Как сделать сырое звучание

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 01.09.2024

Сырой звук

Почитай статьи об эквализации, посмотри таблицы частот. Включай отдельно голос и каждый инструмент по очереди и ищи в частотах те места, где они конфликтуют с голосом. На слух, а можно Analyzer'ом посмотреть. И помни: лучше убирать частоты, чем добавлять.

Судя по записи, ты имел ввиду "размытый" вокал?

Тут у тебя ошибка на каждом этапе, примерно так:

1) Нужно изначально записать чистый, качественный сигнал. Что бы RMS колебался в пределах -12/-6db, без пиков (превышения 0db).

2) Если ставишь два голоса, то ставить его нужно что бы он дополнял, а не делал то, что у тебя получилось. Поэтому важно записать максимально одинаково. Секунда в секунду, слово в слово. Что бы не было конфликта фаз между двумя трэками голосов, постарайся их развести по панораме (left/rigt) и немножко изменить. Например Pitch, сделать выше или ниже. В cubase прямо в параметрах трэка, есть опция сдвига фазы. Можно поэксперементировать.

3) В том случае, когда у тебя есть две качественно записанные дорожки, которые звучат уже хорошо - тут можно приступить к обработке эффектами, что бы более выразить его в миксе с минусом, вытащить на передний план. В первую очередь, если голос необходимо изменять, т.е. сам звук - то можно внести нужные изменения на слух (только на слух!) эквалайзером. Когда звук тебя устраивает, ставишь компрессор, что бы выровнять динамику и поднять уровень rms (громкости, без достижения перегрузки, выше -3/-9db). Далее зависит от стиля. Delay, Reverb, и можно пройтись ещё каким нибудь exciter'ом, enchancer'ом или эквалайзером - добавить к звуку "теплоту" (warm).

Выкладывай только аккапелу, т.к. в миксе тяжело разобрать ошибки.

kak_pisat_muziku_EDM

В последнее время слишком много "размытостей" на обосоленные темы сведения, гармонии, синтеза, дается начинающим, как в обучающих видео, так и информативных статьях, в сфере продакшена музыки.

В то время как, тем музыкантам, у которых еще пока НЕ ВСЕ гладко в их обучении и постижении такого не легкого ремесла, как написание музыки, нужны более конкретные ответы и решения реальных проблем в общей сфере - продакшен электронной музыки!

Так давайте же покончим с самыми больными и "непреодалимыми" проблемами у начинающих музыкантов в сфере написания музык.

1) Вы не понимаете гармонию

Ну или Вы не до конца понимаете все тонкости понятий лада и тональности.

Если Вам говорят, что Ваша музыка звучит не красиво и даже раздражающе, то, ВО-ПЕРВЫХ, ЭТО ТАК, а во-вторых скорее всего Вы пока еще болеете самой основной и частой проблемой всех новоиспеченных музыкантов – не пониманием гармонии и музыкальной теории. И это нормально :)

Для того, чтобы владеть нотами и строить красивые мелодии и аккордовые прогрессии, нужно знать простые правила взаимодействия этих нот и как ими пользоваться.

Без этих знаний у Вас так и будет всегда получаться не гармоничная каша, только убивающая УШИ и ДУШИ ваших слушателей и случайных жертв…

Все основные правила взаимодействия нот для построения красивой и музыкальной гармонии я собрал для Вас В ЭТОЙ СТАТЬЕ!

2) НЕ грамотно написанная аранжировка.

Огромная и очень распространенная проблема даже у профессионалов!

Потому что качественная аранжировка — это сразу много вещей:

Композиция, в том числе и электронно-танцевальная, всегда составляется из инструментов, которые в свою очередь занимают СВОЮ особенную активную позицию на определенном регионе всего частотного спектра.

И богатое звучание всего микса – это, часто заслуга именно правильно подобранных инструментов по регистрам (высотам и регионам частот).

Не маловажный момент и взаимодействие тембров (окрас и характер звука) между собой – комбинации характеров звучания. Какие-то работают лучше, какие-то между собой вообще не приживаются.

К примеру, если у вас очень насыщенный частотный спектр и богатое звучание партии Drop и без Lead партии, то будет скорее всего лишним подобрать на Lead инструмент – богатую в спектре жирную супер пилу (Supersaw) – лучше взять на роль Lead тембра, в этой ситуации, тонкий скрежет или пронзительную режущею пилу \ квадратоиду.

  • Гармонически - красивые и ритмически – танцевальные партии самих инструментов.

Важно, что инструменты говорят и как их фразы взаимодействую друг с другом образуя композицию.

Здесь включается в игру пройденный этап гармонии и ритмики. И гармония, и ритмика всех инструментов должны сливаться вместе очень гармонично и слаженно, давая ясную и понятную для слушателя основную тему, и идею.

  • Увлекательное для слушателя развитие этих инструментов в определенной логической структуре композиции (последовательности частей)

Инструменты должны не просто следовать друг за другом постепенно сменяя друг друга и возвращаясь обратно, один добавляясь, другой уходя – таким образом сменяя контекст и давая что-то содержательное, но и делать это плавно и интересно для слушателя,

С этим помогают плавные фильтрации, автоматизации, различного рода иные модуляции параметров, отдельные инструменты и звуковые эффекты (по типу Raiser или Build Up). А самое главное ритмические и гармонические приемы в аранжировке самих инструментов, для их же развития.

  • Гладко подобранные переходы и транзиции между частями аранжировки.

Что это конкретно такое?

А это все звуковые эффекты для перехода (по типу Sweep In & Out Fade In & Out), это Fill партии из имеющихся элементов в треке или нововведенные в аранжировку (Ударные сбивки), это сами по себе инструменты из мира музыки (Crash и Re-crash – для вступления и перехода) и еще куча подобных реверсивных и вступительных элементов.

Это все, что помогает частям аранжировки перейти из предыдущей части и вступить в новую.

Подробнее об этих вещах я расскажу для Вас вот В ЭТОМ ВИДЕО. НО не забудьте вернуться обратно в эту статью, чтобы ознакомиться со всеми ее пунктами, так как все эти пункты - это самые честно-допускаемые ошибки ВСЕМИ начинающими в обучении EDM продакшену!

Что бы быстро и профессионально постичь все тонкости красивой аранжировки – просто берем и воссоздаем в своем секвенсоре композиции свои кумиров и те стили, что Вам нравятся больше всего. По сей день это самый быстрый способ для начинающих, научиться писать треки профессионально и получить свой авторский штрих!

* Важная сноска здесь – это у каждого стиля в электронной музыки могут быть свои очень разнообразные традиции и особенности в аранжировки – в каждом из вышеупомянутых пунктов.

3) Не правильно выставленный баланс инструментов вашего трека (уровни инструментов трека)

Это проблема относиться уже к части сведения и является ее ПЕРВОСТЕПЕННОЙ задачей – БАЛАНСИРОВКА уровней элементов композиции.

Если одни инструменты выставлены сильно вперед, перед слушателем (т.е. звучат относительно громко), а другие подавлены громкими инструментами и практически не слышны в общей массе аудио потока, то о красоте и музыкальности композиции говорить точно нельзя!

Самая частая проблема начинающих - это выведение Lead синтезаторов сильно вперед (на слишком громком уровне) как бы пренебрегая остальными инструментами, думаю логически, что Lead – это ведущая партия и она должна быть слышна больше других.

Но это далеко не так. Помните, что на первом плане так же сильно и отчетливо должны быть заметны Kick линия и Bass линия как минимум, и так же вокал если он имеется наряду с Lead партией.

Все подробности, а также как правильно и профессионально начинающему выставлять баланс инструментов в своей электронной композиции я ПОВЕДАЮ В ЭТОЙ СТАТЬЕ.

4) Не хватает КАЧА!

5) Трек звучит грязно

Эту характеристику композиция приобретает, если инструменты подобраны не совсем по регистру, не грамотно или ЧАЩЕ ВСЕГО, не сведены частотно в аккуратный микс.

В начале статьи, во втором пункте я упомянул, что каждый элемент и инструмент должен преобладать в композиции на своем регионе частот, в общем слышимом спектре от 20 герц до 20 килогерц, а если и есть пара инструментов, которые преобладают и делят свои права на частотном спектре, то их право быть услышанными делиться:

- во времени (ритмически или последовательно), самый удачный пример это бочка и бас – каждый раз, когда звучит бочка, бас элементы стоит приглушать свою амплитуду, чтобы не вызвать завалы или провалы на низких частотах.

- частотно, спектр одного в какой-то области уступает другому (из них выбирается более преобладающий, который, как правило, занимает больше и из него мы и вырезаем (убавляем) участок, который мы и уступаем младшему элементу).

- амплитудно – оба инструменты жертвуют своей амплитудой за право быть услышанными в миксе, сюда, как и, частично, в предыдущий пункт относиться лееринг (это- склейка двух или более тембров вместе, для получения более плотного и богатого звучания).

Грязь и конфликты, чаще всего могут быть заметны на низких (20-200 герц) и низких средних частотах (200-500 герц).

Так как стоит помнить один простой закон: «Чем ниже мы спускаемся по частотному спектру, тем меньше гармоник там может уместиться, следовательно, тем меньше инструментов этот регион может в себя поместить.

И в действительности если вы посмотрите на анализатор спектра во Fruity Parametric EQ 2 – то все станет понятно.


6) Трек звучит сухо и безжизненно.

Инструментам нужно пространство.

Нашим ушам, по природе хочется слышать звуки в пространстве, а не глухой комнате без отражений.

Тем более, композиция приобретает больше жизни и объема, кучу дополнительных положительных характеристик, когда мы поддаем обработке наши инструменты в треке, плагинами типа Reverb и Delay Chorus и подобными вещами.

Эти плагины работают на принципе задержки и отражении звука во времени, то есть они просто копируют существующих сигнал через время – создавая эффект нахождения его в пространстве и объеме. Но они все работают немного по-разному.

В умеренном кол-ве примененные такие эффекты отлично скажутся на многих типах тембра (Lead, Pluck, Pad, Arps, Vocals, высокая и среднечастотная перкуссия и ударные), за исключением низкочастотных инструментов, не стоит обрабатывать такими вещами Kick и Bass элементы, к примеру– так как это нарушает их отчетливость и низкочастотную сердцевину в композиции.

Максимизация – это процесс доведения среднеквадратичного значения громкости и мощности аудио до максимально громкого, в пределах разумного и адекватного звучания, конечно же.

Напомню, что пользоваться ими нужно без фанатизма и не доводить свой уровень громкости до нереально громкого!

Вот 7 наиболее слабых областей в продакшене всех начинающих музыкантов, работающих не только в жанрах электронной музыки.

Что бы постичь все сферы написания музыки профессионально и намного детальнее, статьи будет как минимум мало, тут даже книги скорее всего может не хватить!

Но если ВАМ интересен Ваш рост и развитие как EDM музыканта и продюсера, то все эти знания я собрал для Вас в подобном и пошаговом видео курсе, по созданию Progressive House трека с нуля и до полноценной "форматной" композиции!
За подробностями ЖМЕМ СЮДА.

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.


На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.



Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.


Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

? Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

? 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

? Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.


Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

? 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

? 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

? 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.


При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

? Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

? Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

? Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

? Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

? Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.


Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.


Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.


Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.


2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

? Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

? Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

? Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.



4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.


При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).


Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

Трек наконец готов и аранжировка полностью завершена, и теперь настало время для последних штрихов. Проверь, сделал ли ты это на все 100%, следуя советам известного продюсера Холлина Джонса, который досконально владеет секретами сведения и мастеринга.

1. Начни сначала

Работаешь ли ты с доведением микса до ума, или идешь в профессиональную студию дорабатывать стемы, всегда нужно начинать с основ и работать с ними. Под этой фразой мы имеем ввиду прослушку каждой дорожки драм-секции в соло (если ты, конечно, не используешь готовые драм лупы) и ее точную балансировку по громкости и панораме. Затем включи канал с басом и сбалансируй его касательно драм-секции. Затем постепенно добавляй больше и больше элементов в микс, балансируя их друг с другом.


Здесь не существует определенного порядка действий, но кое-какие правила все же имеются. Как сделать сведение голоса и музыки: гораздо лучше обрабатывать вокал ближе к концу, когда остальные инструменты уже отлично звучат, не перекрывая друг друга. Работая в этом направлении, ты обезопасишь себя от перегрузок в работе, например, попыток "упихать" в микс кучу каналов одновременно с самого начала. Всегда начинай с ядра - баса и барабанов, - и добавляй остальное постепенно.

2. Возьми перерыв

Можно реально сойти с ума во время сведения. Когда ты уже написал трек, записал инструменты и наконец все отредактировал, наступает время бесконечной прослушки лупов. В этом процессе очень легко потерять главную цель и перестать слышать, что звучит плохо, а что - хорошо. Очень часто случается так, что уши попросту устают и слух начинает искажать звуки. Это случается даже с самыми опытными продюсерами, поэтому будь осторожен в таких случаях.

Если ты работаешь над чем-то уже не первый час и начинаешь сомневаться в аккуратности микса, уйди из комнаты или студии как минимум на час. Если это возможно, вернись к треку только на следующий день. Тогда ты будешь обновлен и свеж, и сможешь критически оценить, где был прав, и где что-то пошло не так. Потеря правильного видения - это только временная проблема.

3. Потрать немного денег

В последнее время наличие домашней студии для создания музыки на компьютере в спальне или на чердаке - это гораздо более реальная вещь, чем раньше. Ты действительно можешь получить высокий уровень продакшна, просто работая дома. Можно сделать защиту микрофона и потратиться на некоторую изоляцию. Но на стадии сведения все проблемы "вылазят" наружу.

Поэтому, если у тебя есть знакомый инженер со своей профессиональной студией, можно потратить некоторое количество денег и заказать сведение у него. Деньги, которые ты потратишь, будут отражены на финальном качестве твоих композиций.


4. Используй подгруппы

Большинство DAW и основное количество аналоговых микшеров поддерживают группировку аудиоканалов. В самом простом понимании это позволяет объединить схожие каналы в один, и ты можешь получить контроль над суммарным выходом всех этих дорожек на одном канале. Такие операции хорошо проводить над перкуссиями, хорами, ритмическими гитарами и т. п.

Объединив каналы, попробуй поднять или понизить их уровень в общем миксе - удобно, не правда ли? При этом ты все еще сохраняешь контроль над каждым каналом по отдельности. Группировка - это хороший путь организации больших, громоздких проектов, к тому же, сама функция до безобразия проста.


5: Playback, Playback, Playback

Этот совет упоминается в статьях очень часто, и ты просто обязан тестировать микс на максимально возможном количестве аудиосистем. Он может звучать прекрасно на мониторах за 5000 долларов в студии, но как же он будет звучать в обычной среде при прослушке обычными людьми на телефонах, дешевых наушниках, айпадах, в машинах, например?

Во всех приличных студиях стоит как минимум одна дополнительная пара маленьких мониторов (исторически сложилось так, что чаще всего это Yamaha NS10) для тестирования миксов, но даже если ты работаешь из дома или проект-студии, тебе необходимо прослушать микс самостоятельно, например в наушниках, и затем вернуться к работе на мониторах с учетом услышанного. Пробуй свой микс везде: хай-фай системы, телефоны, и пр.

Ты можешь быть удивлен тем, сколько баса пропадает на дешевых акустических системах. Старайся универсализировать свой микс для всех этих систем: это искусство и наука процесса сведения.

6. Временно измени громкость

Мониторинг должен проводиться на одном универсальном уровне, ни слишком громком, ни слишком тихом. Тем не менее, существует как минимум несколько причин, почему стоит проверить микс на разных громкостях. Очень легко переоценить силу баса, например, если все остальное слишком задрано. Если твой микс хорош, ты должен слышать все его элементы, даже когда он играет очень тихо - включая бас, и относительные уровни инструментов не должны изменяться слишком сильно.

Подобно предыдущему примеру, если при увеличении громкости частоты становятся слишком жесткими и раздражающими, или баса становится слишком много, или вокал теряется за гитарой, нужно что-то менять. Решение таких вопросов - это часть хорошего сведения, и будет просто замечательно, если конечный продукт будет звучать сильно и чисто на любом уровне громкости.


7. Пошлина на экспорт

Когда твой финальный микс готов, тебе нужно экспортировать wav-файл для записи на CD или отправки на мастеринг. Ко всему прочему, тебе необходимо экспортировать стемы: индивидуальную копию каждого отдельного аудио канала в виде цифрового файла. Для этого существует несколько причин.

Во-первых, как бэкап: ты получишь дубликаты записи каждого канала плюс всю наложенную на них обработку. Так что ты всегда сможешь вернуться назад, если что-то случится. Во-вторых, стемы очень хороши для ремиксов. Если они тебе понадобятся, связка хорошо сведенных стемов одинаковой длины станут настоящим подарком для продюсера, который возьмется за ремикс твоего трека.


8. Вместе - лучше

Очень заманчивым способом создания композиции может показаться создание индивидуальных элементов в соло, доведение их до ума и последующее добавление их в трек. Но не забывай, что важен ансамбль, а не каждый звук по отдельности. Конечно же, всегда существуют некоторые звуки, которые должны выделяться, например, вокал, но ключ к хорошему сведению - это сочетание.

Для того, чтобы достичь этой цели, неважно, что ты будешь делать, даже если тебе нужно обрезать большое количество баса в ритм гитаре для лучшего ее сочетания в остальном контексте.

Причем в режиме соло она может звучать слишком уж тонко, но пока общий микс звучит прекрасно, это означает правильность решения. Но если твоим творческим решением было выставление этой гитары на первый план, попробуй применить прием "дабл-трек". Для этого необходимо продублировать дорожку с инструментом, выставить на нее задержку на пару миллисекунд, и применить к одной из дорожек какой-нибудь эффект, например, хорус. Тогда твоя гитара будет звучать более "ярко". Такие приемы можно применять к любому инструменту.


9. Может быть и громче

Когда хочется сделать звук толще, жирнее - рука сама тянется к фейдеру, чтобы задрать его погромче, только это может привести к перегрузке канала. Вместо этого лучше всего использовать компрессию и выборочно приподнять нужные частоты в эквалайзере. Еще один хороший трюк описывался выше: дабл-трек делает дорожку более "сочной".

Дублирование канала - это очень простая функция, воспользоваться которой можно на любой системе, и которая позволяет проигрывать оба канала на более низкой громкости, так как в микс поступает больше сигнала. Также дублированные каналы имеет смысл слегка развести по панораме, если они не звучат очень басово (бас всегда должен быть в центре). Функция "параллельные каналы" в Reason и любой другой DAW позволяет тебе быстро создавать новый канал даже без его дублирования, с возможностью панорамирования и дополнительной обработки. Ты можешь продолжать, добавляя сколько угодно параллельных каналов для создания мощного саунда.


10. Ц-ц-ц-цепь

Большинство DAW и хорошего железного оборудования поддерживают sidechain компрессию и sidechain в других эффектах, и это отличная техника для контроля блуждающих частот в определенных частях трека. Представь, что в твоем треке присутствует яма на 8 тактов, где твой бас поднимается достаточно высоко и начинает интерферировать с остальными каналами, но это происходит только в этих 8 тактах, и больше нигде в остальном треке.

Вместо попытки автоматизации эффектов и, возможно, случайного изменения эквализации всей бас-линии на канале, используй сайдчейн-компрессор для контроля баса и компрессируй его более жестко только тогда, когда его частоты пересекаются с частотами остальных звуков. Это легко проделывается в большинстве программ, и используется в основном для предотвращения конфликта между бочкой и басом. Фактически, эта техника зачастую является "фишкой" некоторых музыкальный стилей, таких, как EDM с его "пампинг"-эффектом.

11. Друг-критик

Ты можешь самостоятельно проводить сессии сведения, но мнение, отличное от твоего, всегда дает тебе выгоды, особенно когда ты потратил часы на один трек и он уже немного приелся. Это случается даже с лучшими из нас. Очень мудрым решением в таких случаях становится поиск мнения другого человека (естественно, это должен быть тот, кому ты можешь верить), потому что он может указать на то, что ты мог упустить.


12. Я люблю, когда микс звучит едино

Довольно часто имеет смысл применить компрессию на общей шине, потому что она "склеивает" все дорожки микса, которые после этого волшебным образом звучат вместе просто замечательно. Это круто, но будь осторожен с этим: процесс мастеринга также использует компрессию. Будь в курсе того, сколько сигнала компрессии ты подаешь и где: используя больше при сведении, придется использовать меньше при мастеринге, и наоборот.


13. Анализируй это

Плагин-анализатор - это бесценный ресурс для познания собственного микса. Твои уши могут быть обмануты плохой акустикой, неправильным расположением колонок и многим другим, да и 50 дорожек очень трудно отслеживать по отдельности. Размести анализатор на мастер-канале (Blue Cat Audio, например) и ты будешь получать первозданные данные о сигнале, амплитуде и частотах до того, как они достигают твоих ушей.

14. Измеряй

Всегда сравнивай свои сведение и мастеринг с коммерческим треком в подобном стиле. Обычно этот процесс называют А/В, что означает по сути своей проигрывание кусочков референсного и своего треков по очереди. В процессе инженер по сведению выявляет различия в громкости, ширине стереопанорамы и т. д. После чего необходимо принять решения, какие изменения необходимо сделать в своем треке.


15. Опусти его вниз

Сведение - это не просто кручение ручек громкости (естественно, и ручки крутить здесь нужно). Иногда необходимо забыть о громкости и вспомнить о более тонких настройках, таких, как точная эквализация трека. Подними середину в вокале вместо того, чтобы увеличивать его громкость, или укрути немного нижней части баса, если она негативно влияет на общую атмосферу трека. Или попробуй применить мультиполосный компрессор.

16. Подчинись своему Мастеру

Fader Creep - это разговорный термин зарубежных звукорежиссеров, который означает повышение громкости индивидуальных каналов вместо понижения других для достижения желаемого эффекта. Очень легко ошибиться таким образом, когда какой-то звук недостаточно ярок, а другие вроде бы как звучат довольно тихо, и все это приводит к очень громкому, перегруженному уровню.

17. Посмотри налево, посмотри направо

Экспортируя трек в аудиофайл или в партию стемов, всегда выставляй функцию loop на всю длину трека таким образом, чтобы ее начало и конец совпадали с маркерами тактов. Таким образом ты получишь дорожки равной длины, и человеку, который будет работать с твоими файлами в процессе мастеринга или ремиксинга, будет гораздо проще синхронизировать их.


18. Играй с полем

Работа со стереополем всего трека - это вещь, которую обычно оставляют для этапа мастеринга, однако и на этапе сведения она бывает необходима. Рассматривай панорамирование звука как путь к расположению конкретных объектов не в центре, что поможет наполнить трек и сделает данные объекты менее выделяющимися. Это отлично работает с ритм-гитарами, бэк-вокалами и другими звуками, которые не должны быть спереди и по центру.

19. Загрязнение шумом

Этот пункт относится больше к аппаратному сведению, чем к DAW, но ты должен всегда отключать все, что не необходимо для сессии сведения. Если ты используешь 20 дорожек, остальные 40 отключенных все равно могут придать сигналу некий шум. Поэтому всегда удаляй лишнее.

20. Потерянные в пространстве

Реверб прекрасен, потому что придает необходимый объем звуку, но если ты накручиваешь его слишком много, или используешь на слишком большом количестве каналов, твой микс начнет звучать "замыленно". Попробуй применить более короткую реверберацию, если тебе прямо совсем необходим этот эффект, к тому же, делей может стать альтернативой. Немного эхо, особенно на вокале, может придать глубину и пространство без дополнительных грязных и размазанных призвуков.

Оригинал статьи: (1) (2)

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

Читайте также: