Как сделать сустейн на гитаре

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 07.09.2024

Доброго всем дня! Тут на одном сайте наткнулся, на как мне показалось, интересные советы по отстройке гитары.
Думаю, что стоит перевести оригинальную статью.

10 советов, как сделать звук любой гитары лучше

Ниже приведено несколько советов, которые будут работать на любой гитаре и сделают ее звук лучше. Все описанные операции не сложны и однозначно стоят потраченного на них времени.

1. Если у вашей гитары есть тремоло, помещенное в специальное углубление под него (например Floyd Rose или стратовское тремоло, т.е. не Bigsby), и оно сзади закрыто пластиковой крышкой, то просто снимите ее. Удивительно, как может поменяться звук гитары, если просто снять крышку тремоло.

2. Всегда следите за винтами и шурупами на гитаре. Для лучшего звука они должные быть затянуты довольно ТУГО и сильно. Критические места это: гриф, бриджи и колки. Проверяйте их регулярно.

3. Если у вашей гитары есть тремоло, и вы не им не пользуетесь, то его стоит зафиксировать небольшим кусочком дерева, например. Это увеличит сустейн и отдачу.

4. Заэкранируйте свою гитару.

5. Дайте гитаре дышать. Для этого нужно снять краску с тех мест, которые обычно не видно. Критическое место – это пространство под бриджем Теле или Страта. Эрик Джонсон (Eric Johnson) это со всеми своими гитарами. Так же можно снять краску в углублениях для звукоснимателей и вообще под всем пикградом (это актуально для страта, т.к. на лесполе пикгард не такой). Кстати, если у вас гриф гитары съемный, то некоторые снимают его и зачищают пятку грифа с одной стороны и место куда он крепится на деке – с другой. Говорят, что повышается отдача и сустейн.

6. Дайте гитаре дышать. Проверьте провода в своей гитаре. Часто можно обнаружить плохую пайку, и плохие провода. Достаньте качественные кабели и сделайте внутреннюю проводку заново. Сделав это, вы можете не поверить своим ушам.

7. Дайте гитаре дышать. Проверьте место крепления грифа к деке (для грифов на болтах, естественно). Снимите гриф, и зашлифуйте пятку грифа, удалив оттуда грязь и краску, пока не получите ровную и гладкую поверхность. Тоже самое сделайте с местом крепления грифа на деке. Поставьте гриф на место и закрутите винты очень туго.

8. Поставьте на гитару новые струны из чистого никеля, и вы услышите детали, которые не слышали до сих пор. Замените свой дешевый пластиковый порожек на костяной. Это может еще больше детализировать звук.

9. Замените свой гитарный кабель на очень качественный кабель (например George L?s). И снова, можно услышать то, что до этого слышно не было.

Хм, как по мне, так во всех советах есть здравое звено. Единственное, что мне непонятно, так это пассаж про струны из чистого никеля. Чем они так хороши? Что касается струн, то тут вкус у всех разный и каждый выбирает то, что ему нравится.

Почему не слова про компрессоры-сустейнеры?
Благо таких щас расплодилось немеренно во всех ценовых категориях.

Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>Почему не слова про компрессоры-сустейнеры?
I>Благо таких щас расплодилось немеренно во всех ценовых категориях.

Потому, что это абсолютно неинтересный и тривиальный сустейн. С положительной обратной связью — гораздо прикольнее, особенно в инженерном аспекте.

Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:

MS>Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>>Почему не слова про компрессоры-сустейнеры?
I>>Благо таких щас расплодилось немеренно во всех ценовых категориях.

MS>Потому, что это абсолютно неинтересный и тривиальный сустейн. С положительной обратной связью — гораздо прикольнее, особенно в инженерном аспекте.

Простите, но что такое "положительная обратная связь", когда речь о сустейне?

Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:

MS> И в результате, любой сустейн выхолащивается в чистый синус, даже c ebow. То есть, одна голая частота и никакого спектра.

Не совсем так. Если сигнал проходит через овердрайв/дисторшн и обогащается гармониками, то ничто не мешает струне резонировать сразу на нескольких гармониках. Но для этого должны выполняться некоторые условия: коэффициент подавления на этих гармониках должен быть примерно одинаков, иначе будет усиливаться только одна гармоника, и обратная связь (акустическая или магнитная) должна воздействовать на струну геометрически ассиметрично. Если, например, вторая гармоника будет симметрично воздествовать на обе половинки струны, то естественно, резонанса на ней не получится, но если на одну из половинок она будет воздействовать сильнее, то струна будет резонировать и на ней.

Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>Простите, но что такое "положительная обратная связь", когда речь о сустейне?

Ну типа положительная обратная связь такая. Это когда струна продолжает звучать бесконечно, пока ее держишь. Для этого нужен какой-то драйвер для раскачки, самый простой из них — звук из монитора.

От: jazzer Skype: enerjazzer
Дата: 26.04.11 02:18
Оценка:

Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:

MS>А вот как сохранить исходный спектр струны — вот над этим я и работаю сейчас.

А это вообще можно сделать универсальным в принципе?
Ты же устраиваешь обратную связь, коэффициент которой зависит от кучи параметров, и не в последнюю очередь там играют роль свойства самой струны. Т.е. одна и та же струна, новая и старая, дадут наверняка разные коэффициенты для разных частот?
Плюс открытая струна и зажатая на порожке тоже, наверное, будут обладать разной отзывчивостью к внешнему возбуждению?
Т.е. в идеале, наверное, нужен этап настройки, когда ты просто дергаешь струну, а девайс анализирует ее спектр, отдает его обратно и смотрит, как струна отзывается, чтобы понять, с какими коэффициентами какие гармоники возвращать? Иначе некоторые гармоники буду вылезать, наверное?
Сорри, если вопросы глупые

Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:

MS>Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>>Простите, но что такое "положительная обратная связь", когда речь о сустейне?

MS>Ну типа положительная обратная связь такая. Это когда струна продолжает звучать бесконечно, пока ее держишь. Для этого нужен какой-то драйвер для раскачки, самый простой из них — звук из монитора.

Если используется персональный мониторинг (девайс в ухо), то монитором не получится раскачивать струны. К тому же, колонка монитора будет раскачивать все струны без разбора.

Здравствуйте, ДимДимыч, Вы писали:

ДД>Не совсем так. Если сигнал проходит через овердрайв/дисторшн и обогащается гармониками, то ничто не мешает струне резонировать сразу на нескольких гармониках. Но для этого должны выполняться некоторые условия: коэффициент подавления на этих гармониках должен быть примерно одинаков, иначе будет усиливаться только одна гармоника, и обратная связь (акустическая или магнитная) должна воздействовать на струну геометрически ассиметрично. Если, например, вторая гармоника будет симметрично воздествовать на обе половинки струны, то естественно, резонанса на ней не получится, но если на одну из половинок она будет воздействовать сильнее, то струна будет резонировать и на ней.

Гитарная струна имеет очень высокую добротность, причем вплоть до 10-х гармоник и даже выше. Поэтому, возбудить полный спектр является весьма нетривиальной задачей. Все дело в фазе гармоник — надо драйвить нужные гармоники в нужных фазах, а это непросто. Любые цепи, даже сам пикап и сам электромагнитный драйвер вертят фазу весьма сильно, не говоря уж об акустическом фидбэке и тем более — аудио-давайсах с их задержками. Поэтому даже самый продвинутый Moog Guitar не может выдать полный спектр. Более того, все очень зависит от положения драйвера. Гармоники, узлы стоячих волн которых приходятся ровно на катушку драйвера, нельзя возбудить в принципе. Из за этого случаются конфузы — если звучит 2-я гармоника — это нормально, но если выигрывает 3-я — нота будет просто не та.

Здравствуйте, jazzer, Вы писали:

J>А это вообще можно сделать универсальным в принципе?

Универсальным наверное нельзя. Главная проблема электромагнитного драйвера — это узлы стоячих волн в струне, которые попадают близко к драйверу, а такие всегда возникнут. Идеальный драйвер должен раскачивать струну в точке ее крепления — тогда теоретически можно возбудить любые гармоники. Я думаю об этом, но задача очень сложная, возможно даже технически нерешаемая.

J>Ты же устраиваешь обратную связь, коэффициент которой зависит от кучи параметров, и не в последнюю очередь там играют роль свойства самой струны. Т.е. одна и та же струна, новая и старая, дадут наверняка разные коэффициенты для разных частот?
J>Плюс открытая струна и зажатая на порожке тоже, наверное, будут обладать разной отзывчивостью к внешнему возбуждению?
J>Т.е. в идеале, наверное, нужен этап настройки, когда ты просто дергаешь струну, а девайс анализирует ее спектр, отдает его обратно и смотрит, как струна отзывается, чтобы понять, с какими коэффициентами какие гармоники возвращать? Иначе некоторые гармоники буду вылезать, наверное?

Гораздо важнее подогнать правильные фазы для нужных гармоник. Как я выяснил, деградация струн не очень сильно на это влияет. А вот правильная фаза очень сильно зависит от лада, что вполне объяснимо. Насчет амплитуд — это отдельный вопрос, нужно что-то типа automatic gain control, причем, для каждой гармоники в отдельности. Да, при этом, простой pitch detection не катит абсолютно, почему — это отдельный вопрос, я с ним разбираюсь. В общем, офигенно сложная инженерная задача. Но очень прикольно возиться со всем этим.

J>Сорри, если вопросы глупые

Нет, не глупые, а очень даже актуальные. Ты как музыкант и программист всю эту фигню хорошо знаешь и чувствуешь.

Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>Если используется персональный мониторинг (девайс в ухо), то монитором не получится раскачивать струны. К тому же, колонка монитора будет раскачивать все струны без разбора.

Ну посмори того же Сатриани — монитор это такая колонка на сцене, довольно мощная, которая дует не в зал, а в морду исполнителю. И конечно же, она действует на все струны. Но звучать может не просто одна струна, а одна нота — которая попадает в фазу.

Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:

MS>Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>>Если используется персональный мониторинг (девайс в ухо), то монитором не получится раскачивать струны. К тому же, колонка монитора будет раскачивать все струны без разбора.

MS>монитор это такая колонка на сцене, довольно мощная, которая дует не в зал, а в морду исполнителю.
спс

MS>И конечно же, она действует на все струны. Но звучать может не просто одна струна, а одна нота — которая попадает в фазу.
Все равно думаю педальный сустейн практичнее в использовании.

Но спорить не возьмусь, а то скатимся до извечного холивара "теплого лампового звука и бездушной цифры"

Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>Но спорить не возьмусь, а то скатимся до извечного холивара "теплого лампового звука и бездушной цифры"

Как раз, Джимми-Хендрикский бесконечный акустический сустейн считается самым православным. А я делаю робкие попытки достичь чего-то большего в комбинации с бездушной цифрой и реальным "теплым ламповым" фидбэком. Это очень непросто, но очень прикольно.

Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

MS>>И конечно же, она действует на все струны. Но звучать может не просто одна струна, а одна нота — которая попадает в фазу.
I>Все равно думаю педальный сустейн практичнее в использовании.

Да, этот сустейн тоже педальный, но педаль управляет только усилением драйверов. Пока я держу педаль — аккорд звучит вечно, пока рука не устанет. Но все равно явно слышно, что спектр очень быстро выхолащивается в чистые гармоники, спасают только примочки типа простейшего дисторшена, чтобы дать хоть какой-то спектр, в общем, не фонтан. Ну и конечно же, все гексафоническое при этом — и пикапы и драйвер.

От: jazzer Skype: enerjazzer
Дата: 26.04.11 05:49
Оценка:

Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:

MS>Здравствуйте, jazzer, Вы писали:

J>>А это вообще можно сделать универсальным в принципе?

MS>Универсальным наверное нельзя. Главная проблема электромагнитного драйвера — это узлы стоячих волн в струне, которые попадают близко к драйверу, а такие всегда возникнут. Идеальный драйвер должен раскачивать струну в точке ее крепления — тогда теоретически можно возбудить любые гармоники. Я думаю об этом, но задача очень сложная, возможно даже технически нерешаемая.
Ну если струна скользит на бридже (если он типа тюноматика), то между бриджем и точкой крепления наверняка можно что-то поставить, что будет струну качать, вроде это не сильно сложно. Скажем, повесить сильно магнитную втулку на нее (так как там натяжение большое, а длина маленькая, то собственной магнитности, наверное, не хватит), а рядом твой электромагнит будет ее тягать взад-вперед (поперек струны). Устроить классический параметрический резонанс

MS>Гораздо важнее подогнать правильные фазы для нужных гармоник. Как я выяснил, деградация струн не очень сильно на это влияет. А вот правильная фаза очень сильно зависит от лада, что вполне объяснимо.
А как насчет точки удара медиатора по струне? По идее, зависимость должна быть? Я, правда, урматы хорошо так забыл уже, аж самому стыдно. Спектр — точно зависит, а вот фазы.

MS>Насчет амплитуд — это отдельный вопрос, нужно что-то типа automatic gain control, причем, для каждой гармоники в отдельности. Да, при этом, простой pitch detection не катит абсолютно, почему — это отдельный вопрос, я с ним разбираюсь. В общем, офигенно сложная инженерная задача. Но очень прикольно возиться со всем этим.

Кстати, а почему pitch detection не катит? По идее, для каждой струны, если ты знаешь высоту ноты, ты автоматически знаешь, на каком ладу она была зажата, и соответственно знаешь набор гармоник и их относительные фазы, так? Если есть зависимость от точки удара медиатора — то каждой точке соответствует свой спектр, так что ее из спектра тоже можно вычислить, наверное? А дальше плясать от главной частоты, пользуясь заранее вычисленными таблицами гармоник/фаз.

Прости, ради бога, я сейчас ересь скажу. Сустейн, он, типа, интегральная характеристика; при чем здесь фазы, про каких, нафиг, спектров?

Орган, кстати, для хорошего сустенйу не обязателен. Можно скрипкой обойтись (виолончелью легче). У них и сустейн побесконечнее, и атака побогаче.

PS: Хендрикс чуточку сложнее, чем ты описал. В Сатриани не вслушивался, виноват.
PPS: А драйвер, да чтоб струну раскочегаривал, это хоть сейчас. Особенно синфазно.

Здравствуйте, vnp, Вы писали:

vnp>Прости, ради бога, я сейчас ересь скажу. Сустейн, он, типа, интегральная характеристика; при чем здесь фазы, про каких, нафиг, спектров?

Я говорю про бесконечный сустейн на гитаре, чтобы струна звучала сколько угодно долго, по желанию и давала при этом полный спектр. Для этого ее надо драйвить.

vnp>PS: Хендрикс чуточку сложнее, чем ты описал. В Сатриани не вслушивался, виноват.

Ну да, я несколько утрировал, но принцип остается.

vnp>PPS: А драйвер, да чтоб струну раскочегаривал, это хоть сейчас. Особенно синфазно.

Вот именно, что синфазно. А обеспечить синфазность очень непросто. Разные ноты в акустическом сустейне звучат на разных расстояниях от динамика, в силу сдвига по фазе. И на самом деле, этих нот, которые хорошо звучат — очень мало.

Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:

MS>Гитарная струна имеет очень высокую добротность, причем вплоть до 10-х гармоник и даже выше. Поэтому, возбудить полный спектр является весьма нетривиальной задачей.

Я не говорю о полном спектре. Речь идет о колебаниях на нескольких гармониках одной и той же частоты.

MS>Все дело в фазе гармоник — надо драйвить нужные гармоники в нужных фазах, а это непросто. Любые цепи, даже сам пикап и сам электромагнитный драйвер вертят фазу весьма сильно, не говоря уж об акустическом фидбэке и тем более — аудио-давайсах с их задержками. Поэтому даже самый продвинутый Moog Guitar не может выдать полный спектр.

Кроме резонансной характеристики струны так же имеет значение и АЧХ обратной связи. Если на частоте одной из гармоник есть один ярко выраженный пик, то резонанс будет тяготеть к его частоте, если же пики приходятся и на другие гармоники, они так же будут звучать.

MS>Более того, все очень зависит от положения драйвера. Гармоники, узлы стоячих волн которых приходятся ровно на катушку драйвера, нельзя возбудить в принципе.

Естественно. Поэтому если драйвер находится около максимума одной из гармоник, она так же будет возбуждаться.
Тут еще влияет тот фактор, что если в цепи ПОС находится АРУ (которая тоже сустейн ), то уровень усиления подстваивается под наиболее громкую гармонику, остальные быстро или медленно затухают. Если же АРУ нет, то колебания возрастают до такого уровня, что появляются нелинейные искажения, и они тоже звучат. В роли АРУ может выступать и сам музыкант, регулируя взаимное расположение гитары и драйвера (или воспроизводящей системы).
Если, например, вспомнить акустическую ПОС по микрофону, то в начале самовозбуждения звучит практически синусоида, но с ростом уровня сигнала (когда начинают проявляться нелинейные искажения) звук обогащается гармониками и превращается в свист (или более низкий гул, в зависимости от АЧХ), далекий от синусоиды.

MS>Из за этого случаются конфузы — если звучит 2-я гармоника — это нормально, но если выигрывает 3-я — нота будет просто не та.

Ну да, то же самое с флажолетами.

Здравствуйте, irbis3003, Вы писали:

I>К тому же, колонка монитора будет раскачивать все струны без разбора.

Ну а гитарист там зачем? Чтобы придерживать остальные струны, которые не должны звучать

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Оно и по даташиту так, но Одиссей-010 звучит с ними как твёрдый середнячёк Да ну что вы? Какой Алиэкспресс для КТ818/819? С Алиэкспресса я заказывал пародии на родные MJ15015/15016. А КТ818/819 даже не в ЧипДипе, где бешенная цена и корпус ТО-220, а на радиорынке нашёл. Откуда исправные то? Достался этот усь мне с 1-м сгоревшим транзюком в каждом канале, а заказанные на Алиэкспрессе новые погибли все 4.

Dr. West

Ну неужели непонятно, что ваши хотелки в точности соответствую алгоритму работы садового светильника? А значит, и схема будет примерно такая же, ну может быть, рассчитанная на несколько бОльшие токи.

Огонёк

Здравствуйте! Уже где то писал, что собираюсь делать, 6-ти канальный усилитель. Не могу до конца определится с усилителями по звеньям. НЧ- хочу что то типа Шушурина с 2-мя парами комплементарных транзисторов, может Apex-14. СЧ- Никитина, есть комплектующих, еще на несколько каналов. Да и нравится как звучит на ШП акустике. ВЧ- вопрос открыт?

Доброго времени суток. Всегда делал только двухтактные ИП (много и без проблем). Тут вот потребовалось срочно сделать маленький БП (28 V./1 A., 7 V./0,1 A.), а в наличии только сердечники с зазором (ETD 29/16/10 самый маленький, с зазором 1 мм. (2х0,5)). Решил сделать обратноход (Один раз по молодости пробовал сделать - не получилось и больше к однотактным не возвращался). Сначала посчитал в Flyback - вышло 145 в. первичка, решил из интереса посчитать тоже самое в FlybackZCS и в Flyback-Lite, вышло по другому 139 в. и 76 в. соответственно. Почему такая разница (в 2 раза)? Скриншоты прилагаю. Flyback-Lite ставит какой то уж совсем маленький коэффициент заполнения.

rocker60

Я тоже экспериментировал с разными лаками. Но, однажды на заводе мне налили майонезную баночку эпоксидной смолы и половину баночки отвердителя. Маленький, крошечный трансформатор с перемотанной вторичной обмоткой я поместил в склеенный из плотной бумаги лоток. Затем залил эпоксидной смолой. После затвердения получился квадрат, твёрдый как камень. Своим экспериментом остался доволен. Для трансформаторов небольших размеров на всех видах сердечников, в том числе и на торе, вполне применим. Единственный недостаток - необходимо достаточное количество эпоксидной смолы, но полученный результат этого стоит.

Sechih7

Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!

Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.


Порожек на грифе

Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.

Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.

Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.


Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.

Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью - использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.

Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!


В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.

Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.

Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.

Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.

Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.

Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.


Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.


Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.

Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.

В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.

Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.

Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:

  • Чистый никель звучит мягко и округло.
  • Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
  • Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая


На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.

Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.

Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.


С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.

Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.

Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня :)

Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.

Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.

Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране :) Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.

Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.

Читайте также: