Как сделать таймер в скретч

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 02.09.2024

Расскажем, как в визуальном редакторе Скретч создать клона популярной у детей игры Among Us.

IT-сфера становится неотъемлемой частью жизни детей, и уже в раннем возрасте ребята учатся кодить и создавать игры. В этом им помогают визуальные среды программирования. Одна из самых популярных сред — Scratch, созданная Массачусетским технологическим институтом специально для детей и начинающих программистов.

Скретч — это онлайн-среда, поэтому детям не нужно устанавливать приложения на компьютер, достаточно зарегистрироваться на сайте. На этой же платформе свою игру можно опубликовать, чтобы в нее сыграли пользователи со всего мира.

Подробнее об устройстве Скретч и других сред программирования для детей мы рассказывали в этой статье.

Красочный дизайн вдохновляет ребят делать свои проекты, а возможность делиться игрой на сайте и получать комментарии мотивирует искать новые идеи. Мы подумали, что лучше всего вовлечь детей в программирование через их любимые игры. Несмотря на внешнюю простоту программы, на Scratch можно создать игру любого жанра: шутеры, платформеры, симуляторы, аркады и др. А еще сделать клоны популярных игр: Among Us, Brawl Stars, Friday Night at Freddy’s и т. д.

Мы решили воссоздать часть игры Among Us и делимся с вами подробными инструкциями. Если вы хотите посмотреть весь урок в видеоформате, листайте ниже.

Для начала нужно заготовить материалы для игры: в основном это спрайты (картинки). Нам понадобятся изображения главного героя — командира экипажа — и фоновые заставки: объявление о запуске игры, карта, по которой будет перемещаться персонаж, а также фон для задания. Вы можете скачать наши материалы или нарисовать собственные в графическом редакторе внутри Скретч.

Мы запрограммируем появление фонов, движения персонажа и выполнение одного задания — нашему командиру предстоит починить проводку в коридоре у управления.

Составными частями Scratch значатся:

  • Графические объекты (спрайты), состоящие из кадров-костюмов с заданным сценарием (скриптом).
  • Сцена с координатной плоскостью 480x360 пикселей.
  • Палитра блоков, распределенная по 10 категориям, а именно:
  • движение — регулируют перемещение персонажа;
  • внешность — задают визуальные эффекты;
  • звук — добавляют аудио;
  • перо — реализует дополнительные расширения;
  • данные — формируют переменные и списки;
  • события — направляют сигналы ко всем объектам и создают события;
  • управление — регулируют конструкции;
  • сенсоры — задают имя и таймеры;
  • операторы — вставляют формулы и арифметические операции;
  • другие — создают свои варианты и преобразуют несколько элементов в один.

Помимо разновидности команд, строительные элементы подразделяются на:

  • Стеки с выемкой и выступом для сцепления с другими компонентами.
  • Циклы (варианты стеков), имеющие С-образную форму, способные охватывать большие и малые комбинации.
  • Заголовки с выпуклым верхним краем и выступом для замыкания внизу.
  • Ссылки, служащие наполнением внутреннего пространства других элементов.

Начало работы

Сегодня мы создадим гоночный симулятор в простой вариации с обозрением пространства сверху. В уроке будет реализовано управление каром с функцией торможения при выезде за пределы трека, таймером и счетчиком кругов.

Открываем новый план в Scratch и добавляем фон через иконку на верхней панели. В качестве основной локации используем трассу, по которой будут кататься гоночные автомобили.


Добавляем первый скрипт

Ввод в пространство других объектов


Для гоночного кара сразу добавим две переменных:

После ввода новых объектов разметка должна выглядеть, как на картинке ниже.


Добавляем скрипт для машины


Управлять машиной пользователь сможет тремя клавишами:

  • Стрелка вверх. Удерживание добавит ускорения, а при отпускании будет происходить торможение.
  • Стрелки влево или вправо повернут руль в соответствующую сторону.

Для контроля потребуется создать комбинацию из компонентов в указанной последовательности:

В итоге должна получиться структура, как на иллюстрации:


Первая анимация готова. Чтобы протестировать результат, нужно кликнуть на зеленый флаг, расположенный сверху игрового поля, и оценить удобство управления.


После того как управление машиной запрограммировано, переходим к следующему этапу.

Торможение автомобиля

Чтобы лучше контролировать движение в пределах трека, добавляем функцию тормоза следующим образом.

Если авто касается темно-зеленого цвета, то скорость меняется на -2. Также добавляем ограничение, чтобы не уйти в отрицательное значение и не поехать назад.


На этом работа над управлением персонажем закончена. Запускаем игру и видим, что автомобиль свободно едет по трассе, но при этом тормозит при заносах на зеленую область, что и было задумано.

Мы проехали цикл и пришли к финишу, однако это еще не конец нашего проекта.

Конструируем счетчик

Перед построением алгоритма добавим в стартовый сценарий комбинацию:




После этого можно запустить симулятор и протестировать счетчик.

При оценке результата можно заметить, что пересечение стартовой черты из любого положения на поле автоматически уменьшает счетчик на одну единицу. В связи с этим нам понадобится защита от читерства. Нужно проконтролировать, что машина проехала весь трек и только после этого пересекла финишную черту.

Для воплощения цели необходимо определить контрольные точки на трассе, через которые автомобиль обязан пройти.

Теперь только после прохождения всех координат зачтется полный трек, и можно уменьшить их количество на единицу, обозначив это в скрипте.

Также следует удалить первое условие прохождения круга, обозначенное выше.


Запускаем заезд и видим, что счетчик меняется только после прохождения точек на треке и пересечения финиша. Цель сценария достигнута.

Создаем таймер

Финальным штрихом мы добавим в проект таймер и узнаем, за сколько нам удалось пройти гонку.



После этого игра завершается.

Симулятор готов, давайте проедем гонку от начала до конца. На старт! Внимание! Марш!

Scratch (Скретч) — это визуальная среда для программирования и создания игр. Она напоминает конструктор LEGO: вместо текстового кода здесь блоки с командами, их нужно переставлять и скреплять друг с другом.

Мы подготовили короткие пошаговые уроки Scratch 3.0, чтобы помочь детям освоить Scratch программирование: от знакомства со средой и основными функциями до создания полноценных игр и мультфильмов. Учитесь с нами, делитесь впечатлениями в комментариях!

Урок 1. Знакомство с интерфейсом Scratch и создание первого проекта | Уроки по Scratch 3.0

В этом видео мы узнаем, как устроена визуальная среда Скретч для детей, что такое спрайты, как работает система координат и как собирать блочный код. Создадим первый проект, запрограммировав кота Scratch.

Урок 2. Изучение звука в Scratch

Во втором видеоуроке мы разберем вкладку "Звуки", расскажем, для чего может понадобиться каждый блок. Научимся включать, изменять и останавливать звуки, а также записывать или добавлять свое аудио.

Урок 3. Движение спрайтов и внешний вид

Мы уже знаем, что такое спрайты. В этом видеоуроке научимся перемещать их по системе координат, добавлять в проект и удалять из него. Познакомимся с каждым блоком в разделе "Внешний вид": как создавать фон, устанавливать эффекты, изменять размеры спрайта и др.

Урок 4. Координаты и движение

Изучаем подробнее координаты и блоки из раздела "Движение": как задать количество шагов, повернуть спрайт на определенное количество градусов, анимировать плавное передвижение спрайта. Закрепим изученный материал, создав небольшую программу.

Урок 5. Цикл

В этом видео узнаем, что такое цикл, и изучим блоки из вкладки "Управление": как задавать условия действию, использовать ограниченный и неограниченный цикл. Сделаем небольшую программу с этими блоками.

Урок 6. Цикл и ожидание

Во вкладке "Управление" также находится блок ожидания, он предназначен для того, чтобы программа ждала определенное количество времени. Мы продолжим создавать проект из предыдущего видеоурока, используя этот блок.

Урок 7. Условие и сенсоры

В этом уроке мы познакомимся с тем, что такое условия и какие бывают сенсоры, продолжим изучать блоки из вкладки "Управление". Закрепим знания, создав небольшую программу.

Урок 8. Ожидание и цикл с условием

В этом видеоуроке мы познакомимся с блоками "Повторять пока не", "Ждать до" и некоторыми блоками из вкладки "Операторы": операторами арифметических действий, сравнения и логическими операторами.

Урок 9. Переменные. Создание таймера в Scratch

Язык программирования для детей Scratch уникален тем, что на нем уже можно создавать переменные. В этом уроке познакомимся с тем, что такое переменная, и научимся задавать ей значение. Создадим программу для переменной "таймер".

Урок 10. Клоны и события

Урок 11. Как создать свой блок в Scratch

К этому уроку мы достаточно освоились в среде Скретч, чтобы научиться создавать свои блоки! Программирование со Scratch станет проще, если научиться делать собственные блоки.

Плейлисты с видеоуроками продолжают пополняться, подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы следить за выходом новых видео и открывать для себя мир IT-технологий!

Если же вам нужен наставник, загляните в Школу программирования для детей “Пиксель”: посмотрите полный курс по программированию в Scratch .


Мы подготовили плейлист для последовательного изучения Scratch программирования для детей. Короткие видео уроки будут интересны начинающим ученикам, которые хотят постепенно перейти от простого к сложному. Творческие задания в Scratch помогут ребенку развить фантазию, а желание создать игру в Scratch поможет ребенку проработать различные сценарии и логику игр.

Ниже плейлист пошаговых уроков в среде Scratch 3.0
Также можете смотреть уроки на нашем Youtube-канале.

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №1 - Создание первого проекта

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №2 - Изучаем звук в Скретч

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №3 - Движение спрайтов и внешний вид

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №4 - Координаты и движение

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №5 - Цикл

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №6 - Цикл и ожидание

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №7 - Условие и сенсоры

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №8 - Ожидание и цикл с условием

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №9 - Переменные и создание таймера для игры

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №10 - Клоны и события

Scratch уроки для детей и начинающих. Урок №11 - Создание собственного блока

Плейлист видеоуроков постоянно дополняется, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями.

Нужен наставник? Записывайтесь на онлайн-уроки программирования для детей в школе "Пиксель": онлайн-курс Scratch программирование для детей.

Читайте также: