Как сделать так чтобы у ребенка упрямство не переросло в привычную форму поведения

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.09.2024

Все по-своему, все наперекор! "Сереж, пойдем гулять!" - "Нет, не пойду!" "Иди ужинать, я испекла блины!" - "А я их не люблю!" Да как это не люблю, если раньше дрожал от нетерпения, чувствуя запах из кухни; а гулял так, что за уши домой было не затащить! Да вообще, почему вдруг стало так: почти на все, что ни скажешь - "нет", "не хочу", "не дам".

Непобедимая физиология

Да, это шокирует, особенно молодых родителей - их двухлетка только начал умилять папу с мамой осмысленной речью, стал по-настоящему общаться, и вдруг стал эдаким ежиком, что и на руки лишний раз не пойдет. Такое впечатление, что главное для него сейчас - идти наперекор.

И, знаете, это совершенно нормально, ваш ребенок правильно, закономерно развивается. Именно к двум годам начинает быстро взрослеть мозг малыша - активнее начинает проявлять себя левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, он начинает осознавать себя, контролировать свою речь, формируется его "я". Малышу кажется, что ему все по плечу.

В этом возрасте дети начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании своей самостоятельности и права на собственную точку зрения и линию поведения, конечно, кажущуюся смешной и абсурдной взрослому. Поэтому мы продолжаем гнуть прежнее - контролировать каждое их движение и раз за разом нарываться на крепнущее сопротивление и требование самостоятельности.

Но что поделать - физиология!

От упрямства - к заботе

Которая, однако, может перерасти в черту характера. Ведь при всей неизбежности физиологических процессов черты упрямства с особой силой проявляются у самолюбивых и одновременно активных и энергичных от природы детей. Такие дети в "возрасте упрямства" нуждаются в особом понимании и поддержке.Главное для вас - не мелочиться, правильно расставлять приоритеты.

Старайтесь давайте вашим детям в это время по возможности больше свободы. Если он у вас такой "взрослый", пусть, так и быть, оденет разного цвета варежки, коль ему уж так этого хочется - и увидит, как на это реагируют ребята во дворе. Не мешайте ему положить, убирая игрушки, книжку на мячик - она и без ваших указаний упадет на пол. Вмешиваться стоит только тогда, когда речь идет о безопасности ребенка, пытающегося, скажем, по-взрослому бежать вниз по лестнице через две ступени. Скажу больше: моменты упрямства можно попробовать обращать на пользу малыша.

Дочке подруги вдруг надоело мыть руки перед едой, никакие рассказы о микробах не помогали. Она приняла решение и упрямо ходила мимо умывальника сразу к столу. И у знакомой получилось решить эту проблему как раз через стремление ребенка к самостоятельности. Она попросила девочку помыть руки. маме. И Наташка сделала это с удовольствием, мыла лучше, чем себе, и даже помогла вытереть руки. Понятно, что после такого попечения о родителях девочку уже не надо было лишний раз призывать к гигиене. Попутно выяснилось и то, что желание самостоятельности легко превращается в стремление заботиться о других.

А моя однажды заупрямилась и не захотела ни за что уходить с улицы, несмотря на то, что явно устала. И тут мне повезло - мимо, вместе со своей хозяйкой, прошествовала великолепная колли, явно не из нашей округи. "Слушай, - сказала я Насте. - Побежали домой, расскажем папе, кого мы видели!" Дочка со всех ног рванула к дому делиться впечатлениями. Когда она подросла, классический прием, называемый в литературе "Переключение внимания", действовать, увы, перестал.

Детское упрямство поборет себя само - если использовать то самое стремление к самостоятельности, которое лежит в основании этого качества.

Упрямые родители

Противопоставлять детскому упрямству упрямство взрослое - дело не просто бесперспективное, но вредное и, по-моему, нечестное. Ни в коем случае родители не должны втягиваться в борьбу с детьми, потому что в каждой борьбе есть победители и проигравшие. Малыши, понятно, не победят родителей, а для последних. Неужели вам нравится чувствовать себя круче маленького?

И достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить маленького человека на что-то интересное для него, соответствующее тому волшебному игровому миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка (вы его чувствуете, вообще?), или вам необходимо только его подчинение? Оцените свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?

И что самое странное, эти свои порывы вы компенсируете, чувствуя, возможно, вину за излишнюю строгость, чрезмерным балованием, заласкиванием сына или дочки. В эти моменты вы прощаете им все, снимаете все запреты. И после этого вы еще удивляетесь, что он упрямо, не оттаскиваясь от полки, требует с нее какую-то игрушку? Ребенку ваше непостоянство категорически непонятно. Почему вчера мультик до 10 вечера смотреть было можно, а сегодня - нет? Он так будет до бесконечности настаивать на своем.

Имейте в виду, что, перегнув палку с запретами, вы рискуете повредить психику ребенка. И, вполне возможно, скоро начнете жаловаться не на упрямство малыша, а на его робость и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Ваш ребенок потерял уверенность в себе, вместе с упрямством вы "выплеснули" его самостоятельность.

2,5 года - на этот возраст приходится пик детского упрямства.

  • не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его - это еще сильнее его возбудит;
  • будьте с ребенком настойчивы, если сказали "нет", стойте на своем;
  • исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета";
  • не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно - истеричность и капризность требует зрителей.

Каждый ребенок проходит через несколько возрастов упрямства.

Они называются переходными. Первый. Обычно между 2,5-3,5 годами. Малыш может вдруг даже совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки. Некоторые родители могут в это время натворить бед, начинают спозаранку наказывать. ОСТОРОЖНО! ВЫ РИСКУЕТЕ СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ в самом начале! Ведь ребенок тут бросает свой первый вызов судьбе, миру и себе самому. Чтобы стать человеком, он ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.

Совет: в 1/3 случаев уступать, в 1/3 случаев настаивать на своем, в 1/3 случаев оставлять вопрос открытым - отвлекать и отвлекаться. И уже к 4 годам это проходит.

ВНИМАНИЕ: Рецидивы упрямства и все отрицания будут теперь происходить всегда, когда ребенок будет чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах, когда самооценка его будет поставлена под угрозу, когда будут подавляться его активность, когда будет скучно.

ОШИБКА, ОТ КОТОРОЙ ТРУДНЕЕ ВСЕГО УДЕРЖАТЬСЯ

ПОМНИТЕ: Люди НЕ здороваются, умываются, чистят зубы, читают книги, занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком. самоусовершенствованием), работают, женятся. ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПРИНУЖДАЛИ. Люди, УВЫ, делают всякие плохие вещи и имеют плохие привычки ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО. Всегда ли так? Нет, не всегда. Но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью.

Когда у нас ещё нет детей, но мы их уже хотим, то в мечтах рисуем этаких милых и покладистых ангелов. Однако мечты и действительность частенько расходятся. Да так далеко, что нам остаётся только удивляться. Одной из проблем, с которой неминуемо сталкиваются почти все родители, становится детский негативизм.

Детские капризы и негативизм

Первая встреча. 2 – 3 года

Впервые с детским негативизмом мы чаще всего сталкиваемся, когда нашим чадам от двух до трёх лет. Многие наслышаны о так называемом кризисе трёх лет. И первые проявления негативизма напрямую связаны как раз с этим непростым периодом.

Для чего?

Почему малыш, ещё вчера такой покладистый, вдруг начинает упрямиться на пустом месте?

Так он определяет границы своей личности: пытается понять, что хочет или не хочет именно он, а не родители, что нравится или не нравится ему самому. По этой причине любое, даже самое заманчивое, которое совсем недавно вызвало бы восторг, предложение взрослых воспринимается в штыки. Ведь карапуз уверен, что ему пытаются навязать чужое мнение!

Как это проявляется?

Что делать?

Можно ли помочь маленькому упрямцу ощутить, что ситуацию контролирует именно он, но при этом не пойти на поводу и не уронить вашего родительского авторитета?

Психологи и педагоги однозначно утверждают, что да. И дают несколько советов.

Для начала убедитесь в том, что ребёнок не испытывает физического дискомфорта.

Если малыш замёрз, голоден, хочет пить или ему срочно нужно в туалет, то негативизм будет выражен особенно ярко. Вот такая связь психологии с физиологией. Поэтому сначала позаботимся об удовлетворении всех надобностей.

Упрямцев столь юного возраста нужно не давить логикой и железной аргументацией, а увлекать игрой.

Дайте ребёнку время на размышления, не торопите с ответом.

Пусть он думает, сколько ему требуется, не подсказывайте, не задавайте наводящие вопросы. Иначе малыш получит новый повод для упрямства.

Имейте в виду, что соглашаться на выбранное ребёнком нужно обязательно. Поэтому всегда предлагайте реальные варианты, а не те, осуществление которых вызовет массу трудностей. Если предоставляете выбор блюд для ужина, то, предлагая вареники или жареную картошку, учитывайте: готовить придётся именно то, что предпочёл малыш.

Определите для себя чёткий круг вопросов и ситуаций, в которых вы будете настаивать на своём. Иначе уважение мнения ребёнка плавно выльется в полное потакание. А из этого ничего хорошего не выйдет.

У нас в семье, например, не обсуждаются вопросы безопасности (пристёгиваться или не пристёгиваться в машине, например), обязанности типа посещения детского сада, здоровье и забота о нём (лекарства обязательно принимаем, необходимые процедуры выполняем, одеваемся строго по погоде).

В таких вопросах родители должны быть настойчивы и непоколебимы. Но зато непринципиальные ситуации вполне можно обсуждать. Благодаря этому малыш будет знать, что к его мнению прислушиваются, и случаи упрямства станут реже.

Продолжение следует

Увы, впервые проявившись так откровенно в два - три года, детский негативизм не заканчивается. Но в четыре года он несколько иной.

Для чего?

В этом возрасте причина негативизма – в тяге к экспериментам. Ребёнок неожиданно для себя обнаруживает, что в мире так много интересного, что он ещё не изучил. Оказывается, бывают разные варианты развития событий. А он-то и не знал об этом! Срочно нужно наверстать упущенное и всесторонне изучить вопрос. А то, что родители нервничают, так это ерунда. Настоящие естествоиспытатели на слово никому не верят, им доказательства, добытые опытным путём, подавай!

Как это проявляется?

Что делать?

Поэтому не жалейте времени, слов и образов. Объясняйте в цветах и красках. Нельзя вечером топать по полу, потому что внизу живут малыши-близнецы. И если хоть один из них проснётся, то бедная их мама будет вынуждена снова его успокаивать и укачивать. А если проснутся оба сразу? Каково ей тогда будет? Четырёхлетки уже вполне способны сострадать, и такая картина поможет им проникнуться происходящим и услышать вашу просьбу.

Рассказывайте ребёнку истории из собственного опыта.

Во-первых, дети очень их любят. Во-вторых, это помогает нашим чадам понять, что и мы не скучные зануды, замучившие их нотациями, а тоже такие же экспериментаторы, пусть и в прошлом.

Например, нельзя стричься самому не потому, что новый имидж может не понравиться, а потому, что можно сильно пораниться ножницами. А то ведь некоторые могут и попробовать изменить причёску. Вдруг мама не права и стрижка выйдет на славу?

Отговорить юного исследователя от опыта не удалось? Согласитесь провести эксперимент вместе с ним. Так вы будете держать ситуацию под контролем и поможете ребёнку сделать правильные выводы. Да и вашему родительскому авторитету такая готовность быть рядом только на пользу.

Ваш естествоиспытатель непременно хочет измерить глубину лужи, но не палкой, а собственными ногами? Договоритесь с ним, что непременно сделаете это, только прихватите с собой из дома сухие носки и запасные сапоги. И обязательно выполните обещание.

Поддерживайте исследовательский интерес детей.

Читайте книги, смотрите мультфильмы и фильмы о проказах детей и обязательно обсуждайте их.

Это поможет малышам посмотреть на себя со стороны, убедиться в том, что многое уже исследовано до них, а результаты частенько совсем не те, на которые надеялись юные экспериментаторы.

Замкнутый круг проблемы состоит в том, что детское непослушание начинает досаждать, когда ты сам уже разозлен и раздосадован. А в таком состоянии редкий родитель способен на адекватную оценку ситуации. Поэтому, прежде чем ругать непослушного ребенка — посмотрите в этот список:

2. Понимаете ли вы причины поведения ребенка, его потребности, желания? Взгляд на ситуацию со стороны ребенка не обязательно разрешит проблему. Но это первый шаг к тому, чтобы договориться, найти компромисс.

6. Не сражаетесь ли вы с физиологическими особенностями ребенка, разумны ли ваши требования? Чтобы усыплять словом и словом возбуждать аппетит, вам придется стать гипнотизером.

7. Не перекладываете ли вы ответственность на ребенка за свою невнимательность, забывчивость, лень?

8. Умеете ли вы сами сотрудничать и договариваться, можете ли научить этому ребенка? Делаете ли вы что-то, чтобы ребенок вас услышал?

9. Не переоцениваете ли вы представление ребенка об опасностях, его возможности предвидеть последствия своих действий?

10. Не отрицаете ли вы право ребенка на собственные желания, интересы, побуждения

Капризы и упрямство, и как с ними бороться

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё. ". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

центр детской психологии Август

Пройдите ТЕСТ "Оценка поведения ребенка" >>

О непослушании, упрямстве и капризах можно говорить как о нормальных поведенческих реакциях, характерных для возраста 1,5 - 2-х лет. Они связаны с взрослением ребенка, развитием его Личности. В это время ребенок уже довольно хорошо может владеть своим телом. Освоив ходьбу, он способен удалятся от мамы и активно познавать окружающий мир. Родители вынуждены ограничивать двигательную активность и любопытство малыша, обозначая ему границы, которые связаны с его здоровьем и безопасностью.

Длительность и частота непослушания или упрямства зависят, в том числе, и от врожденных свойств нервной системы ребенка: один может быстро переключаться и успокаиваться, другой – будет долго настаивать на своем.

Когда дочери было 3 года, мы первый раз поехали отдыхать вдвоем. Няня говорила, что дочка стала упрямой, но я не успевала этого заметить за то время, которое я с ней проводила после работы, и выходные. Наш отдых превратился в кошмар. Она не хотела никуда идти, отказывалась есть даже любимую еду, показывала мне язык, падала на пол. Через 3 дня я поменяла билеты, и мы вернулись домой.

В таком возрасте часто безапелляционно сообщают о своих желаниях или нежеланиях, что может вызвать болезненную реакцию у взрослых.

Частые споры, разногласия по пустякам и в серьезных вещах, в том числе, связанных с безопасностью (на проезжей части или дома), нежелание слышать объяснения родителей и окружающих – это способ проверить мир и свои собственные возможности, способность защищаться от других.

Следующий этап, когда родители снова сталкиваются с упрямством своего ребенка, - это подростковый возраст, очень сложный период, отличающийся нестабильностью, заставляя взрослых постоянно приспосабливаться и корректировать тактику взаимоотношений. Желая сохранить с ребенком хорошие отношения, взрослые вынуждены мириться с колебаниями взрослеющего человека – его отчаянной ностальгией по детству, необходимостью осознавать себя взрослым, а также стахом перед наступающим подростковым периодом, с которым связаны определенные требования и опасности от воплощения в жизнь собственных идей.

Ребенок начинает бунтовать против всего мира, и хорошо, если отношения с родителями уже выяснены и создан надежный тыл. В противном случае события дома начинают напоминать военные действия или приводят к разрыву семейных связей.

Причины непослушания и упрямства у ребенка

Есть несколько причин, по которым упрямство и капризность становятся уже поведенческой проблемой.

Упрямство — нерациональная настойчивость. Упрямый человек готов преодолевать препятствия, на которые расходуется больше сил или ресурсов, чем стоит достижение цели. Основой упрямства бывает инертность психических процессов, неспособность переключать внимание на другие цели. Не меньшее значение имеет воспитание. Особенно важно преодолеть упрямство у детей. Привычка настаивать на своём, закреплённая в детстве, становится трудноустранимой в зрелом возрасте.

Упрямство детей дошкольного возраста

Упрямство у детей — это поведение, при котором они неконструктивно игнорируют или отказываются выполнять требования взрослых.

Упрямство у детей 2 лет лучше контролировать, перенаправляя внимание. Самоконтроль в этом возрасте пока затруднён. Причинами упрямства ребёнка может быть игнорирование взрослыми, стремление к самостоятельности.

Упрямство у детей и взрослых

потребность самоутверждаться. Ошибка взрослых — навязывание ребёнку нерациональных требований при непонимании мотивов поведения. Это могут быть слишком ранние требования к опрятности, укоры из-за нежелания ребёнка ходить на горшок или отсутствия аппетита. В дальнейшем это усиливает уже осознанные капризы и упрямство детей. Капризность детей при нарушении привычного уклада жизни не стоит преодолевать укорами. Гораздо эффективнее общением в спокойной и убедительной форме восстановить стабильность во внутреннем мире ребёнка. Для решения проблемы подобного поведения полезна консультация для родителей у детского психолога.

Физиологическая предпосылка для упрямства — доминирование правого полушария. У детей-левшей избавление от упрямства проходит несколько сложнее. Перегрузка левого полушария чрезмерными требованиями приводит к развитию механизма компенсации правого, иррационального полушария, и как следствие нелогичного поведения.

В случае психопатической формы упрямства, желания доминировать в агрессивной форме, нужно обратиться к специалисту. Врачебного вмешательства также требует упрямство на фоне невроза, сильного стресса. Осознавая неправильность поведения, детям сложно себя контролировать вследствие функционального нарушения психики. Стресс может быть вызван излишне жёстким воспитанием, резким изменением жизненных условий, ссорами родителей.

Здоровый ребёнок не может беспрекословно выполнять все требования взрослых.

Упрямство у детей младшего школьного возраста

Упрямство у детей 7 лет связано с успешностью адаптации к новому образу жизни, началом школьного обучения. В это время нужно уделить особое внимание нагрузке на нервную систему, связанную с усвоением новой информации, требованиями к дисциплине. Она может превышать пределы приспособляемости, истощая ресурсы мозга маленького человека, что в итоге вызовет неадекватную реакцию между силой раздражителей и ответом на них.

Стремиться предоставлять ребёнку возможности для самоутверждения, чаще интересоваться его мнением.
Глубже понимать внутренний мир ребёнка. Корректировать мотивацию на основе результатов поведения.
Не акцентировать внимание на проявлениях упрямого поведения.
Не потакать капризам, но и не подавлять в жёстком авторитарном стиле.
При подвижном типе темперамента бесполезно пытаться замедлять действия детей, а при инертном — подгонять. Это может спровоцировать противодействие.
Поощрять при положительных изменениях в поведении.
Не придираться к мелочам.
Нежелание выполнять обязанности преодолевать в игровой форме, превращая скучный процесс в нечто увлекательное.
Не употреблять негативную лексику, по возможности заменять слова обозначающие отрицательные качества на положительные аналоги.
При наказании объяснять ребёнку, за что он наказан, иначе он почувствует несправедливость, и эффект резко снизится.
Применять игры, требующих развития нравственных и дисциплинирующих качеств.
Чаще показывать свою любовь.
Быть примером в поведении.

Упрямство подростков

Упрямые взрослые при осознании собственного упрямства склонны пытаться объяснять поведение рациональными причинами. В основе упрямства иногда лежит базовая мотивация — стремление доминировать. Упрямый индивид игнорирует обращения к нему окружающих, желая сделать всё так, как хочется. Одна из предпосылок — фрустрация, невозможность достижения жизненных целей.

Упрямым людям стоит попробовать пройти тренинги, развивающие гибкость мышления, умение взглянуть на ситуацию по-новому или обратиться к психологу.

Упрямство у детей и взрослых

чувство тревоги, мнительность. Чтобы избавиться от этого расстройства, нужна работа с психиатром. Некоторые учёные связывают его с повышенным уровнем гормона стресса — кортизола. Способом снизить от него могут стать успокаивающие упражнения: аутотренинг, медитация, йога, тай-чи.

Читайте также: