Как сделать технологическую карту

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 28.08.2024

Разработка новой продукции – поэтапный процесс. Между первичным изучением процесса/объекта и его внедрением в жизнь проходит много ступеней, каждая из которых очень важна для грамотной реализации конечного объекта.

Ключевым элементом воплощения каждого проекта является технологическая карта. Данный документ применим ко всем процессам и явлениям, реализуемым в техносфере для обеспечения оптимальных условий работы (технических и материальных благ) и комфортной жизнедеятельности.

Что такое технологическая карта

Под технологической картой понимают документ, раскрывающий полную информацию о процессе или явлении, принимающем непосредственное участие в производстве технических объектов.

Как правило, техническая карта используется при проведении строительных работ, а также технологических процессов и мероприятий, с ними связанных.

Чаще всего техкарта разрабатывается отдельно для каждого крупного техносферного объекта.

Основные положения, которые описывает карта:

  • требуемые действия;
  • последовательность совершаемый действий;
  • периодичность работы;
  • временные затраты (нормативные и аварийные);
  • итог совершения действий;
  • необходимое оборудование, материалы, комплектующие и прочее.

Когда составляется

Технологическая карта создается для максимизации сведений об обеспечении исполнения работ с комплексным обоснованием (финансовым, экологическим, нормативным), верификации оборудования и материалов, а также для разработки договорных инструментов подряда.

Технологическая карта создается при таких обстоятельствах:

  • высокой сложности исполняемых операций;
  • потенциальной вредности и/или опасности процесса и его элементов;
  • необходимости определить трудозатраты с высокой точностью;
  • для ликвидации неоднозначностей и спорных нюансов.

На похожие объекты можно оформлять одну техкарту. Это значительно упрощает процесс разработки данного документа.

Основная масса технологических карт составляется для строительной области и смежных с ней. Для этого задействованы аккредитованные строительные фирмы и НИИ. Но и в других областях техкарты незаменимы. Они выгодны как для покупателей/клиентов, так и для производителей, потому что выгодно выделяют компанию среди конкурентов.

В общих чертах техкарта регламентирует сам процесс работ, его механизацию, требования к качеству исходного изделия/услуги, а также документально подтверждает соответствие нормам охраны труда, техносферной безопасности и защиты окружающей среды. Грамотно оформленная техкарта оформляется в случае возникновения экономико-правовых нюансов, что позволяет ликвидировать издержки и при необходимости снизить себестоимость операций.

Как оформляется

Нормативы создания технологической карты закреплены в методических рекомендациях МДС 12-29.2006, разработанных ЦНИИОМТП. Согласно этому нормативному документу, карта должна содержать основную информацию об объекте и процессах, на нем осуществляемых.

  • наименование документа;
  • область эксплуатации;
  • направление к исполнению действий (условия, требования, рекомендации к сырью и материалам);
  • порядок действий (пошаговое описание методики работы);
  • сведений о результатах испытаний (при заморозке, повышенной температуре, экстремальных давлении и влажности, воздействии химически активных веществ, устойчивости к ударам, растяжению и прочее);
  • экономико-финансовые характеристики;
  • соответствие нормативам экологической, промышленной безопасности, охраны труда и оптимизации условий работы сотрудников.

При необходимости документ может содержать ссылки на иные нормативы и правовые акты (например, на экологическое, трудовое законодательство, региональные постановления и приказы отдельных отраслей хозяйственной деятельности).

Разработка техкарты состоит из таких этапов:

  1. Сначала необходимо провести анализ уже готовых технологических карт и проверить, можно ли использовать ранее разработанный вариант.
  2. Если готового варианта карты нет, составляется смета и проводится проверка исходных данных (обхаем работы, характеристик прибора, количества персонала).
  3. После подсчета трудозатрат, времени работы и простоя оборудования, расхода материалов, сырья и комплектующих, формируется график для оптимизации процесса работы, чтобы не происходило перенапряжения ни работников, ни техники.

При необходимости можно откорректировать документ, чтобы он соответствовал нормативам Трудового кодекса и законам об охране окружающей среды.

Выводы

Технологическая карта нужна для соответствия условиям осуществления сложной и/или опасной деятельности.

Документ формируется на основании методических рекомендаций МДС 12-29.2006 и должен учитывать финансовые, технические, кадровые, экологические, трудовые нормативы.

Разработкой техкарт занимаются НИИ, аккредитованные организации строительной отрасли.

Ни для кого не секрет, что все предприятия, которые работают не по Сборнику рецептур (технологических нормативов) обязаны разрабатывать документ "Технико-технологическая карта". Однако, не все понимают, чем же отличается ТТК от Технологической карты, и как она должна выглядеть. В этой статье мы дадим подробный ответ на этот вопрос.

Итак, требования к оформлению ТТК и содержащейся там информации подробно изложены в ГОСТ 31987-2012. Не будем подробно описывать содержание ГОСТа, ограничимся лишь описанием основных особенностей.

В отличие от Технологической карты, в Технико - технологической, наряду с расчетом калорийности, указанием области применения, требований к сырью и требований к реализации и подаче необходимо рассчитать и указать следующие показатели:

  • Органолептические показатели
  • Физико - химические показатели (массовые доли)
  • Микробиологические показатели для соответствующей группы блюда

Ниже приведем методику разработки ТТК, и подробно опишем расчет всех необходимых показателей. Подобная методика строится на основе Методических указаний, а все документы формируются автоматически, в программе для шеф-поваров и технологов "Шеф Эксперт".

Рассмотрим, для примера, расчет всех показателей для ТТК для блюда "Колбаски Одесские"

1. Расчет пищевой и энергетической ценности блюда

Расчет пищевой и энергетической ценности блюда ведем на основании методики, приведенной в Методических указаниях по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.) (Часть 2).

1.1. Определяем содержание белка в первом ингредиенте рецептуры - 'Жировая сетка (Прятине)'. Содержание белка в 100 граммах ингредиента находим по справочным таблицам химического состава, рекомендованных к применению Федеральной службой по Надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Содержание белка в 100 граммах ингредиента 'Жировая сетка (Прятине)' = 1,4 грамм. Масса нетто ингредиента 'Жировая сетка (Прятине)' по рецептуре = 42 грамм, следовательно, количество белка в ингредиенте = 42/100*1,4 = 0,59 грамм (ст.7 в т.1). Данный ингредиент ПОДВЕРГАЕТСЯ тепловой обработке, поэтому, потери белка при тепловой обработке определяем согласно справочным данным = 10% (ст.10 в т.1). Таким образом, итоговое количество белка в ингредиенте = 0,59*(100-10)/100 = 0,53 грамм. (ст.14 в т.1)

1.2. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество белка в ингредиенте = 0,53*(100-0)/100 = 0,53 грамм.

1.3. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание белка УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании белка в блюде.

1.4. Аналогично определяем содержание углеводов и жиров в ингредиенте.

1.5. Таким же способом определяем содержание белков, жиров и углеводов по всем ингредиентам в блюде, и заносим полученные данные в Таблицу 1.

Разрабатывайте ТТК профессионально! Как? Узнайте здесь.

2. Расчет массовой доли сухих веществ *

2.1. Определяем содержание сухих в-в в первом ингредиенте рецептуры - 'Жировая сетка (Прятине)'. Содержание сухих в-в в 100 граммах ингредиента находим по справочным таблицам химического состава, рекомендованных к применению Федеральной службой по Надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Содержание сухих в-в в 100 граммах ингредиента 'Жировая сетка (Прятине)' = 94,3 грамм. Масса нетто ингредиента 'Жировая сетка (Прятине)' по рецептуре = 42 грамм, следовательно, количество сухих в-в в ингредиенте = 42/100*94,3 = 39,61 грамм.

2.2. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество сухих в-в в ингредиенте = 39,61*(100-0)/100 = 39,61 грамм.

2.3. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание сухих в-в УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании сухих в-в в блюде.

2.4. Аналогично определяем содержание сухих веществ по всем ингредиентам в блюде, и суммируем полученные значения.

2.5. Для перевода в процентное соотношение содержания сухих веществ в блюде умножаем полученную сумму на 100 и делим на выход порции (100 грамм).

2.6. Суммируем данное процентное содержание с максимально допустимым содержанием соли в блюде = 1,33%. Таким образом, получаем Максимальное (теоретическое) содержание сухих веществ в блюде = 62,39%.

2.7. Минимально допустимое содержание сухих веществ рассчитываем по формуле: для первых блюд и соусов: 0,85*Максимальное содержание сухих в-в, для остальных блюд: 0,9*Максимальное содержание сухих в-в. 0,85 и 0,9 – коэффициенты, учитывающие потери сухих веществ в процессе приготовления и допустимые отклонения при порционировании блюд. Таким образом, мин. допустимое содержание сухих веществ в блюде = 62,39*0,9 = 56,15%.

* В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля сухих веществ при лабораторном анализе.

3. Расчет массовой доли жира **

3.1. Определяем количество чистого жира в ингредиенте 'Жировая сетка (Прятине)' (массовая доля жира учитывается только в основных жиросодержащих ингредиентах (масла, сметана, молоко, и т.д.)), путем умножения массы нетто ингредиента (в граммах) на содержание жира (в гаммах на 100 г ингредиента, или в %) и деления на 100. Данными по содержанию природного жира в крупах, мясных продуктах и т.д. пренебрегаем. МДЖ = 42/100*0 = 0 грамм.
3.2. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество жира в ингредиенте = 0*(100-0)/100 = 0 грамм.
3.3. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание жира ингредиента УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании жира в блюде.
3.4. Аналогично определяем содержание жира по всем ингредиентам в блюде, и суммируем полученные значения.

** В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля жира при лабораторном анализе.

4. Расчет массовой доли сахара ***

4.1. Определяем количество чистого сахара в ингредиенте 'Жировая сетка (Прятине)' (массовая доля сахара по сахарозе учитывается только в сахаре – песке, сахаре – рафинаде, сахарной пудре и т.д.), путем умножения массы нетто ингредиента (в граммах) на содержание сахара (в граммах. на 100 г ингредиента, или в %) и деления на 100. МДС = 42/100*0 = 0 грамм.
4.2. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество сахара в ингредиенте = 0*(100-0)/100 = 0 грамм.
4.3. Ингредиент 'Жировая сетка (Прятине)' УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание сахара ингредиента УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании сахара в блюде.
4.4. Аналогично определяем содержание сахара по всем ингредиентам в блюде, суммируем полученные значения и умножаем на коэффициент, учитывающий потери сахарозы в блюде = 0,97.
4.5. Для перевода в процентное соотношение содержания массовой доли сахара в блюде умножаем полученную сумму на 100 и делим на выход порции (100 грамм). Содержание сахара в блюде = 0%

*** В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля сахара при лабораторном анализе.

5. Расчет массовой доли соли ****

5.1. Содержание соли в блюде принимаем по нормам, приведенным в Методических указаниях по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, равное = 1,33%

**** В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля соли при лабораторном анализе.

В работе предоставлена технологическая карта как обобщенно-графическое выражение современного урока.Описана структура технологической карты и этапы ее составления.Приведены шаблоны оформления технологических карт.

ВложениеРазмер
sostavlenie_tehnologicheskoy_karty_uroka.docx 157.65 КБ

Предварительный просмотр:

Составление технологической карты урока

Технологическая карта урока

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?

  1. увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
  2. полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
  3. корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
  4. согласовывать действия учителя и ученика;
  5. организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Технологическая карта урока позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС;
  2. сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
  3. спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
  4. спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  5. выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  6. соотнести результат с целью обучения;
  7. обеспечить повышения качества образования.

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности

Технологические карты можно разрабатывать на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), созданной Л. Г. Панфиловой, Т. Е. Матвеевой и С. А. Сапон, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Главной целью обучения в системе учебных заданий ТРИИК является метапредметный результат формирование и развитие информационно - интеллектуальной компетентности в процессе учебно - познавательной деятельности школьника. Содержание учебного предмета является средством (информационной основой) процесса достижения компетентности.

В результате освоения темы ученик должен овладеть способностью решать практическую задачу (например, решать задачу по определенному алгоритму) на основе: знания (представления) об основных вопросах содержания учебной темы; понимания взаимосвязей факторов и событий; умения применять новое знание (то, что узнал и понял) в учебной деятельности.

Система учебных заданий в ТРИИК включает:

  • ситуативное задание в самоопределении к учебно - познавательной деятельности;
  • учебные задания в учебно - познавательной деятельности;
  • задания творческого типа в интеллектуально - преобразовательной деятельности;
  • задания в рефлексии к учебно - познавательной деятельности.

Все учебные задания направлены на поэтапное освоение одной учебной темы.

Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности учащегося.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

Успешное выполнение заданий обеспечивает освоение учебной информации и служит основанием для перехода к следующему содержательному блоку изучаемой темы. Содержательный блок – часть изучаемой темы, которая делится по правилам логики (родовидовое деление или целое на части). Обычно блок соответствует пункту параграфа учебника. Количество блоков по освоению учебного содержания определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Таким образом, последовательное продвижение учащихся по указанным уровням обеспечивает качественное изменение первоначальных знаний и умений. В результате выполнения школьниками заданий в периоде учебно - познавательной деятельности формируется новый тип информации, которую они могут использовать в интеллектуально - преобразовательной деятельности.

Информативный - для которого информационный материал и форму выполнения предлагает учитель.

Импровизационный - для выполнения, которого учащиеся самостоятельно выбирают информационный материал изученной темы и форму выполнения.

Эвристический - для выполнения, которого учащиеся самостоятельно определяют объем, уровень, источник информации, создавая собственный вариант решения по данному заданию.

Структура учебного задания включает в себя условие (содержательный компонент – описание проблемы, контекст) и требование (необходимость в разрешении проблемы), которое надлежит выполнить ученику. Корректная формулировка задания содержит ссылку на источник информации, способ деятельности (способ работы с информацией – содержится в требовании) и указание предмета, на который направлено действие (содержится в контексте).

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Следует понимать, что в технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования (личностных, метапредметных и предметных), а также учтено то, что часть планируемых результатов не подлежит итоговой аттестации (например, ценностные ориентация выпускника или его индивидуальные психологические характеристики), а другая часть результатов подлежит проверке и аттестации (научные знания, обобщенные способы деятельности, способность к решению учебных и практических задач и другие).

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.

При создании технологической карты урока учителю следует учитывать требования ФГОС, которые предъявляются к современному уроку.

Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  1. Определение темы учебного материала.
  2. Определение дидактической цели темы.
  3. Определение типа урока.
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока (таблица).
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техни-ческое оснащение (количество бумажных источников и компью-теров с необходимым программным обеспечением)

Примеры технологической карты присутствуют на любом производстве, будь то авиационный завод или пункт общественного питания. Этот стандартизированный документ является обязательным на предприятии, однако форма и вид отличаются от отрасли к отрасли.

примеры технологической карты

Что же это

Примеры технологической карты включают требующуюся информацию для работников, выполняющих определенную операцию. Он может принимать вид процедуры или инструкции, быть представлен в форме текста, таблицы, графиков, рецептов, плана действий и так далее.

Какой она должна быть

В каком бы виде ни были выполнены примеры технологической карты, она должна отвечать на следующие вопросы:

1. Что выполнять (какие операции или процедуры).

2. Как выполнять (описываются конкретные шаги в определенной очередности и последовательности).

3. Как часто они должны производиться (регламентируемая регулярность, периодичность).

5. Что ожидается на выходе (результат, после проведения процедуры).

6. Ресурсы, требуемые для производства (перечень необходимых инструментов, материалов и других ресурсов для каждого этапа операции).

технологическая карта экскурсии пример

Основные функции

Примеры технологической карты необходимы не только для прохождения комиссий Роспотребнадзора. Они несут и практический смысл на самом предприятии. Такой документ значительно облегчает работу персонала и проверку специальных инстанций.

Требование это базируется на понимании того, что специалисты совершенно разной (в том числе и довольно низкой) квалификации могут быть использованы на одном и том же производстве. Для того чтобы обеспечить достаточный уровень компетенции задействованных в подразделениях сотрудников предоставляется пример составления технологической карты предприятия. Таким образом, их первой функцией является обучающая.

пример заполнения технологических карт

Вторая задача – это регламентировать определенный порядок действий там, где возможно применение различных вариантов работы. Зачастую специалистами-разработчиками выбираются наиболее рациональные методы.

Третья задача заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое вовлечение в новый процесс и повышение квалификации уже работающих профессионалов. А плановая грамотно составленная инструкция им в этом поможет.

Отсюда следует, что технологическая карта должна быть составлена таким образом, чтобы самый низкоквалифицированный сотрудник предприятия смог интуитивно понять ее, а грамотные специалисты могли найти для себя требуемые подсказки в работе.

пример составления технологической карты

Где применяется

Следует отметить, что зачастую этот документ разрабатывается для каждого отдельно взятого объекта предприятия.

Сегодня разработан пример заполнения технологических карт практически для всех видов производства. По одному образцу можно разрабатывать любые инструкции и рецепты.

пример технологической карты блюда

Кем разрабатывается

Этот документ составляется специализированными отделами организации и проходит утверждение на уровне руководства предприятия.

В небольших компаниях документ может быть составлен любым технически грамотным специалистом.

Они составляются не только конкретными фирмами и заводами для своих нужд, но и консалтинговыми компаниями, и специализированными институтами на заказ.

маршрутно технологическая карта пример

Как разрабатывается

Зачастую технологическая карта составляется в отдельности для каждого подразделения предприятия. В одном документе допускается учитывать разные схемы операций, если методика выполнения аналогична.

Технологические карты рекомендуют разрабатывать и оформлять в виде табличек, графиков, четко структурированного текста. Допускается использование любых визуальных средств, призванных обеспечить понимание и правильное выполнение операций и процедур.

технологическая карта маршрута пример

Особенности составления

Каждая технологическая карта индивидуальна. Она должна учитывать не только специфику отрасли, но и требования рынка, региона, в котором работает предприятие, квалификацию сотрудников и функциональные связи внутри компании. Именно в этом заключается сложность использования готовых примеров.

Однако, учитывая, что это стандартизированный документ, составлять его следует, используя привычную структуру для вашей области деятельности.

Примеры составления

Для начала будет рассмотрена технологическая карта экскурсии. Пример этот взят как один из достаточно распространенных и при этом относительно понятных в подготовке.

Технологическая карта экскурсии (пример структуры приведен ниже) будет включать такие составляющие:

1. Введение (включает общее описание технологической карты, предприятия). Вы можете включить сюда историю создания экскурсионного агентства. Описать, как взаимосвязаны подразделения предприятия, как устроена документационная структура.

2. Область применения. В этом разделе уже стоит четко и обоснованно описать на какие именно процедуры и операции распространяется технологическая карта маршрута, пример которой рассматривается.

3. Нормативные документы. Перечислите здесь все, что может касаться вашей деятельности, от законодательных актов до внутренних инструкций. Учтите, что этот раздел – ваша своеобразная шпаргалка. Именно к нему вы сможете обратиться в случае возникновения любых вопросов, не описанных в данной карте.

4. Термины и определения. Также дотошно и кропотливо включите сюда все, что встречается в тексте. Не забудьте названия компаний, с которыми вы сотрудничаете и которые упоминаются в документе. Возможно, вы пользуетесь услугами наемного автотранспорта, тогда обязательно укажите, кто подпадает под определение перевозчика. Если у ваших маршрутов есть отдельные названия, обязательно расшифруйте их. Помните об аббревиатурах. Их также стоит включить именно в этот раздел.

5. Общие положения и основной текст технологической карты. Это самый объемный раздел документа. Он включает описание организации процесса, технологических особенностей, маршрутов. Сюда же можно включить требования к качеству работ и методы оценки этого качества. Опишите все материалы и ресурсы, в которых вы нуждаетесь для организации процесса. К ним отнесите не только финансы, но и задействованные кадры (человеческие ресурсы), оргтехнику, арендованную или собственную недвижимость, транспорт, если он требуется для экскурсионной деятельности. Технологическая карта маршрута, пример которой мы рассматриваем, максимально описывается именно здесь. Расчёт продолжительности - одна из обязательных граф.

6. Описание требований техники безопасности может быть выделено в отдельный раздел, а может быть включено и в предыдущий, - на усмотрение разработчика и руководства.

7. Калькуляция расходов также выносится в отдельный раздел по желанию составителей. В то же время часто включается в раздел 5. Ни один, ни другой вариант не будет считаться ошибкой. При расчете затрат не постесняйтесь прибегнуть к помощи профессионалов и бухгалтеров.

8. Порядок разработки и утверждения. Если в вашей компании создано много технологических карт, то может быть целесообразно вынести его в отдельный документ.

Аналогичный принцип составления можно использовать в случае, когда необходим пример технологической карты блюда, строительных работ, сельхозопераций и других проектов. Вы никогда не приготовите правильное блюдо, если не будете следовать четкому рецепту (пропорциям, последовательности, продуктам).

Примеры технологической карты действительно присутствуют на любом производстве, будь то хлебопекарный завод или местный кафетерий. Этот стандартный документ является обязательным в учреждениях, однако его форма и вид отличаются в зависимости от отрасли.

Читайте также: