Как сделать топшур

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 01.09.2024


На Алтае есть легенда. Если сказитель-кайчи сделает себе инструмент-топшур из кедра, пораженного молнией, то такой инструмент будет обладать особой силой и, вполне может быть, даже собственной душой. Но просто найти такое дерево в непроходимой тайге сможет только человек, отмеченный духами.

Кайчи Карыш Кергилов со своим учеником отправился на охоту. Долгие блуждания по горам не принесли добычи. Вымотанные тяжелыми переходами, они решили разбить лагерь у старого кедра. Когда над костром уже пыхтел закопченный чайник, Карыш поднял глаза на дерево — кедр от макушки до корней был рассечен ударом молнии.

"Я его не искал", — хитро улыбается алтаец, — "это он меня нашел".

Дорога к песне

Если послушать историю Карыша Кергилова с самого начала, то покажется, что духи Алтая преследовали его всю жизнь. Карыш родился в глухой алтайской деревушке и в детстве помогал родителям пасти скот. Тяжелая и не самая чистая работа, другой в горах не бывает. А все свободное время он посвящал чтению.

"Я читал все подряд, но больше всего мне нравились алтайские сказания. Они в то время выходили целыми томами. Выйдет новый том, так я с родителей не слезаю, пока они мне его не купят. Читал, а потом бродил по горам и представлял себя героем сказаний, на коне, с луком и мечом".

Если бы это произошло лет на сто раньше, то о великих воинах и их приключениях Карыш узнал бы не из книг, а от путешествующих сказителей — кайчи. Эти странники во времена, когда не было ни газет, ни радио, ни театра с интернетом бродили по горам от одной кочевой стоянки к другой и рассказывали людям гор легенды — кай. Каждый вечер чабаны собирались вокруг костра и до глубокой ночи не перебивая слушали кайчи. Так повторялось каждый вечер, пока сказитель не рассказывал всю историю целиком. На следующий день кайчи отправлялся дальше. Мощным горловым пением, под звуки двуструнного топшура они становились проводниками в мир богатырей и духов Алтая.


Но пришла советская власть, и сказители кайчи вместе с шаманами оказались в опале. Перестали звучать топшуры, стихло хриплое горловое пение. Со временем бродячие сказители сами стали такой же легендой, как и могучие герои, о которых они когда-то рассказывали. Но Алтай не забывает. Легенды через память народа попали в книги. Книги попали в руки маленькому Карышу. Представляя себя героем эпоса он даже не думал, что скоро сам станет проводником в мир легенд.

А дальше духи начали водить Карыша извилистой дорогой. Карыш освоил восточные единоборства и традиционную алтайскую борьбу куреш, стал мастером в десятке разных специальностей и ремесел. Среди прочих была резьба по дереву. Так Карыш начал делать топшуры. Один из первых он сделал для своего друга. Друг оценил инструмент сам и предложил сыграть Карышу. Тот попробовал. Получилось сразу и хорошо. Потом попробовал спеть традиционным для кая горловым пением. И снова получилось.

"Ты знаешь, я, когда первый раз спел, у меня прям грудь раскрылась, как крылья за спиной выросли". Так духи настигли Карыша. Талант открылся.

Сказитель нашего времени

"Смотри, какой вид", — Карыш поднимает занавеску. За окном его двухэтажного дома в туристическом Чемале пронзительно-бирюзовая Катунь и горы в полнеба. — "Вот это да"! — "А ты как думал. Все-таки художник место выбирал", — весьма медийный по меркам Алтая Карыш смущается как ребенок, — "Я всю жизнь хотел на Катуни жить. Там, где я рос, были горы. А Катуни не было. Я как-то поднялся на белки — это у нас так снежные горы называются — и оттуда разглядел Катунь. Как Бога увидел".

Свой дом Карыш построил сам и украсил резьбой и собственными картинами. Во дворе поставил традиционный алтайский шестигранный домик-аил с хитрым вентиляционным окном собственной разработки. На дворе турник, чтобы быть в форме, и рабочий стол, полный столярного оборудования, чтобы сделать топшур.

"Мои инструменты знают, за ними очередь на год вперед. Берут в основном исполнители-горловики с Алтая, из Тувы и Хакассии. Хотя пара моих топшуров есть в Японии. Много на этом не заработаешь. Я это больше делаю из любви к искусству".


"Разные люди бывают. Бывает так, что в группе будет один единственный человек, которому ты не нравишься. И вот у тебя уже ком в горле и приходится выдавливать из себя песню. Но делать нечего — давишь, поешь. И вот постепенно ты его пересиливаешь. А из аила он выходит совсем другим — светлым, улыбающимся. Получается, ты его негатив на себя принял".

Карыш Кергилов заканчивает концерт, фотографируется с довольными туристами. Когда стайка одухотворенных гостей выходит из аила, он устало снимает кожаный шлем, утирает пот, садится у костра и долго смотрит в огонь. Внук шаманки, глава рода Кергил, мастер-резчик, кузнец, художник, поэт, рассказчик, охотник, плоть от плоти самого Алтая, Карыш в своем сценическом костюме кажется воплощением всех тех сказителей, голоса которых когда-то звучали у чабанских костров. И не важно, что сегодня чабаны уже не встречают бродячих сказителей, и традицию уже не вернуть, а на выступлениях кайчи дают от силы десять минут, чтобы показать свое мастерство. Проводники в мир духов все еще живут на Алтае.

"У нас так говорят: шаман может быть сказителем, сказитель может быть шаманом, — говорит Карыш, негромко перебирая струны топшура, — Вообще у меня предвидение есть. Интуиция хорошая. Мне все говорят: "Пора тебя открывать". Может и так. Но я хочу с бубна начать — сначала бубен сделать, а потом дальше идти. Многие бубны заказывают, но я себе сам делать буду. Я же мастер".


Топшур это традиционный алтайский музыкальный инструмент, иначе, по другому он называется гомз. Немного напоминает русскую балалайку, струны у него из перевитого в веревочку конского волоса. Так что выбираем вариант Из конского волоса.


Для начала пришлось найти описание этого самого топшура, который является музыкальным инструментом, хотя и щипковым, а издает он звук путем защипывания двух волосяных струн, которые в свою очередь, являются конскими.

Так что, нашим правильным ответом здесь будет ответ - из конского волоса (вариант 3).

У этого алтайского музыкального инструмента есть ещё одно название - гомз и он представляет из себя длиной около 78 см музыкальный инструмент Своё название он получил от слов " топ ", что означает " удар " и " хур " - " бряцать ", так как стиль игры на нём бряцание.

Обычно его используют кайчи - алтайские народные сказители для исполнения эпосов, правда сегодня его используют и различные ансамбли.

Что касается вопроса, то состоит этот щипковый музыкальный инструмент в форме лютни из двух волосяных струн. Вот что я нашла про этот инструмент:


Таким образом ответом на данный вопрос следует считать вариант - из конского волоса.

1 / 2 / 3 / - национальные струнные музыкальные инструменты разных стран мира:


Игил / Икили / Топшур / Дутар

Играть на нем можно как смычком, так и щипковой техникой.

Игил / Икили / Топшур / Дутар - Булат Гафаров / Токэ-Ча

Изготовляется игиль, из цельного куска дерева, в идеале – хорошо просушенного кедра. Никаких клееных грифов. Это дает ему мощный сустейн и вполне громкий звук при скромных размеров деке. Тому же способствует натянутая кожа.

Икили и топшуур ( дошпулуур, топшур) часто используется как аккомпонимент для горлового пения.


Моринхур, Морин хуур, Матоуцинь, Хур

Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной или деревянной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В последнее время стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки ) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100-110 см.

На матоуцине играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

Монгольская легенда приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сюхэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сюхэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сюхэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сюхэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. В действительности же, матоуцинь произошёл от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.


Классический индийский 1-струнный инструмент с декой из тыквы или дерева


Рабаб - индийский 6-ти струнный смычковый музыкальный инструмент.

Дека сделана из кокоса на верхнюю часть которого натянута кожа, гриф из бамбука, играющая часть смычка из конского волоса.

Похожие инструменты инструменты есть во многих странах мира (эрху, икили, сухур, кеменча и др.)


Видео пример игры на алтайском топшуре под горловое пение в композиции Булата Гафарова:

Для начала пришлось найти описание этого самого топшура, который является музыкальным инструментом, хотя и щипковым, а издает он звук путем защипывания двух волосяных струн, которые в свою очередь, являются конскими.

Так что, нашим правильным ответом здесь будет ответ - из конского волоса (вариант 3).

Этот вопрос относится к этнической традиции алтайского народа, именно там есть этот музыкальный щипковый инструмент - топшур или гомз, с длинным узким грифом, на который натянуты всего 2 волосяные струны, настроенные в кварту. А материалом для изготовления струн служили как можно догадаться - лошади, точнее - конские волосы, ответ на 3й строке.


Струны для топшуры правильно делать из конских волос - именно так будет воспроизводится правильное сочное звучание этого музыкального инструмента. Ведь струн из крапивы, кожи, всяких жил и кишок животных не сделаешь.

Это музыкальный инструмент, имеет всего 2 струны. На нем исполняют характерную музыку. А поскольку он традиционен на Алтае, то и нетрудно догадаться из чего могли быть сделаны струны.

Ответ - из конского волоса.

У этого алтайского музыкального инструмента есть ещё одно название - гомз и он представляет из себя длиной около 78 см музыкальный инструмент Своё название он получил от слов " топ ", что означает " удар " и " хур " - " бряцать ", так как стиль игры на нём бряцание.

Обычно его используют кайчи - алтайские народные сказители для исполнения эпосов, правда сегодня его используют и различные ансамбли.

Что касается вопроса, то состоит этот щипковый музыкальный инструмент в форме лютни из двух волосяных струн. Вот что я нашла про этот инструмент:

2vIzoYM2FNBESZRI2jMmXQnJSavgq0X.jpg

Таким образом ответом на данный вопрос следует считать вариант - из конского волоса.


Топшур это музыкальный инструмент, который относится к классу щипковых. В нём всего две струны, которые изготовлены из конского волоса.

Правильный вариант ответа находится на третьей строчке, это "Из конского волоса".

Топшур это традиционный алтайский музыкальный инструмент, иначе, по другому он называется гомз. Немного напоминает русскую балалайку, струны у него из перевитого в веревочку конского волоса. Так что выбираем вариант Из конского волоса.

Lq6oRqpb4LWD52K5kLXtTgR5Adkm7LE.jpg

Не скажу, что была знакома с этим музыкальным инструментом, но в сети нашлись и фотографии, и описание, и даже история создания. Казалось бы все перечисленное могло подойти для струн, но для топшуры выбран - Конский волос.

Для начала мне хотелось бы узнать, что такое топшур.

wiZhNOOKrNZjsBdHkPXVfgbz5wrszS.jpg

Ответ: из конского волоса.

Для начала стоит разобраться, что собой представляет топшура, чтобы ответить правильно на поставленный вопрос.

Оказалось, что это струнный инструмент.

Осталось узнать, из чего делаются струны к этому инструменту, похожему на балалайку.

Из конского волоса.

Для меня подобный вопрос был бы сложным. Название упомянутого национального инструмента мне слышать не приходилось. Так что есть отличный повод повысить свой культурный и образовательный уровень.

etig7LJPByP8v3vxa44GyRXCZxhWcY0.jpg

Струны топшура делаются из конского волоса. Этот ответ будет правильным.

Самый дешёвый вариант - пластиковый сайдинг, можно сначала даже утеплить минеральной или каменной ватой. Но тут есть некоторые минусы. Во первых это пластик и значит он достаточно хрупок, особенно в мороз, во вторых, если он светлый, то будет сильно загрязняться и в третьих из-за тонкости стенок сайдинг довольно трудно крепить. Можно использовать ПВХ ПАНЕЛИ, можно обшить вагонкой, можно декоративной плиткой, - специальной, для наружнего применения. Выбор подобных материалов для этого очень велик.

Современное покрытие беговых дорожек и многих спортивных площадок представляют собой высокотехнологически­ й продукт с заданными параметрами жесткости, упругости и трения. Цветовая палитра верхнего упругого слоя – самая разнообразная.

Синтетический материал для покрытия беговых дорожек – РЕКОРТАН.


Работала я в "Теплосети" перед пенсией. Насмотрелась на всякие прокладки- и черные, и белые и серобуромалиновые. Эти, серые, скорее всего из паронита. Но вот в таком виде- готовыми кольцами мне не доводилось видеть. У нас он был в рулоне, тяжелый такой, от него отрезали кусок, и потом из того куска прокладки и заглушки вырезали.

Использовались, как и все прокладки- для уплотнения соединений, герметизации фланцев на бойлерах,на стыках труб.

В настоящее время для антикоррозионной и декоративной защиты металла наиболее подходят кремнийорганические эмали "Церта" производства ЗАО "Спектр", КО-8111 производства ООО "Элкон" и КО-8111 производства ООО "Термика". Покрытия, полученные на основе этих эмалей, толщиной около 40-80 мкм надежно защищают металл от агрессивного воздействия не только влаги, но и неблагоприятных атмосферных факторов. Покрытия сохраняют свои эксплуатационные свойства в течение 3-15 лет и могут эксплуатироваться в диапазонах температур от минус 40 до плюс 600 градусов Цельсия.

Эмали имеют хорошие технологические свойства, хорошо наносятся кистью, валиком, краскораспылителем в один-два-три слоя с промежуточной сушкой 15 минут, окончательная сушка 24 часа при комнатной температуре. Для создания масло-бензостойкого покрытия необходима горячая сушка и термозакалка покрытия при температуре 150 градусов Цельсия.

текст при наведении

Пеностекло - это вспененное стекло, то есть, гранулы стекла смешиваются с гранулами газообразователя, а затем эта смесь нагревается. В процессе нагрева газообразователь выделяет газ, который в виде пузырьков остаётся внутри стеклянной массы. Далее стеклянная масса с находящимися внутри неё пузырьками воздуха остывает и получается пористая стеклянная плита любой заданной формы.

Читайте также: