-давно кем-то было изобретено колесо, найдены лекарства от многих болезней, появились телефоны, компьютеры. А в одну из сентябрьских ночей, точнее – 21 сентября 1895 года (по старому стилю, на свет появился младенец, которому звезды определили стать великим русским поэтом и посвятить всю свою короткую жизнь воспеванию русской природы и души русского народа. Это, как вы уже догадались, Сергей Есенин.

5. Первичное восприятие текста.

Утром рано на заре

Выступает на траве.

Это капельки с водой

Называются (Росой.)

Что напоминают капельки (Капельки росы напоминают жемчужину, слезинку).

– Какие звуки вы слышите? (Тишина, лишь изредка сонная птица подаст голос)

– Какие чувства вы испытали?

– Какие картины вы себе представили?

– Как вы думаете, что почувствовал поэт?

– Подумайте, какой увидел природу С. Есенин? Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе.)

- Изменяется ли поэтическое настроение? (Настроение не меняется) Отличается ли картина раннего утра, увиденная вами и поэтом? Понравилось ли вам стихотворение?

- Прочитайте его ещё раз про себя и отметьте непонятные слова. Поработайте в парах со словарем и объясните значение этих слов.

6. Лексическая работа со словарем (на доске).

Затон –вдавившиеся в берег речной залив.

Брезжить – слабо светиться, светать.

Заводь – небольшой залив в реке с замедленным движением.

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Плетень – изгородь из плетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твердый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской.

– Доброе утро! – птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встают с постели;

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам,

(разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

8. Анализ произведения.

- Прочитаем первую строфу. Скажите, что указывает на наступление утра (Затон задрожал.)

– Почему? (Ветерок проснулся, проснулось солнышко и стало светить, за-румянился небосклон.)

– А почему автор говорит, что звезды задремали? (Потому что звезды сияют ночью, а утром они идут отдыхать, уступают место солнцу.)

- Читаем вторую строфу. Что здесь указывает на наступление утра (Описание березок.)

– Что сделали березки? Докажите, что они проснулись. (Березки улыбнулись, растрепали косы, зашелестели сережки.)

– Кто помог проснуться березкам? (Ветерок)

Читаем третью строфу.

– Что здесь разбудил ветерок? Чему не дал поспать (Крапиве.)

– Много ли у плетня крапивы? (Много)

– Почему (У плетня заросшая крапива.)

– Рада ли крапива наступлению утра? (Да. Она рада, даже нарядилась.)

– Докажите примером из текста (Обрядилась ярким перламутром.)

– Скажите, крапива радуется пробуждению (Радуется.)

– Прочитайте (И качаясь, шепчет шаловливо.) Как вы понимаете это выражение? (Игриво)

– А можно ли ее назвать проказницей? (Да. Она может напроказничать, наказать вас, если захотите ее сорвать.)

– Вы согласны, что растения выступают как живые? (Да.) Как называется такой прием? (Олицетворение.)

– Что помогает автору создать такие замечательные образы? Как называются такие средства художественной выразительности?

Памятка: Средства художественной выразительности

Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

Эпитет – образное определение предмета. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства, переносное значение слова.

Сравнение–изображение одного предмета, явления при помощи сопоставления с другим.

– Найдите цветовые прилагательные в тексте, запишите их в тетрадь. (Золотые звезды, зеленые сережки, серебряные росы, ярким перламутром)

- Как они называются по-другому? (Эпитеты.)

– Пользуясь памяткой найдите средства выразительности в стихотворении по группам. Первая группа находит олицетворения, вторая- сравнения. (Олицетворения: Задремали звезды. Задрожало зеркало затона. Улыбнулись березки. Растрепали косы. крапива обрядилась.Сравнения: зеркало затона, сетку небосклона

- Дома вы будете учить стихотворение наизусть. Сейчас мы с вами должны выбрать слова, на которые падает ударение, они еще называются ключевыми. Выполнитеразбор стихотворения. Расставьте паузы. (У каждого ученика карточка белого цвета)

- Давайте проверим, как вы выполнили разбор. Ребята, на слова какой части речи падает логическое ударение? Почему?

- Определите какая рифма у этого стихотворения? (Перекрестная).

9. Творческая работа.

- Ребята, а теперь на основе прочитанного стихотворения я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН. Давайте для начала вспомним правила его составления.

Дети составляют синквейны, желающие представляют своим работы классу.

- Какие чувства возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Чего вы не знали, а что нового открыли для себя сейчас?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

- Продолжите предложения на доске:

Больше всего мне удалось…

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Для меня было открытием то, что.

На мой взгляд, не удалось…

12. Домашнее задание

записать в тетрадь загадки о природе.

o-o.jpg

Автор: Елена Погорелая

…и заинтересовать школьников классикой


1. Создавать всевозможные литературные дайджесты и аннотации

картинка Arlett

А вы догадались, о каких это произведениях?

2. Переносить действие в современность

картинка Arlett

3. Менять точки зрения

картинка Arlett

4. Инсценировать литературный процесс

картинка Arlett

5. Писать стихи

картинка Arlett

6. Обсуждать творчество современных писателей

картинка Arlett

Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.

Конструктор фееричного урока

Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).

1. Удивляйте!

Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис Learning Apps .

2. Сочетайте!

Пример. Что общего между генами и мемами?

3. Есть проблема – есть работа!

В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.

Учебник, открывающий завершенную линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).

Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?

Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.

Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:

Баба Яга — Бабай-ага.

Злато — алтын.

5. Неожиданный ход!

Пример. Толкование слова

Пример. Разговор с Алисой

В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.

Пример. Порассуждайте над происхождением слова

Учебник, входящий в систему "Алгоритм успеха", нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5–7 классах; продолжает систематическое изложение синтаксиса простого предложения. Особое внимание уделено культуре речи.

Пример. Вдохновляющая история

Читайте также: