Как сделать тауба
Ежедневный пятикратный намаз — как правильно совершать
Аллах вменил намаз в обязанность для верующих. Это поклонение является одним из пяти столпов религии. А так же лучшим из благих деяний, помогающих приблизиться к Создателю. В этой статье вы узнаете, как правильно совершать намаз, его условия и последовательность выполнения.
Пять молитв, совершаемых ежедневно имеют огромное значение. После шахады, первое из дел, которые должен начать совершать человек, ставший мусульманином — это чтение пятикратного намаза.
Кто отказывается от намаза, отрицая свою обязанность, является неверующим. А кто оставляет его, признавая, что он обязателен, совершает большой грех.
Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между верой и неверием – намаз”. (Ат-Тирмизи 2620)
«Завет, установленный между Нами и ими — это совершение молитвы. Кто откажется от нее, тот не уверовал.” (Ат-Тирмизи 2621)
Условия намаза
Чтобы понимать, как правильно совершать намаз, следует знать определенные условия, которые являются обязательными и делятся на предварительные и внутренние. Предварительные или внешние — это требования необходимые для начала молитвы:
- Омовение (тахарат). Как совершить омовение читайте здесь…
- Чистота от грязи (наджаса). Надо удостовериться, что тело, одежда и место совершения молитвы не осквернены нечистотами.
- Закрытие тела (аурата). Мужчинам следует закрывать торс, плечи, ноги до колен. А для женщинам условием является покрытие головы и всего тела. Открытыми можно оставлять лишь лицо и руки до запястья.
- Направление (кыбла). Следует стоять обращаясь лицом к Каабе (Мекке).
- Время (вакыт). Для намазов есть предписанные периоды времени, когда их необходимо совершать.
- Намерение (ният). Человек обязан иметь в своем сердце намерение молиться.
Внутренние условия – это основы молитвы, без которых она становится недействительной:
Сколько ракаатов читают в намазе
Это обязательство было узаконено для верующих в ночь Миграж (вознесение), что подчеркивает его важность. Сначала Аллах повелел мусульманам молиться в день 50 раз. Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвратился к Нему и попросил облегчить поклонение для своих последователей. Тогда Аллах сократил количество намазов до 5-ти.
Число ракаатов (частей) в каждой молитве было объяснено посланником так:
- Фаджр – утренний намаз должен состоять из 2-х ракаатов сунны (желательное действие) и 2-х фарда (обязательное).
- Зухр – это намаз, совершаемый в середине дня. Он включает 4 ракаата сунны, 4 – фарда, 2 – сунны.
- Аср – предзакатная молитва. В ней читается 4 обязательных ракаата.
- Магриб – намаз, совершаемый после заката, включает 3 ракаата фарда, 2 – сунны;
- Иша – это ночная молитва. Читается 4 обязательных ракаата, 2 сунны и 3 ваджиб (дополнительная молитва, являющаяся обязательной).
Как правильно совершать намаз
Чтение других аятов и сур Корана должно добавляться в первых 2-х ракаатах фарда, а также во всех частях сунны. Но это не обязательное условие. Поэтому тем, кто только начинает читать намаз, первое что необходимо выучить – это Фатиха.
Молящийся человек должен проявлять смирение, внимательность и избегать того, что может отвлечь его.
Обучение намазу
После этого левая ладонь ложится на живот (у мужчин) или область груди (у женщин) и накрывается правой ладонью.
Если вы пропустили намаз по своей вине, то следует покаяться в этом грехе. Частью покаяния (тауба) будет восполнение намазов, то есть в данном конкретном случае следует не только искренне раскаяться, но и приложить все усилия к тому, чтобы восполнить пропущенное.
Восполнить значит прочитать намаз, аналогичный пропущенному, с намерением на восполнение. Намерение на намаз звучит примерно следующим образом:
Разумеется, название самого намаза может звучать иначе, в соответствии с вашим языком и идиолектом. Отметим и то, что намерение проговаривать вслух не обязательно (хотя это желательно (мустахабб)), как не обязательно и мысленно оформлять его как предложение (вербально думают не все). Для того чтобы намерение было действительным, достаточно осознания того, что вы собираетесь совершить.
Можно ли не восполнять обязательные намазы, но вместо них делать желательные?
Это довольно распространенное поверье – что намазы восполнять не надо, вместо этого следует усердствовать в желательных намазах. Такой подход неправилен.
Большинство ученых считало, что желательные намазы действительно помогают устранить допущенные ошибки в обязательных намазах и служат своего рода компенсацией за промахи, однако они не заменяют намаз, если он вообще не был совершен. Таким образом, не получится читать желательные намазы вместо восполнения обязательных.
Да, есть и другое мнение (редкое) – что желательные намазы все-таки могут заменить обязательные, однако, даже если считать так, нет никакого указания на количество. Может быть, один обязательный намаз равен тысяче желательных. Мы не знаем численного соотношения фардов и сунн. Поэтому даже те ученые, которые полагали, что своего рода замена теоретически возможна, не считали дозволенным не восполнять пропущенные обязательные намазы, заменяя их желательными.
Однако в ханафитском мазхабе (согласно которому составлен этот цикл статей) не дозволяется не совершать намазы сунна муаккада, если есть долговые намазы. Необходимость отказаться от сунн – это мнение шафиитского мазхаба, но не ханафитского. В мазхабе имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах) нужно по-прежнему усердствовать в намазах сунна муаккада. Несовершение сунны муаккада регулярно и без уважительной шариатской причины считается грехом. Поэтому вам следует как выделить время на восполнение, так и продолжать читать два ракаата перед фаджром, четыре ракаата перед зухром и так далее.
Хочу отметить, что мнение насчет того, обязательно или нельзя читать сунну, если есть долговые намазы, вызывает какие-то странные реакции в мукаллидах обоих мазхабов: ханафитского и шафиитского. Ханафиты страдают, что нужно читать еще и сунны, времени не хватает. Шафииты страдают, что теперь сунну нельзя читать – вместо того чтобы усерднее восполнять. СубханАллах! Следуйте своему мазхабу и успокойтесь! Вы уверены, что, перейдя в другой мазхаб, вы не были бы точно так же не довольны новым решением? Все, что в вашем мазхабе считается способом совершения поклонения, и есть поклонение.
Восполнение намазов – это вопрос убежденности и тайм-менеджмента. Вот и все. На практике очень редко бывает так, что человек не успевает восполнять намазы именно из-за совершения намазов сунна муаккада. Те, кто восполняет, восполняют, успевая и желательные намазы. Те, кто не восполняет, ищет повод. И не факт, что даже сунны в этом случае они будут делать регулярно, хотя и используют их как щит от восполнения фардов. Да защитит нас Аллах.
Если я буду восполнять намазы в Мекке/в Медине, зачтется ли этот намаз за десять/сто/семьсот/тысячу?
Нет. В текстах, где говорится об этом, имеется в виду разница в награде, но не буквальная фикховая аналогия.
Время выполнения: можно выполнять в любое время, кроме времени восхода и захода солнца и полудня.
Посланник Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
"Если совершивший грех покается, после чего сделает омовение (вуду) и совершит намаз, искренне обращаясь к Аллaху о прощении, то Аллах простит его". (передал Тирмизи) .
надо совршить омовение должным образом, и сделать 2 раката сунны, искренне ради Аллаха с осознанием своего греха, попросить о прощении. есть дуа покаяния. , можно своими словами.
Разрешается читать и по два рака‘ата, и по четыре, но мустахабом является читать по два рака‘ата. (Тирмизи т.1, стр. 58).
Время тахаджуд намаза начинается после ночного намаза (‘иша). Лучше читать его послетого, как пройдет половина ночи. Способ чтения тахаджуда по суннату является следующим: прочитав ночной намаз, ложитесь спать, затем встаёте и читаете тахаджуд. В случае чтения тахаджуда совершать три рака‘ата eитр вместе с тахаджудом также является суннатом. (Бухари т.1,стр. 154, Муслим т.1, стр. 258). Но если витр уже прочитан после ночного намаза, уогда после тахаджуда второй раз его читать не надо, потому чтоПосланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) запретил читать витр два раза за одну ночь. (Тирмизи т.1, стр. 62).
2. Духа намаз
3. Аууабин
Аууабин намаз состоит из шести рака‘атов, его надо читать по два рака‘ата после магриба. (Тирмизи т.1, стр. 58).
4. Намаз тасбих
В другом хадисе сказано, что, прочитав суру “Фатиха” и другую какую-нибудь суру, читайте эти слова 15 раз, затем в руку‘е, поднявшись из руку‘а, в двух суджудах, между двумя суджудами читайте их по 10 раз.
Затем после второго сажда читайте их 10 раз сидя. Таким же образом, во втором рака‘ате после аттахийята читайте эти слова 10 раз. Точно также в третьем рака‘ате после совершения второго сажда и в четвертом рака‘ате после чтения салавата читайте их по 10 раз.
Оба приведённых метода передаются в Тирмизи т.1, стр. 63, 64. Можно читать любым из обоих способов по желанию, но в каждом рака‘ате эти слова должны быть прочитаны по 75 раз. Всего в четырех рака‘атах будет 300 раз.
5. Тахийятуль масджид (приветствие мечети)
Этот намаз является суннатом для того, кто только что вошёл в мечеть.
Придя в мечеть, перед тем, как сесть, надо прочитать два рака‘ата, с условием, если время не является макрухом. (Муслим т.1, стр. 248).
6. Тахийятуль вуду (приветствие омовения)
Намаз тахийятуль вуду состоит из двух рака‘атов, которые надо читать после совершения омовения. (Муслим т.1, стр. 120, Насаи т.1, стр. 36).
7. Намаз хаджат
Если у человека появится какая-нибудь нужда, касательно религии или мирского, ему следует совершить омовение, как следует, и прочитать два рака‘ата намаза хаджат. Затем после восхваления Аллаха и салавата
8. Намаз истихараЕсли возникло какое-нибудь дело, но человек сомневается, сделать его или нет, или когда его делать, то в этом случае надо читать два рака‘ата намаза истихара, а затем следующее ду‘а:
(В этом ду‘а в местах, где читается “хазаль амра” нужно думать о своей нужде, о которой делается истихара). (Тирмизи т.1, стр. 63, Ибн Маджа. 99).
Затем читавший делает то, к чему больше тянется сердце.
9. Намаз тауба (покаяние)
Если кто-нибудь совершит грех, для него является мустахабом сделатьомовение, прочитать два рака‘ата намаз, а затем покаяться и попроситьпрощение у Аллаха за свой грех. (Тирмизи т.1, стр. 54, Ибн Маджа стр.101).
Аллах Та‘аля сказал:
10. Намаз путешествияПеред отправлением в путешествие и после возвращения из него читать два рака‘ата намаза является мустахабом. (Муслим т.1, стр. 248, Табрани).
Намаз хусуф надо читать в своих домах по отдельности, после обоих намазов надо просить ду‘а. После намаза кусуф имам просит ду‘а, а остальные говорят “амин”, а после намаза хусуф каждый просит ду‘а по отдельности так же, как прочитал по отдельности намаз.
14. Во время бедствия, горя и страдания
Как правило, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда дул сильный ветер или на него обрушивались какие-нибудь невзгоды,обращался к намазу. (Абу Дауд т.1, стр. 185).
15. Истиска
Для истиска, т.е. для того, чтобы просить дождь, намаз не обязателен.
Можно читать намаз, можно просто просить ду‘а или делать истигфар (просить прощение). В подобных случаях о Посланнике Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) больше преданий о чтении ду‘а. (Бухари т.1, стр. 136, Муслим т.1, стр. 293).
Правителю мусульман или имаму вместе с джама‘атом мусульман надо выйти за пределы селения, со смиренностью, без участия кафиров (неверующих). Имам должен читать два рака‘ата намаза, читая Коран
16. Намаз хауф (намаз в страхе)
Намаз нельзя пропускать ни в коем случае, даже на поле боя в самый разгар сражения намаз надо читать. Конечно же, способ его чтения немного отличается. Армия мусульман делится на две части. Одна из них
читает половину намаза за имамом, а другая стоит против врага. Затем часть, которая читает намаз, прочитав половину намаза, освобождает место для сражавшихся и сама идёт на передовую. Вторая часть читает оставшуюся половину намаза за имамом, затем имам совершает салям. И каждый джама‘ат самостоятельно дочитывает свой намаз. В это время
оружие должно быть при себе, чтобы, увидев мусульман в намазе, враг не напал. Аллах Та‘аля сказал:
магриб намаз первой группе следует читать два рака‘ата, а второй группе один рака‘ат.
Если нет возможности читать намаз таким способом из-за сильного боя,тогда намаз можно прочитать без джама‘ата, по отдельности, пешим или верхом, кто в каком положении находится. Если возможно повернуться к кыбле, то намаз читается в сторону кыблы, иначе повернувшись туда, куда возможно.
Аллах Та‘аля сказал:
Читайте также: