Как сделать так чтобы ребенок читал быстро
Для чего ребёнку скорочтение
Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.
Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.
Как научиться быстро читать
Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.
Развить произвольное внимание
Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.
Расширить поле зрения
Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.
Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Уменьшить проговаривание
Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции — процесса проговаривания текста при чтении.
Убрать возвратные движения глаз
Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.
Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.
Уметь выделять главное в тексте
Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.
Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!
Уже давно известно, что от того, насколько хорошо ребенок умеет читать, зависит успешность его обучения в школе и успеваемость по всем школьным предметам. При этом это относится даже к точным наукам, ведь от того, как быстро ребенок прочитает задачу и поймет вопрос, зависит успешность ее выполнения.
Вообще, умение читать является одним из основных требований, которые предъявляются к школьнику, идущему в первый класс. От этого зависит, насколько успешно он будет осваивать школьный материал. При этом наличие самого навыка чтения еще не является показателем. В частности, большое значение имеет понимание прочитанного и скорость чтения, при этом требования повышаются с каждым годом.
Техника чтения проверяется дважды в течение учебного года: в первом и втором полугодии. Если школьник не соответствует установленным нормативам, то это является поводом для беспокойства родителей. Дело в том, что дети с низкой скоростью чтения медленнее усваивают школьный материал: пока они только начинают читать и вникать в суть задания, другие дети уже выполняют его. Существует несколько основных методик, как улучшить технику чтения, поэтому рассмотрим их более подробно.
Техника чтения
Чтение многим детям дается нелегко, потому что в этом процессе одновременно участвуют память, воображение, а также восприятие (визуальное и звуковое).
При проверке техники чтения учитывается не только скорость, но и другие моменты. В частности, важно выяснить, насколько четко ребенок понял прочитанный материал, совершал ли он ошибки, делал ли он интонационные паузы, читал ли текст с выражением и т.д. Отдельно анализируется, как именно школьник читает слова – по слогам или полностью. Поэтому скорость чтения – это не основной критерий, который учитывается при проверке.
Существует несколько эффективных приемов, позволяющих улучшать технику и повышать скорость чтения. Все они активно применяются на практике, поэтому подходят для школьников.
Чем чаще дети читают, тем лучше это у них будет получаться. Важно понимать, что для улучшения этого навыки не всегда хватает времени на уроках, поэтому заниматься нужно и дома. Кроме того, чтобы достигнуть хорошего результата, важно устраивать пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего дня.
Жужжащее чтение называется так, потому что все дети начинают читать одновременно. Делать это нужно не громко, чтобы не мешать остальным. По истечении пяти минут, по сигналу преподавателя, дети перестают читать и возвращаются к обычному уроку.
Данный прием не предполагает анализа прочитанного и контроля. Его суть заключается в обычном увеличении количества прочитанного. Постепенно это приведет к тому, что дети сами начинают больше читать и, соответственно, развивается техника чтения.
Таблицы слогов
Чтобы улучшить навык чтения и скорость, ребенок должен воспринимать слоги как единое целое. Для данного метода понадобятся таблицы слогов – можно воспользоваться дидактическим материалом Н. Зайцевой или составить таблицы самим.
Задание выглядит следующим образом:
- Ребенок должен прочесть строку или столбец с определенной буквой.
- Далее можно попросить его произвольно прочитать слоги.
- Попросить его найти в таблице какой-то конкретный слог.
- Попросить составить из слогов знакомые ему слова.
Возможен и второй вариант – одновременное чтение вслух. Ребенок должен стараться успевать за взрослым. Задачу можно усложнить. К примеру, делать ошибки во время чтения. Ребенок должен уметь замечать их и исправлять.
Расширение угла зрения
В процессе чтения необходимо учитывать, какое количество букв попадает в поле зрения. Существует несколько эффективных упражнений, которые позволяют натренировать внимание школьника, чтобы он видел больше букв:
- Найди слово. На листе бумаги нужно написать несколько слов, только не очень длинных. На других листах пишем эти же слова, но по одному. Показываем ребенку каждое слово по отдельности, его задача – найти каждое из них.
- Таблицы Шульте. Они содержат от 1 до 30 цифр, которые расположены в хаотичном порядке. Задача ребенка – найти все числа по порядку за 30 секунд и показать их. Через несколько дней следует повторить упражнение, но используя другую таблицу, где цифры расположены по-другому.
- Первый-последний. Для этого задания можно воспользоваться абсолютно любым текстом. Ребенок должен прочитать первый и последний слог в каждой строчке.
- Пирамидка. Необходимо записать слова в столбик, начиная со слова с меньшим количеством букв. Каждое из них делится на 2 части, которые нужно записать на определенном расстоянии друг от друга. На каждой следующей строчке расстояние должно увеличиваться.
Основной смысл этих приемов заключается в том, что по мере занятий, дети начинают запоминать многие слова. Встречая их в тексте, они не читают их (как в случае, если бы это были незнакомые слова), а сразу же называют их. Это существенно экономит время и увеличивает скорость чтения.
Суть его заключается в следующем: детям на короткое время показывают слово, которое они должны успеть прочитать. Можно воспользоваться карточками, на которых будут записаны слова, либо сделать презентацию на компьютере с автоматическим просмотром (можно настроить, что слова будут меняться за выставленное время – 3-4 секунды).
Одинаковый набор слов нужно использовать несколько дней, чтобы они сохранились в памяти детей. Далее можно использовать другие варианты. Дополнительно можно просить детей сразу же записывать увиденные ими слова.
Для чтения детям дается всего одна минута. По ее истечении нужно посчитать количество слов, которое они успели прочитать. Далее задание повторяется еще 2-3 раза, по результатам которых оценивается динамика – прочитал ли ребенок больше слов или нет.
Если проводить упражнения регулярно, то со временем результаты будут улучшаться. Ребенок сам увидит, что он может читать быстрее, что очень важно для повышения его мотивации.
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Скорочтение:
как научить ребенка быстро и осознанно читать
Современные дети медленно читают, потому, что они по большей части – визуалы, т.е. предпочитают графическую информацию текстовой. Это сказывается на школьной успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий.
Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно
Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом он не будет понимать, что прочитал, то скорочтение не окажет ему помощи в учёбе, а даже наоборот.
Под скорочтением, в правильном смысле, принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения у младшего школьника при этом должна быть не менее 100-120 слов в минуту. В более старшем возрасте – до 200 слов в минуту.
Иногда можно услышать, что скорочтение детям ни к чему, что, мол, поспешишь – людей насмешишь, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но результаты исследований физиологов и психологов показывают, что всё наоборот: при обычном чтении мы усваиваем примерно половину информации, в то, время как при скорочтении, 70-80%.
Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. Когда мы просто читаем, у нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.
Факторы (причины) мешающие быстро и осознанно читать.
А) Узкое поле зрения
Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкое поле зрения. С помощью специальных текстов и упражнений, можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферийным зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см. Что у нас должно получиться? Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Школьник должен воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними,, захватывая сразу фразу или предложение.
Б) Регрессия глаз
Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Регрессия глаз происходит машинально. Этот процесс можно контролировать, используя тренировочные упражнения.
В) Артикуляция
Читая вслух, дети стараются проговаривать слова чётко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, воспринимать точно стихи и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для быстрого чтения дикция не нужна. Проговаривание слов даже губами, бесшумно, снижает скорость восприятия текста. Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать, и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту.
Г) Неразвитое внимание.
Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, для глубокого понимания новой информации.
Упражнения, которые помогаю повысить скорость чтения
А) Расширение поля зрения
Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по быстрочтению. Дети в 7 и 8 лет читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребёнок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.
Таблицы Шульте – числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом занятии, отмечая прогресс.
Б) Регрессия глаз
Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки. Что делаем?
Закладка. Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца. Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку. Продолжает чтение, двигая закладку по странице. Возврат глаз на верхний текст невозможен — он спрятан. Автоматически вырабатывается закономерность движения только вперед.
Указка. Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель, родитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.
В) Подавление артикуляции
Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза, вслух ничего не произносим. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.
Читаем под музыку. Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию.
Бормотун или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.
Карандаш или замок. Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.
Барабанная дробь. Отстукивать ритм может учитель, родитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.
Важно. Регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника и т.д.
Г) Развиваем внимание
Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:
Меняем шрифты . Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.
Отмечаем главное . После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.
Включаем в работу оба полушария. Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание или разминку в классе.
Линейка. Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется по смыслу догадываться, какие слова там написаны. А еще можно линейкой закрыть верхние (или нижние) половинки букв на одной строчке.
Текст, в словах которого есть пропущенные буквы . Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.
Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий: чтение одновременно с родителем; Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.
Как научить ребенка читать уверенно, бегло, правильно? Заинтересовать и увлечь! Предлагаем подборку игр от педагога, инструктора по скорочтению и развитию памяти Гюзель Абдуловой.
Эти увлекательные игры не только вызовут интерес к чтению, но и помогут развить память, внимание и уровень понимания текстов. Играйте — читая, читайте — играя!
Что надо делать? Предложите ребёнку прочитать его любимое стихотворение несколько раз, каждый раз увеличивая скорость и силу голоса.
Цель. Упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.
Цель. Упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 30 секунд.
Что надо делать? Задача — чтение текста в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Обсудите с ребёнком, как бы этот текст прочитала Баба-яга или мышка-норушка, заяц или волк.
Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.
Что надо делать? Для этого упражнения нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрежьте картинки и перемешайте. Задача ребёнка — разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий.
Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку.
Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным.
Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.
Что надо делать? Текст нарезаем на отрывки-пазлы и перемешиваем. Предлагаем ребёнку собрать их и прочитать восстановленный текст.
Цель. Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения. Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.
Что надо делать? Читаем вслух текст, пропуская слова. Ребёнок должен понять, какое слово пропустили.
Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.
Что надо делать? Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
Что делать? Ребёнок должен не только прочитать и понять текст, но и посчитать слова. Естественно, для начала нужны небольшие тексты — от 10-20 до 40-50 слов.
Цель. Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.
Что делать? Предлагаем ребёнку представить в уме фильм на основе текста. Помогаем наводящими вопросами, выясняем, что он видит и чувствует, когда читает. Задача не только понять, о чём идёт речь в тексте, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкусы, испытать эмоции героев. Ребёнок должен ответить на ваши вопросы и пересказать текст.
Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода соощущений, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.
Фото: Prostock-studio, Alexxndr, ra2studio, Luis Molinero/Shutterstock
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Хронические стрессы и постоянные психические перегрузки могут привести к неприятным последствиям в виде развития неврастении. Нестабильное эмоциональное состояние сказывается на работе и личной жизни человека. Но невроз, как и любое другое расстройство, можно вылечить с помощью профессиональных специалистов и различных методов терапии. Об этом подробнее расскажем в данной статье.
Что такое неврастения и как она развивается?
Невроз развивается в следствие расстройства деятельности головного мозга, а именно той части, которая в ответе за адаптацию человека. Последствия невралгии могут сказаться не только на психическом и эмоциональном состоянии пациента, но и негативно повлиять на работу различных систем организма и внутренних органов, так как в человеческом организме все взаимосвязано.
Тревога вызывает сильный выброс адреналина, который повышает секрецию гормонов гипофиза и инсулина, регулирующих работу щитовидной железы. Такие гормоны увеличивают вероятность возникновения панических атак.
Как отличить неврастению от других расстройств?
Люди, страдающие эмоциональным расстройством, переживают различные чувства более эмоционально, чем все остальные. Гнев, тревога, отчаяние, агрессия, зависть – вот только некоторые из проявлений невроза у человека. Во время таких состояний пациент испытывает повышенный уровень стресса, поэтому негативные ситуации воспринимаются им более остро и серьезно, чем есть на самом деле.
В основе невроза лежат травмирующие обстоятельства, психологическая травма, стресс или длительное эмоциональное и интеллектуальное перенапряжение. С неврастенией часто сталкиваются люди, которые недавно пережили серьезное эмоциональное потрясение, потерю близких людей.
Люди, страдающие неврозом, зачастую отрицают свои чувства, эмоции, стараются отстраниться от своей собственной реальности. Им трудно контролировать и управлять своими эмоциями. Расстройство деформирует рациональное мышление пациента и не позволяет ему нормально функционировать в семейной, социальной и трудовой сферах жизни.
Симптомы невроза
Патология проявляет себя как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Среди физических симптомов выделяют повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, боль в груди и сухость во рту, головные боли, ухудшение зрения, тремор конечностей, высыпания на коже, нарушения менструального цикла у женщин.
- Раздражительность;
- Постоянное чувство усталости и апатии;
- Повышенная чувствительность;
- Социальная изоляция;
- Частые и неожиданные перепады настроения;
- Нарушения режима сна и бодрствования;
- Потеря интереса к жизни или к определенным её сферам.
Именно постоянное чувство тревоги за свою жизнь или жизнь близких людей вызывает у человека бессонницу. Проблемы со сном не позволяют полноценно отдохнуть организму и нервной системе страдающего неврастенией. Это, в свою очередь, еще больше усиливает все перечисленные выше симптомы.
Поэтому при бессоннице специалисты рекомендуют несколько простых и эффективных правил:
- Соблюдать режим дня, то есть стараться засыпать и просыпаться в одно и тоже время;
- Заниматься спортом, давая организму лёгкую нагрузку;
- Чаще бывать на свежем воздухе;
- Сократить количество напитков, содержащих кофеин;
- Употреблять в пищу лёгкие продукты, чтобы избежать дискомфорта в желудке.
По каким причинам развивается невроз?
- Сильная умственная деятельность;
- Длительные психологические переживания и тревожность;
- Психологическое давление при невозможности решить жизненные проблемы;
- Длительное одиночество и проблемы в личной сфере жизни;
- Травматичное событие в жизни: потеря близкого человека, тяжелый развод, трудное финансовое состояние, если человек подвергался эмоциональному и физическому насилию и прочее;
- Завышенные ожидания. В этом случае человек не может достигнуть желаемой цели и испытывает ощущение невыполнимого плана;
- Психологические травмы, полученные в детстве: унижение или избиение со стороны сверстников и родителей, пример плохого образа жизни со стороны взрослых, суровое воспитание;
- Несоблюдение режима работы и отдыха.
Особенности протекания невроза у женщин
Невроз диагностирован у трети городского населения мира. Неврология одно из самых частых недугов нервной системы — заболевание приходится на каждого четвертого среди всех обладателей психических заболеваний. Изучение заболеваемости невроза показало, что невротические расстройства часто встречаются у мужчин и женщин, возраст которых старше 30 лет. Однако невротические расстройства у женщин обычно протекают в более тяжелой форме, чем у мужчин.
Причина таких выводов — эмоциональность женщин. Врачи отмечают, что невроз чаще всего появляется у экспрессивных и эмоциональных людей. По статистике женщины чувствительнее мужчин.
Также специалисты говорят, что в отличие от мужчин женщины страдают от невроза почти вдвое больше. Одной из причин невроза у женщин считается менопауза. Любая гормональная перестройка влияет на нашу нервную систему и может принести неприятные последствия.
Возможно, в таком случае играет и социальный фактор — мужчины реже доходят до врачей, тем более до психотерапевта. Однако сегодня специалисты говорят о том, что поток мужчин к психотерапевту увеличился, но женщины все же охотнее идут за помощью к доктору.
Симптомы невроза у женщин
Признаки возникновения невроза у женщин отличаются от противоположного пола в силу наших физиологических особенностей организма. Например, у женщин среди списка симптомов невроза присутствует бессонница, частые кошмары и сонные параличи, а мужчин такого не наблюдается. Также у женщин при неврозе происходит отклонение менструального цикла.
Врачи выделяют следующие наиболее распространенные симптомы невроза у женщин:
- тревожность;
- раздражительность;
- экспрессивность поведения;
- отказ от приема пищи;
- нарушение физических качеств: упадок сил, чувство усталости, потеря выносливости;
- сердечные и головные боли;
- нарушения вестибулярного аппарата, нарушения равновесия
- чрезмерная плаксивость;
- резкие перепады настроения.
Существуют несколько видов невроза, один из них — истерический, чаще всего его называют истерией. По словам врачей, признаки этой разновидности заболевания чаще всего наблюдаются у женщин. Истерическое расстройство специалисты трактуют как ярое желание привлечения внимания к персоне заболевшего. Характеризуют недуг демонстративным поведением. Человек, страдающий подобным заболеванием, часто громко кричит, устраивает скандалы, рыдает навзрыд.
Особенности протекания невроза у детей
Неврастения присуща также детям младшего и дошкольного возраста. Симптоматика расстройства схожа со взрослыми. Сложность определения патологии состоит лишь в том, что маленькие дети зачастую не могут объяснить, что с ними происходит и что они чувствуют.
У ребенка снижается аппетит, появляются проблемы со сном, часто возникают ночные кошмары, в результате которых малыш может даже вскрикивать во сне и просыпаться, не понимая, что происходит. Происходит усиленное потоотделение, понижается температура конечностей.
Помимо всех вышеперечисленных признаков патологии, у ребенка может болеть голова, он чувствителен к яркому свету и громким звукам. Также часто происходит резкая смена положительных эмоций на отрицательные: плач, агрессия и депрессивные состояния.
Специалисты рекомендуют сразу обращаться за помощью к врачу, так как невроз в детском возрасте лечится намного труднее, чем во взрослом.
Какие существуют виды невроза и чем они отличаются?
Например, человек считает, что все к нему плохо относятся или же он никому не нравится. В результате он начинает вести себя в соответствии со своими представлениями об окружающих.
Невроз и проблемы с памятью
Чрезмерная тревожность приводит к снижению концентрации, а значит, зачастую у пациента отмечаются проблемы с памятью и вниманием. Для того, чтобы воздействовать на проблему, можно принимать витаминные комплексы природного происхождения, а также проводить полезные тренировки памяти.
Специалисты рекомендуют заниматься лёгкими физическими нагрузками, проводить ежедневную зарядку, чтобы снять тревожность и излишнее беспокойство.
Старайтесь не выполнять одновременно несколько задач, это лишь усугубит проблему. Лучше убрать все отвлекающие факторы во время работы или занятия любимым делом. К таким отвлекающим факторам относится мобильный телефон или любое другое мобильное устройство. Выключайте их во время выполнения важных дел.
Чтобы снизить нагрузку на зрение и мозг, делайте перерывы в работе и учёбе. Не стоит перетруждаться. Можно прогуляться на свежем воздухе или выполнить разминку.
Невроз и психоз: в чем различие?
Часто данные понятия путаются или взаимозаменяются. Но заболевания являются разными по своим проявлениям и внутреннему ощущению человека. Так, например, во время развития невроза навязчивых состояний человек сохраняет чувство реальности и ищет новые способы приспособиться к ней. Он осознаёт, что страдает от расстройства, и что эти страдания являются продуктом психической нестабильности.
Во время психоза человек по-иному воспринимает окружающий его мир. Он адаптирует реальность по своему личному восприятию (часто бредовому), испытывает галлюцинации и заблуждения. И главное, чем отличается психоз от невроза, пациент не осознает своей проблемы.
Невроз и вегетососудистая дистония
Как мы уже упоминали выше, во время невроза проявляются такие признаки на физическом уровне, как учащенное сердцебиение, колебания артериального давления, боли в грудной клетке, трудности с дыханием и прочее. Все эти симптомы схожи с признаками такого заболевания, как вегетососудистая дистония.
ВСД – это комплекс симптомов различной локализации, которые возникают при сбоях в вегетативной нервной системе. А невроз – расстройство ЦНС, вызванное психикой (стрессы, депрессии и другое). Так как нервная система связана, нарушения в одном отделе провоцируют сбои в работе другого.
Как проходит диагностика неврастении?
Для диагностики и выявления заболевания нужна консультация невролога, а иногда психолога и психиатра. В городской поликлинике можно обратиться к своему лечащему терапевту, который выпишет направление к неврологу. Однако на это требуется время. Часто своей записи к врачу приходится ждать по 2 недели. В некоторых случаях это просто невозможно, так как нужно быстрее провести обследование и назначить лечение, пока ситуация не стала критической.
Пациенты выбирают нас за то, что мы оказываем услугу выезда узкого специалиста на дом в случае, если самостоятельно прибыть в клинику вы не можете. Прямо на дому можно также провести забор анализов.
Диагностика включает в себя опрос пациента или его ближайших родственников (опекунов), сбор анамнеза и изучение истории болезни. Врачу для постановки диагноза необходимо знать симптомы, которые беспокоят пациента.
Для исключения других патологий врач-невролог назначает сдачу лабораторных анализов:
- Анализ крови;
- Анализ мочи;
- Ультразвуковое исследование;
- Компьютерная томография;
- Магнитно-резонансная томография.
Также специалист проведет психологические тесты. Например, цветовая методика. Она заключается в том, что пациенту предлагают палитру цветов, из которой он должен выбрать понравившийся цвет. Такие цвета, как фиолетовый, серый, красный, коричневый, черный говорят о высокой вероятности развития невроза.
Способы лечения невроза
Бороться с заболеванием специалисты предлагают при помощи комплексного подхода. Сюда входит медикаментозная терапия, физические нагрузки и правильное питание, режим сна и бодрствования, умеренные умственные нагрузки.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты, в первую очередь, это антидепрессанты, которые участвуют в захвате серотонина, дофамина, нopaдpeнaлинa. Кроме того, такие средства способствуют блокировке фермента, который разрушает данные гормоны. Это позволяет увеличить их объем в общем кровотоке и улучшить тем самым настроение.
Эти лекарственные средства не сказываются на состоянии человека во время вождения транспортного средства, не вызывают привыкания, однако эффект от них наступает только через несколько недель после начала приема. Длительность курса терапии может достигать 2-3 месяца.
Также существуют антидепрессанты нового поколения, которые считаются более безопасными и имеют меньше побочных эффектов. Длительность терапии и суточную дозу определяет только лечащий врач. Принимать препараты самостоятельно без консультации невропатолога крайне нежелательно.
Еще одно эффективное средство – препараты из группы транквилизаторов, которые оказывают влияние на передачу нервных импульсов в мозге, что позволяет притормозить деятельность нервной системы, снизить реакцию человека на конкретный раздражитель. Средства обладают седативным и противотревожным воздействием на организм.
Психотерапевтическое лечение
Личная психотерапия позволяет человеку, страдающему нервным расстройством, построить картину своей личности, установить причину, которая привела к неврозу. Врач помогает изменить взгляд человека на окружающий мир. Выздоровление наступает, если пациент с помощью специалиста осознаёт причину своих страхов и беспокойств.
Также часто применяются медитации. С помощью психоанализа можно разобраться со своим внутренним миром. Медитация позволяет снизить тревожность и создать новые убеждения относительно конкретных ситуаций.
Диетотерапия
Правильная диета во время невроза позволяет снизить нагрузку на организм. Стоит питаться небольшими порциями 4-5 раз в день, добавить в свой рацион овощей и фруктов. Они содержат большую концентрацию витаминов и клетчатку, которая является строительным материалом для всех систем организма.
Также лучше всего исключить сладкое, мучное, жареное, сильно соленое. Исключать крепкие и газированные напитки. А также не стоит забывать и о питьевом режиме, минимум 1,5 литра чистой воды в день.
Дыхательная гимнастика и массаж
Физические упражнения помогают нормализовать деятельность таких отделов мозга, как кора и подкорка, а также стимулировать и успокоить нервную систему.
На начальном этапе проведения гимнастики выполняют простые упражнения, которые не предполагают воздействие на мышцы, и не требуют концентрации внимания. Со временем нагрузку необходимо увеличивать. А дыхательная гимнастика улучшает кровообращение во внутренних органах и в головном мозге, что позволяет избавиться от болевого синдрома.
Профилактика развития невроза
Чтобы не допустить у себя развитие невроза, нужно исключать стрессовые ситуации и эмоциональные перезагрузки. Делайте перерывы в работе, когда занимаетесь тяжелым умственным трудом.
Занимайтесь тем, что приносит удовольствие и расслабляет или успокаивает. Также для профилактики подойдут медитации, которые полностью расслабляют тело и разум и поднимают настроение.
И не забывайте, если чувствуете постоянные панические атаки, упадок эмоционального состояния или другие тревожные симптомы невроза, обратитесь к специалисту.
Читайте также: