Как сделать судебный запрет на приближение к человеку
Кто может ходатайствовать о запрете на приближение
Типичными случаями, когда может быть наложен запрет на приближение, являются домогательства и попытки посещения со стороны бывшего супруга или сожителя, а также вымогательство денег взрослыми детьми у престарелых родителей.
Но не стоит ограничивать круг лиц данного запрета такими распространёнными примерами. Кроме того, лицами, в отношении которых может быть наложен запрет на приближение являются действующие супруги (в случае совершения домашнего насилия), и даже родители супругов.
Также о наложении запрета на приближение могут ходатайствовать:
- лица, которые совместно проживают (проживали) одной семьей, но не находятся (не состояли) в браке между собой, их родители и дети;
- лица, имеющие общего ребенка (детей);
- родители (мать, отец) и ребенок (дети);
- дед (бабка) и внук (внучка);
- прадед (прабабка) и правнук (правнучка);
- отчим (мачеха) и пасынок (падчерица);
- родные братья и сестры;
- другие родственники: дядя (тетя) и племянник (племянница), двоюродные братья и сестры, двоюродный дед (бабка) и двоюродный внук (внучка);
- дети супругов, бывших супругов, невест, лиц, имеющих общего ребенка (детей);
- опекуны, попечители, их дети и лица, находящиеся (находившиеся) под опекой;
- приемные родители, родители-воспитатели, патронатные воспитатели, их дети и приемные дети, дети-воспитанники, дети, проживающие (проживавшие) в семье патронатного воспитателя.
Действие запрета на приближение
Запрет на приближение налагает на обидчика обязанность оставить место жительства жертвы домашнего насилия, а также возлагает на него запрет на приближение к данному месту на определённое расстояние. Кроме того, обидчику запрещено предпринимать попытки по установлению контакта с жертвой каким-либо способом. Как лично, так и при помощи третьих лиц, не говоря уже о том, чтобы приближаться к жертве.
Расширенный запрет на приближение включает в себя также запрет на посещение мест, часто посещаемых жертвой, а также на пребывание в определённом радиусе от таких мест. Это может быть место работы жертвы, продуктовый магазин, который она посещает наиболее часто, место учебы, школа или детский садик ребенка.
Запрет на приближение в отношении членов одной семьи предусматривает, что лицо, на которое наложен запрет, должно покинуть жилище и не имеет права туда возвращаться. Оно не имеет права встречаться с лицом, защищаемым данным запретом, а также контактировать с ним каким бы то ни было образом. Запрещено следовать и вести наблюдение за охраняемым лицом. Может быть вынесено решение о расширенном запрете на приближение в отношении членов одной семьи, что предполагает запрет находиться, например, на близлежащей к совместному жилищу территории.
В любом случае следует учитывать, что запрет на приближение налагается в том объеме, в каком это необходимо в каждом конкретном случае. При этом документ не исключает контакты по уважительным причинам, например, в случае болезни общего ребенка сторон.
Продолжительность действия запрета на приближение
Суд уполномочен выносить запрет на приближение лица на срок от одного до 6-ти месяцев. При этом, в случае необходимости данный запрет может быть продлён, однако не более чем на 6 месяцев.
В Совете по правам человека при Президенте России создадут рабочую группу по разработке законодательства о профилактике семейного насилия.
Одна из сопредседателей группы – политолог Екатерина Шульман – рассказывает о том, что не так в нынешнем законодательстве, почему декриминализация статьи 116 УК — это правильная мера и какой должна быть профилактика.
— Почему так важно, чтобы появился новый законопроект о профилактике семейно-бытового насилия? Существующего законодательства недостаточно?
Екатерина Шульман Фото: Facebook
Почему я считаю это правильной мерой? Проблема по 116 статье Уголовного кодекса была в том, что она по ряду причин не работала. Главная проблема была в том, что это статья частного обвинения (обвинение может быть частным, частно-публичным и публичным).
В частном обвинении бремя доказывания и, собственно, ведение процесса возлагается на обвиняющую сторону. То есть тот, кто заявление подаёт, должен и собирать доказательную базу. И дело может быть прекращено по желанию этой самой заявившей стороны. В более чем 70% случаев по 116 статье УК происходило именно это: то есть пострадавший (чаще всего это женщина) приносил заявление, а потом его забирал.
И правоохранительные органы не принимали эти заявления, потому что они знали, что им придётся делать пустую работу в большинстве случаев. Будет заведено дело, а потом муж и жена помирятся и заберут обратно заявление.
Перевод в КоАП сделал обвинение частно-публичным: то есть требуется заявление, чтобы возбудить дело, но забрать его назад уже нельзя. В этом смысле административный кодекс лучше, чем уголовный, для такого рода правонарушений.
Кроме того, по 116 статье УК была санкция до 2 лет лишения свободы, но она почти никогда не применялась. Основное наказание, которое применялось, — это штраф. Но само наличие такого срока возможного лишения свободы дополнительно отпугивало заявляющих. Потому что им говорили: «Вы что, хотите посадить на два года своего мужа (отца/брата)? Людей это пугало. Штраф — тоже никуда не годное наказание для таких деяний. Это чистое издевательство, потому что в значительном числе случаев семейного насилия тот, кто бьет жертву, за ее счёт и живёт.
Мы чаще всего представляем себе мужа, который бьет жену, но очень распространенный, к сожалению, сценарий, особенно в провинции — сын бьет мать и отбирает пенсию. Старики ещё беспомощнее, чем даже женщина с ребенком, им некуда уйти. То есть штраф выплачивается из средств самих пострадавших или из общего семейного бюджета, что только делает семью беднее.
Вообще штраф не может быть наказанием за насилие, это какая-то “русская правда”: штраф — это санкция за нарушение административного правила или регламента, а не за избиение живого человека.
— Какой вид наказания для семейного насилия может быть оптимальным?
— В административном кодексе тоже присутствует наказание в виде штрафа, но там есть и другой вид наказания, который, на мой взгляд, является оптимальным по делам такого рода. Это административный арест. Это самое лучшее, что можно придумать для профилактики семейного насилия.
Но арест на 3, 5 или 15 суток разлучает жертву и агрессора. У жертв есть время уйти, у насильника есть время подумать. Спецприемник не десоциализирует, как длительное тюремное заключение, но там достаточно неприятно, и, возможно, насильник не захочет попадать туда второй раз.
Еще по нескольким причинам я считала и продолжаю считать, что декриминализация 116 статьи – это правильно. Административное производство быстрее, легче и не так затратно для заявителя. При этом нельзя забрать заявление назад. То, что с момента декриминализации количество дел по ст. УК 116 увеличилась, – это хороший признак, а не плохой. Это не признак того, что бить стали больше, это признак того, что жертвы стали чаще обращаться. Следовательно, они перестали считать то, что с ними происходит, нормальным. А это именно то, к чему мы должны стремиться и чему может помочь публичное обсуждение: важно, чтобы домашнее насилие стало считаться социально неприемлемым.
— Что точно должно быть в этом законе?
Это основная проблема домашнего насилия: сложно развести две стороны. Они просто не могут быть разделены, потому что они живут вместе. Когда людям просто физически некуда деться друг от друга, надо временно отселить жертву. Но я вообще сторонник того, чтобы на 15, 20 и 30 суток отселять агрессора. И он много раз подумает, прежде чем опять идти на такое.
Домашнее насилие страшно тем, что оно склонно прогрессировать. Сначала поругались, потом подрались — слово за слово, и всё может закончиться убийством. У нас уже есть статьи за телесные повреждения лёгкой, средней, тяжелой степени тяжести, есть статья “истязание” — то есть в целом достаточно большая палитра в Уголовном кодексе, которая позволяет карать свершившийся факт насилия.
Но наша задача каким-то образом заниматься профилактикой семейного насилия. В законе могут появляться такие меры, как принудительное психологическое лечение, какие-то курсы по управлению гневом, то есть всякого рода воспитательно-медицинские меры воздействия, которые применяется в развитых странах.
Чего не должно быть? Не должно быть ощущения безнаказанности, того, что это какое-то внутреннее семейное дело, которое никого не касается.
И, конечно же, не хочется получить репрессивный инструмент для фабрикации уголовных дел, чтобы криминализировать разводы или использовать его в семейно-имущественных конфликтах.
— Кто сейчас будет принимать участие в разработке нового закона?
Насколько велика вероятность, что законопроект будет рассмотрен и в дальнейшем утвержден?
— Ни у Совета по правам человека при Президенте, ни у омбудсмена по правам человека нет права законодательной инициативы. В соответствии с Конституцией РФ оно есть у Президента, правительства, у депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, высших судов и региональных законодательных собраний.
Сейчас в думской базе никакого внесенного законопроекта по семейному насилию нет. Но есть несколько организаций, которые занимаются профилактикой домашнего насилия, и вот со вчерашнего дня создана рабочая группа при СПЧ. Мы готовы взять те разработки, которые уже есть у общественных организаций активистов.
Наша главная задача – чтобы законопроект был внесен на рассмотрение, и чтобы мы смогли довести его хотя бы до первого чтения. Даже если он не будет принят с первого раза, мы по крайней мере его выведем в поле общественного внимания, что уже немало. Но итогом нашей работы должен стать новый федеральный закон.
Под преследованием будут пониматься все контакты с домашним тираном, возникшие вопреки воле его жертвы и воспринимаемые ею как угроза. Например, настойчивые поиски пострадавшего агрессором, навязывание жертве общения — личного, по телефону или через третьих лиц, а также настойчивые посещения обидчиком тех мест, где с большой долей вероятности может находиться жертва. Короче, любые действия, которые не только могут угрожать безопасности потенциальных жертв, но просто вызывать у них страх за свою безопасность.
Тут-то и появятся пресловутые запреты приближаться к жертве. Такое предписание может быть выдано на срок от 30 дней до года, но при необходимости суд сможет его продлить. Осталось лишь определиться, что делать, если и эти запреты будут нарушены домашним тираном.
Zakon.kz
Запрет на приближение действует в течение срока, определенного судом, в случае необходимости он может быть продлен.
Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года введен новый институт процессуального принуждения в виде запрета на приближение, который избирается в целях обеспечения порядка расследования, судебного разбирательства по уголовным делам, надлежащего исполнения приговора. Запрет на приближение избирается как вместо избираемой меры пресечения, так и наряду с ней , сообщает Куандык Рахметов, старший помощник Генерального Прокурора Департамента по надзору за законностью досудебной стадии уголовного процесса Генеральной прокуратуры.
В соответствии с процессуальным законом запрет на приближение состоит в ограничении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого разыскивать, преследовать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иными способами с потерпевшим и иными лицами, участвующими в деле, в целях их защиты.
"О запрете на приближение может ходатайствовать потерпевшее или иное лицо, подлежащее защите, у которого есть обоснованные причины считать, что он подвергается угрозам и домогательствам со стороны другого человека. При этом, этот человек должен обратиться с письменным заявлением к лицу, осуществляющему досудебное расследование", - отмечает Куандык Рахметов.
Ходатайство о санкционировании запрета на приближение рассматривается следственным судьей с участием прокурора, подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего или иного лица, подлежащего защите, в течение трех суток.
На судебном заседании рассматривается заявление и пояснения по делу, заслушиваются обе стороны и свидетели, при этом оценивается риск совершения преступления или нарушения в каждом отдельном случае.
По словам Куандыка Рахметова, основаниями для наложения запрета являются общие условия, личное ощущение опасности заявителем, а также показания свидетелей.Необходимо полагать, что одним из веских оснований для наложения запрета на приближение будет являться совершенное насилие. Также достаточными основаниями для наложения запрета будут являться домогательства, воспринимающиеся человеком как действия, содержащие угрозу, в том числе, в ходе произведенных телефонных звонков, полученных писем, незаконной слежки и т.д.
Только после санкционирования постановления о запрете на приближение, данное процессуальное принуждение будет принято для исполнения.
Лицо, на которое наложен запрет на приближение не имеет права встречаться с лицом, защищаемым данным запретом, а также выходить или пытаться выйти на контакт с ним.
Запрет на приближение действует в течение срока, определенного судом, в случае необходимости он может быть продлен.
"При нарушении запрета на приближение на подозреваемого, обвиняемого может быть наложено денежное взыскание в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей, а также применена мера пресечения", - говорит старший помощник Генерального Прокурора Департамента по надзору за законностью досудебной стадии уголовного процесса Генеральной прокуратуры.
Читайте также: