Как сделать тень на натюрморте
После завершения работы над конструктивным построением предметов натюрморта, их пропорциональными отношениями приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения —помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и предметов в этом пространстве.
До этого вы максимально использовали возможности линии. На первом плане линии построения активные и более темные. Самая темная линия —та, которая находится ближе всех линий к вам в вашей композиции, например, линия окончания стола. Это может быть и участок линии на эллипсах, когда вы передаете окружность в пространстве. Линия, удаляющаяся от вас к горизонту, по мере удаления теряет свою активность.
Передачу реального объема предметов натюрморта и пространства одним линейным рисунком не выразить, поэтому далее вам необходимо воспользоваться возможностями реального освещения.
Свет, распространяющийся от источника, падает на предметы натюрморта и имеет свойство отражаться от их формы. Сила отраженного света зависит от положения участка формы относительно источника освещения и вас (то есть угол падения равен углу отражения), а также от способности предмета принимать и отражать свет.
Способность принимать и отражать свет у предметов разная, это зависит от фактуры предмета, его материальности и окраса по светлоте. Предмет может иметь матовую или полированную поверхность, быть, например, из стекла; может быть светлым или темным. Все это сильно влияет на силу отраженного света. Так, самыми светлыми будут являться участки формы, к которым лучи света, направленные от источника, подходят перпендикулярно. Эти лучи света упираются в поверхность формы. Там, где лучи света от источника скользят по поверхности формы, она менее освещена.
Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. На телах вращения светотень мягкая и размытая, она совпадает с границей света и тени и напоминает вам светотень на таких геометрических предметах, как цилиндр, конус, шар. На корпусных предметах светотень жесткая, она совпадает с гранью.
Не забудьте определить и самое светлое место на предметах, имеющих форму вращения. Моделировка предметов натюрморта светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.
Создание тонового пятна графитовым карандашом потребует от вас определенного опыта. Штрих (линия) - одно из двух выразительных средств рисунка. Множество штрихов, созданных рядом друг с другом, образуют тоновое пятно. Плотность штрихов влияет на глубину тона. Тон наносится карандашом по форме предмета - так пишут почти все учебные издания о рисунке. Это не совсем верно, потому что шарообразные предметы натюрморта вам придется моделировать коническими кругами. Штрих - это не цель, а средство.
Если одновременно наносить тон по теневой и светотеневой частям предмета, соблюдая при этом законы воздушной перспективы, то получится теневая часть, состоящая из светотени, рефлекса и контурной линии. Со вниманием отнеситесь к падающим теням. Граница света и тени у них жесткая (при одном источнике освещения), и существует область светотени, отчего тень внутри кажется прозрачной.
Изображение падающей тени - дело хитрое. Проще говоря, если падающая тень подчеркивает плоскость стола, на которую она падает, и выявляет объем драпировки, то ее показывают в полном объеме. Но если эта тень разрушает объем, на который падает, с ней обходятся деликатно. В архитектурном, дизайнерском рисунках тень от предмета, если она разрушает форму самого предмета, на который падает, по мере удаления от предмета растворяют или вовсе не показывают.
Проделав эти операции (применив методы), вы выполнили рисунок с частичным введением тона, произвели анализ пространства, формы предметов натюрморта и освещения. Для архитектора или дизайнера, интерес которых направлен на формообразование объекта, задача выполнена; для рисовальщика же, преследуемая цель которого - передать реальный трехмерный мир предметов и сами предметы в двухмерном пространстве листа, рисунок продолжается.
Для того чтобы нарисовать натюрморт карандашом поэтапно нужно составить композицию. Натюрморты бывают абсолютно разные:
И другие не съедобные предметы:
Если проще, то все что не портрет и не живопись, то натюрморт:)
Как только определились с объектами рисования, делаем набросок. Располагает правильно предметы, соблюдая пропорции. С помощью карандаша отмеряем размеры.
Далее прорисовываем основные детали, убираем лишние штрихи и можно раскрашивать. Здесь самое главное-это передача цвета и объем. Глаза каждого человека видят цвета по разному. Например, один человек в бордовой драпировке натюрморта видит только оттенки бордового цвета, а другой в той же самой ткани передает на холст и синий и желтый и даже зеленый цвет! Вот так видит художник окружающие краски.
Желаю творческих успехов и ничего не бойтесь:)
Натюрморты бывают разные и их можно нарисовать в самых разных стилях. Важно правильно расположить изображения неодушевленных предметов на бумаге или холсте. Красиво, объемно, гармонично будет смотреться натюрморт, где предметы перекрывают друг друга.
Для примера, расположения прямоугольников. На первой картинке они расположены в ряд, скучная картина, правда? А если их подвигать, совсем другой результат получим.
Когда предмет будет находиться за другим, перекрывая какую-то его часть, вы наполняете свой натюрморт глубиной, объемом. Чем больше пересечений неодушевленных предметов, тем интересен будет рисунок.
Важно выделить главный предмет, какой-то предмет должен доминировать, он может выделяться размером, формой, цветом или положением относительно остальных.
Несложный в исполнении натюрморт с вазой и яблоками:
На листе провести линию стола или полки, на чем будет стоять ваза. Сделать наброски линий и точек для "скелета" вазы. Соединить точки построения плавными линиями, острые углы вазы округлить. Дорисовать яблоки, задний фон-драпировку. Ненужные линии стареть ластиком. Остается распределить на рисунке, предметах свет, полутень, тень. Или разукрасит акварелью.
Умение правильно рисовать натюрморт – необходимый навык любого художника, не зря этому вопросу уделяется много внимания в художественных школах и училищах. Рисуя неодушевленные предметы, вы тренируете глазомер, учитесь правильно располагать предметы и переносить их на полотно в нужном масштабе и с соблюдением пропорций.
Становление натюрморта в качестве самостоятельного жанра начинается в 16 веке, когда художники включают его в различные христианские сюжеты. Долгое время предметная живопись была либо второстепенной, либо использовалась для отработки определенных навыков. Все изменилось с приходом эпохи Импрессионизма в 19 веке, когда художники много экспериментировали с цветом, формой и техниками нанесения красок, когда визуальная эстетика стала преобладать над передачей реалистичности. Огромный вклад формирование натюрморта как независимого жанра внес великий французский художник Поль Сезанн. В своем творчестве он пытался примирить классические и современные подходы к живописи. Своими картинами Сезанн как бы напоминал всем экспериментаторам, что искусство красок и форм обязано служить природной гармонии, а не произволу живописцев, которые во главу угла ставят оригинальность.
Поль Сезанн “Натюрморт с яблоками”
Выбор идеи
Перед тем, как приступить к работе, важно продумать идею натюрморта. Подбирать нужно однотипные предметы, которые будут сочетаться и тем самым создавать целостное произведение. Все объекты должны быть подчинены единой концепции, иметь различные формы и габариты, гармонировать по цвету. Очень красиво смотрится многообразие текстур и фактур. И самое главное – выбранные предметы должны вызывать эмоциональный отклик в вашей душе и вдохновлять вас на рисование натюрморта.
Расположение объектов
В зависимости от того какие выбраны объекты, и как они будут размещены, принимается решение относительно формата. Самый распространенный формат – горизонтальный, так как на нем можно разместить большое количество предметов. Вертикальный в основном используется для изображения высоких элементов натюрморта, например вазы с цветами. Квадратный формат в основном применяется для акцентирования внимания зрителя на центр полотна.
Для передачи спокойствия, стабильности и устойчивости, предметы следует размещать симметрично и как можно ближе друг к другу. Асимметрия, наоборот, создает ощущение динамики (например, высыпанные из корзины фрукты или опрокинутая чашка).
Динамика в натюрморте
Передача пропорций и объема
Точность пропорций является обязательным требованием при создании эскиза. При этом играет роль не только соотношения больших предметов и их частей, но и других компонентов к целому. Чтобы добиться требуемой точности и правильности натурной постановки, необходимо выполнять замеры путем визирования и неоднократно сопоставлять пропорции различными методами. Определяем линию горизонта и композиционный центр и делаем эскиз, нанося карандашом легкие контуры предметов с соблюдением форм вычисленных пропорций. Для уточнения пропорций можно использовать вспомогательные линии.
Передача пропорций и объема
план конспект урока ИЗО в 6 классе. Неоднократно применяемый на своих уроках.
Тема: Светотень, объём, полутень, тень, блик. Натюрморт (рисование по памяти и представлению)
1. Научить учащихся самостоятельно выполнять рисунок.
2. Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.
3. Воспитание любви к окружающему миру и искусству родного края.
Задачи:
обучить рисовать фрукты и овощи по представлению;
расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;
закрепить умение размещать на листе предметы;
рисовать доступными графическими средствами;
развивать воображение, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию, пробудить фантазию;
способствовать развитию линейного построения.
воспитать толерантное отношение друг к другу, научить воспринимать критику - умение выделять недостатки и видеть положительное.
Оборудование:
Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел, презентация.
Для учащихся: карандаш, бумага формата (А4), ластик.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках
3. Объяснение новой темы
4. Практическая работа
6. Экспресс-выставка. Итог урока
7. Домашнее задание
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Повторение изученного материала.
- Какие жанры изобразительного искусства вам знакомы?
- Рассмотрите внимательно репродукции картин, они вам помогут правильно ответить на поставленный вопрос.
ПЕЙЗАЖ
Если видишь: на картине нарисована река.
Или в домик в дымке синей, или луг и облака,
Или тонкая рябина,
Или поле иль шалаш –
Это значит, что картина называется … (пейзаж)
ПОРТРЕТ
Если видишь, ты с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется… (портрет)
НАТЮРМОРТ
Если видишь на картине
самовар ты на столе,
Или виноград в корзине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай
Что это… (натюрморт)
3. Объяснение новой темы.
- Сегодня на уроке речь пойдёт о натюрморте. А что такое натюрморт?
(изображение неподвижных предметов)
- В словаре: Натюрморт - с франц. "мертвая натура" или "неживая натура".
В Англии называли натюрморт - "тихая жизнь". Он может состоять из неодушевленных предметов и включать природные формы.
Дополнительный материал:
- Искусство натюрморта появилось в Голландии в начале 17 века. Художники обращали внимание на обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Дополняли мотив натюрморта и изображением людей, животных, птиц, насекомых.
- Тема: Учимся рисовать натюрморт с овощами (по представлению).
- Цели и задачи: научиться рисовать фрукты и овощи по представлению, составлять свою композицию (натюрморт).
- Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры? (наличием (отсутствием) предмета, который будем рисовать).
- Назовите овощи и фрукты.
- Можно ли овощи изобразить в геометрических фигурах?
Творческая игра.
- Предлагаю вам игру. К доске сейчас выйдет 3 человека (по 1 с каждого ряда).
Им предлагается по одной геометрической фигуре, в которой нужно нарисовать тот овощ или фрукт, который эта фигура напоминает, и составить общий натюрморт на листе.
- Скажите, с чего начинают рисовать натюрморт? (С расположения на листе).
- Расположение на листе называется компоновка (новые слова появляются на доске).
- Как вы думаете, что ещё важно учитывать при рисовании натюрморта? (размер изображаемых предметов).
Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучения, типы заданий.
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Кануник Вера Яковлевна
Главная дидактическая цель : изучить материал о свете и тени в натюрморте.
Цели и задачи на формирование видов деятельности:
Осваивать приемы объемного изображения предметов (светотень)
Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.
Наблюдать за окружающими предметами в помещении, деревьями, явлениями природы. Находить в поисковых системах Интернета репродукции художников по теме.
Овладевать приёмами коллективного сотворчества, участвовать в диалоге, совместно обсуждать. анализировать произведения, решать творческие задачи, передавать свое впечатление от увиденного в природе.
Оборудование: 1.Для педагога: образцы работ, ИКТ.
2.Для обучающихся: альбомы. Карандаши, ластик
-Обратите внимание на изображения образцов. Как вы думаете, какова же будет тема сегодняшнего занятия?
Правильно! Сегодня вы познакомитесь выполнением натюрморта
2 Актуализация знаний
Сегодня на занятии мы вспомним и будем работать с таким жанром искусства, как натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом выполненным в карандаше. ( Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения действительности . Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.
С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.
Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни.. Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.
Дети под музыку передают в движении поочередную смену света и тени, дня и ночи. Радости и грусти.
Упражнения: для глаз, для кистей рук и туловища:
Из-за парт тихонько встали,
И наклоны делать стали,
Раз и два, и три, четыре,
А теперь все руки -шире,
Делаем рывки руками,
А теперь все ровно встали,
Тихо на места вернулись.
4. Практическая работа-исследование.
Каждая группа (поделенная педагогом с учетом уровневой дифференциации), меняя направление освещения, выполняет наброски натюрмортов по выбору. Смоделировать ситуацию “Полдень. Солнце в зените” и “Вечер. Солнце садится за горизонт”. В результате исследования ребята должны сделать выводы: Как располагается тень по отношению к источнику света. Как ведет себя падающая тень при удалении, приближении источника.
1 гуппа (базовый уровень)-светотень на одном предмете
1 гуппа (продвинутый уровень)-светотень на нескольких предметах
1 гуппа (высокий уровень)-светотень на предметах разной фактуры
Обучающиеся выполняют задание в соответствие с образцами.
5. Подведение итогов
Сравнить выводы, полученные группами. Повторить градации светотени на предметах натюрморта .
Читайте также: