Как сделать урок эффективным в начальной школе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 02.09.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу. Подробнее о приеме Корзина идей.

Сбор информации происходит по плану.

Учитель задает детям прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения).

Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме.

Попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи.

Этот прием можно обозначить так же, как корзина понятий, фактов, терминов и пр.

Способ 2. Да – нет

Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.

Способ 3. Блиц

Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.

Способ 4. Определи логическую связь

Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, рыбы – чешуя – птицы (покрытие тела) – оперение.

Способ 5. Мы шагаем

Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.

Способ 6. Видеозарисовка

Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.

Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.

Способ 7. Черный ящик

Способ 8. Волшебная коробка

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.

Способ 9. Портрет известного человека

Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.

Способ 10. Визуальный ряд

На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.

Способ 11. Ассоциации

На экран проецируются изображения различных предметов, портреты известных личностей и т.п.; учащиеся отвечают, какие ассоциации возникают у них в связи с этими изображениями и высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. Второй вариант проведения этапа актуализации знаний на уроке по способу ассоциаций предполагает, что дети рисуют ассоциативные рисунки на заданную тему.

Способ 12. Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста

На уроках МХК, литературы, истории, обществознания, музыки можно дать учащимся задание идентифицировать по прослушанному фрагменту все произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.

Способ №13. Экскурс в будущее

Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время с обоснованием своей позиции.

Способ №14. Смена социальной роли

Учитель предлагает учащимся представить себя самих в недалеком будущем, когда они уже станут родителями детей их возраста. Дает задание: объяснить своим воображаемым детям тему, обсуждаемую на уроке и донести до них необходимость и важность ее изучения.

Способ №15. Интересный гость

Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть не только специалисты в какой-либо области, но также и родители, ученики другого возраста.

Способ №16. Задание на опережение

Способ №17. Неоконченный рассказ

Учитель начинает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает свое повествование в определенный момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение, сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.

Способ №18. Риторический вопрос

К примеру, на занятии по МХК, после прочтения мифа об Орфее и Эвридике, детям дается задание поразмышлять, по какой причине Орфей оглянулся. Абсолютно правильного ответа на данный вопрос найти нельзя, он предусматривает высказывание предположений. Подобный способ не только актуализирует знания учащихся, но и помогает в развитии творческого мышления.

Способ №19. Продолжение фраз

Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.

Сегодня мы поговорим о…

По теме нашего урока я знаю, что…

Мне бывает нелегко…

Я всегда думал, что…

Способ №20. Тема урока как обычный предмет

Учитель просит учащихся представить тему, рассматриваемую на уроке, как обычный предмет и представить свой вариант, как поступить с этой темой. Например, убрать в сторонку, рассмотреть с разных сторон, перекрасить в необычный цвет, вообразить, как растение, животное, популярный человек и т.д.

Способ №21. Метапредметная задача

Учащимся даются условия задачи, над которой надо поразмышлять.

Человек уезжает на длительное время в какое-либо далекое место. Он не знал, как ему сохранить свои ценные вещи, и решил закопать их в лесу. Помогите ему придумать, каким образом он максимально точно запомнит то место, где он зарыл свой клад.

Для организации работы педагог может сочинить любую другую задачу.

Способ №22. Задания – загадки

С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.

Способ №23. Прямой вопрос

Учитель объявляет тему урока и предлагает детям написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.

Способ №24. Общее - разное

Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемым на уроке.

Способ №25. Викторина

Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.

Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.

Современный урок. Разнообразие форм методов и приёмов работы на современном уроке.Материал полезен для учителей начальной школы, преподавателей-логопедов при использовании данного материала на уроках и занятиях с целью повышения качества знаний и интереса к предмету у учащихся.

Перед образовательной системой страны стоит задача: формирование и развитие мобильно самореализующейся личности, способной к обучению, самосовершенствованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

Ребенок на современном уроке. Цель- готовность к саморазвитию 1 2 3 5 4 5 Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям. Умение ставить перед собой цель, принимать решения. Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации. Умение проконтролировать себя, свои собственные действия. Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать. Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться


Как проходил обычный урок Учитель вызывал ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывал следующую тему и задавал домашнее задание.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, к личности ребенка, его родителей…. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС ИДЕАЛЬНЫЙ УРОК ПО ФГОС – УЧИТЕЛЬ ЗАШЁЛ В КЛАСС, ПОПРОСИЛ ДЕТЕЙ НАЧАТЬ РАБОТУ, И ДЕТИ ВЕСЬ УРОК РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников. 50% РАБОТЫ – НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ



Основа стандарта – системно - деятельностный подход. Что такое деятельность? Это целенаправленный процесс, имеющий результативность. То есть, если я не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью.

Системно - деятельностный подход. Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю. Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие. Вектор смещения акцентов нового стандарта. Чему учить?обновлениесодержания. Ради чегоучить?ценности образования. Как учить?обновлениесредствобучениястановление ученического сообщества,формирование универсальных способов действий

Какие дети приходят в современную начальную школу? Дети информированы, но бессистемно Дети обладают ограниченным диапазоном способов общения Дети являются носителями различных культур Дети имеют разный уровень подготовки к школе

Чем отличаются современные дети?Требуется изменение содержания. Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении)Требуется изменение методики (от интересного не устают) Информированность. Раскованность. Слабое здоровье




РЕСУРСЫ современного урока

Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ

Технологические ресурсы. ИКТРазвивающееобучение. Проектная деятельность КСОМодульное обучение. Интерактивная доска. Здоровьесберегающие технологии

Методические ресурсы. Формы. Технологии. Содержание. Методы. Приемы

 Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат. Макс Планк

Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка. Диалог. Проблемная ситуация. Игра (лото…) Эксперимент Проблемный ряд. Выдвижение гипотезы

Новый материал. Работа с литературой. Анализ ситуации Работа по инструкции. Групповая работа. Поисковая работа по группам Сравнение, сопоставление. Рассказ-эстафета Составление схем Заочное путешествие. Работа с компьютером. Работа с сигнальными карточками

Инсерт-интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

Инсерт




Включение в систему знаний и повторение. Тест Составление таблиц Задание на соответствие Группировка материала. Взаимопроверка Составление кластера Решение или составление кроссворда. Метод 6 шляп. Вернисаж Презентация





Главное научить ребёнка КАК делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаньевый компонент отходит на второй план. Если я знаю, как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ.

 Таблицы, схемы, графики, диаграммы -одна из самых эффективных форм подачи, систематизации и хранения информации

Табли?ца (из лат. tabula — доска) — способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по строкам и столбцам.

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫкоммуникативностьнавыки самоорганизации и здорового образа жизниисследовательский интерессаморегуляцияответственностьуважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения. УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ? УМЕНИЕ УЧИТЬСЯдоброжелательный, умеющий слушать и слышать партнераумеющий учиться,самоорганизуется


Всего Вам доброго!!style.colorfillcolorfill.typefill.onrrrrrstyle.colorfillcolorfill.typefill.onrrrrrstyle.colorfillcolorfill.typefill.onrrrrr




Перед образовательной системой страны стоит задача: формирование и развитие мобильно самореализующейся личности, способной к обучению, самосовершенствованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.


Ребенок на современном уроке. Цель- готовность к саморазвитию 1 2 3 5 4 5 Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям. Умение ставить перед собой цель, принимать решения. Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации. Умение проконтролировать себя, свои собственные действия. Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать. Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться




Как проходил обычный урок Учитель вызывал ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывал следующую тему и задавал домашнее задание.


Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, к личности ребенка, его родителей…. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС ИДЕАЛЬНЫЙ УРОК ПО ФГОС – УЧИТЕЛЬ ЗАШЁЛ В КЛАСС, ПОПРОСИЛ ДЕТЕЙ НАЧАТЬ РАБОТУ, И ДЕТИ ВЕСЬ УРОК РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников. 50% РАБОТЫ – НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Интересный урок — залог успеха ученика

Сделаем каждый урок интересным Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.


Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.

Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов — ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

урок

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.

4) Истории

урок

5) Общение

6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

10 способов сделать любой урок интересным

8) Гибкий план урока

План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например, если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.

10 способов сделать любой урок интересным

10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика = быстрое и эффективное усвоение материала = прогресс и удовольствие от изучения языка.

Читайте также: