Как сделать так чтобы ребенок ел кашу
Частая проблема, с которой сталкиваются родители – это отсутствие аппетита у ребенка и предпочтение употребления какого-то конкретного продукта. Что это: признак болезни или элементарно неправильное воспитание?
Об этом мы поговорили с Натальей Юрьевной Новиковой, специалистом Кабинета здорового ребенка в ДГБ №8.
Итак, что же делать, если у ребенка отсутствует аппетит?
Н.Ю.: Для начала необходимо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут на встречу, то в следующий раз ситуация повторится. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Это проблема педагогическая: в семье растет манипулятор.
Что же делать в этом случае?
Н.Ю.: Ребенок должен расти не баловнем судьбы и не центром вселенной. Не хочет есть кашу – завтрак окончен, обед через четыре часа. Не стал есть суп за обедом – жди до ужина. При этом важно, чтобы никакая пища не попадалась ему на глаза, чтобы ребенок не имел возможности самостоятельно перекусить, и чтобы в его присутствии не было разговоров о еде.
Так ведь он может и целый день не есть!
Н.Ю.: Ничего страшного. Человек может обойтись без еды и несколько дней. Главное, чтобы была вода – воду предлагаем. Просто воду, не сок, не компот, не морс, не чай. Ну до этого, как правило, не доходит, если, конечно, у родителей и бабушек хватит терпения. Ну не хватит – это все ж таки ваш ребенок!
Почему еще может отсутствовать аппетит?
Н.Ю.: Из-за перекусов между едой. Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему дают бутерброд, потом йогурт, и к обеду ребенок не голоден. Школьники могут сразу после уроков перекусить колбасой, сладкими сырками и булочками, следовательно, ни о каком супе потом речи и быть не может – он не хочет его есть.
Может быть, все дело в индивидуальных особенностях развития?
Н.Ю.: Дети все разные: кто-то очень подвижен и постоянно тратит калории, а кто-то спокоен, любит тихие игры. Потому первый чаще всего худенький, а второй достаточно упитан, хотя может есть меньше первого. У каждого свои возможности переваривания и усвоения пищи, интенсивность обмена веществ. Поэтому и потребности у детей одного возраста различны.
У всех разное телосложение. Можно ребенка бесконечно кормить – но все равно ребра торчат. Это такой тип. Другие детки склонны к повышенному жироотложению.
А что касается уровня физической активности ребенка?
Н.Ю.: По мере расхода энергии у детей появляется чувство голода. Маленькие спортсмены никогда не страдают отсутствием аппетита.
Очень часто ребенок хорошо ест в компании сверстников – в гостях, в детском саду. Хороший аппетит заразителен.
Если ребенок после школы посещает кружки, где он чаще всего сидит, если у него освобождение от физкультуры, если он часами проводит время за компьютером – отсутствие аппетита ему обеспечено, так как нет энергозатрат. Либо у него могут возникать проблемы с лишним весом при хорошем аппетите. Здесь поможет только личный пример: совместные активные игры на прогулке, катание на велосипедах, футбол, бассейн и так далее.
Если ребенок все-таки не хочет есть, может быть, его кормить насильно?
Н.Ю.: Этим, конечно, аппетита не добьешься, а вот потерять его навсегда – можно. Для хорошего переваривания пищи нужны ферменты, наличие желудочного сока – то есть вся система должна быть готова к еде. Если просто поместить пищу в желудок, то процент ее усвоения очень низок. Нужен ведь красивый внешний вид пищи, ароматный запах.
При насильном кормлении могут возникать спазмы желудка и кишечника, рвота и так далее. Так можно даже сформировать анорексию.
А могут ли какие-то болезни влиять на аппетит?
Н.Ю.: Пониженный аппетит может быть вызван каким-либо заболеванием. Тогда необходима консультация педиатра. Но чаще всего это все-таки погрешности в воспитании.
Бывает так, что ребенок просит что-то одно, при плохом аппетите он все же употребляет в день много сока или, например, кефира… Это как-то скажется на здоровье?
Н.Ю.: Если ребенку позволять есть только то, что он любит, то возникнет дефицит определенных макро- и микронутриентов. Это скажется на развитии ребенка, может сформировать определенные патологии развития органов и систем. Например, если ребенок очень любит молоко и употребляет его в каждый прием пищи и ночью в неограниченном количестве, то его организм получает слишком много белка, от чего страдает выделительная система, в частности почки. Возможно появление диатеза на коже. И все это будут сопровождать запоры или поносы. Поэтому внимательно следите за пищевым поведением вашего ребенка.
Н.Ю.: С удовольствием! Дорогие родители, не забывайте, что питание семьи не должно быть однобоким. Важно его разнообразие и полезность продуктов. Проявите терпение, организуйте четкий режим питания, режим дня, достаточные активные прогулки на улице, приятные совместные обеды и ужины, и все у вас будет хорошо!
1. Питание ребенка должно быть разнообразным, детям достаточно быстро надоедают даже недавно любимые блюда. В таких случаях просто исключите надоевшую еду и введите новую – аппетит не заставит себя ждать. Ведь мы часто убираем на дальнюю полку игрушки, которыми малыш уже не интересуется. Пройдет время, наскучат другие мишки и кубики, и те, с полки, снова станут самыми любимыми.
2. Не бойтесь использовать пряности, травы, специи и экзотические продукты в детских блюдах. Чем раньше дети научатся понимать и различать вкус продуктов, тем более они будут по-хорошему разборчивы в еде потом.
3. Измените режим кормления ребенка в жаркие дни. В полдень предложите ему не обед, а второй завтрак (например, кефир, творог, легкую кашу, фрукты, разведенный сок), а после сна достаточно проголодавшийся малыш легко справится с теми блюдами, которые вы приготовили ему на обед.
4. Не заставляйте ребенка есть, когда он болен, нервничает или расстроен.
5. Не сажайте ребенка за стол сразу после активной игры. И уж конечно не пытайтесь кормить бегающего по квартире малыша: такая гонка ни к чему хорошему не приведет. Более того, она может быть опасна: едой можно запросто подавиться.
7. Поощряйте здоровый выбор. Хвалите детей за то, что они предпочитают правильную пищу. Ненавязчиво заменяйте вредные чипсы на запеченные в духовке картофельные палочки или домашние мюсли. То есть всегда имейте под рукой полезный перекус вместо сладостей.
8. Никогда не используйте еду в качестве вознаграждения. Это может создать проблемы лишнего веса в более поздние годы. Вместо этого поощряйте детей чем-то, требующим от вас обоих активности – прогулкой в парке или игрой на свежем воздухе. В нашем мире занятых родителей такой совместный досуг часто сам по себе большой подарок для ребенка.
10. Старайтесь не кормить ребенка вчерашней едой. Она значительно менее аппетитная и полезная, чем с пылу с жару. А чтобы сэкономить время и силы, замораживайте бульоны, зелень, овощи и фрукты, в том числе в виде пюре.
Еда может быть неинтересна потому, что появляется неизвестно откуда. Если вовлечь малыша (да что там малыша, иногда и тинейджера тоже неплохо бы вовлечь) в сам процесс приготовления еды, ситуация может в корне измениться. Что-то мы не припомним ребенка, который отказался бы попробовать приготовленное им самим блюдо.
Главное в совместном приготовлении – не бояться (это мы про родителей). Даже самый маленький ребенок не порежется острым ножом, если показать ему, как правильно держать опасный инструмент, и не хлопать над ним крыльями, пока он режет. Да, есть однозначно опасные вещи: раскаленное масло, большая кастрюля с кипящей водой – все это, конечно, не для малышей. А взрослых детей учите технике безопасности – и с ними тоже будет все в порядке.
Питание ребенка на втором году жизни должно включать не только грудное кормление, но и разнообразные каши. Как приучить его к этому рациону?
Грудное кормление до шестого месяца
Каши с седьмого месяца
Интерес к кормлению с ложки проявляется у ребенка обычно на седьмом месяце, когда он наблюдает прием пищи взрослыми. К этому возрасту он уже обычно может находиться за общим семейным столом, может сидеть (при наличии поддержки) достаточно прямо, и не пытается сразу же, как грудной ребенок, вытолкнуть языком твердую пищу из рта. Эти признаки однозначно указывают на то, что ребенка постепенно можно приучать к появлению дополнительного питания (прикорма). К этому времени и у матери грудного ребенка появляется желание постепенно дополнить грудное кормление новым рационом.
Первый опыт
Первые шаги к прикорму, могут заключаться в том, чтобы сразу после начала грудного кормления (чтобы ребенок не был слишком голодным и сильно возбужденным) предложить ему 1-2 ложечки самостоятельно сваренной овощной каши (например, в виде пюре из ранней моркови), а затем продолжить грудное кормление.
Комбинированное питание
Может появиться ощущение, что некоторые компоненты прикорма ребенку не нравятся. Но не следует их сразу исключать из рациона, надо попробовать еще одну неделю, даже по 1 ложке в день. Тогда есть шанс, что малыш при продолжении грудного кормления постепенно привыкнет к новому вкусу прикорма.
По мнению большинства педиатров, при достаточности грудного молока у матери даже несколько более позднее введение прикорма или новых добавок в прикорм не представляют какой-либо опасности. Наоборот, как считают врачи детские гастроэнтерологи, продолжение грудного кормления в комбинации с прикормом приводит к более эффективному усвоению пищи и быстрому привыканию малыша к новому необычному для него питанию.
Постепенное сокращение грудного кормления
Приблизительно через четыре недели после начала прикорма устанавливается обязательный двукратный в день прикорм кашей, через месяц — трехкратный и т.д. В идеальном случае весь процесс сокращения и прекращения грудного кормления занимает от 4 до 6 месяцев. Этот постепенный и осторожный подход облегчает переход к новым периодам для матери и ребенка.
Количество грудного молока у матери объективно сокращается и исчезает необходимость принятия специальных мер (например, прием препаратов) для его увеличения. С другой стороны, постепенно, шаг за шагом, перестраивается пищеварительная система ребенка и уменьшаются риски, например, кишечных колик.
Типичные конфликтные ситуации
На пути постепенного прекращения грудного кормления могут встречаться различные препятствия. Типичные ситуации: мама хочет прекращать грудное кормления, а ребенок хочет продолжать; сначала ребенок с восторгом кушает прикорм, и вдруг внезапно категорически отказывается от него.
Основной совет — не надо бороться против собственного ребенка, желательно снять эмоциональную напряженность (например, продолжением кормления грудью). Скорее всего, малыш еще совсем не готов к введению прикорма и надо просто подождать. Но при этом необходима консультация детских врачей чтобы исключить такие причины, как прорезывание молочных зубов, какие-либо заболевания, психологические препятствия.
Бывают и другие ситуации: мама хочет продолжать грудное кормления, а малыш отказывается. Чаще всего это наблюдается на втором году жизни и является прекрасным признаком растущей самостоятельности ребенка. Мама должна его поддержать в этом и прекращать грудное кормление, даже если она имеет все физиологические возможности его продолжать.
Существуют очень редкие ситуации, когда грудное кормление необходимо прекращать досрочно. Например, некоторые заболевания матери, инфекции, по профессиональным причинам, необходимость хирургических операций и т.д. В этих случаях продолжают бутылочное вскармливание специальными молочными смесями.
Время от времени у детей наступают периоды немотивированного отказа от того или иного продукта. Малыш, который с удовольствием уплетал кашу, вдруг начинает стискивать зубы при виде бывшей любимицы или плюется прежде шедшим на ура пюре. Стоит ли переживать по поводу таких отказов? А самое главное, как вести себя при этом?
Для начала необходимо разобраться: малыш отказывается от всех видов еды или просто требует замены надоевшего продукта? Самая частая причина полного отказа от прикорма — прорезывание очередного зуба.
Крохе больно жевать набухшими деснами, вот он и протестует. До года малыш получает грудное молоко, так что какое-то время без пюре или каш можно обойтись. Через день-два, когда зуб появится, аппетит вернется.
Также полный отказ от еды может быть симптомом начинающейся болезни, поэтому важно внимательно следить за самочувствием крохи и при любых сомнениях консультироваться со специалистом. Еще одной причиной отказа от еды может быть негативный опыт. Например, ребенок получил слишком горячую еду и обжегся.
Возможно, в предыдущее кормление малыш сумел попробовать что-то недетское (острый перец, горчицу) или с грохотом стащил скатерть со стола и испугался. Неважно, что именно случилось, просто поменяйте обстановку. Если малыш уже ест в стульчике, посадите его к себе на колени. Пересядьте на другой край стола. Успокойте малыша. Предложите ребенку другую еду из списка уже знакомых ему продуктов. К девяти месяцам у малыша в рационе должно быть несколько видов каш и пюре. Девятимесячные дети уже знакомы с фруктами, их сладкий вкус обычно нравится юным гурманам. Предлагайте и наблюдайте.
Спокойно предлагайте разные продукты. Кормите только слегка проголодавшегося ребенка. И помните: ни один здоровый ребенок ещё не умер с голоду перед тарелкой еды. Тем более, если в тарелке прикорм.
Потратьте пару дней на поиск новых любимых продуктов и не удивляйтесь капризам малышей. Ведь и у взрослых бывает любимая и нелюбимая еда. Ваша задача — предложить ребенку здоровую и полезную еду, а уж он выберет из нее то, что ему особенно по вкусу.
Никогда не кормите ребенка через силу — он нуждается в вашем одобрении и похвале за каждый съеденный кусочек нового для него продукта
После нескольких месяцев кормления грудью или смесью, когда мама и ребенок "притерлись" друг к другу, наступает период введения новых продуктов малышу. Это необходимо для пополнения запасов его организма нужными питательными веществами, правильного роста и развития, тренировки глотания и жевания, а вместе с этим — и речевой мускулатуры.
На этом этапе у родителей возникает немало трудностей, вопросов и споров с родственниками о том, как правильно вводить прикорм. Как часто врач-педиатр слышит от родителей, что малыш выплевывает новую пищу, зажимает рот, отворачивается. Как же ввести принципиально новую растительную и животную пищу безопасно, грамотно и с максимальной пользой? Постараюсь ответить на самые животрепещущие вопросы.
Основные правила введения прикорма
Под прикормом для ребенка понимают все продукты, кроме грудного молока и детских молочных смесей. С таблицей введения прикорма можно ознакомиться ниже.
Сроки введения прикорма: с 4 до 7,5 месяцев, в так называемое окно толерантности, когда у ребенка появляется интерес, потребность и возможности получать новую пищу. Если не ввести прикорм в это время, то потом архисложно приучить малыша к твердой пище. Оптимально начать в 4,5-5 месяцев. Если вы видите, что ваш ребенок еще не готов проглатывать полугустую пищу, давится ею — можете отложить введение прикорма на 2-4 недели. Возможно, вашему малышу требуется чуть больше времени для созревания этой функции.
Продукты прикорма желательно вводить в первой половине дня, чтобы в оставшееся время проследить за изменениями здоровья ребенка.
Это всегда должен быть монопродукт, т.к. нам необходимо понимать, на какой продукт у ребенка развилась непереносимость или аллергия. Микс из продуктов мы введем позже, во втором полугодии жизни.
Вводите прикорм постепенно. Мы знакомим ребенка не только с принципиально новым продуктом, но и с новой консистенцией пищи. Я рекомендую вводить вначале 1/2 чайной ложки, до кормления грудным молоком или смесью, на второй день 1 ч. л., на 3-й день — 2 ч. л., затем по нарастающей 3 — 4 — 6 — 8 — 10. чайных ложек и так далее. Доводим объем до 130-140 мл овощного пюре или каши.
Даем прикорм в одно и то же время. Если малыш устает раньше, чем съедает такой объем, разделите его на 2-3 приема. Позже, когда он будет готов, вы соберете это в одно кормление. Второй прикорм можно вводить смелее и быстрее.
Режим кормления продуктами прикорма приближаем к ясельному: 8.00 — 9.00 — 10.00 = завтрак, 12.00 — 13.00 = обед, 16.00 — 17.00 = полдник, 19.00 — 20.00 = ужин.
Кормим с ложечки, приучаем малыша проталкивать еду язычком, проглатывать ее и не давиться. Иногда малышу требуется 10–15 и даже 20 раз попробовать новый продукт, прежде чем он распробует его. Продолжайте предлагать малышу продукт, проявляя терпение. Это очень важный момент: мы настойчиво предлагаем ребенку сначала пробовать новый продукт, а лишь затем съедать его.
Вводим прикорм на фоне полного здоровья. В случае вакцинации за 3-4 дня до нее, в день вакцинации и 3-4 дня после — новых продуктов не даем, чтобы избежать наслоения пищевой аллергии на вакцинальный процесс.
С началом прикорма начинаем давать ребенку воду. Это нужно для профилактики запоров. Некоторые врачи рекомендуют параллельно давать малышу пробиотики для более гладкого усвоения новой пищи.
Схема введения прикорма: что сначала, что потом
Раньше первым блюдом прикорма были фруктовое пюре и сок. В настоящее время практикуется введение сначала овощей или каши, т.к. после фруктов овощи "буксуют". Есть две основные схемы введения прикорма:
- Овощи — каши — фрукты — сок.
- Каши — овощи — фрукты — сок.
Но нет никаких однозначных шаблонов. Есть малыш с его личными особенностями. Можно после овощей ввести фруктовое пюре. И потом использовать его как бонус, добавляя в "буксующий" продукт. Возможны и индивидуальные схемы, которые подбирает врач в нетипичных ситуациях.
Овощное пюре вводится первым, если у ребенка все хорошо с весом или есть склонность к запорам. Сначала вводим белые или зеленые овощи: кабачок, патиссон, цветную капусту или брокколи. Выбираем, что ребенку больше по вкусу.
Разберем на примере брокколи. На 5-6-й день от начала введения данного пюре вводим растительное масло (подсолнечное, оливковое или кукурузное, рекомендуется менять периодически). Начинаем с нескольких капель и доводим до 1/2 ч. ложки. Если производитель добавляет в баночку с пюре растительное масло, то нам добавлять его не требуется.
Можно добавлять на первых порах в овощное пюре немного грудного молока или смеси, чтобы ребенок чувствовал родной и знакомый запах и вкус.
Если малыш маловесный — начинаем с введения каш. Принцип постепенности остается тем же. Первыми вводятся безглютеновые каши — греча, рис, кукуруза. Покупаем безмолочную кашу. Когда вы убедились в хорошей переносимости злака, можно кормить молочной кашей на коровьем или козьем молоке.
Таблица введения прикорма детям первого года жизни
Наименование продуктов и блюд (г, мл) | Возраст (мес.) | ||||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Овощное пюре | 10-150 | 170 | 180 | 200 | |||||
Молочная каша | 10-150 | 150 | 180 | 200 | |||||
Фруктовое пюре | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 | |||||
Фруктовый сок | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 | |||||
Творог | 10-40 | 40 | 40 | 50 | |||||
Желток, шт. | - | 0,25 | 0,5 | 0,5 | |||||
Мясное пюре (не ранее 5,5 мес.) | 5-30 | 30 | 50 | 60-70 | |||||
Рыбное пюре | - | - | 5-30 | 30-60 | |||||
Кефир и др. кисломолочные напитки | - | - | 200 | 200 | |||||
Сухари, печенье | - | 3-5 | 5 | 10-15 | |||||
Хлеб пшеничный | - | - | 5 | 10 | |||||
Растительное масло | 1-3 | 5 | 5 | 6 | |||||
Сливочное масло | 1-4 | 4 | 5 | 6 |
Вводим прикорм. Что делать, если.
Что делать, если ребенок активно бастует против, например, каши?
Я рекомендую рецепт, который называю "китайской кухней". Мы, взрослые, готовим курицу с черносливом, утку в апельсинах или свинину с ананасами. Так же и малышу мы можем смешать ингредиенты с тем продуктом, который он любит, например, с яблочком, грушей или черносливом.
Недавно я получила очередную благодарность в мессенджере от мамы моей 7-месячной пациентки. Накануне она жаловалась на то, что ее дочь ни под каким соусом не желает даже попробовать мясной фарш. А он очень необходим ей в рационе, т.к. имеется угроза развития анемии. "Ваш рецепт „китайской кухни“ сделал свое дело! Вчера она съела телятину с грушей, а потом телятину с кашей. Она ест понемногу, поэтому даем суточную норму мяса за несколько раз. А сегодня съела кабачок с мясом и грушей. Так что спасибо вам огромное! Процесс пошел. И на ночь дали кашу, просыпалась кушать уже два раза за ночь вместо трех. Огромное спасибо!"
Ребенок наотрез отказывается есть какой-то продукт, что делать?
Тут могут быть два варианта: либо ему плохо от этого продукта и лучше от него отказаться, либо стоит отложить его введение на пару недель и вернуться к этому вопросу попозже.
После введения прикорма у моего ребенка изменился стул, он стал гуще, коричневым и более зловонным. Что это означает?
Это нормальное явление. Поменялся характер пищи, следовательно, изменилась и микрофлора в кишечнике и ферменты.
Мне кажется, ребенок недоедает.
В возрасте после полугода прибавка в весе может быть незначительной (+100–350 г за месяц), особенно это характерно для детей на грудном вскармливании. Если малыш хорошо себя чувствует, продолжает развиваться моторно и интеллектуально, то ему вполне хватает еды.
Овощное пюре лучше давать из баночек или готовить самим?
Если у вас есть желание и вы уверены в происхождении и безопасности овощей, то можете кормить ребенка пищей собственного приготовления. Я считаю, что на первых порах все же лучше давать баночное питание, т.к. оно очень хорошо гомогенизировано. Официальная точка зрения: в питании детей до года целесообразно использовать продукты прикорма промышленного производства, т.к. они гарантируют химическую и микробиологическую безопасность, сбалансированный состав в соответствии с возрастными особенностями жевательного аппарата ребенка и его пищеварительной системы, а также нужную степень измельчения.
Какого производителя детского питания порекомендуете?
Я советую попробовать пюре и каши разных производителей и понаблюдать за ребенком. Вы увидите его предпочтения, он даст вам это понять. Тогда и будете кормить продукцией данного производителя.
В заключение хочу добавить, что пищевые привычки формируются с детства. Если вы будете кормить малыша вместе со всей семьей, у него будет больше интереса и мотивации принять новые продукты. Но если вы приучите его есть соленое, сладкое, углеводное, фастфудное и т.п., то он быстро освоит эту модель пищевого поведения.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Читайте также: