Как сделать урок физики интересным

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Если спросить любого ребёнка, что он выберет: урок или игру, то ответ будет однозначно в пользу второго. Но умные родители знают – это всё можно очень успешно совместить.

Достаточно нескольких предметов, чтобы физика из скучной науки превратилась в увлекательную игру. Эксперименты, объясняющие разные явления, можно под контролем взрослого легко поставить в домашних условиях. Главное, соблюдать меры безопасности: осторожно использовать острые, колюще-режущие предметы и открытый огонь; не применять ядовитые вещества.

Как заставить конфетти танцевать

Этот опыт можно провести даже с малышами, но интереснее он будет школьнику, который уже знаком с тем, как работают магниты.

  • тарелка;
  • плотная прозрачная пленка или фольга;
  • шерстяная ткань;
  • конфетти.

Конфетти высыпать на тарелку, которую затем прикрыть пленкой или фольгой. Сверху импровизированную крышку нужно натереть шерстяной тканью – наэлектризовать. Приподняв фольгу, можно наблюдать, как конфетти подпрыгивают и примагничиваются к ней. Это же происходит с волосами зимой, когда человек надевает шерстяной свитер - они электризуются. Шерсть способна накапливать статическое электричество и передавать его проводнику, в опыте с конфетти – пленке.

Как наэлектризовать воздушные шары

По этому же принципу работает эксперимент с воздушными шарами, который легко можно поставить и с дошкольниками.

  • 2 воздушных шара;
  • шёлковая нить длиной 30 см;
  • шерстяная тряпочка/свитер.

Два надутых воздушных шара нужно соединить нитью. Затем потереть их шерстью. Шары будут отталкиваться друг от друга и держаться на расстоянии. Электрический заряд сохраняется довольно долго.

Как создать музыкальный инструмент из стеклянных бутылок

В основе работы музыкальных инструментов лежат физические законы. На основе этого опыта можно изучить со школьником, как рождается звук. И даже попробовать что-то сыграть.

  • 7 одинаковых стеклянных бутылок;
  • 2 карандаша;
  • вода.

Бутылки нужно выстроить в ряд и наполнить водой от меньшего количества к большему – это обеспечит необходимый тон. Например, можно налить в первую бутылку воды по уровню на два пальца, а в каждой последующей этот объем на два пальца увеличивать, пока в последней не окажется максимальное количество воды.

Звуковые колебания зависят от высоты воздушного столба, поэтому объем жидкости влияет на то, как будет звучать конкретная бутылка. По этому принципу работают духовые инструменты. Ударяя по сосудам карандашами или даже просто пальцами, можно исполнить какую-либо мелодию.

В качестве источника звука хороши хрустальные бокалы с водой, но с ними необходимо обращаться очень осторожно.

Как научиться слушать через дерево

Во время этого опыта можно объяснить ребёнку, как распространяются звуковые колебания в упругой среде: через воздух, воду, землю, древесину. Увлекательным будет такой рассказ: раньше для того, чтобы узнать о приближении врага, солдаты прикладывали ухо к земле. А грабители на Диком Западе отслеживали поезда, слушая рельсы. В процессе опыта ребенок может сам убедиться в правдивости сказанного.

Понадобятся наручные механические часы и деревянный стол.

Сначала часы нужно приложить к уху – звук будет хорошо слышен. Если их отодвинуть, то он пропадёт. Затем часы положить на край стола, а ухом лечь на противоположную часть столешницы. Звук будет отчетливо слышен. Плотность воздуха по сравнению с деревом очень мала, поэтому через древесину колебания распространяются намного лучше.

Занимательные уроки - необходимая часть курса изучения физики. Такие необычные уроки прививают интерес к предмету у учащихся, углубляют знания учеников и расширяют их кругозор.

Как провести занимательный урок физики

  • Как провести занимательный урок физики
  • Как проводить урок физкультуры
  • Как придумать опыт по физике
  • приборы и предметы, в зависимости от темы урока

Выберите тему занимательного урока

Ученикам интересно и полезно будет узнать, каковы связи между явлениями природы. Во время занимательного урока им, например, можно поведать, как возникают облака, почему зимой становится холодно, а летом тепло, что такое туман, дождь, снег, град, ветер, гром, молния.

Детям любопытно знать, как и почему происходят явления вокруг них. Знание того, что все вокруг имеет физическое обоснование, возбудит интерес к предмету физика. Учащиеся будут благодарны вам, если вы объясните им, например, как работает лифт, в каких сферах повседневной жизни используется рычаг, как устроен духовой шкаф, как получается салют, почему опасно во время грозы стоять в толпе.

Расспросите детей, что они знают о том или ином явлении, в зависимости от темы урока. Спросите, как они думают, почему происходят те или иные вещи.

Можете понаблюдать и разобрать погодные физические явления вместе с учениками в школьном дворе.

Если позволяет тема урока, можно показать фокус, который удивит учеников и подогреет их заинтересованность.

Расскажите учащимся о законах физики, которые действуют в данном случае, и опишите, как происходят те или иные процессы.

Проведите опыт в классе, доказывающий физическую теорию, о которой вы рассказывали в предыдущем шаге.

Ученикам будет очень интересно и полезно посмотреть на практике то, о чем им рассказывали с теоретической стороны.

Если позволяет опыт, привлеките к нему нескольких учеников. Попросите их выполнить несколько несложных действий или ассистировать вас. Это еще больше приобщит их к происходящему в классе.

Закрепите знания учеников, проверьте, как они усвоили тему урока. Узнайте, не остался ли материал частично непонятым, нет ли вопросов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс развития творческих способностей школьников сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности обучающихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить обучающего в положение первооткрывателя того, что известно учителю, но является новым для обучающихся. Учитель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности обучающихся в процессе обучения.

Наиболее высокий уровень развития творческих способностей достигается в том случае, когда в процессе обучения систематически организуются проблемные ситуации. В результате решения проблем обучающиеся делают для себя открытие, находят объяснение нового для них явления, задумываются над выяснением его природы, открывают новые методы измерения физических величин, устанавливают новые связи между явлениями, находят новые варианты решения задачи, изменения в конструкцию приборов, создают новые приборы и установки, позволяющие осуществлять управление технологическими процессами. Очевидно, что творческие способности развиваются в деятельности, их упражняющей. Учитывая всё сказанное, отдаю предпочтение проведению нестандартных уроков.

Проведение нестандартных уроков физики (из опыта)

Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса обучающихся, к изучению предмета.

Вводя понятие о различных физических величинах (например, о времени, сопротивлении и др.), обращаю внимание обучающихся на историю развития метрологии и предлагаю подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений в различных источниках. При использовании занимательного материала учитываю возрастные особенности обучающихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае, такой материал не должен быть слишком легким.

Обучающимся с высоким уровнем знаний, предлагаю проанализировать и экспериментально проверить материалы статей:

При выборе того или иного дополнительного материала для урока обычно учитываю увлечения и интересы обучающихся. Это имеет двоякую цель. Во-первых, дает возможность учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; во-вторых, помогает сделать особенно интересными повторительно-обобщающие уроки, на которых обучающиеся приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.

Использование занимательности требует минимума времени, но должно внести яркий, эмоциональный момент в уроке. Как показывает опыт, разумнее привести на уроке один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффективных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план.

Во всех перечисленных примерах занимательность является первоначальным толчком к углубленной познавательной деятельности обучающихся. Используя занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе при объяснении большого по объему или объективно трудного материала. Занимательность может служить эмоциональной основой для запоминания наиболее трудных вопросов изучаемого материала.

• c целью повышения интереса у обучающихся при решении количественных задач часто использую задачи, составленные самими детьми. В этом случае занимательность задания будет заключаться в том, что обучающимся предлагается облечь задачу в интересную форму стихотворения, детективного рассказа и т.д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: использование занимательности дает на уроке надежный эффект. Это возможно в том случае, когда учитель правильно понимает занимательность как фактор, определенным образом влияющий на психические процессы, когда он ясно осознает цель использования занимательности в данный момент. Естественно, что для успешного усвоения знаний у обучающихся и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.

Активная познавательная деятельность обучающихся на уроке не только делает учение интересным, но и развивает пытливость, трудолюбие, готовность трудиться. Наиболее эффективны в этом плане уроки-конференции, организованные на основе межпредметных связей учителей физики, литературы, математики, химии.

Чтобы дети не потеряли интереса к предмету, надо всегда учитывать возрастные особенности, думаю над тем, как разнообразить формы и методы учебных занятий. Развитие гибкости ума, гибкости мышления ребенка зависит от его воображения, способности придумывать новые образы, необычные условия, предвидеть их последствия.

В результате многолетней практики убедилась в эффективности проведения нетрадиционных уроков. Главным достоинством их является самостоятельная подготовка обучающихся (консультант учитель), развитие мыслительных способностей и воображения. Использую на уроках элементы игры (викторины, эстафеты, физическое лото, физическое домино, кубики, картинки и т.п.), а также иногда провожу полный урок нетрадиционно. Стараюсь, чтобы такие уроки были систематическими, чтобы действующие лица переходили из урока в урок. Это позволяет создавать целостное представление о данной теме.

В моей практике используются такие нетрадиционные уроки, как уроки-соревнования. Цель таких уроков — закрепление у обучающихся умений, навыков решения задач разных типов (расчетных, качественных, экспериментальных). Сформировать навыки групповой работы в сочетании с индивидуальной.

Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор.

Развивающие задачи: развить и закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, развить устную речь обучающихся, учить применять знания в новой ситуации; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки групповой работы в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.

Задача учителя на уроке: создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности обучающихся; повышения их интереса к предмету.

Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси
(персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Пусть кипит работа,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!

Организационный момент (до начала урока):

деление учащихся класса на 2 команды, выбор названия команды, капитана.

Вступительное слово учителя:

Сегодня вспомним все о токах —
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Омы,
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
И победителей найдем!

Команды должны ответить на предложенные им вопросы и, выполнив задания, получить два слова-пароля, которые и станут словами-напутствиями на дальнейший успех. (Ответы сдаются жюри).

Вопросы задания для 1-й команды:

Одна из наук о природе (взять 3-ю букву).

Положительный электрод электрического аккумулятора (взять 2-ю букву).

Единица измерения силы тока (взять 1-ю букву).

Частица, которую ученые обнаружили в составе ядра (взять 1-ю букву).

Вещество, не проводящее электрический ток (взять 2-ю букву).

Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель (взять 1-ю букву).

Физические опыты повышают интерес к изучению физики, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных физических явлений, происходящих в окружающем мире.

К сожалению, из-за перегруженности учебного материала на уроках физики занимательным опытам уделяется недостаточное внимание

Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал.

С помощью опытов, наблюдений и измерений могут быть исследованы зависимости между различными физическими величинами.

Все явления, наблюдаемые при проведении занимательных опытов, имеют научное объяснение, для этого использовали фундаментальные законы физики и свойства окружающей нас материи.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Организация исследовательской работы

Методика проведения различных опытов

Список использованной литературы


Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.

(Кант Эммануил - немецкий философ 1724-1804г.г)

Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки.

Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал.

Физические опыты можно делать с шарами, стаканами, шприцами, карандашами, соломинками, монетами, иголками и т.д.

Опыты повышают интерес к изучению физики, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных физических явлений, происходящих в окружающем мире.

При проведении опытов приходится не только составлять план его осуществления, но и определять способы получения некоторых данных, самостоятельно собирать установки и даже конструировать нужные приборы для воспроизведения того или иного явления.

Но, к сожалению, из-за перегруженности учебного материала на уроках физики занимательным опытам уделяется недостаточное внимание, большое внимание уделяется теории и решению задач.

Цели исследовательской работы следующие:

Освоить методики физических исследований, овладеть навыками правильного наблюдения и техникой физического эксперимента.

Организация самостоятельной работы с различной литературой и другими источниками информации, сбор, анализ и обобщение материала по теме исследовательской работы.

Научить обучающихся, применять научные знания для объяснения физических явлений.

Привить любовь обучающимся к физике, усилить концентрацию их внимания на понимании законов природы, а не на механическом их запоминании.

При выборе темы исследования мы исходили из следующих принципов:

Субъективность – выбранная тема соответствует нашим интересам.

Объективность – выбранная нами тема актуальна и важна в научном и практическом отношении.

Посильность – задачи и цели, поставленные нами в работе, реальны и выполнимы.

1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Исследовательская работа проводилась по следующей схеме:

Изучение информации из разных источников по данной проблеме.

Выбор методов исследования и практическое овладение ими.

Сбор собственного материала – комплектование подручных материалов, проведение опытов.

Анализ и обобщение.

В ходе исследовательской работы применялись следующие физические методики исследований:

1. Физический опыт

Проведение опыта состояло из следующих этапов:

Уяснение условий опыта.

Этот этап предусматривает знакомство с условиями проведения эксперимента, определение перечня необходимых подручных приборов и материалов и безопасных условий при проведении опыта.

Составление последовательности действий.

На этом этапе намечался порядок проведения опыта, в случае необходимости добавлялись новые материалы.

2. Наблюдение

При наблюдении за явлениями, происходящими в опыте, мы обращали особое внимание на изменение физических характеристик, при этом мы получали возможность обнаруживать закономерные связи между различными физическими величинами.

3. Моделирование.

Моделирование является основой любого физического исследования. При проведении опытов мы моделировали различные ситуативные эксперименты .

Всего нами смоделировано, проведено и научно объяснено несколько занимательных физических опытов.

2.Организация исследовательской работы:

2.1 Методика проведения различных опытов:

Опыт № 1 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы : свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.

Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Опыт № 2 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.

Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Опыт №3 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы : 15 спичек.

Этапы проведения опыта

Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.

Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?

Опыт № 4 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.

Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.

Зажечь свечу с обоих концов.

Опыт №5 Толстый воздух

Мы живём благодаря воздуху, которым мы дышим. Если тебе не кажется это достаточно волшебным, проделай этот эксперимент, чтобы узнать, на какую ещё магию способен воздух.

Сосновая дощечка 0,3х2,5х60 см (можно приобрести в любом магазине пиломатериалов)

Разложи всё необходимое на столе

Начинаем научное волшебство!

Положи на стол дощечку так, чтобы примерно 6 дюймов (15 см) выступало на край стола.

Скажи зрителям, что на дощечку сел, должно быть, тощий воздух. Опять положи дощечку на стол как в пункте 2.

Положи на дощечку газетный лист, как показано на рисунке, чтобы дощечка была посередине листа. Разгладь газету, чтобы между ней и столом не осталось воздуха.

Ударь по выступающему концу ребром ладони.

Опыт №6 Непромокаемая бумага

Пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан

Разложи всё необходимое на столе

Начинаем научное волшебство!

Сомни бумажное полотенце и положи его на дно стакана.

Переверни стакан и убедись, что комок бумаги остаётся на месте.

Вытащи стакан из воды и стряхни с него воду. Переверни стакан дном книзу и достань бумагу. Дай зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой.

Опыт №7 Летающий мячик

Видел ли ты, как на выступлении фокусника человек поднимается в воздух? Попробуй провести подобный эксперимент.

Обрати внимание: Для этого эксперимента понадобиться фен и помощь взрослых.

Фен (пользоваться должен только взрослый помощник)

2 толстые книги или другие тяжёлые предметы

Мячик для пинг-понга

Установи фен на столе вверх отверстием, откуда дует горячий воздух.

Чтобы установить его в таком положении, используй книги. Проверь, чтобы они не закрывали отверстие сбоку, где воздух засасывается в фен.

Включи фен в розетку.

Начинаем научное волшебство!

Попроси кого-нибудь из взрослых зрителей стать твоим ассистентом.

Произнеси над мячиком волшебные слова. Пусть твой ассистент включит фен на полную мощность.

Аккуратно помести шарик над феном в струю воздуха, примерно в 45 см от выдувающего отверстия.

Советы учёному волшебнику

В зависимости от силы выдува, тебе, возможно, придётся поместить шарик немного выше или ниже, чем указано.

Что ещё можно сделать

Попробуй проделать тоже самое с мячиком разного размера и массы. Одинаково ли хорошо будет получаться опыт?

2. 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) Опыт № 1 Свеча за бутылкой

Свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца .


2) Опыт № 2 Вертящаяся змейка

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.


3) Опыт №3 Пятнадцать спичек на одной

Для того, чтобы поднять все спички, нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку.



4) Опыт № 4 Парафиновый мотор

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.


5) Опыт №5 Толстый воздух

Когда ты ударяешь по дощечке в первый раз, она подпрыгивает. Но если ударить по дощечке, на которой лежит газета, дощечка ломается.

Когда ты разглаживаешь газету, ты удаляешь из-под неё почти весь воздух. Вместе с тем большое количество воздуха сверху газеты давит на неё с большой силой. Когда ты ударяешь по дощечке, она ломается, потому что давление воздуха на газету не даёт дощечке подняться вверх в ответ на приложенную тобой силу.


6) Опыт №6 Непромокаемая бумага

Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.



8) Опыт №7 Летающий мячик

На самом деле этот трюк не противоречит силе тяжести. В нём демонстрируется важная способность воздуха, называемая принципом Бернулли. Принцип Бернулли – закон природы, согласно которому любое давление любого текучего вещества, в том числе воздуха, уменьшается с ростом скорости его движения. Иначе говоря при низкой скорости потока воздуха он имеет высокое давление.

Воздух, выходящий из фена, движется очень быстро, и следовательно его давление невелико. Мячик со всех сторон окружён областью низкого давления, которая образует конус у отверстия фена. Воздух вокруг этого конуса обладает более высоким давлением, и не даёт мячику выпасть из зоны низкого давления. Сила тяжести тянет его вниз, а сила воздуха тянет его вверх. Благодаря совместному действию этих сил, шарик и зависает в воздухе над феном.



Анализируя результаты занимательных опытов, мы убедились, что знания полученные на занятиях по физике вполне применимы для решения практических вопросов.

С помощью опытов, наблюдений и измерений были исследованы зависимости между различными физическими величинами.

Все явления, наблюдаемые при проведении занимательных опытов, имеют научное объяснение, для этого мы использовали фундаментальные законы физики и свойства окружающей нас материи.

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики и других технических дисциплин предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

В соответствии с поставленной задачей все опыты проведены с использованием только дешевых, малогабаритных подручных материалов.

По итогам учебно - исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

В различных источниках информации можно найти и самим придумать много занимательных физических опытов, выполняемых с помощью подручного оборудования.

Занимательные опыты и самодельные физические приборы увеличивают спектр демонстраций физических явлений.

Занимательные опыты позволяют проверить законы физики и теоретические гипотезы.

Читайте также: