Как сделать свой мозг многозадачным

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 02.09.2024

Честно признаюсь: пока я писала эту статью, я заглянула в Facebook, Skype, Twitter, дважды проверила Instagram, переключилась на две другие задачи и отправила четыре письма. Ирония, как она есть.

Куда ни взгляни – везде нас ждут поводы отвлечься, и устоять перед ними невозможно. В ящик вечно валятся новые письма, коллеги задают вопросы и просят помощи. В попытке откликнуться на все уведомления и сделать все сразу мы переходим от одной задачи к другой, успокаивая себя словами, что два дела (а то и больше) пойдут быстрее, если делать их одновременно.

Многие знают, что, сосредоточившись на одной задаче, получаешь гораздо лучший результат. Но мы все равно то и дело пытаемся работать над всеми делами сразу, чтобы быстрее покончить с ними. Почему мы так любим многозадачность? И какую пользу можно извлечь из нашей склонности постоянно отвлекаться?

Давайте разберемся в механизмах внимания, узнать, что происходит, когда мы делаем несколько задач сразу, и когда это может быть полезно.

Основы неврологии: наш мозг и многозадачность

Попытки решать много задач за раз приводят к изменениям в работе мозга. Когда мы на чем-то концентрируемся, активируется часть мотивационной системы мозга: расположенная в его передней части префронтальная кора.

Префронтальная кора, расположенная в передней части мозга.

В состоянии сосредоточения обе половины префронтальной коры работают в тандеме. Но при многозадачной работе их взаимодействие нарушается. Несмотря на то, что нам кажется, будто мы делаем два дела сразу, на самом деле мы постоянно переключаемся между двумя этими половинами. Переключение занимает лишь доли секунды, но эти доли понемногу накапливаются: в конечном счете выполнение нескольких задач может занять на 40% больше времени, чем их решение по очереди.

Заниматься несколькими делами одновременно можно только тогда, когда ни одно из них не требует большого внимания. Например, если вы гуляете с собакой, слушая музыку и поедая хот-дог.

Защита мозга от отвлекающих факторов

Помимо более надежной коммуникации нейронов, синхронизируются друг с другом и ключевые участки мозга. Между разными областями мозга открываются каналы связи, нужные для повышения внимания, и все прочие сигналы заглушаются, чтобы не давать вам повод отвлекаться.

Многозадачность губит наш мозг

Может показаться, что концентрация внимания и блокировка отвлекающих факторов ведут к повышению мозговой нагрузки, но на самом деле все наоборот. Переключаясь между задачами, ваш мозг потребляет больше глюкозы, что быстро приводит к усталости и быстрой утомляемости.

Многозадачность ведет к тому, что новая информация помещается в неправильных областях мозга. От этого страдает кратковременная память. Даже такая мелочь, как непрочитанное письмо в почтовом ящике, если мысленно возвращаться к ней, снижает IQ на 10-15 пунктов, что по уровню восприятия ставит вас на одну ступень с восьмилетним ребенком.

Многозадачность вредит не только мозгу, но и телу. От нее вырабатываются гормоны стресса кортизол и адреналин, ведущие к сужению артерий, росту уровня сахара в крови и подавлению иммунной системы, не говоря уже о других проблемах со здоровьем.

Так почему, учитывая все эти очевидные минусы, мы все еще пытаемся хвататься за много дел сразу?

Гормональная эйфория

Хотя префронтальная кора нужна вам для поддержания внимания, она жаждет новых ощущений. Дополнительные стимулы вызывают прилив внутренних опиатов в участках мозга, отвечающих за чувство удовлетворения. Отвлекаться так здорово! Из-за этого удерживать внимание на одной сложной задаче становится неимоверно тяжело. Кроме того, растет вероятность, что вы предпочтете разобраться с десятком простых и маловажных дел, таких как ответы на электронные письма и телефонные звонки, вместо того чтобы заняться действительно важными проектами.

Исключения из правила "Никакой многозадачности!"

Несмотря на серьезные доводы изо всех сил избегать многозадачности, в некоторых случаях она может оказаться полезной.

Отличный пример: физические упражнения. Физическая активность помогает крови циркулировать в мозге и доставлять кислород и питательные вещества, нужные для оптимальной работы мысли. Одновременно происходит выработка химических веществ, улучшающих память, способность к решению проблем и навыки принятия решений. Также вырабатываются гормоны, повышающие внимание, мотивацию и концентрацию. В недавнем исследовании, проведенном Флоридским университетом, участникам было предложено выполнить несколько задач возрастающей сложности, занимаясь на велотренажере. Выполняя простые задачи, участники крутили педали быстрее, при этом сохраняя свое восприятие на высоком уровне. И мозг, и тело эффективно решали одновременные задачи. По мере увеличения сложности скорость кручения педаль падала, но даже самые значительные мысленные усилия не привели к падению скорости ниже первоначальной.

Другая ситуация, в которой многозадачность окажется полезной, — это выполнение монотонных задач, не требующих много внимания. Размышляя на отвлеченные темы за мытьем посуды или глажкой белья, вы тренируете свой мозг творчески подходить к проблемам и эффективнее принимать решения, позволяя своему воображению работать над последствиями разных выборов или придумывать новые альтернативы. Наш мозг решает сложные проблемы гораздо лучше, если нам удается взглянуть на ситуацию в новом контексте. (Именно поэтому гениальные мысли приходят в голову, когда вы стоите под душем или чистите зубы.)

Развенчивая миф о многозадачности

Сегодня мы знаем, что это далеко не так: многозадачность мешает работе. Она замедляет нас, приводит к ошибкам и отнимает физические и умственные силы. Но еще мы знаем, что в некоторых особых ситуациях многозадачность может сыграть нам на руку, так что естественная жажда мозга отвлекаться наконец-то сослужит хорошую службу без вреда для внимания и интеллектуальных способностей.

В чем секрет многозадачности и как ей научиться

Многозадачность, или способность выполнять две и более различных задач одновременно — рассматривается многими, как очень полезный навык, важный для успешного профессионального развития. При этом кто-то легко справляется с многозадачностью, а кто-то — нет. В чем причина такого различия не вполне ясно.

Почему некоторые люди могут проверять электронную почту, отвечать на телефонный звонок и параллельно делать записи, а другие сходят с ума и возмущаются, когда с ними говорят в то время, как они пытаются пожарить яичницу? До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос, хотя неврологи продолжают изучать сложный механизм многозадачности. И в последнее время стали известны некоторые интересные факты, которые заслуживают вашего внимания.

Как мозг обрабатывает информацию?

В последнем исследовании этой проблемы, которое проводилось немецкими учеными, приняло участие 344 человека. Участникам эксперимента на экране одно за другим была показана последовательность чисел — их задача состояла в нажатии на кнопку, соответствующую числу, представленному на экране два шага назад.

Таким образом, испытуемые должны были запоминать информацию, искать нужные кнопки и одновременно с этим следить за экраном. Активность мозга регистрировали при помощи МРТ. Результаты эксперимента подтвердили важность участия передней префронтальной коры в успешном выполнении задач.

quote

Передняя префронтальная кора позволяет удерживать информацию о прерванной задаче, чтобы продолжить ее выполнение

Чем опасно состояние многозадачности?

Переключение между двумя задачами, безусловно, ведет к снижению концентрации. Стоит также отметить, что многозадачность связана с негативными изменениями в сером веществе мозга. Недавнее исследование подтвердило уменьшение серого вещества в состоянии многозадачности во время использования мультимедийных устройств.

В рамках эксперимента 75 взрослых попросили ответить на ряд вопросов о том, как часто они используют различные гаджеты, а затем их мозг сканировали с помощью МРТ. Результаты показали уменьшение плотности серого вещества в передней части поясной извилины мозга у людей, которые использовали мультимедийные средства часто, чего нельзя сказать о тех, кто пользуется гаджетами редко. Позже было проведено несколько подобных экспериментов, подтвердивших полученные данные.

К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос, почему некоторые люди справляются с многозадачностью легко, в то время как другим это дается непросто. Одно можно сказать точно: мозг каждого человека уникален. И многозадачности можно научиться.

Как научиться многозадачности?

В 2014 году исследователи из университета Монреаля провели интересный эксперимент. Ученые попросили группу пожилых людей выполнить две разные задачи. Участники эксперимента должны были выделить определенное время на одну задачу, а затем меньшее количество времени на другую (в соотношении примерно 80:20). Активность мозга регистрировалась с помощью МРТ — как ожидалось, результаты показали повышенную активность в зоне передней префронтальной коры.

Если многозадачности действительно можно научиться, то, вероятно, некоторые люди бессознательно тренируют свой мозг больше, чем другие. Другим возможным объяснением может быть то, что некоторые люди имеют более развитую и активную переднюю префронтальную кору от рождения.

Гендерные аспекты многозадачности

Некоторые психологи высказывают мнение, что женщины лучше справляются с многозадачностью. Однако это не доказано, поскольку большинство исследований многозадачности не дифференцировали результаты по гендерному признаку.

Тем не менее, интересное исследование, проведенное в 2013 году показало, что у мужчин лучше развиты связи внутри каждого полушария (спереди назад), тогда как у женщин — лучше связь между полушариями. Эти данные косвенно подтверждают мнение о том, что женщинам многозадачность дается проще, мужчины же легче концентрируются на выполнении одной задачи. Конечно, необходимо проведение специальных исследований, чтобы прояснить этот вопрос.

Что такое многозадачность

Фрилансер, стремящийся к дзэну. Любитель пофилософствовать о смысле жизни. Вдохновляюсь путешествиями и книгами. Занимаюсь йогой и работаю в удовольствие.

Приветствую вас, друзья!

Многозадачность – навык, который упоминается практически в каждой вакансии. Такие люди нужны везде, и создается впечатление, что многозадачный – значит успешный. Сегодня мы с вами будем развенчивать мифы и выясним, что такое многозадачность на самом деле, почему ее называют врагом продуктивности и как сделать это умение безопасным.

Понятие

Многозадачностью (от англ. multitasking) принято называть умение выполнять несколько дел одновременно, быстро переключаясь с одной задачи на другую.

Концепция многозадачности перекочевала в нашу жизнь из мира компьютеров. Термин начали использовать в 1960-х годах, когда появились первые операционные системы IBM.

Многозадачность означает свойство операционной системы обеспечивать возможность параллельной, точнее псевдопараллельной, обработки нескольких задач. На самом деле она может обрабатывать только одну задачу за раз. Но из-за очень быстрого переключения между несколькими задачами кажется, что выполнение осуществляется одновременно.

Свой вклад в теорию полезности многозадачности внесла слава о Юлии Цезаре, который, по распространенному мнению, умел одновременно писать, диктовать и слушать. Согласитесь, очень удобно иметь таких сотрудников у себя в штате. Тех, кто может одновременно выполнять свои обязанности, отвечать на звонки, составлять электронные письма и еще парочку разных дел.

Иллюзия мультизадачности

Давайте вернемся к компьютерам и псевдопараллельной обработке. Из-за того, что система быстро и часто переключается с одной задачи на другую, возникает иллюзия одновременного выполнения. Чтобы переключиться между задачами, компьютер помещает одну из них во временную память, которая имеет свойство школьной доски: когда она заполняется, приходится стирать старую информацию, чтобы написать новую.

Наш мозг действует так же. Чтобы было понятнее, я немного расскажу, как он устроен. Все наши мысли, действия и решения определяются тремя разными когнитивными системами. Если простыми словами, то в одной черепной коробке помещается три мозга:

  1. Мыслящий.Его также называют рефлексирующим. С точки зрения эволюции это самая молодая система. Человек – единственное живое существо, которое наделено способностью думать о прошлом, мечтать о будущем, прогнозировать, философствовать, обдумывать и принимать решения в настоящем. Мыслящий мозг может делать только одну задачу в единицу времени. То есть он априори не может быть многозадачным, так же как и операционная система.
  2. Рефлекторный. Самый древний, имеется даже у примитивных животных. Он отвечает за рефлексы и обрабатывает информацию, которая поступает к нам из органов чувств. Если что-то нельзя пощупать или увидеть, значит, этого не существует для рефлекторного мозга. Именно его мы задействуем, когда делаем что-то на автопилоте.
  3. Архивирующий. Он занимается сортировкой и сохранением информации, которую генерирует мозг. Архивирующая система способна функционировать только тогда, когда мыслящий мозг отдыхает, например, во время сна.

Мыслящий мозг является доминирующим. Он сложный и медлительный, нуждается в сосредоточенности и внимании, а потому потребляет много энергии и быстро утомляется.

Таким образом, многозадачность – это лишь иллюзия. Ни уникальный по строению и функциям мозг, ни даже компьютер не могут делать несколько дел одновременно.

Многозадачность не равно продуктивность

Во времена наших далеких предков, когда те спасались от хищников и рисковали остаться голодными, не поймав мамонта, именно рефлекторный мозг служил верой и правдой. Долгое обдумывание и размышления были непозволительной роскошью. Но в современных каменных джунглях для успеха необходимо много думать и принимать сложные взвешенные решения.

В психологии выделяют два вида многозадачности:

  1. Параллельная – когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно.
  2. Последовательная – когда мы переключаемся с одной задачи на другую, таким образом выполняя каждую по частям.

Но наш мыслящий мозг не отличает один вид от другого. В обоих случаях ему приходится постоянно прерываться и менять вид деятельности.

Смотрите, как это работает. Представим, что вы занимаетесь какой-то умственной деятельностью. В это время вся рабочая память вашего мозга сконцентрирована именно на текущей задаче. Вдруг вы слышите уведомление на телефоне и решаете “быстренько” проверить его.

А представьте, если вы отвлекаетесь постоянно! Неудивительно, что чувство измотанности начинает посещать еще до обеда. Вы заняты, но отнюдь не продуктивны.

25 минут! Именно столько нужно нашему мозгу, чтобы полноценно включиться в прерванную задачу с тем же уровнем внимания, что и до отвлечения.

Еще момент: помните метафору со школьной доской? Временная память имеет такой же принцип, т. е. новая информация вытесняет старую. Мало того, что мощному и медлительному мозгу приходится сотни раз перекладывать мегабайты информации из одного места в другое, так еще важные данные в ходе таких манипуляций могут просто стереться.

И чем более различны виды деятельности, между которыми мы переключаемся, тем масштабнее информационные потери и выше перегруз мозга. Отсюда переутомление, стресс, невнимательность, досадные ошибки и самообвинение.

Стоит упомянуть еще об одной неприятной вещи. Выполняя несколько дел одновременно, мы уделяем каждому из них только частичное внимание, т. е. с пробелами. А поскольку наш мозг не любит неожиданных пробелов, он пытается заполнить их догадками, и у человека создается впечатление, что он ничего не упустил. По факту в его сознании откладываются слова, которые никто не говорил, и события, которые не происходили.

Интересно! Предлагаю провести тест и проверить, как ваш мозг реагирует на многозадачность. Упражнение очень простое: вам понадобится лист бумаги, ручка и секундомер. Задача – написать слово МНОГОЗАДАЧНОСТЬ и присвоить каждой букве цифру (1, 2, 3 и так далее). Первый раз вам нужно писать сначала буквы, а потом цифры, т. е. действовать в режиме однозадачности. Второй раз попробуйте чередовать буквы и цифры (писать в многозадачном режиме).

По статистике, первая часть задания решается в 2 раза быстрее, чем вторая. Более того, 50 % людей допускают в столь простом упражнении ошибки.

Плюсы и минусы

Давайте тезисно резюмируем, какие недостатки влечет за собой эта “суперспособность”:

  • эмоциональный перегруз;
  • потерю времени и сил;
  • снижение интеллектуальной продуктивности;
  • повышенный уровень стресса;
  • уменьшение концентрации и внимания.

Но многозадачность многозадачности рознь. К примеру, если вы гладите белье и одновременно смотрите любимый сериал, ничего страшного не происходит. Возможно, вы пропустите какие-то сцены на экране, пока поправляете манжет рубашки на гладильной доске, или прожжете дырку, увлекшись сюжетом. Здесь на помощь мыслящему мозгу может прийти рефлекторный и “поводить” утюгом за него, как бы на автопилоте.

Можно совмещать в таком режиме и другие несложные вещи, к примеру:

А вот если от выполнения задачи зависит безопасность или производительность, последствия могут быть куда серьезнее. Банальный пример: водитель автомобиля, разговаривающий за рулем по телефону.

Исходя из всего того, что мы с вами выяснили, все преимущества многозадачности стираются. Стараясь выполнять несколько дел одновременно, мы только имитируем многозадачность и вынуждены расплачиваться за такое жонглирование своим временем, энергией, продуктивностью, а порой и безопасностью.

Вместе с тем было бы несправедливо напрочь отметать заслуги умения переключаться. В полном информации и событий быстро меняющемся мире уметь адаптироваться просто необходимо. Но как это делать корректно?

Как научиться работать в режиме многозадачности

Для этого вернемся к Юлию Цезарю и выясним, каким образом ему удавалось успешно справляться с несколькими делами одновременно.

Современные ученые провели ряд экспериментов, в ходе которых испытуемые должны были выполнять два дела одновременно. Сначала почти все участники допускали ошибки, но со временем оплошностей становилось все меньше. Так пришло понимание того, что многозадачность можно тренировать. Вернее, навык переключения внимания. Вот вам и весь секрет Цезаря. Римские историки это подтверждают словами, что Цезарь много упражнялся.

Переключаемость мозга действительно можно тренировать, но только вместе с прокачкой когнитивного контроля. Нужно учиться:

  • планированию;
  • постановке целей;
  • распределению своих ресурсов, которые, увы, вовсе не безграничны;
  • сортировке главного от второстепенного;
  • гибкому реагированию на изменения внешней среды;
  • повышению концентрации внимания.

На нашем блоге есть полезные статьи по этим темам. Рекомендую к прочтению:

Как сократить необходимость в переключении внимания

  1. Тренируем однозадачность. Хочешь сделать что-то хорошо – концентрируйся на чем-то одном, держа в голове главную цель.
  2. Избавляемся от ловушек. Это социальные сети, ТВ, еда и пр. К примеру, если мы “включены” в написание отчета и параллельно что-то жуем, мы рискуем съесть больше, чем нужно, и сделать меньше, чем планировали. К тому же при таких регулярных перекусах работа может начать ассоциироваться с едой – мы уже не сможем заниматься делами, не набив рот. А вот как избавиться от телефонной зависимости, если руки все время тянутся к смартфону, я писала в другой статье.
  3. Делаем перерывы. Чтобы дать мозгу возможность перезагрузиться, не пренебрегайте короткими перерывами между работой. Для этого можете воспользоваться техникой Помодоро. Помните, что в неделе хотя бы один день должен быть выходным. И самое важное – не забывайте про качественный сон.
  4. Учимся говорить “нет”.Если причиной мультизадачности являются навязанные кем-то обязанности, не взваливайте их на себя из чувства долга или желания показаться хорошими. Отказывать – это нормально. Если есть возможность, то делегируйте. Особенно тем, кто до этого часто пользовался вашей помощью. Как научиться говорить “нет”, читайте на нашем блоге.
  5. Все самое важное делаем утром. В это время у нас еще много сил, мы можем быть максимально сконцентрированными.
  6. Расставляем приоритеты правильно. В этом может помочь матрица Эйзенхауэра.

Заключение

Итак, мы выяснили, что многозадачность – это всего лишь навык быстро переключать свое внимание с одной задачи на другую, который имеет массу негативных последствий.

Совсем избежать отвлечения у нас не получится, ведь мы все живем в бешеном ритме, за которым приходится успевать. А вот практиковать осознанность и реально оценивать нагрузку, которая ложится на мозг и угнетает концентрацию, будет полезным приобретением. Поэтому, если вы хотите выполнить что-то качественно на работе или в повседневной жизни, заранее планируйте время и рассчитывайте силы.

По этой теме очень рекомендую почитать книгу Тео Компернолле “Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел”, а также послушать лекции профессора Татьяны Черниговской об особенностях мозга.

Разбирала с вами понятие многозадачности Ксения Молоканова. Благодарю за внимание и до скорого!


Постоянно быть занятым — важно! Больше — лучше! Безделье убивает! Знакомые установки? Оказывается, они не только понижают самооценку и отбивают желание что-либо делать. Жить под этими девизами — серьезно вредить своему ментальному и физическому здоровью.

Умением быть многозадачным часто хвастаются в резюме, да и большинство работодателей выдвигают это как требование при описании вакансии. Но человеческий мозг отличается от компьютера: мы не можем выполнять несколько сложных задач одновременно. Когда человек переключается между делами, его мозг устает быстрее и становится менее эффективным, считают ученые из Стэнфорда [1] . В итоге работа получается некачественной и незавершенной. При этом профессоры из Йельского университета отмечают, что смена схожих простых задач только увеличивает продуктивность [2] .

Иногда многозадачностью называют вполне безобидные вещи. Например, под ней подразумевают последовательное выполнение нескольких важных дел за ограниченный промежуток времени. Это значит не набрасываться на все сразу, а заранее разумно распределить время. Делать это не так просто: понадобится организованность и аналитическое мышление. И даже этот подход становится вредным, если его неправильно применять. О том, как работать правильно, рассказываем в конце статьи.

Виды многозадачности

Некоторые уверены, что они могут уделять часть своего внимания каждой из нескольких задач. То есть полностью не погружаться ни в одну из них, но при этом делать все эффективно. Это заблуждение. Мозг не может одновременно обрабатывать разную информацию.

Часто сторонники такого подхода забывают, что делали пять минут назад, задают вопросы, на которые уже отвечали, и даже попадают в ловушку собственного мозга — вспоминают то, чего на самом деле не было. С первыми двумя пунктами все более-менее понятно, но что означает третий?

Особенно часто такое происходит, когда это действие ожидаемое. Если вас на каждом совещании просят о чем-то важном, при недостатке информации мозг выбирает наиболее вероятный сценарий. Поэтому когда вы обновляете ленту в социальных сетях во время разговора, а потом не можете вспомнить, действительно ли вас о чем-то спрашивали — не удивляйтесь.

Иллюстрация многозадачности

А теперь научное объяснение.

Существует четыре вида памяти: кратковременная, долговременная, оперативная и промежуточная. Нас интересуют последние две. Оперативная память помогает нам выполнять работу — мы воспринимаем информацию и вспоминаем факты, которые нужны для конкретной задачи. Промежуточная накапливает информацию, а во время сна полностью очищается информация переходит в долговременную память . Когда вы выполняете сложную задачу, она занимает всю вашу оперативную память.

Вдруг — спонтанное решение проверить почту. Мозгу такое переключение дается труднее, чем может показаться. Теперь он перемещает сложную задачу в промежуточную память, ведь оперативная должна быть занята просмотром почты.

Заметьте, что для мозга не имеет значение, насколько велика и сложна вторая задача — в любом случае алгоритм одинаковый. Чтобы вернуться к первоначальному делу, снова придется совершать процедуру перемещения. Больше ли энергии тратит мозг? Больше. Сильнее ли вы устаете после этого? Сильнее.

Не забывайте, что объем памяти у мозга ограничен. Чем больше вы отвлекаетесь на второстепенные задачи, тем меньше места остается для первостепенной. Работая в таком режиме, вы теряете концентрацию и рабочий настрой. А в конце дня обнаруживаете, что время ушло непонятно куда, а вы так ничего и не успели сделать.

Хроническая многозадачность — вредная привычка для мозга

Мозг не приспособлен к многозадачности, поэтому нейронные структуры изнашиваются из-за нее. Особенной опасности подвергается мозг подростков. Если в раннем возрасте не научиться концентрироваться, то потом это дается гораздо сложнее. У взрослого мужчины неправильный подход к многозадачности может снизить IQ на 15 баллов, как выяснили ученые из Лондонского университета [3] .

Как работать правильно

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:

Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Читайте также: